Научная статья на тему 'Технология интенсивного обучения с опорой на ценностный подход, как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции сотрудников органов внутренних дел при реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования'

Технология интенсивного обучения с опорой на ценностный подход, как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции сотрудников органов внутренних дел при реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ИНТЕНСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / МОТИВАЦИОННО АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / УСТАНОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якупов Ф.А.

В статье рассматриваются вопросы формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции в условиях дополнительного профессионального образования. Значительное количество сотрудников органов внутренних дел проходят ежегодно обучение по программам повышения квалификации. В связи с этим является целесообразным использовать данный ресурс для формирования и совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции, которую, в современных условиях развития правоохранительной системы, можно отнести к ключевым профессиональным компетенциям сотрудника органов внутренних дел. Дополнительное профессиональное образование имеет свои особенности и на них следует обращать внимание, реализуя учебные программы, используя эффективные средства обучения для достижения поставленных дидактических целей. Автор предлагает формировать иноязычную компетенцию у сотрудников органов внутренних дел путем интенсификации и технологизации учебного процесса при повышении квалификации с опорой на ценностный подход в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якупов Ф.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология интенсивного обучения с опорой на ценностный подход, как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции сотрудников органов внутренних дел при реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования»

Технология интенсивного обучения с опорой на ценностный подход, как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции сотрудников органов внутренних дел при реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования

Якупов Филарет Абдуллович,

адъюнкт Академии управления МВД России, filaret66@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции в условиях дополнительного профессионального образования. Значительное количество сотрудников органов внутренних дел проходят ежегодно обучение по программам повышения квалификации. В связи с этим является целесообразным использовать данный ресурс для формирования и совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции, которую, в современных условиях развития правоохранительной системы, можно отнести к ключевым профессиональным компетенциям сотрудника органов внутренних дел. Дополнительное профессиональное образование имеет свои особенности и на них следует обращать внимание, реализуя учебные программы, используя эффективные средства обучения для достижения поставленных дидактических целей. Автор предлагает формировать иноязычную компетенцию у сотрудников органов внутренних дел путем интенсификации и технологизации учебного процесса при повышении квалификации с опорой на ценностный подход в обучении.

Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетентность, иностранный язык, профессиональное развитие, повышение квалификации, интенсивное обучение, технологический подход, методы обучения, мотивационно - аксиологический подход, установка.

В современных условиях иноязычная коммуникативная компетенция сотрудников органов внутренних дел относится к числу профессионально значимых характеристик их профессиональной компетентности, поэтому ее формирование и развитие является одной из задач образовательных организаций системы МВД, в том числе осуществляющих дополнительное профессиональное обучение. Иноязычная коммуникативная компетенция является показателем профессиональной пригодности, уровня культурного развития сотрудника органов внутренних дел, степени его соответствия современным требованиям, ее феномен органически связан с профессиональной компетентностью, обусловленной спецификой его деятельности.

Формирование иноязычной компетенции сотрудников органов внутренних дел в системе МВД, как правило, осуществляется в рамках профессионального образования и подготовки научно-педагогических кадров с участием относительно небольшого количества сотрудников. Объем учебного времени при реализации указанных образовательных программ дает возможность осуществлять усвоение учебного материала с использованием традиционных системных методов. Однако в современных условиях динамичного развития профессиональной и социальной среды возникает необходимость овладения новыми компетенциями в ограниченные сроки. Основная роль в достижении таких целей отводится образовательным организациям дополнительного профессионального образования.

