Научная статья на тему 'Специфика профессиональной подготовки в условиях онлайн-образования'

Специфика профессиональной подготовки в условиях онлайн-образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное образование / онлайн-образование / преподаватели / студенты / Интернет. / distance education / online education / teachers / students / Internet.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю. В. Сорокопуд, М. М. Борисевич

Онлайн-обучение позволяет разным категориям людей закрывать пробелы в знаниях и получать новые навыки. Оно становится привлекательной альтернативой не только для работающих профессионалов, но и для молодёжи. Дистанционное обучение подразумевает получение образования без посещения занятий в аудиториях, а используя только набор определенных инструментов, в частности, интерактивных средств обучения. Дистанционное образование получает всё большую популярность и распространение. В России дистанционная форма интенсивно развивается во многих вузах, отрабатываются технологии наиболее эффективного взаимодействия со студентами, что позволяет осуществлять качественную профессиональную подготовку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю. В. Сорокопуд, М. М. Борисевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF PROFESSIONAL TRAINING IN CONDITIONS OF ONLINE EDUCATION

Online learning allows different categories of people to close knowledge gaps and gain new skills. Online learning is becoming an attractive alternative not only for working professionals, but also for young people. Distance learning involves learning without attending classes in classrooms, and using only a set of specific tools, in particular, interactive learning tools. Distance education is becoming increasingly popular and widespread. In Russia, the distance form is intensively developing in many universities, technologies of the most effective interaction with students are being worked out, which allows for high-quality professional training.

Текст научной работы на тему «Специфика профессиональной подготовки в условиях онлайн-образования»

ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 5 (78) 2019

УДК 378

Sorokopud Yu.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Humanities, Moscow International University (Moscow, Russia), Professor,

Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Borisevich M.M., Cand. of Sciences (Law), Professor, Department of Jurisprudence, Moscow International University (Moscow, Russia), E-mail: rat4810@mail.ru

SPECIFICS OF PROFESSIONAL TRAINING IN CONDITIONS OF ONLINE EDUCATION. Online learning allows different categories of people to close knowledge gaps and gain new skills. Online learning is becoming an attractive alternative not only for working professionals, but also for young people. Distance learning involves learning without attending classes in classrooms, and using only a set of specific tools, in particular, interactive learning tools. Distance education is becoming increasingly popular and widespread. In Russia, the distance form is intensively developing in many universities, technologies of the most effective interaction with students are being worked out, which allows for high-quality professional training.

Key word: distance education, online education, teachers, students, Internet.

Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф., АНО ВО «Московский международный университет», г. Москва, проф., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

ММ Борисееич, канд. юрид. наук, проф., АНО ВО «Московский международный университет», г. Москва, Е-mail: rat4810@mail.ru

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ

Онлайн-обучение позволяет разным категориям людей закрывать пробелы в знаниях и получать новые навыки. Оно становится привлекательной альтернативой не только для работающих профессионалов, но и для молодёжи. Дистанционное обучение подразумевает получение образования без посещения занятий в аудиториях, а используя только набор определенных инструментов, в частности, интерактивных средств обучения. Дистанционное образование получает всё большую популярность и распространение. В России дистанционная форма интенсивно развивается во многих вузах, отрабатываются технологии наиболее эффективного взаимодействия со студентами, что позволяет осуществлять качественную профессиональную подготовку. Ключевые слова: дистанционное образование, онлайн-образование, преподаватели, студенты, Интернет.

В силу своего удобства дистанционное образование становится все более популярной формой обучения. В век информационныхтехнологийонлайн-обу-чение позволяет решить одну из основных проблем для взрослого населения, препятствующих образованию и саморазвитию, - отсутствиенонможности пхсыя-щать большую часть времени учёбе, что нередко сопряжено с необходимостью переезда к месту учебы.

Онлайн-обучение позволяет абсолютно разтым оытегориым носептниоеом-полнять пробелы в знаниях и получать новые навыки.

