Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ТУВИНСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК И ИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ'

АНАЛИЗ ТУВИНСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК И ИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
155
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тувинские народные сказки / тоолы / тувинский национальный характер / тувинцы / Tuvan folk tales / Tuvan national character / Tuvinians

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — М.Г. Чухрова, Ч.Н. Монгуш, С.Д. Куулар, Е.А. Тагильцева

Цель исследования – анализ тувинских народных сказок. В статье приводится обоснование необходимости изучения народных сказок и использования их педагогического потенциала. Показана история изучения тувинских тоолов, а также приведена классификация сказок. Выделены особенности личности и модели поведения, транслирующиеся через тувинские сказки. Педагогически важным является то, что в тувинских народных сказках недирективно указывается на плохие и хорошие качества личности, просматривается оптимистический взгляд на проблему, пробуждается вера в победу добра над злом, декларируется необходимость уважительного и бережного отношения ко всему живому. Личностные качества, которые выявлены у героев тувинских народных сказок, соотносятся с реальным национальным характером тувинцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF TUVAN FOLK TALES AND THEIR PEDAGOGICAL POTENTIAL

The purpose of the study is to analyze Tuvan folk tales. The article provides a justification for the need to study folk tales and to use their pedagogical potential. The history of the study of Tuvan folk tales is shown, and the classification of fairy tales is given. Features of personality and behavioral patterns that are broadcast through Tuvan fairy tales are highlighted. Pedagogically, it is important that Tuvan folk tales indirectly indicate bad and good qualities of a person, an optimistic view of the problem is seen, faith in the victory of good over evil is awakened, the need for a respectful and careful attitude to all living things is declared. Personal qualities that are revealed in the heroes of Tuvan folk tales correlate with the real national character of Tuvinians.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ТУВИНСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК И ИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ»

УДК 37.017 + 37.03 +159

Chukhrova M.G., Doctor of Sciences (Medicine), Professor of Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: mba3@ngs.ru Mongush Ch.N., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Tuvan State University (Kyzyl, Russia), E-mail: chochagai_84@mail.ru Kuular S.D., medical psychologist, postgraduate, Tuvan State University (Kyzyl, Russia), E-mail: sdhomuchku@yandex.ru Tagiltseva E.A., psychologist, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: e.tagilceva@yandex.ru

ANALYSIS OF TUVAN FOLK TALES AND THEIR PEDAGOGICAL POTENTIAL. The purpose of the study is to analyze Tuvan folk tales. The article provides a justification for the need to study folk tales and to use their pedagogical potential. The history of the study of Tuvan folk tales is shown, and the classification of fairy tales is given. Features of personality and behavioral patterns that are broadcast through Tuvan fairy tales are highlighted. Pedagogically, it is important that Tuvan folk tales indirectly indicate bad and good qualities of a person, an optimistic view of the problem is seen, faith in the victory of good over evil is awakened, the need for a respectful and careful attitude to all living things is declared. Personal qualities that are revealed in the heroes of Tuvan folk tales correlate with the real national character of Tuvinians.

Key words: Tuvan folk tales, Tuvan national character, Tuvinians.

М.Г. Чухроеа, д-р мед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск, Е-mail: mba3@ngs.ru

Ч.Н. Монгуш, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл, Е-mail: chochagai_84@mail.ru СД. Куулар, мед. психолог, аспирант, ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл, Е-mail: sdhomuchku@yandex.ru Е.А. Тагильцееа, психолог, ФГБОУ «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск, Е-mail: e.tagilceva@yandex.ru

АНАЛИЗ ТУВИНСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК И ИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Цель исследования - анализ тувинских народных сказок. В статье приводится обоснование необходимости изучения народных сказок и использования их педагогического потенциала. Показана история изучения тувинских тоолов, а также приведена классификация сказок. Выделены особенности личности и модели поведения, транслирующиеся через тувинские сказки. Педагогически важным является то, что в тувинских народных сказках недирективно указывается на плохие и хорошие качества личности, просматривается оптимистический взгляд на проблему, пробуждается вера в победу добра над злом, декларируется необходимость уважительного и бережного отношения ко всему живому. Личностные качества, которые выявлены у героев тувинских народных сказок, соотносятся с реальным национальным характером тувинцев.

