Литература
1. Аксюхин А. А., Вицен А. А., Мекшенева Ж. В. Информационные технологии в образовании и науке [Электронный ресурс] // Современные наукоемкие технологии. 2009. № 11. С. 50-52. URL: https://top-technologies.nu/nu/anticle/ view?id=25948.
2. Ефремов О. В., Беляев П. С. Информационные системы в науке, образовании и бизнесе. Тамбов, 2006. 124 с.
3. Вознесенская Е. В. Дистанционное обучение - история развития и современные тенденции в образовательном пространстве // Наука и школа. 2017. № 1. С. 115-123.
4. Шабанов А. Г. Дистанционное обучение в условиях непрерывного образования: проблемы и перспективы развития. М., 2009. 284 с.
5. Омарова С. К. Современные тенденции образования в эпоху цифровизации // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018. № 1 (9). С. 78-83.
6. Хомоненко А. Д. Базы данных. М., 2004. 737 с.
7. Маслова В. М. Управление персоналом. М., 2015. 492 с.
8. Ратнер Ф. Л. Разработка электронных образовательных ресурсов: зарубежный опыт. Казань, 2008. 104 с.
9. СТ РК 34.017-2005. Информационные технологии. Электронное издание. Электронное учебное издание.
10. Коробкова К. В., Калиновский Е. А. Возможности использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе [Электронный ресурс]. URL: http://files.sciencefonum.nu/pdf/2012/2296.pdf.
11. Шарипбаев А. А., Омарбекова А. С. Семантическая модель электронного учебного издания // Спецвыпуск Вестник Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева. 2012. С. 432-435.
References
1. Aksyukhin A. A., Vicen A. A., Meksheneva Zh. V. Infonmacionnye tekhnologii v obnazovanii i nauke [Infonmation technologies in education and science]. Modern High Technologies, 2009, no. 11, pp. 50-52. Available at: https://top-technologies.nu/ nu/anticle/view?id=25948. (In Russian).
2. Efnemov O. V., Belyaev P. S. Infonmacionnye sistemy v nauke, obnazovanii i biznese [Infonmation systems in science, education and business]. Tambov, 2006, 124 p. (In Russian).
3. Voznesenskaya E. V. Distancionnoe obuchenie - istoniya nazvitiya i sovnemennye tendencii v obnazovatel'nom pnostnanstve [Distance education - histony of development and modenn tendencies in the educational space]. Science and School, 2017, no. 1, pp. 115-123. (In Russian).
4. Shabanov A. G. Distancionnoe obuchenie v usloviyah nepnenyvnogo obnazovaniya: pnoblemy i penspektivy nazvitiya [Distance Leanning in Continuing Education: Pnoblems and Development Pnospects]. Moscow, 2009, 284 p. (In Russian).
5. Omanova S. K. Sovnemennye tendencii obnazovaniya v epohu cifnovizacii [Modenn tnends of education in the ena of digitization]. Pedagogy. Issues of Theory and Practice, 2018, no. 1 (9), pp. 78-83. (In Russian).
6. Khomonenko A. D. Bazy dannyh [Database]. Moscow, 2004, 737 p. (In Russian).
7. Maslova V. M. Upnavlenie pensonalom [Pensonnel Management]. Moscow, 2015, 492 p. (In Russian).
8. Ratnen F. L. Raznabotka elektnonnyh obnazovatel'nyh nesunsov: zanubezhnyj opyt [Development of electnonic educational nesounces: international experience]. Kazan, 2008, 104 p. (In Russian).
9. ST RK 34.017-2005. Infonmacionnye tekhnologii. Elektnonnoe izdanie. Elektnonnoe uchebnoe izdanie [Infonmation Technology. Electnonic edition. Electnonic educational edition]. (In Russian).
10. Konobkova K. V., Kalinovsky E. A. Vozmozhnosti ispol'zovaniya cifnovyh obnazovatel'nyh nesunsov v uchebnom pnocesse [The possibilities of use of digital educational nesounces in educational pnocess]. Available at: http://files.sciencefonum.nu/ pdf/2012/2296.pdf. (In Russian).
