совместно с молодежным отрядом «Чистый город» и Молодежной палатой при Государственной Думе Ставропольского края проведена акция по очистке от мусора государственного природного заказника краевого значения «Кравцово озеро». Результатами исследовательской работы членов секции явились темы дипломных работ экологической направленности («Энергетическая утилизация отходов производства ОАО «Крупопродукт»», «Сервис озонаторов ОАО «Невинномысский Азот», «Энергетическая утилизация отходов деревообработки в п. Мостовском Краснодарского края» и др.) Наиболее ценные разработки студентов внедрены в производство.
Мы считаем, что предложенная технология формирования экологической компетентности будущих специалистов сервиса не является единственной, так как возможны различные подходы при моделировании экологических знаний, но, тем не менее, разработанная и апробированная в экспериментальных условиях технология, может быть успешно использована в иных ситуациях, в иных образовательных системах.
Литература
1. Методические указания к разделу дипломной работы (проекта) «Экологическая безопасность» для специальностей 100101, 210303, 150408, 230201 [ Текст] / В.Е.Жидков, Н.А. Канарская. - Ставрополь: Мысль, 2006. -314 с.
2. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. [Текст] / Н.Н. Моисеев.-М.: Языки русской культуры, 2000. - 224 с.
3. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. [ Текст] / В.М. Монахов. - Волгоград: Перемена, 1995. -216 с.
4. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности) [ Текст] / А. М. Новиков , Д. А. Новиков. М.: «Эгвес», 2004. - 120 с.
5. Экологическая защита индивидуальных сооружений и МУП: учебное пособие [Текст] / В.Е.Жидков, Н.А. Канарская. - Ставрополь: Мысль, 2010. - 314 с.
Профессиональное образование Девтерова Э.Р.
Дистанционное обучение в системе непрерывного профессионального образования
Начавшийся в 70-х гг. прошлого столетия, процесс информатизации общества в последние годы приобрел поистине глобальный характер. В настоящее время он охватил не только развитые страны мирового сообщества, но и многие развивающиеся страны. Под воздействием информатизации происходят
кардинальные изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей.
В настоящее время процесс информатизации общества стал одним из наиболее значимых глобальных процессов современности. Информатизация как объективная закономерность неизбежна и для России, и является одним из условий успешного решения задач социально-экономического развития в стране, а одним из ее приоритетных направлений является информатизация образования, которая создает материальную и методологическую основу для возникновения и развития новых форм получения образования.
Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации образования убедительно свидетельствует о том, что она позволяет существенным образом повысить эффективность образовательного процесса. Информатизация образования создает хорошие предпосылки для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию учебного процесса, реализацию идей развивающего образования и индивидуализацию образовательного процесса.
Информатизация системы высшего образования, ориентированная на воспитание нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества, - это основная перспективная задача перехода к информационному обществу. Предпосылками таких изменений в России являются следующие факторы:
- информация становится общественным ресурсом развития, масштабы ее использования стали сопоставимыми с традиционными (энергия, сырье и т.д.) ресурсами;
- растет парк ЭВМ, ускоренными темпами идет развитие систем и средств телекоммуникации;
- растет количество корпоративных информационных сетей и непрерывно увеличивается число абонентов мировых открытых сетей.
Глобальные изменения, связанные с процессом информатизации высшего образования, предъявляют новые требования к современному специалисту, диктуют новые задачи образования. Система образования как социальная система во все времена откликается на заказ общества, государства. В настоящее время цели образования в большинстве стран цивилизованного мира отражают идеи гуманистического направления в педагогике и философии образования [3]. Это означает, что основные цели образования направлены на формирование и развитие личности. Личностно-ориентированный подход к образованию и развитию личности наиболее полно отражает современные цели образования.
Сегодняшний уровень развития информационных и коммуникационных технологий закладывает реальный фундамент для создания глобальной системы дистанционного образования - одной из перспективных и эффективных систем подготовки специалистов. В «Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России» под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям
населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений [2].
Предпосылкой возникновения и последующего развития дистанционного обучения стало расширение сферы использования Интернет-технологий во всех сферах жизни и деятельности, в том числе и в образовании. Изучение Интернет -технологий и программного обеспечения для работы в Интернете является обязательной частью любой вузовской (а иногда и школьной) программы. Со временем Интернет стал не только объектом изучения, но и превратился в среду, в которой можно вести полноценное обучение желающих.
