Научная статья на тему 'Технология использования оздоровительного бега на уроках физической культуры'

Технология использования оздоровительного бега на уроках физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
344
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЕГ / ПОРОГ АНАЭРОБНОГО ОБМЕНА / ВАРИАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СЕРДЕЧНОГО РИТМА / ФіЗИЧНЕ НАВАНТАЖЕННЯ / ОЗДОРОВЧИЙ БіГ / ПОРіГ АНАЕРОБНОГО ОБМіНУ / ВАРіАЦіЙНИЙ АНАЛіЗ СЕРЦЕВОГО РИТМУ / PHYSICAL LOADING / AT HEALTH RUN / THRESHOLD OF ANAEROBIC EXCHANGE / VARIATION ANALYSIS OF CARDIAC RHYTHM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Голенко А. С., Кузьмина Л. И.

Статья посвящена экспериментальному обоснованию использования нагрузок, направленных на развитие выносливости у школьников. Объем продолжительного непрерывного бега со скоростью на уровне порога анаэробного обмена во 2-й экспериментальной группе достигал к концу эксперимента 13 мин. Подобный подход позволяет поддерживать у школьников постоянный интерес к бегу на выносливость. Учащиеся получают удовлетворение от бега и с удовольствием им занимаются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of the use at health run on the lessons of physical culture

The article is devoted to the experimental ground of the use of loadings directed on development of endurance at schoolboys. The volume of long continuous run with a speed at a level of a threshold anaerobic in 2-nd experimental group reached an exchange by the end of experiment of 13 minutes. The similar approach allows to support at schoolboys constant interest to running on endurance. Pupils receive satisfaction from run and with pleasure in him are engaged.

Текст научной работы на тему «Технология использования оздоровительного бега на уроках физической культуры»

ром и осуществлено спортивным врачом. В то же время респондентами было отмечено, что давления со стороны тренера на их выбор в пользу допинга не было. 45% признались, что на употреблении ими допинга, категорично настаивал тренер, мотивируя свое решение необходимостью достижения побед любыми средствами.

Выводы.

Абсолютно все из спортсменов, употребляющих допинг, признались, что ни тренер, ни врачи не предоставили им достоверную информацию о влиянии таких препаратов на организм человека. Наблюдения показывают, что на допинговый путь своих учеников гораздо чаще толкают молодые тренера, стремящиеся к быстрому карьерному росту. Другая категория наставников, применяющих запрещенные медицинские стимуляторы в спорте, как правило, образуют тандем тренера и спортсмена, работающих на высокий результат последнего. Новый век и новые открытия в биохимии и медицине постоянно расширяют список запрещенных антидопинговой комиссией медицинских препаратов, что в свою очередь вызывает серьезные опасения за здоровье, а порой и за жизнь спортсмена [8]. Борьба с допингом за «чистоту спортивных достижений» представляется возможной, благодаря высокой квалификации и мудрости наставников, а так же информированности спортсменов о последствиях применения запрещенных медицинских препаратов на организм и будущую спортивную карьеру.

Перспективу дальнейших исследований видим в рассмотрении других проблем употребления допинга в современном в спорте.

Литература

1. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 320с.

2. Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта /Составители: В.И. Жолдак. В.Г Камалетдинов. Челябинск, 1997. - 240 с.

3. Суханов А. Д. Место, роль и перспективы федераций в развитии спорта //Теор. и практ. физ. культ. 1999. - № 9. - С. 31.

4. Кандидат биологических наук, доцент Ф.Р. Зотова, доктор биологических наук, профессор А.С. Чинкин К вопросу о современных тенденция в развитии спорта / /Теор. и практ. физ. культ. 2005. - № 8. - С.21.

5. Ким В.В. Любительский спорт как придаток международных производственных монополий//Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 7. - С. 8-15.

6. Сараф М.Я. Спорт в культуре ХХ века //Теор. и практ. физ. культ. 1997. - № 7. - С. 5-12.

7. Столяров В.И. Спорт и современная культура: методологический аспект //Теор. и практ. физ. культ. 1997. -№ 7. - С. 2-5.

