Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ЭДЬЮТЕЙНМЕНТА КАК УСЛОВИЕ МУЗЫКАЛЬНОПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ'

ТЕХНОЛОГИЯ ЭДЬЮТЕЙНМЕНТА КАК УСЛОВИЕ МУЗЫКАЛЬНОПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эдьютейнмент / интерактивное обучение / музыкальное просветительство / подготовка студентов-музыкантов в вузе / edutainment / interactive learning / musical enlightenment / training of musical for university students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.С. Кобозева, О.В. Милицина, Н.И. Чинякова

В статье раскрываются ключевые направления в использовании технологии эдьютейнмента в музыкально-просветительской подготовке будущих педагогов в вузе. Овладение современными методами и формами музыкально-просветительской деятельности, а также получение практического опыта возможно, по мысли авторов, в случае наличия специфического целостного состояния субъекта – психологической установки, которая отождествляется в данном ключе с готовностью к просветительской работе. Формирование готовности к просветительству авторы предполагают осуществлять в ракурсе использования технологии эдьютейнмента, конструируя разнообразное мультимедийное наполнение содержания образования с образовательными и развлекательными элементами. Авторами указывается, что обучение в рамках технологии эдьютейнмента должно соотноситься с обменом деятельностью и ценностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION TECHNOLOGY AS A CONDITION FOR MUSICAL AND EDUCATIONAL TRAINING FOR FUTURE TEACHERS AT A UNIVERSITY

The article reveals the key directions in the use of edutainment technology in the musical and educational training of future teachers at a university. Mastering modern methods and forms of musical and educational activities that ensure the integration of knowledge and skills, as well as obtaining practical experience, according to the authors, is possible if there is a specific holistic state of the subject (psychological attitude), which is identified in this way with readiness for educational work. The authors propose to carry out the formation of readiness for enlightenment in the perspective of using edutainment technology, which attracts digital content that combines educational and entertainment elements. The authors point out the need for a holistic view of interactivity as a characteristic of interaction, emphasizing that learning within the framework of edutainment technology should not be reduced only to information interaction, but also carry the exchange of activities, values, meanings.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ЭДЬЮТЕЙНМЕНТА КАК УСЛОВИЕ МУЗЫКАЛЬНОПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ»

тельности и, главное, в мире людей. Сказочный нарратив становится безусловно нормативной этикой, предпочитаемой социально-психологической установкой, ориентиром на благожелательность. Множество личностей с такими установками формируют группу, а группы формируют социум со своей культурой и мировоззрением. Народные сказки формируют общее мировоззрение народа, помогают

Библиографический список

сплотиться, объединяют этнос. Кроме того, народные сказки являются источником этнографического знания, в них зафиксированы особенности быта, культуры, промысла, народных представлений о тех или иных явлениях. Читая детям народные сказки, можно ненавязчиво внушить им истины необходимости всеобъемлющей любви и добра.

1. Донгак Ч.О. Роль тувинских бытовых сказок в воспитании младших школьников. Вопросы педагогики. 2020; № 12-2: 105-108.

2. Ламажаа Ч.К. Национальный характер тюркоязычных народов Евразии (алтайцев, тувинцев). Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения. 2014; № 7: 141-148.

3. Монгуш Ю.В. Тувинские сказки как средство нравственного воспитания младших школьников. Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы X Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием: в 4 ч. Новосибирск, 2022: 199-201.

4. Семке В.Я., Чухрова М.Г., Бохан Н.А., Куприянова И.Е., Рахмазова Л.Д. Психическое здоровье коренного населения Восточного региона России. Томск, Новосибирск: ООО «Альфа Виста», 2009.

5. Чухрова М.Г., Атаманова Г.И., Хомушку С.Д., Юдина С.Д., Чухров А.С. Этнокультуральный подход к превенции алкогольного потребления у тувинцев. Профессиональное образование в современном мире. 2019; Т. 9, № 4: 3346-3355.

6. Тувинские народные сказки. Составитель З.Б. Самдан. Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирм, 1994.

7. Аракчаа О.К. Сравнительный анализ русских и тувинских сказок в культурологическом аспекте. Образование от «А» до «Я». 2015; Т. 3, № 3-3: 17-20.

8. Воронцова Г.Н. Концептуальная дихотомия добро - зло в тувинских народных сказках. Когнитивные исследования языка. 2021; № 3 (46): 467-471.

9. Кичиков А.Ш. О тувинской богатырской сказке «БОГДА ЧА^ГАР ХААНЕ». Ученые записки. Серия: Филология. 1973: 118-121.

10. Самдан З.Б. Мир тувинской сказки. Тувинские народные сказки. Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирм, 1994: 10-34.

