Научная статья на тему 'СВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ'

СВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
254
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ-ПЕДАГОГИ / ЛИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Володина Светлана Алексеевна

В настоящей статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление связи ценностных ориентаций и копинг-стратегий совладающего поведения у студентов второго курса Московского педагогического государственного университета, проведенного на выборке из 49 человек в возрасте от 18 лет до 21 года. Все респонденты обучаются по направлению «Педагогическое образование» гуманитарных профилей. В статье сфокусировано внимание на результатах третьего завершающего этапа исследования. Метод корреляционного анализа применен для определения связи между показателями ценностей, присвоенных студентами в соответствии с тестом М. Рокича, и копинг-стратегиями совладающего поведения, выделенными Р. Лазарусом и С. Фолманом. Выявлено, что у студентов-педагогов второго курса существуют немногочисленные умеренные связи по ряду исследуемых показателей со стратегиями совладания. Отдельные копинг-стратегии связаны с показателями важности таких ценностей, как уверенность в себе, здоровье и любовь. Определена прямая связь между ценностью «Уверенность в себе» и копинг-стратегией «Дистанцирование», а также обратная связь между ценностями «Здоровье» и «Конфронтационным» копингом и между ценностью «Любовь» и копинг-стратегией «Самоконтроль». В ходе исследования при использовании коэффициента корреляции r-Spearman была установлена двухсторонняя асимптотическая значимость между исследуемыми показателями, что позволяет говорить об их взаимосвязях. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что выбор копинг-стратегий совладающего поведения студентов педагогического вуза частично зависит от их значимых ценностных ориентаций. Студенты нередко осуществляют выбор стратегий поведения в зависимости от конкретной трудной ситуации и субъективного отношения к ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF VALUE ORIENTATIONS AND COPING STRATEGIES IN STUDENT TEACHERS

This article presents the results of an empirical study aimed at revealing the connection between value orientations and coping strategies among second-year students of Moscow State Pedagogical University. The study was conducted on a sample of 49 students aged 18-21 years old. All respondents are studying for the "Pedagogical Education" humanities degree. The article focuses on the results of the third and final stage of the study. The method of correlation analysis was applied to determine the relationship between the values assigned by the students according to M. Rokich's test and coping strategies of coping behavior, which were identified by R. Lazarus and S. Follman. Folman. It was revealed that second-year teacher students have few moderate connections with coping strategies according to a number of studied indicators. Separate coping strategies are connected with indicators of importance of such values as self-confidence, health and love. A direct connection between the value "Self-confidence" and the coping-strategy "Distance" was determined, as well as an inverse connection between the value "Health" and "Confrontational" coping and between the value "Love" and the coping-strategy "Self-control". In the course of the study, using the r-Spearman correlation coefficient, two-sided asymptotic significance was established between the studied indicators, which allows us to talk about their interrelations. The obtained data allow us to conclude that the choice of coping strategies of students of pedagogical university partially depends on their significant value orientations. Students often choose coping strategies depending on a specific difficult situation and subjective attitude to it.

Текст научной работы на тему «СВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com

2022, №1, Том 10 / 2022, No 1, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue-1-2022.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/52PSMN122.pdf

DOI: 10.15862/52PSMN122 (https://doi.org/10.15862/52PSMN122)

Ссылка для цитирования этой статьи:

Володина, С. А. Связь ценностных ориентаций и копинг-стратегий у студентов-педагогов / С. А. Володина // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 1. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/52PSMN122.pdf DOI: 10.15862/52PSMN122

For citation:

Volodina S.A. Relationship of value orientations and coping strategies in student teachers. World of Science. Pedagogy and psychology, 10(1): 52PSMN122. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/52PSMN122.pdf. (In Russ., abstract in Eng.). DOI: 10.15862/52PSMN122

Володина Светлана Алексеевна

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва, Россия

Доцент

Кандидат педагогических наук E-mail: s-volodina@list.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=752984

Связь ценностных ориентаций и копинг-стратегий у студентов-педагогов

Аннотация. В настоящей статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление связи ценностных ориентаций и копинг-стратегий совладающего поведения у студентов второго курса Московского педагогического государственного университета, проведенного на выборке из 49 человек в возрасте от 18 лет до 21 года. Все респонденты обучаются по направлению «Педагогическое образование» гуманитарных профилей.

