84
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
успешно осуществляться объективный отбор перспективных для бокса будущих спортсменов из числа обучающихся. Внутренняя оценка нужна для самоутверждения и самоопределения детей среди других обучающихся, а также окончательного выбора избранного вида спорта [6, с. 185].
Представленная технология может успешно реализоваться на основе принципов индивидуализации, дифференциации и учета возрастных особенностей, которые обозначены нами в педагогической модели. Причем в реализации этих принципов ярко проявляется диалектика познания объективной меры педагогического воздействия по отношению к конкретному обучающемуся. Эти принципы осуществляются в условиях коллективной подготовки и ни в коей мере не означают ее ликвидации [4, с. 245].
Первое направление предполагает усвоение детьми обязательного минимума жизненно важных двигательных умений на основе определенных знаний, а также достижение некоторого уровня развития физических качеств.
Второе направление ориентировано на целенаправленное развитие двигательных качеств и функциональных возможностей обучающихся с некоторым потенциалом их совершенствования, сосредоточенное на конкретном виде спорта в соответствии с его особенностями.
Третье направление касается собственно тренировочного процесса в избранном виде спорта. Знание всех индивидуальных особенностей детей, их действительного отношения к спорту и мотивам спортивной деятельности позволяет дифференцировать задания на учебно-тренировочных занятиях.
Поскольку уровень технической подготовленности (умения выполнять двигательные действия, определенные видом спорта) детей на данном этапе (13 - 15 лет) примерно одинаков, причиной этому является определенный дисбаланс в развитии физических качеств.
Итак, для успешного формирования двигательных качеств подростков важным является обоснование соответствующей педагогической технологии. Ее лучше представлять в контексте технологического подхода, который сегодня признается в качестве одной из стратегий достижения качественных результатов подготовки обучающихся. Суть технологического подхода заключается в четкой ориентированности образовательного процесса на ожидаемые результаты в соотношении с целями - задачами при его алгоритмической организации, использовании деятельностных компонентов и основ инструментального управления. Это позволило обоснованно выразить в исследовании педагогическую технологию формирования двигательных качеств средних подростков, основными
компонентами которой являются целевой, содержательный, процессуальный, результативный и корректировочный. По отношению к разным двигательным качествам каждый из компонентов имеет специфическую содержательную основу и свой результат. Они в совокупности могут обеспечить положительную динамику в совершенствовании двигательных качеств средних подростков в боксе с учетом их анатомо-морфологических, физиологических и психологических особенностей.
Литература
1. Percival, F. A Handbook of Educational Technology / F. Percival, H. Ellington. - London: Cogan Page Ltd, 1984. - 248 p.
2. Woolman, M. Technology in Education / M. Woolman // The Encyclopedia of Education. - New York: The Macmillan Company, The Free Press, 1971. - PP. 122 - 128.
3. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. -192 с.
4. Воронин, Д. В. Некоторые аспекты сущностного понимания феномена педагогической технологии / Д. В. Воронин // Вестник Университета (Государственный университет управления). - № 2. - 2013.-С. 244 - 248.
5. Заир-Бек, Е. С. Основы педагогического проектирования: учеб. пособие для студ. пед. бакалавриата, педагогов-практиков / Е. С. Заир-Бек. - СПб.: РГПУ, 1995. - 324 с.
6. Кларин, М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели / М. В. Кларин. - М.: Наука, 1997. - 222 с.
7. Монахов, В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса: монография / В. М. Монахов. - Волгоград: Перемена, 1995. - 152 с.
8. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; под. ред. И. А. Колесниковой. - М.: ИЦ «Академия», 2005. - 288 с.
9. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Е. С. Полат. - М.: Академия, 2001. - 272 с.
Работа выполнена при поддержке Минобрнауки РФ в рамках госзадания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Ев-севьева» на 2015 год. Проект «Теоретико-методические основы разработки модели вуза как базового центра педагогического образования».
ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ПОГРУЖЕНИЯВ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ - ИНТЕГРАЦИЯ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ОДНОПРЕДМЕТНОГО
ПОГРУЖЕНИЯ
Медведева Марина Владимировна Директор школы МБОУ «СОШ№9» г. Артёмовский, Свердловской обл.
