Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ РАЗЛИЧНЫХ КУРСОВ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ РАЗЛИЧНЫХ КУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
80
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ-ПЕДАГОГИ / ТРУДНЫЕ СИТУАЦИИ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / КОНСТРУКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / ДЕСТРУКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Володина Светлана Алексеевна

В статье автором представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в рамках магистерской диссертации. Статья посвящена изучению и сравнению предпочитаемых копинг-стратегий совладающего поведения студентов-педагогов различных курсов. В исследовании приняли участие обучающиеся второго и четвертого курсов в количестве 99 человек. Анализ проведенного автором исследования с помощью критерия U Манна-Уитни показал только одно статистически значимое различие между группами студентов разных курсов - по параметру «Принятие ответственности». Уровень применения данной копинг-стратегии у студентов четвертого курса достоверно выше, чем у студентов, обучающихся на втором курсе. Полученные в процессе проведенного исследования данные позволяют сделать вывод о том, что в целом приоритетными копинг-стратегиями совладающего поведения будущих педагогов являются конструктивные стратегии, способствующие разрешению возникшей проблемы, а именно: самоконтроль, планирование решение проблемы и положительная переоценка. Вместе с тем стратегия «бегство-избегание» имеет достаточно высокий показатель в обеих группах испытуемых. Реже всего респонденты обеих групп прибегают к таким деструктивным копинг-стратегиям, как конфронтационный копинг и дистанцирование. Полученые результаты по параметру «поиск социальной поддержки» имеют одинаково высокие данные в обеих группах испытуемых, что позволяет сделать вывод о необходимости психологической поддержки и сопровождения обучающихся. Проведенный сравнительный статический анализ показал, что при всем разнообразии копинг-стратегий совладающего поведения, периодически используемых всеми участниками исследования, студенты четвертого курса незначительно, но все же чаще применяют конструктивные стратегии поведения в трудных и конфликтных ситуациях по сравнению со студентами, обучающимися на втором курсе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF PRIORITY COPING STRATEGIES OF STUDENT TEACHERS OF VARIOUS COURSES

I In the article, the author presents the results of an empirical study conducted as part of a master's thesis. The article is devoted to the study and comparison of the preferred coping strategies of coping behavior of students-teachers of different courses. The study involved students of the second and fourth courses in the amount of 99 people. Analysis of the study conducted by the author using the Mann-Whitney U test showed only one statistically significant difference between groups of students of different courses - in the parameter "Taking responsibility". The level of application of this coping strategy among fourth-year students is significantly higher than among second-year students. The data obtained in the course of the study allow us to conclude that, in general, the priority coping strategies for the coping behavior of future teachers are constructive strategies that contribute to solving the problem that has arisen, namely: self-control, planning, problem solving and positive reassessment. At the same time, the "flight-avoidance" strategy has a rather high rate in both groups of subjects. Respondents of both groups least often resort to such destructive coping strategies as confrontational coping and distancing. The results obtained for the parameter "search for social support" have equally high data in both groups of subjects, which allows us to conclude that there is a need for psychological support and support for students. The conducted comparative static analysis showed that with all the variety of coping strategies of coping behavior periodically used by all participants in the study, fourth-year students slightly, but still more often, use constructive behavior strategies in difficult and conflict situations compared to second-year students.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ РАЗЛИЧНЫХ КУРСОВ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com

2022, №5, Том 10 / 2022, No 5, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue-5-2022.html

URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/44PSMN522.pdf

DOI: 10.15862/44PSMN522 (https://doi.org/10.15862/44PSMN522)

Ссылка для цитирования этой статьи:

Володина, С. А. Сравнительный анализ приоритетных копинг-стратегий студентов-педагогов различных курсов / С. А. Володина // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 5. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/44PSMN522.pdf DOI: 10.15862/44PSMN522

For citation:

Volodina S.A. Comparative analysis of priority coping strategies of student teachers of various courses. World of Science. Pedagogy and psychology, 10(5): 44PSMN522. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/44PSMN522.pdf. (In Russ., abstract in Eng.). DOI: 10.15862/44PSMN522

