Научная статья на тему 'Технология эмулирования баз данных в электронных таблицах на примере инвестиционного анализа'

Технология эмулирования баз данных в электронных таблицах на примере инвестиционного анализа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дзюба С. А.

Выполнение расчетов по оценке эффективности инвестиционных проектов относятся к той категории задач, которые удобнее производить в электронных таблицах, чем в специализированных программных продуктах. Специализированное программное обеспечение для инвестиционного анализа обладает рядом недостатков, связанных с отсутствием гибкости в формировании исходных данных и представлении результатов. Традиционные методы расчета в электронных таблицах, напротив, связано с накоплением ошибок по мере роста и усложнения расчетов. Предлагаемая технология расчетов позволяет производить расчеты в электронных таблицах, избегая проблем. Суть технологии заключается в эмулировании методов работы СУБД на базе электронных таблиц. Проблема накопления ошибок решается путем использования при формировании финансовой отчетности принципа двойной записи и связанных с ним механизмов самоконтроля. Проблема целостности данных решается использованием методов преобразования информации без использования прямых ссылок. Примеры реализации представлены в формулах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология эмулирования баз данных в электронных таблицах на примере инвестиционного анализа»

Эмулирование 6aj данных

ТЕХНОЛОГИЯ ЭМУЛИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ В ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦАХ НА ПРИМЕРЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО АНАЛИЗА

С. А. ДЭЮБА,

кандидат технических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Иркутский государственный технический университет

Постановка задачи

Выполнение расчетов по оценке эффективности инвестиционных проектов относится к той категории задач, которые удобнее производить в электронных таблицах, чем в специализированных программных продуктах. Для этого существует несколько причин:

А1. Конечные потребители расчетов могут предъявлять иные требования к предоставлению результатов, чем это реализовано в программном продукте.

А2. Методика инвестиционных расчетов имеет определенные тонкости и разночтения, которые могут по-разному трактоваться создателями программного обеспечения. А3. Специализированные программы крайне неудобны для проведения черновых предварительных расчетов, поскольку они привязаны к жесткой и подробной структуре исходных данных. А4. В специализированных программах крайне затруднительно производить модельные расчеты, для которых необходимо отразить, например, какие-либо технологические взаимосвязи. Разработка программных продуктов на базе электронных таблиц не приводит к удовлетворительному решению перечисленных проблем. Так, продукты компании «Альт-Финанс» полностью базируются на MS Excel [1]. Несмотря на то, что структура данных и программный код полностью открыты, конечному пользователю крайне сложно произвести какие-либо изменения «под себя», даже обладая навыками программиста.

Самостоятельное выполнение расчетов в электронных таблицах при определенной квалификации позволяет избежать проблем, свойственных специализированным системам. Однако здесь возникают свои сложности:

Б1. Взаимосвязь финансовых показателей проекта носит достаточно сложный характер, что является потенциальным источникам ошибок. Б2. При внесении изменений в осуществленные ранее расчеты существует опасность удаления источников ссылок, из-за чего возможно разрушение всей расчетной схемы. Б3. Опасность разрушения схемы значительно повышается при попытке использовать реализованные ранее расчеты в качестве шаблона для новых с заменой исходных данных. Перечисленные недостатки электронных таблиц скорее всего и явились причиной возникновения специализированных программных продуктов, которые, однако, решив указанные проблемы, породили новые.

В настоящей статье представлены базовые приемы технологии эмулирования СУБД в электронных таблицах применительно к реализации инвестиционных расчетов. Эта технология реализует два основных принципа:

В1. Разделение листов по типу на листы данных и выходные формы. На листах данных производится подготовка первичной информации, как в таблицах СУБД, т. е. с соблюдением полей и записей.

В2. Бессылочная передача информации с листов данных на листы выходных форма. В СУБД это аналогично выполнению запросов.

Реализация принципа В2 позволяет снять проблемы Б2 и Б3 при расчетах в электронных таблицах. Принцип В1 позволяет решить проблему Б1, поскольку пользователь получает возможность единожды реализовать расчет финансовых показателей в виде выходной формы и в дальнейшем не вносить в нее изменения при последующих расчетах.

