Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ'

ТЕХНОЛОГИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДПИСЬ / ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ УСЛУГА / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зотенко В.Г.

В статье дано понятие электронной подписи с точки зрения законодательства, рассмотрены основные направления её использования в сфере государственного и муниципального управления. Названы проблемы практической реализации данной технологии, предложены способы их решения.In the paper the notion of an electronic signature are given from the legislation point of view and the basic ways of the use of the technology in the public and municipal administration sphere are considered. The problems of practical realization of the technology are named and possible solutions are suggested.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зотенко В.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Зотенко В. Г. магистрант Южный федеральный университет

Россия, г. Таганрог ТЕХНОЛОГИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

В статье дано понятие электронной подписи с точки зрения законодательства, рассмотрены основные направления её использования в сфере государственного и муниципального управления. Названы проблемы практической реализации данной технологии, предложены способы их решения.

Ключевые слова: электронная подпись, юридическая сила, государственная и муниципальная услуга, электронный документооборот.

ELECTRONIC SIGNATURE TECHNOLOGY AS AN INSTRUMENT FOR INCREASING THE LEVEL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION EFFECTIVENESS

In the paper the notion of an electronic signature are given from the legislation point of view and the basic ways of the use of the technology in the public and municipal administration sphere are considered. The problems of practical realization of the technology are named and possible solutions are suggested.

Key words: electronic signature, legal effect, public and municipal service, electronic document circulation.

Повышение качества государственного управления должно быть обеспечено формированием и развитием инфраструктуры технологии электронной подписи, что указано в содержании приоритетных мероприятий государственной программы «Информационное общество (2011-2020 гг.)» [1]. Однако, вопрос популяризации данной технологии всё ещё актуален.

Современное законодательство уравнивает юридическую значимость электронной и обычной подписей на документах [2]. В [2] даётся достаточно точное, с точки зрения сущности, определение электронной подписи (ЭП). Использование ЭП регламентируется Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [3]. Оно выступает в роли головного удостоверяющего центра (УЦ), осуществляющего аккредитацию других УЦ, основная задача которых состоит в подтверждении соответствия открытого ключа личности, обладающей секретным ключом, что обеспечивается системой сертификации открытых ключей.

Анализ специализированной литературы и ряда научных публикаций позволил выделить несколько основных направлений использования технологии ЭП в сфере государственного и муниципального управления. К

ним относятся:

- организация электронного, в том числе межведомственного, документооборота;

- получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

- осуществление государственных и муниципальных закупок.

В настоящее время идет активный переход от бумажного документооборота к электронному. Актуальные проблемы органов власти в данной области [1] постепенно, но неумолимо нивелируются благодаря прогрессу в информационных технологиях, поэтому электронная подпись всё чаще становится компонентом полноценного электронного документооборота. Организация обмена электронными документами позволяет снизить временные и финансовые затраты на их обработку. Помимо аутентификации, средства ЭП позволяют гарантировать целостность документа при его передаче получателю. С помощью ЭП можно заключать трудовые договоры с потенциальным работником в удалённом режиме. Система межведомственного электронного документооборота, дополненная функцией ЭП, позволяет повысить качество деятельности органов власти.

Механизм электронной подписи позволяет получить доступ к полному объему сервисов Единого портала государственных услуг. Её носителем выступает универсальная электронная карта (УЭК), которая содержит основные социальные данные владельца и в дополнение служит платёжным средством. Данное направление применения ЭП, в перспективе, выведет качество оказания соответствующих услуг населению на новый уровень.

Осуществление закупок регламентирует [4], где, в частности, содержится указание на порядок проведения торгов в электронной форме. Одним из обязательных мероприятий данной процедуры является оформление усиленной неквалифицированной электронной подписи с целью её использования при обмене электронными документами между участниками контрактной системы в сфере закупок, например, для подписания заключаемых контрактов.

Таким образом, можно признать технологию электронной подписи работоспособной, даже незаменимой, на уровне взаимодействия органов государственного и муниципального управления друг с другом. Однако пока рано констатировать широкое распространение данной технологии среди населения. Например, реализация проекта «Универсальная электронная карта» замедлилась. Причинами сложившейся ситуации являются, с одной стороны, низкая востребованность функциональности УЭК со стороны населения, а с другой - недостаточный уровень освоения гражданами технологии электронной подписи, требующей от них навыка работы со специализированными программными и техническими средствами. Хотя, надо отметить, эти требования минимальны. Необходимо продолжать

просветительскую деятельность в данном направлении, формируя имидж электронной подписи, как необходимого инструмента, используемого современным человеком для получения государственных и муниципальных услуг. Одновременно, следует осуществлять повышение квалификации государственных и муниципальных служащих по вопросам теории и практики применения технологии электронной подписи посредством организации тренингов, семинаров, курсов повышения квалификации, например, на базе вузов. Эта задача, также, пока не потеряла своей актуальности.

Использованные источники:

1. Пахомов Е.В. Анализ систем электронного документооборота в органах муниципального управления // Известия ЮФУ. Технические науки. Тематический выпуск «Информационные и гуманитарные технологии в управлении экономическими и социальными системами». - Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2012. - № 8 (133). - С. 188-194.

2. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-Ф3 «Об электронной подписи». Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ips/ (дата обращения: 17.12.2015).

3. Постановление Правительства РФ от 28.11.2011 № 976 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере использования электронной подписи». Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ips/ (дата обращения: 17.12.2015).

4. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ips/ (дата обращения: 17.12.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.