Научная статья на тему 'МЕНТАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

МЕНТАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
223
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студент / студент высшей школы / ментальность / здоровье / ментальное здоровье / маркеры ментального здоровья / персональные ресурсы ментального здоровья / психологическая стрессоустойчивость / student / high school student / mentality / health / mental health / mental health markers / personal mental health resources / psychological stress resistance

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Анисимова Оксана Анатольевна

В статье раскрыты теоретические и практические аспекты ментального здоровья. Изучены понятия «ментальность», «ментальное здоровье», определены компоненты/маркеры ментального здоровья студентов педагогических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTAL HEALTH OF FUTURE TEACHERS

The article reveals the theoretical and practical aspects of mental health. The concepts of “mentality”, “mental health” are studied, components/markers of mental health of students of pedagogical specialties are determined.

Текст научной работы на тему «МЕНТАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

первоначально высокой профессиональной мотивации и уменьшению стремления выполнять работу качественно. Кроме того, развивается педагогическая индифферентность, информационная пассивность, педагогическая агрессия, социальное лицемерие, авторитарность, неадекватная самооценка.

Среди выделенных учителями внешних факторов есть такие, на которые воздействие должно быть оказано на уровне государства и общества в целом. На наш взгляд, первопричиной сильного влияния внешних факторов является низкий социальный престиж профессии педагога в современном обществе при ее реально высокой социальной значимости. И этот низкий престиж подкрепляется невысокой оплатой труда педагогических работников в системе дошкольного и среднего общего образования. Этот вывод подтверждается мотивацией студентов, общающихся по педагогическим специальностям. Эти обучающиеся имеют хорошую подготовку, хорошие результаты ЕГЭ, что позволило им поступить на бюджетную основу обучения, интерес и способности к педагогической деятельности. Но активность этих студентов на занятиях снижена, так же, как и психоэмоциональный настрой.

Современный этап развития общества предъявляет к педагогу высокие требования, к его профессиональным и личностным качествам. От педагогов зависит подготовка детей к жизни в обществе, их развитие, обучение, воспитание. Для укрепления внутренних ресурсов педагогов необходима общественная и государственная поддержка, которая позволит почувствовать необходимость и значимость качественного труда педагогов. Кроме того, необходимо укреплять внутренние ресурсы педагогов посредством оказания помошц в повышении их уровня социально-психологической компетентности и уровня нравственного развития.

Литература

1. Агафонова С.В., Брюхова Н.Г. Внутренние факторы развития синдрома психического выгорания // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/19PSMN621.pdf

2. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб.: Питер, 2008. -

336 с.

3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464 с.

4. Mаslаch C. Райегте of burnout ато^ а пайопа1 sаmple of public conlHct workers // Journal of НеаКЪ аЫ Human Resources Administration. 1984. Vol. 7. P. 189-212.

МЕНТАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Анисимова Оксана Анатольевна (Смоленск, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Смоленский государственный университет. E-mail: anisimov-am@mail.ru

Аннотация. В статье раскрыты теоретические и практические аспекты ментального здоровья. Изучены понятия «ментальность», «ментальное здоровье», определены компоненты/маркеры ментального здоровья студентов педагогических специальностей.

Ключевые слова: студент, студент высшей школы, ментальность, здоровье, ментальное здоровье, маркеры ментального здоровья, персональные ресурсы ментального здоровья, психологическая стрессоустойчивость.

MENTAL HEALTH OF FUTURE TEACHERS

Anisimova Oksana Anatolievna (Smolensk, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Smolensk State University. E-mail: anisimov-am@mail.ru

Abstract. The article reveals the theoretical and practical aspects of mental health. The concepts of "mentality", "mental health" are studied, components/markers of mental health of students of pedagogical specialties are determined.

Keywords: student, high school student, mentality, health, mental health, mental health markers, personal mental health resources, psychological stress resistance.

Дефиниция «здоровье» - это базовая основополагающая жизненная ценность и бесценный ресурс каждого человека.

В академических источниках определяется более двухсот пятидесяти толкований определения «здоровья», а разнообразие их трактовок порой порождает сложности при оперировании данного понятия. Его многочисленные определения порой не только взаимодополняют друг друга, но и наоборот, несовместимо противоречат.

