Научная статья на тему 'Художественные и технологические особенности изготовления декоративных резных чаш у ногайцев'

Художественные и технологические особенности изготовления декоративных резных чаш у ногайцев Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
267
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ / ЧАША / КОВШ / ЧЕРПАК / ОРНАМЕНТ / НОГАЙЦЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Канокова Фатима Юрьевна

В данной статье рассматриваются художественные и технологические особенности изготовления декоративных резных чаш у ногайцев, которые являлись неотъемлемым атрибутом как повседневной жизни, так и различных обрядов. Сегодня, с появлением фабричной посуды необходимость в изготовлении деревянной посуды, отпала, а искусство старых мастеров почти исчезло. Данный факт приводит к необходимости возрождения художественной резьбы по дереву, как одного из древнейших видов декоративно-прикладного искусства ногайцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественные и технологические особенности изготовления декоративных резных чаш у ногайцев»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 745

Канокова Фатима Юрьевна

канд. искусствоведения, доцент КБГУ им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик, РФ Е-mail: f.kanokova@mail.ru

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕКОРАТИВНЫХ РЕЗНЫХ ЧАШ У НОГАЙЦЕВ

Аннотация

В данной статье рассматриваются художественные и технологические особенности изготовления декоративных резных чаш у ногайцев, которые являлись неотъемлемым атрибутом как повседневной жизни, так и различных обрядов. Сегодня, с появлением фабричной посуды необходимость в изготовлении деревянной посуды, отпала, а искусство старых мастеров почти исчезло. Данный факт приводит к необходимости возрождения художественной резьбы по дереву, как одного из древнейших видов декоративно-прикладного искусства ногайцев.

Ключевые слова Резьба по дереву, чаша, ковш, черпак, орнамент, ногайцы.

Художественная обработка дерева является одним из древнейших видов традиционного декоративно-прикладного искусства ногайцев, который сосуществовал в неразрывной связи с их хозяйственной деятельностью и бытовым укладом жизни. Эта связь определяла практическую целесообразность в создании вещей и придавала им значительное глубокое духовное содержание, художественную выразительность и стилистическую направленность. Окружающая природа, леса, тростниковые растения, залежи руды, богатые пастбища, камни - все это давало мастерам необходимые материалы для творческой деятельности, что непосредственно сказывалось на характере утвари, посуде, одежде, народной архитектуре, являлось образцом гармонии, совершенных художественных форм и источником одухотворения.

Особое место в быту ногайцев составляют разнообразные по форме и декору деревянные чаши. Простые по форме чаши, мог вырезать почти каждый житель лесостепной зоны, это занятие было особенно распространено среди пастухов. Ногайские резчики по дереву деревянную посуду изготавливали по памяти, без каких бы то ни было эскизов и рисунков. Эта память появилась не сразу, а без преувеличения, передавалась на протяжении многих веков. Чаши, которые ежедневно видели перед собой ногайцы, пили и ели из них с момента рождения и до смерти, воспринимались как неотъемлемый атрибут бытовой жизни. Наряду с повседневными чашами использовали и праздничные, занимающие значительное место в проведении различных обрядов и ритуалов. Деревянные чаши довольно часто встречаются при проведении различных свадебных церемоний, в день сватовства в самые красивые чаши наливали хмельной напиток бузу и ставили на стол перед сватами. Бузу в большом количестве приготовляли для свадеб. Существовал обычай коллективного питья бузы (кезбе боза). Для питья бузы служили особые деревянные чаши с ручкой (саплы аякъ) [1,с.145].

В день проведения мусульманского обряда бракосочетания (неке кыюв) в богато декорированную чашу, известную у ногайцев всех этнических групп под названием «керполат аяк» (основная чаша), наливали сладкую воду с медом (сербет сув). По завершении обряда эфенди брал в руки чашу с «сербет сув», выпивал из нее немного и передавал другим. Как только все выпьют «сербет сув», чашу заворачивали в атласный платок и отдавали дяде невесты [3,с.316]. Чашу, наполненную ритуальной бузой, преподносили тамаде из числа родственников невесты в момент их приезда в дом жениха, это была особая чаша, тонкая, с красивыми резными ручками со стилизованными изображениями бараньих или турьих рогов.