В статье сфокусировано внимание на результатах третьего завершающего этапа исследования. Метод корреляционного анализа применен для определения связи между показателями ценностей, присвоенных студентами в соответствии с тестом М. Рокича, и копинг-стратегиями совладающего поведения, выделенными Р. Лазарусом и С. Фолманом. Выявлено, что у студентов-педагогов второго курса существуют немногочисленные умеренные связи по ряду исследуемых показателей со стратегиями совладания. Отдельные копинг-стратегии связаны с показателями важности таких ценностей, как уверенность в себе, здоровье и любовь. Определена прямая связь между ценностью «Уверенность в себе» и копинг-стратегией «Дистанцирование», а также обратная связь между ценностями «Здоровье» и «Конфронтационным» копингом и между ценностью «Любовь» и копинг-стратегией «Самоконтроль».

В ходе исследования при использовании коэффициента корреляции r-Spearman была установлена двухсторонняя асимптотическая значимость между исследуемыми показателями, что позволяет говорить об их взаимосвязях.

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что выбор копинг-стратегий совладающего поведения студентов педагогического вуза частично зависит от их значимых ценностных ориентаций. Студенты нередко осуществляют выбор стратегий поведения в зависимости от конкретной трудной ситуации и субъективного отношения к ней.

Ключевые слова: студенты-педагоги; личность; ценность; ценностные ориентации; копинг-стратегии; совладающее поведение; стратегии поведения

Введение

Для будущего специалиста актуализируется наличие сформированных компетенций, необходимых для адаптации к условиям изменяющегося мира, а также наличие внутренней мотивации, инициативы, самоорганизации. Это представляет особую значимость для студентов-педагогов, поскольку позволяет выработать стойкие мировоззренческие ориентиры, с учетом которых он выстраивает направленность собственного жизненного пути и своей профессиональной деятельности. Важнейшим компонентом сложившихся смысложизненных ориентиров человека служат его ценностные ориентации, которые лежат в основе оценки различных событий, происходящих в жизни, определяют выбор способов поведения в различных ситуациях. Многоаспектность ценностных ориентаций личности выступает важным условием, оказывающим существенное влияние на отношение к окружающему миру и к себе самому, а также влияет на выбор стратегий и тактик поведения в различных ситуациях и видов деятельности человека. Данная позиция позволяет ориентироваться на собственные интересы и потребности с учетом возможностей и угроз со стороны внешнего окружения, адаптируясь к их проявлениям в процессе принятия решений.

Большое внимание изучению ценностных ориентаций личности уделяли представители западной гуманистической психологии, рассматривая людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена физическими или социальными воздействиями.

Так в теории личности А. Маслоу к важнейшим ценностям относятся те, что способствуют самоактуализации личности как стремление человека к полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Он выделяет две группы ценностей, в основе которых лежит удовлетворение определённой группы потребностей:

• бытийные ценности, лежащие в основе мотивов роста и мотивации к самоактуализации человека;

• дефицитарные ценности, лежащие в основе мотивации изменения существующих условий, воспринимающихся как неприятные, фрустрирующие или вызывающие напряжение [1].

Самоактуализация личности возможна, в первую очередь, при удовлетворении человеком метапотребностей или бытийных ценностей, поскольку именно они позволяют реализовать высшие потребности человека.

Другой представитель западной психологии М. Рокич определяет ценностные ориентации личности как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения либо конечная цель существования»1. Ценностно-смысловая сфера человека представляет мотивационное ядро его поведения и деятельности, в том числе и профессиональной.

1 Психологические тесты для профессионалов / авт. Сост Н.Ф. Гребень. — Минск: Соврем. Шк., 2007. —

496 с.

Среди отечественных психологов, изучавших ценности и ценностные ориентации, можно выделить таких ученых, как Л.И. Анцыферова, Б.С. Братусь, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.

Смысловые образования как проявление ценностной сферы личности являются с точки зрения А.Н. Леонтьева доминирующими в регуляции жизнедеятельности человека и именно они направленны на выбор определенного способа действий и другие жизненные проявления личности. С учётом взаимосвязи личности, смысла и деятельности, личностный смысл определяется ученым как индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых осуществляется ее деятельность. Важным является осознаваемость значимости для человека усваиваемых человеком безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, а также их социальные нормы, роли, ценности и идеалы. Согласно А.Н. Леонтьеву, становление личности связано с закономерными изменениями системы отношений и иерархии смыслообразующих мотивов, реализуемых в процессе общения и деятельности, что оказывает непосредственное влияние на становление системы личностных смыслов человека [2].

