Н.Н. Гончарова
РУССКИЕ СУНДУЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ XVII-XVIII вв. В КОЛЛЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ
Статья посвящена характеристике деревянных сундуков - одного из основных элементов интерьера жилых помещений, начиная с глубокой древности. Бытование этого изделия в России ХУП-ХУШ вв. автор анализирует на примере коллекции ГИМ. В статье затрагиваются вопросы конструкции и формы различных видов сундучных изделий, особенностей их декора, а также использования в повседневной жизни.
Ключевые слова: история мебели, коллекция ГИМ, виды сундучных изделий.
Предметно-пространственная среда всегда привлекала внимание исследователей. Бытовые предметы органично связаны со всеми сторонами жизнедеятельности человека. Они помогают войти в мир прошлого, почувствовать тонкие связи между человеком и социальными, экономическими и культурными процессами каждой эпохи.
Сундучные деревянные изделия составляют самостоятельный раздел истории мебели, однако они никогда не рассматривались в контексте декоративно-прикладного искусства.
В доисторическую эпоху сундуки выдалбливались из целого куска дерева. С течением времени конструкция сундуков совершенствуется: отдельные панели соединяются деревянными гвоздями, затем стенки и днище скрепляются «в шип» или «ласточкин хвост»; далее появляется так называемая рамочно-филеночная вязка. Сундуки делались из твердых пород дерева, чаще всего из дуба. Для прочности изделия стягивали полосами железа, изначально их практически не украшали.
© Гончарова Н.Н., 2012
В качестве мебели сундуки употреблялись еще в Древнем Египте. По конструкции они напоминали саркофаги, имели четыре ножки и выпуклую двускатную крышку с тимпаном, цветным орнаментом и иероглифами1.
В античной Греции сундуки использовались, в основном, как шкафы. Их изготавливали из толстых брусков с двускатной крышей и боковыми фронтонами. Кроме того, известны и переносные маленькие сундучки и шкатулки для мелких предметов. Павсаний писал о том, что среди сокровищ Олимпии был найден и сундук из кедра с богатой резьбой по слоновой кости, отделанный золотом, с изображениями мифологических сцен.
В Древнем Риме сундуки чаще всего использовались для хранения предметов домашнего обихода. Один из их видов (arca), обитый сверху железом, обычно стоял в атрии и никогда не передвигался.
В византийском мебельном искусстве сундуки для сидения украшались цветной росписью и позолотой, тогда как домашняя утварь хранилась в грубо сколоченных сундуках.
Не менее важную роль сундуки играли и в интерьерах средневековой Западной Европы - не только в рыцарских замках и монастырях, но и в домах богатых горожан. Поверхность сундуков, принадлежащих знати, декорировалась рельефной резьбой со сценами охоты, геральдическими барельефами и фантазийными персонажами.
Сундучные изделия эпохи Ренессанса отличались гармонией пропорций и орнамента. Скульптурные композиции на передних стенках сундуков окружались богато украшенными рамками2.
Сундуки издревле были важным элементом интерьера и в русском жилище. Имея практичную и удобную форму, они использовались для хранения одежды, посуды, утвари, книг, документов, денег. Благодаря разнообразию форм и размеров, сундуки служили также столами, скамьями, кроватями, ящиками для перевозки домашнего скарба.
Коллекция сундуков Государственного Исторического музея насчитывает около 800 памятников. Они различаются по назначению и размерам - от небольших ларцов до крупных форм, выполнены из разнообразных материалов - дерева, перламутра, кости, металлов. Однако большинство экспонатов - это деревянные сундуки, которые относятся к ранним образцам XVII-XVIII вв., причем 130 из них расписаны самыми разными сюжетами. Это собрание является наиболее крупным и уникальным как в нашей стране, так и за рубежом. Описание всей коллекции никогда не
публиковалось, хотя отдельные изображения на расписных сундуках привлекали внимание специалистов. Попробуем проанализировать не только особенности данной музейной коллекции, но и историю использования данного предмета интерьера в России.