8. Публикация интервью с одним из лучших специалистов российской спортивной медицины - Л. Н. МАРКОВЫМ. Президентом Федерации спортивной медицины, заслуженным врачом, доцентом, мастером спорта, заслуженным тренером, главврачом центрального врачебно-физкультурного диспансера. //Теор. и практ. физ. культ. 2006. - № 2. - С. 28-30.

9. Шустин Б.Н. Модельные характеристики соревновательной деятельности. - В кн.: Современная система спортивной подготовки. - М.: СААМ, 1995. - 168 с.

Поступила в редакцию 22.05.2007г.

ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО БЕГА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Голенко А. С., Кузьмина Л.И.

«УО БрГУ им. А. С. Пушкина»

«УО МГПУ им. М. Танка», Беларусь

Аннотация. Статья посвящена экспериментальному обоснованию использования нагрузок, направленных на развитие выносливости у школьников. Объем продолжительного непрерывного бега со скоростью на уровне порога анаэробного обмена во 2-й экспериментальной группе достигал к концу эксперимента 13 мин. Подобный подход позволяет поддерживать у школьников постоянный интерес к бегу на выносливость. Учащиеся получают удовлетворение от бега и с удовольствием им занимаются.

Ключевые слова: физическая нагрузка, оздоровительный бег, порог анаэробного обмена, вариационный анализ сердечного ритма.

Анотація. Голенко А.С., Кузьмина Л.И. Технологія використання оздоровчого бігу на уроках фізичної культури. Стаття присвячена експериментальному обґрунтуванню використання навантажень, спрямованих на розвиток витривалості у школярів. Обсяг тривалого безперервного бігу зі швидкістю на рівні порога анаеробного обміну у 2-й експериментальній групі досягав до кінця експерименту 13 хв. Подібний підхід дозволяє підтримувати в школярів постійний інтерес до бігу на витривалість. Учні одержують задоволення від бігу й із задоволенням ним займаються.

Ключові слова: фізичне навантаження, оздоровчий біг, поріг анаеробного обміну, варіаційний аналіз серцевого ритму.

Annotation. Golenco A.S., Couzmina L.I. Technology of the use at health run on the lessons of physical culture. The article is devoted to the experimental ground of the use of loadings directed on development of endurance at schoolboys. The volume of long continuous run with a speed at a level of a threshold anaerobic in 2-nd experimental group reached an exchange by the end of experiment of 13 minutes. The similar approach allows to support at schoolboys constant interest to running on endurance. Pupils receive satisfaction from run and with pleasure in him are engaged.

Keywords: physical loading, at health run, threshold of anaerobic exchange, variation analysis of cardiac rhythm.

Введение.

В социальной системе образования и воспитания подрастающего поколения сформировалась базовая физическая культура, которая профилируется в гуманных общественных условиях в направлении, обеспечивающем широкое двигательное образование и, возможно всестороннее физическое развитие растущего организма с прогрессированием жизненно важных физических качеств и сопряженных с ними двигательных способностей как важнейшей предпосылки оптимального здоровья [1]. Именно этот вид, как считал Л. П. Матвеев в принципе, позволяет реализовать оздоровительные возможности физической культуры в более значительной мере, чем другие ее виды и разновидности.

Предполагается, что двигательное образование, всестороннее физическое развитие, укрепление

здоровья должно осуществляться на основе овладения элементами нескольких так называемых базовых видов (легкая атлетика, плавание, спортивные игры, гимнастика, лыжный спорт и др.). Овладение основами техники базовых видов, элементарными теоретическими и методико-практическими умениями позволит в дальнейшем учащимся легко менять физкультурные увлечения в зависимости от возраста, целей, задач и доступа к различным видам деятельности, будет являться предпосылкой мотивированной самостоятельной двигательной активности в дальнейшем.

Исследования последних лет [2,3], свидетельствуют о том, что индивидуальная невосприимчивость многих болезней и продолжительность жизни положительно коррелируют с величиной и объемом двигательной деятельности в режиме дня. Величина двигательной активности в режиме дня многочисленных контингентов населения, в значительной степени обеспечивает в дальнейшем здоровое долголетие.