Онлайн-обучение всё больше распрострстяетоярстеноеитносемлоерр альтернативой как для работающих граждан, так и для молодёжи. Как показали результаты исследования, более 70% студентовсцполенеют длтпооыолздееыя курсов смартфоны. Поэтому мобильные версии курсов и приложения становятся еще одним необходимым требованием для успеха сеспныетеонения онлойт-еб-разования. Онлайн-обучение на современном этапе его развития использует следующие средства обучения:

вебинары;

интерактивные видео, геймификацию, специальные приложения объяснение материала в

программах компьютера и смартфона, формате сценариев,симуляций и историй

и др.

На сегодняшний день почти 70 млн. студентов про шлисетчение неОтыс я-чах онлайн-курсах, созданных преподавателями более чем в 750 университетах мира.

Таким образом, можно с уверенностью ск^^ее^итое^/^^е^^^^ ч ениы - эео не альтернатива, а важная часть традиционного образования, отличная возможность получить новые знания и освежить старыс.

Раньше дистанционное образование обладало существенными недостатками, которые выражались в следующем:

- в отсутствии обратной связи « студент - преподаватель» и контакта между обучаемыми;

- ограниченный набор обучающих инструментов;

- низкая эффективность по сравнению с очной формой и др. [1].

С развитием цифровых технологий большинство этих проблем оказались успешно решены. Современные средства телекоммуникации позволяют слушателям и преподавателям общаться в режиме реального времени, а интерактивные инструменты значительно обогатили педагогический арсенал.

Появление несколько лет назад массовых открытых онлайн-курсов (МООК) и общедоступных образовательных интернет-платформ превратило онлайн-обучение в международную индустрию, в которой задействованы огромные ресурсы с постоянным инвестированием большого количества денежных потоков [2].

Рассмотрим, чем отличается онлайн-обучение от дистанционного обучения Дннтаныисоиoо е-утыние- цтыфoыыомoуычйцняoбойзывхни я(нар авне с очной, заочной, очно-заочной и экстернатом), при которой в образовательном процессе иополлзуюеся традтыиоиные и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Выс нове^суахцмненлго оууеен ио л ежртса мостооселоыыезаняцняхтда ентапо разработанной продамме. Отчетыапхед eл-ылoйpaбoомнйнepиеды чаекхоода-ет на проверку преподавателю [1].

Дндесзауиыы-цк0хйп-лнlтpисн о сети Иныероет в l<oйццX0-нгoаос ХХо., но наибольшее распространение они получили уже в XXI в., особенно после 2010 -oыa.HлтyOежоlмeкoмптнйхДdотHyCаurserх,и ЦЫему cмoглпcдeуa^■ыnаyн-ю-щие онлайн-курсы массовыми и доступными, причём предполагалось обучение ыаы наыпасной, оак и оа 6оспмнтыой ысноцо. Соххыер омлайр-гдссы стапнхе-налом для прямой связи преподавателей и студентов. В настоящее время он-ламн-обуийним пoзкслоетычaщймся rloлн-xpыхгю-незитьcтцoTтезорaыeль^^нм сыоду - оxтттеть с слушртцолыепн,запиc-нные весущимннсмгюpейaтeлю-нв своей отрасли, выполнять задания, консультироваться с преподавателями, об-щттьонеoдимгnупнйикыыив оноaHх-йоеax,Ыxыгoсаол йдоныиениюкоетнИы-тернет.

Дистанционное обучение подразумевает получение образования без посещения занятий в аудиториях, а используя только набор определенных ин-нтыемеытоцв чaтcмoстгюыычeрaккихмнlxеpeыcтвдбтйeния.Ыеoе видполучакыя образования имеет те же составляющие учебного процесса, что и привычные за-цяохя:cмебныeppо-paммыи зснитий. Блегодаро нитя-

ному иlгoДпыoтepннlx техноно гипмхчмбные зен ятноитoвoлттcопa ресстойни и н могут представлять собой следующие виды занятий:

Ыыняиич«дйcтаиоиoрнoербyчe!ынe>>и<<oнмaнгоoерчйнцe>>ндcыйpсмeнйoц этапе практически полностью идентичны и обладают такими качествами, как:

- нюTпльйoечьыеЫХмктйвн^яСцрт^^^х^иезрот ходе

всего периода обучения;

д индйнидмхлциый ттxйоXечepит - иоочатхыагениалы модно в coбеевеи-ном темпе, независимо от групп и программ;

Таблица1

Различные видызанятий вусловияхдистанционногообучения

№ Виды занятий

1. веб занятия, т.е. своеобразный форум на интернет сайте. Во время таких занятий каждый студент может оставлять информацию по определенной теме, при этом обмен информацией не происходит синхронно;

2. чат - занятия, которые проходят в режиме реального времени. Общение со всеми студентами проходит одновременно и параллельно;

3. аудио, теле или видеоконференции, основу которых составляют рассылки на электронную почту каждого студента необходимых учебных материалов, а также информация, отправленная на других носителях через почтовые отправления.

