Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ «ЛИТОТЕРАПИЯ» В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЕТСКОГО САДА'

ТЕХНОЛОГИЯ «ЛИТОТЕРАПИЯ» В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЕТСКОГО САДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
400
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
литотерапия / дошкольник / техника / терапия / психолог / lithotherapy / preschooler / technique / therapy / psychologist

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Визгина Елена Николаевна, Дунаева Надежда Александровна, Ратманова Светлана Александровна

В статье представлена технология работы по литотерапии педагога-психолога на базе дошкольной образовательной организации. Приведены актуальные моменты реализации техники, формы и рекомендации к работе по ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Визгина Елена Николаевна, Дунаева Надежда Александровна, Ратманова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY “LITHOTHERAPY” IN THE PRACTICAL ACTIVITY OF A KINDERGARTEN TEACHER-PSYCHOLOGIST

The article presents the technology of work on lithotherapy of a teacher-psychologist on the basis of a preschool educational organization. The actual moments of the implementation of the technique, forms and recommendations for work on it are given.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ «ЛИТОТЕРАПИЯ» В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЕТСКОГО САДА»

менталеобразующие качества здоровья, (t= 2,801 при критическом t равном 3,601 при р<0,001), в отличие от студентов третьей группы (=3,213 при критическом t равном 3,601; р<0,001).

Статистический анализ не показал, значимых различий по показателям ориентации на достижение успехов и избеганию неудач у студентов по ведению здорового образа жизни и менталеобразующих качеств здоровья.

Далее определяли персональные ресурсы относительно здоровья у студентов методикой Н.Е. Водопьяновой «Потери и приобретения персональных ресурсов», где определены три уровня ресурсности: низкий (ИР<0,8), средний (ИР от 0,8 до 1,2), высокий (ИР>1Д).

Из 95 респондентов высокий уровень интегрального показателя жизнестойкости относительно ментального здоровья продемонстрировали 15 студентов (12,4 %), средний уровень обнаружили у 62 студентов (68,4 %) и у 18 (19,2 %) респондентов выявлена низкая способность выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность относительно ментального здоровья во время подготовки к экзаменам. Можно предположить, что наиболее выраженным проявлением этого процесса становятся незначительное истощение персональных ресурсов, снижение жизнестойкости как способности выдерживать стрессовую ситуацию и не сокращение адаптационного потенциала ментального здоровья в процессе подготовки студентов к экзаменам.

Таким образом, при вхождении в педагогическую профессию студенты интерпретируют профессиональное ментальное здоровье как интегральное личностно-профессиональное качество специалиста, детерминирующее наиболее эффективный способ решения трудовых задач на основе профессиональных ценностных ориентаций, мотивов, установок и профессионального мышления.

Следовательно, ментальное здоровье педагога — это состояние благополучия, в котором он реализует свой профессионализм, творческие способности, работает результативно и справляется с возникшими проблемами. Такое состояние зависит от мировоззрения педагога, его ценностных приоритетов, основанных на осознанной нравственности, проявляющейся на уровне подсознания, определенных способов действия и свободе мысли.

Литература

1. Ананьев В.А. Книга 1: Концептуальные основы психологии здоровья. - СПб.: Речь, 2006.

2. Анисимова О.А. Психологическое содержание понятия «ментальное здоровье» // Социально-психологические проблемы ментальности / менталитета: сборник научных статей XI Международной научно-практической конференции / Под ред. Н.П. Сенченкова, И.В. Морозиковой, К.Е. Кузьминой. Смоленский государственный университет. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2014. Вып. 11. С. 8-15.

3. Келли Д. Теория личности: Психология личностных пространств / Пер. с англ. и науч. ред. А.А. Алексеева. - СПб: Речь, 2000.