Далее будет продемонстрирована конкретная реализация принципов В1 — В2 на примере выполнения расчетов по оценке эффективности инвестиционного проекта.

Методика и предпосылки

Реализация принципов В1 — В2 для реализации расчета эффективности инвестиционного проекта осуществляется использованием следующих методических положений:

Г1. Исходные данные организуются в виде последовательности финансовых операций. Каждая операция однозначно идентифицируется номерами счетов бухгалтерского учета по принципу двойной записи. Г2. Результат всех бухгалтерских операций консолидируется в отчетные финансовые документы (ОФД): баланс, отчет о прибылях и убытках (ОПУ), отчет о движении денежных средств (ДДС). Этот набор документов является достаточным для расчета NPV и IRR — основных показателей эффективности инвестиционных проектов.

Отражение бухгалтерских операций в ОФД производится по совершенно четким и легко алгоритмизируемым правилам: Д1. Баланс. Оборот по дебету активного счета увеличивает сальдо по строке, пассивного

— уменьшает. Оборот по кредиту активного счета уменьшает сальдо по строке, пассивного

— увеличивает.

Д2. ОПУ. Отражаются только обороты по счету финансового результата; по кредиту — как доходы, по дебету — затраты.

План счетов для с

Д3. ДДС. Отражаются только обороты по счету денежных средств; по дебету — как поступления, по кредиту — платежи.

Каждое из этих правил в последующем реализуется в виде формул, по которым производится заполнение ячеек финансовой отчетности.

Для представленного демонстрационного примера нет необходимости использовать полный план счетов бухгалтерского учета, так же как не требуется соблюдать его тонкости и второстепенные требования. Достаточно использовать только базовые принципы. В табл. 1 содержится минимальный план счетов. В нем, например, отсутствует счет 02 «Амортизация ОС». Она будет начисляться непосредственно в кредит счета 01, поскольку для рассматриваемого примера это не мешает однозначной трактовке операции. План счетов следует рассматривать как набор идентификаторов, в котором используется общепринятая бухгалтерская нотация.

Условный пример, демонстрирующий методику, сопровождается следующей легендой:

1. Длительность инвестиционного проекта составляет 10 лет.

2. В качестве объекта инвестирования выступают первая и вторая очереди некоторого предприятия.

3. Строительство первой очереди осуществляется за счет собственных средств.

4. Строительство второй очереди начинается через 2 года после первой и осуществляется за счет заемных средств.

5. Инвестиции в оборотный капитал не рассматриваются.

6. Дивиденды начисляются как процент на капи -тал.

7. Из всех налогов учитывается только налог на прибыль. В соответствии с общепринятой методологией инвестиционных расчетов доходы и затраты указаны за вычетом НДС.

8. В расчетах используются процентные ставки и нормы (табл. 2).

Таблица 1

>ажения операций

Активные счета Пассивные счета

01 ОС и НМА 80 Уставный капитал

08 Незавершенные капитальные объекты 84 Нераспределенная прибыль

10 Производственные запасы 99 Прибыль текущего периода

62 Дебиторская задолженность 67 Долгосрочные кредиты

51 Денежные средства 66 Краткосрочные кредиты

60 Кредиторская задолженность

68 Расчеты с бюджетом

70 Расчеты с персоналом

Таблица 2

Процентные ставки нормы, используемые в расчетах

Идентификатор Ставка, % Расшифровка

НА 10 Годовой норматив амортизационных отчислений

НП 24 Ставка налога на прибыль

Див 13 Норма процента на капитал для выплаты дивидендов

ПД 12 Процентная ставка по долгосрочному кредиту

ПК 15 Процентная ставка по краткосрочному кредиту

Дис 15 Ставка дисконтирования

Организация информации и обработка операций

Все расчеты для инвестиционного проекта могут быть размещены на двух листах. Листу с исходными данными присвоим имя «Операции», а результаты разместим на листе «ОФД».