Ценностные ориентации являются одним из ключевых личностных образований, отражающих сознательное отношение человека к действительности и детерминирующих его поведение. Содержательные компоненты ценностных ориентаций личности имеют определённую иерархическую структуру, позволяющую выявить ценностные предпочтения индивида. В результате формирования ценностных ориентаций складываются убеждения личности, составляющие основу её духовной культуры. Поэтому ценностные ориентации отражают самую сущность индивида и проявляются в деятельности самоутверждения и самореализации личности [3].

Ценностно-смысловая сфера формируется в процессе становления и развития личности, характеризуется динамичностью и гибкостью составляющих ее элементов. Процесс взросления и самопознания человека, приобретение им жизненного опыта воздействуют на формирование смысла жизни и ценностей. Многоаспектность ценностных ориентаций личности выступает важным условием, оказывающим существенное влияние на отношение к окружающему миру и к себе самому, а также влияет на выбор копинг-стратегий поведения в различных, в том числе трудных, ситуациях.

Важным периодом становления личностных черт, основанных на разнообразном и широком жизненном опыте, является время обучения в вузе. Особенность нравственного развития студента связана с усилением сознательности выбираемых мотивов поведения, а также с укреплением таких качеств личности, как целеустремленность, решительность, самостоятельность, стрессоустойчивость и др. Жизненный опыт преодоления трудностей является необходимой основой для формирования конструктивных стратегий преодоления человеком стрессовых ситуаций в будущем.

Именно в данный возрастной период происходит определение человеком приоритетных стилей совладающего поведения в условиях расширения контактов взаимодействия с людьми разных возрастных, гендерных, ролевых, социальных и других групп. Важным этапом для приобретения опыта и формирования конструктивных стратегий решения проблемных ситуаций, представляющих значимость для результативной профессиональной деятельности, является время обучения в высшем учебном заведении. Стиль поведения человека совпадает по значению со способом разрешения проблемы и рассматривается как совокупность характерных приемов и способов преодоления конфликтного противостояния [4]. Способность человека результативно и эффективно преодолевать трудные жизненные ситуации существенно влияет на его социально-психологическое благополучие.

Совладающее поведение является одним из центральных понятий психологии стресса и адаптации личности, помогающего пониманию сущности адаптивности или дезадаптивности поведения человека, поскольку значимым представляется не сам стресс как существенный фактор снижения продуктивности человека, а то, как человек справляется со стрессом или трудностью для поддержания физического и психического здоровья, а также удовлетворенности отношениями в социуме [5]. Данное понимание совладающего поведения важно в рамках профессиональной деятельности педагога, поскольку она сопряжена с частыми стрессами, трудными и конфликтными ситуациями.

Копинг понимается как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия, направленные на совладание с внешними или внутренними требованиями, которые чрезмерно напрягают или превышают ресурсы человека. Р. Лазарус и С. Фолкман полагают, что взаимодействие между личностью и средой регулируют два основных конструкта — когнитивная оценка (первичная и вторичная) и копинг. Первичная оценка позволяет субъекту сделать вывод о том, что ему сулит стрессор — угрозу или благополучие, оценивается масштаб его влияния. Вторая когнитивная оценка считается основной, поскольку оцениваются собственные ресурсы и возможности справиться с задачей. После этого человек вырабатывает стратегии преодоления стресса и оценивает результат [6].

Любая трудная жизненная ситуация сопровождается негативными эмоциональными переживаемыми, что оказывает непосредственное влияние на решения, принимаемые человеком. Л.И. Анциферова подразделяет способы эмоциональной регуляции в трудных жизненных ситуациях на следующие три группы:

• преобразующие способы: когнитивная подготовка к решению проблемы, которая предполагает замену практических действий на вербальные;

• приспособительные способы: направлены на применение позитивного истолкование тяжёлых личностных переживаний;

• вспомогательные способы: связаны с уходом из трудной ситуации [7].

Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, — через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями. Совладающее поведение человека, осуществляется благодаря таким его характеристикам, отражающим субъектный опыт, как диспозиционным (личностным), динамическим (ситуационным), социокультурным (экологическим), социально-психологическим [8].

Многие ученые рассматривают совладающее поведение с позиции психологии субъекта. Ситуация понимается субъектом как трудная при условии, что она является для него значимой, но в тоже время неопределенной, непрогнозируемой, стрессогенной при недостаточном соответствии личностных ресурсов требованиям сложившейся ситуации. Именно субъектность личности стимулирует внутреннюю активность, направленную на выбор способов совладающего поведения [9; 10].

