языке. Данный материал способствует интенсификации процесса обучения, мотивирует студентов независимо от уровня языковой подготовки, несомненно, обогащает профессиональную наполненность изучаемого иноязычного материала.
Для выбора ключевых тем в профессионально направленном обучении иностранному языку рекомендуется учитывать образовательные программы выпускающих кафедр соответственно году обучения. При этом необходимо ориентироваться на базовые понятия и основы той или иной дисциплины.
Необходимость освоения больших объемов лексического материала по специальности требует использования специфических методических при-
Библиографический список
емов (устный диктант, обратный перевод, составление ментальной карты), которые призваны повысить эффективность обучения иностранному языку будущих специалистов в рамках коммуникативных ситуаций в профессиональной среде.
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что обозначенная в статье цель выделения и исследования наиболее характерных проблем в процессе преподавания иностранного языка для студентов нелингвистических специальностей в значительной степени достигнута за счет более детального их рассмотрения и представления практических рекомендаций.
1. Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов. Орел: Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2005.
2. Матухин Д.Л. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку студентов нелингвистических специальностей. Язык и культура. 2011; № 2 (14): 121-129.
3. Богданова А.И., Белова Е.Н. Профессионально ориентированное иноязычное обучение студентов нелингвистических направлений подготовки. Педагогический журнал. 2021; Т. 11, № 1А: 142-150.
4. Щербакова И.В., Тимашова М.В. Роль профессионально ориентированного обучения в развитии диалогической и монологической речи на иностранном языке в неязыковом вузе. Балтийский гуманитарный журнал. 2019; Т. 8, № 3 (28): 205-208.
5. Староверова Н.П., Петрова О.Н. Обучение студентов бакалавриата иноязычному говорению на базе профессионально ориентированных текстов. Вестник МГЛУ. 2016; Выпуск 14 (753): 105-115.
6. Заболотская А.Р, Багманова Н.И. Формирование профессиональных и общепрофессиональных компетенций студентов неязыковых специальностей посредством обучения академическому письму на английском языке. Научные проблемы решения проблем инновационного развития: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: АЭТЕРНА, 2017; Ч. 3: 132-135.
7. Волкова А.Ю. Проблемы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых факультетов. Молодой ученый. 2015; № 15 (95): 575-577.
8. Дубинина ГА., Кондрахина Н.Г. Последовательность реализации задач профессионально ориентированной подготовки по иностранному языку в нелингвистическом вузе. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2016; № 14 (753): 135-143.
9. Касаткина Н.Н., Личак Н.А. Профессионально ориентированный подход к изучению иностранного языка бакалаврами неязыковых факультетов. Ярославский педагогический вестник. 2022; № 1 (124): 74-79.
10. Китайгородская ГА. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. Москва: Высшая школа, 1982.
11. Копытко В.Н. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку студентов нелингвистических вузов. Проблемы современного педагогического образования. 2019; № 64-1: 170-172.
12. Strutt P. English for International Tourism. Intermediate: Student's Book. England: Pearson Education Limited, 2013.
13. Strutt P. English for International Tourism. Upper-Intermediate: Student's Book. England: Pearson Education Limited, 2013.
References
1. Obrazcov P.I., Ivanova O.Yu. Professional'no orientirovannoe obuchenie inostrannomu yazyku na neyazykovyh fakultetah vuzov. Orel: Orlovskij gosudarstvennyj universitet im. I.S. Turgeneva, 2005.
2. Matuhin D.L. Professional'no orientirovannoe obuchenie inostrannomu yazyku studentov nelingvisticheskih special'nostej. Yazykikultura. 2011; № 2 (14): 121-129.
3. Bogdanova A.I., Belova E.N. Professional'no orientirovannoe inoyazychnoe obuchenie studentov nelingvisticheskih napravlenij podgotovki. Pedagogicheskijzhurnal. 2021; T. 11, № 1A: 142-150.
4. Scherbakova I.V., Timashova M.V. Rol' professional'no orientirovannogo obucheniya v razvitii dialogicheskoj i monologicheskoj rechi na inostrannom yazyke v neyazykovom vuze. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. 2019; T. 8, № 3 (28): 205-208.
5. Staroverova N.P., Petrova O.N. Obuchenie studentov bakalavriata inoyazychnomu govoreniyu na baze professional'no orientirovannyh tekstov. Vestnik MGLU. 2016; Vy-pusk 14 (753): 105-115.
6. Zabolotskaya A.R., Bagmanova N.I. Formirovanie professional'nyh i obscheprofessional'nyh kompetencij studentov neyazykovyh special'nostej posredstvom obucheniya akademicheskomu pis'mu na anglijskom yazyke. Nauchnye problemy resheniya problem innovacionnogo razvitiya: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa: A'ETERNA, 2017; Ch. 3: 132-135.
7. Volkova A.Yu. Problemy professional'no-orientirovannogo obucheniya inostrannomu yazyku studentov neyazykovyh fakul'tetov. Molodojuchenyj. 2015; № 15 (95): 575-577.