11. Хомушку А.О. Об основных персонажах в английских и тувинских народных сказках о животных. Лучшая студенческая статья 2017: сборник статей XI Международного научно-практического конкурса: в 3 частях. 2017: 157-160.

12. Бурыкин А.А. Буддийские мотивы в фольклоре (на материале калмыцких, тувинских и бурятских эпических произведений и богатырских сказок). Новые исследования Тувы. 2020; № 3: 14.

13. Бадарч Б., Саая О.М., Донгак А.С. Слова монгольского происхождения в тувинских сказках. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 446-449.

14. Воронцова ГН., Гасанов М.О. Этнолингвомаркёры в переводных текстах тувинских народных сказок: лингвокультурологический комментарий. Новые исследования Тувы. 2022; № 1: 104-114.

References

1. Dongak Ch.O. Rol' tuvinskih bytovyh skazok v vospitanii mladshih shkol'nikov. Voprosy pedagogiki. 2020; № 12-2: 105-108.

2. Lamazhaa Ch.K. Nacional'nyj harakter tyurkoyazychnyh narodov Evrazii (altajcev, tuvincev). Evrazijstvo: teoreticheskij potencial i prakticheskie prilozheniya. 2014; № 7: 141-148.

3. Mongush Yu.V. Tuvinskie skazki kak sredstvo nravstvennogo vospitaniya mladshih shkol'nikov. Molodezh'XXI veka: obrazovanie, nauka, innovacii: materialy X Vserossijskoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem: v 4 ch. Novosibirsk, 2022: 199-201.

4. Semke V.Ya., Chuhrova M.G., Bohan N.A., Kupriyanova I.E., Rahmazova L.D. Psihicheskoe zdorov'e korennogo naseleniya Vostochnogo regiona Rossii. Tomsk, Novosibirsk: OOO «Alfa Vista», 2009.

5. Chuhrova M.G., Atamanova G.I., Homushku S.D., Yudina S.D., Chuhrov A.S. 'Etnokulfural'nyj podhod k prevencii alkogol'nogo potrebleniya u tuvincev. Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2019; T. 9, № 4: 3346-3355.

6. Tuvinskie narodnye skazki. Sostavitel' Z.B. Samdan. Novosibirsk: VO «Nauka», Sibirskaya izdatel'skaya firm, 1994.

7. Arakchaa O.K. Sravnitel'nyj analiz russkih i tuvinskih skazok v kul'turologicheskom aspekte. Obrazovanie ot "A" do "Ya". 2015; T. 3, № 3-3: 17-20.

8. Voroncova G.N. Konceptual'naya dihotomiya dobro - zlo v tuvinskih narodnyh skazkah. Kognitivnye issledovaniya yazyka. 2021; № 3 (46): 467-471.

9. Kichikov A.Sh. O tuvinskoj bogatyrskoj skazke «BOGDA ChA^GAR HAANE». Uchenye zapiski. Seriya: Filologiya. 1973: 118-121.

10. Samdan Z.B. Mir tuvinskoj skazki. Tuvinskie narodnye skazki. Novosibirsk: VO «Nauka», Sibirskaya izdatel'skaya firm, 1994: 10-34.

11. Homushku A.O. Ob osnovnyh personazhah v anglijskih i tuvinskih narodnyh skazkah o zhivotnyh. Luchshaya studencheskaya stat'ya 2017: sbornik statej XI Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo konkursa: v 3 chastyah. 2017: 157-160.

12. Burykin A.A. Buddijskie motivy v fol'klore (na materiale kalmyckih, tuvinskih i buryatskih 'epicheskih proizvedenij i bogatyrskih skazok). Novye issledovaniya Tuvy. 2020; № 3: 14.

13. Badarch B., Saaya O.M., Dongak A.S. Slova mongol'skogo proishozhdeniya v tuvinskih skazkah. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 446-449.

14. Voroncova G.N., Gasanov M.O. 'Etnolingvomarkery v perevodnyh tekstah tuvinskih narodnyh skazok: lingvokul'turologicheskij kommentarij. Novye issledovaniya Tuvy. 2022; № 1: 104-114.

Статья поступила в редакцию 30.10.22

УДК 378

Kobozeva I.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Mordovian State Pedagogical University (Saransk, Russia), E-mail: kobozeva_i@mail.ru

Militsina O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Mordovian State Pedagogical University (Saransk, Russia), E-mail: olga-curan@yandex.ru

Chinyakova N.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Mordovian State Pedagogical University (Saransk, Russia), E-mail: chinyakova-n@yandex.ru

EDUCATION TECHNOLOGY AS A CONDITION FOR MUSICAL AND EDUCATIONAL TRAINING FOR FUTURE TEACHERS AT A UNIVERSITY. The article reveals the key directions in the use of edutainment technology in the musical and educational training of future teachers at a university. Mastering modern methods and forms of musical and educational activities that ensure the integration of knowledge and skills, as well as obtaining practical experience, according to the authors, is possible if there is a specific holistic state of the subject (psychological attitude), which is identified in this way with readiness for educational work. The authors propose to carry out the formation of readiness for enlightenment in the perspective of using edutainment technology, which attracts digital content that combines educational and entertainment elements. The authors point out the need for a holistic view of interactivity as a characteristic of interaction, emphasizing that learning within the framework of edutainment technology should not be reduced only to information interaction, but also carry the exchange of activities, values, meanings.