11. Shanipbaev A. A., Omanbekova A. S. Semanticheskaya model' elektnonnogo uchebnogo izdaniya [Semantic model of electnonic educational edition]. Special edition of the Bulletin of the L. N. Gumilev Eurasian National University, 2012, pp. 432-435. (In Russian).
УДК/uDC 37:004 А. И. Саблинский
A. Sablinskii
ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУчЕНИЯ TECHNOLOGIES, METHODS AND MEANS OF E-LEARNING
Введение. В настоящее время все больше внимания уделяется процессам, связанным с педагогической деятельностью. Электронное обучение все больше проникает в различные аспекты образовательной деятельности в разных странах. Тенденция такова, что каждая современная развитая страна обращает свое внимание на максимизацию доли электронного обучения в рамках педагогической деятельности. В представленной статье проведен анализ актуального вопроса технологий, методов и средств электронного обучения.
Методология. Исследование проводится на основе анализа научной литературы по заданной проблеме, а также научного практического опыта.
Результаты. Электронное обучение позволяет раскрыть новые горизонты образования, стирает некие границы и обладает одной очень важной чертой — делает образовательный процесс более доступным для общества, поэтому нельзя утверждать, что цифровизация образования — это негативный фактор. Вследствие этого можно говорить об актуальности электронного обучения как в теоретическом, так и практическом смыслах. Однако важно понимать, что к процессу организации электронного обучения следует подходить грамотно, осознанно и крайне рационально.
Заключение. Только при грамотном подходе электронное обучение будет приносить результаты. Можно утверждать, что грамотность подхода заключается в построении системы эффективных мотивационных процессов. Это связано с тем, что мотивация является ключевым источником формирования благоприятного климата для развития электронного обучения, ведь без построения эффективной мотивации у ученика не будет желания учиться и познавать новые знания. Именно в раскрытии этих особенностей, технологий, методов и характеристик состоят результаты представленной статьи.
Introduction. Nowadays, more and more attention is paid to the processes related to pedagogical activity. E-learning increasingly permeates various aspects of educational activities in different countries. The trend is that every modern developed country pays attention to maximizing the share of e-learning in the implementation of educational activities. The article analyzes the current issue of technologies, methods and means of e-learning.
Materials and Methods. The research is based on the analysis of scientific literature on a given problem, as well as scientific practical experience.
Results. E-learning opens up new horizons of education, erases certain boundaries and has one very important feature — makes the educational process more accessible to society, so we can not say that the digitalization of education — is a negative factor. As a result, we can talk about the relevance of e-learning in both theoretical and practical senses. However, it is important to understand that it is significant to approach the process of e-learning competently, consciously and very rationally.
Conclusions. Only with the right approach e-learning will bring results. It can be argued that the literacy approach is to build a system of effective motivational processes. This is due to the fact that motivation is a key source of creating a favorable climate for the development of e-learning, because without building effective motivation the student will not have the desire to learn and learn new knowledge. It is in the disclosure of these features, technologies, methods and characteristics that the results of the presented article consist.
Ключевые слова: образовательные технологии, электронное обучение, Интернет, педагогика.
Keywords: educational technologies, e-learning, Internet, pedagogy.
Введение
Сегодня повсеместно развиваются информационные технологии и массовые коммуникации. Именно данные условия становятся ключевым катализатором информатизации общества. Одним из проявлений качественной информатизации общества является информатизация образования, которая обеспечивает реализацию двух важных задач:
— повышает уровень эффективности преподаваемой информации и общей образовательной деятельности;
— способствует улучшению уровня подготовки кадров и специалистов в совершенно различных областях.
Внедрение и совершенствование технологий электронного обучения представляет собой широкий уровень перспективы, которая предопределяет важнейшие психологические и педагогические факторы.
