Научная статья на тему 'Технология игры в процессе обучения младших школьников'

Технология игры в процессе обучения младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
785
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ТЕХНОЛОГИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ФУНКЦИИ / ФОРМЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / GAME / TECHNOLOGY / YOUNGER SCHOOL STUDENT / FUNCTIONS / FORMS / PSYCHOLOGICAL BASES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Г.М.

В статье рассматривается технология игры, её психологические основы, которые характерны процессу обучения младших школьников. Выделены организационные формы игровой деятельности. Технология игровых форм обучения (ИФО) нацелена на то, чтобы научить обучающегося осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре ив жизни, формулировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты. Специфической и непосредственной целью педагогической технологии игровых форм обучения является спонтанно направленное развитие личности играющего студента или школьника, это систематическое и последовательное воплощение на практике концепций инновационных процессов в образовании, заранее спроектированных на основе тех идей, признанных в мире в качестве высоко значимых ценностей личности и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF GAME IN THE COURSE OF TRAINING OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS

In the article the technology of game, its psychological bases which are characteristic to process of training of younger school students are considered. Organizational forms of game activity are allocated. Technology's learning aims to teach the student to understand the motives of his teaching, his conduct in the game eve life, to formulate objectives and programmes of its own independent activity and anticipate its immediate results. Specific and immediate goal of educational technology's forms of learning is spontaneously directed the development of the person playing the student or the student, is the systematic and consistent practical application of the concepts of innovation processes in education, pre-designed on the basis of those ideas, world recognized as highly significant values of the individual and society.

Текст научной работы на тему «Технология игры в процессе обучения младших школьников»

6. Роговцева Н.И. Технология. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Под редакцией Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, Н.В. Добромысловой. Москва: Просвещение, 2013.

7. Роговцева Н.И. Технология. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Под редакцией Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, Н.В. Добромысловой. Москва: Просвещение, 2013.

8. Роговцева Н.И. Технология. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Под ред. Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, Н.В. Добромысловой. Москва: Просвещение, 2014.

9. Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 -2020 годы)». Available at: http://government.ru/media/files/41d4862001ad2a4e5359.pdf

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва: Просвещение, 2009.

References

1. Belyankova N.M. Rol' pedagoga v realizacii Federal'noj celevoj programmy «Ukreplenie edinstva rossijskoj nacii i 'etnokul'turnoe razvitie narodov Rossii na 2014-2020 gody». Vospitanie Shkolnikov. 2014; 8: 16 - 24.

2. Belyankova N.M. Rol' uchitelya nachal'nyh klassov v podderzhanii nacional'nogo soglasiya v Rossii. Nachal'naya shkola. 2013; 5: 7 - 11.

3. Pleshakov A.A. Okruzhayuschij mir. 1 klass: uchebnik dlya obscheobrazovatel'nyh organizacij s prilozheniem na 'elektronnom nositele. Pod redakciej A.A. Pleshakova, M.Yu. Novickoj. Moskva: Prosveschenie, 2014; Ch.1.

4. Pleshakov A.A. Okruzhayuschij mir. 2 klass: uchebnik dlya obscheobrazovatel'nyh organizacij s prilozheniem na 'elektronnom nositele. Pod redakciej A.A. Pleshakova, M.Yu. Novickoj. Moskva: Prosveschenie, 2014; Ch.1.

5. Rogovceva N.I. Tehnologiya. 1 klass: uchebnik dlya obscheobrazovatel'nyh organizacij s prilozheniem na 'elektronnom nositele. Pod redakciej N.I. Rogovcevoj, N.V. Bogdanovoj, I.P. Frejtag. Moskva: Prosveschenie, 2013.

6. Rogovceva N.I. Tehnologiya. 2 klass: uchebnik dlya obscheobrazovatel'nyh organizacij s prilozheniem na 'elektronnom nositele. Pod redakciej N.I. Rogovcevoj, N.V. Bogdanovoj, N.V. Dobromyslovoj. Moskva: Prosveschenie, 2013.

7. Rogovceva N.I. Tehnologiya. 3 klass: uchebnik dlya obscheobrazovatel'nyh organizacij s prilozheniem na 'elektronnom nositele. Pod redakciej N.I. Rogovcevoj, N.V. Bogdanovoj, N.V. Dobromyslovoj. Moskva: Prosveschenie, 2013.

8. Rogovceva N.I. Tehnologiya. 4 klass: uchebnik dlya obscheobrazovatel'nyh organizacij s prilozheniem na 'elektronnom nositele. Pod red. N.I. Rogovcevoj, N.V. Bogdanovoj, N.V. Dobromyslovoj. Moskva: Prosveschenie, 2014.

