Научная статья на тему 'Технология обучения нормам этики студентов в процессе профессиональной подготовки'

Технология обучения нормам этики студентов в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
436
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / НОРМЫ ЭТИКИ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева О. Е.

В статье приведены результаты теоретико-эмпирического исследования по разработке технологии обучения нормам этики студентов инженерно-экономических специальностей в процессе изучения английского языка, психологии и педагогики, психологии управления. Раскрывается и обосновывается компонентный состав норм этики специалиста, концептуальные, содержательные и организационные основы технологии обучения нормам этики. Определены основные педагогические условия, соблюдение которых способствует эффективному обучению студентов нормам этики в процессе их профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF TEACHING NORMS OF ETHICS BY STUDENTS DURING THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING

In this article there are the results of theoretical and empirical investigation in the constructing the technology of studying norms of ethics by students of technical and engineer trades during their learning English language. The component’s structure of ethic’s norms of an expert is introduced in this article. The main pedagogical conditions are defined and the following them helps training students in the questions of ethic’s norms more effectively during their studying.

Текст научной работы на тему «Технология обучения нормам этики студентов в процессе профессиональной подготовки»

Лебедева О.Е.

Филиал Самарского государственного университета путей сообщения в г Орске

E-mail: oxana2601@rambler.ru

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ НОРМАМ ЭТИКИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье приведены результаты теоретико-эмпирического исследования по разработке технологии обучения нормам этики студентов инженерно-экономических специальностей в процессе изучения английского языка, психологии и педагогики, психологии управления. Раскрывается и обосновывается компонентный состав норм этики специалиста, концептуальные, содержательные и организационные основы технологии обучения нормам этики. Определены основные педагогические условия, соблюдение которых способствует эффективному обучению студентов нормам этики в процессе их профессиональной подготовки.

Ключевые слова: технология, процесс профессиональной подготовки, нормы этики, методы обучения.

Нормы этики - важнейшая сторона профессионального поведения делового человека. Знание норм этики - необходимое профессиональное качество конкурентоспособного специалиста, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать.

Кроме того, знание норм этики и умение пользоваться ими позволяет человеку достигать успех, реализовывать себя в профессиональной жизни более полно.

Анализ разного рода литературных источников позволил сделать вывод о том, что одним из сдерживающих факторов влияющих на социально- экономическое развитие России является недостаточный уровень сформирован-ности норм этики у значительной части специалистов. Этот вывод был подкреплен эмпирическими данными, полученными в ходе исследования, проведенного в 2000-2010гг. на базе ряда предприятий в г.Орске: ОАО «ОРМЕЗ», ООО «Группа Фортеция», ООО «Гостиница Уют», страховая компания «ИНГОССТРАХ». Было установлено, что одной из причин текучести кадров на предприятии служит недостаточный уровень владения нормами этики: 6,7% уволенных связывали свой уход с этой причиной. Дейл Карнеги писал: «Успехи того или иного человека в его финансовых делах процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять -от его умения общаться с людьми».

Таким образом, необходимость обучения нормам этики студентов вуза в процессе профессиональной подготовки определяется наличием противоречий, обусловленных:

- накоплением научных данных о том, что

компетентность специалистов относительно норм этики является необходимым условием перехода к рыночной экономике в России и реальным уровнем владения нормами этики у конкурентоспособного специалиста;

- требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и отсутствием общепринятой технологии обучения нормам этики студентов в процессе их профессиональной подготовки в вузе;

- объективным фактором решающего значения обучения нормам этики студентов для становления конкурентоспособного специалиста и недооценка этого факта в процессе обучения в вузе.

Проведенное теоретическое исследование позволило выявить содержание понятия «обучение нормам этики». Обучение нормам этики -процесс формирования у будущего специалиста представления об этике осуществления профессиональной деятельности.

Нормы этики в контексте проводимого исследования включают установленный порядок поведения в профессиональной деятельности. Нормы этики включают форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином профессиональном сообществе. Основные нормы этики усваиваются человеком с раннего детства. Общепринятые нормы этики помогают в общении людям разных социальных групп.

С помощью экспертного метода был выявлен компонентный состав норм этики специалиста, необходимый в различных аспектах профессиональной деятельности: нормы деловой (служебной) этики, нормы ресторанной этики, нормы международной этики, нормы дорожной этики, нормы повседневной этики.

В исследовании, проведенном на базе Орс-кого гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского госуинверситета, Самарского государственного университета путей сообщения (филиал в г. Орск) выявлена и апробирована технология обучения нормам этики студентов в процессе изучения английского языка, психологии и педагогики, психологии управления.

Концептуальную основу разработанной технологии составляют следующие принципы: принцип функционально- деятельностного подхода, принцип управляемости, принцип ин-тегративности, принцип гуманизации.

