15. Kentnor H. Distance Education and the Evolution of Online Learning in the United States. Curriculum and Teaching Dialogue, 2015, vol. 17, no. 1-2, pp. 28-29.
16. Matthews D. The origins of distance education and its use in the United States. The Journal, 1999, vol. 27, no 2.
17. Lewis L., Snow K., Farris E., Levin D. Distance Education at Postsecondary Education Institutions: 1997-98. Available at: http://www.nyu.edu/pages/classes/jepsen/ncesDec99.pdf.
18. Western Governors University. Available at: https://www.wgu.edu/about.html.
19. Shakespeare, Einstein, and the bottom line / D. L. Kirp et al. Cambridge, 2003.
20. Lewis L., Alexander D., Farris E. Distance Education in Higher Education Institutions: 1997. Washington, 1997.
21. Meyer K. A. If Higher Education Is a Right, and Distance Education Is the Answer, Then Who Will Pay? Journal of Asynchronous Learning Networks, 2010, vol. 14, no. 1, pp. 45-68.
22. Anderson T., McGreal R. Disruptive Pedagogies and Technologies in Universities. Journal of Educational Technology & Society, 2012, vol. 15, no 4, pp. 380-389.
23. Hall P. Distance education and electronic networking. Information Technology for Development, 1996, vol. 7, no. 2, pp. 75-89.
24. Rumble G. The costs and costing of networked learning. Journal of asynchronous learning networks, 2001, vol. 5, no. 2, pp. 75-96.
25. Miller G. et al. Leading the e-learning transformation of higher education: Meeting the challenges of technology and distance education. Stylus Publishing, LLC, 2013.
26. Radford A. W. Learning at a Distance: Undergraduate Enrollment in Distance Education Courses and Degree Programs. Available at: https://nces.ed.gov/pubs2012/2012154.pdf.
27. Hiltz S. R. The virtual classroom: Learning without limits via computer networks. Norwood, NJ, Ablex Publishing Corporation, 1995.
28. Anderson T. Getting the mix right again: An updated and theoretical rationale for interaction. International Review of Research in Open and Distance Learning, 2003, vol. 4, no. 2, pp. 1-14.
29. Lynch M., Engle J., Cruz J. L. Subprime Opportunity: The Unfulfilled Promise of For-Profit Colleges and Universities. Education Trust, 2010.
30. Bauder D. Bridgepoint: Huge Profits, but Possibly No Future. Available at: https://www.sandiegoreader.com/weblogs/ news-ticker/2012/jul/14/bridgepoint-huge-profits-but-possibly-no-future.
31. Today's students are driving the online learning imperative. Available at: https://olc-wordpress-assets.s3.amazonaws.com/ uploads/2017/08/0LC-2016-0NLINE-LEARNING-IMPERATIVE-INF0GRAPHIC-V.-2107.pdf.
32. College Navigator. Available at: https://nces.ed.gov/collegenavigator.
33. Oldest colleges online degree programs. Available at: https://www.onlinecollegeplan.com/ oldest-colleges-online-degree-programs.
34. Ananthalakshmi A. U.S. for-profit colleges spend big on marketing while slashing other costs. Available at: https://www. reuters.com/article/net-us-forprofitcolleges-analysis-idUSBRE8AR0FJ20121128.
35. Fain P. New Front in For-Profit Battle?. Available at: https://www.insidehighered.com/news/2012/04/19/ harkin-takes-profit-marketing-budgets/
36. For-Profit Colleges by the numbers. Available at: https://capseecenter.org/research/by-the-numbers/ for-profit-college-infographic.
37. Obama Administration Announces Final Rules to Protect Students from Poor-Performing Career College Programs. Available at: https://www.ed.gov/news/press-releases/obama-administration-announces-final-rules-protect-students-poor-performing-career-college-programs.