Сейчас термин «дистанционное обучение» (distant learning) стал синонимом понятия «электронное обучение» (e-learning) или «онлайновое обучение» (online learning), означая, на самом деле, не только обучение через Интернет. Таким образом, дистанционное (или онлайновое) обучение - это такая методика, при которой преподаватель и студент, будучи разделены в пространстве и времени, используют для всех видов учебной деятельности Интернет - технологии (для изучения материала, сдачи тестов, консультаций, общения в процессе всего обучения, а иногда и итогового контроля).
Дистанционное обучение (ДО) позволяет решить ряд проблем, присущих традиционной методике обучения. Главное преимущество ДО заключается в решении проблемы доступности образования. Система дистанционного обучения позволила реализовать в российском образовательном пространстве идеологию открытого образования, означающего общедоступность образовательных ресурсов независимо от географического местоположения.
Система образования должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и, вследствие постоянного и быстрого обновления знаний в нашу эпоху, формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, умения и навыки самообразования, а также самостоятельный и творческий подход к знаниям в течение всей активной жизни человека. Образование должно в итоге стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, обеспечивать широким слоям населения возможность получения послевузовского и дополнительного образования [1].
По мнению специалистов «Института информатизации образования» ЮНЕСКО, к наиболее важным направлениям формирования перспективной системы образования можно отнести:
- повышение качества образования путем фундаментализации, применения различных подходов с использованием новых информационных технологий;
- обеспечение опережающего характера всей системы образования, ее нацеленности на проблемы будущей постиндустриальной цивилизации;
- обеспечение большей доступности образования для населения планеты путем широкого использования возможностей дистанционного обучения
и самообразования с применением информационных и телекоммуникационных технологий;
- повышение творческого начала (креативности) в образовании для подготовки людей к жизни в различных социальных средах (обеспечение развивающего образования).
Развитие сети Интернет и быстрое снижение цены предоставляемых информационных услуг создают условия, когда дистанционное обучение становится не только доступной, но и весьма привлекательной формой образования, поскольку позволяет людям получать необходимый уровень общей и профессиональной подготовки в образовательных учреждениях, не прекращая других видов деятельности.
Дистанционное обучение позволяет построить фактически для каждого обучающегося свою индивидуальную траекторию образования, пройти ее, обращаясь к созданной информационной среде, удовлетворить свои личные потребности в образовательных услугах в том режиме, в котором это удобно и комфортно.
Факторами, обусловливающими характер и особенности развития дистанционного образования в России, являются:
- появление в стране новых систем технического обеспечения образовательного процесса, позволяющих организовывать подготовку специалистов в любой географически удаленной точке страны;
- расширение информационного образовательного и научно-педагогического поля за счет привлечения мирового опыта создания специальных компьютерных технологий;
- интенсификация интегративных процессов развития внешнеэкономических связей, вхождение России в мировое экономическое и образовательное пространство;
- смещение нацеленности глобальных концептуальных образовательных позиций с «образования на всю жизнь» на «образование на протяжении всей жизни»;
- смена приоритетов с милитаристической доктрины закрытого общества на общества открытого типа, взаимодействующие в едином мировом пространстве;
- появление общемировой парадигмальной установки на непрерывность образования.
В современных социально-экономических условиях одной из задач, которая стоит перед российской системой образования является предоставление широким слоям населения качественного и доступного образования. Исследование рынка труда в России показывает, что оформился контингент лиц, остро нуждающихся в образовательных услугах, которые традиционная система образования предоставить не может.
Анализ форм получения образования показывает, что дистанционное обучение, также как очная, заочная, очно-заочная, экстернат, является формой
получения образования, при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем, и другими обучающимися по телефону, факсу, электронной и обычной почте, а также очно [1].
Анализ отечественной и зарубежной теории и практики ДО позволил отметить характерные особенности, присущие ДО. Среди них:
«Гибкость». Обучающиеся, занимаются в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса дисциплины и получения необходимых знаний по выбранным дисциплинам.
«Модульность». В основу учебных планов ДО положен модульный принцип, в соответствии с которым отдельные курсы создают целостное представление об определенных предметных областях. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.
«Параллельность». Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. «без отрыва от производства».
«Дальнодействие». Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
«Асинхронность». Подразумевает тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый работают по удобному для каждого расписанию.
«Охват». Эту особенность иногда называют также «массовостью». Количество обучающихся не является критичным параметром.
«Рентабельность». Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность ДО.
«Преподаватель». Речь идет о новой роли и функциях преподавателя.
«Обучающийся». Требования к обучающемуся существенно отличаются от традиционных.
