УДК 796+378
С.О. Скворцова, S.O. Skvortsova, е-mail: fotina.k@bk.ru
Новосибирский государственный университет экономики управления, г. Новосибирск, Россия Novosibirsk State University of economics and management, Novosibirsk, Russia
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОГО СИНДРОМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
THE TECHNOLOGY STUDENTS COMPETENCE AT THE PREVENTION OF COMPUTER SYNDROME IN EDUCATION PROCESS IN PHYSICAL EDUCATION
Статья посвящена проблеме формирования компетентности студентов в профилактике компьютерного синдрома с использованием личностно-развивающих технологий.
The article is devoted to a problem of forming a student's competence at the prevention of computer syndrome using personally developing technologies
Ключевые слова: студенты, компетентность, технология, физическая культура
Key words: students, competence, technology, physical culture
Присоединение России к мировому образовательному пространству участием в Болонском процессе, потребовало изменения подходов к организации высшего образования, затрагивающего, прежде всего, академическую мобильность студентов и компетентностный подход к планируемым результатам образования. В связи с этим возрастает значимость личностно-развивающих технологий, встроенных в процесс совершенствования мастерства будущих специалистов. Следует добавить: «и сохранения их здоровья», что возможно лишь при проведении мероприятий по профилактике неблагоприятных воздействий внешней среды и производственной (учебной) деятельности [1, с. 47].
Первые научные исследования феномена «компетентность» были выполнены в начале 90-х
годов.
По мнению А.В. Хуторского, понятие «состояние» характеризует компетентность ученика, однако, оно будет неполным без учета личностного смыслового отношения к предстоящей деятельности. В связи с этим автор [3, с. 59] приводит более полное определение компетентности, как «готовности или способности к осуществлению практических действий, требующих наличие понятийной системы, понимания, соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи».
При этом А.В.Хуторской в понятие образовательной компетенции включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивности ее. И соответственно обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и к предмету деятельности, свидетельствует о его компетентности [3, с. 61].
Изложенные тезисы могут быть реализованы в процессе расширения и углубления общегуманитарной ценностной базы культуры физического развития, так как сам предмет «Физическая культура», являясь интегративным отражением общей культуры, формирует у человека способность к проектированию собственной деятельности. При этом компетентностные характеристики должны отражать желаемый уровень и широту подготовленности выпускника ВУЗа как специалиста и гражданина [1, с. 48].
И здесь следует присоединиться к мнению автора, вступившего в дискуссию по поводу суждения о том, что правомерно ли присутствие учебной дисциплины «Физическая культура» в базовой профессиональной подготовке бакалавров, специалистов и магистров цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Поскольку живой организм - это открытая система, которая ежечасно и ежедневно зависит от своих жизненных условий, то важнейшим свойством является обеспеченность его жизнедеятельно-
сти, то есть взаимодействие и взаимоуравновешенность с внешней средой, поэтому владение знаниями и умениями, способствующими регулированию этих «взаимоотношений», с полным основанием можно отнести к развитию компетентности. Для нашего исследования - в профилактике компьютерного синдрома.
В деятельностном подходе - это совокупность умений, обеспечивающих возможность самореализации личности или готовность к осмысленному осуществлению определенного вида деятельности; в нашем исследовании - к профилактике компьютерного синдрома у студенток средствами физической культуры.
В нашем исследовании более всего для формирования компетентности студенток в профилактике компьютерного синдрома подходят ключевые учебно-познавательные компетенции. В качестве структурной основы построения образовательного стандарта деятельностная форма учебно-познавательной компетенции по A.B. Хуторскому и В.В. Краевскому включает:
• умения ставить цель и организовывать ее достижение;
• умения осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
• умения задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание изучаемой проблемы;
• умения ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, выбирать условия проведения наблюдения, владеть измерительными навыками, описывать результаты, формулировать выводы;
• умения представлять устно и письменно результаты своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий.
