Научная статья на тему 'Русские сундучные изделия XVII-XVIII вв. В коллекции Государственного Исторического музея'

Русские сундучные изделия XVII-XVIII вв. В коллекции Государственного Исторического музея Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
1121
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ МЕБЕЛИ / КОЛЛЕКЦИЯ ГИМ / ВИДЫ СУНДУЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ / HISTORY OF FURNITURE / COLLECTION OF STATE HISTORY MUSEUM / TYPES OF CHEST PRODUCTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гончарова Наталья Николаевна

Статья посвящена характеристике деревянных сундуков одного из основных элементов интерьера жилых помещений, начиная с глубокой древности. Бытование этого изделия в России XVII-XVIII вв. автор анализирует на примере коллекции ГИМ. В статье затрагиваются вопросы конструкции и формы различных видов сундучных изделий, особенностей их декора, а также использования в повседневной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian chest products of XVII-XVIII century at the collection of State history museum

The article is devoted to the description of wooden chests one of main elements of the dwelling-houses interior, beginning from remote past. The existing of this products in Russia of XVII-XVIII century is analyzed by example of the collection of State History Museum. The article touchеs upon the problems of constructions and forms of different types of chest products, special feature of its decor and also its employment in the everyday life.

Текст научной работы на тему «Русские сундучные изделия XVII-XVIII вв. В коллекции Государственного Исторического музея»

Н.Н. Гончарова

РУССКИЕ СУНДУЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ XVII-XVIII вв. В КОЛЛЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Статья посвящена характеристике деревянных сундуков - одного из основных элементов интерьера жилых помещений, начиная с глубокой древности. Бытование этого изделия в России ХУП-ХУШ вв. автор анализирует на примере коллекции ГИМ. В статье затрагиваются вопросы конструкции и формы различных видов сундучных изделий, особенностей их декора, а также использования в повседневной жизни.

Ключевые слова: история мебели, коллекция ГИМ, виды сундучных изделий.

Предметно-пространственная среда всегда привлекала внимание исследователей. Бытовые предметы органично связаны со всеми сторонами жизнедеятельности человека. Они помогают войти в мир прошлого, почувствовать тонкие связи между человеком и социальными, экономическими и культурными процессами каждой эпохи.

Сундучные деревянные изделия составляют самостоятельный раздел истории мебели, однако они никогда не рассматривались в контексте декоративно-прикладного искусства.

В доисторическую эпоху сундуки выдалбливались из целого куска дерева. С течением времени конструкция сундуков совершенствуется: отдельные панели соединяются деревянными гвоздями, затем стенки и днище скрепляются «в шип» или «ласточкин хвост»; далее появляется так называемая рамочно-филеночная вязка. Сундуки делались из твердых пород дерева, чаще всего из дуба. Для прочности изделия стягивали полосами железа, изначально их практически не украшали.

© Гончарова Н.Н., 2012

В качестве мебели сундуки употреблялись еще в Древнем Египте. По конструкции они напоминали саркофаги, имели четыре ножки и выпуклую двускатную крышку с тимпаном, цветным орнаментом и иероглифами1.

В античной Греции сундуки использовались, в основном, как шкафы. Их изготавливали из толстых брусков с двускатной крышей и боковыми фронтонами. Кроме того, известны и переносные маленькие сундучки и шкатулки для мелких предметов. Павсаний писал о том, что среди сокровищ Олимпии был найден и сундук из кедра с богатой резьбой по слоновой кости, отделанный золотом, с изображениями мифологических сцен.

В Древнем Риме сундуки чаще всего использовались для хранения предметов домашнего обихода. Один из их видов (arca), обитый сверху железом, обычно стоял в атрии и никогда не передвигался.

В византийском мебельном искусстве сундуки для сидения украшались цветной росписью и позолотой, тогда как домашняя утварь хранилась в грубо сколоченных сундуках.

Не менее важную роль сундуки играли и в интерьерах средневековой Западной Европы - не только в рыцарских замках и монастырях, но и в домах богатых горожан. Поверхность сундуков, принадлежащих знати, декорировалась рельефной резьбой со сценами охоты, геральдическими барельефами и фантазийными персонажами.

Сундучные изделия эпохи Ренессанса отличались гармонией пропорций и орнамента. Скульптурные композиции на передних стенках сундуков окружались богато украшенными рамками2.