УДК/uDC 37:004(574) А. К. Кусаинов, А. А. Шарипбай
A. Kussainov, A. Sharipbai
технология и методика дистанционного обучения
В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН TECHNOLOGY AND METHODS OF DISTANCE LEARNING
in the republic of Kazakhstan
Введение. В настоящее время в мире накоплен значительный опыт реализации систем дистанционного обучения (СДО), использующих телекоммуникационные системы, компьютерные сети, системы непосредственного телевизионного вещания, современных телекоммуникационных технологий. Цифровизация оказывает серьезное влияние на мировую систему образования, где происходят существенные структурные изменения, обусловленные развитием цифровых технологий и их возрастающим воздействием на все стороны жизни общества.
Результаты. Описывается долговременная цель развития дистанционного обучения в мире. Характеризуются особенности СДО: открытость, модульность, компетентность, гибкость, адаптируемость, интегрируемость, масштабируемость, расширяемость, асинхронность, параллельность, массовость, индивидуальность обучения, качественность обучения и рентабельность.
Перечислены и охарактеризованы подсистемы СДО, требования к информационному обеспечению СДО, а также характеризуется документация, с которой они должны сопровождаться. Авторами статьи описан процесс организации обучения персонала по работе с СДО.
В заключение авторы обосновывают важность дистанционных технологий в современном обществе, определяют особенности дистанционного образования в Республике Казахстан.
Introduction. Currently, the world has accumulated considerable experience in the implementation of distance learning systems (DLS), using telecommunication systems, computer networks, direct television broadcasting systems, modern telecommunication technologies. Digitalization has a serious impact on the global education system, where significant structural changes are taking place due to the development of digital technologies and their increasing impact on all aspects of society.
Results. The long-term goal of distance learning development in the world is described. The features of DLS are characterized: openness, modularity, competence, flexibility, adaptability, integrabil-ity, scalability, extensibility, asynchrony, parallelism, mass character, individuality of training, quality of training and profitability.
The subsystems of DLS, requirements to information support of DLS are listed and characterized, and also documentation with which they should be accompanied is characterized. The authors of the article describe the process of training personnel to work with DLS.
In conclusion, the authors substantiate the importance of distance technologies in modern society, determine the features of distance education in the Republic of Kazakhstan.
Ключевые слова: цифровизация, информатизация, системы дистанционного обучения, особенности СДО, подсистемы СДО.
Keywords: digitalization, Informatization, distance learning system, the features of DLS, subsystems of DLS.
В настоящее время во всем мире происходит процесс цифровизации всей деятельности общества. Открываются совершенно новые возможности для оказания информационных, образовательных, научно-исследовательских и других социальных услуг без вмешательства человека. Цифровые информационные ресурсы, наряду с материальными, энергетическими и трудовыми, включаются в общественное производство и становятся компонентами любого производственного и социального, и политического процесса, то есть цифровизация превращается в самостоятельную отрасль научно-технического, социально-экономического, общественно-политического развития общества [1]. По своей сути цифровизация является междисциплинарной наукой и межотраслевой деятельностью. Это влияет на мировую систему образования, где происходят существенные структурные изменения, обусловленные развитием цифровизации и ее возрастающим воздействием на все стороны жизни общества.
По данным зарубежных экспертов, после 2020 г. каждый работающий будет нуждаться в минимальном уровне образования, необходимом для выживания человека в цифровом обществе. Обучение такой массы обучающихся по дневной форме вряд ли выдержат бюджеты даже самых благополучных стран. Поэтому неслучайно за последние десятилетия численность обучающих (тьюторов) и обучаемых (студентов) по дистанционным технологиям растет намного быстрее, чем сторонников традиционной технологии [2-4].
Наряду с ростом потребности в цифровом образовании усиливаются тенденции к созданию интернациональных цифровых образовательных структур различного назначения и видов [5]. Происходит развитие интернационализации образования не только по содержанию, но и развитие методик обучения и организационных форм. Образование становится инструментом взаимопроникновения не только знаний и технологий, но и капитала, инструментом борьбы за рынок, решения геополитических задач. При этом методы дистанционного обучения (ДО), основанные на современных технологических достижениях с высокой степенью охвата и дальнодействия, будут играть основную роль. В настоящее время в мире накоплен значительный опыт реализации систем дистанционного обучения (СДО), использующих телекоммуникационные системы. Существенное место занимают системы, использующие компьютерные сети, средства непосредственного телевизионного вещания, ДО с использованием современных телекоммуникационных технологий [6].