8. Dubinina G.A., Kondrahina N.G. Posledovatel'nost' realizacii zadach professional'no orientirovannoj podgotovki po inostrannomu yazyku v nelingvisticheskom vuze. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie ipedagogicheskie nauki. 2016; № 14 (753): 135-143.
9. Kasatkina N.N., Lichak N.A. Professional'no orientirovannyj podhod k izucheniyu inostrannogo yazyka bakalavrami neyazykovyh fakul'tetov. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2022; № 1 (124): 74-79.
10. Kitajgorodskaya G.A. Metodika intensivnogo obucheniya inostrannym yazykam. Moskva: Vysshaya shkola, 1982.
11. Kopytko V.N. Professional'no orientirovannoe obuchenie inostrannomu yazyku studentov nelingvisticheskih vuzov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; № 64-1: 170-172.
12. Strutt P. English for International Tourism. Intermediate: Student's Book. England: Pearson Education Limited, 2013.
13. Strutt P. English for International Tourism. Upper-Intermediate: Student's Book. England: Pearson Education Limited, 2013.
Статья поступила в редакцию 31.03.23
УДК 377
Eseshkin K.I., senior teacher, Omsk Humanitarian Academy; senior teacher, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia),
E-mail: kirilleseshkin@gmail.com
TECHNOLOGY OF INTEGRATION OF FORMAL AND NON-FORMAL EDUCATION IN VOCATIONAL TRAINING OF COLLEGE STUDENTS. The relevance of the article is due to a problem of adaptability of the system of secondary vocational education in the context of "constant modernization" of sociocultural reality. The article describes the technology of integrating formal and non-formal education in the professional training of college students, which makes it possible to prepare a student for a horizontal model of continuous education. The purpose of the study is to develop and test technology in vocational training in the college. The objectives of the study are a theoretical description of the stages of technology and a generalization of the results of approbation. The author's technology has been developed on the basis of an architectural approach in education, which allows, based on the contexts of professional training (diagnostic stage), to build the appropriate interaction of learning subjects (diagnostic stage and implementation stage) and, on the basis of this, create content (implementation and attestation stage). The proposed technology is useful for practicing college teachers in the framework of the implementation of disciplines and work programs of education.
Key words: pedagogical technology, integral technology, integration of formal and non-formal education, professional training, college students
К.И. Есешкин, ст. преп. Омской гуманитарной академии, ст. преп. Омского государственного педагогического университета, г. Омск,
E-mail: kirilleseshkin@gmail.com
ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРАЦИИ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ
Актуальность статьи обусловлена проблемой адаптивности системы среднего профессионального образования в условиях «постоянной модернизации» социокультурной действительности. В статье описывается технология интеграции формального и неформального образования в профессиональной подготовке студентов колледжей, позволяющая готовить студента к горизонтальной модели непрерывного образования. Цель исследования заключается в разработке и апробации технологии в профессиональной подготовке в колледже. Задачами исследования являются теоретическое описание этапов технологии и обобщение результатов апробации. Авторская технология разработана на основе архитектурного подхода в образовании, что позволяет, опираясь на контексты профессиональной подготовки (диагностический этап), выстраивать соответствующее взаимодействие субъектов обучения (диагностический этап и этап реализации) и на основе этого создавать содержание (этап реализации и аттестационный). Предложенная технология полезна практикующим педагогам колледжей в рамках реализации дисциплин и рабочих программ воспитания.
Ключевые слова: педагогическая технология, интегральная технология, интеграция формального и неформального образования, профессиональная подготовка, студенты колледжей
Образование сегодня существует в эпоху перемен, цифровой трансформации, что создаёт определенные "вызовы". Некоторые авторы подчеркивают, что современный этап - это время непрекращающихся изменений. Например, по мнению З. Баумана, «то, что отделяет современность от всех других исторических форм человеческого общежития - навязчивая, непрерывная, непреодолимая, вечно незаконченная модернизация» [1, с. 34]. Ряд авторов в своих работах предлагают варианты ответа на вопрос о том, как в условиях динамичной социокультурной среды будет изменяться профессиональное образование. Исследователи предлагают модели, сценарии развития профессионального образования. Одним из вариантов развития системы СПО до 2035 г, по данным исследования коллектива ученых из РАНХиГС, является «сценарий постоянно незавершенной модернизации», который предполагает, «что наблюдаемые характеристики процесса перехода к постиндустриальной эпохе - ускоряющаяся динамика изменений, высокая степень неопределенности и постоянный переход от одних незавершенных изменений к другим - являются базовыми, неотъемлемыми характеристиками наступающего постиндустриального мира» [2, с. 57]. Профессиональная подготовка сегодня должна быть готова к динамике социокультурной среды, в частности - профессиональной сферы. Важным становится учитывать контекст непрерывного образования в рамках профессиональной подготовки, актуальный в данный момент. В предыдущих наших работах мы выделяем катализаторы непрерывного образования, которые оказывают влияние на профессиональную подготовку сегодня: изменения на рынке труда, цифро-визация жизнедеятельности, экспоненциальный рост информации при сокращении доли полезной информации, открытость и общедоступность образования (создание образовательного контента не прерогатива закрытых сообществ) [3]. Выделенные контенты определили специфику профессиональной подготовки, которая заключается в том, что необходимо не только формировать компетенции, предъявляемые к результатам освоения программ подготовки по специальности, актуальные в определенный промежуток времени, но и готовить студента к горизонтальной модели непрерывного образования для самостоятельного повышения своей компетентности в будущем. Среднее профессиональнее образование показало, что не всегда готово оперативно отвечать «вызовам времени». В пример можно привести анализ перехода образовательных организаций на дистанционную форму обучения в 2020 году. Ученые из ВШЭ (Ф.