Ключевые слова: тувинские народные сказки, тоолы, тувинский национальный характер, тувинцы.

Фольклор любого народа является его прямым отражением, потому что в сказках, сказах, былинах, легендах и мифах, как правило, присутствуют собирательные образы героев, которым присущи определённые качества. Их можно разделить на две группы: те, что поощряются, и те, что порицаются. Поскольку знакомство со сказками происходит рано (сказки начинают рассказывать с детства), в подсознании формируются определённые представления о том, как следует или не следует себя вести, чтобы добиться успеха. По сути, одной из основных функций фольклора является воспитательная. Изучение произведений фольклора конкретного народа позволяет изучить особенности его национального характера - такого, который является предпочтительным для данного этноса и позволит выстоять в столкновении с трудностями, адаптироваться как в природе, так и социуме. Сказки ненавязчиво учат не нарушать обычаи и традиции предков, вести себя правильно по отношению к земле, воде, небу, домашним и диким животным, природе в целом; показывают, что нарушение законов природы сказывается губительно на самом нарушителе. Сказки в Республике Тыва традиционно рассматриваются как средство нравственного воспитания [1; 2; 3].

Актуальность исследования дополняется тем, что в настоящее время у многих народов, в том числе у тувинцев, существует потребность в возрождении национальных культур, и возникает необходимость обоснования социально-нравственной ценности народного фольклора как для конкретного этноса, так и для педагогической науки в целом.

Цель исследования: анализ текстов тувинских народных сказок и выделение тех групп качеств личности и моделей поведения, которые поощряются и культивируются, а также тех, которые осуждаются.

В задачи исследования входило рассмотрение истории изучения тувинских народных сказок, особенности их передачи из поколения в поколение, а также психологический анализ некоторых, наиболее распространенных сказок, который позволил высветить портрет идеальной личности в представлении тувинцев -портрет, который формировался веками, и сравнить его с психологическим портретом современного тувинца, полученного в наших исследованиях ранее [4; 5].

Научная новизна исследования заключается в выявлении педагогического потенциала тувинских сказок и акцентировании внимания на необходимости их широкого применения на разных этапах воспитания молодого поколения.

Практическая значимость состоит в обосновании возможности использования тувинских народных сказок в воспитательных, психотерапевтических и пси-хокоррекционных целях.

Методология исследования основана на изучении собственно тувинских народных сказок через призму психологического анализа, а также творческого наследия М.Б. Кенин-Лопсана, К.Д. Допчун-оол, Д.А. Монгуш, работ С.Д. Самдан, В.К. Даржа, А. Кужугет и др.

Методы исследования: анализ, систематизация и обобщение полученных знаний.

История изучения тувинских сказок показывает, что их непосредственное открытие для русскоговорящего общества происходило в несколько этапов. На первом этапе, который приходился преимущественно на XIX в., были сделаны первые записи тувинских тоолов. Их осуществили русские учёные, которые приехали в Туву для изучения языка, быта, истории и фольклора. Среди них можно выделить В.В. Радлова, Н.Ф. Катанова, ПН. Потанина и Ф.Я. Кона. Второй этап связан с периодом с 1921 по 1930-е гг., в это время была образована Тувинская Народная Республика, а также появилась национальная письменность. Тогда сбором фольклора занимались следующие активисты просвещения: О. Седип-оол, Т. Очурбаанак, М. Люндуп и др. Третий этап приходился на 1944-1945 гг. В то время Тыва стала частью ранее существовавшего СССР, и в ней появился научно-исследовательский институт языка, литературы и истории (ТНИИЯЛИ). Тогда начали активно проводиться ежегодные экспедиции, переписки с местными собирателями и исполнителями сказок, слёты народных сказителей Тывы и певцов. В рамках всех этих мероприятий была собрана значительная часть «сказочного» фонда тувинских сказок, а также осуществлены систематизация, перевод и оформление собранных текстов [6].

