Научная статья на тему 'Технология формирования экологической компетентности будущих специалистов сервиса в образовательном процессе вуза'

Технология формирования экологической компетентности будущих специалистов сервиса в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / ТРАЕКТОРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канарская Наталья Александровна

В статье рассматривается технология формирования экологической компетентности у студентов, обучающихся по специальности «Сервис» со специализацией «Сервис энергетического оборудования», выявляются педагогические условия формирования экологической компетентности будущих специалистов сервиса на этапе вузовского образования, приводится траектория формирования экологической компетентности будущего специалиста сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология формирования экологической компетентности будущих специалистов сервиса в образовательном процессе вуза»

3. Вильсон, А. Л. Вузы в «зазеркалье» [Текст] // Ректор вуза. - 2009. - № 5. - С. 30-33.

4. Добренькова, Е.В. Социальная морфология образовательного дискурса: историко - социологические аспекты [ Текст] / Е.В. Добренькова.- М.: АльфаМ, 2006. - 335 с.

5. Ефимов, В. А. Высшее образование и проблемы становления личности [Текст] // В. А. Ефимов. Ученый совет. 2009. № 10. - С. 13-16.

6. Капустин, В.С. Сетевые взаимодействия в высшем профессиональном негосударственном образовании как путь к инновационной модернизации российской высшей школы и повышению конкурентоспособности негосударственного сектора образования [Электронный ресурс] / http:// spkurdyumov.narod.ru/kkapustin.htm

7. Карпенко, М.П., Грачев, А. А. Высшее образование: линии развития [ Текст] / М. П. Карпенко, А. А. Грачев, Знание. Понимание. Умение. 2006. № 4. - С. 43-58.

8. Комитет Государственной Думы по образованию. Материалы круглого стола «Роль негосударственных вузов в условиях становления новой модели высшего профессионального образования». 26 февраля, 2009. Москва.

9. Константиновский, Д.Л. Неравенство и образование. [Текст] / Д.Л. Константиновский, М.: Центр социального прогнозирования, 2008. - 551 с.

10. Образование, которое мы можем потерять. Сборник. [Текст] / Под общей редакцией ректора МГУ академика В. А. Садовничего. Изд. 2-е, доп. - Москва: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; Институт компьютерных исследований, 2003.

11. Федосов, Д. А. Высшая школа России 90-х годов ХХ века [Текст] / Д. А. Федосов. Автореферат диссертации - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2007. - 23 с.

Канарская Н.А.

Технология формирования экологической компетентности будущих специалистов сервиса в образовательном процессе вуза

В современном обществе образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Все реальнее в последние годы стали осознаваться ограниченность дальнейшего развития человечества посредством чисто экономического роста и увеличения технического могущества, а также то обстоятельство, что будущее развитие общества определяется уровнем культуры и мудрости человека.

Совершенно очевиден тот факт, что в преодолении кризиса цивилизации, в решении острейших проблем человечества, в числе которых находится и проблема защиты окружающей природной среды от негативного воздействия на нее человеческой цивилизации, огромную роль должно играть образование.

Социальный заказ общества на экологически культурную личность, взращивание экологического сознания и экологической компетентности каждого человека - один из важных компонентов перехода России на модель устойчивого развития. Н.Н. Моисеев отмечает, что «экологическое образование должно стать становым хребтом любого современного образования» [2]. За последние годы существенно изменились требования к специалистам со стороны работодателей. Если раньше были востребованы узко специализированные работники сервиса, то сейчас необходимы специалисты, владеющие экологическими знаниями, умеющие прогнозировать экономический результат экологической безответственности, готовые к изменению характера и содержания труда. Поэтому особую актуальность приобретает экологическая составляющая в подготовке специалистов сервиса учреждениями высшего профессионального образования. Процесс повышения эффективности образования предполагает целенаправленную систему взаимодействия учебной и внеаудиторной деятельности студентов, а конечным продуктом является личность специалиста, его экологическая компетентно сть.