Слово «сундук» имеет тюркские корни и появляется в русском языке во второй половине XVI в. В словаре М. Фасмера говорилось: «Сундукъ - заимствовано из тюркского - "ящик, шкаф, коробка"»3. Но сам предмет в виде переносного ящика для хранения различных вещей бытовал на Руси с древнейших времен. Первое упоминание о сундуках мы находим в Изборнике Святослава 1076 года: «Изи-дошя ис полатъ техъ мужи крилати... носяште ларе»4. В словаре Срезневского И.И. дается следующее определение слову «ларь»: это «ящик с крышкой, сундук для хранения вещей»5.
Общему представлению о переносном ящике для хранения ценностей в разные исторические времена в России соответствовали такие названия: ларь, ларец, ларчик, скрыня, подголовок, теремок, погребец, укладка, шкатуна (шкатулка).
Наиболее ранние образцы русских деревянных сундуков в коллекции ГИМ относятся к XVII веку. Необходимо отметить, что они анонимны (имена их создателей никогда не обозначались). Лишь на одном сундуке из коллекции ГИМ имеется владельческая надпись и буквенная дата: «Сей подголовокъ Никиты Савиновича Потапова 1688 году майя в 11[день]».
Сведения о предшествующем периоде их бытования по крупицам собирались в летописных сводах, монастырских и имущественных описях, лицевых рукописях, житийной литературе и других документах. В основном из них можно почерпнуть информацию о различных предметах и ценностях, хранящихся в сундуках. Известно также, что «ларцы» ставились на лавки или небольшие столики. Вероятно, более крупные формы сундуков размещались под лавками или у стен. Внешняя поверхность этих изделий, помимо оковки, обычно окрашивалась либо обтягивалась цветной кожей или сукном. Сундуки-лари всегда были предметом первой необходимости в составе интерьера древнерусского жилища.
В миниатюрах Радзивилловской летописи конца XV в., которая включает в себя материалы Х11-Х111 вв., присутствуют изображения интерьеров русских жилищ этой эпохи. На одной миниатюре два молодых человека сидят на предмете в форме ящика (один из них - на подушке). На другой миниатюре два мужа уже явно сидят на ящике-ларе, а между ними стоит чарка, как на столе.
В «Повести о Зосиме и Савватии» XVI века присутствует миниатюра с изображением пира у боярина, который посетил преподобный Зосима. Пиршественный стол предстает в виде длинного ящика-ларя без ножек, с узорчатой боковиной; на столешнице расположены блюда, ковши и другие приборы.
На миниатюре в лицевом Синодике Афанасия Холмогорского (1689 - 1690 гг.) изображены сразу три сундука красного, зеленого и желтого цвета, обитые полосами железа. Красный сундук открыт, причем видны лежащие в нем ряды мешочков (возможно, с деньгами).
В Псковской летописи за 1455 г. читаем: «И все священство, написавъ грамоту из Намакануна6 и в ларь положиша»; там же: «Многи держатъ книгы, похоронившее в ларехъ»7. В Пандектах Никона Черногорца (список XV в.) упоминается о парадной светской и церковной одежде, хранившейся в ларях. Интересно, что в переписной книге имущества Печерского монастыря сохранилась запись: «Ларец с иконными красками» (1639 г.)8.
В XVII в. одежда всегда хранилась очень бережно. Например, вещи в царском доме (сорочки, порты, пояса, простыни, полотенца и т. п.) хранились в кипарисных сундуках, покрытых суконным чехлом. Они были опечатаны собственной печатью государя или ца-рицы9, так как люди опасались их «порчи» колдунами и ведьмами. В ларцах, небольших по объему, в основном хранили украшения, ценности и деньги. Например, в ларце царевны Ирины Михайловны хранились «две шапки черевые да шапка отлас золотной кружи-во низано жемчугом» (1626 г.)10. А в росписи казны государя царевича Алексея Алексеевича указано: «ларец дубовый, а в нем пять полотенец шиты золотом и розными толки»; кроме того, «ларец, а в нем шесть фат выбойчатых, да пять фат золотных кушачных, да четыре дорогильных...» (1667 г.)11.