Сундуки издревле были важным элементом интерьера и в русском жилище. Имея практичную и удобную форму, они использовались для хранения одежды, посуды, утвари, книг, документов, денег. Благодаря разнообразию форм и размеров, сундуки служили также столами, скамьями, кроватями, ящиками для перевозки домашнего скарба.

Коллекция сундуков Государственного Исторического музея насчитывает около 800 памятников. Они различаются по назначению и размерам - от небольших ларцов до крупных форм, выполнены из разнообразных материалов - дерева, перламутра, кости, металлов. Однако большинство экспонатов - это деревянные сундуки, которые относятся к ранним образцам XVII-XVIII вв., причем 130 из них расписаны самыми разными сюжетами. Это собрание является наиболее крупным и уникальным как в нашей стране, так и за рубежом. Описание всей коллекции никогда не

публиковалось, хотя отдельные изображения на расписных сундуках привлекали внимание специалистов. Попробуем проанализировать не только особенности данной музейной коллекции, но и историю использования данного предмета интерьера в России.

Слово «сундук» имеет тюркские корни и появляется в русском языке во второй половине XVI в. В словаре М. Фасмера говорилось: «Сундукъ - заимствовано из тюркского - "ящик, шкаф, коробка"»3. Но сам предмет в виде переносного ящика для хранения различных вещей бытовал на Руси с древнейших времен. Первое упоминание о сундуках мы находим в Изборнике Святослава 1076 года: «Изи-дошя ис полатъ техъ мужи крилати... носяште ларе»4. В словаре Срезневского И.И. дается следующее определение слову «ларь»: это «ящик с крышкой, сундук для хранения вещей»5.

Общему представлению о переносном ящике для хранения ценностей в разные исторические времена в России соответствовали такие названия: ларь, ларец, ларчик, скрыня, подголовок, теремок, погребец, укладка, шкатуна (шкатулка).

Наиболее ранние образцы русских деревянных сундуков в коллекции ГИМ относятся к XVII веку. Необходимо отметить, что они анонимны (имена их создателей никогда не обозначались). Лишь на одном сундуке из коллекции ГИМ имеется владельческая надпись и буквенная дата: «Сей подголовокъ Никиты Савиновича Потапова 1688 году майя в 11[день]».

Сведения о предшествующем периоде их бытования по крупицам собирались в летописных сводах, монастырских и имущественных описях, лицевых рукописях, житийной литературе и других документах. В основном из них можно почерпнуть информацию о различных предметах и ценностях, хранящихся в сундуках. Известно также, что «ларцы» ставились на лавки или небольшие столики. Вероятно, более крупные формы сундуков размещались под лавками или у стен. Внешняя поверхность этих изделий, помимо оковки, обычно окрашивалась либо обтягивалась цветной кожей или сукном. Сундуки-лари всегда были предметом первой необходимости в составе интерьера древнерусского жилища.

В миниатюрах Радзивилловской летописи конца XV в., которая включает в себя материалы Х11-Х111 вв., присутствуют изображения интерьеров русских жилищ этой эпохи. На одной миниатюре два молодых человека сидят на предмете в форме ящика (один из них - на подушке). На другой миниатюре два мужа уже явно сидят на ящике-ларе, а между ними стоит чарка, как на столе.

В «Повести о Зосиме и Савватии» XVI века присутствует миниатюра с изображением пира у боярина, который посетил преподобный Зосима. Пиршественный стол предстает в виде длинного ящика-ларя без ножек, с узорчатой боковиной; на столешнице расположены блюда, ковши и другие приборы.

На миниатюре в лицевом Синодике Афанасия Холмогорского (1689 - 1690 гг.) изображены сразу три сундука красного, зеленого и желтого цвета, обитые полосами железа. Красный сундук открыт, причем видны лежащие в нем ряды мешочков (возможно, с деньгами).

В Псковской летописи за 1455 г. читаем: «И все священство, написавъ грамоту из Намакануна6 и в ларь положиша»; там же: «Многи держатъ книгы, похоронившее в ларехъ»7. В Пандектах Никона Черногорца (список XV в.) упоминается о парадной светской и церковной одежде, хранившейся в ларях. Интересно, что в переписной книге имущества Печерского монастыря сохранилась запись: «Ларец с иконными красками» (1639 г.)8.