Важным и ответственным моментом этого процесса является применение наиболее эффективных средств и оптимальных физических нагрузок, направленных на всестороннее повышение уровня физической подготовленности и оздоровление.

Существенными факторами, оказывающими влияние на эффективность применения тех или иных средств (в процессе двигательной активности) является величина (объем и интенсивность) физической нагрузки и ее направленность.

Давно известно о благотворном воздействии нагрузок направленных на развитие выносливости и в частности непрерывного, продолжительного бега на сердечно-сосудистую, дыхательную, мышечную, кровеносную системы. Не случайно возникло и получило достаточно широкое распространение понятие оздоровительный бег. Как считает Т.П. Юшкевич: «главное, что отличает оздоровительный бег от спортивного - его цель. Основная цель оздоровительного бега - здоровье, а не рекорды на дорожке». По мнению Т.П. Юшкевича [4] его характерными чертами являются невысокий темп и постепенное увеличение нагрузок.

Жизнь показывает, что одной установки на использование оздоровительного бега как средства формирования и укрепления здоровья уже не достаточно. Необходимо использование научно обоснованных технологий по формированию и укреплению индивидуального здоровья. Одной из таких технологий может стать экспериментально обоснованная нами технология использования нагрузок, направленных на развитие выносливости на уроках физической культуры у школьников. Программой физического воспитания учащихся Республики Беларусь развитию выносливости уделяется достаточно много внимания в рамках таких разделов как легкая атлетика, лыжная (кроссовая) подготовка. Если рассматривать решение этой задачи во взаимосвязи с формированием потребности в своем физическом совершенствовании, необходимым условием этого

должны стать интерес и удовлетворенность этим видом деятельности, только тогда можно сформировать мотив и потребность в ней. Важно использовать для развития выносливости в уроке наиболее эффективные средства. Таким средством является бег на уровне порога анаэробного обмена (ПАНО).

Скорость ПАНО составит 80% от критической скорости. Критическая скорость представляет собой частное от деления 700м (1000 м - 300 м) на разность результатов в беге на 1000 минус 300 м и умноженное на постоянный коэффициент 1.08 [5]. Начинать необходимо с 70% от критической. Причем рациональнее, чтобы ребятам давалась установка бежать не на расстояние, а на время. Скорость можно задавать звуковыми сигналами, подаваемыми через определенные, рассчитанные промежутки времени. Во время сигнала учащийся должен находиться напротив отметки, если он не добежал, значит, бежит медленнее, перебежал быстрее. Одновременное окончание бега позволит иметь всем учащимся одинаковое время на восстановление. Кроме того, важным моментом является то, что практически на каждом занятии школьник может видеть, на сколько больше метров он пробежал, а учитель может вести учет преодоленных расстояний. Как еще можно задавать интенсивность бега? Можно использовать в качестве задаваемой интенсивности передвижения, скорость, полученную в результате деления дистанции бега, указанной в программе, на время, за которое учащиеся должны преодолеть эту дистанцию на оценку шесть или семь (для слабых учащихся это может быть и более низкая оценка).

Работа выполнена по плану НИР «УО БрГУ им. А.С. Пушкина».

Формулирование целей работы.

Цель работы - экспериментально обосновать использование нагрузок различной направленности на уроках физической культуры.

Результаты исследования.

Проведенный нами, анализ деятельности учителей физической культуры показал, что решающим условием в практике использования нагрузок различной направленности (именно этот фактор является определяющим в повышении физической подготовленности как предпосылки индивидуального здоровья) на уроках физической культуры является личный опыт учителя. Чаще всего он является эмпирическим. Нагрузки на развитие выносливости применяются от случая к случаю, считаются учителями трудными и скучными. Предпочтение отдается играм или другим средствам.

В этой связи мы считали необходимым найти экспериментальное подтверждение рекомендованного выше подхода. Показать, что на первый взгляд и достаточно не интересную и скучную работу по развитию выносливости (а значит повышению работоспособности, профилактике сердечно-сосудистых заболеваний) можно сделать интересной и эффективной. С этой целью мы провели эксперимент на уроках физической культуры по легкой атлетике

для учащихся 10-11 лет.