Человек, ведавший хранением государственных и частных документов (а также, вероятно, денег) имел звание «ларника», а мастер, изготавливающий ларцы и торгующий ими - «ларечником». Женщина, ведающая ларцами и гардеробом царицы, имела звание «ларечницы».
Одной из разновидностей сундучной формы является так называемая «скрыня». Само слово впервые упоминается в значении «киот, ковчег» в Майской служебной минее XI века. В Пантелей-моновом евангелии 1250 г. это слово уже используется в значении «ковчежец-ларчик»12. К XVII в. форма изделия развивается, и «скрыня» превращается в сундук-ларец для хранения различных
мелочей. Откидная крышка сохраняется, а передняя стенка превращается в распашные дверки, за которыми находятся выдвижные ящички. В документах этого времени скрыня уже описывается как «...шкатуня с ящики, обита железомъ белымъ прорезнымъ»13.
«Погребец» служил дорожным сундучком для хранения напитков, еды, для набора мелкой посуды. В XIII в. слово «погребец/ь» употреблялось в другом значении - как «небольшой подвал»: «имя-ше же старець подъ храминою погребець...» (1282 г.)14. К XVII в. погребец, как и скрыня, используется в значении специального сундучка для переноса напитков.
В особую группу входят сундучки-книжники15, которые делались под формат книги - в лист, в четвертую часть листа или восьмушку. В коллекции ГИМ находится такой сундучок-книжник начала XVII столетия. Он имеет удлиненную прямоугольную форму и плоскую крышку с выступающими краями, которые служат рукоятями. На днище помещены небольшие металлические ножки и два круглых отверстия для вентиляции. Внешняя поверхность книжника между полосами оковки сплошь покрыта полихромным ковровым орнаментом. Как в средневековой Европе, так и на Руси предметы мебели - столы, лавки, сундуки - покрывались коврами. В данном случае ковровая роспись - вариант традиционного декора. Сундуками-книжниками пользовались лишь богатые люди, имеющие свои библиотеки.
Одно из ранних упоминаний о такой сундучной форме как «подголовок» находится в Книге прихода Волоколамского монастыря за 1574 г.: «Да в том же подголовке 5 рублев 20 алтынъ 8 де[нег] волостныхъ емчужных». В переписи вещей архиепископа холмогорского и важского Афанасия за 1702 г. перечислено множество сундуков. Среди них - «подголовокъ под красною кожею окованъ резным луженым железом а в нем в мешке денег сто рублевъ за его архиерейскою печатию и ерлык его архиерейскою руки написано: напогребение»16. Среди имущества великой княгини Софии Алексеевны значатся «два подголовника липовых».
Свое название «подголовок» получил благодаря форме изделия. Его верхняя крышка изготавливалась скошенной, и владелец мог в дороге положить сундучок себе под голову. По боковым сторонам сундука располагались навесные подвижные рукояти-скобы17. Во время вражеских набегов, два всадника, держась за рукояти, могли отвезти такой сундучок с казной в безопасное место.
Еще одна сундучная форма - теремок - также использовалась для хранения документов, бумаг личного характера и семейных
ценностей. Свое название ларец получил из-за формы, напоминающей архитектуру древнерусских построек. Слово «терем» считается ранним заимствованием греческого понятия «дом, жилище». Сундук-теремок имел форму глубокого ящика (почти квадратного). Его откидная крышка в виде четырехскатной кровли с плоским завершением крепилась на петлях-шарнирах. У такого сундука обычно было два отделения: верхнее располагалось под четырехскатной крышкой, а в нижнем (основном) укреплялся ящик для мелких вещей.
Часто сундуки предназначались для хранения определенных предметов (например, церковных ценностей) и использовались в качестве футляров. Такой ящик-футляр изготавливался по форме предмета - шестигранный, восьмигранный, под определенный размер. Например, у «сундука-денежника» в крышке вырезалось специальное отверстие, чтобы в него можно было бросить монеты, не открывая замка.
