Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ GTL - ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОЛУЧЕНИЯ ТОПЛИВ С УЛУЧШЕННЫМИ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ'

ТЕХНОЛОГИЯ GTL - ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОЛУЧЕНИЯ ТОПЛИВ С УЛУЧШЕННЫМИ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
99
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GTL / КОНВЕРСИЯ МЕТАНА / СИНТЕЗ ФИШЕРА-ТРОПША / СИНТЕТИЧЕСКИЕ ЖИДКИЕ ТОПЛИВА / СОДЕРЖАНИЕ БЕНЗОЛА И СЕРЫ / ТОПЛИВНАЯ ХАРТИЯ / КАТАЛИЗАТОРЫ GTL / OLTIN YO'L GTL / AROMATIC HYDROCARBONS / BENZENE / OCTANE NUMBER / ANTIKNOCK RATING / BENZAPYRENE / OXYGEN CONTAINING ADDITIVES

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Гайбуллаев С.А., Турсунов Б.Ж., Тимуров Ш.М.

В данной статье приведена роль технологии GTL и перспективы получения качественного синтетического жидкого топлива с улучшенными эксплуатационными и экологическими свойствами. А также, разъяснены основания востребованности в получении синтетического жидкого топлива из альтернативного сырья. Освящены основные этапы, методы и реакции получения продукции синтеза. Рассмотрена реализация проекта OLTIN YO’L GTL и его преимущество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по промышленным биотехнологиям , автор научной работы — Гайбуллаев С.А., Турсунов Б.Ж., Тимуров Ш.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GTL TECHNOLOGY IS A PROMISING DIRECTION FOR PRODUCTION OF FUELS WITH IMPROVED ENVIRONMENTAL PROPERTIES

In this article the octane characteristics of hydrocarbon groups are brought up, which are present in the composition of petrol. The effect on antiknock rating and environmental effects of benzene, present in the composition of petrol is shown. Standard requirements for use, the negative impact at elevated concentration in the fuel are also shown here. The relationships between the octane number of fuels with a quantotative content of benzene are investigated.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ GTL - ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОЛУЧЕНИЯ ТОПЛИВ С УЛУЧШЕННЫМИ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ»

УДК 665.66

Гайбуллаев С.А. старший преподаватель Турсунов Б.Ж. преподаватель Тимуров Ш.М. студент

Бухарский инженерно-технологический институт

Республика Узбекистан, г. Бухара

ТЕХНОЛОГИЯ GTL - ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОЛУЧЕНИЯ ТОПЛИВ С УЛУЧШЕННЫМИ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ

СВОЙСТВАМИ

Аннотация: В данной статье приведена роль технологии GTL и перспективы получения качественного синтетического жидкого топлива с улучшенными эксплуатационными и экологическими свойствами. А также, разъяснены основания востребованности в получении синтетического жидкого топлива из альтернативного сырья. Освящены основные этапы, методы и реакции получения продукции синтеза. Рассмотрена реализация проекта OLTIN YO 'L GTL и его преимущество.

Ключевые слова: GTL, конверсия метана, синтез Фишера-Тропша, синтетические жидкие топлива, содержание бензола и серы, топливная хартия, катализаторы GTL, OLTIN YO 'L GTL

Ghaybullaev S.A. senior teacher Tursunov B.Zh.

teacher Timurov Sh.M. student

Bukhara engineering and technology Institute, Republic of Uzbekistan, Bukhara GTL TECHNOLOGY IS A PROMISING DIRECTION FOR PRODUCTION OF FUELS WITH IMPROVED ENVIRONMENTAL

PROPERTIES

Annotationen this article the octane characteristics of hydrocarbon groups are brought up, which are present in the composition of petrol. The effect on antiknock rating and environmental effects of benzene, present in the composition of petrol is shown. Standard requirements for use, the negative impact at elevated concentration in the fuel are also shown here. The relationships between the octane number offuels with a quantotative content of benzene are investigated.

Keywords: aromatic hydrocarbons, benzene, octane number, antiknock rating, benz-a-pyrene, oxygen containing additives.

Ассортимент и качество вырабатываемых автомобильных бензинов

определяются структурой автомобильного парка, техническими возможностями нефтепереработки и нефтехимии, а также экологическими требованиями [1].