Долговременная цель развития ДО в мире — сделать возможным в любое время и в любом месте тьюторам разместить контент по определенной образовательной программе любого уровня (среднего и высшего) образования, а студенту изучить его. Это предполагает переход от ограниченной концепции физического перемещения тьюторов и студентов из страны в страну к концепции мобильных идей, знаний и обучения с целью распределить знание посредством обмена образовательными ресурсами. Повсеместное внедрение, распространение телекоммуникационных каналов и глобальное распространение любого вида (текстового, графического, аудио- и видеоформата) информации могут обеспечить выполнение этой задачи благодаря особенностям СДО [7].
1. Открытость — совместимость со всеми современными стандартами информационных образовательных ресурсов, поддержка интернет-/интранет-технологий.
2. Модульность — возможность формирования модуля из одной или нескольких дисциплин, который создает целостное представление об определенной предметной области.
3. Компетентность — возможность формирования и оценки компетентности по каждой предметной области.
4. Гибкость — возможность предоставления каждому учиться столько, сколько лично ему необходимо для освоения контента модуля и получения необходимых знаний по выбранной образовательной программе в любое время и любом месте, где имеется доступ к Интернету.
5. Адаптируемость — возможность легкой настройки под нужды пользователей, в том числе на национальных языках и с учетом индивидуальных особенностей.
6. Интегрируемость — возможность интегрироваться с другими формами и методами обучения, а также с другими СДО в единой распределенной информационной среде, которая реализует активную систему передачи знаний.
7. Масштабируемость — требование, гарантирующее отсутствие необходимости перестраивать систему по мере роста обрабатываемой информации и количества одновременно работающих пользователей.
8. Расширяемость — возможность наращивания функциональных возможностей, не выходя за рамки изначально принятой концепции развития и технологической базы в соответствии с потребностями пользователей.
9. Асинхронность — возможность использования технологии обучения в удобном для каждого обучающего (тьютора) и обучаемого (студента) времени и темпе.
10. Параллельность — возможность совмещения процесса обучения с другой профессиональной деятельностью.
11. Массовость — неограниченность числа студентов, которые имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных) и могут общаться друг с другом и с тьюторами через сети или с помощью других средств информационных технологий (ИТ).
12. Индивидуальность обучения — возможность создания информационной обучающей среды с теледоступом, которая позволит использовать методы распределенного обучения для усиления индивидуализации подготовки и повышения эффективности обучения.
13. Качественность обучения — возможность привлечения высококвалифицированных специалистов к подготовке учебных материалов независимо от их мест проживания и языка общения, а для студентов через семинары и телеконференции участвовать в групповой работе, выполнять упражнения и практические задания к определенному сроку, проходить различные тестирования, выбирать самостоятельно приоритеты для получения нужной итоговой компетенции.
7. Рентабельность — стоимость услуги СДО дешевле (не меньше 50 %), чем традиционные системы образования за счет отсутствия многих зданий (для организации учебного процесса, библиотеки и лабораторий и других образовательных мероприятий) и представления более концентрированного и унифицированного содержания учебных материалов и ориентированности на большое число студентов и других факторов.
Подвергнув рассмотрению особенности ДО в общемировом масштабе, проанализируем состояние дел в этой области в Республике Казахстан. Высшим уровнем развития ДО в Республике Казахстан (РК) будет ее вхождение в единое мировое образовательное пространство. Для этого необходимо, чтобы образовательная система РК соответствовала принципам открытости. Это требует существенной реконструкции образовательной структуры в Казахстане. Кроме заочного образования, сегодня в Казахстане практически не разработаны другие, более эффективные формы ДО, такие как открытые университеты, теле- и виртуальное образование. Необходимым
условием реконструкции системы образования является информатизация образования. По мере реализации программы цифровизации системы образования уже сегодня в отдельных вузах Республики Казахстан на основе локальных сетей разрабатываются автоматизированные системы обучения с применением мультимедийных средств. Технология программного и методического обеспечения дистанционного обучения должна позволить создание СДО для высшего и среднего образования [8].