Наиболее позднее название сундука - «укладка». В древнерусском языке слово «уклад» использовалось как «дань, налог». Так, в «Повести временных лет» говорится: «Заповеда Олегъ дати воемъ.оуклады... на Русские городы»18. Очевидно, в сундуке-укладке хранились дорогие для владельца вещи. Слово «укладка» в самостоятельном значении (как разновидность сундучной формы) можно найти лишь в Словаре живого великорусского языка В. Даля: «укладка - сундукъ, коробья, коробейка, сундучекъ, ящи-чекъ, баульчикъ, ларецъ, ларчикъ, шкатулка»; вообще всякое подручное, переносное помещенье для одежды и драгоценных вещей. Например: укладка с приданым19.
Необходимо отметить, что в данном случае укладка дублирует назначение других сундучных форм.
Судя по документам, среди владельцев сундуков были люди, имеющие самый разный социальный статус: это и царевна Софья, и архимандрит Афанасий, и иконник Ермила Григорьев, и стрелец Федька Кобылин, и подьячий Ларка Овчинников. Однако все эти сундуки резко отличались своим декоративным убранством. Социальный статус владельца определял и декоративное оформление предмета. У князя Голицына сундук-подголовок был украшен золотым и серебряным орнаментом с цветными узорами, а у губного старосты это был некрашеный подголовок, обитый железом.
Северные теремки, подголовки, сундуки с плоской или горбатой крышкой имели нарядный оклад из узорно-просечного железа с подложкой из цветной бумаги и слюды. Гладкие полосы металла
с бусовидными шляпками гвоздей перемежались узорно-просеч-ными металлическими накладками, под которые подкладывалась цветная бумага или слюда. При живом огне (свечей или лучины) матовая поверхность древесины сундуков в сочетании с кружевом металла и блеском слюды (киноварного или зеленого оттенка), придавала изделию своеобразную выразительность. Внутренняя поверхность сундуков покрывалась росписью, располагавшейся на крышке и по верхнему поясу ящика. Сюжеты были самые разнообразные: библейские, назидательные истории, изображения фольклорных персонажей, галантных пар, львов, кентавров и многое другое. Ритмичные соединения растительных узоров из металла, живописное изображение на крышке, а также сама изысканная форма изделия превращали их в дорогой предмет обихода. Их покупали «для нужд царского двора, боярства и дворянства, верхушки духовенства и зажиточного купечества»20.
Одно из первых упоминаний о расписных сундуках находится в рукописном сборнике XIV в. «Мерило праведное». В статье «О мирьских людех...» запрещается помещать «прельщающа писании» на стенах, досках, сосудах и ларцах21. Речь идет об изображениях, воспевающих чувственные наслаждения и плотские утехи. Подобные сюжеты считались «срамными» и осуждались средневековыми моралистами.
Росписью на сундуках, как правило, занимались иконописцы. Набор технических и изобразительных средств художников-сундучников соответствовал правилам иконописания. Пространство строилось по принципу «обратной перспективы». Изображения всегда были двухмерны, а все персонажи либо равновелики, либо увеличены по их значимости в сюжете. Фигуры располагались на первом плане, второй план отсутствовал. Художник выделял только то, что считал важным и необходимым в данный момент.
Во второй половине XVII в. одной из популярнейших видов росписи было «аспидное письмо». Так, в 1686 г. «Богдан Дмитриев расписал зеленым аспидом шкатулу для царевны Софии Алексеев-ны»22. «Аспидные росписи» имитировали поверхность декоративных отделочных камней - мрамора, малахита, яшмы. Возможно, эта мода возникла под влиянием западноевропейской культуры. В Италии, например, стены палаццо и базилик отделывались разноцветными мраморами. В XVII столетии в городах России каменных построек было мало, но в деревянных домах каменный декор заменялся росписями по дереву. «Аспидным письмом» декорировались перегородки, столы, сундуки, шкатулки и многое
другое. Примеров расписных сундуков в этой технике не сохранилось. Однако в коллекции Государственного Исторического музея имеется один сундук первой половины XVIII в. с изображением птицы Сирин. Его обрамляет прямоугольная рама, состоящая из двух полос аспидного письма, имитирующих малахит и яшму.