9. Federal'naya celevaya programma «Ukreplenie edinstva rossijskoj nacii i 'etnokul'turnoe razvitie narodov Rossii (2014 - 2020 gody)». Available at: http://government.ru/media/files/41d4862001ad2a4e5359.pdf

10. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Moskva: Prosveschenie, 2009.

Статья поступила в редакцию 28.04.15

УДК 371

Aliyeva G.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: alieva.71@mail.ru

TECHNOLOGY OF GAME IN THE COURSE OF TRAINING OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS. In the article the technology of game, its psychological bases which are characteristic to process of training of younger school students are considered. Organizational forms of game activity are allocated. Technology's learning aims to teach the student to understand the motives of his teaching, his conduct in the game eve life, to formulate objectives and programmes of its own independent activity and anticipate its immediate results. Specific and immediate goal of educational technology's forms of learning is spontaneously directed the development of the person playing the student or the student, is the systematic and consistent practical application of the concepts of innovation processes in education, pre-designed on the basis of those ideas, world recognized as highly significant values of the individual and society.

Key words: game, technology, younger school student, functions, forms, psychological bases.

Г.М. Алиева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, психологии начального образования, Дагестанский

государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: madina.alieva.71@mail.ru

ТЕХНОЛОГИЯ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается технология игры, её психологические основы, которые характерны процессу обучения младших школьников. Выделены организационные формы игровой деятельности. Технология игровых форм обучения (ИФО) нацелена на то, чтобы научить обучающегося осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре ив жизни, формулировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты. Специфической и непосредственной целью педагогической технологии игровых форм обучения является спонтанно - направленное развитие личности играющего студента или школьника, это систематическое и последовательное воплощение на практике концепций инновационных процессов в образовании, заранее спроектированных на основе тех идей, признанных в мире в качестве высоко значимых ценностей личности и общества.

Ключевые слова: игра, технология, младший школьник, функции, формы, психологические основы.

Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. В различных педагогических системах игре придавалась разная роль, но нет ни одной системы, в которой в той или иной мере не отводилось бы место в игре. Игре приписывают образовательные и воспитательные функции. В связи с этим возникает необходимость более точно определить влияние игры на развитие ребенка и найти её место в педагогической системе. Как отмечает Л.С. Выготский [1], необходимо более точно определить те стороны психического развития и формирования личности ребёнка, которые по преимуществу развиваются в игре или испытывают лишь ограниченное воздействие в других видах деятельности.

Главнейшим является значение игры для мотивационно-по-требностной сферы школьника, в основе которой лежит трансформация игры при переходе от преддошкольного к дошкольному детству. Технология игровых форм обучения (ИФО) нацелена на то, чтобы научить обучающегося осознавать мотивы своего

учения, своего поведения в игре ив жизни, т. е. формулировать цели и программы собственной, как правило, глубоко скрытой в обычной обстановке, самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Н. Винокурова [2] делит все игры на естественные и искусственные. Естественная игра есть спонтанная ориентировочная деятельность, которой, благодаря естественным процессам само научения, человек самостоятельно осваивает новые формы и способы действия в привычной и непривычной обстановке. Главное отличие искусственной игры от естественной заключается в том, что человек знает, что он играет, и на основе этого очевидного знания широко использует игру в своих целях. Можно выделить шесть известных организационных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую форму игры.

К индивидуальным формам игр можно отнести игру одного человека с самим собой во сне и наяву, а также с различными предметами и знаками. Одиночная форма - это деятельность

одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной ими искомой целью.

Парная форма - это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования и соперничества.

Групповая форма - это игра трёх или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и туже цель.

Коллективная форма - это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников.

Массовая форма игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют миллионы людей.

Важным средством улучшения и облегчения наблюдения является система категорий и оценочные шкалы. Они выполняют роль вспомогательных средств для более точного аналитического наблюдения за детьми в игровой деятельности, позволяют научно обработать наблюдаемые факты и сделать соответствующие выводы:

В исследовании использовалась модифицированная система категорий, которая представляла новую иерархическую систему социальной ориентации. Эта система касается процесса групповой динамики отношений. Базой для разработки данной системы явилась теория, в которой деятельность и решение ее задач составляют основу, на которой формируются интерперсональные отношения в группе. Система была направлена на исследование групповой динамики отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Модификация заключалась в следующем: а) содержании; б) методах организации; в) использовании адекватного материала; г) организации условий деятельности в зависимости от целеполагания.

