Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ'

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
527
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / АНДРАГОГИКА / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / КЕЙС / ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Полина Михайловна, Николашкина Виолета Евгеньевна

В обществе давно наработаны формы и методы, технологии обучения, передачи знаний и навыков. Традиционные методы обучения применимы в освоении знаний и навыков, не ориентирующих на непосредственное использование их в практической деятельности. Нечто новое, неизвестное человеку, полученное традиционными методами, может лечь фундаментом в построение системы знаний, необходимых человеку для профессионального и личностного роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Полина Михайловна, Николашкина Виолета Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADULT EDUCATION TECHNOLOGY

Forms and methods, technologies of training, transfer of knowledge and skills have been developed in the society for a long time. Traditional teaching methods are applicable in the development of knowledge and skills that do not focus on their direct use in practice. Something new, unknown to man, obtained by traditional methods, can form the foundation for building a system of knowledge necessary for a person for professional and personal growth.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ»

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Алексеева Полина Михайловна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук Николашкина Виолета Евгеньевна

Аккредитованное образовательное частное образовательное учреждение высшего образования «Московский финансово-юридический университет МФЮА» (г. Москва), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина» (г. Москва)

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ

Аннотация. В обществе давно наработаны формы и методы, технологии обучения, передачи знаний и навыков. Традиционные методы обучения применимы в освоении знаний и навыков, не ориентирующих на непосредственное использование их в практической деятельности. Нечто новое, неизвестное человеку, полученное традиционными методами, может лечь фундаментом в построение системы знаний, необходимых человеку для профессионального и личностного роста.

Ключевые слова: технология, андрагогика, технология обучения, кейс, проект.

Annotation. Forms and methods, technologies of training, transfer of knowledge and skills have been developed in the society for a long time. Traditional teaching methods are applicable in the development of knowledge and skills that do not focus on their direct use in practice. Something new, unknown to man, obtained by traditional methods, can form the foundation for building a system of knowledge necessary for a person for professional and personal growth.

Key words: technology, andragogy, learning technology, case study, project.

Введение. Новые технологии помогают без потерь времени и знаний переходить людей к обучению длиною в жизнь. Но для этого нужно решить проблему непрерывного образования преподавателей, учителей информационным (цифровым) технологиям. Без этого непонятно, чему учителя будут учить своих учеников. Специалистам абсолютно любого направления необходимо проходить переподготовку, чтобы поддерживать необходимую квалификацию. А для тех, кто обучает других людей, например, для педагогов, это особенно важно.

Изложение основного материала статьи. Современная наука и практика имеют в своем арсенале значительное разнообразие технологий, достаточное для реализации любых потребностей обучающихся и обучающих.

Технология обучения взрослых представляет собой систему определенных операций, технических действий и функций обучающихся и обучающих, сгруппированных по основным этапам процесса обучения [7].

Андрагогическая модель обучения предполагает использование интерактивных методов обучения взрослых в прямой зависимости от целей обучения, специфики изучаемого предмета, особенностей образовательной среды, видов занятий, уровня подготовленности обучающихся и их опыта. Учитывая эти данные, А.В. Мордовская [3, С. 26] дает свою классификацию интерактивных технологий, взяв за основу критерий: способ - метод - средство, наиболее оптимальный для гуманитарного подхода к образованию. В результате классификация интерактивных технологий обучения может быть представлена диалоговыми, игровыми, тренинговыми технологиями.

Исследователи Катри Райк и Нина Рауд, представители европейской (эстонской) научной школы, связывают интерактивные технологии обучения с понятием эффективности преподавания, основанного «на определении моделей взаимодействия преподавателя - студента в учебном классе, которые положительно влияют на когнитивную деятельность студентa, имеющую результат при обучении» [6, С. 12-26]. Такое взаимодействие, сотрудничество обучающего и обучающегося, по мнению авторов, возможно в следующем формате:

- лекция с использованием активных форм обучения слушателей (например, задания на составление лучшего конспекта или использование приема прерывания лекции);

- занятие с применением графических средств организации учебн го материала (например, карты памяти или, по-другому, карты знания, концептуальные карты, карты повествования, когнитивные органайзеры, планирующие органайзеры, концептуальные диаграммы);