Методология
В качестве ключевых методов исследования в статье использованы: анализ литературы, наблюдение, сопоставление фактов, прогнозирование.
Результаты
Благодаря новейшим технологическим средствам учебной информации, возникает возможность внедрения инновационных педагогических технологий. Именно они ориентированы на интеллектуальное развитие каждого отдельного человека. Отметим, что для инновационных технологий в образовании характерно:
— интенсивное предоставление материала,
— выражение активной позиции,
— личностно ориентированный подход к обучению.
Без систематического и качественного самоконтроля и самообразования невозможно представить современные инновационные педагогические технологии. Они направлены на то, чтобы студент смог самостоятельно работать с большим объемом информации. Электронные технологии оказывают большое влияние на обучение. Ключевыми технологиями электронного обучения являются специализированное оборудование, а также Интернет. Все, что связано с электронными технологиями массовой коммуникации, может употребляться в рамках педагогической деятельности. Однако к этому процессу нужно подходить рационально, используя только то, что будет эффективно применяться в педагогической деятельности. К примеру, интерактивные доски, электронные дневники, массовая демонстрация большого количества информации из интернет-источников, показ фильмов — все это примеры эффективных технологий в электронном обучении [1 ].
Что же касается методик повышения качества образования путем электронных технологий, то здесь необходимо выделить некоторые важные особенности:
— электронные технологии помогают реализовывать инновационные педагогические технологии;
— электронные технологии способствуют полноценному развитию личности в индивидуальном аспекте;
— появляется возможность организации эффективной коллективной образовательной деятельности;
— благодаря электронному обучению, происходит расширение информационного пространства;
— повышается свободный доступ к информационным потокам;
— появляется возможность создания инновационного средства оценки результатов образовательной деятельности [2].
Говоря о средствах электронного обучения, мы выделяем очень важный аспект в данной области. Он заключается в личностно ориентированной парадигме обучения, которая ученика ставит централизованной фигурой в образовательном процессе со всеми его потребностями и мотивами.
В свою очередь образовательную деятельность представленная парадигма направляет на владение способами самостоятельного получения информации и практической деятельности. Также очень важно обратить внимание на психологические принципы электронного образования.
Много внимания уделяется психологическим факторам, потому как личность, учась в условиях электронного образования, развивает свои способности быть самостоятельной, самоорганизованной и систематически проводит самоконтроль [3]. Без качественных психологических характеристик достичь подобного результата практически невозможно. Именно поэтому со стороны педагога необходимо проводить качественную психологическую оценку, позволяющую выявить способность и неспособность учеников к электронному обучению [4].
Выделим ключевые элементы электронного обучения:
— мультимедийные лекции преподавателей;
— мультимедийные презентации;
— электронное тестирование;
— электронный портфель ученика;
— электронный кейс;
— создание проблемных дискуссий;
— реализация деловых компьютерных игр и многое другое.
Все эти электронные средства учебного назначения позволяют не только качественно изучать информацию, но и способствуют повышению уровня интереса учеников к образовательному про-
цессу. Ведь электронные технологии все больше проникают в нашу жизнь, это должно касаться и образовательной деятельности.
Педагогу необходимо идти в ногу со временем и создавать качественные предпосылки для понимания своих подопечных [5].
Заключение
Таким образом, в настоящее время электронное обучение имеет широкие перспективы для развития. Это доказывает тот факт, что уже существует огромное количество различных методик электронного обучения, успешно применимых в педагогической практике. Можно утверждать, что электронное обучение — это будущее для всего нашего поколения. Возможно, в дальнейшем электронное обучение будет преобразовываться в какие-то новые направления, но суть будет оставаться той же. Именно благодаря информационным технологиям появляется уникальная возможность наибольшего владения информацией и обмена ею.
Литература
1. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. М., 2014. 576 с.
2. Евтушенко К. Д. Дидактические требования к современному электронному обучению в вузе // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2015. Вып. 1. С. 51-55.
