Научная статья на тему 'Проблема взоимодействия традиционной резьбы по дереву с компьютерными технологиями'

Проблема взоимодействия традиционной резьбы по дереву с компьютерными технологиями Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
805
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ / АЛТАЙСКАЯ ДОМОВАЯ РЕЗЬБА / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / THE NATIONAL IS DECORATIVE APPLIED ART / ART WOODCARVING / THE ALTAI HOUSE CARVING / COMPUTER GRAPHICS / COMPUTER TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Шокорова Л. В., Турлюн Л. Н.

Искусство художественной обработки дерева является одним из самых древних видов народного искусства, приносящее помимо утилитарности в окружающее человека жизненное пространство художественность, эстетичность и красоту. Современные компьютерные технологии прочно вошли в взаимодействие с ручным творческим трудом мастера, позволяя применить современное станочное оборудование в таком традиционном виде ремесла, как художественная обработка дерева. В статье дается искусствоведческий анализ традиционной алтайской резьбы по дереву Выявляется характерные особенности, мотивы и сюжеты домовой резьбы Алтая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF INTERACTION OF TRADITIONAL WOODCARVING WITH COMPUTER TECHNOLOGIES

Art of art processing of a tree is one of the most ancient types of the folk art, bringing besides utility in vital space surrounding the person artistry, esthetics and beauty. Modern computer technologies were included strongly into interaction with manual creative activity of the master, allowing to apply the modern machine equipment in such traditional type of craft, as art processing of a tree. In article the art criticism analysis of traditional Altai woodcarving is given. Comes to light characteristics, motives and plots of a house carving of Altai.

Текст научной работы на тему «Проблема взоимодействия традиционной резьбы по дереву с компьютерными технологиями»

УДК 76.01: 004

Shokorova L.V., Turlyun L.N. PROBLEM OF INTERACTION OF TRADITIONAL WOODCARVING WITH COMPUTER TECHNOLOGIES. Art of art processing of a tree is one of the most ancient types of the folk art, bringing besides utility in vital space surrounding the person artistry, esthetics and beauty. Modern computer technologies were included strongly into interaction with manual creative activity of the master, allowing to apply the modern machine equipment in such traditional type of craft, as art processing of a tree. In article the art criticism analysis of traditional Altai woodcarving is given. Comes to light characteristics, motives and plots of a house carving of Altai.

Key words: the national is decorative - applied art, art woodcarving, the Altai house carving, computer graphics, computer technologies.

Л.В. Шокорова, канд. искусствоведения, доц. каф. истории отечественного и зарубежного искусства, Алтайский гос. университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]; Л.Н. Турлюн, канд. искусствоведения, доц. каф. истории отечественного и зарубежного искусства, Алтайский гос. университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМА ВЗОИМОДЕЙСТВИЯ ТРАДИЦИОННОЙ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ С КОМПЬЮТЕРНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ

Искусство художественной обработки дерева является одним из самых древних видов народного искусства, приносящее помимо утилитарности в окружающее человека жизненное пространство художественность, эстетичность и красоту. Современные компьютерные технологии прочно вошли в взаимодействие с ручным творческим трудом мастера, позволяя применить современное станочное оборудование в таком традиционном виде ремесла, как художественная обработка дерева. В статье дается искусствоведческий анализ традиционной алтайской резьбы по дереву Выявляется характерные особенности, мотивы и сюжеты домовой резьбы Алтая.

Ключевые слова: народное декоративно-прикладное искусство, художественная резьба по дереву, алтайская домовая резьба, компьютерная графика, компьютерные технологии.

Современный век - время технических открытий и информатизации, органично вошедших практически во все сферы деятельности человека компьютерных технологий.

Ярко выраженное противостояние изделий народного искусства с предметами машинного производства потребовало активной модернизации творческого ручного труда, особенно ярко проявившейся в художественной обработке дерева. Новые технологии всегда тесно связаны как с обновлением формы, так и содержания, единство которых и определяет новаторские изменения. «В истории каждой формы искусства есть критические моменты, когда она стремится к эффектам, которые без особых затруднений могут быть достигнуты лишь при изменении технического стандарта, т.е. в новой форме искусства», - писал более ста лет назад В. Беньямин, один из первых осознавший роль технологий в развитии искусства [1].

