Научная статья на тему 'Художественные особенности изготовления и орнаментального оформления изделий из дерева малых форм у ногайцев'

Художественные особенности изготовления и орнаментального оформления изделий из дерева малых форм у ногайцев Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
325
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОГАЙЦЫ / РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ / РЕЗНАЯ ЧАША / ОБРЯДОВАЯ ИГРУШКА / ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ / НОГАЙСКИЙ ОРНАМЕНТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Канокова Ф.Ю.

В данной статье рассматриваются художественные особенности изготовления и орнаментального оформления изделий из дерева у ногайцев, имеющих как утилитарное, так и художественное начало. Особое внимание уделено искусствоведческому анализу изделий малых форм это утварь, посуда, деревянные игрушки. Вышеуказанные изделия разделены на отдельные виды в соответствии с формой, декором и функциональным назначением. Рассматривается роль изделий из дерева в обрядах и ритуалах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественные особенности изготовления и орнаментального оформления изделий из дерева малых форм у ногайцев»

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И ОРНАМЕНТАЛЬНОГО

ОФОРМЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДЕРЕВА МАЛЫХ ФОРМ У НОГАЙЦЕВ

© Канокова Ф.Ю.*

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

В данной статье рассматриваются художественные особенности изготовления и орнаментального оформления изделий из дерева у ногайцев, имеющих как утилитарное, так и художественное начало. Особое внимание уделено искусствоведческому анализу изделий малых форм -это утварь, посуда, деревянные игрушки. Вышеуказанные изделия разделены на отдельные виды в соответствии с формой, декором и функциональным назначением. Рассматривается роль изделий из дерева в обрядах и ритуалах.

Ключевые слова ногайцы, резьба по дереву, резная чаша, обрядовая игрушка, деревянные ложки, ногайский орнамент.

Ногайцы (самоназвание - ногъайлар) - один из тюркоязычных народов Российской Федерации. В настоящее время они расселены главным образом на Северном Кавказе: в Республике Дагестан, Чеченской, Карачаево-Черкесской республиках, Ставропольском крае, а также в Нижнем Поволжье - в Астраханской области. Ногайцы подразделяются на группы и называются по издревле сложившейся традиции: кубанские, кумские и бештовские ногайцы, караногайцы, астраханские ногайцы.

Культура и искусство ногайцев в целом, несмотря на то, что они в далекие времена расселились на обширной территории, начиная от Дуная до Иртыша, пережила единые этапы формирования, хотя, исходя из климатических и географических условий, имела и локальные особенности, на которые влияли межэтнические контакты с соседними народами [5, с. 152]. Ремесла и промыслы ногайцев сосуществовали в неразрывной связи с их хозяйственной деятельностью и бытовым укладом жизни. Эта связь определяла практическую целесообразность в создании вещей и предавала им значительное глубокое духовное содержание, художественную выразительность и стилистическую направленность. Окружающая природа, леса, тростниковые растения, залежи руды, богатые пастбища, камни - все это давало мастерам необходимые материалы для творческой деятельности, что непосредственно сказывалось на характере утвари, посуде, одежде, народной архитектуре, являлось образцом гармонии, совершенных художественных форм и источником одухотворения.

* Доцент кафедры Дизайна и декоративно-прикладного искусства, кандидат искусствоведения.

Кочевой образ жизни ногайского народа способствовал тому, что изделия изготавливались легкими и портативными. Глубокие эстетические требования предъявлялись каждому предмету, применяемому в быту, начиная от плетеных циновок из рогоза, хозяйственных построек, юрт, различных кузнечных изделий до изысканно и богато украшенной вышивкой и ювелирными изделиями одежды, выдолбленным фактурным чашам и черпакам, детским люлькам, холодному оружию и прекрасным войлочным коврам «кийизам». Эстетичность, художественность изделий, их завершенность определялись, в первую очередь, благородством форм и богатым декором, максимальным использованием красоты природного материала. Эти стороны присутствовали в равной степени, как в изделиях из мягких, так и в изделиях из твердых материалов.