Лист «Операции» будет содержать исходную информацию и промежуточные расчеты для инвестиционного проекта. Строки будут соответствовать записям, столбцы — полям таблицы данных. В дальнейшем пары терминов «Строка» — «Запись» и «Столбец» — «Поле» будут считаться синонимами.

На листе «Операции» потребуются следующие поля:

• «Операции» — краткое наименование учетной операции. Произвольное текстовое поле.

• «Счета операций» — идентификация операций в соответствии с планом счетов

о «Дебет» — номер счета дебет операции. Текстовое поле.

о «Кредит» — номер счета кредита. Текстовое поле.

о «Корр» — корреспонденция счетов. Во всех записях это поле будет содержать формулу текстового сложения двух предыдущих полей: =Дебет&Кредит.

• «Периоды» (1... 10) — порядковый номер периода. Поля содержат суммы по обозначенной операции в соответствующий период.

Поля «Дебет», «Кредит» и «Корр» будут использованы как идентификаторы операций. Желательно (но не обязательно) этим полям принудительно задать текстовый формат, иначе номера счетов будут восприняты как числовые переменные. Это, в частности, приведет к тому, что счет «01» будет отображен как «1».

Кроме указанного, эти поля удобно обозначить как именованные диапазоны командой «Вставка. Имя. Присвоить». В качестве диапазона следует использовать весь столбец, а не его фрагмент. То

есть с именем «Дебет» должен быть ассоциирован диапазон «Операции!$В:$В», а не, скажем, «Операции!$В3:$В100», поскольку в последнем случае возникает опасность неправильной идентификации, если, например, диапазоны будут начинаться не с одной и той же строки. Кроме того, в дальнейшем легко забыть, что диапазон заканчивается 100-й строкой и расположить данные ниже нее.

Полностью заполненный лист «Операции» представлен в табл. 3 . Содержание операций будет прокомментировано далее.

На листе «ОФД» будут представлены отчетные финансовые документы: баланс, ОПУ и ДДС, а также капитальный бюджет, в котором по данным перечисленных документов будет сформирован денежный поток для расчета NPV и IRR. Степень детализации ОФД определяется подробностью плана счетов.

Лист «ОФД» содержит следующие поля:

• «Строка» — наименование строки ОФД.

• «Счета операций» — настройка отражения операций по строкам ОФД.

o «Плюс» — номер счета операции, отражаемой в ОФД со знаком «плюс». o «Минус» — номер счета операции, отражаемой в ОФД со знаком «минус». o «Знак» — знак отражаемой операции. Поле используется для сохранения знака операции (значение = «1») или его изменения (значение = «-1»).

• «Периоды (0.. 10)» — порядковый номер периода операции. Нумерация начинается с нулевого периода, который используется для отражения начальных остатков по балансу. В рассматриваемом примере они равны нулю. На листе «ОФД» производится обработка сумм

операций листа «Операции» в соответствии с настройкой на полях «Счета операций». Результаты приведены в табл. 4. Алгоритм этой обработки носит ключевой характер в рассматриваемой методике. На принципиальном уровне он идентичен

Содержание листа «Операции»

Операции Счета операций Периоды

Дебет Кредит Корр 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1-я очередь

Инвестиции 08 80 0880 1600 400

Ввод в эксплуатацию 01 08 0108 2000

Продажи 62 99 6299 800 1000 1000 1000 1000 1000 1000 1000 1000

Материалы 99 10 9910 200 250 250 250 250 250 250 250 250

Оплата труда 99 70 9970 250 250 250 250 250 250 250 250 250

Амортизация 99 01 9901 192 192 192 192 192 192 192 192 192

2-я очередь

Инвестиции 08 67 0867 1600 400

Ввод в эксплуатацию 01 08 0108 2000

Продажи 62 99 6299 800 1000 1000 1000 1000 1000 1000

Материалы 99 10 9910 200 250 250 250 250 250 250

Оплата труда 99 70 9970 250 250 250 250 250 250 250

Амортизация 99 01 9901 240 240 240 240 240 240 240

Регламентные операции

Налог на прибыль 99 68 9968 38 70 54 79 93 108 122 136 136

Закрытие года 99 84 9984 120 223 172 249 295 340 386 432

Дивиденды 84 51 8451 120 223 172 249 260 265 274 289

Операции взаиморасчетов

Периоды оборота, дней

Дебиторской задолженности 45 30 20 20 20 20 20 20 20

Запасов 110 90 60 60 60 60 60 60 60

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кредиторской задолженности 80 45 30 30 30 30 30 30 30