- «мозговой штурм» (наиболее эффективен при работе с группами, участники которых имеют богатый и разнообразный личный опыт. Метод рекомендуется для открытой дискуссии и при поиске ответа на вопрос по теме лекции, содержание которой имеет информационный или концептуальный характер. Целью данного вида деятельности является развитие умения и навыка выражать собственное мнение и мысли, которые записываются в «сыром» виде с последующим анализом всего банка идей);

- групповая дискуссия (используется в качестве вида деятельности, целью которого является формирование в группах, состоящих из большого числа участников, единого понимания задач и целей и чувства принадлежности. Преподаватель организует групповую дискуссию на тему, которая объединяет участников в группы, слушатели делятся своими мнениями и идеями по вопросам, которые раскрывают особенности групповых процессов);

- SWOT-анализ (метод активного обучения, который при решении проблемы позволяет в качестве групповой работы анализировать какое-либо явление или процесс. Анализ включает обсуждение слабых и сильных сторон явления, т.е. внутренние факторы влияния и имеющиеся возможности и опасности, которые являются внешними факторами влияния. Авторы рекомендуют данный метод для упражнений по решению проблемных ситуаций, явлений и т.д.);

- командное обучение (используется при условии, что у участников есть желание и готовность обучать (и обучаться) друг у друга) и др.

Исследователь О.А. Иванова [1] в своем анализе образовательных технологий особое внимание уделяет инновационным технологиям, обеспечивающим качественный рост эффективности образовательных процессов, повышающих продуктивность действующей системы обучения. Инновационные технологии в отечественной системе образования достаточно разнообразны.

В контексте проблемы плодотворного обучения взрослых интерес представляют личностно ориентированные образовательные технологии, предполагающие «изменение содержания и организации образовательного процесса по созданию обучающимся оптимальных условий для развития их способностей, духовного начала, формирования самостоятельности, стремления к самообразованию и самореализации» [2]. К ним О.А. Иванова относит:

- модульную технологию обучения;

- модульно-рейтинговую технологию обучения;

- модульно-кредитную технологию обучения;

- адаптивную систему обучения;

- технологию полного усвоения;

- технологию разноуровневого обучения;

- технологию индивидуальных образовательных траекторий;

- парацентрическую технологию обучения;

- контрольно-корректирующую технологию;

- индивидуально-бригадную технологию обучения;

- бригадно-индивидульную технологию обучения и т.д.

Актуальными для андрагогической модели обучения являются описываемые исследователем технологии развития навыков самообразования и компетенций, нацеленные на самостоятельное продвижение обучающихся по индивидуальному образовательному маршруту и получение ими навыков организации своего учебного процесса. Такими характеристиками обладают кейс-технология.

Подготовка кейса является многоэтапным процессом, требующим соблюдения определенных этапов, которые в результате повысят качество разрабатываемого продукта.

В ходе ознакомления с материалами, представленными в кейсе, необходимо выявить ключевую проблему, отобрать нужную информацию из текста и приложений (финансовый отчет, организационная диаграмма, отчеты), выбрать метод работы (использование математических методов, работа с понятиями, выявление и оценка альтернативного образа действий и др.). При разборе кейса не следует использовать информацию, привлекая дополнительные источники (газетные статьи, данные из Интернета), которые не представлены в нем.

Инструкция к разбору кейса:

1. Определить, есть ли вопросы, которые не обозначены в кейсе, но имеют принципиальное значение для анализа его содержания. С этой целью необходимо обратиться к типу и теме кейса или подумать над тем, какие вопросы может задать преподаватель студентам.

2. Выбрать общий аналитический подход к анализу кейса. Как правило, применяют идентификацию и оценку альтернативного образа действий.

3. Отобрать инструменты и главные факты, необходимые для логической поддержки рекомендаций студента.

4. Определить специфический уровень или тип анализа (всесторонний (подробный) анализ; «анализ начала» (предполагает начало анализа с вопроса, который, возможно, задаст преподаватель); беглый анализ (общая обработка вопросов и проблем); специализированный анализ конкретного вопроса или проблемы; интегрированный с привлечением информации из ежегодных промышленных отчетов, технических заметок, личного опыта), который будет представлен аудитории.

После разбора кейса готовится его устная презентация. Определяется время и необходимое оборудование, структура презентации, уровень детализации, визуальные средства, репетиция, планирование выступления[4].