Когда зять первый раз посещал дом супруги, тесть брал в руки полную деревянную чашу с кумысом или бузой, провозглашал тост, после чего, пригубив чуть-чуть, отдавал всем по очереди. Последним пил зять. Затем его приглашали в среду женщин. В отличие от мужчин, здесь ему давали в деревянной чаше «сербет

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

сув» и говорили: «Пусть будут молодые друг другу сладки как эта вода». Зять должен был чуть пригубить, а затем возвратить чашу [3,с.318].

У ногайцев бытовали чаши с одной и двумя ручками (во время праздников и приема гостей с украшенным по краю ободка простым геометрическим узором для кумыса и других напитков), а также чаши, приподнятые на конусообразном основании. Чаши были тонкостенными, верхняя часть обладала плавным, певучим контуром, где края сходятся к двум возвышениям - над ручкой и на противоположном крае чаши. Геометрическая резьба чаши, выполненная ножом архаична, внутренняя часть гладко выбиралась. Такие чаши изготавливались из твердой, ценной древесины. Настолько тонка круговая стенка чаши по всему периметру, что создается впечатление звонкости, характерное для металла и фарфоровой фаянсовой посуды. Такие тонкостенные чаши часто встречались в ногайском быту [2,с.65].

Тонкостенные чаши - нередкое явление и в обиходе черкесов, имевших тесные связи с кубанскими ногайцами. В их геометрических узорах чувствуется близость с раздельными швами вышивки и ромбиками, чередованием разных полос, характерными для узорных циновок. Эта группа чаш наполнена старой пластикой предметов вв. резчик наносит узор на свободное поле фона. Сам фон всегда строго соотнесен с узором, что имеет основополагающее значение в декоративно-орнаментальном убранстве и проявляется в самих формах вещей, изящных в своих очертаниях [5,с.67].

Вторую группу чаш составляют большие чаши, где декор ручек напоминает зооморфные мотивы, это стилизованные бараньи, турьи рога и изображения различных водоплавающих птиц. Изготовление таких посуд требовало огромного мастерства и было доступно лишь опытным резчикам, специализирующимся по художественной обработке дерева. По сведениям старожилов такие чаши стоили очень дорого. За одну такую чашу давали молодого верблюда или теленка.

В ногайском эпосе и в других источниках дается упоминание о богатырских чашах вручаемых победителям различных единоборств, а также старейшинам за торжественным столом. Эти чаши обычно не украшались орнаментом, красивый декор достигался мастером в подборе текстуры пород дерева, где естественный узор был создан причудливым сплетением волокон дерева. При полировке этот естественный узор еще более усиливался от желтоватого до коричневого цвета, приобретая благородный теплый цвет.

Большие традиционные чаши, которыми пользовались в дни радости, резчики выполняли с особым мастерством. В сравнении с другими чашами их стиль подчеркнуто декоративен и даже монументален. Очерченные контуры в ряде случаев несколько резки, но графичность передана с большой выразительностью. Крупные формы ручек, декоративность, сюжетные мотивы, идущие из глубины веков, заставляют предположить, что эти изделия предназначены для сильных, мужественных, больших людей, которые держали этот предмет в руках многие десятки лет [5,с.68].