С формой и материалом предметов было тесно связано стилистическое своеобразие ногайского орнамента - это первый фактор в определении национальной принадлежности того или иного произведения народного искусства, являющийся основополагающим элементом в решении научной проблемы, связанной с изучением интенсивных культурных и экономических отношений между многими народами Северного Кавказа в ХУП-ХТХ вв. Изделия местных мастеров получили большое развитие за пределами ногайских земель, в XIX веке их можно было видеть для продажи на рынках городов Северного Кавказа. Нередко эти вещи доходили до городов Центральной России, не теряя свои художественные черты и верность древним национальным традициям. Так, для продажи, ногайцами в больших количествах изготавливались различные изделия из дерева малых форм, такие как чаши, пиалы, подносы, черпаки, ступки и ложки - очень прочные, но при этом тонкие, изготовленные с большой любовью. Благодаря знанию технологий художественной обработки дерева, резчики сохраняли текстуру материала, а наносимый орнаментальный декор смотрелся лаконично и монументально, не перенасыщая и не перегружая изделия.

Существовали и вещи, лишенные декора, но имеющие высокий художественный вкус, представляющие большую художественную ценность. Неразрывность практического и художественного начала в изделиях из дерева и других материалов чрезвычайно широко распространена в народных, художественных и, в том числе, ремесленных навыках, что позволяет свидетельствовать о наличии в народном искусстве ногайцев ярко выраженного национального стиля.

Широко в быту у ногайцев использовались изделия из дерева, не имеющие выраженных эстетических черт и художественности, они отвечали своим утилитарным назначениям и удовлетворяли потребность потребителя. К таким изделиям можно отнести брички, арбы, сельскохозяйственные орудия, бондарные изделия, корыта, коромысла, лохани, ведра и т.д., изготавливаемые в основном плотниками.

Издревле кочевники почитали дерево как святыню. На одиноко растущее дерево или кустарник привязывали кусочек ткани или ленту. Дерево, как совершенное создание природы, было источником вдохновения поэтов, художников и писателей. Удивительно контрастная природа ногайских просторов и лесов была не только основным источником творческого вдохновения в искусстве, но и давала сырье и материал для народных умельцев. Сырьем для изготовления изделий были орех, клен, ясень, бук, ольха, береза, липа, карагач, груша, яблоня, клен. Секреты мастерства передавались от отца к сыну, этим создавался стиль самобытного национального почерка, что не вызывает удивления, так как экстерьер и интерьер юрты делались силами простых людей. Резчики прошлых лет были знакомы с различными приемами обработки дерева. Прекрасно владели техникой плоского рельефа, круглой формы, а также приемами шлифовки, полировки и частичного покрытия изделия морилкой.

Инструменты были разнообразными, отличались простотой изготовления. Благодаря таким приспособлениям и инструментам, как пила (пышкы), топор (балта), долото с полукруглым острием, стамеска (кашав), нож с узким лезвием (пышак), нож с широким лезвием (макар), изогнутый резец для выдалбливания, станок для вытачивания чашек, напильник для шлифовки дерева, молоток, сверло (тескиш алат), напильник, камень для заточки резцов, клей (елим) и стол-верстак (столяр станогы) ногайские мастера по дереву создавали великолепные изделия, не придерживаясь единой системы. При изготовлении предмета, высушенный большой кусок дерева резчик сперва очищал топором от сучьев и коры, после чего он распиливал дерево на нужные размеры. Эта заготовка обрабатывалась долотом и ножом с круглым лезвием. Более мелкие детали дорабатывались резцами и ножом с узким лезвием. После этого готовое изделие шлифовалось, полировалось и варилось определенное время в животном жире, который входя в поверхность, заполнял все мелкие трещины и ямки, что придавало вещи совершенно ровную поверхность. После сушки естественным путем изделие полировалось куском войлока [4, с. 63].

Изделия, имеющие художественное начало такие как утварь, посуда, мебель, обрядовая игрушка следует разделить на две группы по времени их зарождения и по верности ногайским традициям. К первой группе имеющей раннее возникновение относятся утварь и посуда, а также игрушки. Вторая группа составляет мебель (кровати, диваны, столики, шкафы, сундуки, стулья, люльки и др.), которые появились в ногайском быту не ранее конца XVIII - начала XIX вв.

