ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОДУКТИВНЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ В ЮНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ФОРУМ-ТЕАТР»
Волкова М.Э. (Йошкар-Ола, Марийский ГУ) [email protected]
Аннотация. В статье представлены взгляды ученых относительно совладающего поведения (Р. Лазарус, С. Фолкман; Л. И. Анцыферова; Т. Л. Крюкова и др.), приведены основные результаты эмпирических исследований копинг-стратегий в юности. Основываясь на имеющиеся данные сделан вывод: студентам свойственен выбор как продуктивных, так и непродуктивных копинг-стратегии, что говорит о целесообразности формирующей работы по развитию копингов у студентов. В качестве средства по формированию продуктивных копинг-стратегий рассматривается интерактивная технология «Форум-театр».
Ключевые слова: копинг-стратегии, совладающее поведение, форум-театр.
FORUM THEATER AS AN INTERACTIVE TECHNOLOGY OF FORMATIONPRODUCTIVE COPING STRATEGIES
IN ADOLESCENCE Volkova M.E. (Yoshkar-Ola, Mari SU) [email protected]
Abstract. The article presents the views of scientists regarding coping behavior (R. Lazarus, S. Folkman; L. I. Antsyferova; T. L. Kryukova, etc.). The main results of empirical studies of coping strategies in adolescence are presented. Based on the preliminary data, it was concluded that students tend to choose both productive and unproductive coping strategies, which indicates the expediency of formative work on the development of coping among students. Interactive technology "Forum-theater" as a means for the formation of productive coping research.
Keywords: coping strategies, coping behavior, forum theater.
Проблемой совладающего поведения или копинг-поведения (от англ. tocope -справляться, совладать) занимаются ученые разных стран, начиная со второй половины прошлого века, среди них Р. Лазарус и С. Фолкман (1984), Л. И. Анцыферова (1994), Т. Л. Крюкова (2008) и др.
Под копинг-поведением Р. Лазарус и С. Фолкман понимают «постоянно меняющиеся когнитивные и поведенческие усилия с целью управления конкретными внешними и/или внутренними требованиями, которые оцениваются как подвергающие человека испытанию или превышающие его ресурсы» (R. Lazarus, S. Folkman, 1984, с. 141).
Термин «совладающее поведение» в активный словарь был введен Л. И. Анцыферовой (1994), рассматривающей совладание как вариант адаптивного поведения, который способствует преодолению трудных жизненных ситуаций.
Продолжая исследования в данной области, Т. Л. Крюкова (2008) описывает совла-дающее поведение как проявление активности субъекта или разновидность его поведения, которое позволяет субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией с помощью осознанных действий, адекватных личностным особенностям и ситуации. Совладающее поведение направлено на: активное изменение субъектом ситуации, когда она оказывается под его контролем, и приспособление субъекта, когда ситуация не поддается контролю. Важно разграничивать совладающее поведение от иных видов поведения (например, защитного), поэтому ученым определены и описаны следующие критерии копинг-поведения: осознанность, целенаправленность, контролируемость, своевременность, значимость последствий выбора действий для благополучия субъекта, социально-психологическая обусловленность и возможность обучения. Данные критерии позволяют
уточнить и углубить представления о копинг-поведении как об активных контролируемых субъектом действиях, направленных на разрешении трудной жизненной ситуации.
Под критерием «возможность обучения» понимается развитие стиля совладающего поведения в течение жизни субъекта, при этом более активный период развития происходит в подростковом и юношеском возрасте (С. А. Хазова, 2004). Во взрослом же возрасте происходит «повышение гибкости в применении качественно более совершенных способов совладания» (Т. Л. Крюкова, 2008, с. 90).
Копинг-поведение чаще всего описывается через выделение так называемых ко-пинг-стратегий или стратегий совладания, которые выступают как способы, пути, средства выхода из сложившейся ситуации. Под продуктивными стратегиями совладания понимают действия, ориентированные на разрешение трудной ситуации, деструктивные формы относят к непродуктивному совладанию (Т. Л. Крюкова, 2008).
Р. Лазарус и С. Фолкман (1984) определили восемь видов ситуативно-специфических копинг-стратегий: планомерное разрешение проблем, позитивная переоценка, принятие ответственности, поиск социальной поддержки, конфронтация, самоконтроль, дистанцирование, избегание.
Юношеский возраст, в котором находится большинство студентов, является достаточно конфликтным, так как ставит перед личностью наиболее сложные задачи развития: совладание с различными психологическими и социальными изменениями, неопределенностью социального статуса, неспособностью перестроиться со школьной системы обучения на вузовскую, необходимостью подстраиваться под новый коллектив и др.
В ходе проведенной С. А. Корзун (2012) исследовательской работы по изучению способов преодоления трудных ситуаций было выявлено, что в межличностном конфликте студенты чаще всего используют такие неадаптивные варианты как самообвинение и поиск виновных, уход от проблемы, агрессивность.
Т. И. Аврамова (2018) в рамках исследования возможностей развития копинг-стратегий обнаружила что у студентов 3-4 курсов преобладает выбор продуктивных ко-пинг-стратегий, таких как решение проблемы, позитивный фокус, однако некоторые непродуктивные копинг-стратегии (беспокойство, самообвинение, отвлечение) выражены на уровне выше среднего. Ученый отмечает, что применение непродуктивных копинг-стратегий в трудных ситуациях среди студентов не редкость.