Экспериментальное апробирование получили три варианта соотношения физических нагрузок основной части урока.

В рамках первого варианта время, отводимое в основной части урока на развитие физических качеств, делилось поровну по 24-25% между нагрузками, направленными на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств и выносливости (рис. 1).

Во второй экспериментальной группе 7-8% времени отводилось на развитие быстроты, 22-23% -на развитие скоростно-силовых качеств и 44-45% -на развитие выносливости.

В третьей экспериментальной группе больше внимания уделялось развитию скоростно-силовых качеств (44-45%), 22-23% времени занимали нагрузки, направленные на развитие выносливости и 7-8%- быстроты.

В результате анализа сдвигов показателей, характеризующих физическую подготовленность мальчиков 10-11 лет, произошедших после эксперимента (рис.2), были установлены наибольшие приросты результатов в беге на 60 м у мальчиков 1 экспериментальной группы. Данная тенденция сохранилась и в беге на 30 м с/х. В прыжках в длину с места, наоборот, наибольшее преимущество продемонст-

□ 1 экспериментальная

□ 2 экспериментальная

□ 3 экспериментальная

8,36

8,21

7,75

8

6,58

6

5,36

5,24

5,26

5,06

4,78

4,57

4,46

4,26

4

2,93

2,27

2 -- 1,57

1,2

0

1,11

1,97

Бег на 60 м Бег на 30 м Прыжок в Пятерной М ет ан и е 6 - минутный

длину с места прыжок в набивного бег

длину с места мяча

Рис. 1. Сдвиги показателей физической подготовленности у мальчиков экспериментальных групп

Таблица 1

Сдвиги статистических характеристик сердечного ритма у мальчиков) экспериментальных групп после эксперимента

Экспериментальная группа Статистические характеристики ИН АМо Мо Д Х АМо/ Д Х

1 экспериментальная группа ха±ш -40,52±19,06 -3,92±2,22 -0,02±0,02 0,03±0,01 -42,43±16,70

в 76,60 9,17 0,09 0,05 68,84

Т 2,126 1,766 1,000 3,000 2,540

Р < 0,05 > 0,05 > 0,05 < 0,01 < 0,05

2 экспериментальная группа ха±ш -88,09±21,30 -8,68±1,84 -0,04±0,02 0,12±0,03 -113,19±22,84

в 85,09 7,38 0,10 0,14 91,37

Т 4,136 4,717 2,000 4,000 4,956

р < 0,001 < 0,001 > 0,05 <0,001 <0,001

3 экспериментальная группа ха±ш -66,86±27,17 -8,20±3,38 0,01±0,01 0,03±0,02 -77,75±27,88

в 105,24 13,08 0,05 0,07 107,96

Т 2,461 2,440 1,000 1,500 2,789

р < 0,05 < 0,05 > 0,05 > 0,05 < 0,01

рировали мальчики 3 экспериментальной группы. В пятерном прыжке в длину более высокие статистически значимые приросты произошли у мальчиков второй экспериментальной группы. У них же отмечались и большие статистически значимые сдвиги результатов в 6' беге. В метании набивного мяча наибольшие изменения показателей отмечались у мальчиков первой экспериментальной группы.

Корреляционный анализ результатов контрольных испытаний показал наличие большего количества существенных связей у мальчиков второй экспериментальной группы.

Для выявления признаков возможного переутомления и для характеристики механизмов приспособления (адаптации) к воздействию применяемых нами физических нагрузок осуществлялся контроль за изменением статистических параметров сердечного ритма до и после прохождения цикла из 10 уроков в состоянии относительного покоя (табл. 1)