АННОТАЦИЯ
В статье раскрываются педагогические возможности технологии модульного погружения. Технология сравнивается с модульной технологией и технологией однопредметного погружения.
ABSTRACT
In article pedagogical opportunities of technology of modular immersion reveal. The technology is compared to modular technology and technology of one-subject immersion.
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
85
Ключевые слова: технология модульного погружения, модульная технология, технология однопредметного погружения, модуль, интенсивные технологии обучения.
Keywords: technology of modular immersion, modular technology, technology of one-subject immersion, module, intensive technologies of training.
В современных условиях введения нового федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897) выделяется три основных типа результатов образования - личностные, метапредметные и предметные. Предметные результаты обучения нужны не менее чем личностные и метапредметные, так как эти знания и умения раскрывают специфику изучаемого предмета и специализацию в предметной области.
Химия - один из самых сложных учебных предметов, который в курсе основного общего образования начинают изучать последним. Учебная программа рассчитана на четыре года. На её изучение, согласно Федеральному базисному учебному плану в основной школе в 8 классе предусмотрена организация процесса обучения в объеме 70 часов (2 часа в неделю), а в 9 - 68 часов (2 часа в неделю).
Одной из проблем в обучении химии является то, что государственный образовательный стандарт и материалы ЕГЭ не всегда согласованы. Снижение интереса школьников к химии и, соответственно, уровня их знаний и умений объясняется также и недостаточной внеклассной работой по предмету (не создаются для этого организационные условия).
Ещё одним обстоятельством, которое наряду с уменьшением познавательного интереса к химии снижает качество образования по предмету, является формирование клипового мышления у детей.
Условия рыночной экономики делают востребованными такие качества личности, как конкурентоспособность, эгоцентризм, умение выстраивать отношения соперничества и противостояния в свою пользу. Признавая важность наличия у детей способности к отстаиванию своих интересов, к участию в соревновании, считаем, что не менее значимо в современных условиях формировать у них традиционные для нашего общества альтруизм, навыки сотрудничества и взаимопомощи.
Традиционная классно-урочная образовательная технология не способствует формированию этих качеств. «Подсказки», помощь друг другу на уроке чаще всего не приветствуется педагогом.
Таким образом, к числу актуальных проблем обучения химии в основной школе относятся: развитие познавательного интереса школьников; предупреждение негативных последствий клипового мышления обучающихся и формирование навыков взаимопомощи у подростков.
В связи с вышесказанным считаем необходимым проектирование и использование в обучении химии технологии модульного погружения, которая относится к типу образовательных технологий, направленных на интенсификацию учебного процесса. Основная идея этой технологии заключается в укрупнении единицы образовательного процесса - вместо урока такой единицей становится весь учебный день, состоящий из 4-5 академических часов одного учебного предмета «Химия». Содержанием учебного процесса будет являться модуль. «Модуль (от латинского modulus - мера.перен.) - относительно самостоятельная часть какой-либо системы, организации». [2]. Под модулем мы понимаем автономную и логически завершенную часть образовательного процесса, состоящую
из следующих компонентов: теоретический, экспериментальный, закрепление и контроль.
Среди преимуществ использования данной технологии - сокращение учебного времени, отводимого на усвоение теоретического материала за счет того, что не приходится его тратить на повторение того, что было изучено неделю назад, как при традиционной технологии обучения (2 урока в неделю), когда материал темы даётся дискретно и разорван во времени. Предполагается, что при использовании этой технологии число экспериментальных работ можно увеличить более, чем в два раза (с 6-7 в учебном году до 14-15). В образовательном процессе появится время для решения расчетных задач, что на сегодняшний день невозможно при традиционной технологии.
Под технологией модульного погружения в обучении химии мы будем понимать вид концентрированного обучения, при котором логически завершенный раздел учебной программы изучается (включая все виды учебной деятельности обучающихся) в течение одного учебного дня, что обеспечивает практико-ориентированность образовательного процесса, развитие познавательного интереса школьников, предупреждение негативных последствий клипового мышления и формирование навыков взаимопомощи у подростков.