Согласно Всемирной топливной хартии по качеству перспективных автомобильных топлив, учитывающих требование потребителей и технологий контроля над выбросами загрязняющих веществ автомобилями, которая предусматривает улучшение качества топлива и позволяет:

- снизить выброс загрязняющих веществ автомобилями,

- единообразно удовлетворять пожелания потребителей в отношении эксплуатационных характеристик,

- свести к минимуму сложность автомобильного оборудования за счёт оптимизированного топлива для каждой категории, что позволить снизить расходы потребителя (как при покупке, так и при эксплуатации).

Для того, чтобы достичь эти характеристики необходимо снизить уровень содержания серы, ароматических углеводородов (в том числе бензола не более 1%) и олефиновых углеводородов до требуемых стандартов EN-228 [2].

Нефть и газовый конденсат является основным источником сырья для получения моторных топлив и продуктов основного органического синтеза. Однако темпы роста разведанных запасов нефти уже не успевают за ее потреблением. При этом неизбежен переход к альтернативным источникам сырья и видам топлив.

Наиболее экономически выгодным и экологически привлекательным выглядит использование природного газа.

Технологии GTL (gas-to-liquids) - способ получения топлива и химических продуктов путём химических производств по превращению природного газа в высшие углеводороды.

Получение моторных топлив из газа возможно двумя направлениями. Первой стадией любого процесса является конверсия метана (основной составляющей природного и попутного газа) в синтез-газ (смесь СО и Н2). Далее производство углеводородов возможно через стадию получения метанола и непосредственно из синтез-газа методом Фишера-Тропша.

Весь процесс синтеза жидких углеводородов из газа осуществляется в три этапа. На первом этапе происходит конверсия метана в синтез газ, который является одним из важнейших химических процессов, пригодный для промышленного получения водорода и дающий начало синтезу углеводородов и других технически ценных продуктов. Получение синтезгаза с окислительной конверсии метана состоит из следующих трёх методов:

- паровая конверсия СН4 + Н20 ^ СО + 3Н2, АН = 206 кДж/моль, (1)

1

- парциальное окисление кислородом СН4 +-02^ СО + 2Н2, АН=-

35,6 кДж/моль, (2)

- углекислотная конверсия СН4 + С02 ^ 2СО + 2Н2, АН=247 кДж/моль,

где АН — тепловой эффект химической реакции; при АН < 0 реакция экзотермическая и идет с выделением энергии, а при АН > 0 — реакция эндотермическая и протекает с поглощением тепла.

В процессе переработки метана протекают так же конверсия водяного пара (4) и углеотложение по реакциям (5) и (6):

СО + Н20 ^ С02 + Н2, АН = -41 кДж/моль, (4)

2С0 ^С + С02, АН = +172 кДж/моль, (5)

СН4 ^ С + 2Н2, АН = +75 кДж/моль. (6)

При парциальном окислении метана возможно протекание реакции глубокого окисления до СО2 и Н2 (или Н2О):

СН4 + 202 ^С02 + 2Н20, АН = -890 кДж/моль (7) СН4 + 02^ С02 + 2Н2 (8)

Таким образом, во всех процессах часть СО неизбежно теряется, а катализаторы отравляются образующимся углеродом.

На втором этапе - синтез ФИШЕРА-ТРОПША, синтез-газ подается в реактор синтеза, где в присутствии катализатора молекулы объединяются в длинные углеводородные цепочки. Образование углеводородов из СО и Н2 (синтезгаза) является сложным каталитическим процессом, включающим большое число последовательных и параллельных превращений. Процесс осуществляется при нормальном и повышенном давлениях в присутствии катализаторов на основе переходных металлов VIII группы (в основном Fe, Со, Ru). Во время синтеза выделяется много тепла, а в качестве побочного продукта образуются водяной пар (его направляют крутить турбины) и вода.

Синтез Фишера-Тропша можно рассматривать как восстановительную олигомеризацию оксида углерода:

пСО + тН2 ^ СхНуОг (9)

Конечными продуктами в общем случае являются алканы, алкены и кислородсодержащие соединения, т.е. из СО и Н2 термодинамически возможно образование углеводородов любой молекулярной массы, типа и строения (кроме ацетилена). На распределение по классам продуктов синтеза Фишера-Тропша влияют различные параметры: природа металла-катализатора, размер его частиц, температура, давление, соотношение СО и Н2, объемная скорость газа и др.. Побочными реакциями синтеза углеводородов из СО и Н2 являются: гидрирование оксида углерода до метана, диспропорционирование СО (5), равновесие водяного газа (4), образование низших алкенов и спиртов, гидрирование алкенов, дегидрирование спиртов, частичный гидрокрекинг первичных алканов, перераспределение водорода и др.