Данная статья написана на основе результатов исследований, проведенных в рамках подготовки магистерской диссертации

Володина Светлана Алексеевна

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва, Россия

Доцент

Кандидат педагогических наук E-mail: s-volodina@list.ru РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=752984

Сравнительный анализ приоритетных копинг-стратегий студентов-педагогов различных курсов

Аннотация. В статье автором представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в рамках магистерской диссертации. Статья посвящена изучению и сравнению предпочитаемых копинг-стратегий совпадающего поведения студентов-педагогов различных курсов. В исследовании приняли участие обучающиеся второго и четвертого курсов в количестве 99 человек. Анализ проведенного автором исследования с помощью критерия U Манна-Уитни показал только одно статистически значимое различие между группами студентов разных курсов — по параметру «Принятие ответственности». Уровень применения данной копинг-стратегии у студентов четвертого курса достоверно выше, чем у студентов, обучающихся на втором курсе.

Полученные в процессе проведенного исследования данные позволяют сделать вывод о том, что в целом приоритетными копинг-стратегиями совладающего поведения будущих педагогов являются конструктивные стратегии, способствующие разрешению возникшей проблемы, а именно: самоконтроль, планирование решение проблемы и положительная переоценка. Вместе с тем стратегия «бегство-избегание» имеет достаточно высокий показатель в обеих группах испытуемых. Реже всего респонденты обеих групп прибегают к таким деструктивным копинг-стратегиям, как конфронтационный копинг и дистанцирование. Полученые результаты по параметру «поиск социальной поддержки» имеют одинаково высокие данные в обеих группах испытуемых, что позволяет сделать вывод о необходимости психологической поддержки и сопровождения обучающихся.

Проведенный сравнительный статический анализ показал, что при всем разнообразии копинг-стратегий совладающего поведения, периодически используемых всеми участниками исследования, студенты четвертого курса незначительно, но все же чаще применяют конструктивные стратегии поведения в трудных и конфликтных ситуациях по сравнению со студентами, обучающимися на втором курсе.

Ключевые слова: студенты-педагоги; трудные ситуации; совладающее поведение; копинг-стратегии; конструктивные стратегии; деструктивные стратегии; профессиональная подготовка

Самоактуализация людей в различных сферах жизнедеятельности, в первую очередь профессиональной и личностной, происходит в условиях нестабильности и противоречивости развития общества. Современный человек постоянно сталкивается в своей жизни с трудными конфликтными и стрессовыми ситуациями, которые требуют принятия адекватного способа их разрешения.

От успешности разрешения неблагоприятных жизненных ситуаций зависит гармоничность развития личности, а также результаты профессиональной и творческой деятельности человека [1]. В связи с этим овладение конструктивными копинг-стратегиями совладающего поведения представляется особенно важным для юношей, обучающихся в высших профессиональных учебных заведениях, поскольку именно в этот период вырабатываются приоритетные стили поведения человека и осуществляются различные траектории его дальнейшей жизни.

На определение копинг-стратегий поведения существенное влияние оказывают не только внешние факторы, например, тип ситуации, но и внутренние, к которым относят характерные личностные особенности человека, а также его готовность к адаптации в изменяющихся условиях межличностных отношений, его жизненная позиция и т. п.) [2]. Это особенно значимо для студентов-педагогов, поскольку профессиональная деятельность учителя связана с большими психоэмоциональными затратами в связи с высокой ответственностью, постоянной коммуникацией со всеми участниками образовательного процесса и т. п. Сформированные смысложизненные ориентиры позволяют обучающемуся более эффективно выстраивать направленность их жизненного пути и профессиональной деятельности.

Особенно это касается профессиональной деятельности педагогов, поскольку педагогическая деятельность требует от специалиста постоянного принятия результативных и эффективных профессиональных решений в условиях трудной или конфликтной ситуациях, нередко при отсутствии необходимой информации и времени для ее решения. Трудная жизненная ситуация, как правило, сопровождается негативными эмоциональными переживаниями, что оказывает непосредственное влияние на решения, принимаемые личностью. Необходимо отметить, что на степень стрессогенности события влияет субъективная оценка человека: например, одно и то же событие может иметь различное значение для субъекта на разных возрастных этапах развития.