Пограничными, в рассматриваемой нами технологии модульного погружения являются модульная технология обучения и технология однопредметного погружения. Определим сходства и различия смежных технологий обучения.
Вышеуказанные технологии, можно отнести к интенсивному обучению, т.к. происходит увеличение единицы учебного процесса и изменение его структуры, а так же используется многообразие форм учебной работы при единстве и целостности содержания. За иной (в отличии от традиционной) промежуток времени увеличивается количество изучаемой информации. Возрастает продолжительность единицы учебного процесса. Каждая технология обеспечивает целостное восприятие завершенных блоков (модулей). Позитивно влияет на мотивацию учения. Способствует созданию благоприятного психологического климата в ученическом коллективе.
Под интенсивным обучением мы понимаем - систему средств, позволяющих повысить скорость и качество усвоения информации в процессе обучения [3]
Эти технологии обеспечивают восприятие целостных завершённых блоков (модулей) изучаемого материала, позитивно влияют на мотивацию учения. Такая организация учебного труда школьников способствует созданию благоприятного психологического климата, т.к. все участники учебного процесса настроены на долговременную связь и взаимодействие друг с другом. Повышается качество обучения за счет того, что обучение направлено на отработку практических навыков. Сокращаются сроки обучения. Осуществляется индивидуализация обучения при реальной возможности выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся.
Одной из проблем, объединяющей все технологии интенсивного обучения является отсутствие исследований (недостаточность исследований) врачей - педиатров, физиологов, психологов и других специалистов по влиянию образовательных технологий на здоровье обучающихся. В санитарно - эпидимологических требованиях к
86
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
условиям и организации обучения в образовательных учреждениях не прописаны инновационные варианты структурирования учебного дня школьников.[4]
Вторая проблема образовательных технологий -это переход учащихся из одного образовательного учреждения в другое.
Рассмотрим отличие технологии модульного погружения от однопредметного погружения и модульного обучения. Определение термина «погружение» практически не сформулировано и в научной педагогической литературе можно найти несколько определений этого понятия - «Метод интенсивного обучения», «Длительное, специально организованное занятие одним предметом».
«Модуль» - целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровне целостности. Модульное обучение - это способ организации учебного процесса на основе блочно - модульного представления учебной информации.
Технологии имеют различную организацию структуры учебного дня. При однопредметном погружении между 1-2; 3-4 уроками проводятся занятия по ИЗО, физкультуре и другим предметам. Уроки по 25-30 мин., перемены - 10.
В модульном обучении учебную дисциплину разделяют примерно на 10-12 (но не менее 5-6) модулей. Его оптимальный объем логически соответствует завершенному разделу учебной дисциплины. На изучение которого отводится, как правило, от 10-12 до 18-20 часов.
Таким образом, возможно нарушение общего режима учебного дня в образовательном учреждении, возникает неудобство в организации перемен, питания, если в таком режиме работает в школе один класс или даже параллель.
При модульном погружении модуль имеет четыре компонента: теоретический (1-2 урок), практический (3 урок), закрепление (4 урок), контроль (5 урок). Каждый урок по 45 мин. Перемены по 10-15 мин. Не нарушается общий режим работы школы, если даже один класс (по одному предмету) работает по этой технологии. Отсутствует элемент врабатывания после уроков другого цикла (например, физкультуры).
Модульное обучение формирует глобальное миропонимание, позволяет получать приращения в области познания и установить внутри - и межпредметные связи.
Структура модульного погружении построена на гигиенической рациональности организации урока внутри модуля. Предусмотрена разгрузка за счёт внутренней организации (видов заданий, приёмов, форм обучения) каждого урока в модуле. На занятии создаётся эмоциональный побьем для преодоления усталости и утомления.
