УДК 796:614
С. О. СКВОРЦОВА щ
Новосибирский государственный университет экономики и управления
ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОК СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА»
Использование компьютерной технологии в вузе повышает качество учебного процесса, но снижает физическую активность. Студентки специальности «прикладная информатика» относятся к группе риска для возникновения компьютерного синдрома. Ключевые слова: здоровье студенток, оздоровительная физическая культура, специальность «Прикладная информатика», профилактика компьютерного синдрома.
Введение. Социально-экономические преобразования, происходящие в России, внедрение современных информационных технологий, предполагают по-новому выстраивать образовательный процесс в высших учебных заведениях, дополняя и совершенствуя традиционные формы и методы обучения.
Студенты, а вслед за ними и преподаватели пытаются идти в ногу со стремительно развивающимися информационными технологиями, которые раскрывают широчайшие возможности в образовательной сфере. Вместе с тем нельзя забывать, что высшей ценностью человека является здоровье.
В то же время, согласно результатам медицинского осмотра студентов I курса НГУЭиУ (2007г.) специальности «прикладная информатика», у 87 (40 %) из 215 человек, прошедших медосмотр, были выявлены нарушения осанки, миопия слабой и средней степени, то есть состояния предрасполагающие к дальнейшему развитию компьютерного синдрома.
Это является свидетельством того, что достаточное количество учащихся, обучаясь в общеобразовательной школе чаще всего освобождались, или крайне редко посещали уроки физической культуры, то есть были лишены её оздоровительного влияния и заведомо имели факторы риска, усугубляющие условия сохранения высокой работоспособности в будущей специальности.
В этой связи основной задачей физической культуры в высшем учебном заведении является не только обучение развитию основных физических качеств: быстроты, силы, выносливости, гибкости и ловкости, но и восстановлению и совершенствованию физической работоспособности студентов, а также внедрение профилактических мероприятий для дальнейшего снижения развития патологических процессов и профессиональных заболеваний будущих специалистов. При этом необходимо сохранить требования государственного стандарта: сформировать социально-значимые мотивы для занятий физической культурой, повысить потребность к физической активности, интерес к новым знаниям о своём организме и его возможностях [1].
Для студентов специальности «Прикладная информатика» основными «рабочими органами» и группами мышц являются: зрительный анализатор, мышцы шеи, спины брюшного пресса, рук и верхнего плечевого пояса. При этом однообразная рабочая поза и производственные манипуляции, незначительный общий объём двигательной активности способ-
ствуют развитию компьютерного синдрома: перегруженности зрения, длительной статической нагрузки на шейно-грудной отдел позвоночника, мышц предплечья, а также запястного канала.
К сожалению, сейчас в России частота случаев компьютерного синдрома достаточно высокая и не имеет тенденции к существенному снижению [2]. Основная причина этого — высокий уровень факторов риска, включая сниженную двигательную активность и несбалансированность работы на компьютере.
Низкая физическая активность — объект исследования специалистов, занимающихся профилактикой заболеваний, особенно в экономически развитых странах, так как является одним из основных независимых факторов риска развития большинства из них [3].
Определение рационального двигательного поведения, обеспечивающего разумное использование средств физической культуры, профилактических мероприятий при дифференцированном распределении нагрузок и общего объёма двигательной активности явилось целью данной работы.
Методы и организация исследования. Были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы и медицинских карт, анкетирование и интервьюирование, педагогические наблюдения, эксперимент, определение морфофункциональных показателей, выявляющих проявления компьютерного синдрома, физической подготовленности, функционального состояния нервно-мышечной системы. Была проведена статическая обработка результатов исследования с использованием стандартных и разработанных нами пакетов программ.
В исследовании приняли участие студентки 17 — 18 лет Новосибирского государственного университета экономики и управления специальности «прикладная информатика» (п=100) и 30 сотрудников университета (пользователи).
Студентки были распределены на экспериментальную группу (50 человек), занимающуюся по разработанной нами методике. Контрольную группу составили (50 человек) занимающиеся по стандартной программе. Занятия в группах проводились по учебному расписанию, два раза в неделю на 1 — 11 курсе, один раз — на III курсе. Сотрудники-пользователи составили вторую экспериментальную группу.
Результаты и их обсуждение. В данной статье представлены результаты исследования по выявле-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (76) 2009
нию уровня физической активности у испытуемых и методы педагогического консультирования о её повышении для профилактики компьютерного синдрома.
Проведенное анкетирование 130 человек экспериментальных и контрольной групп показало довольно высокую физическую активность у студенток первого курса в среднем до 8 часов в неделю. Это занятия в группах фитнесса и тому подобное. Помимо учебных уроков у пользователей-сотрудников выявлено резкое снижение двигательной активности, то есть около 2-х часов в неделю всего у 20 % исследуемых.