В психолого-педагогической литературе представлены различные исследования совладающего поведения в зависимости от некоторых характеристик личности. Так, рассматривалась взаимосвязь копинг-стратегий со смысложизненными ориентациями [11], с характеристиками ценностно-смысловой сферы [12; 13], с осознанностью смысложизненных целей и ориентиров, а именно, локус-контролем и адаптивностью [14] и т. д.

Сформированность ценностно-смысловой сферы личности играет важную роль в успешном осуществлении профессиональной деятельности, оказывает существенное влияние на выбор стратегий поведения в трудных ситуациях. В этой связи актуальным представляется обращение к проблематике связи ценностной сферы будущих педагогов с их выбором копинг-стратегий совладающего поведения, что и явилось целью настоящего исследования.

Организация и методы исследования

Исследование проводилось в три этапа:

1. На первом этапе изучались ценностные ориентации будущих педагогов.

2. На втором этапе выявлялись копинг-стратегии, которые студенты чаще всего применяют при возникновении трудных жизненных ситуаций.

3. На третьем этапе полученные данные были подвергнуты математической и статистической обработке для выявления связи признаков ценностных ориентаций и копинг-стратегий. Осуществлена интерпретация полученных результатов и их обобщение.

Для решения поставленных в данной работе задач использовался следующий методический инструментарий:

1. Для изучения ценностных ориентаций студентов-педагогов был использован тест М. Рокича «Ценностные ориентации» (1973)2. Данный метод основан на том, что состав ценностных ориентации каждого вида у всех людей одинаков. Однако степень важности каждой цели для любого человека может иметь существенные различия.

В методике задействованы две группы ценностей — терминальные и инструментальные. В данной работе использовались результаты только терминальных ценностей, поскольку именно они показывают наличие или отсутствие убеждения в том, что у человека есть конечная цель индивидуального существования, к которой он стремится. Терминальные ценности также являются наиболее значимыми, поскольку они:

• носят более устойчивый характер, чем инструментальные;

• воспроизводят ценности — цели личности.

Затем были проведены обработка и интерпретация полученных данных. Полученные данные позволи представить иерархическую систему основных жизненных ценностей, характерных для всей совокупности выборки испытуемых.

2. Для изучения стратегий совладающего поведения использовался опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана (1988), адаптированный Т.Л. Крюковой, Е В. Куфтяк, М.С. Замышляевой (2004) [15].

Копинг-тест показывает, насколько часто используется человеком в преодолении трудностей каждая из восьми копинг-стратегий (конфронтационный копинг, дистанцирование,

2 Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина. Т. 1. М., 2000. С. 25-29. Страница 5 из 10

самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство-избегание, планирование решения проблемы, положительная переоценка) и насколько результативно и эффективно.

Для статистической обработки данных использовался метод корреляционного анализа (коэффициент ранговой корреляции r-Spearman). При обработке эмпирических данных применялась компьютерная программа IBM SPSS Statistics 26,0.

В исследовании приняло участие 49 человек в возрасте от 18 лет до 21 года. В своём большинстве респонденты имели относительно равный социальный статус, хотя возможно отметить определённую разницу между студентами-москвичами и студентами, приехавшими из небольших населенных пунктов. Когнитивное и личностное развитие участников исследования примерно одинаковое. Гендерные различия не брались во внимание, поскольку основная часть респондентов — девушки (47 человек), что обуславливается спецификой обучающихся гуманитарных профилей по направлению «Педагогическое образование».

Рассмотрим результаты третьего этапа исследования: связи показателей ценностей, присвоенных студентами в соответствии с тестом М. Рокича, и копинг-стратегиями, выделенными Р. Лазарусом и С. Фолманом, представленные в таблице 1.

Результаты корреляционного анализа выявили немногочисленные связи копинг-стратегий совладающего поведения с ценностными ориентациями респондентов. Все полученные коэффициенты корреляции r-Spearman лежат в пределах +(-)0,3 < rs < +(-)0,69, что указывает на умеренную связь между признаками.

Так, ценность «Уверенность в себе» имеет прямую умеренную связь с такой копинг-стратегией, как Дистанцирование (r = 0,355 при р < 0,05). Возможно также отметить то, что при повышении значимости уверенности в себе усиливается стремление отстраниться от проблемной ситуации, воспринимать ее как не слишком важную для себя и тем самым снизить эмоциональную напряженность.