Сундуки, ларчики, шкатулки являлись непременным атрибутом приданого невесты. Чем состоятельнее семья, тем богаче и роскошнее был декор сундучного изделия в этом приданом. Нарядные ларчики и сундучки служили свадебным подарком.
Часто сундуки служили церковными вкладами. Так, в коллекции Владимиро-Суздальского музея заповедника имеется большой прямоугольный сундук-ларь на четырех невысоких ножках с плоской навесной крышкой. Сундук был передан как вклад во Владимирский Рождественский собор в 1692 г., о чем сообщает резная надпись на передней стенке ларя: «Летом...7190 году месяца августа в 4 день приложил сей сундук стольник Дмитрей Никитич Наумов».
Сундуки производились городскими ремесленниками. Сундучники создавали деревянную основу, кузнецы занимались их оковкой, мастера-живописцы украшали их росписью. Форма, конструкция и декор сундуков соответствовали традиции и отражали региональные особенности. К сожалению, в результате проведенных исследований не удалось установить имя ни одного мастера-сундучника или живописца. На сегодняшний день по форме и характеру декора в России XVII-XVIII вв. можно выделить два центра производства расписных сундуков - г. Великий Устюг и г. Холмогоры.
Примечания
Кес Д. Стили мебели. М.: Издательство В. Шевчук, 2001. 270 с. Соколова Т. Очерки по истории художественной мебели XV-XIX вв. Л.: Советский художник, 1967. 163 с.
ФасмерМ. Этимологический словарь русского языка. М.: Прогресс, 1971. Т. III. С. 803.
Словарь русского языка XI-XVII вв. АН СССР. Институт русского языка. М.: Наука, 1981. Вып. 8. С. 172.
Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. Репринт. Т. II. Ч. 1. М.: Книга, 1989. С. 8.
3
4
«Намаканун» - свод церковных законов, своего рода Кормчая книга (традиция, идущая из Византии). См.: Словарь русского языка. С. 172. Срезневский И.И. Указ. соч. С. 8. Словарь русского языка.. С. 171.
Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетии. М.: Издательство А.Д. Ступина, 1918. Т. I. Ч. I. 792 с. Забелин И.Е. Указ. соч. С. 278-279. Там же. Ч. II. М.: Синодальная типография, 1915. С. 597. Срезневский И И. Указ. соч. Т. III. Ч. I. М. 1989. С. 391.
Словарь русского языка XI-XVII вв. Российская академия наук. Институт
русского языка им. Виноградова. Вып. 25. М.: Наука, 2000. С. 31.
Срезневский И.И. Указ. соч. Т. II. Ч. II: 1802. С. 1021.
Термин условный, дан автором в связи с назначением сундука.
ГААО. Ф. 1025. Оп. 3. Д. 23. С. 23.
Гилодо А.А., Лобанева Т.А. Русские сундучные изделия с кованой железной отделкой XVП-XVШ вв. // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник, 1989. АН СССР. Научный совет по истории мировой культуры. М.: Наука, 1989. С. 350-365.
Срезневский И.И. Указ. соч. Т. III. Ч. II. С. 1178.
Даль В. Толковый словарь. Т. IV. М.: Художественная литература. 1935. С. 494. Гилодо А.А., Лобанева Т.А. Указ. соч. С. 352.
Мерило праведное / По рукописи XIV в. издано под наблюдением и со вступительной статьей академика М.Н. Тихомирова. М.: АН СССР, 1961. С. 219. Успенский А.И. Царские иконописцы и живописцы 17 в. // Записки императорского московского археологического института императора Николая II. Т. I. М.: Печать А.И. Снегиревой, 1913. С. 281.
6
22