Среди тувинских тоолов исследователи выделяют несколько видов [6; 7; 8]:

1. Богатырские сказки («Сказки о силачах») - сказки данного вида не отделяются от героического эпоса, они соединяют в себе черты сказочного и эпического повествования. В них, как правило, описываются герои с особыми свойствами и способностями, действия по добыванию необыкновенных и волшебных предметов и существ, чудесное обретение помощников и советчиков, в том числе перевоплощения героя, описание его чудесного рождения и др. [9].

2. Волшебные сказки - в них главный герой либо имеет особые свойства, либо является обычным человеком, но получает необычные способности или магические предметы, которые ему помогают. Среди сюжетных действий встречаются схватки с чудовищем, часто с целью освобождения девушки, другие серьезные испытания, которые герой преодолевает с честью. Встречается описание семьи героя, где присутствует, как правило, несколько детей, причём каждый из них вынужден проходить некое испытание, но не всем удается уцелеть, а главный герой, на которого никто не надеется, всех выручает.

3. Бытовые и новеллистические сказки («Простые сказки» / «Обычные сказки») - в них описывается жизнь обычных людей, чьи действия связаны непосредственно с реальным социальным бытом, в них практически полностью отсутствуют сверхъестественные силы. В данных сказках часто прослеживаются элементы сатиры, например, высмеивание человеческих пороков, которые предстают перед читателем в рамках социальной ситуации (например, конфликт между хозяином и работником).

4. Сказки о животных - в них широко описаны повадки зверей, в том числе такие частные детали, как особенности их ходьбы и бега, оттенки мастей скота. Обычно главными героями являются животные, как дикие (например, заяц, лиса,

волк и др.), так и домашние (например, козлик, кони, овцы и др.). В качестве основного сюжетного элемента можно выделить столкновение более слабого, но хитрого животного с более сильным, но глупым. Также присутствует спецификация образов, которая выражается в том, что конкретному животному приписывают определённые качества.

Дополнительно выделяют ещё несколько малых видов тоолов [6]: легендарные сказки, сказки-небылицы, кумулятивные / формульные сказки, сказки-загадки, сказки-прибаутки и сказки-пословицы. Исследователи отмечают жанровую синкретичность тувинских сказок. Большинство сказок относится либо к нескольким видам, либо к текстам «переходного» характера, чью жанровую принадлежность в принципе сложно определить [10].

Рассказывать сказки, в том числе перенимать особую манеру повествования, тувинцы учились у пожилых родственников, друг у друга или у бродячих лам в процессе охоты, у костра табунщиков, служа у тувинских или монгольских богачей, при перегоне скота и т. п. Сказки рассказывались во время народных празднеств, частью которых обязательно являлись состязания (например, по борьбе хуреш, стрельбе, скачкам), или же во время родовых праздников, которые были связаны с обрядами моления и освящения. Тоолы также рассказывались в узком кругу лиц, в том числе зимними вечерами. При этом среди тувинцев бытовало особое, ценностное отношение к тому человеку, который умел рассказывать сказки и имел широкий репертуар. Средний репертуар сказителя составлял 20-30 сказок и героических сказаний, но иногда встречались такие люди, которые знали около 90, 150 или же 300 произведений. Считалось, что сказки - это нечто священное, то, что нельзя забывать, утаивать или же исполнять небрежно. Существовало верование, согласно которому человек, имеющий сказительный дар, будет жить долго, потому что своими рассказами ему удаётся услаждать слух хозяина местности и нечисть к нему не подступит. В том числе, сказкам временами приписывались магические свойства, например, то, что они способны привлечь удачу на охоте, обеспечить молодым долгую и счастливую жизнь. Однако профессиональных сказителей было немного, и исполнение сказок представляло собой дополнительный, подсобный промысел. Исследователи предполагают, что, скорее всего, рассказчиками руководили жажда общения с другими людьми и творческая потребность [10]. Существовал также обычай одаривания того, кто рассказывал тоолы («Холун актаар» - «Обеливать руки»), в рамках него сказителю преподносили что-нибудь из мясных или молочных продуктов или же восьмушку кирпичного чая и т. п. Также отдельно можно выделить то, что рассказчики зачастую специально подбирали сказки, т. е. они рассказывали своим слушателям те истории, которые соотносились с их жизненными ситуациями или же проблемами. Можно предположить то, что сказки в данном контексте могли выполнять воспитательную или психотерапевтическую функцию, выступая в качестве неких метафор или же притч. Помимо этого, в сказках описаны древние религиозные верования тувинцев, а также народные знания (например, толкование отдельных природных явлений, знание народной медицины и трав). Тувинские тоолы, таким образом, выполняли и обучающую, информирующую функцию.