Выявлена также умеренная обратная корреляционная связь между ценностью «Здоровье» и Конфронтационным копингом (r = -0,287 при р < 0,05). Для студентов с высокой значимостью здоровья характерно снижение уровня агрессивности и враждебности при столкновении с трудной или проблемной ситуацией, а также ее решении.

Просматривается еще одна значимая связь — между ценностью «Любовь» и копинг-стратегией «Самоконтроль» (отрицательная корреляция, r = -0,334 при р < 0,05). Чем более важной является ценность «Любовь» для студентов, обучающихся на втором курсе педагогического вуза, тем меньше осуществляется самоконтроль в конфликтной ситуации. Прослеживается несовместимость любви как чувства и проявления сдержанности, поскольку сопровождается сильными и яркими эмоциями и переживаниями.

Следует отметить также связи, установленные на уровне тенденции. Ценность развития связана с планированием решения проблемы (r = 0,232), ценность активной деятельной жизни — с поиском социальной поддержки (r = 0,271), ценность интересной работы — тоже с поиском социальной поддержки (r = 0,216).

Результаты исследования

Таблица 1

Связь показателей ценностей и копинг-стратегий у студентов второго курса (коэффициент корреляции r-Spearman)

Параметр Конфронтационный копинг Дистанцирование Самоконтроль Поиск социальной поддержки Принятие ответственности Бегство-избегание Планирование решения проблемы Положительная переоценка

Здоровье -0,287(*) -0,068 0,119 -0,081 0,088 0,042 0,204 0,139

Счастливая семейная жизнь 0,045 -0,198 -0,111 0,048 0,105 0,096 -0,064 -0,102

Любовь 0,224 -0,117 -0,334(*) 0,036 -0,220 0,030 -0,034 -0,090

Развитие -0,091 0,012 0,114 0,011 0,018 0,100 0,232 0,143

Свобода 0,025 -0,007 0,097 -0,138 0,140 -0,184 0,044 -0,014

Активная деятельная жизнь 0,176 0,173 -0,019 0,271 -0,133 -0,074 0,088 0,160

Уверенность в себе -0,163 0,355(*) 0,267 -0,200 0,114 -0,023 -0,162 0,099

Интересная работа 0,062 0,072 -0,155 0,216 -0,166 0,010 -0,113 -0,200

*p < 0,05 **p < 0,01 (отрицательное значение) P < 0,1 — тенденция

Составлено автором

В целом выявлено немногочисленные связи между копинг-стратегиями совладающего поведения и ценностными ориентациями студентов-педагогов.

Выводы

Как видно из результатов исследования обнаружена связь таких ценностей студентов, как «уверенность в себе», «здоровье» и «любовь», что свидетельствует о стремлении к независимости от других, свободному выражению своих взглядов, убеждений, идей и т. п. Именно они коррелируют с такими копинг-стратегиями совладающего поведения, как дистанцирование, конфронтационный копинг и самоконтроль, соответственно. Полученные данные настоящего исследования подтверждают более ранние результаты исследования автора о том, что ценности «здоровье» и «любовь» заняли 1 и 2 позиции по среднему рангу предпочтения, а «уверенность в себе» — 3 позицию. Это возможно объяснить тем, что многие студенты второго курса ещё не осознают полностью важность своей будущей профессии. Для них сегодня большую значимость представляет студенческая жизнь, в которой есть место любви, друзьям, личностному развитию, свободе и т. п. [16].

Таким образом, третий этап исследования, включающий в себя проведенный корреляционный анализ на основе полученных в ходе исследования результатов, позволил выявить связи между отдельными ценностными ориентациями и копинг-стратегиями, характерными для студентов-второкурсников будущих педагогов. В связи с тем, что при использовании коэффициента корреляции r-Spearman была установлена двухсторонняя асимптотическая значимость, мы можем говорить о взаимосвязях между исследуемыми показателями.

Большая часть копинг-стратегий поведения студентов не имеет связей с ценностями, что позволяет сделать вывод о зависимости выбора совладающего поведения от субъективного восприятия конкретной ситуации.

Такие значимые ценности для будущей профессиональной педагогической деятельности, как «активная деятельностная жизнь», «интересная работа» и «общественное признание» не коррелируют с копинг-стратегиями. В этой связи необходимо при организации учебно-воспитательного процесса создавать психолого-педагогические условия, которые позволят решить задачу формирования ценностно-смысловой сферы студентов как будущих

педагогов, а также выбора конструктивных стратегий совладающего поведения. К таким условиям возможно отнести практико-ориентированные задания, в том числе проведение тренингов, деловых и ролевых игр, а также мастер-классов.

