Научная статья на тему 'Особенности учета и описания музейных предметов из дерева'

Особенности учета и описания музейных предметов из дерева Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1601
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ / ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ / ПРЕДМЕТЫ ИЗ ДЕРЕВА / МЕТОДИКА МУЗЕЙНОГО ОПИСАНИЯ / МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рудая Ирина Михайловна

В статье анализируется этнографическая коллекция предметов из дерева, хранящаяся в Историко-архитектурном музее под открытым небом Института археологии и этнографии СО РАН. Автор характеризует материалы и технику изготовления музейных предметов, и предлагает методики их описания и составления специальной учетной документации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Рудая Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific features of registration and description of museum items made of wood

The article analyzes ethnographic collection of wooden items kept in Historical and Architectural Open-air Museum of Institute of Archaeology and Ethnography SB of RAS. The author characterizes materials and manufacturing technique of the museum items, and offers techniques for their registration and description.

Текст научной работы на тему «Особенности учета и описания музейных предметов из дерева»

ИЛ1. Рудая, г. Новосибирск

Особенности учета и описания музейных предметов

из дерева

И с тори ко-ар^Ете кгурный музей под открытым небом Института археологии и этнографий был Основан в 1970 г по предложению академик® Алексея Павловича Окладникова, С этого времени и по сегодняшний день сотрудники института ич археологических и тз но-

-2 68-

графических экспедиций привозят предметы материальной культуры различных эпох. В музее хранятся не только недвижимые памятники: Спасская церковь из Зашиверска XVII п., Казымекии (Юильский) острог XVIII в., усадьба восточносибирского крестьянина XIX в., но и многочисленные памятники археологии и этнографии, характеризующие различные культуры.

Описание и состояние сохранности музейных предметов необходимо юн но и подробно фиксировать в музейной документации. В век компьютерных технологий одной и і важнейших задач является унификация научных описаний, выработка единых стандартов атрибуции памятников культуры. Наиболее полным бумажным носителем информации о музейнФм предмете является научный паспорт. Унифицированный паспорт па движимые памятники истории и культуры разработан Министерством культуры Российской Федерации. Большой вклад в создание системы описания музейного предмета проделал коллектив Российского зтнофафического музея. Многолетний опыт работы в этом направлении изложен в справочнике «Система научного описания музейного предмета: классификация, методика, терминология», СПб,, 2003 г При описании этнографических памятников есть смысл использовать разработки Российского этнографического музея как наиболее полные и структурированные.

Паспорт содержит основные параметры описания памятника и служит базой для создания базы данных музейных предметов- Паспорт условно состоит из 5 блоков информации:

1. Учетные данные (номера полей 1 13, 36. 37).

2. Общая характеристика предмета (номера полей 14- 16).

3. Морфологическое описание (номера полей 17-22, 27).

4. Информация о происхождении и передвижении предмета до поступления в музей (номера полей 23 26).

5. Информация о передвижении предмета после поступления в музей (номера полей 28-35).

Часть полей имеют дополнительные подпол я.

Колы пая часть этнографической коллекции Историко-архитек-гурного музея под открытым небом изготовлена из дерева. Описание предметов, выполненных из дерева, имеет как общие, так и уникальные приемы.

Любой предмет принадлежи і определенной этнической общности.

-269-

Первой задачей в создании информационного поля будет определение этноса, в жизнедеятельности которого изделие использовалось, Далее определяется тип памятника, его размеры и типология. Как можно подробнее описывается сохранность памятника, его внешний облик: наличие надписей, клейм, штампов и пр. Если есть возможность, то определяется автор-изготовитель, время и место изготовления, время и место бы тования.

Более подробно остановимся на определении материала и описании техники предмета. В данной работе Остановимся на музейных предметах, изготовленных из дерева.

Одним из древнейших ремесел* освоенных человеком, является обработка дерева. Русские мастера великолепно обрабатывали этот материал и создавали из пего высокохудожественные изделия. В музеях России хранятся предметы быта, коллекции мебели, утвари, украшений. которые принадлежат к одному из важнейших видов искусства и занимают значительное место в национальной культуре народа.

