Научная статья на тему 'Технология компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования'

Технология компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
393
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования»

ТЕХНОЛОГИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

В.Л. Моложавенко,

кандидат педагогических наук, доцент, ведущий специалист лаборатории управления качеством

Тюменского государственного нефтегазового университета

Традиционная система российского образования, ориентированная на академические нормы, недостаточно учитывала требования современного рынка труда; задачей российской системы образования являлась подготовка специалистов для массового, стабильного производства, с редко меняющейся технологией и постоянной номенклатурой выпускаемой продукции. Сегодня ситуация становится иной: меняются производственные технологии, производство становится гибким. Оно требует другого специалиста, способного проявлять академическую мобильность, социальную и профессиональную компетентность. В настоящее время, «когда уже не применяется уравнение «степень - работа», от системы высшего образования ожидается подготовка выпускников, которые могут не только заниматься поисками работы, но и успешно выступать в роли предпринимателя и создателя рабочих мест» [1]. «Знания, будучи разделены на отдельные предметы и дисциплины, приводят к искусственному разделению подходов к знанию. В результате университеты выпускают инженеров, не представляющих себе социальных последствий своей работы, врачей, не знакомых с психологией человека, экономистов, не понимающих, что их деятельность влияет на общество в целом», - пишет в своей работе по анализу инновационных подходов современного образования в мире Раймундо Хосе [8].

Россия отстает от США по производительности труда в 4 раза, а по производству внутреннего валового продукта уже в 8,5 раза. Такое положение во многом является своего рода «калькой» сложившейся структуры производительных сил страны, отражением общего состояния ее трудовых ресурсов и уровня квалификации активного населения. И здесь на первый план вновь выступают вопросы организации образовательной деятельности. Более сложным является качественный аспект, связанный с растущими требованиями к уровню квалификации инженерных кадров в условиях микроэлектронной революции. По независимым оценкам инженерное сообщество в целом пока на 10-15 лет отстает от уровня развития передовых технологий [10].

В России подход к образованию с позиции качества позволит решить ряд актуальных задач современности: во-первых создать модель высшего профессионального образования, приближенного к общеевропейской системе, основанной на общности фундаментальных принципов функционирования системы образования, ориентированных на вхождение в единое европейское образовательное пространство, обеспечить многоуровневую подготовку конкурентоспособных, компетентных специалистов, свободно владеющих своей профессией, способных к социальной и профессиональной мобильности. В.И. Байденко отмечает, что в обществе возникли тенденции: принципиальных изменений почти во всех профессиях; возросла роль горизонтальной мобильности в течение трудовой жизни; возник феномен массовости высшего образования; усилилась роль и усложнились задачи личностного развития; активизация малого предпринимательства; сокращение социальной защиты граждан и др. [3].

Рекрутинговая компания «Агентство контакт» провела исследование профессиональных качеств выпускников российских вузов 2000-2003 годов и получила следующие результаты: высокая академическая подготовка не имеет практического применении; у выпускников слабое представление о корпоративной культуре, отсутствие навыков работы в коллективе в соответствии с правилами и нормами; незнание бизнес-процессов и особенностей российской бизнес среды в целом; отсутствие навыков делового общения, ведения переговоров, недостаток коммуникативных навыков; недостаточный уровень языковой подготовки; нехватка информации о рынке труда, способах и поисках работы и построении карьеры; завышенные требования и амбиции, не соответствующие уровню подготовки, неспособность оценить свою стоимость на рынке [9].

Проведенный нами анализ инновационной деятельности вузов по реализации основных направлении модернизации профессионального образования показывает, что заявленный в стратегии модернизации российского образования компетентностный подход внедряется недостаточно, а педагогические технологии по реализации ком-петентностного подхода не разрабатываются вообще. Очевидна необходимость создания нового образовательного стандарта (в терминах профессиональной компетентности), направленного на повышение его качества, это фактически работа по созданию нового имиджа высшей школы Российской Федерации.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью повышения качества образования для подготовки компетентного выпускника и отсутствием педагогических технологий в рамках компетентностного подхода, направленного на выполнение этого запроса общества.

Компетентностный подход в образовании, включает, наряду с конкретными знаниями и навыками, такие категории, как способности, готовность к познанию через всю жизнь, социально-личностные качества и др. Разработ-

кой компетентностного в образовании подхода занимаются ученые-педагоги: В.И. Бабейко, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, А.Г. Каспржак, Л.И. Иванова, Г.И. Ибрагимова, В.А. Кальней, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, В.Д. Шадриков, П.М. Эрдниева, И.С. Якиманская, Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.А. Петровская и др.

