Научная статья на тему 'ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА АЛЬТОВОМ, ТЕНОРОВОМ И БАСОВОМ ТРОМБОНАХ'

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА АЛЬТОВОМ, ТЕНОРОВОМ И БАСОВОМ ТРОМБОНАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тромбон / альтовый тромбон / альт-тромбон / теноровый тромбон / тенор-тромбон / басовый тромбон / бас-тромбон / медные духовые инструменты / методика преподавания / музыкальная педагогика / trombone / alto trombone / alto trombone / tenor trombone / tenor trombone / bass trombone / bass trombone / brass instruments / teaching methods / music pedagogy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Б.А. Пронин, А.П. Цилинко

В статье описаны виды альтового тромбона, его мензура, диапазон и расположение позиций, даны методические рекомендации по обучению игре на нём. Помимо этого, в ней содержится краткая историческая справка об исполнительстве на данном инструменте, а также актуальные сведения о востребованности альтовых тромбонов в настоящее время как в музыкальных учебных заведениях, так и в профессиональных коллективах. Далее даны методические рекомендации по обучению игре на альтовом тромбоне с учётом его строя (ми-бемоль); перечислены критерии выбора мензуры тенорового тромбона, описаны расположения позиций и их погрешностей при задействовании квартвентиля; раскрыт основной принцип игры на тромбоне; представлена методика обучения начинающих тенор-тромбонистов после прохождения ими подготовительного этапа (обучения игре на вентильных и помповых саксгорнах – эуфониумах, баритонах или тенорах); приведены основные характеристики различных бас-тромбонов: безвентильных, с квартвентилем и двухвентильных с независимой и зависимой системой вентилей; отображён полный диапазон бас-тромбона с указанием позиций и вентилей в порядке их приоритета; описаны позиционные погрешности режимов вентилей F, Gb и D.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL PRINCIPLES FOR LEARNING TO PLAY THE ALTO, TENOR AND BASS TROMBONES

The article presents the main types of alto trombone, its scale, range and location of positions, methodological recommendations for learning to play it are given. In addition, it contains a brief historical background on the performing instrument, as well as current information about the demand for alto trombones at the present time, both in medical institutions and in professional groups. Further, methodological recommendations are given for learning to play the alto trombone, taking into account its tuning (E-flat); the criteria for choosing the scale of a tenor trombone are listed, a description of the location of positions and their errors when using a quarter valve is presented; the basic principle of playing the trombone is revealed; the method of teaching beginner tenor trombonists after they have passed the preparatory stage (learning to play the valve and pump saxhorns – euphoniums, baritones or tenors) is presented; the main characteristics of various bass trombones are given: valveless, with a valve F and two-valve with an independent and dependent system of valves; the full bass trombone range is displayed, with positions and gates in order of priority; the positional errors of the valves F, Gb, and D gate modes are described.

Текст научной работы на тему «ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА АЛЬТОВОМ, ТЕНОРОВОМ И БАСОВОМ ТРОМБОНАХ»

3. Eseshkin K.I. Izmenenie professional'noj podgotovki obuchayuschihsya v organizaciyah srednego professional'nogo obrazovaniya v usloviyah sovremennyh vyzovov vremeni. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2021; № 200: 164-173.

4. Dudyrev F.F., Shabalin A.I., Vasil'eva K.V. Sistema SPO v usloviyah pandemii: regional'nye praktiki. 2020. Available at: https://ioe.hse.ru/spo_facts

5. Zaharova U.S., Vilkova K.A., Egorov G.V. 'Etomu nevozmozhno obuchit' onlajn: prikladnye special'nosti v usloviyah pandemii. Voprosy obrazovaniya. 2021; № 1: 115-137.

6. Kautz T.D., Heckman J., Diris R., ter Weel B., Borghans L. Fostering and measuring skills: Improving cognitive and non-cognitive skills to promote lifetime success. Cambridge, MA: National Bureau of Economic Research, 2014.

7. Lippman L.H., Ryberg R., Carney R., Kristin A. Workforce connections: key "soft skills"; that foster youth workforce success: toward a consensus across fields. Child Trends Publication, 2015.

8. Manpower Group. Talent Shortage Survey Research Results. Milwaukee, WI: Manpower Group, 2013.

9. Mal'ceva V.A., Shabalin A.I. Ne-obhodnoj manevr, ili Bum sprosa na srednee professional'noe obrazovanie v Rossii. Voprosy obrazovaniya. 2021; № 2: 10-42.

10. Galiahmetova A.T., Andreeva E.A. Integraciya pedagogicheskih tehnologij kak vazhnoe napravlenie modernizacii professional'nogo obrazovaniya. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. 2015; № 9: 127-130.

11. Drobotenko Yu.B. Izmeneniya professional'noj podgotovki studentov pedagogicheskogo vuza v usloviyah modernizacii pedagogicheskogo obrazovaniya Rossijskoj Federacii. Dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Omsk, 2016.

12. Sivashinskaya E.F., Punchik V.N. Pedagogicheskie sistemy i tehnologii: kurs lekcij dlya studentov pedagogicheskih special'nostej vuzov. Minsk: 'Ekoperspektiva, 2010.

13. Pozdnyakova T.Yu. Obschestvennaya ocenka social'no znachimoj deyatel'nosti sovremennoj shkoly. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2009.