В юртах зажиточных ногайцев имелся деревянный стеллаж для посуды, который обычно изготавливался из ценных полированных пород дерева. Стеллаж был простым и лаконичным, декорировался в основном геометрическим орнаментом. В совокупности с посудой он составлял облик внутреннего убранства юрты, который органически вписывался в жизнь ногай-

ской семьи. На стеллажи ставилась искусно сделанная кухонная утварь и посуда, представленная чугунными котлами, сковородами, деревянными ковшами для чая, подносами, мисками разных размеров, шумовками, половниками, различными деревянными и частично гончарными сосудами для молока и воды, кадушками для хранения зерна.

Еду ногайцы подавали чаще в котлах или на лотке в деревянной большой чашке. Не жидкие блюда ели обычно пальцами. Чай, а также бульон пили из деревянных чаш (аякъ) или фарфоровых и фаянсовых (состоятельные семьи) пиал» [1, с. 212]. Появление керамической посуды свидетельствует об укреплении культурно-экономических связей народа с другими народами страны.

Особое место в быту ногайцев составляют разнообразные по форме и декору деревянные чаши. Простые по форме чаши, мог вырезать почти каждый житель лесостепной зоны, это занятие было распространено среди пастухов. Ногайские резчики по дереву деревянную посуду делали по памяти, без каких бы то ни было эскизов и рисунков. Эта память появилась не сразу, а без преувеличения, передавалась на протяжении многих веков. Чаши, которые ежедневно видели перед собой ногайцы, пили и ели из них с момента рождения и до смерти, воспринимались как неотъемлемый атрибут бытовой жизни. Наряду с повседневными чашами использовали и праздничные, занимающие значительное место в проведении различных обрядов и ритуалов. Деревянная чаша являлась неотъемлемым атрибутом свадебных церемоний, в день сватовства в самые красивые чаши наливали хмельной напиток бузу, и ставили на стол перед сватами. Бузу в большом количестве приготовляли для свадеб. Существовал обычай коллективного питья бузы (кезбе боза). Для питья бузы служили особые деревянные чаши с ручкой (саплы аякъ) [3, с. 145].

В день проведения мусульманского обряда бракосочетания (неке кыюв) в богато декорированную чашу, известную у ногайцев всех этнических групп под названием «керполат аяк» (основная чаша), наливали сладкую воду с медом (сербет сув). По завершении обряда эфенди брал в руки чашу с «сер-бет сув», выпивал из нее немного и передавал другим. Как только все выпьют «сербет сув», чашу заворачивали в атласный платок и отдавали дяде невесты [5,с.316]. Чашу, наполненную ритуальной бузой, преподносили тамаде из числа родственников невесты в момент их приезда в дом жениха, это была особая чаша, тонкая, с красивыми резными ручками со стилизованными изображениями бараньих или турьих рогов.

Когда зять первый раз посещал дом супруги, тесть брал в руки полную деревянную чашу с кумысом или бузой, провозглашал тост, после чего, пригубив чуть-чуть, отдавал всем по очереди. Последним пил зять. Затем его приглашали в среду женщин. В отличие от мужчин, здесь ему давали в деревянной чаше «сербет сув» и говорили: «Пусть будут молодые друг другу сладки как эта вода». Зять должен был чуть пригубить, а затем возвратить чашу [5, с. 318].

У ногайцев бытовали чаши с одной и двумя ручками (во время праздников и приема гостей с украшенным по краю ободка простым геометрическим узором для кумыса и других напитков), а также чаши, приподнятые на конусообразном основании. Чаши были тонкостенными, верхняя часть обладала плавным, певучим контуром, где края сходятся к двум возвышениям -над ручкой и на противоположном крае чаши. Геометрическая резьба чаши, выполненная ножом архаична, внутренняя часть гладко выбиралась. Такие чаши изготавливались из твердой, ценной древесины. Настолько тонка круговая стенка чаши по всему периметру, что создается впечатление звонкости, характерное для металла и фарфоровой фаянсовой посуды. Такие тонкостенные чаши часто встречались в ногайском быту.

Тонкостенные чаши - нередкое явление и в обиходе черкесов, имевших тесные связи с кубанскими ногайцами. В их геометрических узорах чувствуется близость с раздельными швами вышивки и ромбиками, чередованием разных полос, характерными для узорных циновок. Эта группа чаш наполнена старой пластикой предметов вв. резчик наносит узор на свободное поле фона. Сам фон всегда строго соотнесен с узором, что имеет основополагающее значение в декоративно-орнаментальном убранстве и проявляется в самих формах вещей, изящных в своих очертаниях [7, с. 67].