Key words: edutainment, interactive learning, musical enlightenment, training of musical for university students.

И.С. Кобозева, д-р пед. наук, проф., Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск,

E-mail: kobozeva_i@mail.ru

О.В. Милицина, канд. пед. наук, доц., Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск,

E-mail: olga-curan@yandex.ru

Н.И. Чинякова, канд. пед. наук, доц., Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск,

E-mail: chinyakova-n@yandex.ru

ТЕХНОЛОГИЯ ЭДЬЮТЕЙНМЕНТА КАК УСЛОВИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ

В статье раскрываются ключевые направления в использовании технологии эдьютейнмента в музыкально-просветительской подготовке будущих педагогов в вузе. Овладение современными методами и формами музыкально-просветительской деятельности, а также получение практического опыта возможно, по мысли авторов, в случае наличия специфического целостного состояния субъекта - психологической установки, которая отождествляется в данном

ключе с готовностью к просветительской работе. Формирование готовности к просветительству авторы предполагают осуществлять в ракурсе использования технологии эдьютейнмента, конструируя разнообразное мультимедийное наполнение содержания образования с образовательными и развлекательными элементами. Авторами указывается, что обучение в рамках технологии эдьютейнмента должно соотноситься с обменом деятельностью и ценностями.

Ключевые слова: эдьютейнмент, интерактивное обучение, музыкальное просветительство, подготовка студентов-музыкантов в вузе.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности МГПУ имени М.Е. Евсевьева и УлГПУ имени И.Н. Ульянова по теме «Научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки студентов-музыкантов в педагогическом вузе»

Актуальная образовательная политика педагогических вузов провозглашает подготовку специалиста, владеющего широким спектром профессиональных компетенций. В области педагогического образования будущие выпускники ориентированы на различные виды музыкально-педагогической деятельности, среди которых, наряду с исследовательским и проектным функционированием, особое место занимает просветительская работа.

Сегодня социокультурная ситуация характеризуется навязчивой популяризацией различными информационными источниками низкопробной развлекательной музыки, постепенным утрачиванием детьми и учащейся молодежью желания воспринимать ценности музыкальной культуры различных жанров и направлений. Сложившаяся ситуация противоречит аксиоматичной установке, что «только создание комплексного представления изучаемого произведения относительно этнокультуры и музыкального искусства разных и многих народов родной страны и всего мира может обеспечить системное знание, глубокое проникновение в сущность музыкального опуса, понимание его образно-эмоциональной драматургии» [1, с. 84]. Сказанное коррелируется, с одной стороны, культурным нигилизмом значительной части молодежи, когда положительные явления любого искусства и их эталонная роль в музыкальной культуре подвергается сомнению или даже отрицанию, с другой - противоречивым, нередко деструктивным воздействием современной музыкальной ситуации на духовное развитие личности. В данном положении актуализируется музыкально-просветительская подготовка педагога, которая, по справедливому утверждению С.А. Поронок, «должна осуществляться в опоре на реальные тенденции развития современного общества», поскольку призвана корректировать эстетические потребности подрастающего поколения [2].

Важность просветительства в отечественной культурной традиции раскрыта в работах Б.В. Асафьева, Д.Б. Кабалевского, Л.Л. Мельниковой, Е.Л. Рудой, Е.Н. Яковлевой и многих других отечественных исследователей. Как отмечает Л.Н. Ульянова, «просветительство - это процесс, направленный на формирование сознания, ориентированного на вечные ценности, вечные смыслы, это процесс приобщения к культурным и общечеловеческим ценностям» [3]. Автор также подчеркивает, что «это обширное поле для развития и реализации профессиональных умений и навыков студентов. Оно чрезвычайно разнопланово, содержит множество «ролей», воплощаемых участниками, а также разнообразно по формам, содержанию, направлениям» [3].

Следовательно, будущим педагогам необходимо изучение современных методов и форм музыкально-просветительской деятельности, обеспечивающих интеграцию знаний и умений, а также получение практического опыта, что подразумевает и формирование психологической установки на осуществление данного вида работы. Понятие установки является одним из центральных в психологической науке. В наиболее общем виде оно определяется как «состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации» [4, с. 175].