В XVII в. одежда всегда хранилась очень бережно. Например, вещи в царском доме (сорочки, порты, пояса, простыни, полотенца и т. п.) хранились в кипарисных сундуках, покрытых суконным чехлом. Они были опечатаны собственной печатью государя или ца-рицы9, так как люди опасались их «порчи» колдунами и ведьмами. В ларцах, небольших по объему, в основном хранили украшения, ценности и деньги. Например, в ларце царевны Ирины Михайловны хранились «две шапки черевые да шапка отлас золотной кружи-во низано жемчугом» (1626 г.)10. А в росписи казны государя царевича Алексея Алексеевича указано: «ларец дубовый, а в нем пять полотенец шиты золотом и розными толки»; кроме того, «ларец, а в нем шесть фат выбойчатых, да пять фат золотных кушачных, да четыре дорогильных...» (1667 г.)11.

Человек, ведавший хранением государственных и частных документов (а также, вероятно, денег) имел звание «ларника», а мастер, изготавливающий ларцы и торгующий ими - «ларечником». Женщина, ведающая ларцами и гардеробом царицы, имела звание «ларечницы».

Одной из разновидностей сундучной формы является так называемая «скрыня». Само слово впервые упоминается в значении «киот, ковчег» в Майской служебной минее XI века. В Пантелей-моновом евангелии 1250 г. это слово уже используется в значении «ковчежец-ларчик»12. К XVII в. форма изделия развивается, и «скрыня» превращается в сундук-ларец для хранения различных

мелочей. Откидная крышка сохраняется, а передняя стенка превращается в распашные дверки, за которыми находятся выдвижные ящички. В документах этого времени скрыня уже описывается как «...шкатуня с ящики, обита железомъ белымъ прорезнымъ»13.

«Погребец» служил дорожным сундучком для хранения напитков, еды, для набора мелкой посуды. В XIII в. слово «погребец/ь» употреблялось в другом значении - как «небольшой подвал»: «имя-ше же старець подъ храминою погребець...» (1282 г.)14. К XVII в. погребец, как и скрыня, используется в значении специального сундучка для переноса напитков.

В особую группу входят сундучки-книжники15, которые делались под формат книги - в лист, в четвертую часть листа или восьмушку. В коллекции ГИМ находится такой сундучок-книжник начала XVII столетия. Он имеет удлиненную прямоугольную форму и плоскую крышку с выступающими краями, которые служат рукоятями. На днище помещены небольшие металлические ножки и два круглых отверстия для вентиляции. Внешняя поверхность книжника между полосами оковки сплошь покрыта полихромным ковровым орнаментом. Как в средневековой Европе, так и на Руси предметы мебели - столы, лавки, сундуки - покрывались коврами. В данном случае ковровая роспись - вариант традиционного декора. Сундуками-книжниками пользовались лишь богатые люди, имеющие свои библиотеки.

Одно из ранних упоминаний о такой сундучной форме как «подголовок» находится в Книге прихода Волоколамского монастыря за 1574 г.: «Да в том же подголовке 5 рублев 20 алтынъ 8 де[нег] волостныхъ емчужных». В переписи вещей архиепископа холмогорского и важского Афанасия за 1702 г. перечислено множество сундуков. Среди них - «подголовокъ под красною кожею окованъ резным луженым железом а в нем в мешке денег сто рублевъ за его архиерейскою печатию и ерлык его архиерейскою руки написано: напогребение»16. Среди имущества великой княгини Софии Алексеевны значатся «два подголовника липовых».

Свое название «подголовок» получил благодаря форме изделия. Его верхняя крышка изготавливалась скошенной, и владелец мог в дороге положить сундучок себе под голову. По боковым сторонам сундука располагались навесные подвижные рукояти-скобы17. Во время вражеских набегов, два всадника, держась за рукояти, могли отвезти такой сундучок с казной в безопасное место.