Ф. Дудырев, А.И. Шабалин, К.В. Васильева) пришли к выводу, что «переход к дистанционным образовательным технологиям еще раз продемонстрировал, что количество технологических решений и продуктов, ориентированных на систему СПО, остается незначительным» [4]. У.С. Захарова в своем исследовании также приходит к выводу, что не все специальности способны перейти на дистанционные форматы обучения, для некоторых дисциплин не хватает в арсенале средств дистанционного обучения, позволяющих осуществлять качественную подготовку [5]. Также стоит подчеркнуть, что сегодня становится актуально владение soft skills во всех профессиональных сферах. Об это говорят данные исследований по всему миру. Приведем несколько выводов из исследований: «...мягкие навыки» имеют центральное значение для развития человеческого капитала и успеха рабочей силы. Растущая доказательная база показывает, что эти качества соперничают с академическими или техническими навыками в их способности предсказывать занятость и заработки» [6, с. 26]; «.спрос на такие навыки увеличился за последнее время (за последние 20 лет)» [7, с. 4]. При этом стоит отметить, что работодатели отмечают недостаточное развитие навыков у работников. Многие работодатели по всему миру отмечают «разрыв» между имеющимися и требуемыми компетенциями, связанными с социальным взаимодействием, и сообщают, что «кандидатам на работу не хватает социальных навыков, которые предъявляются в требованиях к вакансиям» [8].
Среднее профессиональное образование при этом всегда ориентировалось в первую очередь на формирование твердых навыков (hard skills), что находит отражение и во ФГОС 3 поколения. Колледж оказывается в ситуации, когда, с одной стороны, необходимо сохранять свою специфику, но с другой стороны, следует учитывать динамику профессиональной и социокультурной сред, которые диктуют определенные «вызовы» профессиональной подготовке студента.
Наша работа, связанная с интеграцией формального и неформального образования, направлена на то, чтобы неформальное образование стало дополнением, позволяющим студенту готовиться к использованию горизонтальной модели непрерывного образования. Благодаря интеграции профессиональная подготовка студентов колледжей обретает полноту и цельность, может сохранять свою специфику и при этом отвечать на современные «вызовы времени». Актуальна работа и потому, что спрос на среднее профессиональное образование сегодня не только не ослабевает, но и набирает обороты. В последние десятилетия наметилась тенденция по увеличению численного состава студентов в системе СПО [9]. Поэтому потребность работодателей в «гибких навыках», ориентации системы СПО на hard skills в совокупности с высоким спросом актуализирует необходимость интеграции формального и неформального образования в колледже для возможностей использования более широкого круга образовательных ресурсов, развития навыков при помощи как формального, так и неформального образования, что позволит профессиональной подготовке включать в систему неформальное образование, а студенту - быть конкурентоспособным на рынке труда.
Подчеркивая необходимость интеграции двух видов образования и переходя непосредственно к технологии, процитируем высказывание Г.А.Т. Галиахмето-вой и Е.А. Андреевой: «Приблизительные и неконкретные методики, которыми в настоящее время пользуются в организациях профессионального образования, должны быть заменены на целостные системы эффективных, гибких педагогических технологий, объединяющих достижения педагогической науки и ориентированных на решение ключевых задач профессионального образования [10, с. 127]. Перед нами стояла не только задача теоретически обосновать и смоделировать возможный вариант интеграции формального и неформального образования, но и предложить возможность практической реализации интеграции на практике.
Цель исследования заключается в разработке и внедрении технологии интеграции формального и неформального образования в профессиональной подготовке студентов колледжей.
Задачи следования:
1. Теоретическое описание этапов технологии интеграции формального и неформального образования в профессиональной подготовке студентов колледжей.
2. Обобщение результатов апробации технологии интеграции формального и неформального образования в профессиональной подготовке студентов колледжей.
Научная новизна состоит в том, что впервые на основе архитектурного подхода в образовании предложена педагогическая технология. Описанные этапы технологии связаны с элементами архитектуры профессиональной подготовки студентов в колледже.
Практическая значимость исследования заключается в том, что технология интеграции, предложенная и описанная в данной работе, является инструментом, который позволяет осуществлять интеграцию формального и неформального образования в профессиональной подготовке студентов колледжей на практике. Полученные результаты могут быть использованы педагогами в системе среднего профессионального образования.