Анализ научно-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме позволяет отметить исследования по обоснованию общих закономерностей профессионального становления в системе высшего профессионального образования (В.И. Байденко, В.А. Болотов, А.П.Беляева, М.Н. Берулава, А.А.Вербицкий, В.Я. Виленский, Е. А. Климов, И.Б. Котова, А.К. Маркова и др.). Идеи компетентностного подхода к качеству подготовки студентов вузов рассматриваются в работах В.В. Гаврилюка, И.А. Зимней, Д.А. Иванова, И.Д. Фрумина А.В. Хуторского и др. Что касается экологических компетентностей студентов в высшей школе, то этот аспект проблемы изучен недостаточно. Имеющиеся по этой проблеме труды (A.M. Буровский, А.А. Вербицкий, С.А. Глазачев, С.Д. Дерябо, В.А. Кобылянский, Н.В. Коваленок, Н.М. Мамедов, Н.Н. Моисеев, В.В.Пасечник, Н.Н.Родзевич, Г.П. Сикорская, E.C. Сластенина, А.Д. Урсул, В. А. Ясвин и др.) посвящены преимущественно вопросам экологического воспитания и образования в рамках вузовского педагогического образования.

Работы вышеуказанных авторов создали определенные предпосылки для исследования процессов формирования экологической компетентности у специалистов сервиса. Вместе с тем до настоящего времени недостаточно разработаны вопросы технологического обеспечения экологической подготовки студентов сервисных специальностей. Обоснование и реализация такой технологии стали целью нашего исследования. Таким образом, педагогическое управление процессом формирования экологической компетентности у студентов становится возможным через педагогическую технологию. А.М. Новиков констатирует, что «общих подходов к описанию таких технологий, общих принципов, правил их построения пока не существует, а применение тех или иных технологий целиком определяется конкретным содержанием каждого проекта» [4].

Под педагогической технологией мы понимаем системы проектирования

и реализации учебного процесса, способствующие формированию у будущих специалистов сервиса экологической компетентности, построению его самостоятельной деятельности, обретению личностного значимого опыта решения эколого-прикладных задач.

В исследовании рассматривается процесс формирования экологической компетентности у студентов, обучающихся по специальности «Сервис» со специализацией «Сервис энергетического оборудования». Лучшему пониманию процесса способствует построение его траектории, понимаемой как теоретический проект определенной педагогической деятельности. Структура этой технологии представлена как взаимосвязь следующих компонентов:

- приоритетные цели, на которые ориентируются преподаватели вуза (подготовка конкурентоспособного профессионала, владеющего экологической компетенцией);

- организация учебного материала - отбор и структурирование наиболее значимого экологического учебного материала в виде проблемных педагогических задач и ситуаций, направленных на раскрытие личности студента, его творческого, исследовательского потенциала;

- выбор методов, форм и средств организации учебного процесса;

- формы внеаудиторной работы;

- диагностика достигнутого уровня экологической компетентности, отличающаяся определенной процедурностью, параметризацией (замеряемого).

На примере исследуемой специальности, базируясь на подходах В.М. Монахова [3], в исследовании спроектирована траектория формирования экологической компетентности будущего специалиста сервиса энергетического оборудования в образовательном процессе технологического института (Рис. 1.), которая предусматривает последовательное освоение знаний с ориентацией на становление и развитие у студентов экологической компетентности: от изучения общих гуманитарных и социально-экологических дисциплин до дисциплин специальных и дисциплин специализации, и подготовки дипломной работы и ее защиты.

Анализ государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 100101(230700) «Сервис», рабочих учебных планов, примерных и рабочих программ дисциплин и производственных практик показал, что процесс формирования экологической компетентности будущих специалистов сервиса можно оптимизировать путем:

1) введения в рабочий учебный план, за счет времени предусмотренного для изучения дисциплин по выбору студентов, дисциплины: «Экологическая защита индивидуальных сооружений и МУП»;

2) обновления содержания учебного курса «Экология» материалами творческого характера и усилением мотивации студентов к исследовательской деятельности;

3) введения в рабочие программы гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных, общепрофессиональных, специальных

дисциплин и дисциплин специализации экологического компонента за счет вариативной части;

4) введения в программы производственной и производственной преддипломной практик заданной по экологической составляющей;

5) введения в дипломную работу раздела «Экологическая защита».

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания дисциплины «Философия» в рабочую программу дисциплины включена тема «Будущее человечества. Глобальные проблемы современности». Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего». В рамках данной темы, на изучение которой были выделены дополнительно 2 часа, изучаются глобальные экологические проблемы. За счет времени, отводимого на самостоятельную работу, студенты выполняют творческую работу «Как я могу повлиять на решение экологических проблем современности». При выполнении творческой работы студенты переосмысливают свою роль в решении глобальных проблем развития человечества. Следует отметить, что на протяжении всего курса философии, а не только названной темы формируются такие ценностные ориентации как: целостное восприятие окружающего мира и человека как неотъемлемой части и высшей ценности; гармония индивида с Вселенной и человечеством; идея общности, взаимозависимости и сотрудничества; идея ценностно-смыслового развития людей как членов единого человеческого сообщества, понимаемого как интерпретация действительности в понятиях единства, взаимозависимости, сотрудничества, целостности, ответственности, заботы.