14. Kuh G.D. The National Survey of Student Engagement: Conceptual framework and overview of psychometric properties. Bloomington, IN: Indiana University Center for Postsecondary Research, 2001.

15. Eseshkin K.I. Vovlechennost' studentov kolledzhej v neformal'noe obrazovanie. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. 2019; № 4 (25): 102-107.

Статья поступила в редакцию 27.03.23

УДК 788.2

Pronin B.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), teacher, Department of Variety and Jazz Art, Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia),

E-mail: korgmouse@live.com

Tsilinko A.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Variety and Jazz Art, Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia),

E-mail: ap.tsilinko@mpgu.su

GENERAL PRINCIPLES FOR LEARNING TO PLAY THE ALTO, TENOR AND BASS TROMBONES. The article presents the main types of alto trombone, its scale, range and location of positions, methodological recommendations for learning to play it are given. In addition, it contains a brief historical background on the performing instrument, as well as current information about the demand for alto trombones at the present time, both in medical institutions and in professional groups. Further, methodological recommendations are given for learning to play the alto trombone, taking into account its tuning (E-flat); the criteria for choosing the scale of a tenor trombone are listed, a description of the location of positions and their errors when using a quarter valve is presented; the basic principle of playing the trombone is revealed; the method of teaching beginner tenor trombonists after they have passed the preparatory stage (learning to play the valve and pump saxhorns - euphoniums, baritones or tenors) is presented; the main characteristics of various bass trombones are given: valveless, with a valve F and two-valve with an independent and dependent system of valves; the full bass trombone range is displayed, with positions and gates in order of priority; the positional errors of the valves F, Gb, and D gate modes are described.

Key words: trombone, alto trombone, alto trombone, tenor trombone, tenor trombone, bass trombone, bass trombone, brass instruments, teaching methods, music pedagogy

Б.А. Пронин, канд. пед. наук, преп., Московский педагогический государственный университет, г. Москва, E-mail: korgmouse@live.com

А.П. Цилинко, канд. пед. наук, проф., Московский педагогический государственный университет, г. Москва, E-mail: ap.tsilinko@mpgu.su

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА АЛЬТОВОМ, ТЕНОРОВОМ И БАСОВОМ ТРОМБОНАХ

В статье описаны виды альтового тромбона, его мензура, диапазон и расположение позиций, даны методические рекомендации по обучению игре на нём. Помимо этого, в ней содержится краткая историческая справка об исполнительстве на данном инструменте, а также актуальные сведения о востребованности альтовых тромбонов в настоящее время как в музыкальных учебных заведениях, так и в профессиональных коллективах. Далее даны методические рекомендации по обучению игре на альтовом тромбоне с учётом его строя (ми-бемоль); перечислены критерии выбора мензуры тенорового тромбона, описаны расположения позиций и их погрешностей при задействовании квартвентиля; раскрыт основной принцип игры на тромбоне; представлена методика обучения начинающих тенор-тромбонистов после прохождения ими подготовительного этапа (обучения игре на вентильных и помповых саксгорнах - эуфониумах, баритонах или тенорах); приведены основные характеристики различных бас-тромбонов: безвентильных, с квартвентилем и двухвентильных с независимой и зависимой системой вентилей; отображён полный диапазон бас-тромбона с указанием позиций и вентилей в порядке их приоритета; описаны позиционные погрешности режимов вентилей F, Gb и D.

Ключевые слова: тромбон, альтовый тромбон, альт-тромбон, теноровый тромбон, тенор-тромбон, басовый тромбон, бас-тромбон, медные духовые инструменты, методика преподавания, музыкальная педагогика

Возрождение интереса к альтовым тромбонам в последнее время способствует переосмыслению концепции обучения игре на тромбоне в целом. Актуальность исследования заключается в повышенном спросе на общую методику освоения трёх самых востребованных на сегодняшний день тромбонов - альтового, тенорового и басового.

Научная новизна исследования заключается в создании методики, в рамках которой возможно обучение на разных видах тромбона. Она призвана способствовать повышению теоретико-методической грамотности исполнителей, играющих на тромбоне, а также педагогов по классу тромбона и студентов-тромбонистов.

Целью исследования служит разработка универсальной модели обучения на альтовом, теноровом и басовом тромбонах.

Главной задачей исследования является анализ методов обучения игре на разных видах тромбона, изучение особенностей их конструкций, принципов работы вентилей.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе отечественной и зарубежной литературы, затрагивающей проблему обучения игре на разных видах тромбона, создана общая сравнительная модель обучения,

в полной мере отражающая сходства и различия между тремя разновидностями тромбона - альт-тромбоном, тенор-тромбоном и бас-тромбоном (с зависимой и независимой системой вентилей).

Практическая значимость видится в том, что материалы настоящего исследования могут использоваться для разработок учебных планов, учебных пособий, а также для обучения в классе тромбона.

Объект исследования: педагогический процесс обучения игре на альтовом, теноровом и басовом тромбонах.

Предмет исследования: обучение игре на востребованных видах тромбона.

Обучение игре на тромбоне - сложный и интересный процесс, требующий максимальной отдачи от педагога и обучающегося. Подготовительным этапом, предшествующим освоению инструмента, чаще всего является обучение игре на эуфониуме, баритоне или теноре. Инструменты имеют схожие принципы зву-коизвлечения, для игры на них используется один мундштук. Тем не менее при переходе на тромбон обучающийся должен знать его основные особенности, разновидности и принципы обучения игре на нём.