Стать сказителем мог далеко не каждый тувинец, передавали мастерство обычно тем, кто-либо изначально демонстрировал в этом особую заинтересованность, либо тем, кто имел особый дар красноречия, либо тем, кто имел достаточно хорошую память. Тувинские сказки предполагают несколько вариантов исполнения, так, например, они могут быть рассказаны как в форме речевого интонирования, так и в форме мелодического речитирования / напевного исполнения. Обычно сказки исполняются в одной манере, т. е. редко когда сочетается несколько манер одновременно. Как правило, инструментальное сопровождение сказки отсутствует.

У тувинских тоолов на первый план выходят такие функции, как развлекательная и художественно-эстетическая [10]. Однако основной следует считать воспитательную функцию, т. к. в сказках обозначены те личностные качества, которые являются поощряемыми или порицаемыми. Дети с ранних лет начинают посредством образов сказочных героев понимать, что хорошо, а что плохо, как вести себя можно, а как нельзя, в том числе для них становится очевидным, за какие поступки они могут быть вознаграждены близкими людьми или же мистическими силами, а за какие - строго наказаны. Подражание положительному герою, отождествление себя с ним оказывает мощный воспитательный эффект, закладывается в подсознание как модель поведения в сложной ситуации.

Можно представить, какое большое значение имели тувинские народные тоолы для кочевого народа в условиях ограниченного притока информации, учитывая, сколько существует вокруг рассказывания сказок дополнительных обрядов и действий. Народные сказки занимали достаточно большое место в жизни тувинцев, сказкам приписывалось магическое значение, они имели свои особые мифологические аспекты и символику (например, цветовую и нумерологическую), а тем людям, которые их рассказывали, оказывались почет и уважение, они были желанными гостями в любом доме. Обычно сказители обучались данному ремеслу у других мастеров, каждый из них рассказывал сказки в особой, собственной специфической манере.

Исследования тувинских сказок, начиная с 1974 г. по настоящее время, включают следующие направления:

- сравнительный анализ тувинских сказок со сказками других народов, целью которого является поиск схожих и различных элементов в разных контек-

стах. Например, сравнение тувинских тоолов с русскими сказками в рамках культурологического аспекта [7] с английскими [11];

- выявление особенностей тувинских сказок или же рассмотрение конкретных феноменов внутри них, например, поиск буддийских мотивов [12], рассмотрение дихотомии добро - зло [8];

- анализ особенностей языка тувинских сказок, в том числе поиск родственных слов с другими языками, например, с монгольским [13], лингвокульту-рологический анализ [14];

- рассмотрение роли сказок в процессе воспитания детей [1; 3; 9];

- дескриптивный анализ отдельных сказок [9].

Нами были проанализированы следующие сказки: «Хайындырынмай Багай-оол», «Медвежий сын силач Ыйгылак-Кара», «Оскюс-оол с девятью красновато-рыжими конями», «Почему нельзя таить сказку», «Братья Ак-Са-гыш и Кара-Сагыш», «Чангыс-Карыш», «Семеро братьев», «Бай-Белзди», «Сумелдей, ходивший за молоком», «Ученый парень», «Умный Манай и глупый Дулун», «Одинокий Тас с одним верблюдом и семь Тасов с семью верблюдами», «Рыбак Багай-оол», «Странствующий лама», «Шерсть на верхушках караганы», «Заяц», «Козлик», «Козленок на слабеньких ножках», «Жеребенок-иноходец», «Волк-провидец», «Сорока с семью птенцами», «Семеро мышей, живущих в норке-с-ладонь», «Лев и муравей», «Голодный волк и козлик», «Птичка чиж», «Лесной заяц-беляк», «Старуха Топпене» и «Сказка-загадка».

