Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ'

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ / УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ КАРТА / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шамиев Игорь Джалилович

В статье описаны проблемы, возникающие при организации предоставления государственных и муниципальных услуг через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в части осуществления межведомственного электронного взаимодействия с органами государственной власти, охарактеризованы возможные пути их решения, а также перспективы развития предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием универсальных электронных карт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шамиев Игорь Джалилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ»

УДК 351/354:004

Шамиев И.Д.

Shamiev I.D.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ

ELECTRONIC GOVERNMENT: PROBLEMS OF INTERAGENCY COOPERATION IMPLEMENTATION AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF PUBLIC AND MUNICIPAL SERVICES IN ELECTRONIC FORM

В статье описаны проблемы, возникающие при организации предоставления государственных и муниципальных услуг через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в части осуществления межведомственного электронного взаимодействия с органами государственной власти, охарактеризованы возможные пути их решения, а также перспективы развития предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием универсальных электронных карт.

The article describes some problems arising at providing public and municipal services through multi-functional centers for supplying public and municipal services in the sphere of interdepartmental electronic interaction with public authorities; suggests some possible ways of their solution; as well as presents the prospects of public and municipal electronic services' development, including the use of universal electronic cards.

Ключевые слова: государственные услуги, муниципальные услуги, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, универсальная электронная карта, межведомственное электронное взаимодействие.

Key words: public services, municipal services, multipurpose center for supplying public and municipal services, universal electronic card, interdepartmental electronic interaction.

Данная статья подготовлена на основании наблюдений за организацией процесса предоставления государственных и муниципальных услуг в муниципальном казённом учреждении «Многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг» (г. Мегион) (далее - МКУ «МФЦ»).

Развитие и широкое применение информационных технологий является глобальной тенденцией мирового развития и научно -технической революции в современный период. Применение этих технологий имеет большое значение для повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей её интеграции в мировую систему хозяйства, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления [1].

В настоящее время деятельность органов государственной власти и местного самоуправления направлена на повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, увеличение их выбора, а также использование оптимальных способов организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме -это, в первую очередь, возможность пройти все этапы (от ознакомления с информацией об

услуге до получения результата ее предоставления посредством электронных коммуникационных средств) гражданином самостоятельно.

Исходя из этого, можно отметить, что создание электронного правительства должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и органами власти, что может в последующем содействовать совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.

Можно выделить две основные проблемы, с которыми сталкиваются сегодня в своём развитии сервисы электронного правительства в стране.

Первая из них состоит в недостаточном распространении среди граждан электронной подписи - как простой, так и квалифицированной, что обусловлено сложностью её получения. Одним из вариантов решения этой проблемы стал проект «Универсальная электронная карта» (далее - УЭК). УЭК - это ключ доступа к широкому спектру электронных услуг и сервисов. УЭК выпускается и выдается в пользование гражданину Российской Федерации бесплатно. УЭК - это материальный носитель, где в графической и электронной формах содержится определенный законодательством объем информации о пользователе, в частности: персональные данные гражданина, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, номер полиса обязательного медицинского страхования, данные электронного банковского приложения и (при технической возможности) электронная подпись.

Активно к выпуску УЭК в субъектах Российской Федерации, в частности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, приступили с 01.01.2013 г. В качестве центров приема заявлений и выдачи УЭК в муниципальных образованиях автономного округа были привлечены многофункциональные центры. Так, с 01.03.2014 г. и по настоящее время в МКУ «МФЦ» поступило более 900 заявлений о предоставлении в пользование УЭК.

Вторая проблема состоит в том, что сегодня ни одна услуга из представленных на Едином портале государственных и муниципальных услуг не оказывается «в электронном виде» в прямом смысле этого слова - то есть полностью дистанционно, без личного присутствия заявителя, а те, что оказываются, не являются услугами в полном смысле этого слова, а являются информационными сервисами. Отсутствие единой методологии перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид - одно из основных препятствий в переходе к электронному взаимодействию с органами государственной власти [2].

В результате процесс перевода услуг в электронный вид свёлся в большинстве регионов к разрозненным действиям по заполнению реестров услуг, разработке упрощённых сервисов, поверхностной формализации административных процедур.

Решением данной проблемы могут и должны стать:

1. Централизация процесса проектирования и внедрения единой модели данных.

2. Контроль над организацией межведомственного взаимодействия на уровне органа исполнительной власти и органа местного самоуправления.