Педагогу-тромбонисту также важно иметь представление о том, чем отличаются друг от друга различные виды тромбонов, по каким критериям стоит

выбирать мензуру инструмента, какой мундштук лучше подойдёт ученику, а если он только начал знакомство с тромбоном, то с чего начинать обучение, чем независимая система вентилей бас-тромбона отличается от зависимой, а также как располагаются позиции альтового тромбона относительно его раструба.

Освоение альтового тромбона. Теноровый тромбон, прошедший испытание временем, в настоящее время является самым популярным инструментом среди своих кулисных собратьев. Почётное второе место по праву принадлежит бас-тромбону. Остальные разновидности долгое время считались «вымершими» и совершенно невостребованными, однако с недавнего времени ситуация изменилась в сторону возрождения интереса к забытым инструментам.

Тромбоновое семейство включает в себя пикколо, сопранино, сопрано, альт, тенор, бас и контрабас, но в процессе эволюции духовых и симфонических оркестров верхний регистр заняли другие инструменты. Для игры на пикколо, со-пранино и сопрано-тромбоне необходим трубный мундштук, поэтому сейчас они популярны в основном среди трубачей. Главной проблемой таких тромбонов является их конструкция - маленькая кулиса препятствует чистому интонированию [1, с. 228; 2, с. 192-193].

С конца XVIII века группа тромбонов симфонического оркестра состояла из альтового, тенорового и басового тромбонов. Альтовый тромбон «дожил» до второй половины XIX века, после чего был упразднён; вспомнили о нём лишь в 80-х годах прошлого века [2, с. 194].

Партии альтовых тромбонов, написанные композиторами до «оптимизации», передали тенор-тромбонам. Тембр альт-тромбона звенящий и яркий, но при этом достаточно мягкий для своего регистра; нельзя не признать тот факт, что теноровый тромбон (даже узкомензурный) никогда не сможет в точности сымитировать его.

В настоящее время на альтовых тромбонах играют некоторые сольные исполнители, а также музыканты симфонических оркестров. Далеко не во всех вузах обучаютигре на данной разновидностиинструмента, нодаже там, где обучают, в приоритете всегда остаётся теноровый тромбон.

В духовых оркестрах ценятся люди, играющие на тенор-тромбоне и теноре/ баритонгорне/эуфониуме. Исполнители, умеющие играть только на альт-тромбоне, в спиаовност рееонанныржусы кажтов неехсдяж.

Некоторые педагоги ДМШ и ДШИ обучают на альтовом тромбоне детей, длины рук которых не хватает для перемещения кулисы тенорового тромбона на У^и.П пожи°ию,хоаячаще освоеридтуообана прндшертеаенебечениовддн на теноре (теноргорне).

Альтжвын тыембоны, имеющие строй ми-бемоль, могут оснащаться кварт-вентилем в строе си-бемоль, понижающем строй на кварту по аналогии с те-норовымдоднако надо пориоттдчтовадменивтнис снроСвоорсвдано скорее исторически, нежели функционально. То же относится и к остальным видам тромбонов, писнолрктвсе ониноттансрориыхющно.Нопыжмеж.длральтовото тромбона Es (ми-бемоль) - это первый натуральный звук, то есть самый нижний звук, который можно извлечь на I позиции, поэтому и принято считать его (тромбон)

ЛЯ

ЛЯ-ДИЕЗ или СИ-БЕ МОЛЬ

СИ

ДО

ДО-ДИЕЗ или РЕ-БЕМОЛЬ

«эсным» (настроенным в Es). Реже встречаются альтовые тромбоны в F, E, D и Des [3, с. 153].

При игре на альт-тромбоне обычно используются мундштуки с неглубокой (мелкой) чашкой диаметром от 22,5 до 26,9 мм [4, с. 219] и тонкой ножкой (small shank).

Методика освоения альт-тромбона имеет свою специфику Если профессионалы или студенты вузов, на достаточно высоком уровне владеющие техникой игры на теноровом тромбоне, начинают знакомство с его альтовым собратом, они нередко осваивают новый для них инструмент сразу правильно, с учётом его строя, исполняют оригинальные произведения и оркестровые партии, написанные в альтовом ключе именно для него. Второй вариант обучения игре на альтовом тромбоне неофициальный. Некоторые немногочисленные солисты, использующие альт-тромбон в качестве основного инструмента, а также начинающие тромбонисты, которые не хотят переучиваться в дальнейшем (при переходе на тенор-тромбон), предпочитают исполнять партии, написанные в басовом ключе, представляя себе, что играют на теноровом тромбоне. Такой способ игры делает инструмент транспонирующим, вынуждая переносить либо партию тромбона, либо партию (или партии, если речь об оркестре или ансамбле) аккомпанемента в другую тональность. Этот способ крайне нежелателен и может помочь только тем, кто уже привык к теноровому тромбону и хочет соотнести его с альтовым, но даже в этом случае он допустим только в качестве разового эксперимента. Основной упор всё равно нужно делать на освоение альтового ключа и правильного представления нот, так как в противном случае в будущем возникнет путаница с ключами и позициями. Тромбонист должен уметь играть в басовом, теноровом и альтовом ключе, и постоянные опыты с транспонированием могут негативно сказаться на освоении данного навыка, тем более что позиции альтового тромбона визуально смещены по отношению к озициям тенорового (рис. 1) и располагаются ближе друг к другу

I I I I I

I II III IV V

Рис. 1. Позиции альтового тромбона

VII

Если примерно на уровне раструбов теноровых и басовых разновидностей тромбона находится III позиция, то раструб альт-тромбона является ориентиром для позиции номер IV.