Теоретической основой исследования послужил архитектурный подход в образовании (Ю.Б. Дроботенко, В.А. Конев, Г Саймон, А.Ю. Уваров и др.). В работах Ю.Б. Дроботенко профессиональная подготовка рассматривается как архитектура системы (открытая и динамичная), автор выделяет три составляющие: контекст, содержание и взаимодействие [11, с. 156]. Все три компонента взаимосвязаны и взаимообусловлены. Изменения в одном из компонентов приводят к необходимости изменения других. Данная структура не только может использоваться для теоретического анализа профессиональной подготовки. В нашей работе архитектура является «конструктом» для проектирования технологии. Этапы технологии связаны со всеми компонентами и позволяют, отталкиваясь от контекста профессиональной подготовки, через взаимодействие субъектов создавать уникальное содержание для решения поставленных целей и задач.
Теоретические методы исследования: анализ, синтез и обобщение источников научной литературы, эмпирические методы: анкетирование.
Педагогическая технология - научное проектирование и точное воспроизведение определенной последовательности способов педагогического взаимодействия, гарантирующих достижение запланированного результата [12, с. 11]. Технология интеграции формального и неформального образования является интегральной технологией, поскольку вмещает в себя ряд других технологий, методов и приемов обучения (например, технология тьюторского сопровождения; методы трендолога, спикера).
Технология интеграции формального и неформального образования базируется на ряде педагогических условий интеграции двух видов образования: построение индивидуального образовательного маршрута, ориентированного на персонализированный подход в обучении, полипозиционность преподавателя (в зависимости от поставленных целей и задач на конкретном этапе работы), создание неформальной образовательной среды и готовности студента к осуществлению образовательного выбора в неформальном образовании.
При описании технологии мы придерживались общепринятой структуры, которая описана в работах В.С. Зайцева, Е.Ф. Сивашинской и В.Н. Пунчик [12], а также на пример описания педагогической технологии, исходя из представленной логики Т.Ю. Поздняковой [13]. По мнению авторов, при описании технологии необходимо выделять цели и задачи, содержание, методы, средства и формы обучения [12, с. 8]. На основе данной структуры, опираясь на задачи нашего исследования, мы понимаем под технологией интеграции неформального образования последовательную, взаимосвязанную систему действий преподавателя и студента, направленных на достижения целей на каждом из последующих этапов: подготовительном, аналитическом, реализации, оценочном (аттестационном), рефлексивном.
При представлении каждого этапа мы выделяем цели, содержание деятельности преподавателя и студента, планируемые результаты, что позволяет рассмотреть технологию целостно.
Этапы технологии интеграции формального и неформального образования в профессиональной подготовке студентов:
Подготовительный. Состоит из технологического и мотивационного блоков.
Задачей технологического блока является подготовка преподавателей к применению технологии интеграции формального и неформального образования в колледже.
Методы/форматы: для реализации данной задачи создан курс повышения квалификации, который адаптирован к онлайн-платформе «Школа», создан на базе ФГБОУ «ОмГПУ» и построен по принципу МООК.
Краткое описание: в курсе доступны видео- и текстовые материалы, списки рекомендованной литературы, методические материалы, проверка осуществляется преимущественно в форме промежуточного тестирования, итоговым результатом является описанный кейс по реализации технологии. Тем самым преподаватели овладевают необходимым инструментарием для реализации технологии.
Планируемые результаты: преподаватели владеют и готовы к реализации технологии интеграции неформального образования в профессиональной подготовке.
Задачей мотивационного блока является мотивирование студентов и преподавателей к деятельности в рамках интеграции для того, чтобы субъекты педагогической деятельности стали «агентами изменений».
Методы/форматы: метод беседы, формат эдъютеймент-лекции.
Краткое описание: студентам объясняется значимость интеграции неформального образования в профессиональной подготовке. В частности - для преподавателя это возможность сохранить главенствующую роль формального образования в профессиональной подготовке. Поскольку практика показывает, что некоторые студенты (что характерно для ряда профилей, например, IT-сферы, сферы искусств) поступают в колледжи для верификации компетенций, полученных в неформальном образовании. Преподаватель, благодаря реализации интеграции формального и неформального образования, через технологию помогает студенту целостно представлять процесс профессионального становления, показывает роль формального и неформального образования. Для студента реализация технологии - это способ при поддержке преподавателя колледжа получить те компетенции, навыки (к примеру, soft skills, которые не в полном объеме отражены в ФГОС), для овладения которыми необходимо обращаться к неформальному образованию.
Планируемые результаты: студенты и преподаватели - «агенты изменений», готовые применять технологию интеграции.
Диагностический этап состоит из двух блоков: диагностики студентов и аналитического.
Задача блока диагностики студентов: определить уровень вовлеченности студентов в неформальное образование, готовности к образовательному выбору в неформальном образовании.
Краткое описание: определение уровня готовности к осуществлению образовательного выбора в неформальном образовании позволит оценить возможность самостоятельного поиска и отбора ресурсов неформального образования, что поможет определить ролевую позицию педагога. Уровень вовлеченности студентов в неформальное образование выявляет частоту, целевые установки, тематику, соотношение желаемого и полученного результата при обращении к неформальному образованию. Также помогает оценить, превалирует ли пози-
тивное отношение студента к неформальному образованию над формальным в профессиональном становлении. Задача технологии: от вовлеченности в неформальное образование перейти к вовлеченности в профессиональную подготовку через формальное и неформальное образование.
