Научная статья на тему 'Технология формирования компетентности студентов в профилактике компьютерного синдрома в образовательном процессе по физическому воспитанию'

Технология формирования компетентности студентов в профилактике компьютерного синдрома в образовательном процессе по физическому воспитанию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скворцова С.О.

Статья посвящена проблеме формирования компетентности студентов в профилактике компьютерного синдрома с использованием личностно-развивающих технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNOLOGY STUDENTS COMPETENCE AT THE PREVENTION OF COMPUTER SYNDROME IN EDUCATION PROCESS IN PHYSICAL EDUCATION

The article is devoted to a problem of forming a student’s competence at the prevention of computer syndrome using personally developing technologies

Текст научной работы на тему «Технология формирования компетентности студентов в профилактике компьютерного синдрома в образовательном процессе по физическому воспитанию»

УДК 796+378

С.О. Скворцова, S.O. Skvortsova, е-mail: fotina.k@bk.ru

Новосибирский государственный университет экономики управления, г. Новосибирск, Россия Novosibirsk State University of economics and management, Novosibirsk, Russia

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОГО СИНДРОМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

THE TECHNOLOGY STUDENTS COMPETENCE AT THE PREVENTION OF COMPUTER SYNDROME IN EDUCATION PROCESS IN PHYSICAL EDUCATION

Статья посвящена проблеме формирования компетентности студентов в профилактике компьютерного синдрома с использованием личностно-развивающих технологий.

The article is devoted to a problem of forming a student's competence at the prevention of computer syndrome using personally developing technologies

Ключевые слова: студенты, компетентность, технология, физическая культура

Key words: students, competence, technology, physical culture

Присоединение России к мировому образовательному пространству участием в Болонском процессе, потребовало изменения подходов к организации высшего образования, затрагивающего, прежде всего, академическую мобильность студентов и компетентностный подход к планируемым результатам образования. В связи с этим возрастает значимость личностно-развивающих технологий, встроенных в процесс совершенствования мастерства будущих специалистов. Следует добавить: «и сохранения их здоровья», что возможно лишь при проведении мероприятий по профилактике неблагоприятных воздействий внешней среды и производственной (учебной) деятельности [1, с. 47].

Первые научные исследования феномена «компетентность» были выполнены в начале 90-х

годов.

По мнению А.В. Хуторского, понятие «состояние» характеризует компетентность ученика, однако, оно будет неполным без учета личностного смыслового отношения к предстоящей деятельности. В связи с этим автор [3, с. 59] приводит более полное определение компетентности, как «готовности или способности к осуществлению практических действий, требующих наличие понятийной системы, понимания, соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи».

При этом А.В.Хуторской в понятие образовательной компетенции включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивности ее. И соответственно обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и к предмету деятельности, свидетельствует о его компетентности [3, с. 61].

Изложенные тезисы могут быть реализованы в процессе расширения и углубления общегуманитарной ценностной базы культуры физического развития, так как сам предмет «Физическая культура», являясь интегративным отражением общей культуры, формирует у человека способность к проектированию собственной деятельности. При этом компетентностные характеристики должны отражать желаемый уровень и широту подготовленности выпускника ВУЗа как специалиста и гражданина [1, с. 48].

И здесь следует присоединиться к мнению автора, вступившего в дискуссию по поводу суждения о том, что правомерно ли присутствие учебной дисциплины «Физическая культура» в базовой профессиональной подготовке бакалавров, специалистов и магистров цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Поскольку живой организм - это открытая система, которая ежечасно и ежедневно зависит от своих жизненных условий, то важнейшим свойством является обеспеченность его жизнедеятельно-

сти, то есть взаимодействие и взаимоуравновешенность с внешней средой, поэтому владение знаниями и умениями, способствующими регулированию этих «взаимоотношений», с полным основанием можно отнести к развитию компетентности. Для нашего исследования - в профилактике компьютерного синдрома.

В деятельностном подходе - это совокупность умений, обеспечивающих возможность самореализации личности или готовность к осмысленному осуществлению определенного вида деятельности; в нашем исследовании - к профилактике компьютерного синдрома у студенток средствами физической культуры.