ISSN 1991-5497. МИРНАУКИ.КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 5 (78) 2019

- гибкийграфик- материалы дочтуинывыюЧоеиоемя щняи ночи;

- ростуиноить, нокаииоимодсгеографическогоиолодооияивремени учдр щийся имтиодоступ к о^f^апиоаторннoчy реоурсу курса;

н технологичность л еиитрызoвiKйиы вoЫoтпoиитeлвирмаpoиаccоooырй-

ших;

- достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способсактющио решонию аоочосовв ечлоике- еычепpЙзaнятостииpчкиицы от вотглета[1Н

я деятел ьность преподавателем и студентов в условиях дистанционного и онлайн-обучения (табл. 2).

Деятельность преподаватели и студентои в условиях дистанционного и онлайн-обучения

Преподаватели в условиях дАстьтцАдттдгд дбучетия: Слушатели в условиях дистанционного обучения:

- создают обучающие курсы по своему предмету; - планируют учебную нагрузку; - проводят лекции, семинары, практические и лабораторные работы; - контролируют прогресс студентов при помощи тестов; - присутствуют на дтльйт-зьтят9ях в виртуальном классе; - используют большое количество ресурсов интернет-библиотек для самостоятельного изучения тем; - могут общаться с педагогами и ддтдкур1т9кьм9, в том числе и в режиме реального времени; - могут получать консультации преподавателя в мькшммьш сжатые сроки посредством голосовых и видео чатов, электронной почты, форумов и других ресурсов.

Первыми в России начали вводить дистанционные формы высшего образования СГА (Современнаягуманитарная академия), Московскийгосударственный индустриальный университет и другие. Также стоит отметить вузы, создавшие в яйвосстыуктурс оваельные ыаосазделення тнлай н-нноамамм, кото раю целе-навтово^в!Г^(в занимаются оаарабоякоГ в тоддсржкоР т^^'^еннт гоуаенторчеяар интернет Факультеты и центры дистанционного образования действуют в РЭУ ио. Плелетана, Мыотоискум госудакянконном тыдустриальном оы^Е^^^ивыо^^ы МГО аеса, Моякоуском коаудаястуонном кгв^г^'^елыяоа! к/ксермитк^в^к, ском энергетическом институте, МЭСИ [2]. В настоящий момент в московских якзаз тыаанн-орразтнание активно реализсетсяато госедаяятнянсых вузахы на нагocyдаылттаснытвyзax; оКуч ееив вeдаг■cя сныше,чем уа ОР вактaвлeн инмрк Рассмотрим российские вузы, которые вносят серьёзный вклад в развитие дис-тaнтгАннoкo оеpaзoйaяно (т^^^н-о K).

В Московском международном университете (АНО ММУ) онлайн-образова-ние возможно по следующим образовательным программам:

Бакалаврские программы (4,5 года):

Библиографический список

Таблица 3

Российские вузы, активно применяющие дистанционнуюформуобучения

№ Название вуза Число программ

1. Евразийский открытый институт 17 программ

2. Российский университет кооперации 15 программ

3. Московский государственный индустриальный университет 12 программ

4. Академия МНЭПУ 10 программ

5. Московский международный университет 10 программ

6. Московский университет им. Витте 10 программ

7. Московский технологический институт 10 программ

- государственное и муниципальное управление,

- менеджмент,

- эконсмика,

- реклама и связи с общественностью,

н юрнспруденция,

- лингвистика,

- гк^ивлистири,

- псинология.

Магистерские программы (2,5 года):

- экяномукя,

- менеджмент.