Э.Ф. Зеер под компетентностным подходом понимает приоритетную ориентацию образования на цели-векторы: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности [4].

Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова под компетентностным подходом рассматривают подход, который акцентируется на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях [5].

Таким образом, компетентностный подход можно понимать как усовершенствование всей образовательной системы вуза, направленное на приобретение студентом культуры, накопленной человечеством, передачу профессиональных знаний, умений, навыков, формирование творческих способностей, способов деятельности, особенностей саморазвития, способности профессионального самоусовершенствования во время всей жизни.

Отсутствие полноценных связей профессионального образования с научно-исследовательской и практической деятельностью приводит к тому, что содержание образования и образовательные технологии становятся все менее адекватными современным требованиям и задачам обеспечения конкурентностпособности российского образования на мировом рынке образовательных услуг[2].

Отечественная теория и практика разработки технологического подхода к обучению представлена в научных трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, В.Ф. Башарина, В.П. Беспалько, М.В. Кларина, В.И. Загвязинского, А.А Вербицкого, В.В. Гузеева, В.И. Журавлева, О.Б. Епишевой, А.М. Кушнира, Г.И. Моревой, В.М. Монахова, Г.К. Селевко, П.И. Третькова, М.Е. Бершацкого, Т.И. Шамовой, И.С. Якиманской, Н.А. Алексеева и др.

Педагогическая технология обучения позволяет выделить основные ее признаки: диагностирование - выявление проблем, целеполагание, экономичность (оптимизация педагогического процесса), алгоритмизируемость (проектирование этапов деятельности), системность, структурированность, корректируемость - осуществление обратной связи в соответствии с целями, наличие системы контроля и планируемых предупреждающих, корректирующих воздействий. Педагогическая технология компетентностного подхода - это структурированная целенаправленная деятельность высококомпетентного педагогического коллектива по проектированию и организации учебной и воспитательной деятельности обучаемых. Технологию компетентностного подхода, направленную на повышение качества учебного процесса, соответственно, будут характеризовать следующие параметры: проектирование диагностируемых целей образования, логичности и дозирования учебных дисциплин, различных видов практик, диагностики результатов учебного процесса, определение инструментальности всех этапов и видов деятельности в рамках образовательного процесса и коррекционные мероприятия по результатам образовательной деятельности.

Д.В. Чернилевский рассматривает технологию обучения как системную категорию ориентированную на дидактическое применение научного знания, научные подходы к анализу и организации учебного процесса с учетом эмпирических инноваций преподавателей и направленности этого процесса на достижение высоких результатов в развитии личности студентов.

Структурными составляющими такой системы являются: цели обучения, содержание обучения, средства педагогического взаимодействия, в том числе мотивация и средства преподавания, организация учебного процесса, студент, преподаватель, результат деятельности [11]. Следовательно, технология обучения предполагает управление процессом обучения, включающее организацию учебной деятельности студентов и контроль над их деятельностью. Принципы проектирования образовательный технологии в техническом вузе можно соотнести с некоторыми принципами, сформулированными В.М. Монаховым для проектирования траектории профессионального становления учителя, - принцип согласованности, полноты, целевого единства, всеобщей профессиональной ориентации, системности знаний, приоритета общепредметных результатов обучения, комфортности, единства теории и практики [6].

По мнению В.М. Монахова, педагогическая технология должна соответствовать следующим критериям. Прежде всего, это концептуальность, т.е. она должна включать философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность предполагает логику образовательного процесса, взаимосвязь всех его частей, выстраиваемых как целостностный процесс. Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов. Педагогическая технология должна быть эффективной по результатам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. Важнейшим критерием педагогической технологии является воспроизводимость, подразумевающая возможность применения педагогической технологии в других однотип-

ных образовательных учреждений другими субъектами [7].

Технология компетентностного подхода предполагает, по нашему мнению, решение следующих задач:

1) разработку компетентностных моделей специалистов-выпускников;

2) определение (в соответствии с компетентностными моделями) целей обучения и воспитания в широком понимании;

3) определение целей формирования базовых, профессионально-личностных, общекультурных компетент-ностей для данной дисциплины, курса;

4) определение методического инструментария (педагогических средств, модулей, форм обучения), направленного на реализацию целей обучения в рамках отдельной дисциплины, курса;

5) разработку системы входного, текущего и выходного контроля по отдельно взятой дисциплине;

6) разработку компетентностных моделей преподавателя технического вуза;

7) формирование нового стиля управления: взаимодействия, взаимотворчества, взаимосотрудничества, новой личностной позиции преподавателей и студентов для формирования новых смыслов и ориентиров при организации учебно-воспитательного процесса в вузе на основании основных компетенций субъектов образовательного процесса;

