Научная статья на тему 'Технология изготовления резного ковша «Дракон» с использованием ускоренного метода сушки'

Технология изготовления резного ковша «Дракон» с использованием ускоренного метода сушки Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
111
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ / СКУЛЬПТУРА / МЕТОД СУШКИ / SCULPTURE / DRYING METHOD / THREAD

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Мангушев И.М., Гаврицков С.А.

Древнейшее искусство резьбы по дереву, актуальность которого, очень сильно выросла в последнее время, все настойчивей и уверенней входит в нашу жизнь и быт. Никакие искусственные материалы не заменят красоту и теплоту натурального дерева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология изготовления резного ковша «Дракон» с использованием ускоренного метода сушки»

Мангушев И.М.1, Гаврицков С.А.2 ©

'Студент; 2к.п.н., доцент, заведующий кафедрой Декоративно-прикладных технологий, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РЕЗНОГО КОВША «ДРАКОН»

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УСКОРЕННОГО МЕТОДА СУШКИ

Аннотация

Древнейшее искусство резьбы по дереву, актуальность которого, очень сильно выросла в последнее время, все настойчивей и уверенней входит в нашу жизнь и быт. Никакие искусственные материалы не заменят красоту и теплоту натурального дерева.

Ключевые слова: Резьба по дереву, скульптура, метод сушки.

Keywords: Thread, sculpture, drying method.

Резьба по дереву применяется для отделки и украшения интерьеров общественных зданий и архитектурных сооружений, а также для украшения предметов декоративноприкладного искусства: мебели, музыкальных инструментов, оружия и т. д.

Существует различные виды и направления резьбы по дереву (геометрическая,

контурная, рельефная, скульптурная и т.д.). Скульптурная резьба самый сложный по исполнению вид. Для его освоения надо хорошо овладеть техникой всех видов. Данный вид резьбы предполагает изготовление из объемной заготовки, просматриваемой со всех сторон скульптуры.

Скульптурные изделия из древесины обладают высокой степенью художественной выразительности. Процесс изготовления скульптурных изделий в ручную является наиболее трудоемким и требует значительных временных затрат, поэтому себестоимость ручной художественной резьбы по дереву достаточно велика.

Одним из важных и первоочередных этапов в изготовлении декоративных изделий из древесины является сушка древесины.

Живое дерево имеет пористую структуру. Поры заполнены влагой - соками, питающими дерево. Поэтому, использовав свежую древесину для изготовления ковша, мы рискуем следующим: влага начинает испарятся, причем неравномерно, из-за неоднородности строения древесины, что может привести к образованию трещин; при сушке дерево дает «усадку», т.е. теряет объем, как результат - имеем щели между частями изделия.

Поэтому любое свежее дерево необходимо просушить. В промышленности для сушки древесины используются специальные сушильные камеры. Нам, для изготовления ковша в единичном экземпляре, объемы не нужны, да и камеры, как правило, недоступны. Поэтому -будем говорить о способе, который под силу каждому рядовому городскому жителю.

Следует учитывать и породу дерева - береза, осина, ольха при естественной сушке не дают трещин. Граб, бук, ясень, клен, сирень, а также плодовые деревья при высыхании сильно растрескиваются.

Для изготовления резного ковша «Дракон» мы выбрали в качестве материала осину и использовали так называемый ускоренный метод сушки древесины в домашних условиях. Ускоренный процесс сушки используется в том случае, когда мастер не располагает длительным временем для естественной сушки древесины.

Далее мы представляем поэтапное изготовление резного ковша «Дракон»:

1. С осинового чурака (кряжа) кора снималась топором (рис. 1).

2. Затем брус древесины размечался по торцам и производилась черновая обрубка (рис.

2).

©© Мангушев И.М., Гаврицков С.А., 2014 г.

3. При выборе заготовки необходимо было проследить за тем, чтобы тонкие детали скульптуры - шея, хвост, лапы дракона располагались вдоль волокон.

Заготовку спиливали сверху и снизу в размер изделия. Нанесли на заготовку контуры бокового и верхнего шаблонов и выполнили вторичную чистовую обрубку, придавая заготовке очертания ковша (рис. 3).

Рис. 1.

Рис. 2.

4. Далее заготовку с черновой обрубкой оборачивали 2-3 газетами в несколько слоев и опускали в полиэтиленовый пакет. Пакет завязывали, герметично обматывали пленкой и помещали в теплое место (батарея центрального отопления). В процессе сушки мы периодически заготовку переворачивали, чтобы с какой-либо одной стороны не случилось перегрева. При такой сушке влага, выделяемая древесиной, поглощалась газетами.

Газеты, в которые была обернута наша заготовка для резного изделия, мы меняли на новые с периодичностью два-три раза в сутки. Эту операцию следует повторять до полного высушивания древесины. О точном времени процесса говорить сложно - оно зависит от размера куска дерева, от его начальной влажности, от температуры сушки. В тоже время не следует торопиться - да, вкладывая в пакет большее количество газет, ускоряя сушку. Слишком быстрое «обезвоживание» слоев дерева может привести к разрыву волокон - трещинам.

Весь процесс сушки нашей заготовки занял 45 дней.

5. После выполнения операции по сушке заготовки изделия мы приступили к дальнейшим операциям по вырезанию ковша. Лишнюю древесину с прямых участков мы срубали топором, а с вогнутых удаляли с помощью полукруглых стамесок. Работать надо аккуратно, чтобы не допускать сколов и задиров древесины.

Для того, чтобы при обрубки случайно не сколоть нужную древесину, с верхней стороны на стыке ее с чашей мы просверлили два сквозных отверстия. Далее заготовку мы обрабатывали большими полукруглыми стамесками: на этом этапе мы снимали почти всю лишнюю древесину с наружной стороны чаши ковша и формировали ручку ковша.

На следующем этапе теслом и полукруглыми стамесками производили грубую выборку внутреннего объема чаши ковша. На этом этапе работы уточняются размеры и прорабатывается форма ковша и его скульптурных деталей. Затем ножом выполняется чистовая обработка наружной стороны ковша, обработку формы и скульптурных деталей - головы и хвоста, а клюкарзой обрабатывают внутреннюю поверхность. Толщина стенок после этой операции должна быть минимальной (рис. 4).

Ковш шлифуют в два этапа: сначала обрабатывают внешнюю поверхность, затем более тщательно внутреннюю. Поверхность ковша зачищают шкуркой, за исключением тех частей, на которые будет нанесен резной орнамент, потому что попавшие в древесину мельчайшие частицы абразива шкурки быстро тупят лезвие инструмента. На ковш по эскизу переводят рисунок отделочной резьбы, по которому мелкими стамесками режут узор. Ковш приобретает почти законченные черты (рис. 5).

Окончательная отделка включает следующие операции: покрытие изделия морилкой, для придания ему более насыщенного цвета; покрытие защитным слоем воска; полировка выпуклых мест узоров и фона.

Рис. 4.

Фото 1.

Рис. 5.

В результате мы получаем оригинальное художественное изделие «Дракон» с изумительным по красоте сверканием узора с глубокими матовыми промежутками углубленного фона (фото 1).

Литература

1. Андреева Е.А. Художественная работа по дереву. -М.: Рипол Классик. Серия: Правильный дом, 2009. - 384 с.

2. Василенко В.М. Образ дракона-змия в новгородских деревянных ковшах // Древняя Русь и славяне. - М.: Наука, 1978. - 380 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.