Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
копинг-стратегии / совладающее поведение / студенты / физическая культура и безопасность жизнедеятельности / психофизическая подготовка

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковязина Инна Валентиновна, Круглова Елена Александровна

В данной статье описывается необходимость применения технологии формирования копинг-стратегий у будущих педагогов в целях модернизации образовательного процесса, создания условий для здоровьесбережения и профилактики эмоционального выгорания педагогов. Представлены результаты исследования копинг-стратегий поведения у студентов профиля «Физическая культура, безопасность жизнедеятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Б01: 10.24412/с1-37095-2024-1 -22-26

Ковязина И. В.

кандидат психологических наук, доцент,

Тюменский государственный университет, г. Тюмень

Круглова Е. А.

студент, Тюменский государственный университет, г. Тюмень

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Ключевые слова: копинг-стратегии, совладающее поведение, студенты, физическая культура и безопасность жизнедеятельности, психофизическая подготовка. Аннотация. В данной статье описывается необходимость применения технологии формирования копинг-стратегий у будущих педагогов в целях модернизации образовательного процесса, создания условий для здоровьесбережения и профилактики эмоционального выгорания педагогов. Представлены результаты исследования копинг-стратегий поведения у студентов профиля «Физическая культура, безопасность жизнедеятельности».

Модернизация образования и поиск новых моделей и технологий сохранения здоровья педагогов является одной из актуальных проблем современности. Умение педагога находить верные решения и продуктивно справляться со стрессами в повседневной жизни и профессиональной деятельности - это залог его психологического благополучия и здоровьесбережения, что оказывает влияние и на сохранения здоровья учащихся, их комфорта и возможности формирования у них здоровьесберегающей компетентности.

В период подготовки будущих педагогов, на наш взгляд, необходимо уделять внимание и новым технологиям, психологической готовности к деятельно-

Занкиевские чтения

сти, в том числе и формированию конструктивных копинг-стратегий. Это способствует нахождению выхода из нестандартных ситуаций, развитию умения противостоять всевозможным вызовам и правильно выстраивать свое поведение, препятствует эмоциональному выгоранию и т. д.

Будущие специалисты в области физической культуры и безопасности жизнедеятельности особенно нуждаются в умении использовать продуктивное профессиональное копинг-поведение[2], так как от их профессионализма зависят не только их личные жизнь и здоровье, но и других людей.

Как отмечают А. В. Маркер, А. М. Хандархаев и другие, копинг-стратегии поведения или «копинги» представлены в психолого-педагогической литературе как адаптивное или совладающее поведение личности, которое позволяет справляться со сложными жизненными, стрессовыми ситуациями [4]. «Копинг» во многих источниках рассматривают как эквивалент совладания.

Связь копинг-стратегий с содержанием деятельности изучали Г. Г. Броне-вицкий, О. А. Ворона, Е. П. Ермолаева, С. В. Заяц, В. И. Иващенко, А. А. Качина и другие. Так Г. Г. Броневицким и В. И. Иващенко [1] было доказано, что необходимо профессиональное психолого-педагогическое обеспечение как процесс психолого-педагогического сопровождения профессионализации специалиста, который осуществляет свою деятельность в экстремальной ситуации.

Эффективность формирования и применения копинг-стратегий зависит от многих внешних и внутренних факторов. Так А. А. Качиной и Т. А. Злоказовой [3] были выявлены основные риск-факторы в деятельности педагогов. Показана взаимосвязь уровня развития стресса, способности педагогов к осознанию и регуляции эмоциональных состояний и предпочитаемых стратегий совладающего поведения. Рассмотрены ситуации, когда учитель, помимо своих обычных профессиональных обязанностей, сталкивается с необходимостью оказания психологической помощи и поддержки детям и их родителям. Это осложняется порой еще и недостаточной, с точки зрения педагогов, поддержкой со стороны коллег, руководства учебного заведения и общественного мнения.

Исследователями подчеркивается, что эффективность решения профессиональных задач, устойчивость к стрессу и сохранение психологического здоровья напрямую зависит от гибкости мышления, способности к саморегуляции и мобилизации ресурсов. В психолого-педагогической литературе отмечается также, что навыки саморегуляции и конструктивные стратегии совладания можно формировать. Синельников В.В. подчеркивает, что «мы сами создаем окружающий мир; делаем, творим его своими мыслями, эмоциями, поведением» [5, с. 19].

Целью нашего исследования являлось выявление и анализ копинг-страте-гий поведения студентов будущих педагогов профиля «Физическая культура, безопасность жизнедеятельности». Мы предположили, что на выбор копинг-стратегий оказывает влияние и профессиональное обучение в вузе, связь теории и практики при профессиональной подготовке, практические занятия, направленные на развитие саморегуляции и выносливости.