Период обучения человека в вузе характеризуется становлением собственных стратегий его поведения, способов отношения к различным обстоятельствам. В период профессиональной подготовки у будущих педагогов складывается жизненный опыт и определяются ресурсы, необходимые для преодоления трудных и конфликтных ситуаций, что способствует успешной адаптации к условиям быстро изменяющегося современного социума, в том числе и педагогического. Будущему педагогу необходимо понимание сильных и слабых сторон как своей личности, так и других участников педагогического процесса. Данный подход позволяет учитывать его личные потребности с учетом возможностей и угроз со стороны внешнего окружения и тем самым способствует принятию адекватных решений проблемных ситуаций.

Введение

В условиях усиления конфликтогенности современного педагогического социума широкое распространение получили исследования проблемы копинг-стратегий совладающего поведения. Среди ученых, внесших существенный вклад в разработку данной проблематики, можно отметить таких исследователей, как И.Н. Базаркина, Е.В. Битюцкая, Е.Е. Бочарова, Т.Л. Крюкова, Р. Лазарус, А.В. Либина, С.К. Нартова-Бочавер, Е.И. Рассказова, С. Фолкман и др.

В психологической науке существуют различные теоретические воззрения на сущность понятий «совладающее поведение» и «копинг-стратегии». С.К. Нартова-Бочавер в своей работе «Coping behavior» говорит о трёх подходах в вопросе толкования термина «копинг»:

1. Копинг воспринимается как средство психологической защиты, связанное в первую очередь со снятием напряжённости, и рассматривается с точки зрения динамики Эго. В данном подходе копинг отождествляется с его результатом (Н. Хаан и др.).

2. Копинг рассматривается в терминах черт личности как достаточно устойчивую склонность определённым образом реагировать на стрессовые события (Р.Х. Мус и др.).

3. Копинг трактуется как динамический процесс, своеобразность которого складывается как из самой ситуации, так и из противостояния человека окружающему миру (Р. Лазарус, С. Фолкман и др.) [цит. по 3].

Т.Л. Крюкова подходит к пониманию совладающего поведения через анализ компонентов психологии субъекта, являющихся факторами данного вида поведения. Под совладающим она понимает целенаправленное поведение, которое помогает человеку справиться со стрессом в трудной жизненной ситуации благодаря личностным особенностям и применению осознанных стратегий и действий, которые позволяют адаптироваться к требованиям ситуации. Осознанное активное поведение направлено на изменение ситуации или, при условии, когда ситуация не поддается контролю, на приспособление к ней [4; 5]. Отсутствие навыков конструктивного поведения в трудной ситуации у субъекта нередко приводит к негативным последствиям как для здоровья человека, так и для эффективности его профессиональной деятельности.

И.Н. Базаркина рассматривает совладание в наиболее широком смысле как индивидуальную способность взаимодействия человека с трудной ситуацией, которая непосредственно зависит и от ее объективной значимости для человека, и от его собственных психических возможностей 1 . Е.В. Битюцкая определяет копинг как пластичный и целенаправленный процесс, учитывающий специфику ситуации, который включает в себя анализ и обдумывание обстановки [6].

Для преодоления разных трудных ситуаций человек может использовать различные стратегии, которые будут, по его мнению, наиболее эффективными в данном конкретном случае [7]. Кроме того, в процессе жизни человека привычные формы совладания дополняются новыми, необходимыми для конкретной ситуации [8], о чем свидетельствуют результаты различных исследований. Так, например, в ходе изучения последовательности копинг-стратегий, было установлено, что совладающее поведение может иметь сложную, многоступенчатую структуру, состоящую из нескольких последовательных актов. При стрессе наряду с единичными копинг-стратегиями используется многоактное поведение, состоящее из

1 Базаркина И.Н. Психология личности: учебно-методическое пособие / Базаркина И.Н., Сенкевич Л.В., Донцов Д.А. Москва: Человек, 2014. 176 c. ISBN 978-5-906131-39-3. Текст: электронный // IPR SMART: [сайт]. URL: https://www.iprbookshop.ru/27591.html (дата обращения: 22.09.2022)

последовательности разнообразных копинг-стратегий, содержащее от одного до восьми актов в рамках совладания с одной стрессовой ситуацией [9].