При изучении научных концептуальных трудов, посвященных дефиниции «здоровья», опираясь на классиков - Э. Дюркгейма, изучавшего уровень социального здоровья; М. Вебера описавшего ключевые методы здорового образа жизни; И.И. Брехмана, заложившего комплексный подход при изучении здоровья человека; В.М. Бехтерева, впервые изучавшего профессиональное здоровье личности, и на многочисленные современные исследования ученых и практиков (Н.М. Амосов, В.А. Ананьев, В.П. Казначеев, Ю.П. Лисицын, Л.М. Митина, Г.С. Никифоров, В.А. Пономаренко, А.В. Сахно, Т.В. Сущенко, Г.И. Царегородцев, Г.И. Шалыгина и др.) выделили следующие векторные ориентиры: как отсутствие болезни; как норма; как процесс адаптации; как динамическое равновесие; как оптимальное качество жизни; как сантивность-пативность; как состояние благополучия; как активность организма (социальная, психологическая, психических, биологических, физиологическая и др.) и т.д.

При рассмотрении перечисленных характеристик термина «здоровья», их можно объединить в модели-концепции - медицинскую (здоровье - как отсутствие болезни), социальную (активная жизненная позиция, социальная адаптивность, социальные ценности и отношение человека к миру т.д.), психологическую (эмоциональная стабильность, самооценка, адаптация, резерв психологических сил, саморазвитие и т.д.).

В нашем исследовании интерес проявлен к дефиниции «ментальное здоровью».

Ментальность - это индивидуально-субъективный образ видения мира, который складывается в процессе взросления и обретения жизненного опыта субъекта в социально-культурной общности, в том числе и по отношению к здоровью.

В сфере социально-психологической ментальности ученые (Л.С. Выготский, Б.С. Гершунский, М.В. Катаев, И.С. Кон, Н.М. Лебедева, Ю.М. Лотман, В.А. Сонин, Е.В. Улыбина, М.Ю. Шевяков, А. Щюц и др.) изучают «наличие у людей» ментального здоровья.

Сфера изучения ментального здоровья включает довольно широкий пласт теоретико-практических исследований в области психологического, психического, социально-личностного здоровья человека.

В.А. Ананьев [1] полагает, что самая общая черта ментального здоровья личности - осознание своей востребованности в обществе, ориентация на творческую самореализацию, превалирование в личном опыте ценностей этики, культуры, гуманизма, в целом социально-творческая ориентация.

По мнению, О.А. Анисимовой [2] в понятии ментального здоровья есть ведущий акцент, указывающий на ценностно-ментально-смысловую сферу жизненных условий и событий, которые дифференцируют жизнь человека, в том числе с учетом его профессиональной деятельности. Ментальное здоровье - это, прежде всего, ощущение психологического благополучия, того, что человек является автором своей жизни, то есть может самостоятельно принимать решения и действовать в соответствии с ними.

Представление о профессиональном здоровье в контексте метальных концепций, теорий и практик, с учетом личностных конструктов социальной жизни субъектов, описаны Д. Келли [3]. Автор приводит следующие характеристики: ментально-профессиональное здоровые личностных конструктов субъект понимает с точки зрения профессионализма; ментально здоровые люди разграничивают конструкты, связанные с профессионально-жизненным опытом; ментально здоровые люди всегда профессионально развиваются; ментально здоровые люди всегда эффективно выполняют свои профессиональные обязанности; у ментально здоровых людей всегда высокий уровень коммуникации и взаимодействий.

Для более детального анализа ментального здоровья студентов педагогических специальностей мы использовали кластерный анализ k-средняя, с помощью которого выявили группы с разным уровнем отношением к ментальному здоровью, что наглядно отражено на рис. 1.

Исследование проходило на базе СмолГУ г. Смоленска, в котором приняли участие студенты в возрасте 17-22 лет: юноши (40 человек) и девушки (55 человек).

Рисунок 1. Результаты кластеризации.

При анализе кластеризации были определены три группы исследуемых студентов педагогических специальностей и будущих учителей:

- группа респондентов первого кластера обладает высоким уровнем направленности на сохранение ментального здоровья (щ=17);

- группа респондентов первого кластера обладает средним уровнем направленности на сохранение ментального здоровья (ш=61);

- группа респондентов первого кластера обладает низким уровнем направленности на сохранение ментального здоровья (пз=22).

Далее в этих группах изучали компоненты ментального здоровья, с использованием методики «Смысложизненные ориентации» разработанная Д.А. Леонтьевым.

Основополагающим признаком, определяющим ментальное здоровье студентов, будущих учителей, в нашем исследовании, является дефиниция - «психологическая устойчивость». Данное понятие определяется, как умение субъектом сохранять эффективную работоспособность и целостность эмоционально-когнитивных сфер, в стрессовых ситуациях.

В процессе изучения студентов, установили отрицательную корреляцию компонентов ментального здоровья с экзаменационным стрессом (-0,731<г<-0,384 при уровне статистической значимости р 0,01 ир 10,05) у первой и второй группы.