РЕ

РЕ-ДИЕЗ или МИ-БЕМОЛЬ

МИ

ФА

ФА-ДИЕЗ или СОЛЬ-БЕМОЛЬ СОЛЬ

Ж

VII

VI

о

IV

fiï

« »

и

о—

VII

VI

IV

СОЛЬ-ДИЕЗ 16 или ЛЯ-БЕМОЛЬ /1Я

ЛЯ-ДИЕЗ или СИ-БЕМОЛЬ си

ДО

ДО-ДИЕЗ или РЕ-БЕМОЛЬ

РЕ

РЕ-ДИЕЗ или МИ-БЕМОЛЬ МИ

ФА

ФА-ДИЕЗ или СОЛЬ-БЕМОЛЬ

JI"

к fr. bu ^

III и I V IV 111 II I IV III 11

VII VI VII VI V VII VI V

32 соль СОЛЬ-ДИЕЗ или /Ш БЕМОЛЬ -ЬЙ- ЛЯ ЛЯ-ДИЕЗ или СИ-БЕМОЛЬ jf« b-fv СИ 1 > до 1Ï ДО ДИЕЗ или РЕ-БЕМОЛЬ Рa. W

Нч-

i in 11 1 111+ 11+ III

IV VI+ V+ JV+ V IV У

VII* VII VI VII VI VII

РЕ РЕ-ДИЕЗ или МИ-БЕМОЛЬ МИ ФА ФА-ДИЕЗ или СОЛЬ-БЕМОЛЬ СОЛЬ

42 *> 11 *> hfl.

-1

II I 11 I И I

IV in IV III

VI V

Рис. 2. Полный диапазон альтового тромбона без вентиля с указанием позиций в порядке их приоритета [5, с. 25].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Римские цифры под нотами означают позиции; знак «+» после номера позиции указывает на смещение вверх

Полный диапазон альтового тромбона (Es) без вентилей - от ля большой октавы до соль второй октавы представлен на рис. 2.

Начиная от си 1 октавы и выше, завышение позиций для достижения чистого интонирования - это нормальное явление. Нота до-диез (или ре-бемоль) второй октавы на I позиции (по аналогии с нотой ля-бемоль первой октавы на тенор-тромбоне) не используется, поскольку очень низкая.

При обучении детей игре на тромбоне (в том числе альтовом) особенно важно следить за положением мундштука на губах и не допускать его смещения, которое нередко происходит во время игры на дальних позициях [6, с. 52].

Начинающим тромбонистам необходимо следить за зубами - чистить их регулярно и не давить на них при игре, чтобы они оставались здоровыми, так как игра на медных духовых инструментах существенно увеличивает риски повреждения тканей пародонта из-за повышенного уровня оксида азота в слюне духовиков [7].

Начинать освоение инструмента стоит с гамм, арпеджио, этюдов и несложных пьес. Для поддержания интереса и повышения уровня мотивации обучающегося и развития навыка голосоведения можно сделать исполнение известных мелодий частью его ежедневных занятий [8, с. 48].

Основные принципы обучения игре на теноровом тромбоне. Тенор-тромбон (или просто тромбон) - самый популярный инструмент из семейства тромбонов. Бывает широкомензурным и узкомензурным, а также может иметь или не иметь квартвентиль.

Основной причиной выбора инструмента в пользу упрощенной модели или модели с квартвентилем является его цена. Тромбоны с квартвентилем стоят дороже, чем аналогичные безвентильные. Сами вентили бывают разными, наличие квартвентиля определенной модели также влияет на стоимость инструмента. Использование квартвентиля обеспечивает удобство игры в нижнем регистре.

Звуки натурального (обертонового) звукоряда - это ноты, которые можно извлечь на тромбоне на первой позиции. Это си-бемоль контроктавы; си-бемоль большой октавы; фа и си-бемоль малой октавы; ре, фа и си-бемоль первой октавы (а также неиспользуемая, потому что очень низкая, нота ля-бемоль первой октавы); до, ре второй октавы и т. д.

Кулиса с каждой последующей позицией (всего их 7) понижает весь этот звукоряд на полтона, а переход с одной ноты на другую в пределах одной позиции осуществляется с помощью изменения положения лицевых мышц (работы амбушюра). Таков принцип игры на тромбоне.

Партии тромбона чаще всего пишут в басовом ключе, реже - в теноровом, ещё реже - в альтовом. В начале обучения лучше осваивать басовый ключ, в дальнейшем можно постепенно вводить уже теноровый. Игре в альтовом ключе тромбонистов обычно обучают в музыкальных колледжах и вузах.

Расположение позиций в режиме квартвентиля на теноровом тромбоне совпадает с их расположением в аналогичном режиме на бас-тромбоне.