Планируемые результаты: преподаватель и студент представляют уровень вовлеченности студента в неформальное образование и его готовности к осуществлению образовательного выбора и, ориентируясь на соответствующий уровень, выстраивают дальнейшую деятельность.
Задача аналитического блока - анализ рынка труда, профессиональной сферы.
Краткое описание: Происходит совместная деятельность преподавателя и студента по анализу рынка труда, используются все доступные ресурсы (контакты с работодателями, анализ интернет-ресурсов, мнения экспертов и т. д.). Это позволит представлять «портрет» современного специалиста, проанализировать соответствие профессиональной подготовки в колледже современным «вызовам», влияющим на профессию. На основе этого будут выбираться те компетенции, навыки, которыми овладеет студент при использовании неформального образования. На этом этапе преподаватель выступает в роли трендолога и тьютора, помогая студенту провести анализ рынка труда.
Методы: контент-анализ, интервьюирование и др.
Планируемые результаты: преподаватель и студент представляют модель современного специалиста на рынке труда, необходимые ему компетенции для успешной деятельности и на основе этого выбирают тему профессионального развития.
Этап реализации технологии включает 2 блока: составление индивидуального образовательного маршрута и его реализация.
Методы, форматы: контент-анализ, мозговой штурм и др.
Краткое описание: студент самостоятельно формирует запрос на овладение определенных компетенций, техник, навыков. Запрос фиксируется в виде целей и задач. Проводится анализ имеющихся неформальных образовательных практик в этой области, как онлайн, так и офлайн. Вместе с преподавателем происходит отбор содержания (критический анализ материалов), составляется пояснительная записка, персонально ориентированный план/путеводитель образовательного маршрута. Совместно формируется навигатор неформального образования, разрабатываются критерии оценивания.
Планируемые результаты: студент и преподаватель создают ИОМ, ориентированный на персонализированный подход, который можно трактовать как совместно созданная программа дисциплины/курса, где обозначены цели, задачи, тематический план, материалы для использования и планируемые результаты деятельности с критериями оценивания.
Блок реализации ИОМ: в данном блоке возможна и корректировка образовательного маршрута, исходя из необходимости, использование технологий самостоятельной работы (например, создание трекера деятельности для самоконтроля),
методов, форматов тайм-менеджмента (to do list, матрица Эйзенхауэра
и др.).
Планируемые результаты: студент выполнил обозначенные задачи, реализовал индивидуальный образовательный маршрут.
Оценочный этап работы направлен на аттестацию и оценку проделанной работы.
Краткое описание: на данном этапе возможна публичная защита, которая может представляться в творческих форматах (представление, концерт, защита проекта и т. д.).
Форматы: защита проекта, представление, концерт и др.
Планируемые результаты: студент подтверждает овладение определенной компетенцией, технологией, навыком при помощи публичной защиты.
Задачей рефлексивного этапа является совместная рефлексия полученного опыта с целью определения места и роли выполненной работы в профессиональной подготовке студента.
На данном этапе анализируется опыт создания и реализации образовательного маршрута на каждом этапе работы для корректировки технологии при дальнейшем использовании. Проводится анализ самостоятельной работы. Кроме того, даётся оценка полученных навыков, компетенций с позиции ценности для профессиональной подготовки, а также роли результатов в системе профессиональной подготовки.
Методы: рефлексивная беседа, составление листа профессионального
роста.
Планируемые результаты: студент и преподаватель оценили полученный результат, готовы к реализации персонального (созданного самостоятельно) образовательного маршрута в дальнейшем.
Технология интеграции формального и неформального образования позволяет студенту и преподавателю, опираясь на контексты профессиональной подготовки в современных реалиях (диагностический этап), через взаимодействие (диагностический этап и этап реализации) наполнять содержанием и оценивать результаты в рамках профессиональной подготовки (этап реализации и аттестационный).
Стоит отметить, что временные рамки индивидуального образовательного маршрута могут быть различны, и всё будет зависеть от поставленной цели. Это
может быть определенная техника, которой хочет овладеть студент, на которую будет отводиться несколько месяцев, или же soft skills (например, навыки деловой коммуникации), для овладения которыми понадобится несколько лет Также многое зависит от выбора уровня сложности материалов, на которые ориентируются студент и преподаватель, от особенностей студента, наличия свободного времени. Но обязательно при реализации индивидуального образовательного маршрута должна присутствовать системность и временные рамки, которые позволят осуществлять как промежуточный контроль, так и аттестацию после окончания курса.
Проверка реализации технологии осуществлялась в результате апробации в 2021-2022 гг на базе БПОУ «Омский областной колледж культуры и искусств», в котором приняло участие 92 студента и 60 преподавателей.