Зародившись в экспериментальной психологии в конце XIX века для характеристики некоего фактора, проявляющего себя в иллюзиях восприятия либо состояния, предуготовленного к определенным действиям, понятие установки претерпело множество изменений. На основе многочисленных исследований дефиниция «установка» обрело свою наибольшую завершенность и конкретизацию в работах Д.Н. Узнадзе и школы грузинских ученых, которыми была сформулирована и обоснована так называемая теория установки. В своем законченном виде она определялась как «общепсихологическая система представлений, выделяющая в качестве центрального объяснительного понятия принцип установки» [5, с. 64].

Понятие установки универсально и всеобъемлюще; оно неразрывно связано с многообразной деятельностью человека, следовательно, и с его познавательными процессами и свойствами, направленными на изучение и преобразование окружающей действительности. Эта теория находит свое применение в различных областях знаний, и, в частности, в музыкально-просветительской деятельности.

По Д.Н. Узнадзе, установка - это специфическое целостное состояние субъекта, основанное на внесознательных психических процессах, «его изначальная реакция на воздействие ситуации, в которой ему приходится ставить и решать задачи» [5, с. 150]. Установка предваряет и становится основой сознательных психических процессов, направляет и регулирует их. Д.Н. Узнадзе, подчеркивая внесознательный характер установки, делает вывод, что «наши переживания могут находиться под определенным влиянием наших установок» [5, с. 151]. Таким образом, принятие решения или выбор поведения в конкретной ситуации будет определяться действием установок субъекта, формирующихся в подсознании.

В общей психологии понятие установки часто отождествляется с готовностью к осуществлению чего-либо. Кондратьев М.Ю. прямо указывает, что «установка - достаточно стабильная готовность субъекта деятельности поступать тем или иным образом еще до появления стимулирующего активность объекта или явления при условии знания, что именно этот определенный объект или явление будет предъявлено» [6, с. 419].

Наше исследование мы связываем с определением понятия установки грузинскими учеными, которые также приравнивают его к понятию готовности. Так, Д.Н. Узнадзе считал установку «состоянием личности, которое можно характеризовать как готовность, направленную к определенной активности» [5, с. 123]. Ф.В. Бассин отмечал, что она является «модусом состояния субъекта, то есть готовностью, наклонностью субъекта к переживаниям, восприятиям или действиям определенного типа» [7, с. 230]. А.С. Прангишвили характеризовал понятие как динамическое состояние, поскольку оно формируется в каждом конкретном случае, как «готовность к конкретной деятельности» [8, с. 134].

Как видим, одним из центральных в теории установки является понятие готовности к деятельности. Готовность определяется прочностью установки, в свою очередь, зависящей от количества повторения тех ситуаций, под влиянием которых вырабатывается определенный стереотип поведения. Установка оказывается тем существенным фактором, в значительной степени определяющим структуру поведения человека. Из сказанного следует, что поскольку возникновение установки зависит от наличия двух основных условий - потребности и ситуации удовлетворения этой потребности - важно использовать такие методы обучения, которые позволяют выявить потребность к определенной деятельности и дают возможность реализовать ее.

По нашему мнению, «основополагающей установкой будущего педагога на осуществление музыкально-просветительской деятельности должна стать переориентация обучающихся с пассивных потребительских форм общения с музыкальным искусством на действенные и творческие, используя для этого комплексные средства» [9, с. 45].

Следует обратить внимание на тот факт, что в последние годы в дидактике неподдельный интерес вызывает концепция обучения через развлечение. Отмечается, что «игровое и развлекательное обучение приобретает особую актуальность в связи с тем, что, в отличие от старшего поколения, современные студенты предпочитают иные способы получения информации» [10, с. 30].

Е.Н. Шапинская по этому поводу пишет, что «игровые приемы применялись в образовании и раньше, но носили вспомогательный характер, сегодня же они становятся центром образовательных практик» [11, с. 7-13].

К проблеме эдьютейнмента обращались такие исследователи, как О.Л. Гна-тюк, О.О. Дьяконова, М.М. Зиновкина, О.М. Железнякова, Н.А. Кобзева, С.В. Кувшинов, А.В. Попов, Д. Перушев и др. Авторы дают возможность познакомиться с эдьютейнментом, направленным на решение проблем интерактивного обучения в общеобразовательной и профессиональной школе; позволяют обратиться к широкому спектру вопросов, связанных с целями, задачами, требованиями к организации игровой учебной деятельности обучающихся.

Вместе с тем термин «эдьютейнмент» пока не получил широкого толкования. Эдьютейнмент в работах О.Л. Гнатюк выступает как «цифровой контент, соединяющий образовательные и развлекательные элементы и обеспечивающий при этом информирование аудитории при максимально облегченном анализе событий» [12, с. 62]. При этом содержание обучения представляется обучающимся посредством использования современных технических, мультимедийных и коммуникационных средств.