Перед тем как рассматривать вопрос о формировании и развитии иноязычной компетенции в рамках дополнительного профессионального образования, а именно повышения квалификации, обратимся к основным понятиям, определяющим суть данной области исследования. В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ повышение квалификации в рамках дополнительного профессионального образования направлено на совершенствование или получение новой компетенции, необходимой для профессиональной

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

сч

СП

01 г

деятельности. Опираясь на понятие «компетенция», данное И.А.Зимней, определяющей ее как прижизненно формируемое, этносоциокультурно обусловленное, актуализируемое в деятельности, во взаимодействии с другими людьми, основанное на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленное интегративное личностное качество человека, которое, развиваясь в образовательном процессе, становится и его результатом, формируя, таким образом, компетентность человека [1]. В то время как «компетентность» она трактует, как реализуемые субъектом умения решать социально-профессиональные задачи в деятельности на основе освоенного содержания учебных дисциплин при актуализации необходимых для ее успешности личностных качеств [1].

В свою очередь мы полагаем, что при формировании иноязычной компетенции необходимо ориентироваться на формирование целостного качества человека, его способности эффективно осваивать не только предусмотренный образовательной программой учебный материал, но и на развитие коммуникативных способностей к иностранному языку в течение всей профессиональной деятельности.

Одним из основных факторов, влияющих на эффективность формирования иноязычной компетенции в рамках повышения квалификации является краткосрочность обучения, когда возникает необходимость освоения в ограниченные сроки значительного объема учебного материала на иностранном языке. Практика показывает, что традиционные методы обучения здесь недостаточно эффективны. Для достижения указанных целей необходима особая структуризация учебного материала и интенсификации учебного процесса.

В отечественной педагогике существуют разные определения понятий «интенсификация» и «интенсивное обучение». Конечной целью интенсивного обучения, безусловно, является оптимизация и повышение эффективности всего образовательного процесса. В то же время ни один педагог не согласится с тем, что его подход к обучению, независимо от того, традиционное это обучение или же основано на авторских методах, является не эффективным. В связи с этим, следует четко определять специфические признаки, характеризующие интенсивное обучение. Несмотря на то, что некоторые педагоги разделяют понятия «интенсификация» и «интенсивное обучение», общей характеристикой подобных методик является усвоение обучающимися максимального объема учебного материала в минимально короткие сроки [2]. В качестве отличительных особенностей интенсивного обучения можно выделить:

- активизацию познавательных ресурсов обучающихся;

- использование внутренних психофизиологических возможностей;

- воздействие на все сферы личности обучающегося, в том числе подсознательные и ценностные;

- особая структуризация содержания обучения

[3].

Однако даже наличие в арсенале самых эффективных приемов и методов интенсивного обучения не гарантирует достижения нужного результата, если нет правильно и конкретно определенной цели обучения и не обозначены пути ее достижения. Одной из проблемных сторон традиционного обучения, является расплывчатая формулировка учебных целей, когда нет четких критериев измерения их достижения. Подобные аморфные цели часто носят формальный характер, превращая учебный процесс в «обучение ради обучения».

Для достижения заданного уровня обучения требуется ставить диагностируемые цели, т.е. определять их через результаты, выраженные в действиях обучающихся, которые преподаватель может измерить и оценить. Постановка диагностируемых целей является отличительной особенностью технологического подхода к обучению, открывая оптимальные возможности организации интенсивного обучения [4]. В этой связи справедливой представляется позиция педагогов В.П. Беспалько, Б.Г. Лихачева, В.М. Монахова, В.А. Сластенина, Н.Ф. Талызиной о целесообразности применения педагогической технологии в образовательном процессе. По мнению этих ученых технология обучения представляет собой целостную систему, включающую в себя диагностируемые цели, содержание и сам процесс обучения со строго спроектированными и точно воспроизводимыми, гарантирующими достижения целей, педагогическими действиями.

В качестве компонентов технологии интенсивного обучения сотрудников органов внутренних дел, в рамках реализации программы повышения квалификации, можно выделить следующие методы и приемы:

- метод полного погружения, целью которого является развитие устной иностранной речи, создание обстановки погружения в иноязычную атмосферу, активизация дополнительных речевых и мыслительных возможностей [5].