ТЕХНОЛОГИЯ «ЛИТОТЕРАПИЯ» В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-

ПСИХОЛОГА ДЕТСКОГО САДА Визгина Елена Николаевна (Чебоксары, Чувашская Республика), педагог-психолог, МБДОУ «Детский сад № 206 «Антошка». E-mail: maimenkovaen@mail.ru

Дунаева Надежда Александровна (Новочебоксарск, Чувашская Республика), педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 16 «Красная Шапочка». E-mail: dna-77@yandex.ru

Ратманова Светлана Александровна (Новочебоксарск, Чувашская Республика), педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №10 «Сказка». E-mail: borzik-k@mail.ru

Аннотация. В статье представлена технология работы по литотерапии педагога-психолога на базе дошкольной образовательной организации. Приведены актуальные моменты реализации техники, формы и рекомендации к работе по ней.

Ключевые слова: литотерапия, дошкольник, техника, терапия, психолог.

TECHNOLOGY "LITHOTHERAPY" IN THE PRACTICAL ACTIVITY OF A KINDERGARTEN TEACHER-PSYCHOLOGIST Vizgina Elena Nikolaevna (Cheboksary, Chuvash Republic, Russia), teacher-psychologist of MBDOU "Kindergarten No. 206 "Antoshka". E-mail: marinenkovaen@mail.ru

Dunaeva Nadezhda Aleksandrovna (Novocheboksarsk city, Chuvash Republic, Russia) teacher-psychologist of MBDOU "Kindergarten No. 16 "Little Red Riding Hood". E-mail: dna-77@yandex.ru

Ratmanova Svetlana Aleksandrovna (Novocheboksarsk city, Chuvash Republic, Russia), teacher-psychologist of MBDOU "Kindergarten No. 10 "Fairy Tale". E-mail: borzik-k@mail.ru

Abstract. The article presents the technology of work on lithotherapy of a teacher-psychologist on the basis of a preschool educational organization. The actual moments of the implementation of the technique, forms and recommendations for work on it are given.

Keywords: lithotherapy, preschooler, technique, therapy, psychologist.

Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, активным, целеустремленным, открытым всему новому, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. При этом проработка проблем дошкольного детства посредством сказкотворческой, сказкотерапевтической деятельности является наиболее экологичным методом, поскольку, находясь в творческом процессе, ребенок получает для себя столь необходимую возможность самовыражения своего потенциала, оптимизируются его эмоциональная сфера и поведенческие особенности.

Сказка учит детей слушать и слышать других людей [2]. Но еще сказка помогает родителям найти общий язык с ребенком, подружиться с ним, помочь ему решить первые трудности. Часто получается так, что напрямую выяснить, что конкретно тревожит ребенка, у родителей никак не выходит, так как многие дети стесняются тех страхов, которые их мучают. В этом случае на помощь приходит сказкотерапия - ребенку гораздо легче рассказать о том, что беспокоит и тревожит не его самого, а далекого сказочного героя. Следовательно, одной из важнейших задач сказкотерапии является выявление актуальных проблем ребенка и психологическая помощь. Сказкотерапия позволяет взглянуть на любую жизненную ситуацию с разных сторон и увидеть различные пути решения проблемы. Это дает возможность выработать эффективный план действий. Самое главное, в результате сказкотерапии ребенок чувствует поддержку и неравнодушие взрослых. Сказкотерапия может быть успешно использована для эффективной коррекции самооценки ребенка.

Однако специалисты из области сопровождения детей: логопеды, психологи, дефектологи ищут новые нетрадиционные техники использования сказкотерапии в психолого-педагогической помощи детям и их родителям - литотерапия, клоунтерапия, галькотерапия, стоун-терапия и т.д.

Литотерапия - (от греч. lithos - камень и therapia - лечение) лечение минералами. Литотерапия - доступный и эффективный способ психотерапевтического воздействия на эмоциональную сферу человека. Основоположником литотерапии можно считать Аристотеля [5]. Проводником же в мир сказки может стать любой персонаж, выдуманный или реальный. В отечественной литературе известны исследования, направленные на изучение проблем влияния сказкотерапии на внутренний мир и нравственные ценности дошкольников (В.П. Белянин, Н.Я. Берковский, Я. Дейковский, А.В. Запорожец, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Я.Л. Коломинский, Е.И. Кульчицкая, Н.А. Рубакин и др.). У большинства детей зарегистрирован низкий уровень самооценки, у детей отмечается высокий уровень тревожности, высокий уровень агрессивности, низкий уровень коммуникативных навыков. В связи с этим возникает потребность в развитиии эмоционально-волевой сферы воспитанников, формированию у детей социальной компетентности (проявления доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия), развитию духовно-нравственных качеств детей.