3. Типизация наименования и процесса предоставления государственных услуг субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Еще одной немаловажной проблемой развития процесса предоставления государственных и муниципальных услуг является отсутствие на федеральном уровне единых форматов генерирования запросов в рамках межведомственного электронного взаимодействия, что приводит к ситуации, когда ряд федеральных ведомств по-прежнему требует наличия особых уникальных форматов электронной подписи, что влечет за собой необходимость закупки разнообразных (другого формата) лицензий на выдачу подписей и проведение работ по их генерации.

Кроме того, реальное число работающих сервисов автоматической обработки запросов в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ) у

федеральных органов власти ограничено. На практике видно, что с целью минимизации предоставляемого заявителем пакета документов при личном обращении за предоставлением услуг многофункциональный центр или орган власти должен самостоятельно запросить ряд сведений, содержащихся в автоматизированных информационных базах органов власти. Сегодня только лишь незначительный объем информации возможно получить по каналу СМЭВ, как например, номер СНИЛС или выписку из единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В завершение хочется обратиться к статистическим данным в области развития электронного правительства в масштабах всего мира. Основным показателем, оценивающим эффективность проводимых мероприятий, является место государства в индексе развития электронного правительства ООН. Департамент экономического и социального развития ООН публикует отчеты (E-Government Readiness Report) [3], характеризующие потенциал и возможности развития электронного правительства в мире.

Так, в 2012 году Российская Федерация заняла 27 место в рейтинге, переместившись за последний год на 32 позиции вверх.

Несмотря на такой резкий скачок в рейтинге, при переходе на предоставление услуг в электронном виде отмечаются проблемы правового регулирования и технологического обеспечения процесса предоставления услуг.

Основным препятствием к переходу на электронные услуги служит наличие в нормативных правовых актах, регламентирующих предоставление услуг, норм, обязывающих Заявителя предоставлять документы на бумажных носителях.

Если процесс подачи заявления в электронном виде представляет собой заполнение интерактивной формы, то прикрепление иных документов осуществляется в виде сканированных образов. В этом случае возникает проблема с проверкой подлинности и юридической значимости документа, так как, в частности, возможна подделка документов. Даже применение электронной подписи не свидетельствует о подлинности направленных в электронной форме документов и об их соответствии бумажному носителю.

Дополнительным препятствием при переходе на электронные услуги является, в первую очередь, низкий уровень готовности населения к новым формам общения с властью.

Немалую долю в общем объеме государственных и муниципальных услуг составляют услуги социальной сферы, направленные на поддержку пенсионеров, инвалидов, многодетных родителей, малоимущих и других социально незащищённых категорий граждан, у которых зачастую просто отсутствует возможность электронного обращения в органы власти.

Кроме того, граждане недостаточно информированы о возможности обратиться за государственными и муниципальными услугами в электронной форме. Существующие нормы в законодательных актах, препятствующие приему документов в электронной форме, не способствуют сокращению количества личных приемов в органах власти при получении услуг, что также влияет на готовность граждан и организаций к электронным услугам.

Затрудняет обращение за информацией и услугами многоуровневая система порталов государственных и муниципальных услуг. Практически каждое муниципальные образование имеет свой официальный сайт, где содержится информация об услугах и размещаются электронные формы заявлений, кроме того, подобный портал услуг имеется и на региональном уровне, и на федеральном - Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Разная степень информатизации и бюджетной обеспеченности в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях также оказывает влияние на процесс перехода к электронному правительству. Выравнивания этого процесса возможно достигнуть путем перераспределения субсидий из федерального бюджета.

С учетом того, что многие развитые страны начали процесс внедрения электронного правительства задолго до разработки подобных мероприятий в России, применение успешных практик зарубежных стран становится необходимым фактором достижения целей электронного правительства, предупреждения возможных проблем информатизации органов власти и развития информационного общества.

Литература

1. Вишняков В. Г. Правовые проблемы развития электронного правительства в Российской Федерации // Образование и право. 2012. № 4. C. 7-24.

2. Электронные госуслуги: озвучены проблемы и планы развития до 2015 г. // ПЛАС : сетевой журнал. URL: http://www.plusworld.ru/daily/elektronnie-gosuslugi-ozvucheni-problemi-i-plani-razvitiya-do-2015-g/ (дата обращения: 08.01.2014).

3. United Nations e-Government Survey 2012. E-Government for the People // Department of Economic and Social Affairs. Division for Public Administration and Development Management. 2012. URL: www2.unpan.org/egovkb/datacenter/CountryView.aspx (дата обращения: 08.01.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.