Далее следует устная презентация кейса. Более выигрышной она бывает, когда презентующий четко определяет цель выступления, говорит свободно, без опоры на написанный текст, ясно излагает мысли с использованием фактов из кейса и акцентированием ключевых моментов, использует приемы привлечения внимания слушателей, укладывается в точно определенное для сообщения время.

После устной презентации проводится дискуссия. Преподаватель может использовать один из шести форматов дискуссии:

1) преподаватель - слушатель: «перекрестный допрос» (преподаватель задает ряд вопросов по логике рассуждений слушателя);

2) преподаватель - слушатель: «адвокат дьявола» (слушатель выступает в роли адвоката, привлекая для доказательства определенные факты, концептуальную или теоретическую информацию, личный опыт, в обсуждение могут быть включены и другие обучающиеся);

3) преподаватель - слушатель: гипотетический формат (преподаватель излагает гипотетическую ситуацию шире, чем позиция и рекомендация слушателя, которому будет предложено ее оценить);

4) обучающийся - обучающийся: конфронтация и/или кооперация (все слушатели участвуют в дискуссии или конфронтации, оспаривая мнение выступающего или других участников);

5) обучающийся - обучающийся: «играть роль» (слушатель по просьбе преподавателя выбирает определенную роль, посредством которой взаимодействует с другими обучающимися);

6) преподаватель - группа: «безмолвный» формат (преподаватель задает вопрос конкретному слушателю, а затем всей группе, если не получит правильного ответа).

При обсуждении преподаватель может предложить обучающимся различные роли:

- «эксперта-очевидца» (эксперта для всестороннего или специализированного анализа кейса);

- «поручителя» (наблюдателя, кто видит и следит за неверным ходом рассуждений, приводящим в тупик);

- «вошедшего в образ» (определенного человека для отождествления себя с ним и анализа его характера);

- «поставщика фактов» (эксперта для беглого анализа ситуации);

- «знатока индустрии» (должностного лица для анализа влияния тенденций развития промышленности на конкретную ситуацию кейса);

- «у меня есть опыт» (эксперта, апеллирующего к собственному опыту);

- «вопрошающего» (участника, задающего вопросы по ключевым моментам хода и целей анализа);

- «упаковщика» (исполнителя роли, целью которой является интеграция различных анализов для увязывания их с главными проблемами кейса) [5].

Как правило, обсуждение проходит в форме открытой дискуссии. Задача преподавателя руководить обсуждением, выслушивать доводы и аргументы его участников. Он должен выбрать одну из стратегий поведения в процессе работы над кейсом: дает ключи к разгадке посредством наводящих вопросов или дополнительной информации; по необходимости сам дает ответ; занимает пассивную позицию, ограничиваясь только подведением итогов дискуссии.

По завершении обсуждения преподаватель дает оценку дискуссии и, в целом, обучению по кейсу, делая обобщения и выводы.

Исторически о проектах в образовании начали говорить еще Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег, К.Д. Ушинский. В начале 20-х гг. ХХ столетия представители американской школы: вначале Дж. Дьюи, затем У. Килпатрик - внедрили проектную технологию, названную ими как метод решения проблем, с целью активизировать мыслительную деятельность учащихся.

При обучении взрослых посредством проектных технологий мы должны учитывать то, что обучающийся должен сам стать автором проекта. Поэтому деятельность преподавателя сводится к тому, чтобы создать условия для нахождения проблемы, необходимой помощи в проектировании, сопровождение в выборе средств, методов и приемов проектирования. Профессиональные интересы педагогов должны быть учтены при разработке проекта.

Проекты при обучении взрослых могут делиться по способам преобладающей деятельности. Если рассмотреть данный вопрос глубже, становится очевидным, что проект изначально ориентирован на практику и выполняется с помощью определенных алгоритмов.

Онлайн-обучение является тем фактором, который занимает ведущую позицию в данном вопросе, по своим возможностям и доступности не уступая классическому, очному варианту образования. С появлением платформ, позволяющих учиться удалённо, мы наблюдаем тенденцию к всё большей востребованности данного вида обучения не только среди студентов, но и лиц школьного возраста, а также уже работающего поколения, желающего не отставать от реалий современного мира.