Критерием проверки результативности технологии интеграции формального и неформального образования является вовлеченность студента в неформальное образование, состоящая из 5 уровней, где 5 уровень вовлеченности в сущности является вовлеченностью в профессиональную подготовку через неформальное образование. Данный критерий измеряется на основе выявления когнитивного (интеллектуального), социального (поведенческого) и эмоционального уровней [14]. И позволяет говорить о системности использования неформального образования в профессиональной подготовке студента. Методика диагностики опирается на работы Куха, который исследовал студенческую вовлеченность [14]. Нами было создано и адаптировано анкетирование для измерения вовлеченности в неформальное образование [15]. Данные об уровне вовлеченности студентов в неформальное образование были получены на контрольном и констатирующем этапах исследования (рис. 1).
По результатам опытно-экспериментальной работы была установлена положительная динамика уровня вовлеченности студентов в неформальное образование. В итоге реализации педагогических условий интеграции формального и неформального образования в профессиональной подготовке студентов колледжей на основе сравнительного анализа данных, полученных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, было зафиксировано, что доля студентов, обладающих высоким уровнем вовлеченности в неформальное образование (4 и 5 уровни), значительно увеличилась - на 36% (с 16% до 52%), доля студено тов со средним уровнем вовлеченности (2 и 3 уровни) уменьшилась на 26% (с 66% до 40%), доля студентов с низким уровнем вовлеченности (0 и 1 уровни) сократилась на 10% (с 18% до 8%).
4 и 5 уровни вовлеченности в неформальное образование свидетрть-ствуют о понимании студентами роли неформального образования в процессе профессиональной подготовки, который основан, в том числе, и на позитивно) практическом опыте взаимодействия с неформальным образованием, который принёс образовательный результат. Студент с высоким уровнем вовлечен ностев неформальное образование готов совершенствовать себя в профессиональной области, используя для этого как ресурс формального, так и неформальнодоьр-разования, что позволяет формировать навыки использования горизонтальной модели непрерывного образования.
В результате работы можно сделать ряд выводов:
1. Архитектурный подход является основой при построении технтоогор интеграции формального и неформального образования, что позволяет исполь-
Библиографический список
1. Бауман З. Текучая современность. Перевод с английского под ред. Ю.В. Асочакова. Санкт-Петербург:Питер,2008.
2. Блинов В.И., Сергеев И.С., Сатдыков А.И., Есенина Е.Ю., Куртеева Л.Н. Структура и параметры сценариев развития среднего профессионального образования в Российской Федерации до 2035 года. Москва: Изд-во РАНХиГС, 2021.
3. Есешкин К.И. Изменение профессиональной подготовки обучающихся в организациях среднего профессионального образования в условиях современных вызовов времени. Известия Российского государственного педагогическогоуниверситетаим.А.И.Герцена. 2021;№200: 164-173.
4. Дудырев Ф.Ф., Шабалин А.И., Васильева К.В. Система СПО в условиях пандемии: региональные практики. 2020. Available at: https://ioe.hse.ru/spo_facts
5. Захарова У.С., Вилкова К.А., Егоров Г.В. Этому невозможно обучить онлайн: прикладные специальности в условиях пандемии. Вопросы образования. 2021; № 1: 115-137.
6. Kautz T.D., Heckman J., Diris R., ter Weel B., Borghans L. Fostering and measuring skills: Improving cognitive and non-cognitive skills to promote lifetime success. Cambridge, MA: National Bureau of Economic Research, 2014.
7. Lippman L.H., Ryberg R., Carney R., Kristin A. Workforce connections: key "soft skills"; that foster youth workforce success: toward a consensus across fields. Child Trends Publication, 2015. '
8. Manpower Group. Talent Shortage Survey Research Results. Milwaukee, WI: Manpower Group, 2013.
9. Мальцева В.А., Шабалин А.И. Не-обходной маневр, или Бум спроса на среднее профессиональное образование в России. Вопросы образования. 2021; № 2: 10-42.
10. Галиахметова А.Т., Андреева Е.А. Интеграция педагогических технологий как важное направление модернизации профессионального образования. Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2015; № 9: 127-130.
11. Дроботенко Ю.Б. Изменения профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в условиях модернизации педагогического образования Российской Федерации. Диссертации ... доктора педагогических наук. Омск, 2016.
12. Сивашинская Е.Ф., Пунчик В.Н. Педагогические системы и технологии: курс лекций для студентов педагогических специальностей вузов. Минск: Экоперспектива, 2010.
13. Позднякова Т.Ю. Общественная оценка социально значимой деятельности современной школы. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Омск, 2009.
14. Kuh G.D. The National Survey of Student Engagement: Conceptual framework and overview of psychometric properties. Bloomington, IN: Indiana University Center for Postsecondary Research, 2001.
15. Есешкин К.И. Вовлеченность студентов колледжей в неформальное образование. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019; № 4 (25): 102-107.