Для исследования уровней формирования в игровой деятельности с целью выявления уровня нравственного опыта мы разработали методику выявления и фиксации этих уровней в специальных протоколах (матрицах), в основе которой была система тестов: тест мнения (к этой группе отношений испытуемого к другим лицам, нормам поведения и морали, поступкам и взглядам детей в игре и т.п.); ситуативные тесты - они предлагали создание определенной ситуации, например, одно и то же игровое задание выполняется в одиночку и перед всей группой; объективные тесты (для изучения игровых объединений, конфликтных ситуаций, возникающих в игре).

Для исследования игровых общений младших школьников в различных видах самостоятельных игр с целью изучения отношений младших школьников друг к другу была использована экспериментальная методика, разработанная Т.А. Репиной. Модифицированная методика предназначалась для выявления общей картины реального игрового образа детей младшего школьного возраста в самостоятельной игровой деятельности. Она создавала возможности обнаружить детей в различных объединениях и их мотивацию для выбора партнеров по игре [3].

Методика срезов позволила получить данные о поведении детей, нравственной «окраске» поступков и их оценке со стороны других играющих. Срезы проводились, как правило, на протяжении трех-пяти дней через каждые 5-10 мин в одних и тех же условиях во внеклассное время. Оптимальное количество срезов - 30-40, минимальное - 20. Методика проведения опытов в констатирующем и формирующем экспериментах строилась следующим образом: экспериментатор предлагал школьнику

Библиографический список

поиграть в игру «Секрет», ребёнок должен был выбрать трёх детей из класса и положить на их имя (заранее написанные имена детей) картинки. Наряду с этим задавались вопросы: «С кем ты хотел бы играть?», «С кем ты хотел бы сидеть за партой?» и т.п. В результате этого были получены как положительные, так и отрицательные выборы (критерии), которые помогли нам более четко выявить неприязненное отношение детей к некоторым своим сверстникам - одноклассникам - с тем, чтобы в дальнейшем это отношение изменить. При проведении тестов мы разрабатывали не только качество критериев, но и варианты количества выборов, которые делал каждый ученик. Чаще всего число выборов ограничивалось. Все дети должны были сделать одинаковое число выборов одноклассников-партнеров, оптимально мы считали три выбора. Это позволило более четко и подвергнуты их анализу и математической обработке. Сопоставление показателей статуса младшего школьника в эмоционально-личностных отношениях, выявляемых с помощью социометрического эксперимента, его оценочного индекса, а также показателей благополучия в реальном игровом общении со сверстниками свидетельствовало об истинном положении учащегося в классе.

Нами разработана программа построения на основе преемственности игры и учения, где важную роль играет «региональный компонент», т.е. в знакомстве с народным творчеством, родной природой. Через народные игры, традиции, обычаи, любовь к родному дому, к родным и близким, в доброжелательности к окружающим, дошкольники и младшие школьники могут активнее подводиться к проявлению солидарности, как со сверстниками, так и со всеми детьми мира, которые позволяют разрешать конфликт ненасильственным путем.

В течение первых лет школьной жизни происходят изменения и в эмоционально-волевой сфере ребенка. Постепенно формируется адекватная самооценка, уровень притязания, соответствующий уровню его развития, более устойчивыми становятся его эмоции, вырабатываются волевые качества. В этих играх находят развитие познавательная деятельность. Развивается восприятие: оно становится более целенаправленным и произвольным; расширяются объем внимания, способность к его концентрации, распределению, переключению, а также новообразование в развитии памяти - переход к опосредованному запоминанию, овладение приемами запоминания и воспроизведения.

В авторской технологии игры в обучении младших школьников играет их знаково-символическая деятельность, которая требует достаточно развитого воображения и качественно нового, более высокого уровня мышления. Если в первом классе ведущими продолжают оставаться наглядные формы мышления, то ко второму - третьему году обучения школьник начинает осуществлять анализ и синтез, на основе представлений мысленного сопоставления ведёт развитие словесно-логической формы мышления. Тем самым технология игры основана и отработана на базе широкого применения педагогических идей, принципов, понятий, правил. Специфической и непосредственной целью педагогической технологии ИФО является спонтанно - направленное развитие личности играющего студента или школьника, это систематическое и последовательное воплощение на практике концепций инновационных процессов в образовании, заранее спроектированных на основе тех идей, признанных в мире в качестве высоко значимых ценностей личности и общества.

1. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии. 1986; 6: 62 - 76.

2. Винокурова Н. 5000 игр и головоломок для школьников. Москва, 2005.

3. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. Москва, 1982.

References

1. Vygotskij L.S. Igra i ee rol' v psihicheskom razvitii rebenka. Voprosy psihologii. 1986; 6: 62 - 76.

2. Vinokurova N. 5000 igr igolovolomok dlya shkol'nikov. Moskva, 2005.

3. Byleeva L.V., Korotkov I.M. Podvizhnye igry. Moskva, 1982.

Статья поступила в редакцию 20 04.15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.