Одопредметное погружение происходит преимущественно один раз в четверть (до 9 дней), в полгода, в зависимости от учебного плана и необходимости. Высвобожденное время используется на «погружение» по другим учебным предметам. При такой временной организации требуется перестройка календарного графика всего учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Педагогический процесс при модульном обучении во времени имеет определённую периодизацию. В первом полугодии учебные периоды длятся пять недель, а во втором - шесть. Каждый период завершается каникулами, сроки которых устанавливаются школой. Выделяются отдельно зачётные периоды. Учебные предметы изучаются блоками, они группируются по полугодиям и по неделям. Такая периодизация предупреждает утомление.
Модульное погружение проводится в одно из учебных полугодий (1 или 2). Каждую неделю один день (например, вторник или среда, т.к. на эти дни в расписании уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности) используется на предмет погружения (например, химию) [5]. С целью равномерного распределения предметов естественно-научного цикла по полугодиям, второе полугодие класс изучает другой предмет (например, биологию). Он может изучаться равномерно в течении недели в следующем полугодии по любой образовательной технологии, включая традиционную.
Есть отличия между образовательными технологиями и по организации учащихся в классе на учебном занятии. При однопредметном погружении класс делится на группы, объединяющие школьников по интересам. Организуется работа учеников-консультантов, которые являются помощниками учителя. Под их руководством работают малые группы - «кафедры», «экипажи». Работа «кафедры» предполагает разный уровень учебной и учебно-методической работы (от репродуктивного до творческого).
Модульное обучение, построенное на сотрудничестве учителя и ученика, алгоритмизирует учебную деятельность и подразумевает вариативность уровня сложности изучаемого материала.
Совершенно иную организацию обучающихся в классе имеет модульное погружение. Класс делится на группы по сформированности общеучебных умений (низкий уровень - №1, средний - №2, высокий - №3) или такое деление возможно по сформированности универсальных учебных действий в свете ФГОС-2. Класс рассаживается за партами таким образом, чтобы выполнение заданий всегда начиналось с ученика №1, затем №2 и №3.[1]
Организация дополнительной или индивидуальной работы так же отличается в сравниваемых технологиях. В однопредметном погружении - 0,5 часа на каждого ученика в неделю, через работу малых групп.
В модульном погружении расчёт времени происходит иным образом: всего по базисному учебному плану на предмет «химия» - 2ч. в неделю (инвариантная часть) и используем 1ч. факультатива (в неделю из вариативной части). Всего - 3ч. Если проводить все уроки в одно полугодие, то в неделю - 6ч. На «погружение» затрачивается -5 ч. Оставшийся 1 час используется на дополнительные занятия, на ликвидацию пробелов в знаниях, в удобное для уч-ся время. Второе полугодие учитель может работать с интеллектуально продвинутыми учащимися (рефераты, проекты, творческие и исследовательские работы, подготовка к итоговой аттестации и т.д.).
В технологии однопредметного погружения предусмотрена работа в группах, создающая условия для опережающего обучения и взаимообучения. Ежемесячное погружение даёт возможность постепенного усвоения знаний и «врабатывание» в тему. Предусмотрена алгоритмизация действий при работе с концептом.
Модульное обучение даёт полную самостоятельность (возможна, некоторая помощь педагога) в достижении конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем.
При модульном погружении учитель имеет больше возможности уделять внимание учащимся, интересующихся предметом. Решена проблема с домашним заданием - его нет. Большаянакопляемость отметок. Технология может быть использована как в классах с углублённым изучением, так и в общеобразовательных школах. Разный уровень учебных заданий, предлагаемый ученикам, даёт
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
87
возможность реализовать свои возможности учащимся с любым уровнем сформированности общеучебных умений.
К особенностям технологии однопредметного погружения можно отнести - наличие «разности потенциалов» в знаниях учеников (либо благодаря опережению на кафедре, либо в разновозрастном коллективе). Оно позволяет «включить» в работу по взаимообучению обучающихся внутри группы. Проводится совместную работа учителя и учеников по планированию учебного процесса и его анализу («огонек»). Систематизируются, структурируются знания учеников, подача нового материала происходит при помощи компактных структурно-логических схем — концептов.
