Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
81
Как и в любой другой библиотеке, в библиотеке ДОУ вся литература подразделяется на разделы основной образовательной программе. Книги разделены на категории и для удобного запоминания детьми расположения книг предложили условные обозначения. Тематика библиотечных изданий подразделяется на:
• книги и энциклопедии о природе и животных;
• рассказы и стихи детских писателей; сказки;
• книги для самых маленьких;
• книги писателей Урала.
На торжественном открытии библиотеки в детском саду была организована встреча с работником библиотеки имени Василия Кузнецова г. Челябинска. Дети узнали, откуда пришла книга, познакомились с профессиями по книгопечатному делу, с правилами обращения с книгой, было организовано интерактивное общение с детьми по русским народным сказкам.
Следующим этапом реализации проекта явилось начало самостоятельного использования фонда библиотеки воспитанниками и родителями. С момента открытия библиотеки в дошкольной организации мы отмечаем, что дети и родители стали проявлять больший интерес к книгам, чаще проводят время за их просмотром, бережно к ним относятся.
В ходе реализации проекта возникла идея пополнить библиотеку художественной литературой для взрослых и педагогической литературой, которая даст возможность родителям найти ответы по вопросам воспитания и развития детей.
Реализация данного проекта включает ряд мероприятий с детьми, родителями, педагогами. Все мероприятия будут реализованы в течение длительного периода.
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере,
неполноценен. В практике ДОУ используются наиболее современные и эффективные формы работы с родителями. Опыт показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей становится более гибкой. Родители становятся активными участниками жизни своего ребёнка. Использование системы выстраивания взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует укреплению партнерских взаимоотношений. В дальнейшем нами планируется продолжение работы по укреплению партнёрских отношений ДОУ и семьи, осуществление поиска и применения новых активных форм взаимодействия с родительской общественностью в целях реализации ООП ДОУ, освоения детьми ее содержания, формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка; приобщения детей к культуре чтения художественной литературы.
Литература
1. Выготский, Л. С. Вопросы теории и истории психологии. Сбор. соч. в 6 т. Т. 1./ Л.С. Выготский — М., Наука, 1982
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - М.: Центр педагогического образования, 2014.- 32с.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» -М.: Издательство «Омега-Л», 2013.134с. (Законы Российской Федерации).
4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)
ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ
Мамаев Абдулахат Рашидович1
преподаватель кафедры спортивных дисциплин и безопасности жизнедеятельности, аспирант 3 курса ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
Якунчев Михаил Александрович1
доктор педагогических наук, профессор кафедры биологии, географии и методик обучения ФГБОУ ВПО «Мордовский
государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
RATIONALE EDUCATIONAL TECHNOLOGY THE FORMATION OF MOTOR SKILLS OF ADOLESCENTS Mamaev Abdulahat Rashidovish, lecturer of the Department of sports disciplines and life safety, 3rd year graduate student FGBOU VPO «Mordovian state pedagogical Institute named after M. E. evseveva», Saransk, Russia,
Acunav Michael Alexandrovich, doctor of pedagogical Sciences, Professor of biology, geography and teaching methods FGBOU VPO «Mordovian state pedagogical Institute named after M. E. evseveva», Saransk, Russia,
АННОТАЦИЯ
В статье представлена характеристика постановки технологии формирования двигательных качеств подростков, в условиях дополнительных образовательных учреждений. Описываются основные составляющие формирования двигательных качеств.
ABSTRACT
The article presents the characteristics of the production technology of formation of motor skills of teenagers in the conditions of educational institutions. Describes the main components offormation of motor skills.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: подростки, двигательные качества подростков, технология, подход, понятие, логика технологического подхода.
Keywords: teenagers, movement quality Teens, technology, approach, concept, logic technological approach.
82
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Для успешного формирования двигательных качеств подростков необходимым является обоснование педагогической технологии, от которой зависит эффективность образовательного процесса. Поэтому возникает потребность в выражении сущности технологического подхода, а также понятия «педагогическая технология».