В СДО Республики Казахстан должны быть представлены концептуальная модель предметной области, модель проектирования, схема ее внедрения, необходимые документы, описывающие СДО. В концептуальной модели предметной области должно быть отражено общее описание проектируемой СДО и информация о ней, отраженная в терминах предметной области, а также о технологической платформе, определяющей основные элементы технологий СДО и их взаимодействие. При проектировании СДО описание должно быть организовано с использованием различных графических нотаций, облегчающих понимание, например с использованием стандартного языка моделирования. Предпочтение отдается стандартным средствам.
Система дистанционного обучения для тестирования работоспособности и функциональных требований модулей в реальных условиях устанавливается в пилотных зонах, где проводятся прогон и тестирование. Для эффективного и оперативного внедрения СДО нужно создать рабочую комиссию по ее разработке и внедрению. В схеме описания внедрения должны быть учтены условия технической оснащенности, наличие линий связи, уровень подготовки кадров обслуживающего персонала.
Охарактеризуем главные подсистемы СДО.
Подсистема «Создание электронного учебного издания» отвечает за обеспечение автоматизации создания отдельных этапов электронного учебного издания (ЭУИ), чтобы каждый разработчик (преподаватель, учитель) мог предложить обучаемому (студенту, ученику) свое ЭУИ, но с унифицированным интерфейсом, составом элементов обучения, функциональными возможностями и структурой управления в соответствии с государственным стандартом по ЭУИ [9]. При разработке ЭУИ предполагается, что исходными данными является информация в электронном виде, то есть текстовая и графическая информация в файлах формата, например, RTF, графические изображения в форматах JPEG, GIF и др.
Подсистема должна обеспечивать набор шаблонов ЭУИ с возможностью выбора соответствующего, а также возможность генерации прототипа учебного курса согласно выбранному оформлению. Наполнение ЭУИ учебным материалом должно быть максимально упрощено, при этом должна быть возможность автоматического формирования оглавления материала, списка словарных терминов на основе уже введенного материала [10]. ЭУИ должно включать полноценные возможности компьютерного оборудования: текст, гипертекст, графику, звук, видео. Подсистема строится на возможности обучаться по выбранной траектории и на тестировании, переходе от уровня к уровню.
Подсистема «Регистрация, аутентификация, авторизация пользователей и групп пользователей» обеспечивает организацию регистрации пользователя СДО, которая, в свою очередь, должна осуществлять классификацию пользователя на основе его профиля, уровня образования и других идентификационных данных.
Классификация пользователя означает его отнесение к определенной группе специализации с определенными правами доступа к информационным ресурсам.
В подсистему «Обучение и тестирование» входит организация нелинейной структуры обучения, при которой обучающиеся имеют возможность индивидуально выстраивать последовательность образовательного процесса (определить траекторию обучения) и выбрать соответствующее ЭУИ. Подсистема обеспечивает обучение, тестирование по уровням сложности и ступенчатый переход от уровня к уровню, а также организацию взаимодействия с консультантом различными способами, включая доску объявлений, обмен электронными письмами, чат, и т. д.
Подсистема «Контроль знаний» предполагает контроль знаний учащихся, выдачу индивидуальных рекомендаций по результатам работы. Данный модуль включает следующие виды контроля знаний: тестирование, аттестацию, собеседование, контрольные работы и др.
Подсистема «Поиск и справочники» содержит различные справочники и систему многофункционального поиска (поиск ЭУИ и др.).
«Обратная связь» предназначена для организации получения отзывов пользователей СДО о ее работе.