«НИТ» (новые информационные технологии). Используются все виды информационных технологий, но преимущественно новые информационные технологии, средствами которых являются компьютеры, компьютерные сети, мультимедиа системы и т. д.
«Социальность». ДО в определенной степени снимает социальную напряженность, обеспечивая равную возможность получения образования независимо от места проживания и материальных условий.
«Интернациональность». ДО обеспечивает удобную возможность
экспорта и импорта образовательных услуг.
Перечисленные особенности определяют и преимущества ДО перед другими формами получения образования, но, одновременно предъявляя определенные специфические требования, как к преподавателю, так и к слушателю, ни в коем случае не облегчая, а подчас увеличивая трудозатраты и того, и другого.
Для России развитие дистанционного обучения имеет ключевое значение, связанное с необходимостью охвата образовательными услугами большой территории и неудовлетворенностью спроса населения на образование [2]. По данным опроса, около трети взрослого населения России имеют актуализированные образовательные потребности, половина из их числа хотели бы получить профессиональное образование, а остальные нуждаются в дополнительном обучении.
Анализ эволюции форм получения образования в условиях информатизации образования показывает, что идеально может рассматриваться некоторая интегральная, синтетическая форма, к которой при модернизации и развитии асимптотически, эволюционно будут стремиться все известные в настоящее время формы получения образования, в том числе и современное ДО. Эта форма мыслится нами как некоторый идеал, вбирающий в себя все лучшее из существующих форм в настоящем, и который может появиться в будущем. К этой мысли косвенно склоняются также некоторые эксперты, называя ДО формой обучения ХХ1 века. В.Г. Кинелев пишет по этому поводу: «Дистанционное образование справедливо называют образовательной системой ХХ1 века. Мы рассматриваем его как одно из магистральных направлений глобальных образовательных реформ, происходящих в мире и в нашей стране. Начало ХХ1 века мы должны встретить во всеоружии российской системы дистанционного образования [4]. А.Н. Тихонов определяет ДО как «важное направление поддержки потенциала высшей школы. Роль и значение ДО заключается в том, что оно предоставляет возможность получения широкими слоями населения России качественного и мобильного образования, базирующегося на средствах НИТ» [5].
Дистанционное обучение позволяет использовать сложные информационные технологии, которые делают обучение более интересным и увлекательным. Это оказывает позитивное влияние на студента, повышающее его трудолюбие, творческий и интеллектуальный потенциал за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения работать с компьютерной техникой.
Современные компьютерные телекоммуникации, применяемые при ДО, могут обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Эксперименты также подтвердили, что качество и структура учебных курсов, равно как и качество преподавания при дистанционном обучении, зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения. Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличивается и степень вовлечения обучаемых в
учебный процесс. Интерактивные возможности используемых при дистанционном обучении программ и систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны если не во всех, то в большинстве традиционных систем обучения [2].
Таким образом, дистанционное обучение должно строиться на уже освоенных, успешно прошедших апробацию методиках как заочного, так и очного обучения, наиболее эффективных и прогрессивных из них. Система дистанционного обучения призвана не подменять, а дополнять традиционную систему образования, давать возможность любому человеку изучать то, что он хочет, когда и как, когда и где он хочет, и на том языке, на котором он хочет.
Литература
1. Андреев А. А., Барабанщиков А.В. Некоторые проблемы разработки методики ДО [Текст] // А.А. Андреев, А.В. Барабанщиков. Материалы 2-й и 3-й Всероссийских конференций по ДО. - М.: МЭСИ, 1997.
2. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / И.М. Ибрагимов; под ред. А.Н. Ковшова. - 3- е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 336 с.
3. Интернет в гуманитарном образовании: учеб. пособие [Текст] / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Владос, 2001. - 272 с.
4. Кинелев В.Г. Тенденция развития высшего образования на пороге XXI века [Текст] // Бюллетень АРВ, 1998. Спец. нов. выпуск.
5. Тихонов А.Н., Иванников А. Д. Технологии дистанционного обучения [ Текст] // А.Н. Тихонов, А.Д. Иванников. Высш. образование в России - 1994. №№ 3.
Проблемы современной школы
Абдуллаева Н.А.
Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младшего школьника в семье
Духовно-нравственное воспитание школьников было и остается одним из актуальных направлений отечественной педагогики. Однако оно претерпело ряд качественных и количественных изменений, обусловленных воздействием сложнейших социальных и политических трансформаций, которые привели к некоторой утрате его традиционного содержания. Немалую роль в этом сыграли следующие факторы: усиление процессов технократизации, нестабильность