Расчетов с персоналом 30 20 20 20 20 20 20 20 20

Расчетов с бюджетом 30 20 20 20 20 20 20 20 20

Выручка 51 62 5162 700 1017 1828 2000 2000 2000 2000 2000 2000

Поступление материалов 10 60 1060 261 251 429 500 500 500 500 500 500

Оплата поставщикам 60 51 6051 217 265 440 500 500 500 500 500 500

Выплата зарплаты 70 51 7051 229 257 486 500 500 500 500 500 500

Платежи в бюджет 68 51 6851 35 70 55 77 92 107 121 136 136

Расчеты по кредитам

Краткосрочный кредит

Поступление кредита 51 66 5166 100

Погашение кредита 66 51 6651 100

5

Периоды о

00 о о 5 о чо о чо

о о 5 о сч о сч

чо о о 5 о оо о оо

1Л о о 5 о сч о сч

■ч- сч а\ сч а\

<s

-

Счета операций Корр 9966 6651 6751 9967 6751

Кредит чо чо «л t-- чо

Дебет о\ а\ чо чо f- чо сл а\ f- чо

Операции Начисление процентов Выплата процентов Долгосрочный кредит Погашение кредита Начисление процентов Выплата процентов

всем ОФД, но имеет особенности реализации для баланса с одной стороны, и ОПУ и ДДС — с другой. Рассмотрим подробнее формулы обработки, содержащиеся в столбцах 1... 10. В записи формул предполагается, что верхний левый угол табл. 4 соответствует ячейке «А1».

Баланс. Формула обработки реализует правило Д1. Ее разбор будет производиться для строки «Незавершенные объекты» для периода «1». Эта ячейка имеет адрес <^8». Она содержит формулу:

= (СУММЕСЛИ (Дебет;$В8;Операции!Е:Е) — — СУММЕСЛИ (Кредит;$С8;Операции!Е:Е)) *$D8+E8. (1)

Первым слагаемым в скобках является функция условного суммирования «СУММЕСЛИ». Она реализует следующую часть правила Д1: оборот по дебету активного счета увеличивает сальдо по строке. Функция производит суммирование в диапазоне «Операции!Е:Е», который соответствует периоду 1 листа «Операции». Суммируются не все значения в указанном диапазоне, а только те, для которых в диапазоне «Дебет» выполняется критерий, содержащийся в ячейке $В8. Диапазон с именем «Дебет», как указывалось ранее, есть собственное имя диапазона «Операции!$В:$В», который содержит номера счетов дебета исходных операций. В ячейке $В8 содержится номер счета «08», соответствующий строке баланса «Незавершенные объекты». Таким образом, рассматриваемое слагаемое реализует следующее логическое действие: среди всех операций 1-го периода суммирует только те, у которых счет дебета равен «08».

Второе слагаемое полностью аналогичным образом обрабатывает оборот по счету кредита. Затем разность этих слагаемых умножается на ячейку $D8, т. е. на значение поля «Знак». В данном конкретном случае производится умножение на «1», что выглядит как избыточное действие. Однако так будет только для активных счетов. Для пассивных же счетов в рассматриваемой формуле слагаемые следует поменять местами или, что то же самое, умножить на «-1». В табл. 4 видно, что для активных счетов поле «Знак» имеет значение «1», а для пассивных — «-1».