К третьей группе относятся ковши и черпаки, где все достоинство и красота заключены в формообразовании вещи. Они очень просты, но поэтичны и значительны. Ручки ковшей очень архаичны, верх украшен простым узором, они легки, их пропорции стройны и удлиненны. Вытянутые плоские ручки напоминают хвостовое оперение водоплавающей птицы. Поражает и простота всего силуэта, плавность и уверенность его очертаний. Легкость изделия достигается тонкостью ее объема. Отказ от реалистичности, изображения птиц не нарушают художественности в целом, а наоборот усиливают ее, придавая всей композиции чувство возвышенного, прекрасного. Стилизованное оперение птицы становится символом, приобретает значение знака, ее выразительность наполняет эту ручку скрытой жизнью. Также ковши по стилю и по духу близки к тем посудам, чашкам и ложкам, которые монументально возвышаются на полках стеллажей. Эти ковши напоминают северные ковши - утицы, ладьи, братины, выражающие лирическую душу русского крестьянина, также рассмотренные ковши передают национальный характер ногайцев.

«В начале XX века необходимость в изготовлении деревянной посуды, отпала, так как появилась фарфоровая и эмалированная посуда. Искусство старых мастеров - деревообработчиков почти полностью исчезло» [4, с.110]. К счастью, старожилы помнят секреты художественно-ремесленных приемов обработки дерева, а в памяти народа сохранились имена лучших ногайских резчиков по дереву, их изделия бережно хранятся и передаются из поколения в поколение.

Список использованной литературы: 1. Калмыков И. Х., Керейтов Р. Х., Сикалиев А. И. Ногайцы. Ставропольское книжное издательство,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

Карачаево - Черкесское отделение. 1988.

2. Канокова Ф. Ю. Декоративно-прикладное искусство ногайцев: диссертация ... кандидата искусствоведения: 17.00.04 / Канокова Фатима Юрьевна; [Место защиты: Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова].- Москва, 2012.- 192 л.

3. Керейтов Р.Х. Ногайцы. Особенности этнической истории и бытовой культуры. - Ставрополь, 2009.

4. Кочекаев Б.Б. Социально-экономическое и политическое развитие ногайского общества. - Черкесск, 1973.

5. Мальбахов Б.Х. Черкесское (адыгское) декоративно-прикладное искусство. - Нальчик: ООО "Тетраграф", 2012.

© Канокова Ф.Ю., 2016

УДК 76.01

Кошкина Ольга Юрьевна

соискатель кафедры русского искусства Санкт-Петербургского государственного академического

института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, г. Санкт-Петербург, РФ E-mail: olga_koshkina@bk.ru

КНИЖНАЯ ГРАФИКА КАК КОММУНИКАЦИЯ Аннотация

Книжная графика - вид визуальной коммуникации, передающий художественные образы автора литературного произведения через визуальные формы зрителю. Визуальное послание художника -иллюстрация - за историю существования книги претерпела значительные изменения, пройдя путь от формального украшательства книжного листа до самостоятельной художественной единицы. Рассмотрены особенности современной книжной иллюстрации и ее новые формы существования в контексте коммуникативного послания.

Ключевые слова

Книжная графика; рисунок; коммуникация; культурный синтез; визуализация.

Книжная графика как вид графического искусства - неординарная составляющая визуального пластического искусства. В. А. Фаворский квалифицировал рисунок первым передатчиком натуры, непременной функцией которого является вскрытие сущности действительности. Приветствуя «органический натурализм» иллюстрирования, включавший в себя чувствительность понимания сложности литературного текста, ощущения погруженности в материал и непосредственность переживания, искусствовед ратовал за четкость и ясность визуального высказывания: «Рассмотрение художественного произведения по линии предметно-пространственной формы есть рассмотрение сразу и по содержанию и по форме» [8, с. 289].

Проблема обобщения и соединения искусств, по Фаворскому, решалась синтезом искусств, который «повышает реализм искусства» [8, с. 39]. Высший уровень, который «только искусству доступен», в данном случае подразумевает дизайн книги, ее целостное оформление, в котором равноправно учитываются все составляющие. Говоря сегодняшним языком, закладывалась база обоснования эффективной визуальной коммуникации - процесса передачи и восприятия информации в условиях массового общения (книгочейства) - при помощи ясно выраженной подачи книжной иллюстрации.

Иллюстрирование как творческая проблема, при высоком уровне художественного исполнения,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.