Вторую группу чаш составляют большие чаши, где декор ручек напоминает зооморфные мотивы, это стилизованные бараньи, турьи рога и изображения различных водоплавающих птиц. Изготовление таких посуд требовало огромного мастерства и было доступно лишь опытным резчикам, специализирующимся по художественной обработке дерева. По сведениям старожилов такие чаши стоили очень дорого. За одну такую чашу давали молодого верблюда или теленка.

В ногайском эпосе и в других источниках дается упоминание о богатырских чашах вручаемых победителям различных единоборств, а также старейшинам за торжественным столом. Эти чаши обычно не украшались орнаментом, красивый декор достигался мастером в подборе текстуры пород дерева, где естественный узор был создан причудливым сплетением волокон дерева. При полировке этот естественный узор еще более усиливался от желтоватого до коричневого цвета, приобретая благородный теплый цвет.

Большие традиционные чаши, которыми пользовались в дни радости, резчики выполняли с особым мастерством. В сравнении с другими чашами их стиль подчеркнуто декоративен и даже монументален. Очерченные контуры в ряде случаев несколько резки, но графичность передана с большой выразительностью. Крупные формы ручек, декоративность, сюжетные мотивы, идущие из глубины веков, заставляют предположить, что эти изделия предназначены для сильных, мужественных, больших людей, которые держали этот предмет в руках многие десятки лет [7, с. 68].

К третьей группе относятся ковши и черпаки, где все достоинство и красота заключены в формообразовании вещи. Они очень просты, но поэтичны

и значительны. Ручки ковшей очень архаичны, верх украшен простым узором, они легки, их пропорции стройны и удлиненны. Вытянутые плоские ручки напоминают хвостовое оперение водоплавающей птицы. Поражает и простота всего силуэта, плавность и уверенность его очертаний. Легкость изделия достигается тонкостью ее объема. Отказ от реалистичности, изображения птиц не нарушают художественности в целом, а наоборот усиливают ее, придавая всей композиции чувство возвышенного, прекрасного. Стилизованное оперение птицы становится символом, приобретает значение знака, ее выразительность наполняет эту ручку скрытой жизнью. Также ковши по стилю и по духу близки к тем посудам, чашкам и ложкам, которые монументально возвышаются на полках стеллажей. Эти ковши напоминают северные ковши - утицы, ладьи, братины, выражающие лирическую душу русского крестьянина, также рассмотренные ковши передают национальный характер ногайцев.

Анализируя чаши, ковши, черпаки, нельзя не остановиться на так называемых маленьких чашах - пиалах. Набор чашек в ногайской семье зависел от количества членов семьи и примерно столько же для массовости гостей. Чашами - пиалами подавали ногайский чай (ногъай шай), наподобие калмыцкого чая, который проник в рацион всех северокавказских народов. Из других напитков айран - кислое молоко, кумыс - кобылье молоко, чесночная подлива, подлива из кефира и т.д. В связи с отсутствием в ногайском быту медно-чеканной посуды, деревянная посуда была распространена повсюду. Ногайцы предпочитали есть молочные продукты только в деревянных посудах.

Особую группу деревянных изделий составляют ложки (касык), которые используют и до настоящего времени. По форме они делятся на два вида. Первый вид - лопасть ложки неглубокая и находится в одной плоскости с черенком похожая на лист с веткой, черенок резко расширяется в круг и делает переход от линейного элемента (черенка) плавным кругом, который держит лопасть. Такое конструктивное решение ложки встречается у многих народов, в частности все русские ложки сделаны по такому принципу. Здесь явно видно взаимопроникновение художественно-ремесленных приемов обработки дерева. Такие ложки появились как у ногайцев, так и у других народов Северного Кавказа в XVII веке, когда наблюдалось массовое переселение русских и украинцев на Юг России. Второй вид - ложки, обладающие глубокой лопастью, напоминающие по форме небольшую круглую чашу для напитка, обычно с длинным тонким слегка изогнутым черенком. Здесь ярко проявляется принцип контрастности. Вытянутый плоский и узкий черенок не образует с объемной и глубокой лопастью видимого единства, как в первом виде, а черенок уходит под лопасть, он как бы держит ее в автономности, напоминая вытянутую руку, в ладони которой лежит круглое яблоко. Все эти изделия отличаются выразительным силуэтом и интересным подходом [4, с. 65].