В нашем исследовании более всего для формирования компетентности студенток в профилактике компьютерного синдрома подходят ключевые учебно-познавательные компетенции. В качестве структурной основы построения образовательного стандарта деятельностная форма учебно-познавательной компетенции по A.B. Хуторскому и В.В. Краевскому включает:

• умения ставить цель и организовывать ее достижение;

• умения осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

• умения задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание изучаемой проблемы;

• умения ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, выбирать условия проведения наблюдения, владеть измерительными навыками, описывать результаты, формулировать выводы;

• умения представлять устно и письменно результаты своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий.

Однако при использовании в качестве одного из основных средств физической культуры в профилактике компьютерного синдрома необходимо дополнить и такие здоровьесберегающие компетенции как:

• умение позитивно относиться к своему здоровью и заботиться о нем (особенно под неблагоприятным воздействием самого компьютера);

• владение способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;

• наличие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;

• умение подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств и в соответствии с проблемой исследования, именно тех качеств, от которых будет зависеть высокая работоспособность пользователя, а также снижение вероятности развития компьютерного синдрома в целом, либо отдельных его параметров: зрительного, запястного канала, статической нагрузки на позвоночник.[4, с. 145 - 148].

В связи с изложенным обязательный курс «Физическая культура» в структуре ГСЭ действующего ГОС ВПО тесно связан с различными группами универсальных компетенций, которые могут проявляться в различных видах деятельности и в целом формируют компетентностные характеристики выпускников ВУЗов, их психофизическую готовность к разнообразным направлениям профессиональной деятельности и специальностям[2, с. 24].

Среди многочисленных проблем современной цивилизации встает вопрос о влиянии компьютера на здоровье, так как доля заболеваний, вызванных работой за ним, составляет 50% всех профессиональных болезней (нарушения зрения, онемение пальцев, статической нагрузки на позвоночник) -так называемого компьютерного синдрома. Для того чтобы уменьшить остроту этой проблемы, профилактика проявлений компьютерного синдрома должна осуществляться как можно раньше.

Стратегическим путем к достижению научно обоснованной профилактики компьютерного синдрома является формирование компетентности студенток, ориентированной на использование немедикаментозных мероприятий, в число которых на первое место выходит повышение физической активности соответственно функциональным возможностям и начальным проявлениям неблагоприятного воздействия компьютера на организм. При этом особое внимание должно уделяться роли личности, её нравственным характеристикам в поддержании здорового образа жизни, а именно ответственного отношения к укреплению собственного здоровья. Вместе с тем используемые в вузах педагогические технологии по физическому воспитанию не предусматривают профилактических мероприятий направленных на охрану здоровья конкретно специалистов - пользователей компьютера, что

снижает ценность проведенных в области физической культуры исследований и требует дальнейших разработок по совершенствованию учебного процесса физического воспитания в вузе.

Студенческий возраст более всего подходит для создания устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, формированию потребности в физическом, психическом и нравственном совершенствовании и может явиться целевой установкой для формирования компетентности в профилактике компьютерного синдрома.

Физкультурно-образовательная компетентность студенток подразумевает позитивное отношение к своему здоровью. В связи с неблагоприятным воздействием компьютера, особенно важно умение самостоятельно подбирать средства, физической культуры, целенаправленно снижающие вероятность развития тех или иных его проявлений (зрительного, запястного канала, статической нагрузки на позвоночник) и использовать их как в режиме рабочего времени, так и после рабочего восстановления.

Профилактика в процессе вузовского физического воспитания должна рассматриваться в системной связи медицинских, гигиенических, педагогических факторов. При этом физической культуре должно придаваться особое значение, так как появляется возможность акцентирования внимания на образовательном и мотивационном компоненте физического воспитания в профилактике компьютерного синдрома у студенток.

Библиографический список

1. Виленский, М. Я. Социально-педагогические детерминанты гуманитарной сущности дисциплины «Физическая культура» в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения / М. Я. Виленский // Педагогическое образование и наука. - 2007. - № 1. - С. 47-50.

2. Виленский, М. Я. Компетентностный подход в структуре деятельности преподавателя физического воспитания вуза / М. Я. Виленский // Материалы Х Международной науч.-метод. конф. -М., 2008. - С. 22-25.

3. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

4. Хуторской, А. В. Основы обучения. Дидактика и методика : учебное пособие для студентов / А. В. Хуторской, В. В. Краевский. - М. : Академия, 2007. - С. 133-151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.