Еще одна сундучная форма - теремок - также использовалась для хранения документов, бумаг личного характера и семейных

ценностей. Свое название ларец получил из-за формы, напоминающей архитектуру древнерусских построек. Слово «терем» считается ранним заимствованием греческого понятия «дом, жилище». Сундук-теремок имел форму глубокого ящика (почти квадратного). Его откидная крышка в виде четырехскатной кровли с плоским завершением крепилась на петлях-шарнирах. У такого сундука обычно было два отделения: верхнее располагалось под четырехскатной крышкой, а в нижнем (основном) укреплялся ящик для мелких вещей.

Часто сундуки предназначались для хранения определенных предметов (например, церковных ценностей) и использовались в качестве футляров. Такой ящик-футляр изготавливался по форме предмета - шестигранный, восьмигранный, под определенный размер. Например, у «сундука-денежника» в крышке вырезалось специальное отверстие, чтобы в него можно было бросить монеты, не открывая замка.

Наиболее позднее название сундука - «укладка». В древнерусском языке слово «уклад» использовалось как «дань, налог». Так, в «Повести временных лет» говорится: «Заповеда Олегъ дати воемъ.оуклады... на Русские городы»18. Очевидно, в сундуке-укладке хранились дорогие для владельца вещи. Слово «укладка» в самостоятельном значении (как разновидность сундучной формы) можно найти лишь в Словаре живого великорусского языка В. Даля: «укладка - сундукъ, коробья, коробейка, сундучекъ, ящи-чекъ, баульчикъ, ларецъ, ларчикъ, шкатулка»; вообще всякое подручное, переносное помещенье для одежды и драгоценных вещей. Например: укладка с приданым19.

Необходимо отметить, что в данном случае укладка дублирует назначение других сундучных форм.

Судя по документам, среди владельцев сундуков были люди, имеющие самый разный социальный статус: это и царевна Софья, и архимандрит Афанасий, и иконник Ермила Григорьев, и стрелец Федька Кобылин, и подьячий Ларка Овчинников. Однако все эти сундуки резко отличались своим декоративным убранством. Социальный статус владельца определял и декоративное оформление предмета. У князя Голицына сундук-подголовок был украшен золотым и серебряным орнаментом с цветными узорами, а у губного старосты это был некрашеный подголовок, обитый железом.

Северные теремки, подголовки, сундуки с плоской или горбатой крышкой имели нарядный оклад из узорно-просечного железа с подложкой из цветной бумаги и слюды. Гладкие полосы металла

с бусовидными шляпками гвоздей перемежались узорно-просеч-ными металлическими накладками, под которые подкладывалась цветная бумага или слюда. При живом огне (свечей или лучины) матовая поверхность древесины сундуков в сочетании с кружевом металла и блеском слюды (киноварного или зеленого оттенка), придавала изделию своеобразную выразительность. Внутренняя поверхность сундуков покрывалась росписью, располагавшейся на крышке и по верхнему поясу ящика. Сюжеты были самые разнообразные: библейские, назидательные истории, изображения фольклорных персонажей, галантных пар, львов, кентавров и многое другое. Ритмичные соединения растительных узоров из металла, живописное изображение на крышке, а также сама изысканная форма изделия превращали их в дорогой предмет обихода. Их покупали «для нужд царского двора, боярства и дворянства, верхушки духовенства и зажиточного купечества»20.

Одно из первых упоминаний о расписных сундуках находится в рукописном сборнике XIV в. «Мерило праведное». В статье «О мирьских людех...» запрещается помещать «прельщающа писании» на стенах, досках, сосудах и ларцах21. Речь идет об изображениях, воспевающих чувственные наслаждения и плотские утехи. Подобные сюжеты считались «срамными» и осуждались средневековыми моралистами.

Росписью на сундуках, как правило, занимались иконописцы. Набор технических и изобразительных средств художников-сундучников соответствовал правилам иконописания. Пространство строилось по принципу «обратной перспективы». Изображения всегда были двухмерны, а все персонажи либо равновелики, либо увеличены по их значимости в сюжете. Фигуры располагались на первом плане, второй план отсутствовал. Художник выделял только то, что считал важным и необходимым в данный момент.