Дистанционное образование, являясь самостоятельной формой обучения, предполагает взаимодействие преподавателя и обучаемого. В конце 1980-х годов появились первые персональные компьютеры, которые упрощали дистанционное обучение и тем самым автоматизирование изучения. Доступность компьютеров и интернета в XXI веке заметно упростили распространение и использование дистанционного обучения. Разработаны всевозможные образовательные системы в нашей стране, в согласовании с интернациональными стереотипами. Огромную известность приобрели онлайн -курсы, всевозможные учебные порталы, видеоконференции, тестирования.

На сегодняшний день является актуальным использование информационных технологий во всех сферах деятельности человека. Информатизация затронула все отрасли промышленности и сферу услуг.-Внедрение тех или иных технологий в андрагогическую модель обучения требует соответствия следующим принципам:

- «гуманистической направленности процесса профессионального обучения»;

- системности;

- целесообразности;

- индивидуализации обучения;

- вариативности;

- контекстности;

- дозированности и разумного сочетания с традиционными методами обучения.

Выводы. Внедрение технологий в обучение взрослых имеет свои проблемы, поскольку оно может быть сложным и длительным. Все зависит от преподавателя, которому предстоит найти баланс между затраченным на внедрение технологии временем и ее потенциальным влиянием на обучение. От понимания особенностей обучения взрослых во многом зависит эффективность применяемых образовательных технологий. С другой стороны, точное, адекватное применение образовательных технологий, соотносимое с целью обучения, приносит большие плоды, и наибольшие эффекты.

Литература:

1. Иванова, С.В. К вопросу о влиянии инфокоммуникационных технологий на образовательное пространство / С.В. Иванова // Пространство и время. - 2013. - № 3 (13). - С. 72-75.

2. Иванова, С.В. Перспективы развития образования в условиях четвертой промышленной революции / С.В. Иванова, О.Б. Иванов // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. - 2019. - № 6. - С. 7-30.

3. Мордовская, А.В. Интерактивные образовательные технологии: учеб.пособие / А.В. Мордовская. - Якутск: Издат. дом СВФУ, 2012. - 121 с.

4. Сергиенко, И.В. Особенности подготовки педагогических кадров для системы дистанционного обучения / И.В. Сергиенко // Инновации в образовании. - 2012. - №5. - С. 61-67.

5. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. - 3-е изд., стер. - Москва: КНОРУС, 2018 - 432 с.

6. Raik, K. Active learning and effective teaching methods / K. Raik, Raud. - Narva, 2013. - Р. 67.

7. Шарипов, Ф.В. Педагогические технологии / Ф.В. Шарипов // Высшее образование сегодня. - 2012. - № 6. - С. 30-35.

Педагогика

УДК 371.1

аспирант кафедры педагогики Алиев Алихан Лечиевич

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация. В статье рассматривается понятие «профессиональная переподготовка руководителя общеобразовательной организации», определяется сущностное содержание понятия. Автором обоснована необходимость подготовки руководителей общеобразовательных организаций в соответствии с требованиями современного общества. Представлены основные модели подготовки и повышения квалификации руководителей школ. Дана характеристика каждой из моделей. Анализ результатов аттестационных процедур показал, что у директоров школ низкий уровень знаний в области права, менеджмента, экономики, ИКТ и т.д. Автор приходит к выводу, что при выборе руководителями своего маршрута профессионального совершенствования, следует максимально учитывать совокупность выявленных потребностей - «точек роста».

Ключевые слова: профессиональная компетентность, руководитель образовательной организации, профессиональное развитие, профессионализм, качество.

Annotation. The article discusses the «professional retraining of the general education organization head» concept, defines its essential content. The author substantiates the necessity of training the educational organizations heads in accordance with the modern society requirements. The main training and advanced training models of school heads are presented. The characteristic of such models is given. Analysis of the certification procedures results showed that school principals have a low knowledge level in the fields of law, management, economics, IT, etc. The author comes to the conclusion that when managers choose their professional improvement route, they should take into account as much as possible the totality of identified needs - «growth points».

Key words: professional competence, head of an educational organization, professional development, professionalism, quality.

Введение. Актуальность данной проблематики связана с тем, что вопросы подготовки школьных лидеров сегодня становятся ведущими в образовательных системах разных стран мира [1; 5; 12-15]. Практики и ученые изучают теоретико-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.