В свою очередь, О.М. Железняковой и О.О. Дьяконовой эдьютейнмент понимается как «особый тип обучения, который основывается на развлечении и формировании первичного интереса к предмету, дальнейшем привлечении с получением удовольствия от процесса обучения и конечном увлечении со стойким интересом к процессу обучения» [13, с. 69]. Медник И.С. полагает, что эдьютей-мент - это не что иное, как образование и воспитание через игру или с элементами развлечения, то есть это явление, суть которого в том, что обучение должно быть интересным, развлекательным [14].

Как указывает Н.А. Кобзева, «характеристики данной технологии сосредоточены на методическом понимании игры и интернет-ресурсов, основными задачами использования которых являются активизация познавательной деятельности, развитие умений реализации полученных знаний на практике» [15, с. 192].

Занятия с использованием данной технологии могут проходить везде, где можно получить что-то новое по любой изучаемой теме. Называют, в частности, кафе, парк, музей, офис, галерею, клуб [14].

Анализ изданий, затрагивающих вопросы продуктивности использования технологии эдьютейнмента, свидетельствует о том, что ее можно применять и

в профессиональном образовании будущего педагога в части его подготовки к музыкально-просветительской деятельности.

И.Н. Солдаткина пишет, что эдьютеймент сейчас атрибутируется не только как явление образовательное, но и как просветительское и как более широкое -социокультурное явление: «в зависимости от сфер проявления можно выделить политический, экономический, культурный эдьютейнмент» [16, с. 218].

Исходя из изложенного, инновационный подход к организации музыкально-просветительской подготовки студентов в вузе должен состоять, прежде всего, в ее переориентации с выполнения проверочной и контролирующей функций на обучающую, воспитывающую, музыкально-просветительскую подготовку в средство обучения.

В образовательной практике педагогического вуза использование технологии эдьютейнмента при подготовке студентов к музыкально-просветительской деятельности может выглядеть в виде решения ситуационных задач, то есть такой организации обучающих игровых занятий, которая будет способствовать формированию установки студентов на просветительскую деятельность.

Преимущество внедрения игровых занятий в процесс обучения будущих педагогов-музыкантов заключается в их большей эффективности по сравнению с традиционными методами обучения. Решение ситуационных задач дает возможность комплексного применения знаний, умений и навыков, получаемых в вузе; актуализации творческого подхода к решению проблемных ситуаций; формирования теоретической, практической и психологической готовности студентов к проведению уроков во время педагогической практики в школе; приобретения ими недостающих знаний, а также умения быстро ориентироваться в постоянно изменяющихся ситуативных условиях урока.

Обучающие игры стимулируют повышение интереса студентов к процессу обучения и позволяют им лучше узнать себя, свои способности и выявить наличие или отсутствие тех качеств, которые необходимы для будущей работы в школе. Полагаем, что введение игровых обучающих занятий в учебный процесс способствует становлению у студентов установки на осуществление просветительской деятельности, которую в общих чертах можно охарактеризовать как проявление своих личностных и профессиональных качеств в деле музыкально-эстетического воспитания и детей, и учащейся молодежи.

Спецификой метода решения ситуационных задач является приобретение недостающего опыта проведения уроков музыки в условиях, максимально приближенных к реальным. В результате замещающих профессиональную деятельность игровых занятий развиваются психические процессы - мышление, память, воображение, а также психические свойства личности - наблюдательность, решительность, настойчивость и т. п., которые, закрепляясь, перерастают в характерологические черты личности.

В нашей педагогической практике мы используем ситуации-иллюстрации, ситуации-оценки и ситуации-упражнения.

Ситуация-иллюстрация заключает в себе пример из профессиональной практики (как позитивный, так и негативный), и обучающемуся следует предложить способ ее решения. Примеры таких заданий: 1. Представьте, как бы прозвучала бетховенская «К Элизе» в манере Ф. Шопена или шопеновский Ноктюрн в стиле Бетховена. 2. Продемонстрируйте свое исполнение. Сымпровизируйте звучание пьесы «Баба Яга» из Детского альбома П.И. Чайковского в образе Красной Шапочки.

Ситуация-оценка требует оценки конкретной ситуации с позиций эффективности и ее правомерности. В качестве примера можно предъявить и такое здание. Предлагаются три варианта текстов о музыке: статья из энциклопедии, заметка популярного музыкального журналиста в газете и рассказ о музыке из

Библиографический список

книги Д. Кабалевского «Беседы о музыке». Нужно выбрать из них образец, более всего соответствующий для преподнесения слушателям определенного возраста и объяснить свой выбор.