Эле ктроннаякистема дистанционного обучения \содержит все ключевые функции, необходимые для проведения учебного процесса посредством сети Интернет: от авторязацивстудентц до моончатель ной оценки его работы по каждой изучаемой дисциплине. Система предоставляет возможность общения студента с препода ветииемл мюбое удобное время, а контрольные и аттестационные задания могут выполняться студентами удаленно.

Для тниочтобш ибитуриенты могли иметь представление о том, как будет проходить работа и в каком виде будут представлены учебные материалы и ма-териалл длк задацч°, ознакомиться с видами тестов, на сайте университета им предлага етрдознакоми ться с демонстрационными дисциплинами [3].

Клк прдизынаиц практика, дистанционное образование получает всё большую попилирнодки ираиияястранеине. В России дистанционная форма интенсивно развивается во многих вузах, отрабатываются технологии наиболее эффективного нзяимодействия со студентами, что позволяет осуществлять качественную профессиональную подготовку

Тдбл9да2

1. Что такое онлайн-обучение или e-learning? Available at: https://kogio.ru/faq/general/elearning/

2. Как работает дистанционное обучение? Available at: https://almamater13.ru/obuchenie/obuchenie-distancionno-kak-eto-%E2%9D%B6-kak-rabotaet-distancionnoe-obuchenie-%F0%9F%9A%A9-distancionnoe-obuchenie-rabota-%F0%9F%9A%A9-distancionnoe-obrazovanie.html

3. Московский международный университет онлайн-образования Available at: https://mi.university/online/

4. Sorokopud Y.V., Nikolaev M.V., Zinchenko A.S., Kolodnitskaya O.A., Uvarova N.N., Shibaev V.P. Implementation of pedagogical coaching in the educational space of the university. Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2018; Т. 10, № 5S: 980 - 992.

5. Igropulo I.F., Semina I.S., Sorokopud Y.V., Shapovalov V.K. The use of tuning methodology for designing master's degree programmes in teacher education. World Applied Sciences Journal. 2013; Т. 27, № 13 A: 116 - 121.

6. Vezirov T.G., Borozinets N.M., Sorokopud Y.V. The experience of the usage of information technologies in preparation of future teachers in the global educational practice. Middle East Journal of Scientific Research. 2013; Т. 18, № 1: 4 - 8.

7. Vezirov T.G., Guseynov R.J., Sultanov E.S., Abdulgalimov R.M., Sorokopud Y.V. Russian experience of the Unesco's programs realization in the sphere of informatization of the pedagogical education. Biosciences Biotechnology Research Asia. 2014; Т. 11, № 3: 1631 - 1638.

Refеrences

1. Chto takoe onlajn-obuchenie ili e-learning? Available at: https://kogio.ru/faq/general/elearning/

2. Kak rabotaet distancionnoe obuchenie? Available at: https://almamater13.ru/obuchenie/obuchenie-distancionno-kak-eto-%E2%9D%B6-kak-rabotaet-distancionnoe-obuchenie-%F0%9F%9A%A9-distancionnoe-obuchenie-rabota-%F0%9F%9A%A9-distancionnoe-obrazovanie.html

3. Moskovskij mezhdunarodnyj universitet onlajn-obrazovaniya Available at: https://mi.university/online/

4. Sorokopud Y.V., Nikolaev M.V., Zinchenko A.S., Kolodnitskaya O.A., Uvarova N.N., Shibaev V.P. Implementation of pedagogical coaching in the educational space of the university. Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2018; T. 10, № 5S: 980 - 992.

5. Igropulo I.F., Semina I.S., Sorokopud Y.V., Shapovalov V.K. The use of tuning methodology for designing master's degree programmes in teacher education. World Applied Sciences Journal. 2013; T. 27, № 13 A: 116 - 121.

6. Vezirov T.G., Borozinets N.M., Sorokopud Y.V. The experience of the usage of information technologies in preparation of future teachers in the global educational practice. Middle East Journal of Scientific Research. 2013; T. 18, № 1: 4 - 8.

7. Vezirov T.G., Guseynov R.J., Sultanov E.S., Abdulgalimov R.M., Sorokopud Y.V. Russian experience of the Unesco's programs realization in the sphere of informatization of the pedagogical education. Biosciences Biotechnology Research Asia. 2014; T. 11, № 3: 1631 - 1638.

Статья поступила в редакцию 16.10.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.