Переход с эуфониума/баритона/тенора на тромбон - довольно распространённое явление, хотя нередки случаи освоения тромбона с нуля. Перед началом обучения необходимо убедиться, что физиологические параметры обучающегося соответствуют минимальным требованиям для игры на тромбоне. Он должен встать, взять тромбон в левую руку и выдвинуть кулису настолько, насколько позволяет длина правой руки. Если рука дотягивается до VI позиции, можно начинать осваивать тромбон, а если не дотягивается, лучше первое время в качестве основного инструмента рассматривать эуфониум/баритон/тенор.

Важно понимать, что выбор мундштука должен быть обусловлен не только сильными сторонами исполнителя, но и слабыми. Мундштуки с широкими полуплоскими полями положительно влияют на выдержку и прямолинейность звука. Хорошо подходят тем, кто только начинает проходить этап формирования амбушюра. Мундштуки с маленькими круглыми полями благотворно влияют на атаку звука, но создают дополнительную нагрузку на амбушюр. Подходят профессионалам. Популярные размеры мундштуков, подходящих для начинающих, по нумерации фирмы «Bach» - 6//AL (стандартный размер) или 12C (маленький размер - подходит тем, кто не может играть на 6//AL из-за того, что поля упираются в нос).

Обучение игре на тромбоне всегда начинается с гаммы си-бемоль мажор, так как она самая удобная для тромбонистов. Для баритонистов она также является основной, но из-за того, что баритон транспонирует на большую секунду (+ октаву), эта гамма воспринимается как до мажор. Исторически сложилось так, что тромбон, дублировавший в начале своего существования певческие голоса, остался нетранспонирующим.

Гамма си-бемоль мажор на начальном этапе обучения исполняется от си-бемоля большой до си-бемоля малой октавы. Необходимо еще раз отметить, что в процессе игры на тромбоне ключевую роль играют физиологические данные обучающегося, в частности длина рук. Начинающие тромбонисты почти всегда играют на тромбонах стандартной конструкции (без вентиля). В первую очередь это связано с тем, что стоимость таких инструментов существенно ниже моделей с квартвентилем. Родители учеников не готовы тратить большие деньги на тромбон, который после окончания обучения в музыкальной школе, возможно, не будет использоваться, так как выпускник может сменить специальность или выбрать другой инструмент для дальнейшего обучения.

Если начинающий тромбонист не может дотянуться до VI позиции, можно выбрать один из предложенных вариантов:

1. Начать осваивать эуфониум/баритон/тенор, как уже было сказано выше. Это самый распространённый вариант

2. Начать осваивать альтовый тромбон, но в этом случае важно понимать, что это временное решение, и рано или поздно придётся перейти на тенор-тромбон, так как альтовые тромбоны мало где используются;

3. Приобрести тромбон с квартвентилем. Это позволит обучающемуся (если большой палец его левой руки достает до рычага) обходиться первыми пятью позициями, не используя VI и VII. Но в этом случае возникает существенная проблема - быстро устаёт рука, которая держит инструмент, поскольку тромбон с квартвентилем (даже сделанный из пластмассы) тяжёлый. Соответственно, перерывы между занятиями должны быть чаще, так как увеличивается риск повредить или неправильно сформировать амбушюр.

4. Играть гаммы «с изломом», а также подбирать такие этюды и пьесы, в которых ноты ниже V позиции не встречаются. Гамма «с изломом» на примере гаммы си-бемоль мажор: си-бемоль малой октавы - до первой октавы - ре малой октавы и далее вверх, заканчивая на ноте си-бемоль малой октавы. «Излом» используется и в музыкальных колледжах, где от студентов требуют играть в две октавы гаммы, которые не «вписываются» в их рабочий диапазон.

При исполнении этюдов следует отдельное внимание уделять скачкам между нотами. Для того чтобы переход с одной ноты на другую был чистым, требуется ускорить выдох, и чем больше скачок, тем быстрее должен быть поток воздуха. Необходимо поддерживать влажность амбушюра, иначе губы будут прилипать к полям мундштука, и переход будет сопровождаться «киксами». Выдох на каждую фразу должен быть уверенным и мощным. Необязательно выбирать только те этюды, которые начинающий тромбонист сможет сыграть в оригинальном темпе. Поначалу всегда берётся учебный темп, но, если достичь нужного темпа не удастся, можно исполнять этюды в максимально возможном темпе. Нужно стараться подбирать разнохарактерные этюды: медленные лирические -для работы над звуком и выдержкой амбушюра и подвижные - для работы над техникой (артикуляция, владение аппликатурой). Этюды в диезных тональностях нужно проигрывать изначально в медленном темпе, чтобы проще было следить за чистотой интонирования. Самые «проблемные» ноты для начинающего тромбониста - это фа-диез, си и ля. Ноты фа-диез и си обучающиеся часто завышают, а ноту ля - занижают.

Пьесы стоит подбирать исходя из уровня исполнительского мастерства исполнителя, но также не стоит игнорировать и пожелания начинающего тромбониста, ведь первоочередной задачей педагога является мотивация обучающегося и создание оптимальных условий для его интеллектуально-духовного и творческого самовыражения [9, с. 103].

Особенности игры на бас-тромбоне. Из-за большого разнообразия моделей начинающему бас-тромбонисту бывает сложно подобрать себе необходимый инструмент. При выборе тромбона в первую очередь стоит ориентироваться на преимущества, которые дают дополнительные вентили. Ниже описаны самые востребованные модификации бас-тромбона.