А Вы замечали, с каким увлечением дети играют с камешками: перекладывают, подбрасывают, собирают? Дети и натолкнули нас на мысль о включении камней в коррекционно-развивающие занятия. Использование литотерапии в психологической практике, в том числе и применение методов литотерапии в детских садах - это малоизученное направление.

Считаем, что игры с камушками можно широко использовать в целях оказания психологической помощи детям и подросткам, испытывающим трудности в коммуникативных

навыках, в психокоррекции и психопрофилактике конфликтности, замкнутости, тревожности, и для оптимизации психического развития в детском и подростковом возрасте.

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.

В соответствии с этой целью формируются задачи литотерапии: создание положительного эмоционального фона; формирование умения детей до конца выслушивать мнения оппонентов и соблюдать правила поведения на занятии; снятие тревожность, агрессивности и страхов; развитие у детей связной речи и познавательных процессов (внимание, воображение, восприятие зрительное -визуальное, слухое - аудиальное, ощущение - кинестетическое).

Практическая часть: Тренинг по работе с детско-родительскими отношениями «Мир камней». Цель - формирование образа позитивных детско-родительских отношений через представления о семье с использованием литотерапии. Главные задачи: - диагностика детско-родительских отношений через создание образа семьи с использованием камней различной структуры; - углубление представлений воспитанников о семье; - гармонизация детско-родительских отношений

Пространство, где проходит тренинг, организовано следующим образом: по кругу расставлены стулья на них подносы/цветной картон, на полу разбросаны камни разных цветов, размеров, форм, структуры и состава.

Звучит голос, записанный на диктофон, под него ведущие предлагают участникам мастер-класса переместиться из Мира нави в Мир яви.

Ведущие выполняют движения по тексту под музыку вместе с участниками тренинга.

Камешек как дивен ты, / Какой на ощупь расскажи: / Возможно гладкий иль шершавый / Тяжелый, легкий, моложавый / Откуда ты? / Из дальних стран? / Что ты принес? / Нам весть благую? /Вопрос, вопрос, вопрос, вопрос /Позволь потрогать нам тебя, /Раскрыть секрет твой / И невольно в страну камней прими ты нас/Друзья отправимся сейчас /В тот дивный край /

В страну камней /В страну, где правит царство сказок.

Выделить техники наиболее удачные.

Правила работы практического психолога с детьми при использовании сказкотерапии с литотерапией:

1. Ребенку предлагается выбор сюжета сказки, занятия могут носить вариативный характер и последовательность занятий может изменяться. 2. Ребенок самостоятельно выбирает материалы для работы (природный или искусственный камень) и цветовую гамму (форму, размер, цвет камня). 3. На одном занятии ребенку предлагается только один сказочный сюжет. 4. Практикуется использование музыкального сопровождения. 5. Педагог не вмешивается в работу ребенка, без его согласия. 6. Психолог следит за состоянием напряжения/расслабленности в процессе работы. 7. Не высказываются оценочные комментарии по поводу работы. 8. После работы ребенку предлагается дать название своему собственному сказочному сюжету, которую он изобразил, проводиться беседа по поводу работы, анализ его деятельности (допускаются корректные наводящие вопросы).

Содержание цикла занятий:

Тема, настроение на начало занятия; Приветствие (позволяет настроить ребят на работу в группе); Вводные разминочные упражнения (раскрепощают ребенка, погружают в тематику занятия); Реализация сказкотерапевтического сюжета через карт-схемы и применением литотерапии и обсуждение продукта (реализация собственно темы занятия); Рефлексия занятия (обсуждение мыслей, чувств, которые возникли относительно занятия, подведение итогов); Настроение на конец занятия, впечатления от занятия, личные достижения; Ритуал прощания.