Следующая, используемая нами ситуация, это ситуация-упражнение. Упражнение «Музыкальные дебаты» иллюстрирует этот вид организации учебных заданий. Предварительно прослушав видеолекцию Анны Виленской «От барокко до Моргенштерна», надо подготовиться к выступлению от имени композитора (или слушателя) музыки эпохи барокко и современного времени. Участники озвучивают свои тексты поочередно по 2 минуты. После выступления каждый участник отвечает на вопросы слушателей. Его оппонент имеет право спрашивать первым. Затем выступает сам этот оппонент в таком же формате, тоже 2 минуты. После двух выступлений слушатели голосуют за каждого из выступивших и выбирают победителя.

Основной характеристикой всех предложенных ситуаций является имитация будущей профессиональной деятельности. Мы считаем, что в процессе решения ситуационных задач, опираясь на уже имеющиеся потребности и предоставляя ситуации для их разрешения, у студентов можно сформировать установку на реализацию просветительской деятельности в условиях преподавания музыки в школе. Следовательно, потребность в проявлении своих профессиональных качеств разрешается в моделируемом ими уроке музыки, погружающем студента в условия, приближенные к будущей практике.

В ходе решения ситуаций, связанных с исполнительской деятельностью, внимание студентов акцентируется на ее саморегуляции (самообладание, самоконтроль, сознательное управление собственными игровыми действиями - слушательское восприятие своей игры, возможность эмоционального переживания исполнения и др.). Тем самым мы предвосхищаем и снимаем напряжение, неуверенность при использовании музыкального инструмента, переключая деятельность студентов на конкретные исполнительские действия и методические приемы, отобранные в ходе многократного участия в деятельности подобного рода, которые постепенно закрепляются в ней и перерастают в навыки, то есть частично автоматизируются. Это происходит с помощью интериоризации - перехода из внешнего, сознательного управления деятельностью во внутреннее, в план подсознательного. Подтверждение мы находим у З.И. Ходжавы, который считал, что «процесс формирования всякого навыка есть выработка и фиксация у субъекта установки на осуществление определенного действия» [17, с. 33]. Следовательно, формируя у студентов установку на исполнительство c помощью их участия в конкретной деятельности, мы вырабатываем и закрепляем навыки ее успешного выполнения, которые впоследствии выпускники смогут применить в своей профессиональной деятельности.

Мы полагаем, что метод решения ситуационных задач даст возможность также создать установку на реализацию методических знаний и исполнительских навыков, что поможет обучающимся преодолеть негативное отношение к данной деятельности на уроке в школе и снять неуверенность в применении музыкального инструмента. Соответствие создаваемых условий жизненным установкам личности дает субъекту возможность чувствовать тяготение к такому виду деятельности и испытывать готовность к ее выполнению.

Таким образом, формирование у студентов установки на музыкально-просветительскую деятельность в процессе использования технологий эдьютей-нмента в виде решения ситуационных задач способствует формированию их готовности к выполнению своих функций в роли учителя музыки общеобразовательной школы. Готовность будет определяться прочностью установки, которая, в свою очередь, зависит от количества повторения тех ситуаций, под влиянием которых вырабатывается определенный стереотип поведения.

1. Чинякова Н.И., Кобозева И.С., Козлова Т.А. Этнокультурная направленность дирижерско-хоровой подготовки бакалавра педагогического образования (профиль «Музыка»). Гуманитарные науки и образование. 2022; № 13 (2 (50)): 81-86.

2. Поронок С.А. Методические аспекты профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогических специальностей к просветительской работе Педагогика и психология образования. 2018; № 1: 129-133. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-aspekty-professionalnoy-podgotovki-studentov-muzykalno-pedagogicheskih-spetsialnostey-k-prosvetitelskoy-rabote

3. Ульянова Л.Н. Современные формы музыкально-просветительской деятельности в образовательном процессе студентов вуза. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017; № 12 (3 (86)): 199-201.

4. Кордуэлл М. Психология. А - Я: словарь-справочник. Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

5. Узнадзе Д.Н. Психология установки. Москва: Питер, 2001.

6. Кондратьев М.Ю. Азбука социального психолога-практика. Москва: ПЕР СЭ, 2007.

7. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. Москва: Медицина, 1968.

8. Прангишвили А.С. Общепсихологическая теория установки. Экспериментальное исследование установки: XVIII Международный психологический конгресс. Симпозиум 14. Москва, 1966: 29-41.

9. Милицина О.В. Формирование готовности студентов педвуза к музыкально-просветительской деятельности в условиях дополнительного образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Саранск, 2008.

10. Сапух Т.В. Применение технологии «Эдьютейнмент» в образовательной среде университета. Вестник ТГПУ. 2016; № 8 (173): 30-34.