Неприятные ощущения после работы на компьютере у пользователей выражались чаще всего в появлении некоторого снижения либо скованности в «работающей» руке и тяжести в нижне-грудном отделе позвоночника. У студенток данные симптомы проявились лишь при наличии имеющихся нарушений осанки, зрения, нестабильности шейно-грудного отдела позвоночника.
Основываясь на том, что выносливость является одним из наиболее важных физических качеств, мы использовали для определения степени физической подготовленности 12-минутный тест бега по Куперу [3]. Было выявлено, что между лучшим и худшим результатом существуют довольно значительные разрывы и могут составлять до 500 и более метров.
Необходимо отметить, что студенты, имеющие худшие начальные результаты, быстрее прогрессируют в выносливости по отношению к своим исходным показателям, что создаёт у них дополнительную мотивацию к улучшению своих физических возможностей и создает благоприятный эмоциональный настрой.
Практика показывает, что работоспособность человека естественно связана с состоянием нервной системы, в связи с этим мы провели исследование функционального состояния нервно-мышечной системы по оценке её лабильности (теппинг-тестом). Полученные результаты свидетельствуют о недостаточности функциональной устойчивости двигательной сферы у 71% исследуемых как студенток, так и поль-
зователей, недостаточной её лабильности у 19%, хорошем функциональном состоянии у 19%, что свидетельствует о необходимости включения в режим двигательной активности специальных средств физической культуры для улучшения состояния нервно-мышечной системы.
Таким образом, нами была сделана попытка совершенствования двигательного режима студента. Использование длительного дозированного бега, послужило повышению общей работоспособности организма студенток. По словам А. Г. Щедриной [5], определение исходного функционального состояния организма, степени восстановления функции после предшествующей деятельности позволяет решить проблему научно обоснованного дозирования общей двигательной активности в целях повышения работоспособности и сохранения здоровья человека.
Библиографический список
1. Акишин Б.А. Спортивно-ориентированное физическое воспитание в техническом вузе // Проблемы и перспективы физического воспитания и студенческого спорта в условиях модернизации высшей школы : материалы Всероссийской научно-практ. конф. — Казань. — 2007 — С .154 — 156.
2. Гельтищева Е.А., Селихова Т.С. Режим работы за дисплеем // Информатика и образование. — 1987. — № 1. — С. 82-84.
3. Потёмкина Р.А. Рекомендации по коррекции физической активности. Ч. 2. // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. — 2006. -№ 3. — С. 28 — 37.
4. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия / К. Купер // Физическая культура и спорт. — Москва, 1989. — 222 с.
5. Щедрина А.Г. Здоровый образ жизни: методологические, социальные, биологические, медицинские, психологические, экологические аспекты / А.Г. Щедрина. — Новосибирск : ООО «Альфа-Виста», 2007. — 144 с.
СКВОРЦОВА Светлана Оганесовна, старший преподаватель кафедры физического воспитания.
Статья поступила в редакцию 05.11.2008 г.
© С. О. Скворцова
Книжная полка
Темербекова, А. А. Информационная компетентность личности учителя как социально-педагогическая проблема [Текст] : монография / А. А. Темербекова, В. В. Бондарь ; дар. В. В. Шалай. — М. : Изд-во МГУП, 2008. - 191 с. : табл. - Библиогр.: с. 167-191. - 1БВЫ 978-5-8122-0975-2 .
В монографии раскрываются теоретические вопросы проблемы формирования информационной компетентности личности учителя в современных социокультурных условиях развития общества.
Новые региональные проекты, образовательные программы, перспективные информационные разработки, используемые в региональной образовательной среде, выполняют самую важную для региона функцию -готовят специалистов высокой квалификации. Издание является теоретической базой для реализации технологии формирования информационной компетентности специалиста в области образования.
Коджаспирова, Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах [Текст] / Г. М. Коджас-пирова. - 3-е изд. - М. : Айрис Пресс, 2008. - 252, [2] с. : табл. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 254. - 1БВЫ 978-5-8112-3182-9.
Курс педагогики, изложенный логико-графическим языком схем, таблиц и опорных конспектов, структура и содержание материала соответствуют государственному стандарту по педагогике для вузов.
Учебное издание адресовано студентам, преподавателям вузов и средних специальных пед. учебных заведений, учащимся и преподавателям педклассов, аспирантам, слушателям системы повышения квалификации и переподготовки кадров, студентам и преподавателям непрофильных профессиональных учебных заведений, где введена педагогика как учебная дисциплина, и всем, кто интересуется педагогикой.