Обозначенные подход и понятие - это относительно новые и сложные явления для педагогической действительности. В литературе понятие «подход» встречается часто. Несмотря на разные формулировки, большинство исследователей выражает единодушное мнение о его сути. В концентрированном виде, подход - это совокупность главных суждений, определяющих стратегию педагогической деятельности: теоретической, исследовательской и практической. Это в полной мере относится и к интересующему нас технологическому подходу. Анализируя современную образовательную теорию и практику, представленную в трудах известных отечественных педагогов, можно выделить несколько главных суждений, предопределяющих стратегию педагогической деятельности в логике технологического подхода. Таковыми являются следующие:
• конструирование образовательного процесса на основе заданных установок - социального заказа и образовательных ориентиров;
• постановка целей / задач в соотношении с ожидаемыми результатами образовательного процесса;
• организация образовательного процесса при использовании деятельностных компонентов - постановки проблемы, целеполагания, планирования, реализации, регулирования, контроля, оценки и корректировки;
• алгоритмичность образовательного процесса, нормализующая значение, нацеленность на воспроизводимый результат;
• инструментальность в управлении образовательным процессом.
Слово «технология» с греческого языка переводится как наука о достижении искусства или мастерства. Термин «технология» в общеобразовательной практике первоначально стал применяться для планирования и более успешного достижения целей обучения. Это было обусловлено потребностью педагогов системно соотносить формулировку целей, средств и условий их достижения на уроке и во внеурочное время. В современных научных исследованиях и общеобразовательной практике технологии рассматриваются как область прикладной дидактики. Наиболее известное научное понимание педагогической технологии связано с ее трактовкой как пути достижения поставленной педагогом цели. Сегодня обнаруживается несколько признанных в науке определений понятия «педагогическая технология» [7, с. 145].
Опираясь на научные представления о технологическом подходе и педагогическом проектировании, в соответствии с конкретной целью нашего исследования, можно выделить ряд элементов педагогического проекта для создания технологии формирования двигательных качеств у обучающихся. Таковыми являются следующие:
• теоретическое обоснование образовательного процесса, обеспечивающего эффективное формирование двигательных качеств;
• инструментальная постановка целей, их уточнение с ориентацией на достижение максимального педагогического эффекта;
• оптимальный отбор и адекватное выражение содержания материала для усвоения способов развития двигательных качеств;
• целостная реализация образовательного процесса по развитию двигательных качеств при использовании совокупности форм, методов и средств в соответствии с уточненными целями;
• объективная оценка достигнутых результатов и, по необходимости, их коррекция [4, с. 246].
Опираясь на обозначенные элементы педагогического проекта, возникает возможность для выражения педагогической технологии формирования двигательных качеств у обучающихся (см. Таблицу 1).
Особо подчеркнем, что технология формирования двигательных качеств, обучающихся в боксе нами не понимается как технология исключительно спортивной подготовки. Она имеет, прежде всего, общепедагогический смысл и рассчитана на вовлечение широкого круга детей, изъявивших желание повысить свою физическую подготовленность. Об этом свидетельствуют заявленные в технологии результаты. К примеру, по отношению к формированию выносливости результатом будет являться положительная динамика в совершенствовании обозначенного двигательного качества у средних подростков в боксе с учетом их анатомо-морфологических, физиологических и психологических особенностей. Эта динамика важна для всех обучающихся, ибо каждый из них пришел в секцию с разными уровнями сформированности силы, быстроты и выносливости.
На основе анализа содержания таблицы можно утверждать, что представленная педагогическая технология отражает в миниатюре целостный педагогический процесс как специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и обучающихся, направленный на достижение образовательных целей. Педагог в этом случае выступает как субъект, организующий и направляющий этот процесс. Обучающийся - как субъект, чья деятельность является необходимым условием усвоения им опыта - знаний, способов действия, ценностных отношений и опыта творчества, накопленного предыдущими поколениями в определенном многообразии. Обозначенные компоненты опыта - одна из составляющих целостного педагогического процесса. Этот опыт может успешно присваиваться обучающимися при целенаправленном использовании специально подобранных педагогических способов взаимодействия и оптимальных средств в организованных условиях. Следовательно, основными компонентами педагогического процесса являются цели, содержание, результаты и способы организации. Именно они отражены в представленной технологии формирования двигательных качеств средних подростков средствами бокса.
Вместе с тем, эта технология имеет универсальный характер, то есть она применима к разным видам двигательных качеств, формируемых в боксе. Общей целью ее реализации выступает физическое совершенствование средних подростков в боксе с учетом анатомо-морфологических, физиологических и психологических особенностей, а результатом - положительная динамика в развитии у них двигательных качеств. Очевидно, что по отношению к силе, быстроте, выносливости, гибкости и ловкости, успешно формируемым у обучающихся в боксе, важно конкретизировать педагогическую технологию с учетом особенностей каждого из обозначенных физических качеств.