В процессе изучения дисциплины «Профессиональная этика и этикет» рассматривается ее составляющая экологическая этика. Это позволяет студентам осознать, что нравственное отношение к природе - это забота природных ресурсах, условиях существования человечества

Дисциплина «Технологические процессы в сервисе» объемом 240 часов изучается в 4 и 5 семестрах. При рассмотрении каждого технологического процесса дается экологическая характеристика этого процесса. Экологические характеристики оборудования изучаются в ходе освоения дисциплины «Технические средства предприятий сервиса». Предметом изучения дисциплины «Энерго- и ресурсосберегающие технологии и энергосбережение в частных сооружениях и МУП» являются не только методы и способы экономии материальных и энергетических ресурсов, но и экологичные технологии. В структуру курсовой работы по дисциплине «Проектирование процесса оказания услуг» включена экологическая оценка принятых проектных решений.

Рис. 1. Траектория формирования экологической компетентности студентов сервиса энергетического оборудования

Кроме того, нами разработана примерная программа по дисциплине «Экологическая защита индивидуальных сооружений и МУП» (разработана автором данной статьи). Программа одобрена на заседании учебно-методического объединения по образованию в области сервиса. По этой же дисциплине «Экологическая защита индивидуальных сооружений и МУП» нами разработан учебно-методический комплекс, в состав которого входят: титульный лист;

формуляр; рабочая программа по очной форме обучения; лист соответствия по ОФО; рабочая программа по заочной форме обучения; лист соответствия по ОФО; бланк несоответствия; перечень материалов УМКД; курс (конспект) лекций на бумажном и электронном носителе; методические рекомендации к самостоятельной работе; КИМ для самоконтроля (тесты); КИМ для текущего контроля (тесты и ситуационная задача); КИМ для промежуточного контроля (вопросы к зачету); КИМ аттестации остаточных знаний (тесты); учебное пособие [5]; перечень сайтов, на которых можно ознакомиться с материалами по изучаемой дисциплине.

Целью данной дисциплины является ознакомление студентов с основными видами антропогенных воздействий и современными методами экологической защиты индивидуальных сооружений и МУП. Задача курса: изучить основные виды антропогенных воздействий на индивидуальные сооружения и МУП; рассмотреть основные методы экологической защиты окружающей среды и способы уменьшения экологической нагрузки на биосферу; изучить пути повышения экологичности энергетического оборудования.

Структурно курс состоит из восьми дидактических единиц:

Модуль 1. Основные виды воздействия на биосферу.

Модуль 2. Загрязнение и защита атмосферы.

Модуль 3. Загрязнение и защита гидросферы.

Модуль 4. Литосфера и ее защита от загрязнений.

Модуль 5. Защита окружающей среды от акустического загрязнения.

Модуль 6. Защита окружающей среды от воздействий электромагнитных

волн.

Модуль 7. Энергетика и экология.

Модуль 8. Экономическое регулирование в области охраны окружающей

среды.

Конечной целью авторского курса является формирование нового экологического сознания студентов, осознание его роли в защите окружающей среды в будущей профессиональной деятельности. Практические занятия по курсу разрабатываются в соответствии с выделенными умениями и разработанными критериями уровня их развития. Данный курс имеет практико - ориентированный характер. Курс предусматривает выполнение следующих практических заданий: произвести расчет количества выбросов в атмосферу и гидросферу; количества образующихся твердых отходов производства; количества образующихся твердых отходов потребления; напряженности электромагнитных полей; расчет платы за загрязнение окружающей природной среды; выбор природоохранного оборудования. На завершающем этапе студенты должны составить техническое задание: проведение экологической экспертизы.

Базовым курсом для формирования экологической компетентности является дисциплина «Экология», изучаемая в пятом семестре. Данная дисциплина насыщается материалами исследовательского, творческого характера. Мы опирались на метод проблемного обучения, как синтеза методов обучения в

сотрудничестве и метода приоритета нравственных ценностей. В основе такого типа занятий лежит создание проблемной ситуации определенной степени трудности при сочетании известного и неизвестного для студентов материала.