В научной психологической литературе представлены различные способы совладающего поведения, среди которых выделяют продуктивные (проблемно-ориентированные) и менее продуктивные (например, избегание проблемной ситуации или ее отрицание), обусловленные различным уровнем сложности и особенностями личностных качеств. Проблемно-ориентированный стиль совладания, зависящий от самооценки, наличия смысла жизни и т. п., направлен на поиск решения возникшей проблемы путем изменения когнитивной оценки сложившейся ситуации. Эмоционально-ориентированный копинг обусловлен такими качествами личности, как уровень субъективного контроля, депрессивности, тревожность и т. п., и связан с изменением собственных установок в отношении ситуации [10].

Проблемно-ориентированные копинги связаны с большей эффективностью деятельности и субъективно оцениваются как более эффективные, чем эмоционально-ориентированные копинги. В тоже время использование всего разнообразия вариантов копингов может способствовать решению проблем и совладанию со стрессом. Результаты исследований, проведенных Р. МакКрае, показывают, что использование копинг-стратегий в стрессовой ситуации позволяет более эффективно решать возникшую проблему и в большей степени снизить субъективный стресс [цит. по 11].

Все копинг-стратегии совладающего поведения в зависимости от их результативности возможно разделить на конструктивные стратегии, способствующие решению возникшей проблемы без ущерба для субъектов взаимодействия и деструктивные, для которых характерно углубление проблем, переход их на уровень эскалации и нередко, в случае конфликта, к полному разрыву отношений между оппонентами.

Важным условием для конструктивного разрешения трудной ситуации является наличие у человека системы определённых копинг-ресурсов. Выбор копинг-стратегий существенно зависит от относительно стабильных количественных и качественных характеристик возможностей человека, обеспечивающих его адекватное психологическое состояние. Одним из значимых копинг-ресурсов является Я-концепция. Позитивный характер позволяет человеку чувствовать себя более уверенно в способности контролировать трудную ситуацию. Как показали результаты исследований автора, общий показатель сформированности смысла жизни у студентов-педагогов четвёртого курса выше, чем у второкурсников. Высокие баллы респондентов свидетельствуют о наличии у них целей в будущем, которые придают их жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, что оказывает влияние на выбор адекватных стратегий поведения в различных ситуациях [12].

Организация и методы исследования

Цель настоящего исследования — изучение предпочитаемых копинг-стратегий у студентов-педагогов, а также сравнение стратегий поведения у обучающихся различных курсов.

Исследование проводилось в два этапа:

1. На первом этапе изучались копинг-стратегии, которые студенты второго и четвертого курсов чаще всего применяют при возникновении трудных жизненных ситуаций.

2. На втором этапе полученные данные были подвергнуты математической и статистической обработке для сравнения приоритетных копинг-стратегий в

обеих группах. Осуществлена интерпретация полученных результатов и их обобщение.

Для решения поставленных задач использовался опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса и С. Фолкмана (1988) в адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой (2004) [13], который предназначен для определения способов (копинг-механизмов, копинг-стратегий) преодоления трудностей в различных сферах.

Совладание с жизненными трудностями авторы методики рассматривают как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, — через осознанные стратегии действий. Стили и стратегии поведения рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.

Преодоление трудностей возможно с помощью восьми стратегий (стилей) поведения: конфронтационный копинг, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство-избегание, планирование решения проблемы, положительная переоценка.

Копинг-тест показывает, насколько часто и эффективно используется человеком каждая из копинг-стратегий. Опросник включает 50 утверждений, каждое из которых отражает определенный способ поведения в трудной или проблемной ситуации. Респондентам требовалось оценить, как часто данные варианты поведения проявляются у них.

Математическая обработка полученных данных осуществлялась в программе IBM SPSS Statistics Subscription 26.0. Применялся критерий U Манна-Уитни для выявления различий между двумя независимыми выборками.