Самое последнее слагаемое в формуле (1) добавляет остаток предыдущего периода. В итоге вся формула целиком реализует действие: к остатку предыдущего периода прибавить обороты по дебиту счета и вычесть обороты по кредиту. Для пассивных счетов путем настройки поля «Знак» та же самая формула позволяет, как и положено, обороты по дебету и кредиту суммировать с обратным знаком. Нотация адресации в (1) такова, что формулу, записанную один раз, обычным копированием можно занести во все остальные строки и периоды баланса.

Разумеется, формулы обработки операций содержатся только в тех строках баланса, для которых произведена настройка в счетах операций. В остальных строках содержатся обычные формулы суммирования промежуточных итогов. Так, например, строка «Оборотные активы» содержит обычную сумму по строкам производственных запасов, дебиторской задолженности и денежных средств.

ОПУ и ДДС. Для этих ОФД одна и та же формула обработки реализует правила Д2 и Д3. Для строки ОПУ «Реализация без налогов» и периода «1» (ячейка G25) она будет выглядеть следующим образом: = (СУММЕСЛИ (Корр;$В25;Операции^) — — СУММЕСЛИ (Корр;$С25;ОперацииТ^)) $D25. (2)

Формула (2) выглядит аналогично формуле (1) за исключением того, что обработка операции производится по корреспонденции счетов, и

Содержание листа «ОФД» (отчетные финансовые документы)

Строка Счета операций Периоды

плюс минус знак 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Баланс

Актив 1 600 2 289 3 872 4 223 3 802 3 349 2 930 2 552 2 710 2 853

Постоянные активы: 1 600 1808 3 216 3 184 2 752 2 320 1888 1456 1024 592

ОС и НМЛ 01 01 1 1 808 1 616 3 184 2 752 2 320 1 888 1456 1 024 592

незавершенные объекты 08 08 1 1 600 1 600

Оборотные активы: 481 656 1 039 1 050 1 029 1 042 1 096 1 686 2 261

производственные запасы 10 10 1 61 63 42 42 42 42 42 42 42

дебиторская задолженность 62 62 1 100 83 56 56 56 56 56 56 56

денежные средства 51 51 1 319 510 942 953 931 945 999 1 589 2 164

Пассив 1 600 2 289 3 872 4 223 3 802 3 349 2 930 2 552 2 710 2 853

Собственные средства: 1 600 2 120 2 223 2 172 2 249 2 295 2 375 2 497 2 654 2 797

уставный капитал 80 80 -1 1 600 2 000 2 000 2 000 2 000 2 000 2 000 2 000 2 000 2 000

нераспределенная прибыль 84 84 -1 35 111 222 365

прибыль текущего периода 99 99 -1 120 223 172 249 295 340 386 432 432

Заемные средства: 168 1 649 2 052 1553 1054 555 55 56 56

долгосрочные обязательства 67 67 -1 1 600 2 000 1 500 1 000 500

краткосрочные обязательства, в том числе: 168 49 52 53 54 55 55 56 56

краткосрочные кредиты 66 66 -1 100

кредиторская задолженность 60 60 -1 44 31 21 21 21 21 21 21 21

расчеты с бюджетом 68 68 -1 3 4 3 4 5 6 7 8 8

расчеты с персоналом 70 70 -1 21 14 28 28 28 28 28 28 28

Отчет о прибылях и убытках

Реализация без налогов 6299 1 800 1 000 1 800 2 000 2 000 2 000 2 000 2 000 2 000

Затраты производства -642 -707 -1 574 -1 672 -1 612 -1 552 -1492 -1432 -1 432

сырье и материалы 9910 1 -200 -250 -450 -500 -500 -500 -500 -500 -500

оплата труда 9970 1 -250 -250 -500 -500 -500 -500 -500 -500 -500

амортизация 9901 1 -192 -192 -432 -432 -432 -432 -432 -432 -432

проценты по краткосрочным кредитам 9966 1 -15

проценты по долгосрочным кредитам 9967 1 -192 -240 -180 -120 -60

Облагаемая прибыль 158 293 226 328 388 448 508 568 568

Налог на прибыль 9968 1 -38 -70 -54 -79 -93 -108 -122 -136 -136

Чистая прибыль 120 223 172 249 295 340 386 432 432

Движение денежных средств

Входящий остаток 319 510 942 953 931 945 999 1 589

Операционная деятельность 219 426 847 923 908 893 879 864 864

Поступления от реализации продукции 5162 1 700 1 017 1 828 2 000 2 000 2 000 2 000 2 000 2 000

