Научная статья на тему 'Технология формирующего оценивания как средство обеспечения качества обучения'

Технология формирующего оценивания как средство обеспечения качества обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
842
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / QUALITY / FORMATIVE ASSESSMENT / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Елена Константиновна

В статье рассматриваются технологические средства обеспечения качества обучения в общеобразовательной школе. Одним из эффективных способов достижения качества обучения является формирующее оценивание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология формирующего оценивания как средство обеспечения качества обучения»

чительств: «Войсковое правление придет на помощь попечительствам. В недалеком будущем предвидится отпуск казны, следовательно, надо разработать планы организации этих попечительства [ГАИО. Ф. 63 Оп. 1 Д. 145. Л. 25].

Из 59 двухклассных казачьих училищ только при трех училищах имеются ремесленные отделения. Председатель Войскового правления заявил, что «Войсковое правление будет развивать сдельное мастерство, потребность в котором сильнее всего у казаков» при условии:

- совместного с обществами финансирования;

- обеспечении сбытом продукции и материалом;

- распределения казачьих школ на районы и в каждом районе при одной школе устроить эти отделения.

Анализ архивных документов характеризует период начал ХХ века особым вниманием к казачеству, которое являлось военным оплотом Сибири. Правительство стремилось не только улучшить условия проживания казачьих поселений в материальном плане, но и развивать культуру, образование, сохраняя и почитая традиции и самобытность казачества.

Библиографический список

1. Романов, Г. И. Иркутское казачество (2-я половина XVIII - начало ХХ века) [Текст] / Г. И. Романов, П. А. Новиков. - Иркутск : ООО НПФ «Земля Иркутская», 2009. - 352 с. ил.

2. Дело о состоянии народного образования в Забайкальской области [Текст] // ГАИО. Ф. 63 Оп. 1 Д. 145 Л. 7-28.

Проблемы управления качеством современного процесса Михайлова Елена Константиновна

Учитель английского языка МОУ «Гимназия № 1 им. А.А. Иноземцева», г. Братск, Россия

УДК 378.1 ББК 74.2

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматриваются технологические средства обеспечения качества обучения в общеобразовательной школе. Одним из эффективных способов достижения качества обучения является формирующее оценивание. Ключевые слова: качество; формирующее оценивание; технология.

FORMATIVE ASSESSMENT TECHNOLOGY AS A WAY OF PROVIDING EDUCATION QUALITY

The article deals with technological means of providing quality in the secondary school. One of the effective ways of attaining quality is formative assessment.

Key words: quality; formative assessment; technology.

Система оценивания учебных достижений школьников на современном этапе позволяет использовать оценивание для организации учебного процесса в его формирующей функции. Понятие «формирующий» в контексте нашей статьи имеет иное значение, отличающееся от понимания данного слова в таких сочетаниях, как «формирующая педагогика» [Орехова, 2002] или «формирующая образовательная парадигма» [Колесникова, 2002], поскольку исследуемый нами процесс оценивания необходимо организовывать таким образом, чтобы можно было целенаправленно формировать результат обучения на основе диагностики и мониторинга учебного процесса на всем его протяжении в рамках специально созданных условий, когда оцениваются все продукты учебно-познавательной деятельности школьника, показывающие не только результаты обучения, но и усилия, приложенные учащимся к конструированию нового знания и его личные учебные достижения. В таком случае мы можем рассматривать процедуру оценивания с позиции пролонгированного формирующего дидактического процесса, обеспечивающего личную учебную траекторию школьника в заданных педагогических условиях и способствующего достижению учеником установленного образовательного уровня.

Рассматривая проблему обеспечения качества обучения средствами формирующего оценивания учебных достижений школьников, мы пришли к необходимости разработки технологии формирующего оценивания, которая, будучи интегрированной в технологию обучения, отражает характерные признаки последней. Формирующее оценивание, в отличие от традиционного оценивания, при котором результаты тестов и контрольных работ являются основным источником информации об уровне знаний и умений учащихся, осуществляется в тесной связи с тем, как реально протекал процесс обучения.

И.С. Фишман и Г.Б. Голуб в своей работе «Формирующая оценка образовательных результатов учащихся» [Фишман, 2007] указывают на то, что формирующее оценивание предполагает оценку достижений учащихся, выявление пробелов в усвоении элементов содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Ссылаясь на Smith A., Lovatt M. и Wise D., они приводят следующую метафору, определяющую суть формирующего оценивания: «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост» [Smith, 2003].

Наряду с понятием «формирующее оценивание» встречаются такие понятия, как «оценка, способствующая обучению (ОСО)» [Бойл, 2010], «текущее моделирование обучаемого» [Атанов, 2002]. «Формирующее оценивание от-

носится ко всем видам деятельности, которые осуществляют учителя и учащиеся. Оно обеспечивает обратную связь, позволяющую регулировать обучение и учение в интересах учащегося» [Black, 2003] (перевод наш. - Е.М.). «Главное правило заключается в том, чтобы каждый учащийся получал обратную связь в своей письменной или устной работе своевременно и структурированно, что имеет, прежде всего, формирующую цель» [Providing feedback] (перевод наш. - Е.М.). «Формирующее оценивание делает акцент на улучшение результатов обучения и совершенствование преподавания. Оно противоположно суммирующему оцениванию, нацеленному на отчетность и ранжирование учеников [Assessment That Improves Performance] (перевод наш. - Е.М.). «Учителя оценивают то, как школьники учатся, а затем используют эту информацию для корректировки обучения. Такое диагностичное использование оценивания с целью обеспечения обратной связи для учителей и учащихся в процессе обучения называется формирующее оценивание» [Boston, 2010] (перевод наш. - Е.М.). «В рамках формирующего оценивания учащиеся оцениваются на протяжении всего процесса работы, акцент при этом делается на улучшении этого процесса» [National Council]. (перевод наш. - Е.М.). «Формирующее оценивание направлено на обеспечение дальнейшего совершенствования учебных достижений» [Terry Crooks] (перевод наш. - Е.М.)