Подсистема «Поддержка виртуальных платежных карт, система биллинга» должна осуществлять следующие функции:
— генерацию номеров серии виртуальных платежных карт заданного номинала с заданной датой прекращения действия карты;
— управление картами, в том числе поиск карт, удовлетворяющих заданным критериям, изменение статуса карты;
— транзакции при вводе пользователем номера виртуальной платежной карты.
Подсистема «Сбор и хранение статистики» предназначена для организации сбора и хранения статистических данных по профилям пользователей СДО, электронным учебным курсам, системам контроля знания и другой информации.
Подсистема «Анализ статистики» предназначена для анализа собранной информации с целью оптимизации процесса дистанционного обучения.
Подсистема «Формирование отчетности» реализует организацию создания стандартных аналитических отчетов. При приеме-сдаче СДО должны быть представлены стандартные формы отчетности. При сопровождении дистанционного обучения возможно дополнять, уточнять уже имеющиеся стандартные формы отчетности, а также создавать для нее новые формы.
Подсистема «Пользователи СДО» включает разделы:
— «Разработчик ЭУИ» предназначен для обеспечения реализации интерфейса разработчика ЭУИ и СДО;
— «Администратор» — для управления текущей работой всех остальных подсистем и обеспечения интерфейса администратора и СДО;
— «Консультант» обеспечивает интерфейс консультанта и СДО;
— «Обучаемый» реализует интерфейс обучаемого пользователя и СДО;
— «Языки СДО» предполагает работу на казахском и русском языках, а также возможность реализации СДО на других языках народов Казахстана [11].
СДО учитывает следующие требования к ее информационному обеспечению:
— достоверность и актуальность характеристики объектов СДО;
— полнота;
— классификация информации по уровню конфиденциальности;
— доступ к открытой информации.
Система должна иметь защиту:
— от несанкционированного доступа к информации системы извне;
— разрушения информации при аварийных ситуациях;
— несанкционированного использования и искажения данных при передаче по каналам связи;
— механических ошибок операторов;
— технических сбоев при выполнении технологических операций.
Обеспечение системы дистанционного обучения понятной, непротиворечивой и полной документацией, подготовленной и оформленной в соответствии с СТ РК 1087 и предназначенной для автоматизированного включения сведений об ЭУИ в каталог электронной библиотеки [9]. Документация содержит руководства по установке и работе, для разработчика ЭУИ, для администратора, консультанта, обучаемого. Пакет документации должен быть размещен на Сй-дисках, бумажном носителе; в модулях СДО.
Для достижения необходимого квалификационного уровня организуется работа по повышению квалификации персонала. В составе мероприятий по организации обучения поставщик должен разработать программы обучения, учебные пособия и материалы для пользователей по следующим учебным курсам:
— курс 1 «Общие принципы работы и модули СДО»;
— курс 2 «Разработчик ЭУИ»;
— курс 3 «Администратор»;
— курс 4 «Консультант»;
— курс 5 «Обучаемый».
Поставщик ведет обучение и тестирование по работе с СДО с помощью дистанционного центра обучения: он разрабатывает материалы по работе с системой для дистанционного центра обучения персонала, включающие в себя лекционный материал, практические занятия и материалы для тестирования по курсам 1-5.
Литература
1. Аксюхин А. А., Вицен А. А., Мекшенева Ж. В. Информационные технологии в образовании и науке [Электронный ресурс] // Современные наукоемкие технологии. 2009. № 11. С. 50-52. URL: https://top-technologies.nu/nu/anticle/ view?id=25948.
2. Ефремов О. В., Беляев П. С. Информационные системы в науке, образовании и бизнесе. Тамбов, 2006. 124 с.
3. Вознесенская Е. В. Дистанционное обучение - история развития и современные тенденции в образовательном пространстве // Наука и школа. 2017. № 1. С. 115-123.
4. Шабанов А. Г. Дистанционное обучение в условиях непрерывного образования: проблемы и перспективы развития. М., 2009. 284 с.
5. Омарова С. К. Современные тенденции образования в эпоху цифровизации // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018. № 1 (9). С. 78-83.
6. Хомоненко А. Д. Базы данных. М., 2004. 737 с.