В ходе производственной практики студентами изучаются организация природоохранной деятельности на предприятии, технические характеристики природоохранного оборудования, экологическая отчетность, выявляются опасные и вредные факторы воздействия на окружающую природную среду. В ходе преддипломной производственной практики студенты знакомились с расчетами по определению количества загрязнителей, образующихся в процессе оказания услуг, разрабатывали мероприятия по уменьшению выбросов и сбросов в биосферу, проводили их технико - экономическое обоснование. При прохождении всех видов практик у студентов усилилась мотивация к изучению экологических проблем производства. Защита отчетов по практикам проводилась в форме конференции. Анализ отчетов по производственной и преддипломной производственной практике показывает, что практика способствует выбору тем дипломных работ экологической направленности.

Как мы уже отмечали выше, учебная деятельность сочетается с внеаудиторной работой в вузе. Так с 2005 года в структуру дипломной работы будущих специалистов сервиса энергетического образования включен экологический раздел, методические указания к которому составлены, подготовлены к печати и изданы в авторской редакции [1]. Кроме рекомендаций по содержательной части отчета, методик определения расчетных величин, в них включены примеры выполнения экологического раздела, справочные данные и список рекомендуемой литературы.

С 2005 года в студенческом клубе Ставропольского технологического института сервиса функционирует секция «Биосфера и мы». Задачи секции: становление и развитие экологического мировоззрения, пропаганда знаний о состоянии природной и культурной среды, опыте и принципах деятельности по предотвращению экологических кризисов локального и глобального масштаба; развитие экологической гласности, обеспечение населения информацией о состоянии окружающей среды и здоровья населения; содействие предотвращению деятельности, угрожающей экологической безопасности, здоровью людей, сохранению биологического разнообразия и условий для устойчивого развития общества; организация общественного экологического контроля и экологического мониторинга за состоянием окружающей среды, природных и культурных ценностей и объектов, а также здоровья населения; изучение биологического разнообразия, состояния окружающей среды Ставропольского края.

Члены клуба принимают активное участие во всех природозащитных акциях городского и краевого уровней. Так, в ежегодно проводимой в Ставропольском крае экологической акции «Сохраним природу Ставрополья», в которой члены секции «Биосфера и мы» не только принимают активное участие, но и являются инициаторами интересных дел. Так, администрацией города

совместно с молодежным отрядом «Чистый город» и Молодежной палатой при Государственной Думе Ставропольского края проведена акция по очистке от мусора государственного природного заказника краевого значения «Кравцово озеро». Результатами исследовательской работы членов секции явились темы дипломных работ экологической направленности («Энергетическая утилизация отходов производства ОАО «Крупопродукт»», «Сервис озонаторов ОАО «Невинномысский Азот», «Энергетическая утилизация отходов деревообработки в п. Мостовском Краснодарского края» и др.) Наиболее ценные разработки студентов внедрены в производство.

Мы считаем, что предложенная технология формирования экологической компетентности будущих специалистов сервиса не является единственной, так как возможны различные подходы при моделировании экологических знаний, но, тем не менее, разработанная и апробированная в экспериментальных условиях технология, может быть успешно использована в иных ситуациях, в иных образовательных системах.

Литература

1. Методические указания к разделу дипломной работы (проекта) «Экологическая безопасность» для специальностей 100101, 210303, 150408, 230201 [ Текст] / В.Е.Жидков, Н.А. Канарская. - Ставрополь: Мысль, 2006. -314 с.

2. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. [Текст] / Н.Н. Моисеев.-М.: Языки русской культуры, 2000. - 224 с.

3. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. [ Текст] / В.М. Монахов. - Волгоград: Перемена, 1995. -216 с.

4. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности) [ Текст] / А. М. Новиков , Д. А. Новиков. М.: «Эгвес», 2004. - 120 с.

5. Экологическая защита индивидуальных сооружений и МУП: учебное пособие [Текст] / В.Е.Жидков, Н.А. Канарская. - Ставрополь: Мысль, 2010. - 314 с.

Профессиональное образование Девтерова Э.Р.

Дистанционное обучение в системе непрерывного профессионального образования

Начавшийся в 70-х гг. прошлого столетия, процесс информатизации общества в последние годы приобрел поистине глобальный характер. В настоящее время он охватил не только развитые страны мирового сообщества, но и многие развивающиеся страны. Под воздействием информатизации происходят

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.