Резьба по дереву - это всегда довольно длительный и трудоемкий процесс. На изготовление резных произведений, например, как иконостасы или внешний декор жилища, даже при высоком профессионализме мастера иногда уходили годы. Но сегодня время требует ускоренных процессов работы, поэтому ручной творческий труд мастера все активнее взаимодействует с такими, казалось бы, несовместимыми вещами, как цифровые компьютерные технологии, позволяющими уменьшить трудоёмкость изготовления изделий, как во временной разнице, так и в финансовой. В результате симбиоз компьютерных технологий и народного искусства с его многовековыми традициями приводит к поистине впечатляющим результатам. «Искусство ручной работы нужно гармонично внести в скучный рутинный современный цех и тогда можно ожидать, что в резьбе по дереву возникнет новый стиль» [2].

Применение станков ЧПУ, позволивших вывести резьбу по дереву на новый масштабный уровень стало одним из ярких новаторских изменений в изготовлении резных деревянных элементов. Станов ЧПУ - это автоматичное универсальное устройство, управляемое компьютером, способное не только проектировать изделия, но и быстро и чисто воспроизводить любые виды народной традиционной резьбы, такие как контурная, прорезная, плоскорельефная, скульптурная, токарная. Одним из главных преимуществ применения станков ЧПУ в художественной обработке дерева является, в первую очередь, скорость выполнения изделия, что соответственно значительно снижает ее себестоимость, а также возможность создавать самые мельчай-

шие узоры и сложнейшие орнаменты различных стилевых направлений, диаметром в 1 миллиметр с поразительной точностью и чистотой исполнения.

Современные технологии художественной обработки дерева требуют от мастера не только профессиональное владение инструментами резчика, но и отличное знание компьютерных программ, таких как CorelDraw, Adobe Illustrator. В данных программах создается многослойный линейный рисунок - эскиз, в котором количество слоев зависит от сложности рисунка. Слой

- это линия, показывающая траекторию движения фрезы, для удобства исполнения линии заливаются разным цветом и отличаются названием. Орнамент, созданный средствами компьютерной графики, удобен и практичен тем, что может быть изменен в любое время и сохранен на длительное время, в отличие от карандашного рисунка. Хотя многие мастера предпочитают традиционного рисовать эскиз на бумаге, но в то же время не отказываются от станочной обработки, перенося эскиз с помощью сканера в компьютер и переводя его в векторное изображение. Смоделированный рисунок переводится на карту памяти, которая потом вставляется в станок. В программировании процесса резьбы учитывается порода дерева в зависимости от ее плотности и твердости.

Станочная обработка дерева наиболее часто воспроизводит контурную, геометрическую и прорезную резьба, которые достаточно часто применяются в сочетании друг с другом. Но наибольший приоритет отдается плоскорельефной резьбе, в которой изображение находится на одной плоскости, а рельеф резьбы, различный по рисунку и композиции выявляется путем выбирания фона вокруг какого-либо элемента резьбы или орнамента, придавая резному изделию яркий художественный вид [3].

Новые механизированные и компьютерные технологии нашли отражение и в объемной или скульптурной резьбе, считающейся самой сложной с точки зрения выполнения резных станочных работ. Изделие, выполненное в этой технике, представляет собой, художественно обработанную со всех сторон объёмную фигуру, полностью оторванную от фона - готовая скульптура просматривается со всех сторон [3]. Сложную трехмерную модель объемного изделия нерегулярной формы необходимо проектировать в специальных программах 3D-графики (Rhinoceros, 3DMax и др.), используя при изготовлении станки ЧПУ. Трехкоординатный станок (станок ЧПУ) не может обработать заготовку со всех сторон, поэтому, приходится изделие скле-

ивать, например, из двух половинок. Изготовление изделия по программе, рассчитанной по поверхности трехмерной модели в САМ - системе, всегда длится долго. Сначала цилиндрической фрезой выполняют черновую обработку, снимая лишний слой материала с заготовки. Потом концевой острозаточенной фрезой (ее построчным перемещением с шагом до 1 мм) ведется чистовая обработка. Недостатком является невозможность обработки «мертвых» зон, где перемещение инструмента невозможно. Поэтому необходима ручная доработка изделия.