Технология модульного обучения даёт толчок к развитию познавательных, социальных, коммуникативных способностей личности обучающихся, за счёт постоянного положительного приращения в развитии, мотивации на каждом этапе, рефлексии, сотрудничестве.
Проводится многоступенчатый контроль знаний учащихся (работа на уроке, квазиконтрольная работа, выполнение лабораторной и практической работы, работа в группах, самостоятельное выполнение заданий, контрольная точка). Количество практических работ увеличивается в 1,5-2 раза по сравнению с учебным планом. Происходит многократное прорабатывание изучаемой темы в течение учебного занятия. Отсутствует домашнее задание.
Пропуск учеником одного или нескольких дней занятий при однопредметном погружении (по болезни или другой причине) приводит к серьёзному отставанию в учёбе от своей группы, но задача работы «кафедры» - работа на опережение, а не на ликвидацию пробелов в знании.
Модульное погружение даёт возможность при пропуске учеником одного или нескольких дней занятий компенсировать его пробелы в знаниях дополнительными занятиями с педагогом-предметником. Ученики могут заниматься по любым учебникам из числа Федерального перечня учебников на текущий учебный год, утверждённого Минобрнауки. Нами разработаны тетради с печатной основой, все задания в которых предложены обучающимся трёх уровней сложности (с учётом различной сфор-мированности общеучебных умений).
Таким образом, разнообразные попытки реконструкции традиционной системы организации учебновоспитательного процесса, а именно введение интенсивных технологий обучения приводит к решению отдельных проблем основного общего образования, но только в рамках целостной педагогической системы в образовательном учреждении, а точнее её перестройки, основанной на деятельностом и управленческом подходе.
Технология модульного погружения, применяемая на предметах естественнонаучного цикла, не нарушает общей структуры учебного процесса и может быть использована на отдельно взятом предмете, одним педагогом.
Повышение теоретического и уменьшения прикладного содержания, не в сокращении количества задач и упражнений, а в способе организации деятельности усвоения знаний и умений. В описываемой нами технологии применяются методы, основанные не только на логических выкладках, доминирует подход обоснования теоретических знаний при помощи экспериментальной проверки.
Практико-ориентированный подход в организации практического компонента модуля направлен на формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, и стимулированию познавательного интереса. В результате приобретения новых знаний формируется практический опыт школьника в изучении предмета.
Список литературы
1. Быкова Л.В. Медведева М.В. Анализ эффективности применения технологии модульного погружения в обучении химии / Л.В.Быкова М.В.Медведева // Педагогическое образование в России - Екатеринбург: науч. изд. ФГОС «УГПУ»., 2015 г. №1
2. Ожегов С.И. и Шведова С.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1999.- с.361
3. Новый словарь методических терминов и понятий [Электронный ресурс]- 16.07.2015-режим до-ступа:Шр ://methodological_terms.academic.ru/5 3 9/ %D0%98%D0%9D%D0%A2%D0%95%D0%9D%D 0%A1%D0%98%D0%A4%D0%98%D0%9A%D0%9 0%D0%A6%D0%98%D0%AF_%D0%9E%D0%91% D0%A3%D0%A7%D0%95%D0%9D%D0%98%D0 %AF
4. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] - 16.07.2015 - режим доступа: Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru /12183577/#ixzz3itSgQFcr).
5. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (с изменениями и дополне-ниями).Приложение 3 [Электронный ресурс] -16.07.2015 - режим доступа: Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12183577/#ixzz3itSgQFcr).
О СОДЕРЖАНИИ ТЕМЫ ПО СОЗДАНИЮ И РАБОТЫ С ДОКУМЕНТАМИ
В «ОБЛАКЕ»
Меруерт Серж
доктор педагогических наук, профессор Евразийского национального университета им.Л.Н.Гумилева, гАстана
АННОТАЦИЯ
Целью работы является рассмотрение методических рекомендаций по внедрению основ облачных технологий в образовательный процесс. Рассмотрены методы и результаты выполнения практической работы по созданию и совместному использованию документов в сети.
ABSTRACT
The aim is to consider guidelines for the implementation of cloud-based technologies in the educational process. The methods and results of the practical work on creating and sharing documents online.