References
1. Bauman Z. Tekuchaya sovremennost'. Perevod s anglijskogo pod red. Yu.V. Asochakova. Sankt-Peterburg: Piter, 2008.
2. Blinov V.I., Sergeev I.S., Satdykov A.I., Esenina E.Yu., Kurteeva L.N. Struktura iparametry scenarievrazvitiya srednegoprofessional'nogo obrazovaniya v RossijskojFederaciido 2035 goda. Moskva: Izd-vo RANHiGS, 2021.
Показатели на контрольном зтапе
■ Показатели на констатирующем зтапе
40
30
10
О уровень 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень 5 уровень
Рис. 1
зовать технологию в условиях динамично развивающегося социума. Архитектура системы является открытой, элементы взаимосвязаны, что даёт возможность в рамках технологии изучать контексты профессиональной подготовки и через вза-имодействие(педагогические условия интеграции формального и неформального образования в профессиональной подготовке студентов колледжей) создавать тветпетствующеесед ерсидние.
2. Технология интеграции формального и неформального образования в пуофесиионалинойиоогоуевиеврудеетов соллесдеИ иостиинизпегыуехоинот-ных этапов: диагностического, реализации, оценочного и рефлексивного. Под-гокоуительиыИврепеыл пдалиельенирамкнф виевуениисехьнлвгиинирскттке. Этапы соответствуют построению архитектуры системы. На диагностическом эиеиевыяшкюття контейетьглкефлссионалсоеК полготепки, налнене реализации выстраивается взаимодействие со студентом, исходя из поставленные целей е задaс,оезыеeтклcoднфжaнuйихысьыдyтлпктro образовттееьнлгл маршрута, ориентированного на персонализированный подход, что окончатель-не офчфмпсеися навтепе оиаиово нокиллеет cooвхecдиоыянаенннlИкoниекcуc полученным содержанием на этапе рефлексии.
Л. Пнoвлвкaыоеопзaции еехнологлиинтвгpaциифвpоельнлгoи нлфаp-мального образования в профессиональной подготовке студентов колледжей, лcвщеотш^еньлы на безе Б1сОТиОмсксИ еКвасутойцоклединиультурын исвтсств", в котором приняло участие 60 преподавателей и 92 студента, показала резуль-тэтивносуи. Блaглнеия внлотeниютexнoлвгни иосытикея уросепн ваелвчепновой студентов в профессиональную подготовку через неформальное образование.
3. Eseshkin K.I. Izmenenie professional'noj podgotovki obuchayuschihsya v organizaciyah srednego professional'nogo obrazovaniya v usloviyah sovremennyh vyzovov vremeni. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2021; № 200: 164-173.
4. Dudyrev F.F., Shabalin A.I., Vasil'eva K.V. Sistema SPO v usloviyah pandemii: regional'nye praktiki. 2020. Available at: https://ioe.hse.ru/spo_facts
5. Zaharova U.S., Vilkova K.A., Egorov G.V. 'Etomu nevozmozhno obuchit' onlajn: prikladnye special'nosti v usloviyah pandemii. Voprosy obrazovaniya. 2021; № 1: 115-137.
6. Kautz T.D., Heckman J., Diris R., ter Weel B., Borghans L. Fostering and measuring skills: Improving cognitive and non-cognitive skills to promote lifetime success. Cambridge, MA: National Bureau of Economic Research, 2014.
7. Lippman L.H., Ryberg R., Carney R., Kristin A. Workforce connections: key "soft skills"; that foster youth workforce success: toward a consensus across fields. Child Trends Publication, 2015.
8. Manpower Group. Talent Shortage Survey Research Results. Milwaukee, WI: Manpower Group, 2013.
9. Mal'ceva V.A., Shabalin A.I. Ne-obhodnoj manevr, ili Bum sprosa na srednee professional'noe obrazovanie v Rossii. Voprosy obrazovaniya. 2021; № 2: 10-42.
10. Galiahmetova A.T., Andreeva E.A. Integraciya pedagogicheskih tehnologij kak vazhnoe napravlenie modernizacii professional'nogo obrazovaniya. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. 2015; № 9: 127-130.
11. Drobotenko Yu.B. Izmeneniya professional'noj podgotovki studentov pedagogicheskogo vuza v usloviyah modernizacii pedagogicheskogo obrazovaniya Rossijskoj Federacii. Dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Omsk, 2016.
12. Sivashinskaya E.F., Punchik V.N. Pedagogicheskie sistemy i tehnologii: kurs lekcij dlya studentov pedagogicheskih special'nostej vuzov. Minsk: 'Ekoperspektiva, 2010.
13. Pozdnyakova T.Yu. Obschestvennaya ocenka social'no znachimoj deyatel'nosti sovremennoj shkoly. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2009.
14. Kuh G.D. The National Survey of Student Engagement: Conceptual framework and overview of psychometric properties. Bloomington, IN: Indiana University Center for Postsecondary Research, 2001.
15. Eseshkin K.I. Vovlechennost' studentov kolledzhej v neformal'noe obrazovanie. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. 2019; № 4 (25): 102-107.