Была выявлена взаимосвязь параметра психологической устойчивости и показателя ментального здоровья, как стратегии осмысленности жизненного пространства и интернального локуса контроля у всех трех исследуемых групп.

Значимые различия были обнаружены у студентов, первой и третьей группы. Студенты первой группы в значительно большей степени ориентированы на достижение повышения качества ментального здоровья, по сравнению со студентами третьей группы (1=2,916 при критическом 1 равном 3,602; р<0,001).

В ходе исследования определили, что студенты третьей группы в значительно большей степени сконцентрированы на процесс избегания неудач при условии соблюдения режима здорового образа жизни и менталеобразующих качеств здоровья, по сравнению со студентами, первой и второй группы (1=2,327 при критическом 1 равном 2,699 при р<0,01).

Можно предположить, что у студентов первой и второй группы преимущественно выражено стремление к достижению успехов по ведению здорового образа жизни и сохранности менталеобразующих качеств здоровья, (1=2,601 при критическом 1 равном 3,601; р<0,001) и меньшей боязнью неудач о том, что у них не получится вести правильный образ жизни и сохранять

менталеобразующие качества здоровья, (t= 2,801 при критическом t равном 3,601 при р<0,001), в отличие от студентов третьей группы (=3,213 при критическом t равном 3,601; р<0,001).

Статистический анализ не показал, значимых различий по показателям ориентации на достижение успехов и избеганию неудач у студентов по ведению здорового образа жизни и менталеобразующих качеств здоровья.

Далее определяли персональные ресурсы относительно здоровья у студентов методикой Н.Е. Водопьяновой «Потери и приобретения персональных ресурсов», где определены три уровня ресурсности: низкий (ИР<0,8), средний (ИР от 0,8 до 1,2), высокий (ИР>1Д).

Из 95 респондентов высокий уровень интегрального показателя жизнестойкости относительно ментального здоровья продемонстрировали 15 студентов (12,4 %), средний уровень обнаружили у 62 студентов (68,4 %) и у 18 (19,2 %) респондентов выявлена низкая способность выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность относительно ментального здоровья во время подготовки к экзаменам. Можно предположить, что наиболее выраженным проявлением этого процесса становятся незначительное истощение персональных ресурсов, снижение жизнестойкости как способности выдерживать стрессовую ситуацию и не сокращение адаптационного потенциала ментального здоровья в процессе подготовки студентов к экзаменам.

Таким образом, при вхождении в педагогическую профессию студенты интерпретируют профессиональное ментальное здоровье как интегральное личностно-профессиональное качество специалиста, детерминирующее наиболее эффективный способ решения трудовых задач на основе профессиональных ценностных ориентаций, мотивов, установок и профессионального мышления.

Следовательно, ментальное здоровье педагога — это состояние благополучия, в котором он реализует свой профессионализм, творческие способности, работает результативно и справляется с возникшими проблемами. Такое состояние зависит от мировоззрения педагога, его ценностных приоритетов, основанных на осознанной нравственности, проявляющейся на уровне подсознания, определенных способов действия и свободе мысли.

Литература

1. Ананьев В.А. Книга 1: Концептуальные основы психологии здоровья. - СПб.: Речь, 2006.

2. Анисимова О.А. Психологическое содержание понятия «ментальное здоровье» // Социально-психологические проблемы ментальности / менталитета: сборник научных статей XI Международной научно-практической конференции / Под ред. Н.П. Сенченкова, И.В. Морозиковой, К.Е. Кузьминой. Смоленский государственный университет. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2014. Вып. 11. С. 8-15.

3. Келли Д. Теория личности: Психология личностных пространств / Пер. с англ. и науч. ред. А.А. Алексеева. - СПб: Речь, 2000.

ТЕХНОЛОГИЯ «ЛИТОТЕРАПИЯ» В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-

ПСИХОЛОГА ДЕТСКОГО САДА Визгина Елена Николаевна (Чебоксары, Чувашская Республика), педагог-психолог, МБДОУ «Детский сад № 206 «Антошка». E-mail: maiinenkovaen@mail.ru

Дунаева Надежда Александровна (Новочебоксарск, Чувашская Республика), педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 16 «Красная Шапочка». E-mail: dna-77@yandex.ru

Ратманова Светлана Александровна (Новочебоксарск, Чувашская Республика), педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №10 «Сказка». E-mail: borzik-k@mail.ru

Аннотация. В статье представлена технология работы по литотерапии педагога-психолога на базе дошкольной образовательной организации. Приведены актуальные моменты реализации техники, формы и рекомендации к работе по ней.

Ключевые слова: литотерапия, дошкольник, техника, терапия, психолог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.