Однако при использовании в качестве одного из основных средств физической культуры в профилактике компьютерного синдрома необходимо дополнить и такие здоровьесберегающие компетенции как:
• умение позитивно относиться к своему здоровью и заботиться о нем (особенно под неблагоприятным воздействием самого компьютера);
• владение способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
• наличие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;
• умение подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств и в соответствии с проблемой исследования, именно тех качеств, от которых будет зависеть высокая работоспособность пользователя, а также снижение вероятности развития компьютерного синдрома в целом, либо отдельных его параметров: зрительного, запястного канала, статической нагрузки на позвоночник.[4, с. 145 - 148].
В связи с изложенным обязательный курс «Физическая культура» в структуре ГСЭ действующего ГОС ВПО тесно связан с различными группами универсальных компетенций, которые могут проявляться в различных видах деятельности и в целом формируют компетентностные характеристики выпускников ВУЗов, их психофизическую готовность к разнообразным направлениям профессиональной деятельности и специальностям[2, с. 24].
Среди многочисленных проблем современной цивилизации встает вопрос о влиянии компьютера на здоровье, так как доля заболеваний, вызванных работой за ним, составляет 50% всех профессиональных болезней (нарушения зрения, онемение пальцев, статической нагрузки на позвоночник) -так называемого компьютерного синдрома. Для того чтобы уменьшить остроту этой проблемы, профилактика проявлений компьютерного синдрома должна осуществляться как можно раньше.
Стратегическим путем к достижению научно обоснованной профилактики компьютерного синдрома является формирование компетентности студенток, ориентированной на использование немедикаментозных мероприятий, в число которых на первое место выходит повышение физической активности соответственно функциональным возможностям и начальным проявлениям неблагоприятного воздействия компьютера на организм. При этом особое внимание должно уделяться роли личности, её нравственным характеристикам в поддержании здорового образа жизни, а именно ответственного отношения к укреплению собственного здоровья. Вместе с тем используемые в вузах педагогические технологии по физическому воспитанию не предусматривают профилактических мероприятий направленных на охрану здоровья конкретно специалистов - пользователей компьютера, что
снижает ценность проведенных в области физической культуры исследований и требует дальнейших разработок по совершенствованию учебного процесса физического воспитания в вузе.
Студенческий возраст более всего подходит для создания устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, формированию потребности в физическом, психическом и нравственном совершенствовании и может явиться целевой установкой для формирования компетентности в профилактике компьютерного синдрома.
Физкультурно-образовательная компетентность студенток подразумевает позитивное отношение к своему здоровью. В связи с неблагоприятным воздействием компьютера, особенно важно умение самостоятельно подбирать средства, физической культуры, целенаправленно снижающие вероятность развития тех или иных его проявлений (зрительного, запястного канала, статической нагрузки на позвоночник) и использовать их как в режиме рабочего времени, так и после рабочего восстановления.
Профилактика в процессе вузовского физического воспитания должна рассматриваться в системной связи медицинских, гигиенических, педагогических факторов. При этом физической культуре должно придаваться особое значение, так как появляется возможность акцентирования внимания на образовательном и мотивационном компоненте физического воспитания в профилактике компьютерного синдрома у студенток.
Библиографический список
1. Виленский, М. Я. Социально-педагогические детерминанты гуманитарной сущности дисциплины «Физическая культура» в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения / М. Я. Виленский // Педагогическое образование и наука. - 2007. - № 1. - С. 47-50.
2. Виленский, М. Я. Компетентностный подход в структуре деятельности преподавателя физического воспитания вуза / М. Я. Виленский // Материалы Х Международной науч.-метод. конф. -М., 2008. - С. 22-25.
3. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
4. Хуторской, А. В. Основы обучения. Дидактика и методика : учебное пособие для студентов / А. В. Хуторской, В. В. Краевский. - М. : Академия, 2007. - С. 133-151.