Если в первом виде ложек концы ручек представляет собой черпачок трапециевидной формы с заостренной вершиной, то во втором виде отсутствие на конце маленького черенка абсолютно не нарушает единство декоративного решения оформление плоскости ручки. В целом в двух видах ложек удачно найденные пропорции и умелое сочетание лопасти и ручки, а также отсутствие орнаментального декора, подчеркивают назначение вещи, которое свидетельствует о высоком мастерстве ногайских резчиков.

У сопредельных с ногайцами народов, в частности у черкесов, абазин и карачаевцев бытуют ложки второго вида. По сведениям старожилов эти ложки назывались «ногайскими ложками». Видимо удобство и изящество этих ложек понравились им. Ногайцы продавали свои изделия, что означает промысловое значение этого вида народного искусства.

Ряд исследователей писали, что ногайцы умеренны в еде. Так А. Павлов отмечал «Во время обеда они... неторопливы в еде, умеренны в употреблении пищи, чистоплотны» [9, с. 28]. Другой ученый писал «Ногаец может быть один и даже несколько дней очень выдержан в пище» [2, с. 266]. Любимыми блюдами ногайцев были кисломолочные и мясные продукты. Мясо в обязательном порядке употреблялось в сочетании с острыми приправами, чесноком, перцем и другими компонентами. Для приготовления этой смеси мастера по дереву изготавливали специальную деревянную посуду - ступку для растирания чеснока, ногайского кирпичного чая, соли, перца и др. Ступка не просто предмет необходимый в быту, но и художественное произведение. Она выдолблена из твердой породы дерева, имеющая красивый желтовато-коричневый цвет и форму конуса, стоящего на круглом поддоне - широкое тулово которого сужается к низу. Декор поверхности очень простой, горловина по всему периметру украшена резным геометрическим узором, тулово ступки гладко отполировано и зашкурено. Резчик в достаточной степени использовал текстуру рисунка дерева, напоминающего узор, состоящий из тонких линий. Умение скупыми средствами сделать привлекательное и художественно законченное изделие является подтверждением хорошего вкуса ногайского мастера XIX в.

Ногайские резчики никогда не пользовались токарным точением, а только выдалбливанием. «Искусство выдалбливать и резать дерево у ногайцев, видимо ремесло очень древнее, так как в своем домашнем обиходе они пользовались почти исключительно деревянной посудой, выдалбливаемой, а чаще вырезаемой» [3, с. 108]. Об этом убедительно отмечал О.В. Маркграф - «Изделия выдалбливаются, а не точатся на токарном станке. Чанаки выдалбливают желобчатыми тяпками, выскабливают древесину изнутри ручным резцом. Ручка чанака делается или в виде кольца, или цилиндрическая, или же загнутая. Такими чанаками едят суп или бульон» [8, с. 256].

Деревянные игрушки в виде различных животных вплоть до середины XIX века были широко распространены в народе. Эти фигурки несли ритуально-обрядовые значения. К сожалению, многие из них не дошли до сего-

дняшних дней, но по музейным экспонатам и редким сохранившимся в быту изделиям можно судить об их художественных достоинствах.

В коллекции по народам Кавказа Музея антропологии и этнографии в разделе «Ногайцы» имеется «Игрушка ортэке», в виде деревянной козы (эшки) на палке (Инвентарный номер 331-7). Кроме фигурки козла встречались и фигурки птиц, человека. Эти фигурки несут ярко выраженные черты примитива, что объясняется их специфической функцией. Выполненные сельским плотником они грубы и упрощенны в форме, лучше воспринимаясь с дальнего расстояния, одновременно свидетельствуя об их давнем происхождении. Как известно, ислам запрещал изображения живых существ и это является свидетельством, что они появились в доисламский период в жизни ногайского народа. Эти фигурки несут динамичность, иногда в них прослеживаются веселье, забава, проникнутые особой теплотой, задушевностью, и чувством юмора.