Первый шаг - организация и осуществление работы по усвоению обучающимися совокупности знаний об опорно-двигательной и нервной системах, формах проявления быстроты, способах ее совершенствования и ис-
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
83
пользования в боксе. Этот шаг важен для познания особенностей быстроты как двигательного качества, ее анатомо-морфологического и физиологического обоснования. Необходимость акцентирования внимания детей на двух обозначенных системах организма обусловлена тем, что любой акт быстроты совершается составными частями опорно-двигательного аппарата или им в целом. Для согласованного и координированного выполнения
действий, особенно в скоростном режиме, когда эти действия осуществляются на уровне умения, без учета особенностей нервной системы, ее регулятивной функции, не представляется возможным успешное формирование у обучающихся скоростных навыков для использования в боксе. Им также важно иметь представления о способах тренировки элементарных и комплексных форм быстроты, как и их совершенствования в ходе самоподготовки.
Таблица 1
Технология формирования двигательных качеств средних подростков в начальной боксерской подготовке._
Общая цель - физическое совершенствование средних подростков с учетом их анатомо-морфологических, физиологических и психологических особенностей
Кор- рек- ция Работа педагога по усвоению обучающимся совокупности знаний: строение и функционирование организма человека; факторы здоровья, здорового образа жизни; движение; двигательное качество, их виды, способы совершенствования, закономерности движений; бокс как вид спорта; формирование двигательных качеств средствами бокса Кор- рек- ция
Работа педагога по усвоению обучающимся умений выполнять действия по образцу: понятное разъяснение целей, мотивов и последовательности выполнения действий, составляющих в совокупности общее физкультурно-спортивное умение, его показ; повторение действий в игровой практике
Работа педагога по усвоению и применению обучающимся умений в тренировочной (аналогичной) ситуации: организация выполнения специального физкультурно-спортивного умения; выполнение действий на уровне навыка
Работа обучающегося по овладению умениями в процессе самостоятельной тренировочной и соревновательной (новой) ситуациях: использование специального физкультурно-спортивного умения в начальной боксерской практике на тренировках
Работа педагога и обучающегося по оценке и самооценке физкультурно-спортивных достижений: диагностика мотивации, усвоенности знаний и способов действия в рамках конкретного двигательного качества
Общий результат - положительная динамика в совершенствовании двигательных качеств средних подростков с учетом их анатомо-морфологических, физиологических и психологических особенностей
Второй шаг - стимулирование оздоровительных, спортивных и эстетических мотивов, обучающихся к совершенствованию быстроты движений как одного из условий успешности боксеров, организация учебного процесса по усвоению элементарных и комплексных скоростных умений на основе повторения двигательных действий за педагогом. Поддержка высокой мотивации необходима для становления таких личностных качеств, как воля, настойчивость и установка на достижение успеха, что во-многом может обеспечиваться личным примером педагога и демонстрацией двигательно-скоростных образцов действий. Это также способствует сохранению интереса детей к занятиям боксом и определению его в качестве избранного вида спорта на перспективу. Выработка двигательно-скоростного боксерского умения или комплекса таких умений в согласовании с имеющимися эталонами выступает в качестве дополнительного мотива и является опорой в формировании навыков.
Третий шаг - осуществление многократного выполнения обучающимися двигательно-скоростных умений одиночно, попарно и комплексно без «искажения усвоенного эталона» для выработки стереотипных боксерских навыков. Эта процедура занимает достаточно длительное время, ибо связана с переходом обучающихся на новый качественный уровень - уровень автоматизма, при котором, минуя сложные аналитико-синтетические опера-
ции, средние подростки начинают выполнять серии боксерских действий. Педагогу при этом важно увеличивать плотность занятий, обращая внимание на включение в учебно-тренировочный процесс упражнений на повышение быстроты реакции и скорости движений.
Четвертый шаг - организация самостоятельной тренировочной работы для повышения качества двигательноскоростных навыков и темпа выполнения действий, а также включение обучающихся в соревновательный процесс по боксу. При этом необходимо создать условия для участия детей в соревнованиях разных уровней организации, проведения поединков с соперниками равными и превосходящими по скоростной подготовке. Выполнение такой работы обусловливается важностью выявления наиболее успешных обучающихся, корректировки процесса подготовки отстающих детей, определением перспективных направлений дальнейшей их тренировки.
Пятый шаг - выполнение диагностических процедур по выявлению уровней сформированности у обучающихся быстроты. Эта диагностика должна носить внешний и внутренний характер. Внешняя оценка нужна для объективного определения специальной комиссией состояния сформированности быстроты как простой и сложной реакции, скорости одиночного движения, максимальной быстроты одиночного движения и максимальной быстроты движения в разных суставах, особенно верхних и нижних конечностей. При внешней оценке может
84
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
успешно осуществляться объективный отбор перспективных для бокса будущих спортсменов из числа обучающихся. Внутренняя оценка нужна для самоутверждения и самоопределения детей среди других обучающихся, а также окончательного выбора избранного вида спорта [6, с. 185].