11. Шапинская Е.Н. Образование в эпоху «цифры»: учение или развлечение? Культура культуры. 2019; № 2: 7-13.

12. Кармалова Е.Ю., Ханкеева А.А. Эдьютейнмент: понятие, специфика, исследование потребности в нем целевой аудитории. Вестник Челябинского государственного университета. 2016; № 7 (389): 64-71. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/edyuteynment-ponyatie-spetsifika-issledovanie-potrebnosti-v-nem-tselevoy-auditorii

13. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации. Москва: КНОРУС, 2010.

14. Железнякова О.М., Дьяконова О.О. Сущность и содержание понятия «эдьютейнмент» в отечественной и зарубежной педагогической науке. Available at: http://www. almavest.ru/ru/favorite/2013/05/14/387/

15. Медник И.С. Эдьютеймент как новая игровая реальность в обучении https://infourok.ru/statya-na-temu-edyutejnment-kak-novaya-igrovaya-realnost-v-obuchenii-5343215. html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Кобзева Н.А. Edutainment как современная технология обучения. Ярославский педагогический вестник. 2012; Т. II, № 4: 192-195.

17. Солдаткина Я.В. Эдыотеймент в современных сетевых медиа: журналистские форматы и технологии. Наука и школа. 2020; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/edyuteyment-v-sovremennyh-setevyh-media-zhurnalistskie-formaty-i-tehnologii

18. Ходжава З.И. Проблема навыка в психологии. Москва, 1960.

References

1. Chinyakova N.I., Kobozeva I.S., Kozlova T.A. 'Etnokul'turnaya napravlennost' dirizhersko-horovoj podgotovki bakalavra pedagogicheskogo obrazovaniya (profil' «Muzyka»). Gumanitarnye naukiiobrazovanie. 2022; № 13 (2 (50)): 81-86.

2. Poronok S.A. Metodicheskie aspekty professional'noj podgotovki studentov muzykal'no-pedagogicheskih special'nostej k prosvetitel'skoj rabote Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2018; № 1: 129-133. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-aspekty-professionalnoy-podgotovki-studentov-muzykalno-pedagogicheskih-spetsialnostey-k-prosvetitelskoy-rabote

3. Ul'yanova L.N. Sovremennye formy muzykal'no-prosvetitel'skoj deyatel'nosti v obrazovatel'nom processe studentov vuza. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2017; № 12 (3 (86)): 199-201.

4. Kordu'ell M. Psihologiya. A - Ya: slovar'-spravochnik. Moskva: FAIR-PRESS, 2000.

5. Uznadze D.N. Psihologiya ustanovki. Moskva: Piter, 2001.

6. Kondrat'ev M.Yu. Azbuka social'nogo psihologa-praktika. Moskva: PER S'E, 2007.

7. Bassin F.V. Problema bessoznatel'nogo. Moskva: Medicina, 1968.

8. Prangishvili A.S. Obschepsihologicheskaya teoriya ustanovki. 'Eksperimental'noe issledovanie ustanovki: XVIII Mezhdunarodnyj psihologicheskij kongress. Simpozium 14. Moskva, 1966: 29-41.

9. Milicina O.V. Formirovanie gotovnosti studentov pedvuza k muzykal'no-prosvetitel'skoj deyatel'nosti v usloviyah dopolnitel'nogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Saransk, 2008.

10. Sapuh T.V. Primenenie tehnologii «'Ed'yutejnment» v obrazovatel'noj srede universiteta. Vestnik TGPU. 2016; № 8 (173): 30-34.

11. Shapinskaya E.N. Obrazovanie v 'epohu «cifry»: uchenie ili razvlechenie? Kultura kul'tury. 2019; № 2: 7-13.

12. Karmalova E.Yu., Hankeeva A.A. 'Ed'yutejnment: ponyatie, specifika, issledovanie potrebnosti v nem celevoj auditorii. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016; № 7 (389): 64-71. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/edyuteynment-ponyatie-spetsifika-issledovanie-potrebnosti-v-nem-tselevoy-auditorii

13. Gnatyuk O.L. Osnovy teoriikommunikacii. Moskva: KNORUS, 2010.

14. Zheleznyakova O.M., D'yakonova O.O. Suschnost' i soderzhanie ponyatiya «'ed'yutejnment» v otechestvennoj i zarubezhnoj pedagogicheskoj nauke. Available at: http://www. almavest.ru/ru/favorite/2013/05/14/387/

15. Mednik I.S. 'Ed'yutejment kak novaya igrovaya real'nost' v obuchenii https://infourok.ru/statya-na-temu-edyutejnment-kak-novaya-igrovaya-realnost-v-obuchenii-5343215.html

16. Kobzeva N.A. Edutainment kak sovremennaya tehnologiya obucheniya. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2012; T. II, № 4: 192-195.