Расчеты с поставщиками 6051 1 -217 -265 -440 -500 -500 -500 -500 -500 -500

Расчеты с персоналом 7051 1 -229 -257 -486 -500 -500 -500 -500 -500 -500

а

*

о р

Стр

в ти

а I

ст ос

п е и н е

ет р

о

и р

П

е

й а

й а

ас ро

ы н ч

о р

с

р го

л

кк

о Й

о д

ао р п

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К „ 65 ¡4 и о и нпн Ы <и

лил К N И

сас оло ППП

р

С

сч сч сч

ГЛ ГЛ СЛ ^ ^

сч сч гл гл т -чт

чо сц оо сл

сл т сч -чт

сл сч сч -чт

№ СЧ

сц сл СЦ -н

н

к и ио ци ац со се ид ти рв ок й к

< ч

рг

ол

ее

в I

ее не ш

ен аш

Е ^

со О

к с

отсутствует слагаемое нарастающего итога. На листе «Операции» корреспонденция формируется как текстовое сложение счетов. Поскольку в примере использованы только двузначные счета, то корреспонденция везде выражена четырьмя знаками. Например, операция дебет сч. 51 в кредит сч. 62 будет записана как «5162».

Для баланса разделение настройки счетов операций на поля «Плюс» и «Минус» выглядело избыточным. Оно существенным образом задействовано именно в ОПУ и ДДС. Вполне понятно, почему для этих документов недостаточно обрабатывать счет операции. Так, оборот по кредиту счета 66 может быть связан как с начислением процентов (корреспонденция 9966), так и с получением кредита (корреспонденция 5166).

Следует сказать несколько слов о корреспонденциях, использованных в ОПУ. В реальном бухгалтерском учете начисление текущих затрат производится на временные счета, которые только в конце отчетного периода закрываются на финансовый результат. Поэтому начисление, скажем, оплаты труда в виде операции, отражаемой корреспонденцией «9970» как будто бы опускает операции с участием временных счетов и «замыкает» концы цепочки 4470 9044 9990 напрямую. Такой прием будет использоваться и в дальнейшем. Базовым принципам учета это не противоречит, как и было выдвинуто в требованиях при постановке задачи.

Как и в случае с (1), формула (2) вводится один раз и затем может быть скопирована в любую ячейку ОПУ или

ДДС. Наряду с преимуществом универсальности это порождает неудобство с отражением нулевых результатов. Отражение незначащих нулей загромождает отчетность и портит ее восприятие. Данная проблема решается установкой вручную формата ячейки в виде «0;-0;»»». Он означает, что положительные значения отражаются как есть, отрицательные — тоже, а нулевые заменяются пустым символом.

Также очень полезно ввести формулы проверки корректности отражения операций в ОФД. В электронной таблице, послужившей прототипом табл. 4, эти формулы введены в строки заголовков документов. При корректном заполнении документов они дают результат 0, а при некорректном просто отражают сумму ошибки. В ОФД реализованы три классические способа проверки в каждом периоде:

• Проверка баланса. Активы — Пассивы = 0

• Проверка ОПУ. Чистая прибыль (ОПУ) — Прибыль текущего периода (баланс) = 0

• Проверка ДДС. Исходящий остаток (ДДС) — Денежные средства (баланс) = 0 Выполнение указанной проверки позволяет

четко контролировать целостность финансовой отчетности. Допустим, в инвестиционных расчетах решили учесть начисления на фонд оплаты труда, использовав для этого сч. 69. Как только на листе «Операции» появится запись «Начисления на ФОТ» с корреспонденцией 9969, тут же проверка баланса покажет, что активы и пассивы не сходятся. Счет 99 будет обработан в балансе на листе «ОФД», а сч. 69 — нет. Допустим, после этого в текущие пассивы баланса добавили строку «Расчеты с внебюджетными фондами». Тогда проверка баланса покажет, что все в порядке, но проявится проблема при проверке ОПУ, поскольку в нем не отразили новый вид затрат. Затем для закрытия сч. 69 потребуется операция 6951, что приведет к нарушению проверки ДДС.