Представленная технология может успешно реализоваться на основе принципов индивидуализации, дифференциации и учета возрастных особенностей, которые обозначены нами в педагогической модели. Причем в реализации этих принципов ярко проявляется диалектика познания объективной меры педагогического воздействия по отношению к конкретному обучающемуся. Эти принципы осуществляются в условиях коллективной подготовки и ни в коей мере не означают ее ликвидации [4, с. 245].
Первое направление предполагает усвоение детьми обязательного минимума жизненно важных двигательных умений на основе определенных знаний, а также достижение некоторого уровня развития физических качеств.
Второе направление ориентировано на целенаправленное развитие двигательных качеств и функциональных возможностей обучающихся с некоторым потенциалом их совершенствования, сосредоточенное на конкретном виде спорта в соответствии с его особенностями.
Третье направление касается собственно тренировочного процесса в избранном виде спорта. Знание всех индивидуальных особенностей детей, их действительного отношения к спорту и мотивам спортивной деятельности позволяет дифференцировать задания на учебно-тренировочных занятиях.
Поскольку уровень технической подготовленности (умения выполнять двигательные действия, определенные видом спорта) детей на данном этапе (13 - 15 лет) примерно одинаков, причиной этому является определенный дисбаланс в развитии физических качеств.
Итак, для успешного формирования двигательных качеств подростков важным является обоснование соответствующей педагогической технологии. Ее лучше представлять в контексте технологического подхода, который сегодня признается в качестве одной из стратегий достижения качественных результатов подготовки обучающихся. Суть технологического подхода заключается в четкой ориентированности образовательного процесса на ожидаемые результаты в соотношении с целями - задачами при его алгоритмической организации, использовании деятельностных компонентов и основ инструментального управления. Это позволило обоснованно выразить в исследовании педагогическую технологию формирования двигательных качеств средних подростков, основными
компонентами которой являются целевой, содержательный, процессуальный, результативный и корректировочный. По отношению к разным двигательным качествам каждый из компонентов имеет специфическую содержательную основу и свой результат. Они в совокупности могут обеспечить положительную динамику в совершенствовании двигательных качеств средних подростков в боксе с учетом их анатомо-морфологических, физиологических и психологических особенностей.
Литература
1. Percival, F. A Handbook of Educational Technology /
F. Percival, H. Ellington. - London: Cogan Page Ltd, 1984. - 248 p.
2. Woolman, M. Technology in Education / M. Woolman // The Encyclopedia of Education. - New York: The Macmillan Company, The Free Press, 1971. - PP. 122 - 128.
3. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. -192 с.
4. Воронин, Д. В. Некоторые аспекты сущностного понимания феномена педагогической технологии / Д. В. Воронин // Вестник Университета (Государственный университет управления). - № 2. - 2013.-С. 244 - 248.
5. Заир-Бек, Е. С. Основы педагогического проектирования: учеб. пособие для студ. пед. бакалавриата, педагогов-практиков / Е. С. Заир-Бек. - СПб.: РГПУ, 1995. - 324 с.
6. Кларин, М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели / М. В. Кларин. - М.: Наука, 1997. - 222 с.
7. Монахов, В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса: монография / В. М. Монахов. - Волгоград: Перемена, 1995. - 152 с.
8. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; под. ред. И. А. Колесниковой. - М.: ИЦ «Академия», 2005. - 288 с.
9. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Е. С. Полат. - М.: Академия, 2001. - 272 с.
Работа выполнена при поддержке Минобрнауки РФ в рамках госзадания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Ев-севьева» на 2015 год. Проект «Теоретико-методические основы разработки модели вуза как базового центра педагогического образования».
ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ПОГРУЖЕНИЯВ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ - ИНТЕГРАЦИЯ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ОДНОПРЕДМЕТНОГО
ПОГРУЖЕНИЯ
Медведева Марина Владимировна Директор школы МБОУ «СОШ№9» г. Артёмовский, Свердловской обл.
АННОТАЦИЯ
В статье раскрываются педагогические возможности технологии модульного погружения. Технология сравнивается с модульной технологией и технологией однопредметного погружения.
ABSTRACT
In article pedagogical opportunities of technology of modular immersion reveal. The technology is compared to modular technology and technology of one-subject immersion.