Отталкиваясь от вышесказанного, мы рассматриваем формирующее оценивание как процесс формирования результата обучения, направленный на своевременное обеспечение наглядной обратной связи, совершенствование учебных достижений в условиях системно-деятельностного подхода в обучении на основе алгоритмизации и эргономизации учебного процесса и предметного содержания, критериально-ориентированного и критериальноуровневого обучения и оценивания.

В связи с этим, мы представляем технологию формирующего оценивания (ТФО) как модель (описание) процесса достижения планируемых результатов, позволяющую целенаправленно, планомерно, критериально ориентированно достигать гарантированного результата в учебном процессе, регламентируя действия как учителя, так и ученика. Признаками технологии формирующего оценивания является наличие целей, диагностических средств, закономерностей структурирования взаимодействия учителя и учащихся, системы средств и условий достижения педагогических целей, средств мониторинга учебного процесса и анализа результатов деятельности субъектов обучения.

Основные составляющие технологии формирующего оценивания включают в себя следующие компоненты (рисунок 1):

- целевой (формирование результата обучения);

- содержательный (предметно-информационная среда, включающая учебный материал, структурированный по реперным точкам на основе эргономического подхода);

- процессуальный (алгоритмичный подход к работе с предметно-информационной средой, включающей Карту Знаний и Листы обратной связи);

- критериальный (организация обратной связи при овладении предметно-информационной средой на основе критериально-ориентированного и критериально-уровневого подхода);

- оценочно-результативный (осуществление текущего и промежуточного оценивания в рамках критериально-ориентированного подхода, организация итогового и рейтингового оценивания на основе критериально-уровневого подхода).

Рис. 1. Компоненты технологии формирующего оценивания

Технология формирующего оценивания позволяет делать выводы о продвижении ученика по личной учебной траектории путем сравнения не только со среднестатистической нормой, не только с другими учениками, но и путем сравнения его новых результатов с предыдущими, связывать оценку с индивидуальным приращением образовательных результатов (умений, компетентностей и т.п.) учащегося; обеспечивать учащемуся доступную информацию о его собственных достижениях, стимулируя самооценку ребенка; формировать умения учащегося оценивать собственные результаты образования, предоставляя ему возможность выбирать как способы и темпы достижения образовательного результата, так и уровень его освоения, способствуя превращению обучающегося в субъект оценивания; оценивать ученика, по мнению Г.А. Атанова, И.Н. Пустынниковой, не по тому, «сколько ошибок он допустил, а по тому, сколько ошибок он исправил» [Атанов, 2002].

Библиографический список

1. Атанов, Г. А. Обучение и искусственный интеллект, или Основы современной дидактики высшей школы [Текст] / Г. А. Атанов, И. Н. Пустын-никова. - Донецк : ДОУ, 2002. - 503 с.

2. Бойл, У. Оценка, способствующая обучению [Электронный ресурс] // Информационный бюллетень № 2 (июнь 2010) Академии народного хозяйства при правительстве Российской Федерации / У. Бойл. - 2010. - URL : http://www.ciced.ru/docs/2010 03 15/5 years on RUS.pdf (дата обращения: 18.12.2010).

3. Колесникова, Л. И. Совместное проектирование как фактор развития профессиональной компетентности преподавателей педагогического колледжа [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. И. Колесникова. -Иркутск, 2002. - 21 с.

4. Орехова, Н. В. Педагогические условия развития личностной спонтанности старшего школьника [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. В. Орехова. - Иркутск, 2002. - 22 с.

5. Фишман, И. С. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся [Текст]: метод. пособие / И. С. Фишман, Г. Б. Голуб. - Самара : Издательство «Учебная литература», 2007. - 244 с.

6. Assessment That Improves Performance. [Электронный ресурс]. - URL : http:// www.exemplars.com/resources/formative/ (дата обращения: 20 марта 2011).

7. Black, P., William, D. (2003) ‘In Praise of Educational Research’: formative assessment. British Educational Research Journal. 29 (5), 623-37. ISSN 0141 -1926.

8. Boston, Carol. The Concept of Formative Assessment. [Электронный ресурс]. - URL : http://www.vtaide.com/png/ERIC/Formative-Assessment.htm (дата обращения: 18.12.2010).

9. National Council of Teachers of English. Formative Assessment vs. Summa-

tive Assessment. [Электронный ресурс]. - URL : http://www.

slideshare.net/jcheek2008/formative-assessment-vs-summative-assessment (дата обращения: 18.12.2010).

10. Providing feedback to students on their performance. Section 6: Programme-related matters. Guide to policy and procedures for teaching and learning: A User’s Guide, Network Educational Press Ltd, ISBN 978-1855391505.

11. Smith, A., Lovatt, M. and Wise, D. (2003) Accelerated Learning: A User’s Guide, Network Educational Press Ltd, ISBN 978-1855391505.

12. Terry Crooks. The Validity of Formative Assessments [Электронный ресурс]. - URL : http://www.leeds.ac.uk/educol/documents /00001862.htm (дата обращения: 18.12.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.