Бас-тромбоны без вентилей (в строе соль) считаются достаточно устаревшими инструментами. Они оснащены специальной ручкой, без использования которой исполнитель не сможет дотянуться до дальних позиций.

Бас-тромбоны с одним вентилем (квартвентилем) - это, по сути, «очень широкомензурные» теноровые тромбоны, позволяющие извлекать звуки нижнего регистра благодаря большому диаметру чашки мундштука. Такие инструменты подойдут тем, кто играет в основном на теноровых тромбонах и иногда на басовых.

Преподаватель Амстердамской консерватории, профессор Ben van Dijk в своей универсальной книге для освоения тенорового и басового тромбона с квартвентилем «Ben's Basics for bass/tenor trombone + F attachment» приводит некоторые методические рекомендации для развития исполнительских навыков тромбонистов. Отдельно хочется отметить упражнение № 15d [10, с. 62] для отработки быстрого и точного попадания на нужную ноту в условиях резкой смены регистра.

Бас-тромбоны с двумя вентилями используются уже профессиональными бас-тромбонистами. Изначально эти инструменты, помимо квартвентиля, оснащались квинтвентилем в строе ми [3, с. 150], но сейчас популярны другие модификации.

Позиции в штатном («безвентильном») режиме совпадают с позициями тенорового тромбона.

Самые востребованные виды двухвентильных бас-тромбонов - это бас-тромбоны с независимой и зависимой системой вентилей. Бас-тромбоны с зависимой системой оснащены квартвентилем в строе фа и секственти-лем в строе ре, а с независимой - квартвентилем в строе фа и терцвентилем в строе соль-бемоль. При одновременном нажатии квартвентиля и терцвентиля бас-тромбон с независимой системой вентилей переключается в режим сек-ствентиля в строе ре. Таким образом, тромбоны с зависимой системой имеют 2 дополнительных строя - F/D, а с независимой - 3 - F/Gb/D.

Технически секствентилем бас-тромбона с зависимой системой вентилей является не сам вентиль, а рычаг, задействующий оба вентиля, то есть принцип работы самих вентилей у независимой и зависимой систем один и тот же. Разница только в том, что зависимая система не позволяет активировать терцвентиль без активации квартвентиля. Существует возможность сделать из зависимой си-

ЛЯ-ДИЕЗ или СИ-БЕМОЛЬ СИ

до

ДО-ДИЕЗ или Ft БЕМОЛЬ

РЕ

РЕ-ДИЕЗ или МИ-БЕМОЛЬ

МИ

ФА

ФА-ДИЕЗ пли СОЛЬ-БЕМОЛЬ

jjxr !io о

vD:VII vD:VI*

rD-IV PF: VII-

tt !>■«• »

f«-

vD:lll+ of: VI vGb: Vll-

vD:! vF : V+ vCkVl

Ьтт

nF: IV+

ТГ -e-

VH Vi V vF: H- vF: I vGb:l rGfc IV < vGb:ll-

СОЛЬ-ДИЕЗ или ЛЯ-БЕМОЛЬ

ЛЯ

ЛЯ-ДИЕЗ или СИ-БЕМОЛЬ

ДО

ДО-ДИЕЗ или РЕ-БЕМОЛЬ

РЕ-ДИЕЗ или МИ-БЕМОЛЬ

1

vD: VII

I'D: VI*

ü Ti

vF: VII-

vF: VI nCkVIl-

vD:l Vf: iv+ vF:V* ¡>Cb:V+ PGIXVI

VII VI vF:II- pf.J i'Cfc IVt iGb:!!-

ФА-ДИЕЗ или СОЛЬ-ДИЕЗ ЛЯ-ДИЕЗ или ДО-ДИЕЗ ИЛИ РЕ-ДИЕЗ или

СОЛЬ-БЕМОЛЬ СОЛЬ или ЛЯ-БЕМОЛЬ Лх СИ-БЕМОЛЬ СИ 40 РН-БЁМОЛЬ РЕ МИ-БЕМОЛЬ

Ьо 1Р 1Яо i.. L. I|.. fe U |«т W ь» l<> lit« jgzz

III и I VII VI V

V IV

оСЬ-l VF'VII vF:Vl vf: V+ vF: IV* vF-,11 vF:I rCfci

vGb:Vll- sGb:Vt vCb:V+ vCb: IV* vGblll-

ФА-ДИЕЗ™, СОЛЬ-ДИЕЗ _ ™ ДО S" ^

МИ ФА СОЛЪ-БЕМОЛЬ СОЛЬ или ЛЯ-БЕМОЛЬ ЛЯ СИ-БЕМОЛЪ

Jua_ " Я-

1-х

I" I" Г Ьо Г Г I" II 1=1

и I V IV III 11 I IV III II I

Vll VI VII Vi V VII VI V IV

ЛЯ-ДИЕЗ или СИ-БЕМОЛЬ

Ь*

te

СИ

до

I

ДО-ДИЕЗ или РЕ-БЕМОЛЬ

Ь

га

РЕ-ДИЕЗ или МИ-БЕМОЛЬ bii

МИ

а

ш

и

IV

е

ш

iv

л+

III

Рис. 3. Полный диапазон бас-тромбона с указанием позиций и вентилей в порядке их приоритета. Римские цифры под нотами означают позиции; знак«+» после номера позиции указывает на смещение вверх, знак«-» - вниз; vF -квартвентильвстроефа^Ь -терцвентильвстроесоль-бемоль^ - секствентильвстрое ре

стемы независимую. Мастера, занимающиеся так^ги уиолесшенытеовснеем инструментов, «отвязывают» рычаг от квартвентиля, благодаря чему секствентиль нтеновимея тесцвентилем, арежим секствеимили мкмсвмриетси еи>иаиием обоых рЫЧЭГ ов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Д1^а>ттои еасовдвотеомбонамтказеннв |иис.т.