Во второй половине XVII в. одной из популярнейших видов росписи было «аспидное письмо». Так, в 1686 г. «Богдан Дмитриев расписал зеленым аспидом шкатулу для царевны Софии Алексеев-ны»22. «Аспидные росписи» имитировали поверхность декоративных отделочных камней - мрамора, малахита, яшмы. Возможно, эта мода возникла под влиянием западноевропейской культуры. В Италии, например, стены палаццо и базилик отделывались разноцветными мраморами. В XVII столетии в городах России каменных построек было мало, но в деревянных домах каменный декор заменялся росписями по дереву. «Аспидным письмом» декорировались перегородки, столы, сундуки, шкатулки и многое

другое. Примеров расписных сундуков в этой технике не сохранилось. Однако в коллекции Государственного Исторического музея имеется один сундук первой половины XVIII в. с изображением птицы Сирин. Его обрамляет прямоугольная рама, состоящая из двух полос аспидного письма, имитирующих малахит и яшму.

Сундуки, ларчики, шкатулки являлись непременным атрибутом приданого невесты. Чем состоятельнее семья, тем богаче и роскошнее был декор сундучного изделия в этом приданом. Нарядные ларчики и сундучки служили свадебным подарком.

Часто сундуки служили церковными вкладами. Так, в коллекции Владимиро-Суздальского музея заповедника имеется большой прямоугольный сундук-ларь на четырех невысоких ножках с плоской навесной крышкой. Сундук был передан как вклад во Владимирский Рождественский собор в 1692 г., о чем сообщает резная надпись на передней стенке ларя: «Летом...7190 году месяца августа в 4 день приложил сей сундук стольник Дмитрей Никитич Наумов».

Сундуки производились городскими ремесленниками. Сундучники создавали деревянную основу, кузнецы занимались их оковкой, мастера-живописцы украшали их росписью. Форма, конструкция и декор сундуков соответствовали традиции и отражали региональные особенности. К сожалению, в результате проведенных исследований не удалось установить имя ни одного мастера-сундучника или живописца. На сегодняшний день по форме и характеру декора в России XVII-XVIII вв. можно выделить два центра производства расписных сундуков - г. Великий Устюг и г. Холмогоры.

Примечания

Кес Д. Стили мебели. М.: Издательство В. Шевчук, 2001. 270 с. Соколова Т. Очерки по истории художественной мебели XV-XIX вв. Л.: Советский художник, 1967. 163 с.

ФасмерМ. Этимологический словарь русского языка. М.: Прогресс, 1971. Т. III. С. 803.

Словарь русского языка XI-XVII вв. АН СССР. Институт русского языка. М.: Наука, 1981. Вып. 8. С. 172.

Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. Репринт. Т. II. Ч. 1. М.: Книга, 1989. С. 8.

3

4

«Намаканун» - свод церковных законов, своего рода Кормчая книга (традиция, идущая из Византии). См.: Словарь русского языка. С. 172. Срезневский И.И. Указ. соч. С. 8. Словарь русского языка.. С. 171.

Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетии. М.: Издательство А.Д. Ступина, 1918. Т. I. Ч. I. 792 с. Забелин И.Е. Указ. соч. С. 278-279. Там же. Ч. II. М.: Синодальная типография, 1915. С. 597. Срезневский И И. Указ. соч. Т. III. Ч. I. М. 1989. С. 391.

Словарь русского языка XI-XVII вв. Российская академия наук. Институт

русского языка им. Виноградова. Вып. 25. М.: Наука, 2000. С. 31.

Срезневский И.И. Указ. соч. Т. II. Ч. II: 1802. С. 1021.

Термин условный, дан автором в связи с назначением сундука.

ГААО. Ф. 1025. Оп. 3. Д. 23. С. 23.

Гилодо А.А., Лобанева Т.А. Русские сундучные изделия с кованой железной отделкой XVП-XVШ вв. // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник, 1989. АН СССР. Научный совет по истории мировой культуры. М.: Наука, 1989. С. 350-365.

Срезневский И.И. Указ. соч. Т. III. Ч. II. С. 1178.

Даль В. Толковый словарь. Т. IV. М.: Художественная литература. 1935. С. 494. Гилодо А.А., Лобанева Т.А. Указ. соч. С. 352.

Мерило праведное / По рукописи XIV в. издано под наблюдением и со вступительной статьей академика М.Н. Тихомирова. М.: АН СССР, 1961. С. 219. Успенский А.И. Царские иконописцы и живописцы 17 в. // Записки императорского московского археологического института императора Николая II. Т. I. М.: Печать А.И. Снегиревой, 1913. С. 281.

6

22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.