В вышеупомянутом справочнике Российского этнографического Музея приводятся классификаторы терминов «Древесные материалы» и «Деревообработка»} разработанные сотрудником музея И.И. Барановой. В них приведено около 200 видов и подвидов деревьев и более 150 техник деревообработки. Становится понятно, чго, приступая к описанию деревянного памятника, нужно обладать большой информированностью и иметь под рукой достаточно справочного материала.

Для лучшего понимания предмета обсуждения обратимся к этапам развития деревообработки в России. Подлинных памятников древнерусскою искусства известно не много. Но по историческим источникам известно, что обработка древесины занимала ведущее место среди ремесел. Прежде всею, из древесины строили жилье, украшая сю домовой резьбой. Резьбой были также украшены мебель и бытовая утварь. Широко применялась резная и точеная деревянная посуда: кубки, ковши, братины, миски, ложки и другие. Для производства посуды использовали древесину березы, клела, ясеня. Она была украшена резными или раскрашенными орнаментами. Характерным для того времени узором была плетенка.

С XV в, начали резать из древесины иконостасы, в композиции которых по-прежнему преобладал плетеный орнамент с растительны*

-270-

ми мотива ми. Отделка позолотой придавала резному дереву богатый, торжественный вид,

В XVI и, появились новые способы соединений отдельных элементов мебели и других изделий шиповые, клиновые, которые повторялись на протяжении последующих лет. обусловленные формо и материала доской, бруском. Резные украшения выполнялись на массиве и накладными н технике плоскорельефной и горельефной резьбы, Для отделки применяли позолоту и раскраску темперными, масляными и клеевыми красками, морилки, восковую мастику, смоляные лаки. Во многих русских юродах и монастырях изготовляли резную и точеную посулу, которую отделывали серебром и золотом, пропитывали олифой. Один из таких промыслов, золотая хохлома, сохранился до наших дней.

Растительный орнамент в XVII н., как основной народный художественным прием, получает небывалое до этого времени признание. Многочисленные храмы и дворцы этого времени имели богатое внутреннее убранство. Иконостасы были декорат ивны. Они выполнялись в технике горельефной резьбы, покрывались слоем левкаса и золотились. В декоре преобладали растительные мотивы виноградная лоза, плоды, цветы п другое. Для украшения мебели в XV'11 к. применяли такие техники, как токарная обработка деталей, резьба, роспись темперными или масляными красками, позолота.

На рубеже XVII XVIII ев, произошло разделение мастеров на белодеревце в и краснодеревцев. Белодеревцы в основном работали с древесиной хвойных пород. Они оставляли изделия либо в неотделанном, «белом» виде, либо окрашивали краской* которая полностью закрывала поверхность древесины. К краснодеревному относщги производство изделий из твердолиственные и ценных пород либо из хвойных или Других, менее ценных пород, мо облицован ньй: псиными породам и дре вес и ны,

В XVIII в, в деревообработке обозначаются два направления; народное, преимуществ енно крестьянское, и господствующих классов, (Ї искусстве народных мастеров^ тесно связанных е патриархальным укладом, изменения происходили постепенно и медленно. В искусство господствующею класса стали проникать веяния, характерные для Европы. Во дворцах появляется щитовой художественный паркет. Наборное дерево применяли и для украшения мебели, В конце

'271-

века д. і я изготовления мебели широко использовали облицовывание, применяя как местные породы - орех, дуб. березу, тополь, сосну, ясень, липу, так и привозные - красное дерево, амарант, палисандр, сатиновое и тюльпановое дерево.

Кустарные производства, связанные с обработкой древесины* развивались по многих районах России. Кроме мебели кустари выпусками домашнюю утварь, посуду, шкатулки, табакерки и многое другое. Изделия традиционных промыслов высоко ценились на всероссийских и международных ярмарках кустарной промышленности. Многие из них известны и сегодня.