Пееед ваиало ее >rpei ниобходимн нестроетс еае ыремс ле струмнение пе I позиции. Для этого лучше использовать тюнер (если позволяют обстоятельства).

Специвмедех Еколиеры наедс-тнбмМснл в Иобеиедо стЕентнет.дое-тому книга «The double valve bass trombone» [11], автор которой - выдающий-ст баенгрврбоныеи, комиовиБДн идо ижсрЫЫеп (Зани,евлуеесясюикал ь ным

Рис.4.Сравнениерасположения позицийбас-тромбонавстандартном строе (сверху на обеих схемах) с позициями в режимах квартвентиля и терцвентиля (снизунаверхнейсхеме), атакжеспозициямиврежимесекствентиля (снизу на нижней схеме) [11, с. 71]

учебным пособием для бас-тромбонистов. Особую ценность представляет эксклюзивная информация о смещениях позиций при использовании различных вентилей. Позиционные погрешности режимов квартвентиля р) и терцвентиля ^Ь) совпадают (в данных режимах вместо семи позиций используется только шесть): I позиция на месте, затем идёт II- (пониженная), а после неё позиции смещены на одну вниз, то есть III позиция отсутствует, вместо неё идёт сразу V (повышенная), на которой в режиме квартвентиля берётся ми-бемоль, или ре-диез, большой октавы. На V+ в этом же режиме извлекается ре большой октавы, соответственно, до-диез, или ре-бемоль, -наVI,а до-наVII-.

Что касается секствентиля Р), здесь всё гораздо сложнее: I позиция на месте, II отсутствует, вместо неё идёт Ш+, затем IV, вместо V идёт сразу VI+ (практически между V и VI, но всё же немного ближе к VI, чем к V), затем VII стандартная, как при игре без использования вентилей. Таким образом, в режиме секствентиля вместо семипозиций существуетвсегопять(рис.4).

Бас-тромбон - весьма специфический инструмент Для его полного освоения необходимо развивать нижний регистр. Это возможно благодаря мундштуку с глубокой чашкой большого диаметра. Из-за широкой мензуры бас-тромбона исполнителю при игре на нём требуется больший расход воздуха, чем при игре на теноровом тромбоне (в том числе широкомензурном), поэтому развивать и поддерживать исполнительские дыхательные навыки бас-тромбонисту жизненно необходимо.

В разных учебных заведениях по-разному относятся к возрождению интереса к альтовому тромбону - одни педагоги воспринимают это как нечто само собой разумеющееся, другие не видят смысла обучать тромбонистов игре на инструментах, до недавнего времени считавшихся «вымершими».

Тенор-тромбон и бас-тромбон используются гораздо чаще. У этих разновидностей тромбона много общего: позиции расположены в одних и тех же ме-

vF, vGb II III IV V VI VII 1 1 1 1 1 1

III 1 1 II- IV+ V+ VI vil-

vD li III IV V VI VII 1 1 1 1 1 1

1 1 1 1 III+ IV VI+ VII

стах, партии пишутся преимущественно в басовом ключе. Однако для игры на бас-тромбоне используются мундштуки большего размера, дыхание расходуется сильнее, а рабочий диапазон смещён вниз.

Современный тромбонист не обязан играть на всех видах тромбонов, но он должен изучить их характерные особенности. Несмотря на то обстоятельство,

Библиографический список

что решающим моментом в исполнительской деятельности тромбониста является степень сформированности его исполнительского аппарата и развитый музыкальный слух, понимание основных принципов игры на собственном инструменте обеспечивает лучшее усвоение материала в процессе обучения и достижение высокого исполнительского уровня.

1. Толмачев Ю.А., Дубок В.Ю. Духовые инструменты. История исполнительского искусства: учебное пособие. Санкт-Петербург: Планета музыки, 2015.

2. Рыков О.В. О разновидностях тромбона. Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве: материалы XVI Международной научно-практической конференции. Москва: МГИК, 2019: 192-200.

3. Кожухарь В.И. Инструментоведение. Симфонический и духовой оркестры: учебное пособие. Санкт-Петербург: Планета музыки, 2021.

4. Рыков О.В. Роль мундштука в формировании амбушюра тромбониста. Мир науки, культуры, образования, 2021: 219-221.

5. Sluchin B. Study Material for the Alto Trombone. UK: Warwick Music, 2000.

6. Юй X. Педагогические условия эффективности занятий в классе тромбона в музыкальных школах Китая. THEORIA: педагогика, экономика, право, 2021: 50-56.

7. Прокопова М.А., Хрынин С.А., Золотницкий И.В., Науменко И.С. Особенности стоматологического статуса музыкантов, играющих на духовых инструментах. Dental Forum, 2012: 132.