Поэтому преимущество в изготовлении скульптурной резьбы отдается трехмерным принтерам, как дешёвому и быстрому способу для создания прототипов. Обычная печатная 3D-систе-ма, работающая с порошком, позволяет распределять тонкий слой вещества по платформе, а программное обеспечение, управляющее трехмерным струйным принтером, наносит связывающий раствор в необходимых местах. Он взаимодействует с порошком и скрепляет частицы друг с другом, в результате чего получается трёхмерный объект. В разное время в качестве материала для печати на 3D-принтерах использовалось стекло, органика, синтетические волокна и многое другое. Но технологии современности позволили применить в качестве материала дерево [4]. При изготовлении станочных скульптурных работ от мастера отличное знание специальных компьютерных программ, большой опыт, набор различных инструментов и, конечно же, художественное чутье.

Дополнительные устройства, такие как фрезерно-копировальные станки, позволяют расширить технологические возможности изготовления художественных изделий из древесины, позволяя выполнять различные элементы резьбы - круглые розетки в виде многолепестковых цветов, розетки вихревые, рап-портные пояса-фризы с криволинейным волнообразным членением, балясины и даже высоко скульптурные, барельефные и горельефные детали и многое другое. Принцип работы на таком оборудовании состоит в ручном копировании шаблона образца изделия с одновременным фрезерованием заготовки. В состав таких станков входят суппорт со шпиндельной головкой; станина, на которой он крепится; рабочий стол с маховиком для его перемещения в горизонтальной и вертикальной плоскостях и неподвижный штифт с копирующей головкой, при помощи которого заданный образец или модель могут быть точно повторены и перенесены на другую заготовку. Режущим инструментом служат специальные свёрла или концевые фрезы, укрепляемые на шпинделе. Мастер водит штифтом по всем контурам, углублениям и выпуклостям образца, передвигая при этом рабочий стол вверх-вниз; если требуется, то модель можно перебазировать и проводить обработку в другой ортогональной плоскости. Шпиндель, соединённый со штифтом, повторяет все его движения, выполняя точную копию модели-образца. Опытный художник-мастер, с хорошим глазомером и точными движениями, может выполнять свои декоративно-орнаментальные композиции непосредственно на станке. В этом случае станок рассматривается как приспособление, которое облегчает труд мастера и увеличивает производительность труда.

Шпиндель станка приводится в движение электромотором, который совершает от 10 до 24 тыс. об/мин, что обеспечивает достаточно высокое качество обрабатываемой поверхности резьбы. Тем не менее, резьба, выполненная на станке, по качеству ниже ручной, поэтому при изготовлении мебели по специальным заказам или при реставрации антикварной необходимо дорабатывать детали и орнаменты вручную.

При художественной обработке дерева также применяется и копировальный станок с пантографом. Станки, снабженные пантографами, имеют приспособления для перевода заданного рисунка в другой масштаб. Для такого перевода служит штифт, движущийся по контуру узора. Пантограф переводит рисунок на закреплённую на станке заготовку, соответственно увеличивая или уменьшая его применительно к заданию [5]. Такие станки могут фрезеровать не только плоские и изогнутые детали, но и тела вращения. Данное оборудование нашло широкое применение при изготовлении мебели, статуй, художественных накладок, пилястр и других видов художественных изделий из древесины [4; 6]. Однако нельзя не отметить и имеющиеся существенные недостатки - на таких станках обработка намного зависит от опыта рабочего, производящего копирование образца. Во время обработки при возможной ошибке возникает человеческий фактор, который может привести к браку продукции не только одной заготовки, а сразу нескольких, если фрезерование ведется на многошпиндельном копировальном станке. Слож-

ность наладки многошпиндельного оборудования при замене фрез - также существенный недостаток. К тому же постоянно требуется изготовление копиров, что на начальных стадиях отработки техпроцесса требует значительного времени. И, главное, на сегодняшний день изготовление изделий при ручном копировании шаблонов, в условиях растущего рынка и роста производственных возможностей оборудования с ЧПУ, становится малоэффективным.

Рассматривая способы изготовления художественных изделий из древесины, нельзя не отметить технологию точения. Точение или токарная обработка - одна из основных операций обработки резанием, выполняемая на деревообрабатывающих станках токарной группы обычно при вращательном движении изделия и поступательном движении резца. На современных деревообрабатывающих предприятиях все чаще применяются не только обычные токарные станки, где обработка ведется вручную мастером, но и станки токарно-фрезерной группы. Обрабатывающим инструментом такого оборудования является специальная дисковая фреза, либо фреза концевая. Такие станки выполняют обработку автоматизировано по заданной управляющей программе. От оператора требуется только менять заготовку и запускать программу в новом технологическом цикле. Несмотря на широкое распространение токарного оборудования в производстве, номенклатура выпускаемых изделий обычно ограничивается деталями, представляющими по форме тела вращения. Именно поэтому токарные станки в большей своей массе используют для изготовления художественных балясин -опорных конструкций перил лестничных маршей. Качество поверхности после обработки на токарных станках требует всегда ручного ошкуривания поверхности и снижает общую производительность процесса изготовления.