В исследовании приняли участие второкурсники и четверокурсники бакалавриата, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование» различных гуманитарных профилей Московского педагогического государственного университета. Выбор студентов, обучающихся на данных курсах, обоснован наличием ряда отличительных особенностей, представляющих интерес для сравнения их поведенческих копинг-стратегий:

• На втором курсе студенты получают общую подготовку. Вопрос о правильности выбора будущей профессии еще не является значимым.

• Обучение на четвёртом курсе характеризуется углубленным знакомством с профессией, максимально приближенным к практической деятельности. Данный период обучения характеризуется расширением путей и форм профессиональной подготовки. У студентов начинается педагогическая практика в образовательных учреждениях, что способствует более глубокому погружению в профессиональную деятельность педагога.

Всего в исследовании приняло участие 99 человек в возрасте от 18 до 25 лет, из них 49 студентов второго курса и 50 студентов четвертого курса. Когнитивное и личностное развитие респондентов не имеет существенных отличий. По социальному статусу возможно отметить некоторую разницу между студентами-москвичами и студентами, приехавшими из

небольших населенных пунктов. Гендерные различия в исследовании не брались во внимание, поскольку основная часть респондентов — девушки (95 человек), что обуславливается спецификой обучающихся гуманитарных профилей по направлению «Педагогическое образование».

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе проведения исследования сначала были выявлены приоритетные копинг-стратегии поведения студентов-педагогов разных курсов. Затем проведен сравнительный анализ показателей копинг-статегий совладающего поведения, полученных в группах второкурсников и четверокурсников, и установлена значимость различий между ними. Рассмотрим результаты второго этапа исследования, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Значимость различий в копинг-статегиях совладающего поведения у студентов разных курсов

Показатели Средние значения Статистика U Манна-Уитни Значимость различий р

2 курс 4 курс

Конфронтационный копинг 9,4898 9,4800 1222,000 0,983

Дистанцирование 8,7347 8,2400 1155,000 0,623

Самоконтроль 12,4286 12,2400 1172,000 0,708

Поиск социальной поддержки 12,5102 12,5200 1190,000 0,805

Принятие ответственности 7,7551 8,8200 879,000 0,014

Бегство-избегание 12,5918 13,2200 1129,500 0,501

Планирование решения проблемы 12,4694 12,5000 1219,000 0,966

Положительная переоценка 13,2041 12,9800 1165,500 0,676

*p < 0,05; **p < 0,01

Составлено автором

Как видно из таблицы 1, при всем разнообразии копинг-стратегий, в результате проведенного исследования было выявлено только одно статистически значимое различие между группами студентов разных курсов — по параметру «Принятие ответственности» (U = 0,879 при р < 0,05). Уровень применения данной копинг-стратегии у студентов четвертого курса достоверно выше, чем у студентов, обучающихся на втором курсе. Это возможно объяснить тем фактом, что процесс формирования основных жизненных целей и ощущение близости окончания учебного заведения усиливает стремление у студентов-старшекурсников к личной ответственности за события, которые происходят в их жизни. У студентов четвертого курса прослеживается более высокая осознанность роли и ответственности за решение проблем по сравнению со второкурсниками.

Затем были рассмотрены показатели применения конструктивных и деструктивных копинг-стратегий, полученные в группах второкурсников и четверокурсников (табл. 2).

Таблица 2

Значимость различий в конструктивных и деструктивных копинг-статегиях совладающего поведения у студентов разных курсов