Реализация данного механизма контроля целостности ОФД совместно с двойной записью операций позволяют решить большинство проблем, описанных в Б1. Проблемы Б2 и Б3 решаются формулами (1) и (2). В них отсутствуют прямые ссылки на отдельные ячейки листа «Операции». На этом листе можно произвольно удалять записи, добавлять или переставлять — это не приведет к потере ссылок на листе «ОФД». Как и для таблиц баз данных критическим для структуры является только изменение полей, в нашем случае — столбцов.

Технология инвестиционных расчетов

Технология оценки эффективности инвестиционного проекта раскрывается структурой записей на листе «Операции» и методикой формирования капитального бюджета на листе «ОФД». Концептуально она соответствует официально принятой методике [2], представляя собой ее очень облегченный вариант.

В соответствии с легендой для демонстрационного примера инвестиционного проекта каждой очереди предприятия соответствует самостоятельный блок записей об инвестиционных и прямых производственных затратах (см. табл. 3). Для 1-й очереди это (в скобках указана корреспонденция счетов операций):

• «Инвестиции (0880)» — инвестиции, совершаемые за счет уставного капитала. До ввода в эксплуатацию они отражаются на дебете счета 08. Операция 0880 является сокращением возможной цепочки 5180 6051 0860. В данном случае инвестиции общей суммой 2000 д. е. совершаются в течение 1-го и 2-го периодов, соответственно 1600 + 400 д. е.

• «Ввод в эксплуатацию (0108)» — Ввод объекта в эксплуатацию во 2-м периоде по окончании освоения инвестиций.

• «Продажи (6299)» — реализация готовой продукции начинается во втором периоде.

• «Материалы (1099)» — списание материалов на себестоимость продукции (переменные затраты).

• «Оплата труда (9970)» — начисление заработной платы.

• «Амортизация (9901)» — начисление амортизации в соответствии с годовой нормой «НА» (см. табл. 2).

Вторая очередь задается такими же точно операциями с отставанием на два периода. Отличием является то, что источником финансирования инвестиций является долгосрочный кредит (операция «Инвестиции (0867)»).

После ввода этих данных на листе «ОФД» будет сформирована консолидированная финансовая отчетность по обеим очередям сразу. Это позволяет произвести расчет регламентных операций начисления налога на прибыль, дивидендов и реформации баланса:

• «Налог на прибыль (9968)» — сумма начисленного налога на прибыль. В ОПУ формируется налогооблагаемая база в строке «Прибыль к налогообложению». Умножая ее на ставку налога

«НП», получаем сумму налога. Для этого в ячейке 2-го периода вводим формулу «=ОФДЮ32*НП», где первый множитель — ссылка на облагаемую прибыль 2-го периода, а второй — ссылка на ставку налога на прибыль. Необходимо указать, что прямая ссылка на ячейку листа «ОФД» не противоречит принципу В2, поскольку он требует бессылочной передачи данных только с листов данных на листы выходных форм. Здесь же ссылка производится в обратную сторону. Действительно, на листах данных в процессе работы записи постоянно подвергаются преобразованиям, поэтому прямые ссылки на них противоречат принципу целостности данных. Зато листы выходных форм, каковым является лист «ОФД», консервативны по структуре как строк, так и столбцов. Маловероятно, что когда-либо возникнет необходимость удалять строку «Облагаемая прибыль».

• «Закрытие года (9984)» — в конце каждого года прибыль текущего периода переводится в разряд нераспределенной прибыли. В третьем периоде эта операция проводится на сумму прибыли 2-го периода и т. д.