Следует отметить, что среди ногайских ремесленников было немало первоклассных мастеров своего дела. В середине XIX века в ногайских степях был известен и славился искусным исполнением различных работ плотничного и столярного ремесла Тюлюш Джолмамбетов. В русском этнографическом музее в Петрограде экспонировались модели и в натуральном виде многие предметы домашнего быта ногайцев, изготовленные рукой этого мастера. Среди экспонатов: кибитка (терме), маленькая походная юрта (отав) с разными принадлежностями, «кодалак арба», с хомутом и игрушечным резным изображением коня, кровать, диван-скамья, различные сундуки, гребень для расчесывания шерсти (юнтарак), три тюфяка, две подушки, башмак на деревянной колодке, люлька (буьгедекли бесик), в натуральном виде уникальный музыкальный инструмент «кобуз» со смычком, деревянный ковш и детская игрушка» [6, с. 110].

Наряду с вышеупомянутыми изделиями резчики изготавливали из дерева веретена, чесалки для обработки шерсти и другие мелкие предметы, где использовалась простейшая геометрическая резьба по дереву. В связи с массовым строительством саманных домов с черепичной крышей, наличники окон, фронтоны, ворота, калитки украшались прописной и накладной резьбой. И в этом случае архитектурный декор этих изделий был скупым по применению художественных средств. Отказ от богатства орнаментальных мотивов, характерный особенно для ногайского народного искусства и нисколько не объед-нявший его, доводил применяемые приемы до совершенства. Как пишет Б.Кочекаев «В начале XX века необходимость в изготовлении деревянной посуды, домашней утвари и мебели отпала, так как появилась фабричная мебель, фарфоровая и эмалированная посуда. Сейчас у ногайцев редко можно встретить даже ложку, половник или ковш, изготовленные из дерева. Искусство старых мастеров - деревообработчиков почти полностью исчезло» [6, с. 110].

К счастью, старожилы помнят секреты художественно-ремесленных приемов обработки дерева и других твердых материалов, а в памяти народа со-

хранились имена лучших ногайских резчиков по дереву - это Катаганов С., Калмыков Л., аул Эркин-Юрт, Кудайнетов А., Кудайнетов Б. аул Адил-Халк, Ляув И. аул Карамурза, Матакаев А. аул Кызыл-Юрт, Самдинов А., Казиев Д. аул Канглы, Байдаров И., Атуов Ю. аул Эркин-Юрт, Абдуллаев С. аул Тамаза-Тюбе и многие другие. Исследования в аулах караногайцев, кубанских и астраханских ногайцев, помогли обнаружить немало изделий народного искусства, бережно хранящихся и передающихся из поколение в поколение.

Сегодня, традиции изготовления изделий из дерева сохранены в творчестве резчика по дереву Р. Атуова из г. Черкесска. От его работ веет теплотой, они выдержаны в теплом колорите, сохраняя форму, присущую традиционным ногайским изделиям из дерева. Его виртуозно и оригинально выполненные ложки и ларец «колсандык» с изображением родовой тамги возвращают в прошлое. Изготовлением резной деревянной посуды по старинным музейным аналогам, инкрустированной серебряными накладками, на высоком профессиональном уровне занимается Карасов Ю.Б. - Заслуженный художник КЧР, член Союза художников России. На изделия этих мастеров растет спрос, как у городских, так и у сельских жителей, постепенно возрождается такая отрасль искусства как художественная обработка дерева, отвечающая сегодняшним тенденциям рынка и перспективам развития современного народного искусства.

Список литературы:

1. Гаджиева С.Ш. Материальная культура ногайцев в XIX - начале XX в. - М.: Изд. Наука, 1976.

2. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. -Спб., 1871. - Т. 1.

3. Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.И. Ногайцы. - Ставропольское книжное издательство, Карачаево-Черкесское отделение, 1988.

4. Канокова Ф.Ю. Декоративно-прикладное искусство ногайцев: дис. ... канд. искусствовед.: 17.00.04 / Ф.Ю. Канокова; Место защиты: Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова. - М., 2012. - 192 л.

5. Керейтов Р.Х. Ногайцы. Особенности этнической истории и бытовой культуры. - Ставрополь, 2009.

6. Кочекаев Б.Б. Социально-экономическое и политическое развитие ногайского общества. - Черкесск, 1973.

7. Мальбахов Б.Х. Черкесское (адыгское) декоративно-прикладное искусство. - Нальчик: ООО «Тетраграф», 2012.

8. Маркграф О.В. Очерк кустарных промыслов Северного Кавказа. -М., 1882.

9. Павлов А.О. О ногайцах, кочующих по Кизлярской степи. - СПб., 1842.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.