Показатели Средние значения Статистика U Манна-Уитни Значимость различий р

2 курс 4 курс

Конструктивные копинг-стратегии 45,8571 46,5400 1197,000 0,844

Деструктивные копинг-стратегии 43,3265 43,4600 1182,500 0,766

*p < 0,05; **p < 0,01

Составлено автором

Как видно из таблицы 2, статистически значимых отличий в показателях по конструктивным и деструктивным копинг-стратегиям не выявлено. Однако студенты четвертого курса в отличие от студентов второго курса чаще применяют конструктивные копинг-стратегии совладающего поведения, такие, как планирование решения проблемы и положительная переоценка. У второкурсников присутствует более низкий уровень оценки себя как специалиста, недостаточная свобода и уверенность в принятии решений. Ценностные ориентации, значимые для будущей профессиональной деятельности, такие, как «активная деятельностная жизнь», «интересная работа» и «общественное признание», находятся у студентов второго курса на достаточно низких позициях. О этом свидетельствуют результаты более ранних исследований автора: данные ценности заняли 8, 10 и 16 места соответственно из 18 предложенных по методике М. Рокича [14]. Это возможно объяснить тем, что для многих студентов второго курса большую значимость представляет процесс обучения, общение с однокурсниками и преподавателями, личностное развитие и т. п. На данном этапе обучения студенты-педагоги нередко применяют деструктивные копинг-стратегии в трудных и конфликтных ситуациях.

Несмотря на указанные отличия, в целом по выборке у студентов-педагогов преобладают конструктивные копинг-стратегии, что можно увидеть на рисунке 1, где представлены обобщенные данные относительно предпочитаемых копинг-стратегий по рассматриваемым курсам в целом. Как видно из интегральных зависимостей по второму и четвертому курсам, в целом по выборке преобладают конструктивные стратегии поведения в трудной и конфликтной ситуациях.

90 80 70 60 50

я

10 40

у = 59,55е-°-|ю5!"

И1 = 0,9233

30

го

ю

о-

1 11 21 31 41 51 61 71 81 91

Номер респондента

Рисунок 1. Данные сравнения применения копинг-стратегий студентами-педагогами (рисунок составлен автором)

При этом, как видно из данных рисунка 1, распределения баллов по респондентам с высокой значимостью с учетом величины среднеквадратичного отклонения (Я2 >> 0,6) хорошо описываются экспоненциальными трендами. На большей части интервала шкалы респондентов (примерно на 80 % за исключением левой и правой частей интервала) также хорошо аппроксимируется реальный характер кривых.

Выводы

На основе результатов эмпирического исследования можно резюмировать, что у студентов обеих рассмотренных групп преобладают конструктивные стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях. Однако студенты четвертого курса в отличие от студентов второго курса чаще применяют такие конструктивные копинг-стратегии совладающего поведения, как планирование решения проблемы и положительная переоценка. В тоже время нельзя четко выделить какую-то одну приоритетную стратегию совладания, поскольку студенты нередко выбирают способ реагирования в зависимости от конкретной ситуации и субъективного отношения к ней. Следует отметить то, что этот результат характеризует не временную динамику, а представляет собой одномоментный срез ситуации для студентов конкретного вуза.

Полученные автором данные подтверждают результаты более ранних исследований. Так, в одном из исследований сделан вывод: студенты-педагоги обладают выраженными копинг-стратегиями, однако среди них встречаются как продуктивные копинг-стратегии, так и непродуктивные, что позволяет будущим педагогам реагировать на широкий спектр стрессовых ситуаций, однако не всегда продуктивно разрешать их [15].

Таким образом, результаты исследования позволили выявить особенности копинг-стратегий поведения в трудных и конфликтных ситуациях у будущих педагогов различных курсов обучения. Данные о предпочитаемых стратегиях поведения могут быть использованы при планировании и разработки учебных программ по психолого-педагогическим дисциплинам с целью совершенствования процесса обучения и повышения эффективности профессиональной подготовки студентов-педагогов.

В рамках заданной проблематики перспективный интерес представляют исследования копинг-стратегий совладающего поведения у студентов-педагогов на разных этапах обучения, в том числе, например, у обучающихся третьего и пятого курсов или четвертого и пятого курсов и др.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Либина А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации / А.В. Либина Эксмо, 2008. 400 с.

2. Рассказова Е.И. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики cope / Е.И. Рассказова, Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин [Электронный ресурс] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10, № 1. С. 82-118. URL: https://psy-journal.hse.ru/data/2013/10/31/1283222771/Rasskazova et al 10-01pp82-118.pdf (дата обращения: 13.10.2022).

3. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 2007. Т. 18. No 5. С. 20-30.

4. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. — Кострома: КГУ им Н.А. Некрасова, 2010. 294 с.

5. Крюкова Т.Л. Культура, стресс и копинг: социокультурная контекстуализация исследований совладающего поведения. Монография / Т.Л. Крюкова, Т.В. Гущина. — КГУ им. Некрасова; КГТУ, Кострома, 2015. 235 с.

6. Битюцкая Е.В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями // Вестник Моск. университета. Сер. 14. Психология. 2011. № 1. С. 100-111.

7. Бочарова Е.Е. Стратегии совладающего поведения личности различных возрастных групп // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 5(49). С. 580-589.

8. Коломейцев Ю.А. Основные научные подходы к копинг-поведению (совладающему поведению) / Ю.А. Коломейцев, С.А. Корзун // Проблемы управления. 2010. № 2(35). С. 226-229.

9. Салихова Н.Р. Совладающее поведение как последовательность копинг-стратегий. Кострома // Том 1: Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие: материалы IV Международной научной конференции, Кострома, 22-24 сентября 2016 г. / ред. Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. Кострома: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, 2016. С. 74-76.

10. Лазарус Р.С. Стресс, оценка и преодоление / Р.С. Лазарус, С. Фолкман. — Издательство Springer, 1984. 218 с.

11. Рассказова Е.И. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследований [Электронный ресурс] / Е.И. Рассказова, Т.О. Гордеева // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 3(17). URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/850/455. (дата обращения: 13.10.2022).

12. Володина С.А. Особенности динамики ценностно-смысловой сферы будущих педагогов // Фундаментальные и прикладные проблемы педагогики и психологии в образовательном и социальном контексте: материалы Международной конференции, г. Москва, 13-15 декабря 2019 г. / отв. ред. Е.Ю. Бекасова. Москва: МПГУ, 2020. С. 369-374.

13. Крюкова Т.Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк // Журнал практического психолога. М., 2007. № 3. С. 93-112.

14. Володина С.А. Ценностные ориентации студентов педагогического вуза // Психолого-педагогическая подготовка будущих учителей: история, методология и технологии: материалы межвузовской конференции (с международным участием), г. Москва, 14-16 декабря 2018 г. / отв. ред. Л.В. Попова [Электронное издание]. Москва: МПГУ, 2019. С. 219-223. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37182443 (дата обращения: 15.09.2022).

15. Киселева А.А. Копинг-стратегии будущих педагогов / А.А. Киселева, В В. Козлов, Т А. Малых // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 4 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7koping-strategii-buduschih-pedagogov (дата обращения: 07.09.2022).

Volodina Svetlana Alekseevna

Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia

E-mail: s-volodina@list.ru RSCI: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=752984

Comparative analysis of priority coping strategies of student teachers of various courses

Abstract. I In the article, the author presents the results of an empirical study conducted as part of a master's thesis. The article is devoted to the study and comparison of the preferred coping strategies of coping behavior of students-teachers of different courses. The study involved students of the second and fourth courses in the amount of 99 people. Analysis of the study conducted by the author using the Mann-Whitney U test showed only one statistically significant difference between groups of students of different courses — in the parameter "Taking responsibility". The level of application of this coping strategy among fourth-year students is significantly higher than among second-year students.

The data obtained in the course of the study allow us to conclude that, in general, the priority coping strategies for the coping behavior of future teachers are constructive strategies that contribute to solving the problem that has arisen, namely: self-control, planning, problem solving and positive reassessment. At the same time, the "flight-avoidance" strategy has a rather high rate in both groups of subjects.

Respondents of both groups least often resort to such destructive coping strategies as confrontational coping and distancing. The results obtained for the parameter "search for social support" have equally high data in both groups of subjects, which allows us to conclude that there is a need for psychological support and support for students.

The conducted comparative static analysis showed that with all the variety of coping strategies of coping behavior periodically used by all participants in the study, fourth-year students slightly, but still more often, use constructive behavior strategies in difficult and conflict situations compared to second-year students.

Keywords: student teachers; difficult situations; coping behavior; coping strategies; constructive strategies; destructive strategies; professional training

44PSMN522

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.