• «Дивиденды (8451)» — начисление дивидендов производится как процент на капитал. Поскольку решение о выплате дивидендов принимается после завершения отчетного периода, то, как и в предыдущем случае, начисление производится с опозданием на один период. Так, в 3-м периоде формула «=МИН (ОФДЮ34;Див*ОФДЮ13)» контролирует, чтобы размер дивидендов не превышал суммы чистой прибыли. Здесь «ОФДЮ34» — чистая прибыль предыдущего периода, «ОФДЮ13» — ссылка на строку «Собственные средства» баланса.

Блок операций взаиморасчета предназначен для расчета сумм оплат исходя из заданных периодов оборота соответствующих статей активов и пассивов. Так, при известном объеме реализации и периоде оборота дебиторской задолженности (ПОДЗ) можно вычислить сумму поступлений от покупателей на каждый период. Действительно, исходя из того, что: ДЗ

ПОДЗ--

i ДЗПП + Продажи - Выручка ^

Продажи Продажи

где ДЗ — дебиторская задолженность, ДЗПП — дебиторская задолженность предыдущего периода, дн — число дней в периоде, можно выразить:

ПОДЗ ■ Продажи

Выручка = ДЗПП + Продажи -

дн

С использованием описанных преобразований вычисляются:

• «Выручка (5162)» — через период оборота дебиторской задолженности.

• «Поступление материалов (1060)» — через период оборота запасов.

• Оплата поставщикам (6051) — через период оборота кредиторской задолженности.

• «Выплата зарплаты (7051)» — через период оборота расчетов с персоналом.

• «Платежи в бюджет (6851)» — через период оборота расчетов с бюджетом. Перечисленные операции позволяют заполнить

раздел «Операционная деятельность» в ДДС.

В завершающем блоке операций производятся расчеты по долгосрочным и краткосрочным кредитам. В данном случае принято, что начисление процентов и выплаты по кредитам производятся в начале следующего периода.

Результаты всех перечисленных операций отражены в финансовой отчетности в соответствии с настройкой счетов. В ДДС отсутствуют кассовые разрывы, в балансе на последний период нет задолженностей по кредитам. Это означает, что на основании финансовой отчетности можно производить расчет NPV и IRR. С этой целью на листе «ОФД» составлен капитальный бюджет для расчета чистого денежного потока. Положительную его часть ф орм ирует чистая прибыль. Амортизация и ликвидационная стоимость компенсируют двойной счет инвестиций. Отток формируют затраты собственных средств на момент их возникновения. Все строки капитального бюджета используют только данные представленной на листе «ОФД» финансовой отчетности.

При необходимости на основании отчетности могут быть рассчитаны необходимые аналитические коэффициенты и реализовано графическое представление аналитических показателей.

Выводы

1. Специализированное программное обеспечение для инвестиционного анализа обладает рядом недостатков, связанных с отсутствием гибкости в формировании исходных данных и представлении результатов (см. А1 — А4).

2. Традиционные методы расчета в электронных таблицах, напротив, связано с накоплением ошибок по мере роста и усложнения расчетов (см. Б1 — Б3).

3. Предлагаемая технология расчетов позволяет производить расчеты в электронных таблицах, избегая проблем Б1 — Б3. Суть технологии заключается в эмулировании методов работы СУБД на базе электронных таблиц (см. В1 — В2).

4. Проблема накопления ошибок (Б1) решается путем использования при формировании финан-

совой отчетности принципа двойной записи и связанных с ним механизмов самоконтроля.

5. Проблема целостности данных (Б2 — Б3) решается использованием методов преобразования информации без использования прямых ссылок. Примеры реализации представлены в формулах (1) — (2).

Не успели оформить

подписку на 2007 год?

оформить подписку на журналы издательского дома «Финансы и кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.

Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.

Тел./факс: (495) 621 -69-49, (495) 621-91-90

Http://www.financepress.ru E-mail: [email protected]

Литература

1. http://www. alt-invest. ru/software// «Альт-Инвест». Описание программных продуктов.

2. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов/Утверждены Минэкономики России. 21.06.1999 / В. В. Коссов. — Офиц. изд. 2-я ред. — М.: Экономика, 2000. - 421 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.