В качестве перспективного направления в рамках заданной проблематики планируется вернуться к данному исследованию в период обучения респондентов на старших курсах с целью определения того, существуют ли отличия в связях ценностных ориентаций и копинг-стратегий у студентов-педагогов на разных этапах обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маслоу А. Психология бытия / пер. с англ. О.О. Чистякова. Рефл-бук, Ваклер, 1997. — 304 с.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. — 352 с.

3. Мурафа С.В. Сформированность ценностных ориентаций будущих педагогов // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2017. № 2. С. 123-128.

4. Володина С.А. Приоритетные стратегии поведения в конфликте современных студентов педагогического вуза // «Преподаватель XXI века». 2014. № 1. — С.186-190.

5. Aldwin, C.M. Stress, coping, and development: an integrative perspective [Text] / C.M. Aldwin. — NY: Guilford Press, 2007. — 432 p.

6. Lazarus R., Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. — New York: Springer Publishing Company, 1984. — 456 p.

7. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита // Психол. журнал. 1994. Т. 15. № 1. — С. 3-18.

8. Крюкова Т.Л., Гущина Т.В. Культура, стресс и копинг: социокультурная контекстуализация исследований совладающего поведения. Монография. — Кострома: КГУ им. Некрасова; КГТУ, 2015. — 236 с.

9. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: монография. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. — 380 с.

10. Битюцкая Е.В. Трудная жизненная ситуация: критерии когнитивного оценивания // Психологическая наука и образование. 2007. № 4. С. 87-93.

11. Саковская О.Н. Взаимосвязь копинг стратегий и ценностных оснований личности // Материалы IV Международной научной конференции: «Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие». 22-24 сентября 2016 г. — Кострома, 2016. Том 1. — С. 375-377.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Ахметова А.С. Соотношение характеристик ценностно-смысловой сферы личности и стратегий совладающего поведения у казахов-магистрантов // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 6. http://mir-nauki.com/PDF/80PSMN616.pdf (дата обращения 18.12.2021).

13. Салихова Н.Р., Клементьева М.В. Соотношение характеристик ценностно-смысловой сферы личности и стратегий совладающего поведения // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Выпуск 4. Ч. 1. 2014. — С. 224-235.

14. Морозова Т.Ю. Изучение особенностей копинг-поведения в юношеском возрасте // Системная психология и социология. 2014 № 1(9) https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22026644 (дата обращения 22.12.2021).

15. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. М., 2007. № 3. С. 93-112.

16. Володина С.А. Ценностные ориентации студентов педагогического вуза // Психолого-педагогическая подготовка будущих учителей: история, методология и технологии: материалы межвузовской конференции (с международным участием), г. Москва, 14-16 декабря 2018 г. / отв. ред. Л.В. Попова [Электронное издание]. — Москва: МПГУ, 2019. — С. 219-223.

Volodina Svetlana Alekseevna

Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia

E-mail: s-volodina@list.ru RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=752984

Relationship of value orientations and coping strategies in student teachers

Abstract. This article presents the results of an empirical study aimed at revealing the connection between value orientations and coping strategies among second-year students of Moscow State Pedagogical University. The study was conducted on a sample of 49 students aged 18-21 years old. All respondents are studying for the "Pedagogical Education" humanities degree.

The article focuses on the results of the third and final stage of the study. The method of correlation analysis was applied to determine the relationship between the values assigned by the students according to M. Rokich's test and coping strategies of coping behavior, which were identified by R. Lazarus and S. Follman. Folman. It was revealed that second-year teacher students have few moderate connections with coping strategies according to a number of studied indicators. Separate coping strategies are connected with indicators of importance of such values as self-confidence, health and love. A direct connection between the value "Self-confidence" and the coping-strategy "Distance" was determined, as well as an inverse connection between the value "Health" and "Confrontational" coping and between the value "Love" and the coping-strategy "Self-control".

In the course of the study, using the r-Spearman correlation coefficient, two-sided asymptotic significance was established between the studied indicators, which allows us to talk about their interrelations.

The obtained data allow us to conclude that the choice of coping strategies of students of pedagogical university partially depends on their significant value orientations. Students often choose coping strategies depending on a specific difficult situation and subjective attitude to it.

Keywords: student teachers; personality; value; value orientations; coping strategies; coping behavior; behavior strategies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.