Научная статья на тему 'Физическое здоровье студенток специальности «Прикладная информатика»'

Физическое здоровье студенток специальности «Прикладная информатика» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
138
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОК / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ "ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА" / ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОГО СИНДРОМА / STUDENTS / THE PHYSICAL ACTIVITY / INFORMATION TECHNOLOGIES / THE COMPUTER SYNDROMES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Скворцова Светлана Оганесовна

Использование компьютерной технологии в вузе повышает качество учебного процесса, но снижает физическую активность. Студентки специальности «прикладная информатика» относятся к группе риска для возникновения компьютерного синдрома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical health of female students of specialty «Applied information technology»

The use of information technologies in a higher school increases the quality of the educational process, but reduces physical activity. The students of specialty «Applied information technology» belong to the group of risk in which «the computer syndromes» may appear.

Текст научной работы на тему «Физическое здоровье студенток специальности «Прикладная информатика»»

УДК 796:614

С. О. СКВОРЦОВА щ

Новосибирский государственный университет экономики и управления

ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОК СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА»

Использование компьютерной технологии в вузе повышает качество учебного процесса, но снижает физическую активность. Студентки специальности «прикладная информатика» относятся к группе риска для возникновения компьютерного синдрома. Ключевые слова: здоровье студенток, оздоровительная физическая культура, специальность «Прикладная информатика», профилактика компьютерного синдрома.

Введение. Социально-экономические преобразования, происходящие в России, внедрение современных информационных технологий, предполагают по-новому выстраивать образовательный процесс в высших учебных заведениях, дополняя и совершенствуя традиционные формы и методы обучения.

Студенты, а вслед за ними и преподаватели пытаются идти в ногу со стремительно развивающимися информационными технологиями, которые раскрывают широчайшие возможности в образовательной сфере. Вместе с тем нельзя забывать, что высшей ценностью человека является здоровье.

В то же время, согласно результатам медицинского осмотра студентов I курса НГУЭиУ (2007г.) специальности «прикладная информатика», у 87 (40 %) из 215 человек, прошедших медосмотр, были выявлены нарушения осанки, миопия слабой и средней степени, то есть состояния предрасполагающие к дальнейшему развитию компьютерного синдрома.

Это является свидетельством того, что достаточное количество учащихся, обучаясь в общеобразовательной школе чаще всего освобождались, или крайне редко посещали уроки физической культуры, то есть были лишены её оздоровительного влияния и заведомо имели факторы риска, усугубляющие условия сохранения высокой работоспособности в будущей специальности.

В этой связи основной задачей физической культуры в высшем учебном заведении является не только обучение развитию основных физических качеств: быстроты, силы, выносливости, гибкости и ловкости, но и восстановлению и совершенствованию физической работоспособности студентов, а также внедрение профилактических мероприятий для дальнейшего снижения развития патологических процессов и профессиональных заболеваний будущих специалистов. При этом необходимо сохранить требования государственного стандарта: сформировать социально-значимые мотивы для занятий физической культурой, повысить потребность к физической активности, интерес к новым знаниям о своём организме и его возможностях [1].

Для студентов специальности «Прикладная информатика» основными «рабочими органами» и группами мышц являются: зрительный анализатор, мышцы шеи, спины брюшного пресса, рук и верхнего плечевого пояса. При этом однообразная рабочая поза и производственные манипуляции, незначительный общий объём двигательной активности способ-

ствуют развитию компьютерного синдрома: перегруженности зрения, длительной статической нагрузки на шейно-грудной отдел позвоночника, мышц предплечья, а также запястного канала.

К сожалению, сейчас в России частота случаев компьютерного синдрома достаточно высокая и не имеет тенденции к существенному снижению [2]. Основная причина этого — высокий уровень факторов риска, включая сниженную двигательную активность и несбалансированность работы на компьютере.

Низкая физическая активность — объект исследования специалистов, занимающихся профилактикой заболеваний, особенно в экономически развитых странах, так как является одним из основных независимых факторов риска развития большинства из них [3].

Определение рационального двигательного поведения, обеспечивающего разумное использование средств физической культуры, профилактических мероприятий при дифференцированном распределении нагрузок и общего объёма двигательной активности явилось целью данной работы.

Методы и организация исследования. Были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы и медицинских карт, анкетирование и интервьюирование, педагогические наблюдения, эксперимент, определение морфофункциональных показателей, выявляющих проявления компьютерного синдрома, физической подготовленности, функционального состояния нервно-мышечной системы. Была проведена статическая обработка результатов исследования с использованием стандартных и разработанных нами пакетов программ.

В исследовании приняли участие студентки 17 — 18 лет Новосибирского государственного университета экономики и управления специальности «прикладная информатика» (п=100) и 30 сотрудников университета (пользователи).

Студентки были распределены на экспериментальную группу (50 человек), занимающуюся по разработанной нами методике. Контрольную группу составили (50 человек) занимающиеся по стандартной программе. Занятия в группах проводились по учебному расписанию, два раза в неделю на 1 — 11 курсе, один раз — на III курсе. Сотрудники-пользователи составили вторую экспериментальную группу.