Принцип функционально-деятельностного подхода в обучении нормам этики требует рассмотрения многообразных видов деятельности в их функциональных связях. Необходимость этого подхода определяется ведущей ролью различных форм деятельности в подготовке конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием.

Принцип гуманизации при обучении нормам этики предполагает создание обстановки доброжелательности, доверия, уважения к личности, положительного эмоционального микроклимата.

Принцип управляемости применительно к обучению нормам этики обуславливается ее целевым назначением, средствами и технологиями, планированием результата, наличием инструментария диагностики, оценкой результата.

Принцип интегративности предполагает включение обучения нормам этики в процесс профессиональной подготовки будущих специалистов относительно изучения английского языка, психологии и педагогики, психологии управления.

Структура технологии обучения нормам этики состоит из следующих компонентов и связей между ними:

1. ознакомление студентов с теоретическими основами норм этики путем проведения лекций, семинаров, диспутов, где студенты получают информацию от преподавателя и путем поиска и отбора информации из различных источников (литературы, телевидения, прессы, интернета);

2. формирование практических навыков и умений студентов, составляющих основу норм этики, через проведение занятий специальных практикумов по английскому языку («Ethics of business relations», «Telephone etiquette»), обуча-

ющих тренингов по нормам делового общения.

Методическим средством данной технологии являются учебно - методическое пособие [1] и комплекс специальных заданий, ориентированный на освоение студентами норм этики.

Учебное пособие обучения нормам этики студентов в процессе профессиональной подготовки включает следующие разделы: нормы деловой (служебной) этики, нормы ресторанной этики, нормы международной этики, нормы дорожной этики, нормы повседневной этики.

Нормы повседневной этики характеризуют совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям ежедневно (этикет знакомства, этикет приветствий, этикет прощания, этикет дружбы, речевой этикет).

Нормы дорожной этики включают черты и особенности поведения людей в самолете, поезде, на корабле, в наземном транспорте, в гостинице.

Исходя из этого, раздел учебного пособия, раскрывающий содержательные аспекты норм дорожной этики, рассматривает: правила поведения в самолете, поезде, на корабле, правила поведения в гостинице, правила поведения в наземном транспорте.

Нормы ресторанной этики определяют поведение человека за столом во время еды и включают умение пользоваться столовыми приборами, есть различные кушанья, правильно и со вкусом накрывать на стол, ухаживать за гостями. В учебном пособии раскрываются: правила сервировки стола, правила поведения за столом.

Нормы деловой (служебной) этики определяют взаимоотношения между начальником и подчиненным, между коллегами по работе, между работниками внутри коллектива и посетителями. Сюда же входят правила пользования служебным телефоном, умение вести деловую переписку, а также умение правильно выбрать сопутствующие аксессуары, как для мужчин, так и для женщин. Нормы деловой этики включают также знание некоторых особенностей поведения бизнесменов-иностранцев, налаживание деловых отношений с зарубежными партнерами.

Знание норм деловой этики составляет основу предпринимательского успеха. Нормы деловой этики определяют отношения между людьми в различных ситуациях профессиональной деятельности. Суть этих отношений -поступки и ответная реакция на них.

В рамках учебного пособия рассматриваются следующие аспекты: прием на работу, взаимоотношения между начальником и подчиненными, между сотрудниками, телефонный этикет, деловой этикет в переписке, правила проведения переговоров, элементы профессионального имиджа.

Нормы международной этики учитывают традиции и обычаи делового общения и делового этикета, существующие у каждого народа и в каждой стране, необходимые при встрече разных культур; характер ведения переговоров и процессы, связанные с взаимопроникновением национальных стилей общения.

Раздел учебного пособия [1] по обучению студентов нормам международной этики включает: международный протокол, стиль перего-воров(США, Великобритании, Японии, Германии, Италии, Франции).

Каждый раздел учебного пособия завершается тестом, контролирующим уровень овладения нормами этики студентами.

В результате проведенного экспериментального исследования был сделан вывод о том, что организационной основой технологии обучения нормам этики студентов являются: метод разыгрывания ситуаций и метод разыгрывания ролей [2].

Метод разыгрывания ситуаций состоит в решении определенной задачи на основе теоретической подготовки по нормам этики и набору возможных клише.

Основными характеристиками метода разыгрывания ситуаций являются: наличие ролей, взаимодействие ролей, многоальтернативность решений, наличие группового или индивидуального оценивания деятельности участников.

Метод разыгрывания ролей (инсценировка) состоит в том, что студентов включают через выполнение специальных заданий в определенные ситуации, где расписаны все роли, которые они между собой распределяют. Основными характеристиками метода разыгрывания ролей являются: наличие ролей; различие целей участников игры, исполняющих разные роли; взаимодействие ролей; многоальтернативность решений; наличие группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры.