17. Soldatkina Ya.V. 'Ed'yutejment v sovremennyh setevyh media: zhurnalistskie formaty i tehnologii. Nauka i shkola. 2020; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ edyuteyment-v-sovremennyh-setevyh-media-zhurnalistskie-formaty-i-tehnologii

18. Hodzhava Z.I. Problema navyka vpsihologii. Moskva, 1960.

Статья поступила в редакцию 10.10.22

УДК 51 (07)

Shikhshinatova M.M., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: shichmum_2006@mail. ru

METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE STUDY OF THE THEORY OF APPROXIMATION OF A FUNCTION BY ORTHOGONAL POLYNOMIALS. In the presented article, the general theory and some significant properties of continuous approximation are presented, and cases of approximation by orthogonal polynomials are considered. There are a number of areas where orthogonal polynomials are widely used. Traditional applications include orthogonal expansions, least squares approximation, interpolation, and numerical quadrature. The article generalizes and systematizes knowledge in the field of approximation by orthogonal polynomials. Orthogonal polynomials are useful in many areas of numerical analysis and are useful for function approximation, numerical integration, and the numerical solution of differential and integral equations. Traditional applications of orthogonal polynomials include orthogonal expansions, least squares approximation, interpolation, and numerical quadrature. Somewhat less well known are the connections of orthogonal polynomials with the Pad approximation, when the underlying power series has moments as coefficients. More recent applications include probability theories, e.g., birth and death processes, Carlin and McGregor, coding theory, Sloan, Delsarte, scattering theory, Case, relaxation methods in numerical linear algebra, Stiefel, as well as in prediction theory and Toeplitz matrix inversion, where Sego polynomials on the unit the circles are noticeably involved, Kailat. Sego's theorem on the asymptotic behavior of Toeplitz determinants also has important applications in statistical mechanics, McCoy.

Key words: approximation, orthogonal polynomials, orthogonal polynomials.

М.М. Шихшинатова, канд. физ.-мат. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,

E-mail: shichmum_2006@mail. ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСОВ ТЕОРИИ ПРИБЛИЖЕНИЯ ФУНКЦИИ ОРТОГОНАЛЬНЫМИ МНОГОЧЛЕНАМИ

В представленной статье приведены общая теория и некоторые значимые свойства непрерывной аппроксимации, рассмотрены случаи аппроксимации ортогональными многочленами. Существует ряд областей, в которых широко используются ортогональные многочлены. Среди традиционных приложений можно упомянуть ортогональные разложения, аппроксимацию методом наименьших квадратов, интерполяцию и числовую квадратуру. Статья обобщает и систематизирует знания в области аппроксимации ортогональными полиномами. Ортогональные многочлены полезны во многих областях численного анализа и полезны для аппроксимации функций, численного интегрирования и численного решения дифференциальных и интегральных уравнений. К традиционным приложениям применения ортогональных многочленов можно отнести ортогональные разложения, аппроксимацию методом наименьших квадратов, интерполяцию и числовую квадратуру. Несколько менее известны связи ортогональных полиномов с приближением Пада, когда лежащий в их основе степенной ряд имеет в качестве коэффициентов моменты. К более поздним приложениям относятся теории вероятностей, например, процессы рождения и смерти, Карлин и МакГрегор, теория кодирования, Слоан, Дельсарт, теория рассеяния, Кейс, методы релаксации в численной линейной алгебре, Штифель, а также в теории прогнозирования и теплицевой инверсии матриц, где многочлены Сего на единичной окружности заметно задействованы, Кайлат. Теорема Сего об асимптотическом поведении определителей Теплица также имеет важные приложения в статистической механике, Маккой.

Ключевые слова: аппроксимация, ортогональные многочлены, ортогональные полиномы.

Актуальность статьи заключается в том, что классические ортогональные полиномы широко используются во многих областях науки: теоретической физике, химии, прикладной математике, вероятности, теории приближений, численном анализе и других. Они легко генерируются рекурсией, и их использование поддерживается высокоразвитой аналитической теорией.

Интерес исследования теории приближения функции ортогональными многочленами возникает не только при решении некоторых недавних простых прило-

жений к аппроксимации и суммированию, но и для решения некоторых идей об интегралах Коши в главном значении. Поскольку все они включают квадратуры Гаусса-Кристоффеля, следует начать с современной техники генерации узлов Гаусса и чисел Кристоффеля из коэффициентов рекурсии соответствующих ортогональных многочленов.

Ортогональные многочлены относительно общих, неклассических весовых функций, напротив, не нашли столь же широкого применения, отчасти потому,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.