В результате анализа полученных данных было установлены наибольшие приросты вариационного размаха ДХ на 0,12±0,03 (Р< 0,01) у мальчиков 2 экспериментальной группы по сравнению с 1-й (0,03±0,01) и 2-й (0,03±0,01) экспериментальными группами, характеризующие парасимпатические влияния на синусовой узел. Наряду с этим у мальчиков 2-й экспериментальной группы наблюдалось достоверное (Р<0,001) уменьшение АМ0, а значит симпатических влияний. У испытуемых 3-й экспериментальной группы уменьшение АМ0 было тоже существенным, чего не отмечалось в 1-й группе. В результате таких изменений АМ0 и ДХ - произошло ослабление централизации в управлении сердечным ритмом, на что указывают достоверные сдвиги индекса напряжения (ИН) в экспериментальных группах. Однако, усиление у мальчиков 2-й экспериментальной группы парасимпатических влияний на синусовой узел наряду с ослаблением симпатических характеризуют по мнению Р.М Баевского [6] более рациональный механизм приспособления к воздействию физических нагрузок. Ослабление централизации в управлении сердечным ритмом только за счет уменьшения симпатических влияний у мальчиков 3-й группы является менее перспективным механизмом приспособления.

Выводы.

Все выше сказанное дает нам основание рекомендовать для применения в уроках физической культуры нагрузки, направленные на развитие выносливости в каждом уроке, в соотношениях, указанных выше. В нашем случае объем продолжительного непрерывного бега со скоростью ПАНО во 2-й экспериментальной группе достигал к концу эксперимента 13 мин. Подобный подход позволяет поддерживать у школьников постоянный интерес к бегу на выносливость. Учащиеся получают удовлетворение от бега и с удовольствием им занимаются.

Дальнейшие перспективы исследования предполагают изучение влияния различных средств направленных на развитие выносливости у школьников.

Литература

1. Матвеев Л.П. Что же это такое - «оздоровительная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

физическая культура»? // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 11.- С.21-24.

2. Паффенбергер Р., И-Мин-Ли. Влияние двигательной активности на состояние здоровья и продолжительность жизни (пер.с англ.)// Наука в олимпийском спорте, «Спорт для всех». - К.: 2000. - С.7-24.

3. Xаскелл У Двигательная активность спорт и здоровье в будущем тысячелетии (пер.с англ.)// Наука в олимпийском спорте, «Спорт для всех». - К.: 2000. - С.25-35.

4. Юшкевич Т.П. Оздоровительный бег.- Минск: Полымя, 1985.- 111с.

5. Голощапов Б.Р., Прокудин Б.Ф. Оптимизация нагрузок при непрерывном беге на этапе предварительной спортивной подготовки младших школьников// Теория и практика физической культуры. - 19В2.- № 7.- С.2В-29.

6. Математические методы анализа сердечного ритма / Под ред. В.В. Парина, Р.М. Баевского.- М.: Наука, 1974.- 174с.

Поступила в редакцию 22.05.2007г.

ОЦЕНКА ИНФОРМАТИВНОСТИ БИОХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ

Голец В. А., Евдокимов Е.И. Запорожский национальный университет Запорожский гуманитарный университет „ ЗИГМУ”

Аннотация. В статье изложены данные по оптимизация тренировочно-соревновательного процесса путем контроля за состоянием организма спортсменов-футболистов и гандболисток команд мастеров с применением биохимических, гематологических методов исследования.

Ключевые слова: футбол, гандбол, метаболизм, биохимические средства контроля.

Анотація. Голець В.А., Євдокімов Є.І. Оцінка інформативності біохімічних показників у тренувальному процесі. У статті викладені дані з оптимізації тренувально-змагального процесу шляхом контролю за станом організму спортсменів-футболістів і гандболісток команд майстрів з застосуванням біохімічних, гематологічних методів дослідження.

Ключові слова: футбол, гандбол, метаболізм, біохімічні засоби контролю.

Annotation. Golets V.A., Evdocimov E.I. Estimation of informing biochemical indexes in a training process. In the article the data are expounded on optimization of training-competition process by the control after being of organism of sportsmen-footballers and handballers of commands of masters with the use of biochemical, haematological methods of research. Keywords: football, handball, metabolism, biochemical controls.

Введение.

Совершенствование системы подготовки квалифицированных спортсменов в качестве одного из основных требований предполагает оптимизацию тренировочного процесса. А успешная тренировка невозможна без тщательного и правильного контроля за функциональным состоянием основных систем организма спортсмена. Изучение динамики этих изменений в течение более или менее длительных периодов и этапов тренировки и выяснение на этой основе сильных и слабых сторон его подготовленности в значительной мере определяют планирование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.