Еще одна технология - технология тиснения древесины связана с ее обработкой давлением нагретыми матрицами и пуансонами. Предварительно древесину пропаривают. Дороговизна изготовления штампов и невозможность получения объемных рельефных рисунков при прессовании позволили данной технологии найти широкое применение лишь в изготовлении сувенирных изделий в партиях высокой серийности, например, шкатулках, но не в эксклюзивной продукции под определенный заказ маленькими партиями. Технология лазерной гравировки древесины, а также выжигание лазером поверхностей по растровым рисункам на сегодняшний день не применимы для получения объемных изображений на древесине.

Такие технологии, как броширование, пескоструйная обработка, обработка давлением и лазерная гравировка не способны выявить объемные барельефные, горельефные или скульптурные формы в массиве древесины. Поэтому мы только лишь упомянем о них как о существующих видах художественной обработки древесины, главным образом, применяющихся для нанесения фактуры и неглубоких рисунков на плоские поверхности изделий из древесины.

Таким образом, рассмотрев все технические новшества, применяемые сегодня в художественной обработке древесины, можно сделать вывод, что вид исконно народного декоративно

- прикладного искусства - резьба по дереву в настоящее время активно модернизируется и совершенствуется, сохраняя свои традиционные основы и виды. И хочется верить, что уникальный пласт переселенческой культуры Алтая, сложившийся в результате соединения традиций различных этнографических групп и представляющий художественную резьбу по дереву, снова гармонично и эффективно войдет в современное социально культурное пространство. Алтайское искусство резьбы по дереву всегда было скупо, лаконично, не изощренно, обладает прекрасным чувством меры, гармоничностью композиционного решения и тесно связанно с фактурой материала. В резном декоре Алтайского края, относящегося к концу XIX - началу XX, в основном встречается пропиловочная резьба, иногда в сочетании с накладной, а также и мощная рельефная резьба. Прогрессировавшая техника обработка дерева, взаимодействие деревенской и городской культуры, способствовали возникновению новых элементов, подвергшихся существенной переработке. Так в орнаментах наличников встречаются волютные спиралевидные завитки, характерные для городского искусства. Форма наличника часто завершалась полуциркульной линией, на которой в сочетании со спиралями волют располагались либо антропоморфные фигуры либо стилизованные крины - русская лилия или трилистник, дошедший до наших дней со времен Древней Руси [7].

В декоре алтайской резьбы большое развитие получили языческие мотивы, представленные солнечными розетками солярных знаков, волнистыми, струйчатыми и переплетенными линиями карнизов, изображающими воду. Наличники алтайской деревянной архитектуры заполнили извивающие змеи, являющиеся символом плодородия, парные головы коней - олицетворение солнечного божества; образы парных птиц, символизировавших представления народа о счастливом браке. При этом часто отсутствует точное воспроизведение птицы, а выступает как бы сама идея, предполагающая сказочный птичий образ, а также изобилие растительных элементов с реалистическими изображениями полевых цветов, ягод со старательно подчеркнутыми специфическими особенностями каждого их них.

Исходя из вышесказанного возникает вопрос - а не потеряет ли ручной творческий труд, традиционные техники которого передавались из поколения в поколение, своей духовности, своих живительных соков, восходящих из далекого прошлого в этой глобальной модернизации, не прервется ли преемственная связь поколений? На этот вопрос достаточно сложно дать однозначный ответ. С одной стороны новые технологии направляют резьбу по дереву на массовое тиражирование, что соответственно лишает ее уникальности и, конечно, авторства. А тиражирование выводит предмет из сферы традиций, и, как следствие, именно отказ или освобождение от нее вызывает глубинные трансформации искусства в современную эпоху.

Уолтер Крейн отмечал: «В разгар полного прилива механических изобретений и неслыханной изобретательности, нам приходится вернуться к руке, как самой лучшей части машины. Мы чувствуем себя придатком машины, мы обнаружили, что теряем наше чувство красоты, наше художественное чувство, что наша

Библиографический список

ежедневная работа теряет интерес и романтику, за которую мы платим огромную цену, как жизнь без счастья внутри» [8].