3. Ахметова Д. З. Обеспечение качества дистанционного обучения в призме личностного развития обучающихся // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 55-58.
4. Богданова А. В., Коновалова Е. Ю. Актуальные вопросы оценки качества дистанционных учебных курсов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5, № 4 (17). С. 79-83.
5. Глазова В. Ф. Особенности процесса информатизации в вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 1 (12). С. 28-30.
6. Гришин П. В. Электронная система управления обучением в вузе на платформе MOODLE // Ученые записки Международного Банковского института. 2014. № 8-1. С. 66-74.
7. Глазова В. Ф. Профессионально-ориентированное обучение дисциплине «Современные информационные технологии» // Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2014. С. 36-38.
8. Муковоз А. П. Возможности использования программно-инструментальных платформ для дистанционного обучения учителей начальной школы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 1. С. 30-32.
9. Калмыкова О. В. Электронное обучение - трансформация заочного обучения // Информационно-телекоммуникационные системы и технологии : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Кемерово, 2014. С. 62-63.
10. Кулагина Ю. А. Результаты опытно-экспериментальной работы по подготовке будущих педагогов к использованию дистанционных образовательных технологий // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 4 (08). С. 87-93.
11. Соловов А. В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология [Электронный ресурс]. URL: http://cnit.ssau.
ru/news/book_solovov/index.html.
12. Трайнев В. А., Трайнев И. В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации). М., 2014. 280 с.
13. Каменева Т. Н. Педагогические технологии в электронном образовательном пространстве: традиции и инновации // Образовательные технологии и общество. 2013. Т. 16, № 1. С. 609-626.
14. Дистанционное обучение: теория и практика / В. И. Гриценко, С. П. Кудрявцева, В. В. Колос, Е. В. Веренич. Киев, 2014. 375 с.
15. Каменева Т. Н. Технологии, методы и средства электронного обучения [Электронный ресурс] // Управляющие системы и машины. 2015. № 1. С. 47-56. URL: http://www.irtc.org.ua/dep105/publ/Kam-USIM-15/Kameneva.pdf.
References
1. Slastenin V. A., Isaev I. F Shiyanov E. N. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, 2014, 576 p. (In Russian).
2. Evtushenko K. D. Didakticheskie trebovaniya k sovremennomu elektronnomu obucheniyu v vuze [Didactic requirements for modern e-learning in the university]. News of the Tula State University. Pedagogics, 2015, iss. 1, pp. 51-55. (In Russian).
3. Akhmetova D. Z. Obespechenie kachestva distancionnogo obucheniya v prizme lichnostnogo razvitiya obuchayushchihsya [Quality assurance of distance learning in the context of personal development of learners]. Karelian Scientific Journal, 2013, no. 4, pp. 55-58. (In Russian).
4. Bogdanova A. V., Konovalova E. Yu. Aktualnye voprosy ocenki kachestva distancionnyh uchebnyh kursov [Topical issues of assessing the quality of distance learning courses]. Azimuth of Scientific Researches: Pedagogy and Psychology, 2016, vol. 5, no. 4 (17), pp. 79-83. (In Russian).
5. Glazova V. F. Osobennosti processa informatizacii v vuze [The peculiarities of the process of informatization of the university]. Vector of Science of Togliatti State University. Series: Economics and Management, 2013, no. 1 (12), pp. 28-30. (In Russian).
6. Grishin P. V. Elektronnaya sistema upravleniya obucheniem v vuze na platforme MOODLE [E-learning management system in high school on a MOODLE platform]. Scientific Notes International Banking Institute, 2014, no. 8-1, pp. 66-74. (In Russian).
7. Glazova V. F. Professionalno-orientirovannoe obuchenie discipline «Sovremennye informacionnye tekhnologii» [Professionally-oriented training in the discipline "Modern Information Technologies"]. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference "The current state and prospects for the development of psychology and pedagogy. Ufa, 2014, pp. 36-38. (In Russian).