В соответствии с этим методом с самых первых дней обучения, слушатели общаются только на иностранном языке, причем как во время занятий, так и во внеурочное время. При этом дается установка на взаимный контроль слушателей - если кто-то переходит на русскую речь, другие слушатели должны напоминать о необходимости общения на иностранном языке. Если же это произошло во время учебного процесса, то преподаватель в игровой форме вводит для этого слушателя выполнение дополнительного задания;

- приемы активизации, основанные на принципах коммуникации, когда используются формы группового взаимодействия, обеспечивающие активную вовлеченность обучающихся в процесс обмена информацией, что придает учебной деятельности коллективных характер. Методы активизации, способствуют формированию учебной группы как коллектива людей, объединенных общими целями, в котором каждому создаются благоприятные условия для самореализации и развития

своего личностного потенциала [2]. Основными формами группового взаимодействия является работа: в парах; в триадах; в микрогруппах; в командах; в системе обучающийся - группа и преподаватель - группа;

- полифункциональная и концентрированная структура учебного материала. Принимая во внимание тот факт, что помимо языковой подготовки, учебная программа повышения квалификации предусматривает освоение значительного объема учебного материала по другим дисциплинам, является целесообразным дидактическая переработка теоретического учебного материала в виде дополнительных языковых упражнений. Данные упражнения одновременно способствуют более качественному усвоению теоретического материала, интенсификации формирования и развития иноязычной компетенции.

Иноязычная коммуникативная компетенция требует постоянного совершенствования и актуализации в течение профессионального становления и совершенствования. С этой целью в период обучения по программе повышения квалификации, наряду с овладением речевыми умениями и навыками на иностранном языке, в рамках учебной программы, необходимо уделять особое внимание развитию ценностно-мотивационной сферы личности сотрудника. По утверждению целого ряда ученых психологов, социологов, педагогов (И.Ф.Исаев, В.А.Сластенин, Е.Н.Шиянов и др.) понятия «мотивация» и «ценность» находятся во взаимообусловленной связи [6].

Мотив рассматривается как устремление к определенной цели-ценности [7]. Ценность же связана с установкой, определяющей мотивацию к овладению какой либо компетенцией. Само понятие «установка» определяется как целостное динамическое состояние субъекта, состояние готовности к определенной активности, состояние готовности к восприятию будущих событий и совершению действий, состояние, которое обусловливается двумя факторами [8, с.63], а ценностные ориентации, как выражение направленности интересов личности на те, или иные ценности, на ту или иную сферу деятельности [9, с.88].

Таким образом, в условиях развития иноязычной коммуникативной компетенции ценностная установка представляет из себя готовность, предрасположенность к овладению иноязычной коммуникативной компетенцией в качестве значимой характеристики профессиональной деятельности и личностного развития.

Безусловно, кроме указанных аспектов существует множество других, не менее важных, способствующих эффективному обучению иностранным языкам. Однако специфика формирование иноязычной компетенции в рамках повышения квалификации подразумевает, в первую очередь, поиск таких подходов, которые позволили бы в короткие сроки добиться максимального усвоения учебного материала, овладения речевыми навыками на иностранном языке, предусмотренных учебной программой. В то же время необходимо

осознавать, что в условиях ограниченности сроков обучения, объем учебного материала в рамках учебной программы повышения квалификации не может являться достаточным для формирования полноценной иноязычной коммуникативной компетенции. В связи с этим, повышение эффективности формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции сотрудников органов внутренних дел связано с формированием ценностной установки на иноязычную коммуникативную компетенцию. Такая установка способствует поддержанию мотивации к изучению иностранного языка, использованию его в профессиональной деятельности и в качестве личностно-развивающего компонента. При этом, применяемый педагогом дидактический инструментарий интенсивного обучения, воспринимается должным образом обучающимися в рамках дополнительного профессионального образования сотрудниками органов внутранних дел.