Нами было проведено исследование со студентами 1 и 4 курсов профиля «Физическая культура, безопасность жизнедеятельности» в количестве 35 человек. Диагностика поведенческих стратегий проводилась с помощью копинг-те-ста Р. Лазаруса и С. Фолкмана, адаптированного Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой. Для уточнения причин реагирования в разных ситуациях нами был проведен опрос, который включал в себя 10 утверждений, связанных с основными факторами, повлиявшими на выбор стратегии реагирования в ситуации стресса (формулировки утверждений были согласованы с экспертами-педагогами кафедры ППиСО ТПИ им. Д. И. Менделеева (филиал) ТюМГУ в количестве 4-х чел.).

Результаты получились следующие: студенты 1 курса пользуются всеми копинг-стратегиями. Наблюдается выраженное использование стратегий (высокая напряженность копингов) у большинства (70%) таких как: «бегство-избегание», когда человек пытается уйти от стрессовой ситуации или проблемы, вместо того чтобы увидеть ее и найти решение, а также «дистанцирование» (у 33%), когда человек пытается отделить себя от ситуации, создавая эмоциональное или

психологическое расстояние, а иногда и все вместе. Остальные стратегии находятся на среднем уровне: «конфронтация» (стратегия совладания со стрессом путем сталкивания с проблемой или стрессом, вместо того чтобы избегать ее), «поиск социальной поддержки» (поиск поддержки окружающих), «принятие ответственности», «планирование принятия решения», «положительная переоценка». Копинги «дистанцирование» и «конфронтация», как правило, считаются малоэффективными по сравнению с большинством представленных копингов. При этом стратегию «самоконтроль», при которой человек активно управляет своими мыслями, эмоциями и поведением в стрессовой ситуации, студенты в данной группе применяют реже всего (стоит на последнем месте). Полученные данные свидетельствуют о том, что необходима работа по формированию конструктивных стратегий у данной группы испытуемых.

У студентов 4 курса высокая напряженность копинга связана с «положительной переоценкой» (у 66%) - стратегией, при которой человек переоценивает ситуацию совладания со стрессом, чтобы найти в ней положительные аспекты или найти возможности для роста и развития; а также с «планированием решений» (у 55%) - стратегия, при которой человек активно разрабатывает план действий для решения проблемы или смягчение стрессора. У большинства студентов на среднем уровне находятся такие стратегии как «бегство-избегание», «конфронтация», «планирование принятия решения», «дистанцирование», «поиск соц. поддержки», «самоконтроль». Реже всего студенты используют «принятие ответственности», что имеет как положительные, так и отрицательные последствия, которые связаны с личным участием в решении проблемы, а также с возможной повышенной самокритикой и принятием чрезмерной ответственности. В психолого-педагогической литературе подчеркивается, что важным фактором снижения негативного стресса и улучшения психологического благополучия считается разнообразие копинг-стратегий.

Данные исследования показали, что старшекурсники чаще пользуются продуктивными копинг-стратегиями, чем студенты 1 курса. Результаты опроса

Занкиевские чтения

подтвердили наше предположение о том, что помимо личностной обусловленности, влияния семейной ситуации и др. на выбор копинг-стратегий в стрессовой ситуации у старшекурсников повлияли и профессиональное обучение, практика и учебные курсы, ориентированные на психологическую готовность к деятельности, психофизическая подготовка.

Полученные результаты, на наш взгляд, требуют дальнейшего изучения.

Список источников и литературы

1. Иванова С.П., Броневицкий Г.Г., Иващенко В.И. Проблемы обеспечения психологической безопасности работающего населения в чрезвычайной ситуации // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». 2011. №2. С. 57-63.

2. Инновационные процессы в науке и образовании: монография / Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». 2018. 304 с.

3. Качина А.А., Злоказова Т.А. Особенности совладающего поведения педагогов, работающих в условиях психоэмоционального напряжения // Психология совладающего поведения: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Кострома, 23-25 сент. 2010 г. В 2 т. Т. 2 / отв. ред.: Т.Л. Крюкова, М.В. Са-поровская, С.А. Хазова. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. С. 102104.

4. Маркер А.В., Хандархаев А.М. Особенности и взаимосвязь копинг-страте-гий у студентов-психологов // Известия Иркутского государственного университета. 2017. Т. 8. С. 373-377.

5. Синельников В.В. Прививка от стресса или Психоэнергетическое Айкидо. М.: ЗАО Центполиграф, 2003. 207 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.