8. Миляев А.Э. Развитие технических навыков игры на тромбоне: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, 2012.

9. Цилинко А.П., Илларионова Н.Н. Интеграция традиций в музыкальном стиле «кроссовер» как способ минимизации межпоколенческого ценностного раскола. Ученые записки Российского государственного социального университета, 2019: 100-106.

10. Dijk B. Ben's Basics for bass/tenor trombone + F attachment. BVD Music Productions, 2016.

11. Raph A. The double valve bass trombone. USA: Carl Fischer Music Publisher, 1992.

References

1. Tolmachev Yu.A., Dubok V.Yu. Duhovye instrumenty. Istoriya ispolnitel'skogo iskusstva: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Planeta muzyki, 2015.

2. Rykov O.V. O raznovidnostyah trombona. Mezhkul'turnoe vzaimodejstvie v sovremennom muzykal'no-obrazovatel'nom prostranstve: materialy HVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: MGIK, 2019: 192-200.

3. Kozhuhar' V.I. Instrumentovedenie. Simfonicheskijiduhovojorkestry: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Planeta muzyki, 2021.

4. Rykov O.V. Rol' mundshtuka v formirovanii ambushyura trombonista. Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2021: 219-221.

5. Sluchin B. Study Material for the Alto Trombone. UK: Warwick Music, 2000.

6. Yuj H. Pedagogicheskie usloviya 'effektivnosti zanyatij v klasse trombona v muzykal'nyh shkolah Kitaya. THEORIA:pedagogika, 'ekonomika, pravo, 2021: 50-56.

7. Prokopova M.A., Hrynin S.A., Zolotnickij I.V., Naumenko I.S. Osobennosti stomatologicheskogo statusa muzykantov, igrayuschih na duhovyh instrumentah. Dental Forum, 2012: 132.

8. Milyaev A.'E. Razvitie tehnicheskih navykov igry na trombone: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet kul'tury i iskusstv, 2012.

9. Cilinko A.P., Illarionova N.N. Integraciya tradicij v muzykal'nom stile «krossover» kak sposob minimizacii mezhpokolencheskogo cennostnogo raskola. UchenyezapiskiRossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta, 2019: 100-106.

10. Dijk B. Ben's Basics for bass/tenor trombone + F attachment. BVD Music Productions, 2016.

11. Raph A. The double valve bass trombone. USA: Carl Fischer Music Publisher, 1992.

Статья поступила в редакцию 29.03.23

УДК 378

Khabarova O.V., senior teacher, Department of English Language and Professional Communication, Financial University under the Government

of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: OVKhabarova@fa.ru

PROFESSIONAL READINESS OF STUDENTS OF LEGAL FACULTY. The article is devoted to the analysis of the study of the phenomenon of readiness to choose a profession as a stable characteristic of a person based on personal qualities, knowledge, skills, positive attitude to professional activity and the need to exercise professional self-determination by taking into account personal capabilities. The work gives a detailed highlighting to various points of view and theoretical position related to the concept of "readiness", analyzes approaches to define the notion of "professional readiness", presenting models of its structure, components and factors of formation. Practical conclusions are given on the basis of a qualitative research method - a semi-structured interview survey of students of legal faculty, as correlated with the typology of readiness to three criteria: moral, psychophysiological, practical readiness. The interview data allow to conclude on the motives of students' professional choice, their orientation to the content of the profession, getting an idea of working conditions and professional perspectives for the future, as indicative of the formed readiness criteria.

Key words: readiness, professional choice, career guidance, professional activity, professional plan

О.В. Хабарова, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет при Правительстве РФ,

г. Москва, E-mail: OVKhabarova@fa.ru

ГОТОВНОСТЬ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ У СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Данное исследование направлено на анализ феномена готовности к профессиональному выбору как устойчивой характеристики личности, которая опирается на личностные качества, знания, умения, навыки, позитивное отношение к профессиональной деятельности и желание самостоятельно определить профессиональные перспективы с учетом своих возможностей. В работе подробно освещаются различные точки зрения и теоретические положения, связанные с понятием «готовность», проанализированы подходы к определению дефиниции «готовность к выбору профессии», представлены модели структуры готовности, составляющие ее компоненты и факторы формирования. В качестве практического результата представлены выводы на основе качественного метода исследования - полуструктурированного интервью - опроса студентов юридического факультета, соотнесенного с типологией готовности по трем критериям: нравственная, психофизиологическая, практическая готовность. Приведенные данные интервью позволяют сделать выводы о мотивах профессионального выбора студентов, их ориентировании на содержание профессии, представлении об условиях труда и профессиональном пути в будущем, являющихся показательными для сформированных критериев готовности.

Ключевые слова: готовность, профессиональный выбор, профориентация, профессиональная деятельность, профессиональный план

Современное общество сталкивается с проблемой недостаточного внимания к формированию профессионального самоопределения личности. Это приводит к тому, что молодые люди не готовы к важному и реальному профессиональному выбору, который становится для них основой жизни [1]. Профориен-

тационная деятельность, проводимая в образовательных учреждениях, характеризуется дискретностью и несистемностью. Не разработан механизм интеграции профориентационного материала в учебный процесс, и отсутствует взаимосвязь между познавательными и профессиональными интересами личности в процес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.