8. Mukovoz A. P. Vozmozhnosti ispolzovaniya programmno-instrumentalnyh platform dlya distancionnogo obucheniya uchitelej nachalnoj shkoly [Use the program-tooling platform for distance education of primary school teachers]. Azimuth of Scientific Researches: Pedagogy and Psychology, 2013, no. 1, pp. 30-32. (In Russian).
9. Kalmykova O. V. Elektronnoe obuchenie - transformaciya zaochnogo obucheniya [E-learning - transformation of distance education]. Materials of the All-Russian scientific-practical conference "Information and telecommunication systems and technologies". Kemerovo, 2014, pp. 62-63. (In Russian).
10. Kulagina Yu. A. Rezultaty opytno-eksperimentalnoj raboty po podgotovke budushchih pedagogov k ispolzovaniyu distancionnyh obrazovatelnyh tekhnologij [The results of experimental work on the preparation of the future teachers to the use of distance educational technologies]. XXI century: the results of the past and the problems of the present plus, 2012, no. 4 (08), pp. 87-93. (In Russian).
11. Solovov A.V. Elektronnoe obuchenie: problematika, didaktika, tekhnologiya [E-learning: problems, didactics, technology]. Available at: http://cnit.ssau.ru/news/book_solovov/index.html. (In Russian).
12. Trajnev V. A., Trajnev I. V. Informacionnye kommunikacionnye pedagogicheskie tekhnologii (obobshcheniya i rekomendacii] [Information and communication pedagogical technologies (generalizations and recommendations)]. Moscow, 2014, 280 p. (In Russian).
13. Kameneva T. N. Pedagogicheskie tekhnologii v elektronnom obrazovatelnom prostranstve: tradicii i innovacii [Pedagogical technologies in the electronic educational space: traditions and innovations]. Educational Technology & Society, 2013, vol. 16, no. 1, pp. 609-626. (In Russian).
14. Gricenko V. I., Kudryavceva S. P., Kolos V. V., Verenich E. V. Distancionnoe obuchenie: teoriya i praktika [Distance Learning: Theory and Practice]. Kiev, 2014, 375 p. (In Russian).
15. Kameneva T. N. Tekhnologii, metody i sredstva elektronnogo obucheniya [Technologies, methods and means of e-learning]. Control Systems and Computers, 2015, no. 1, pp. 47-56. Available at: http://www.irtc.org.ua/dep105/publ/Kam-USIM-15/Kameneva.pdf. (In Russian).
УДК/uDC 37.048.45 В. И. Сахарова
V. Sakharova
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛьНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
в профориентационной деятельности педагогов
MODERN educational TECHNOLOGIES IN VOCATIONAL ACTIVITIES OF teachers
Введение. В статье рассматриваются теоретические основания, методические подходы, современные педагогические и информационные технологии, формы, методы и средства проф-ориентационной деятельности педагогов с обучающимися, раскрываются возможности развития данной проблемы в современных условиях.
Методология. Исследование проводится на основе методов анализа, синтеза и обобщения отечественного опыта профориентационной работы педагогов с обучающимися, родителями, социальными партнерами в образовательных организациях.
Результаты исследования заключаются в систематизации профориентационной деятельности педагогов на основе использования педагогических и информационных технологий, скоординированного функционирования образовательных организаций в подготовке обучающихся к профессиональному выбору.
Заключение. Автор отмечает, что использование педагогических и информационных технологий в профориентационной деятельности педагогов повышает социальную защищенность обучающихся, оказывает им моральную и психологическую поддержку, расширяет круг выбора будущей профессии, открывает перед ними возможность дальнейшего образования или получения выбранной профессии.
Introduction. The article discusses the theoretical foundations, methodological approaches, modern pedagogical and information technologies, forms, methods and means of career guidance of teachers with students, reveals the possibility of developing this problem in modern conditions.
Materials and Methods. The research is carried out on the basis of methods of analysis, synthesis and generalization of domestic experience of career guidance work of teachers with students, parents, social partners in educational organizations.