Все занятия проходят в комфортной, доброжелательной обстановке в сопровождении релаксационной музыкой. Использование музыки помогает детям успокоиться, раскрепоститься и расслабиться, снять психологические зажимы, а также настроиться на процесс творчества и углубиться в себя.

Во время сказкотерапевтических занятий проводится чередование самостоятельной работы ребенка (или группы детей) и активного диалога с обсуждением, обменом ассоциациями и истолкованием получаемого материала.

Литература

1. Гризик Т.И. Маленький помощник. Пособие для подготовки руки к письму. - М.: Просвещение, 2002. - 47 с.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб.: Питер, 1998. - 380 с.

3. Черняева А.В. «Камнетерапия как общечеловеческая ценность в обеспечении психологического здоровья личности в культурно-образовательном пространстве» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. С. 231-235. URL: http://e-koncept.ru/2014/54306.htm.

УЧЕБА ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 И РОЛЬ УЧИТЕЛЯ ГЛАЗАМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Зырянова Надежда Михайловна (Москва, Россия), кандидат психологических наук, доцент, МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: Nzyr@mail.ru

Черткова Юлия Давидовна (Москва, Россия), кандидат психологических наук, доцент, МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: y_chertkova@mail.ru

Аннотация. На основании анализа интервью с учащимися младшей школы и их матерями анализировались особенности дистанционного обучения в школе. Было показано, что школьники онлайн-обучение оценивают неоднозначно. Больше всего их огорчает невозможность проводить много времени со школьными друзьями. Матери в целом считают, что дистанционное обучение приводит к резкому ухудшению качества образования, требует больших материальных (на приобретение компьютеров) и временных затрат со стороны родителей.

Ключевые слова: дистанционное обучение, учитель, младшие школьники, родители.

STUDYING DURING THE COVID-19 PANDEMIC AND THE ROLE OF A TEACHER FROM THE POINT OF VIEW OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Zyryanova Nadezda Mikhailovna (Moscow, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Lomonosov Moscow State University. E-mail: Nzyr@mail.ru

Chertkova Yulia Davidovna (Moscow, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Lomonosov Moscow State University. E-mail: y_chertkova@mail.ru

Abstract. The features of distance learning at school were analyzed based on the interviews with primary school students and their mothers. It was shown that schoolchildren evaluate online learning ambiguously. Most of all, they are upset by the inability to spend a lot of time with their school friends. The mothers generally believe that distance learning leads to a sharp deterioration in the quality of education and requires a lot of material (to purchase computers) and time from the parents. Keywords: distance learning, teacher, junior schoolchildren, parents.

Целью данного исследования является анализ восприятия младшими школьниками и их родителями онлайн-обучения и роли учителя в этом процессе. В исследовании участвовало 38 детей 8-10 лет и 9 родителей (матерей). Метод исследования - свободная беседа-интервью, направленная на выяснение того, как младшие школьники и их матери воспринимают ситуацию с COVID-19. Беседы были проведены в 2020-2021 годах, в те периоды, когда дети обучались дистанционно из-за карантина, объявленного вследствие пандемии коронавируса. Беседа проводилась с каждым респондентом индивидуально онлайн и записывалась на диктофон.

Дистанционное обучение возникло практически одновременно с развитием информационных технологий. Разные его формы - онлайн-курсы, вебинары, консультации, онлайн-тестирование и др., использовались, в основном в образовательной работе со взрослыми, например, [2; 3; 6; 7]. Но карантинные меры, принятые с целью профилактики коронавирусной инфекции, привели к тому, что учащиеся разного возраста были вынуждены экстренно переходить к дистанционному обучению. В начале перехода школ на онлайн обучение педагогами и родителями отмечались проблемы, вызванные неподготовленностью всех участников образовательного процесса к такой форме обучения, высказывались сомнения в том, что онлайн-обучение может полноценно заменить привычный школьный формат. Но в ходе «привыкания» учителей, учащихся и родителей к дистанционному обучению были выработаны определенные рекомендации, основанные на практическом опыте, например, [4; 5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.