Результаты и их обсуждение. В данной статье представлены результаты исследования по выявле-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (76) 2009

нию уровня физической активности у испытуемых и методы педагогического консультирования о её повышении для профилактики компьютерного синдрома.

Проведенное анкетирование 130 человек экспериментальных и контрольной групп показало довольно высокую физическую активность у студенток первого курса в среднем до 8 часов в неделю. Это занятия в группах фитнесса и тому подобное. Помимо учебных уроков у пользователей-сотрудников выявлено резкое снижение двигательной активности, то есть около 2-х часов в неделю всего у 20 % исследуемых.

Неприятные ощущения после работы на компьютере у пользователей выражались чаще всего в появлении некоторого снижения либо скованности в «работающей» руке и тяжести в нижне-грудном отделе позвоночника. У студенток данные симптомы проявились лишь при наличии имеющихся нарушений осанки, зрения, нестабильности шейно-грудного отдела позвоночника.

Основываясь на том, что выносливость является одним из наиболее важных физических качеств, мы использовали для определения степени физической подготовленности 12-минутный тест бега по Куперу [3]. Было выявлено, что между лучшим и худшим результатом существуют довольно значительные разрывы и могут составлять до 500 и более метров.

Необходимо отметить, что студенты, имеющие худшие начальные результаты, быстрее прогрессируют в выносливости по отношению к своим исходным показателям, что создаёт у них дополнительную мотивацию к улучшению своих физических возможностей и создает благоприятный эмоциональный настрой.

Практика показывает, что работоспособность человека естественно связана с состоянием нервной системы, в связи с этим мы провели исследование функционального состояния нервно-мышечной системы по оценке её лабильности (теппинг-тестом). Полученные результаты свидетельствуют о недостаточности функциональной устойчивости двигательной сферы у 71% исследуемых как студенток, так и поль-

зователей, недостаточной её лабильности у 19%, хорошем функциональном состоянии у 19%, что свидетельствует о необходимости включения в режим двигательной активности специальных средств физической культуры для улучшения состояния нервно-мышечной системы.

Таким образом, нами была сделана попытка совершенствования двигательного режима студента. Использование длительного дозированного бега, послужило повышению общей работоспособности организма студенток. По словам А. Г. Щедриной [5], определение исходного функционального состояния организма, степени восстановления функции после предшествующей деятельности позволяет решить проблему научно обоснованного дозирования общей двигательной активности в целях повышения работоспособности и сохранения здоровья человека.

Библиографический список

1. Акишин Б.А. Спортивно-ориентированное физическое воспитание в техническом вузе // Проблемы и перспективы физического воспитания и студенческого спорта в условиях модернизации высшей школы : материалы Всероссийской научно-практ. конф. — Казань. — 2007 — С .154 — 156.

2. Гельтищева Е.А., Селихова Т.С. Режим работы за дисплеем // Информатика и образование. — 1987. — № 1. — С. 82-84.

3. Потёмкина Р.А. Рекомендации по коррекции физической активности. Ч. 2. // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. — 2006. -№ 3. — С. 28 — 37.

4. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия / К. Купер // Физическая культура и спорт. — Москва, 1989. — 222 с.

5. Щедрина А.Г. Здоровый образ жизни: методологические, социальные, биологические, медицинские, психологические, экологические аспекты / А.Г. Щедрина. — Новосибирск : ООО «Альфа-Виста», 2007. — 144 с.

СКВОРЦОВА Светлана Оганесовна, старший преподаватель кафедры физического воспитания.

Статья поступила в редакцию 05.11.2008 г.

© С. О. Скворцова

Книжная полка

Темербекова, А. А. Информационная компетентность личности учителя как социально-педагогическая проблема [Текст] : монография / А. А. Темербекова, В. В. Бондарь ; дар. В. В. Шалай. — М. : Изд-во МГУП, 2008. - 191 с. : табл. - Библиогр.: с. 167-191. - 1БВЫ 978-5-8122-0975-2 .

В монографии раскрываются теоретические вопросы проблемы формирования информационной компетентности личности учителя в современных социокультурных условиях развития общества.

Новые региональные проекты, образовательные программы, перспективные информационные разработки, используемые в региональной образовательной среде, выполняют самую важную для региона функцию -готовят специалистов высокой квалификации. Издание является теоретической базой для реализации технологии формирования информационной компетентности специалиста в области образования.

Коджаспирова, Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах [Текст] / Г. М. Коджас-пирова. - 3-е изд. - М. : Айрис Пресс, 2008. - 252, [2] с. : табл. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 254. - 1БВЫ 978-5-8112-3182-9.

Курс педагогики, изложенный логико-графическим языком схем, таблиц и опорных конспектов, структура и содержание материала соответствуют государственному стандарту по педагогике для вузов.

Учебное издание адресовано студентам, преподавателям вузов и средних специальных пед. учебных заведений, учащимся и преподавателям педклассов, аспирантам, слушателям системы повышения квалификации и переподготовки кадров, студентам и преподавателям непрофильных профессиональных учебных заведений, где введена педагогика как учебная дисциплина, и всем, кто интересуется педагогикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.