Литература

1. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // URL https: // elibrary.ru/item.asp?id=21611467 (дата обращения: 05.07.2019)

2. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам: учебное пособие 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высшая школа, 1986. — 103 с.

3. Мельник И. С. Особенности структуры аудиовизуальных учебных пособий для интенсивного обучения взрослых (на материале иностранных языков) .: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Одесса, 2004. — 388 с.

4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

5. Вебер И. С. Метод языкового погружения на уроках английского языка в современной школе // Молодой ученый. — 2019. — №6. — С. 207-209. — URL https: //moluch.ru/archive/244/56402/ (дата обращения: 24.03.2019).

6. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений - М., 2002. - 576 с.

7. Шакуров Р.Х., Дырин С. П., Чичаев И. И. Ценностные ориентации студентов вузов (на примере управленческих специальностей ). - Набережные Челны: Изд-во ин-та управления, 1998. -108 с.

8. Узнадзе. Д.Н. Психология установки. — СПб.: Питер, 2001. - 416 с.

9. Скляренко И.С. Педагогическая система формирования профессиональных ценностных установок у курсантов вузов МВД России.: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.08: М., 2014. — 531 с.

Technology of intensive training based on the axiological approach as a means of development of foreign language communicative competence of employees of the internal affairs agencies during the implementation of educational programs of additional professional education Yakupov F.A.

о О и n m 5 m

О m n m й А

X £ m О

x О m

О Dl n А ы о и А X X m

Academy of management of MIA of Russia

The article considers the formation and development of foreign language competence during the additional professional education. A significant number of employees of the Internal Affairs agencies are annually trained on the professional development programs. In this regard, it would be reasonable to use this resource for the formation and improvement of foreign language communicative competence, which in modern conditions of development of the law enforcement system can be considered as one of the key professional competencies of the Internal Affairs agencies employees. However, additional professional education has some particularities which must be taken into consideration during the implementation of training programs and effective means of training are to be used to achieve the goals. As the solution of this issue can be considered the intensification and technological approach, as well as the axiological approach to the educational process.

Key words: foreign language communicative competence, foreign language, professional development, advanced training, intensive training, technological approach, teaching methods, motivational and axiological approach, attitude.

References

1. Winter I.A. Competence and competence in the context of the

competency-based approach to education // URL https: // elibrary.ru/item.asp?id=21611467 (date of access: 05.07.2019)

2. Kitaygorodskaya G.A. Methods of Intensive Teaching of Foreign

Languages: Textbook 2nd ed., Rev. and add. - M.: Higher School, 1986. - 103 p.

3. Melnik I. S. Features of the structure of audiovisual teaching aids

for intensive adult education (based on foreign languages).: Dis. ... cand. ped Sciences: 13.00.01: Odessa, 2004 .-- 388 p.

4. Bespalko V.P. Components of educational technology. - M.:

Pedagogy, 1989 .-- 192 p.

5. Weber, I. S. The method of language immersion in English

lessons in a modern school // Young scientist. - 2019. - No. 6. -S. 207-209. - URL https: //moluch.ru/archive/244/56402/ (accessed: 24.03.2019).

6. Slastenin, V. A., Isaev, I. F., Shiyanov, E. N. Pedagogy: Textbook

for students of higher. ped textbook. Establishments - M., 2002 .-- 576 p.

7. Shakurov R.Kh., Dyrin S.P., Chichaev I.I. Value orientations of

university students (by the example of managerial specialties). -Naberezhnye Chelny: Publishing house of the Institute of Management, 1998. - 108 p.

8. Uznadze. D.N. Psychology installation. - St. Petersburg: Peter,

2001 .-- 416 p.

9. Sklyarenko I.S. The pedagogical system of the formation of professional value systems among cadets of the Russian Ministry of Internal Affairs .: diss. ... doctor. ped Sciences: 13.00.08: M., 2014 .-- 531 p.

0 w en

01

Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.