О.А. Кондрашихина (2019), изучавшая личностные факторы и копинг-стратегий студентов-психологов, приходит к выводу о том, что в стрессовых ситуациях испытуемые склонны не только к конструктивному копинг-поведению (поиск рационального решения проблемы, обращение за поддержкой к окружению и др.), но и к неконструктивному (например, перекладыванию ответственности за происходящее на внешние факторы).
Обобщив, приходим к выводу, что, сталкиваясь с трудными ситуациями студенты выбирают как продуктивные, так и непродуктивные копинг-стратегии, а так как юношеский возраст благоприятен для развития копингов как проявления совладающего поведения, целесообразно проводить работу по формированию продуктивных копинг-стратегий со студентами в процессе обучения в вузе.
Р. Лазарус (1994) отмечает, что необходимые действия в сложных ситуациях должны отрабатываться на собственном опыте, так они перейдут в навык. Одной из форм, предполагающей активную практическую деятельность обучающихся, является интерактивная форма взаимодействия, и как один из ее вариантов в качестве формирования ко-пинг-стратегий в юности мы рассмотрим технологию «форум-театр».
Форум-театр - инновационная интерактивная технология, в которой моделируется конкретная конфликтная ситуация, отражающая актуальную проблему целевой аудитории, с последующим обсуждением и поиском выхода из представленной ситуации. Важной особенностью форума-театра является предоставляемая зрителям возможность поменяться местами с исполнителями ролей, тем самым применив на практике предложенные варианты разрешения проблемы.
Технологию форум-театр успешно применяют в образовательном пространстве в работе с обучающимися подросткового (Е. Н. Прохорова, 2008, и др.) и юношеского возраста (С. Д. Матюшкова, 2020, и др.), при чем используют с разной целью: если с первыми практикуют в качестве средства по коррекции отклоняющегося поведения (агрессия, ад-дикции), то со студентами данную технологию включают в процесс профессиональной подготовки как инструмент для развития профессиональных качеств (эмпатия, креативный подход в решении сложных ситуаций и т.д.). Это говорит об универсальности формы интерактивной технологии, ее доступности для обучающихся, которая при различном содержании может применяться в работе с той или иной целевой аудиторией.
В форум-театре всегда инсценируется развивающийся конфликт, который прерывается Джокером (ведущим) на кульминационной точке. Зрителям же в ходе последующего с ним диалога предлагается ответить на ряд вопросов: «Какими качествами обладает главный и второстепенные герои?», «Измениться ли ситуация, если кто-то из героев поведет себя иначе?» и т.д. Эти вопросы должны подготовить аудиторию к предложению вариантов разрешения поставленной проблемы, а также к инсценировке. Участники форум-театра, как исполнители, так и зрители, в процессе генерации различных вариаций развития сюжета опираются на собственный опыт разрешения конфликтов, предлагая ту стратегию поведения, которую они считают наиболее подходящей в представленной ситуации. После инсценировки, актер, играющий роль антагониста в сцене, дает обратную связь зрителям, отвечая на вопросы типа «Изменилось ли поведение его героя?», «Какие слова/действия побудили желание изменить тактику общения в конфликте?». На данном этапе рефлексии участники форум-театра осознают, какая стратегия поведения персонажей могла оказаться продуктивной для успешного разрешения проблемной ситуации.
Таким образом, мы можем предположить, что технология форум-театр будет способствовать формированию копинг-стратегий обучающихся юношеского возраста в виду специфики организации и проведения:
- в основе сюжета театра лежит развивающийся конфликт, который погружает зрителей в проблематику, актуальную им;
- ключевым компонентом является этап продуцирования зрителями различных вариантов поведения, т.е. продумывание копинг-стратегий, которые могли бы изменить ситуацию или повлиять на отношение героев к ситуации;
- интерактивная форма позволяет в импровизации, без боязни осуждения и возможных последствий, от обдумывания путей решения проблемной ситуации перейти к конкретным действиям, тем самым закрепляя продуктивные копинг-стратегии студентов.
Литература
1. Аврамова Т. И. Возможности развития копинг-стратегий у студентов средствами гештальттренинга // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-3. С. 413-417.
2. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуации и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. №1. С. 3-18.
3. Кондрашихина О. А. Взаимосвязь личностных факторов Большой пятерки и копинг-стратегий студентов-психологов //Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие. 2019. С. 352-355.
4. Корзун С. А. Стратегии копинг-поведения в ситуации межличностного конфликта студентов педагогического вуза / С. А. Корзун, Ю. А. Коломейцев // Психология. 2012. №4. С. 10-13.
5. Крюкова Т. Л. Человек как субъект совладающего поведения // Психологический журнал. 2008. №2. С. 88-95.
6. Матюшкова С. Д. Форум-театр как инновационная интерактивная форма работы со студентами // Социально-антропологические проблемы современного образования:
матер.Междунар.науч.-метод. конф., посвящённой памяти профессора Л. М. Лузиной (19-20 декабря 2019 г.). 2020. С. 97-101.
7. Прохорова Е. Н. Опыт применения интерактивной техники «Форум-театр» в работе школьного психолога с агрессивными подростками / Е. Н. Прохорова, С. А. Гапонова // Приволжский научный журнал. 2008. №3 (7). С. 149-154.
8. Хазова С. А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников // Психологический журнал. 2004. №5. С. 59-69.
9. Lazarus, R.S. Stress, Appraisal and Coping / R. S. Lazarus, S. Folkman. N.Y.: Springer Publishing House, 1984. 445 с.