Статья поступила в редакцию 27.03.23
УДК 788.2
Pronin B.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), teacher, Department of Variety and Jazz Art, Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia),
E-mail: korgmouse@live.com
Tsilinko A.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Variety and Jazz Art, Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia),
E-mail: ap.tsilinko@mpgu.su
GENERAL PRINCIPLES FOR LEARNING TO PLAY THE ALTO, TENOR AND BASS TROMBONES. The article presents the main types of alto trombone, its scale, range and location of positions, methodological recommendations for learning to play it are given. In addition, it contains a brief historical background on the performing instrument, as well as current information about the demand for alto trombones at the present time, both in medical institutions and in professional groups. Further, methodological recommendations are given for learning to play the alto trombone, taking into account its tuning (E-flat); the criteria for choosing the scale of a tenor trombone are listed, a description of the location of positions and their errors when using a quarter valve is presented; the basic principle of playing the trombone is revealed; the method of teaching beginner tenor trombonists after they have passed the preparatory stage (learning to play the valve and pump saxhorns - euphoniums, baritones or tenors) is presented; the main characteristics of various bass trombones are given: valveless, with a valve F and two-valve with an independent and dependent system of valves; the full bass trombone range is displayed, with positions and gates in order of priority; the positional errors of the valves F, Gb, and D gate modes are described.
Key words: trombone, alto trombone, alto trombone, tenor trombone, tenor trombone, bass trombone, bass trombone, brass instruments, teaching methods, music pedagogy
Б.А. Пронин, канд. пед. наук, преп., Московский педагогический государственный университет, г. Москва, E-mail: korgmouse@live.com
А.П. Цилинко, канд. пед. наук, проф., Московский педагогический государственный университет, г. Москва, E-mail: ap.tsilinko@mpgu.su
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА АЛЬТОВОМ, ТЕНОРОВОМ И БАСОВОМ ТРОМБОНАХ
В статье описаны виды альтового тромбона, его мензура, диапазон и расположение позиций, даны методические рекомендации по обучению игре на нём. Помимо этого, в ней содержится краткая историческая справка об исполнительстве на данном инструменте, а также актуальные сведения о востребованности альтовых тромбонов в настоящее время как в музыкальных учебных заведениях, так и в профессиональных коллективах. Далее даны методические рекомендации по обучению игре на альтовом тромбоне с учётом его строя (ми-бемоль); перечислены критерии выбора мензуры тенорового тромбона, описаны расположения позиций и их погрешностей при задействовании квартвентиля; раскрыт основной принцип игры на тромбоне; представлена методика обучения начинающих тенор-тромбонистов после прохождения ими подготовительного этапа (обучения игре на вентильных и помповых саксгорнах - эуфониумах, баритонах или тенорах); приведены основные характеристики различных бас-тромбонов: безвентильных, с квартвентилем и двухвентильных с независимой и зависимой системой вентилей; отображён полный диапазон бас-тромбона с указанием позиций и вентилей в порядке их приоритета; описаны позиционные погрешности режимов вентилей F, Gb и D.
Ключевые слова: тромбон, альтовый тромбон, альт-тромбон, теноровый тромбон, тенор-тромбон, басовый тромбон, бас-тромбон, медные духовые инструменты, методика преподавания, музыкальная педагогика
Возрождение интереса к альтовым тромбонам в последнее время способствует переосмыслению концепции обучения игре на тромбоне в целом. Актуальность исследования заключается в повышенном спросе на общую методику освоения трёх самых востребованных на сегодняшний день тромбонов - альтового, тенорового и басового.
Научная новизна исследования заключается в создании методики, в рамках которой возможно обучение на разных видах тромбона. Она призвана способствовать повышению теоретико-методической грамотности исполнителей, играющих на тромбоне, а также педагогов по классу тромбона и студентов-тромбонистов.
Целью исследования служит разработка универсальной модели обучения на альтовом, теноровом и басовом тромбонах.
Главной задачей исследования является анализ методов обучения игре на разных видах тромбона, изучение особенностей их конструкций, принципов работы вентилей.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе отечественной и зарубежной литературы, затрагивающей проблему обучения игре на разных видах тромбона, создана общая сравнительная модель обучения,
в полной мере отражающая сходства и различия между тремя разновидностями тромбона - альт-тромбоном, тенор-тромбоном и бас-тромбоном (с зависимой и независимой системой вентилей).
Практическая значимость видится в том, что материалы настоящего исследования могут использоваться для разработок учебных планов, учебных пособий, а также для обучения в классе тромбона.
Объект исследования: педагогический процесс обучения игре на альтовом, теноровом и басовом тромбонах.
Предмет исследования: обучение игре на востребованных видах тромбона.
Обучение игре на тромбоне - сложный и интересный процесс, требующий максимальной отдачи от педагога и обучающегося. Подготовительным этапом, предшествующим освоению инструмента, чаще всего является обучение игре на эуфониуме, баритоне или теноре. Инструменты имеют схожие принципы зву-коизвлечения, для игры на них используется один мундштук. Тем не менее при переходе на тромбон обучающийся должен знать его основные особенности, разновидности и принципы обучения игре на нём.
Педагогу-тромбонисту также важно иметь представление о том, чем отличаются друг от друга различные виды тромбонов, по каким критериям стоит