Метод разыгрывания ситуаций и метод разыгрывания ролей имеют между собой много общего, но в то же время имеют существенные различия.

При разыгрывании ситуаций участники исполняют роль так, как сами считают нужным, при этом они могут позволить себе импровизацию исходя из своего видения заданной роли.

При разыгрывании ролей наряду с описанием ситуации выделяется инструкция, в которой предписано, как вести свою роль, какой стратегии придерживаться, какой характер установки изображать. Такие инструкции получают все участники ролевой игры. Таким образом, ролевые игры- игры по заданному сценарию, который требует не только знакомства с материалом, но и вхождения в заданный образ.

Основу реализации этих методов составляет комплекс специальных учебных заданий, ориентированных на овладение студентами нормами этики. Примерами таких заданий на материале английского языка могут быть:

- Прочитайте текст или диалог, проанализируйте его. Какие основные правила поведения соблюдены?

- Составьте резюме и жизнеописание о себе.

- Составьте диалоги или ситуации, используя следующие фразы.

- Прочитайте текст или диалог. Какие ошибки были допущены?

- Составьте письмо по предложенному образцу.

- Прочитайте письмо. Что в данном письме неправильно?

- Посмотрите на иллюстрацию. Что неправильно изображено на ней?

- Расскажите об отличительных особенностях норм этики США, Великобритании, Франции, Японии.

- Засервируйте правильно стол.

- Проведите беседу с поступающими на работу на конкурсной основе. Выявите рейтинг претендентов.

- Проведите встречу иностранного гостя (от встречи в аэропорту до проведения переговоров).

- Вы собираетесь в туристическую поездку. Закажите номер в гостинице, закажите билеты. Вы отправляетесь в командировку на поезде и корабле. Приехав, Вы должны поселиться в гостинице.

- Вас пригласили на деловой обед. Что Вы оденете?

- Составьте письмо- запрос, благодарственное письмо, письмо-предложение, рекламное письмо и т. д.

лам норм этики, на основе которых строятся отношения между людьми, обеспечивающие наивысшую эффективность в выполнении профессиональных функций;

- создание доброжелательной эмоциональной атмосферы побуждающей к овладению нормами этики;

- использование интегративного управленческого подхода при обучении нормам этики;

- создание ситуаций выбора и оценки поведения этически значимых для профессиональной деятельности;

- диагностирования уровня владения нормами этики студентами.

Проведенный педагогический эксперимент позволил сделать вывод о положительном влиянии разработанной технологии на уровень овладения нормами этики будущими специалистами с высшим профессиональным образованием.

01.03.2011

Список литературы:

1. Лебедева, О.Е. Telephone etiquette using in business talks: Учебный практикум. - Орск: Издательство ОГТИ, 2004, 24с.

2. Панфилова, А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. - СПб.: Знание, ИВЭ-СЭП, 2001, 496с.

Сведения об авторе:

Лебедева Оксана Евгеньевна, старший преподаватель кафедры общеобразовательных и профессиональных дисциплин филиала СамГУПС в г. Орске г. Орск, Вокзальное шосссе, 6, тел. 8(3537) 492026, e-mail: oxana2601@rambler.ru

UDC 371.314.2 Lebedeva O.E.

Samara State Railway University (branch in Orsk)

E-mail: oxana2601@rambler.ru

TECHNOLOGY OF TEACHING NORMS OF ETHICS BY STUDENTS DURING THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING

In this article there are the results of theoretical and empirical investigation in the constructing the technology of studying norms of ethics by students of technical and engineer trades during their learning English language. The component’s structure of ethic’s norms of an expert is introduced in this article. The main pedagogical conditions are defined and the following them helps training students in the questions of ethic’s norms more effectively during their studying.

Key words: a technology, a process of professional training, norms of ethics, methods of training

Bibliography:

1 Lebedeva O.E. Telephone etiquette in business talks: Practical work. - Orsk: mockery OGTI, 2004, 24p.

2 Panfilova A.P Business communication in professional activities: Educational supply. - CPb.: Knowledge,MВЭСЭП, 2001, 496p.

Вышеизложенная технология экспериментально прошла апробацию на базе экономического и механико-технологического факультетов Орского гуманитарно технологического института (филиала) Оренбургского госуинверсите-та, Самарского государственного университета путей сообщения (филиал в г. Орск) Орско-го Гуманитарно-технологического Института.

Опыт интегративного подхода в обучении нормам этики и иностранному языку показал, что эффективность обучения нормам этики будущего специалиста можно повысить, соблюдая следующие педагогические условия:

- изменения в содержании образования английскому языку через включение новых учебных текстов этической направленности;

- включение студентов на учебных занятиях по психологии и педагогики, психологии управления, английскому языку в ситуации мотивационно-ценностного отношения к прави-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.