7. Маслова В. М. Управление персоналом. М., 2015. 492 с.
8. Ратнер Ф. Л. Разработка электронных образовательных ресурсов: зарубежный опыт. Казань, 2008. 104 с.
9. СТ РК 34.017-2005. Информационные технологии. Электронное издание. Электронное учебное издание.
10. Коробкова К. В., Калиновский Е. А. Возможности использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе [Электронный ресурс]. URL: http://files.sciencefonum.nu/pdf/2012/2296.pdf.
11. Шарипбаев А. А., Омарбекова А. С. Семантическая модель электронного учебного издания // Спецвыпуск Вестник Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева. 2012. С. 432-435.
References
1. Aksyukhin A. A., Vicen A. A., Meksheneva Zh. V. Infonmacionnye tekhnologii v obnazovanii i nauke [Infonmation technologies in education and science]. Modern High Technologies, 2009, no. 11, pp. 50-52. Available at: https://top-technologies.nu/ nu/anticle/view?id=25948. (In Russian).
2. Efnemov O. V., Belyaev P. S. Infonmacionnye sistemy v nauke, obnazovanii i biznese [Infonmation systems in science, education and business]. Tambov, 2006, 124 p. (In Russian).
3. Voznesenskaya E. V. Distancionnoe obuchenie - istoniya nazvitiya i sovnemennye tendencii v obnazovatel'nom pnostnanstve [Distance education - histony of development and modenn tendencies in the educational space]. Science and School, 2017, no. 1, pp. 115-123. (In Russian).
4. Shabanov A. G. Distancionnoe obuchenie v usloviyah nepnenyvnogo obnazovaniya: pnoblemy i penspektivy nazvitiya [Distance Leanning in Continuing Education: Pnoblems and Development Pnospects]. Moscow, 2009, 284 p. (In Russian).
5. Omanova S. K. Sovnemennye tendencii obnazovaniya v epohu cifnovizacii [Modenn tnends of education in the ena of digitization]. Pedagogy. Issues of Theory and Practice, 2018, no. 1 (9), pp. 78-83. (In Russian).
6. Khomonenko A. D. Bazy dannyh [Database]. Moscow, 2004, 737 p. (In Russian).
7. Maslova V. M. Upnavlenie pensonalom [Pensonnel Management]. Moscow, 2015, 492 p. (In Russian).
8. Ratnen F. L. Raznabotka elektnonnyh obnazovatel'nyh nesunsov: zanubezhnyj opyt [Development of electnonic educational nesounces: international experience]. Kazan, 2008, 104 p. (In Russian).
9. ST RK 34.017-2005. Infonmacionnye tekhnologii. Elektnonnoe izdanie. Elektnonnoe uchebnoe izdanie [Infonmation Technology. Electnonic edition. Electnonic educational edition]. (In Russian).
10. Konobkova K. V., Kalinovsky E. A. Vozmozhnosti ispol'zovaniya cifnovyh obnazovatel'nyh nesunsov v uchebnom pnocesse [The possibilities of use of digital educational nesounces in educational pnocess]. Available at: http://files.sciencefonum.nu/ pdf/2012/2296.pdf. (In Russian).
11. Shanipbaev A. A., Omanbekova A. S. Semanticheskaya model' elektnonnogo uchebnogo izdaniya [Semantic model of electnonic educational edition]. Special edition of the Bulletin of the L. N. Gumilev Eurasian National University, 2012, pp. 432-435. (In Russian).
УДК/uDC 37:004 А. И. Саблинский
A. Sablinskii
ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУчЕНИЯ TECHNOLOGIES, METHODS AND MEANS OF E-LEARNING
Введение. В настоящее время все больше внимания уделяется процессам, связанным с педагогической деятельностью. Электронное обучение все больше проникает в различные аспекты образовательной деятельности в разных странах. Тенденция такова, что каждая современная развитая страна обращает свое внимание на максимизацию доли электронного обучения в рамках педагогической деятельности. В представленной статье проведен анализ актуального вопроса технологий, методов и средств электронного обучения.