Издавна нужные для хозяйства и удобные вещи делали из бересты. Плели корзины и короба. В берестяных туесах хранили мед и ягоду, сметану и масло. Из бересты делали шкатулки и ларцы, всевозможные коробочки, посуду, лапти. Их расписывали красками, рисовали цветы, ягоды, сказочных птиц, зверей. Береста прекрасный материал для вырезания острым ножом тонких кружевных узоров. Ажурными берестяными кружевами украшали шкатулки, ларцы, пудреницы и коробочки, вазы и стаканчики. Чтобы подчеркнуть прихотливый узор и рисунок, мастера иногда подгладывали под берестяное кружево цветную фольгу или кусочки слюды. Использовали и технику тиснения с помощью специальных штампов. Традиции изготовления художественных изделий из бересты сохранились в северных, северо-восточных областях европейской России, в І Іоволжье, Сибири, Якутии,

Промысел резной деревянной игрушки в подмосковном селе Богородское возник в XVI XVII вв. Можно выделить два вида: игрушки-скульптуры и движущиеся игрушки. Манера богородской резьбы точная., резкая, хорошо заметен след мастера. Обычно сохранен натуральный цвет дерева. В начале XX в. была основана артель, а с 1960 і: работает Богородская фабрика художественной резьбы. Самая знаменитая игрушка это мужик с медведем, дружно стучащие молол ками і ¡о наковальне.

Умелые мастера жили в селениях Кудрин о, Абрамцево, Хотьково и Лхтьгрки, где и зарода лас ь аб рам цев о-кудри некая или хотьковская резьба по дереву. Затейливыми узорами покрывали опи деревянные ковши и прялки, шкатулки и ларцы, посуду и мебель. В середине XIX в. сестра знаменитого художника Василия Поленова организовала в Абрамцеве художественпые мастерские, в которых возрождались народные промыслы. Работали резчики острыми ножами и специальными стамеска-272-

mil Мастера подкрашивали свои изделия мирил кои различных оттенков* наносили слои лака, по, іировали. Здесь же, в Абрамцске. к конце XIX в. по ккизу художника С ергея Малютина местный токарь Зве шочкі і н вы-ючил первую деревянную ку колку матрешку. Когда Ma. ноши расписал ее, получилась девочка в русском сарафане с петушком в руке. Ma грешка стала одним их самых популярных русских сувениров.

Художественный промысел лаковой миниатюры в подмосковном селе Федоскино веде j свою историю о і небольшой купеческой мануфактуры, основанной в конце XVIII в. К середине XIX п. сложился особый ши росписи по * ере by федоскинских мастеров. В основе сюжета миниатюр лежат сценки из крестьянешо быта, пейзажи и натюрморты, копии каргин известных художников* иллюстрации к русским сказкам. В 1904 г, после іакрьітия фабрики* мастера объединились и «Федоскинскую трудовую артель». Стали изготовлять табакерки а ія нюхательного табака, портсигары, коробочки для рукоделия, разнообразные шкатулочки, чайницы и многое другое. Федоскинские мастера пишут гонкими ко-лопковыми кис їм mil Иногда использу ют способ письма «по-сквозному», «на просвет», когда рисуют по наклеенным тончайшим листочкам металлической фольги, сусального колота или перламутра.

В этой работе мы попытались дать рекомендации по учету и научной система і и ищпп му іенньгх предметов из дерева, а также ни реальных примерах і радні тонных промыслов поінакомнть читателя с многообразием древесного маїеріша и различными способами обработки деревянных изделий: гонением, резьбой, мозаикой, росписью Работа выполнена в рамках проіраммьі фундаментальных исследований Президиума РАН « і радиции и инновации в истории и кулыуре» к 2012 2014 гт. Направление 3. «Традиция, обычаи, ритуал в истории и культуре». Проект «Традиции и инновации в деревообработке и строит ельном деле в древних и современных культурах Сибири».

Л итершура

1. \ іатвееаа, /'. ( It згот о ллє ниє художес і ценных 11 здс. j j і и и і дере ва. Практическое пособие Т.Л. Матвеева. М.: Высшая школа, 1992. - С* 224.

2. Система научного описания музейного предмета: классификация, методика, терминология. С правочник. - СПб.: Арт-лкжс. 2003.

С. 408.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.