Но с другой стороны, как уже говорилось выше, новое время требует ускоренных процессов изготовления деревянных изделий, как в декоративном убранстве дома, так и утилитарно - художественного значения. И очень радует, что художественная резьба по дереву пусть постепенно, но все-таки все чаще входит в окружающее человека жизненное пространство. Так в Алтайском крае в селе Сроски мастер народного искусства Колесников С.М. со своими учениками изготовили иконостас, престол, жертвенник и царские врата в церкви Великомученицы Екатерины. И благодаря современным технологиям обработки древесины такой большой объем работ был выполнен за относительно небольшой срок времени. Это позволило учащимся не только на практике усовершенствовать технические знания и умения, но и приобщиться к истории и культуре русского народа.

По мнению авторов, в настоящее время в современной художественной обработке древесины должны гармонично слиться все новые модернизированные технологии, но любовно доведенные до совершенства профессиональной рукой мастера. «Можно возвеличить, облагородить, сделать изысканно чистым, и тем более ценным станет обычный материал».1 Отказ от усовершенствования любого вида производства, в том числе и резьбы по дереву, приведет в дальнейшем к снижению производства, и в дальнейшем полного угасания. Поэтому сегодня компьютер и станок в художественной мастерской должны стать таким же инструментом в руках мастера, как резцы по дереву. Резьба на станках позволит выполнить сложную работу, а ручная, основанная на традиционной технике, придаст изделию эксклюзивный вид.

1. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. - М., 1996.

2. Wood - carving design and workmanship. The artistic crafts series of technical handbooks edited byw.r. Wood - carving: design and workmanship

Harvard university. - New York Appleton and company.

3. Круковер, В.И. Резьба по дереву. - М., 2004.

4. Woodworking news, 2001. - 200.

5. Амалицкий, В.В. Деревообрабатывающие станки и инструменты: учебник для сред. проф. образования. - М., 2002.

6. Rainer, K. Wick. Bauhaus-Pi^dagogik. - Кц1п, 1994.

7. Степанская, Т.М. Особенности домовой деревянной резьбы Алтая // Архитектура Алтая XVIII - XX вв. - Барнаул, 2006.

8. Walter Crane. Tne claims of decorative art. Boston and New York. Houghton, Mifflin, аnd company. The riverside press, camridge.

9. Christopher Dresser. Decorative Design. Cassel Petter i Galpin.

Bibliography

1. Benjyamin, V. Proizvedenie iskusstva v ehpokhu ego tekhnicheskoyj vosproizvodimosti. - M., 1996.

2. Wood - carving design and workmanship. The artistic crafts series of technical handbooks edited byw.r. Wood - carving: design and workmanship

Harvard university. - New York Appleton and company.

3. Krukover, V.I. Rezjba po derevu. - M., 2004.

4. Woodworking news, 2001. - 200.

5. Amalickiyj, V.V. Derevoobrabatihvayuthie stanki i instrumentih: uchebnik dlya sred. prof. obrazovaniya. - M., 2002.

6. Rainer, K. Wick. Bauhaus-Podagogik. - Koln, 1994.

7. Stepanskaya, T.M. Osobennosti domovoyj derevyannoyj rezjbih Altaya // Arkhitektura Altaya XVIII - XX vv. - Barnaul, 2006.

8. Walter Crane. Tne claims of decorative art. Boston and New York. Houghton, Mifflin, and company. The riverside press, camridge.

9. Christopher Dresser. Decorative Design. Cassel Petter i Galpin.

Статья поступила в редакцию 12.11.13

УДК 7.03

Boychenko M.A. IMAGES OF THE CLASSICAL ART HERITAGE IN CONTEMPORARY (MODERN) ART: SOCIAL AND AESTHETIC ASPECTS. The use of classical art heritage in contemporary art. Modern art is considered as a sphere of cultural and historical memory. Art history demonstrates «eternal images». But artistic process shows how to use them, for example, «borrowing», «citation», etc.

Key words: artistic and imaginative memory, «eternal images», classical heritage, cultural and historical memory.

М.А. Бойченко, аспирант СПБГУП, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ОБРАЗЫ КЛАССИЧЕСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ: СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Использование классического художественного наследия в современном искусстве. Современное искусство рассматривается как сфера культурно-исторической памяти. История искусства демонстрирует «вечные образы». А художественный процесс - способы их использования, например заимствование, цитация и др.

1 Christopher Dresser. Decorative Design. Cassel Petter i Galpin.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.