Наиболее перспективными катализаторами синтеза углеводородов из оксида углерода и водорода считаются кобальтовые системы, которые при давлении 1-30 атм и температуре 120-130 °С позволяют селективно получать

линейные алканы:

пСО + (2п - 11)Н2 ^ СпН2П+2 + ПН2 (10)

Катализаторами процесса помимо указанных кобальтовых систем являются металлы VIII группы Периодической системы химических эклментов. Наибольшую каталитическую активность проявляют Ru, Fe, Со, №, дру гие металлы VIII группы (1г, Pd, Pt, Os, Rh) проявляют низ кую активность. Согласно ранним работам, удельная каталитическая активность металлов в синтезе Фишера-Тропша падает в ряду: Ru>Fe>Ni>Co>Rh>Pd>Pt. Однако более поздние результаты показывают, что активность кобальта выше, чем железа. Только эти два металла применялись в промыш ленных установках синтеза углеводородов.

Синтез Фишера-Тропша - сильно экзотермический процесс. Отвод большого количества тепла в ходе синтеза представляет собой важнейшую проблему при проектировании промышленных установок.

На третьем этапе полученные в процессе синтеза жидкие и твердые продукты содержат алканы и алкены подвергаются гидрокрекингу (присоединению водорода и расщеплению), в процессе которого длинные молекулы расщепляются на более короткие, а также изомеризации. В зависимости от условий реакции (температура, давление) можно получать самые разные фракции углеводородов-нафта, нормальные парафины, авиационный керосин, газойль (дизтопливо) и изопарафины.

Как указывалось выше, содержание твердых алканов колеблется и зависит от состава применяемого катализатора и условий процесса синтеза, т. е. температуры, давления и состава газа.

В сотрудничестве с южно-африканской компанией «$аэо1» и малазийской компанией «PETRONAS», НХК Узбекнефтегаз осуществляет реализацию одного из самых амбициозных энергетических проектов в мире на сегодняшний день. OLTIN YO'L GTL установит новые стандарты на технические характеристики топлива и продемонстрирует волнующие инвестиционные возможности, которые предлагает Узбекистан.

Данный проект поможет Узбекистану встать на золотой путь, ведущий к будущему с экологически чистыми и устойчивыми энергоносителями, привлечь больше инвестиций и стимулировать развитие.

Используя природный газ Узбекистана, «OLTIN YO'L GTL»будет производить некоторые виды из наиболее экологически чистых и современных топлив в мире, способствуя снижению выбросов в атмосферу и потребности в импорте топлива, а также внедрению одной из наиболее продвинутых мировых технологий в уже впечатляющую энергетическую промышленность Узбекистана.

Завод ежегодно будет выпускать более 1,5 млн. тонн высококачественного синтетического жидкого топлива, соответствующего стандарту ЕВРО 5, под торговой маркой ОШп Yo'1 GTL. В том числе:

- 743,5 тыс. тонн дизельного топлива

- 311 тыс. тонн авиакеросина

- более 431 тыс. тонн нафты

- более 50 тыс. тонн сжиженного газа.

Развитие GTL-производств целесообразно по следующим пяти причинам. Во-первых, независимость энергетики от нефти. Во -вторых, продукт GTL-экологически чистое топливо. В-третьих, GTL-это альтернативный путь экспорта природного газа и независимость от трубопроводов. В-четвертых,-возможность утилизации попутных газов нефтедобычи. В-пятых,-это извлечение прибыли от производства синтетического топлива.

Использованные источники:

1. С.А. Гайбуллаев. Влияние октаноповышающих присадок и высокооктановых добавок на качество моторного топлива. Сборник научных трудов, Программа дополнительного образования, «Педагогика и психология», Часть 2. Москва, 2010. С. 61-66.

2. Б.Ж. Турсунов, Г.О. Алланазаров. Перспективные технологии производства по улучшению качества бензина// Теория и практика современной науки. Научно-технический журнал.- Саратов, 2019. - №3. Основной раздел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.