8) развитие у студентов и преподавателей аналитического, проектно-конструктивного, научно-исследовательского и других типов мышления;

9) формирование нового диалогического стиля коммуникативной и интеллектуальной деятельности, новых способов социальных и межличностных взаимодействий субъектов образовательного пространства;

10) организацию психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса для выявления проблем образования в вузе; особенностей и проблем в педагогической деятельности каждого преподавателя; особенностей и проблем в учебной деятельности каждого студента;

11) разработку и реализацию системы мониторинга внедрения технологии компетентностного подхода;

12) организацию системы консультирования и системы коррекционных мероприятий, направленных на решение обозначенных направлений деятельности;

13) определение условий улучшения реализации технологии компетентностного подхода.

Педагогическими условиями реализации в учебном процессе вуза в нашем варианте являются: педагогическая

компетентность преподавателей вуза; реализация основных принципов технологии компетентностного подхода: концептуальности, воспроизводимости, комплексности, системности, научности, интегративности, принятия решений на основе анализа, дидактическое обеспечение учебных дисциплин (определение методов, приемов, форм, способствующих успешной реализации технологических цепочек); компетентный уровень взаимоотношений субъектов образования; направление воспитания в вузе на формирование компетентностной модели выпускника; определение критериев оценки (показателей качества компетентности субъектов образовательного пространства); планирование, координация, контроль, анализ, стимулирование, усовершенствование, вопроизводимость всех технологических процессов.

Предлагаемая технология компетентностного подхода в профессиональном образовании представлена в модели «Технология компетентностного подхода» (см. схему на следующей странице). Технология компетентностно-го подхода в системе профессионального образования выстраивается в соответствии с компетентностной моделью выпускника. В нашем варианте компетентностная модель - это совокупность базовых личностных и общекультурных компетентностей, требуемых при освоении профессии, необходимых для эффективного внедрения технологии компетентностного подхода, целями которой является формирование профессионально и личностно значимых компетенций. Реализация основных принципов технологии осуществляется через основные этапы технологической цепочки: планирование, организация, реализация, контроль, анализ, стимулирование, улучшение образовательного процесса, организация обратной связи.

Таким образом, она позволяет создать систему образовательных мероприятий, направленных на повышение качества подготовки компетентных специалистов-выпускников. Педагогическая технология компетентностного подхода, ориентированная на «результат образования» - компетентностную модель выпускника, позволяет в рамках внутренних процессов определить критерии и нормы успешности образовательной деятельности. С точки зрения систем повышения качества образования предлагаемая технология включает основные в себе ее процессы, такие как образовательный и воспитательный, опирающиеся на единые задачи, принципы, методы, формы организации обучения и воспитания и способы взаимодействия «преподаватель - студент» направленные на формирование компетентного, мобильного, социально адаптивного, конкурентоспособного специалиста-выпускника, востребованного на отечественных и зарубежных рынках труда. Интеграция компетентностного подхода с технологическим подходом дает механизм его реализации, создает модель нового подхода в образовании, отвечающего требованиям современности, обеспечивает реализацию стандартов нового поколения.

Модель технологии компетентностного подхода

Литература

1. Реформа развития высшего образования: Программный документ ЮНЕСКО, 1995.

2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. // Высшее образование, № 10,2005.

3. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. Изд. 2-е. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.

4. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Учеб. пособие - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.

5. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. Омск, Изд.-во ОмГПУ, 2003.

6. Монахов В.М., Нижников А.И., Арнаутов В.В. Технология проектирования профессионального становления будущего учителя (проектирование учебных планов и программ для педагогических вузов на основе государственных образовательных стандартов). 2-е изд. перераб. и доп. - Волгоград - Москва, Перемена, 1998.

7. Монахов В.М., Ярыгин А.Н., Коростылев А.А., Васекин С.В., Зелик О.Н., Власов Д.А., Никулина Е.В., Грачев О.Б. Педагогические объекты. Педагогическое проектирование. KNOW HOW технологии: Учеб. пособие. -Тольятти: Волжский ун-т им . В.Н. Татищева, 2004.

8. Раймундо Хосе. Высшее образование в Латинской Америке // Высшее образование в Европе. - №1. -2003.

9. Сайт: http//udo.ru/analysis/11

10. Федоров И.Б. Балтян В.К., Колосс С.М. Проблемы кадрового обеспечения национальной технологической базы в современном мире: зарубежные образовательные технологии на рубеже XXI века. Проблематика подготовки инженерно-технических и научных кадров для национальной технологической базы - М., МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002.

11. Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Технология обучения в высшей школе. Учебное издание / Под ред. Д.В. Чернылевского. - М.: «Экспедитор», 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.