Были выделены следующие качества личности и модели поведения, которые поощрялись в рамках тувинских народных сказок (обычно они характерны для главных героев):

- почитание старших (родителей и пожилых людей), почтенное отношение к лицам более высокого социального статуса (например, к хану);

- любовь к детям, домашним и диким животным, сострадание к ним не меньшее, чем к людям, любовь и почитание природы, родного края и окружающего мира, воды, огня; единство с природой;

- миролюбие, стремление к порядку, побратимство, поддержка слабого, взаимовыручка;

- послушание, внимательность к советам и наказам, которые дают либо более взрослые, либо более знающие, опытные люди;

- смекалка, изобретательность, прозорливость и находчивость;

- верность (как людям, так и данным клятвам), честность, храбрость и порядочность;

- умение помогать другим людям и совершать добрые дела;

- хитрость (иногда главные герои сказок прибегают к любым методам, дабы достичь своих целей).

Были также обозначены следующие порицаемые качества личности и модели поведения в рамках тувинских тоолов (обычно они присущи антиподам главных героев):

- обман, сокрытие и утаивание чего-либо, коварство, двуличие;

- стремление учинять злые козни, попытки извести кого-то или усложнить кому-то жизнь;

- стремление присвоить себе чужое, корысть, завистливость и жадность;

- свирепость, злость и жестокость.

При этом в сказках, как правило, присутствует полярность: если положительный герой обладает всем набором поощряемых черт, то отрицательный -полная характерологическая противоположность.

Историческое развитие тувинцев-номадов формировалось в рамках коллективистской культуры, которая предусматривает определенные характерологические ценности. В исследовании Ч.К. Ламажаа тувинский национальный характер определяется как «резко континентальный», с присущими ему полярными характеристиками, вероятно, по аналогии с сильным влиянием фактора природы и резко континентального климата региона [2]. Среди черт тувинского характера автор выделяет такие, как созерцательность, флегматичность, художественность, непунктуальность, любовь к детям, групповое соперничество, самодостаточность, неприхотливость, терпеливость, смирение, завистливость [2]. Ряд выделенных качеств связаны с выраженной правополушарностью тувинцев, которая дает преимущества для жизнедеятельности в условиях субэкстремального резкоконтинентального климата и кочевого образа жизни, что было показано нами ранее [5].

Таким образом, народные тувинские сказки ясно обозначают, какие качества дают человеку преимущества и позволяют ему добиться успеха. Ориентировка на модели поведения, связанные с добром, взаимовыручкой, поддержкой и любовью ко всему живому и сущему, с помощью сказок закладывается в подсознание и формирует некий гипотетический конструкт, который называется совестью. А если учитывать выраженные буддистские влияния [12], то народные сказки дают установку, которая представляет квинтэссенцию буддисткой религии, да и всех религий вообще: «Не делай другому того, что ты не хотел бы, чтобы делали тебе».

Выявленные нами качества и модели поведения, представленные в тувинских народных сказках, соотносятся с теми чертами национального характера, которые являются предпочтительными и уважаемыми тувинцами сегодня. В сказках обозначены те качества, которые являются базисными для личности, обеспечивающими успешность адаптации в природных условиях, трудовой дея-

тельности и, главное, в мире людей. Сказочный нарратив становится безусловно нормативной этикой, предпочитаемой социально-психологической установкой, ориентиром на благожелательность. Множество личностей с такими установками формируют группу, а группы формируют социум со своей культурой и мировоззрением. Народные сказки формируют общее мировоззрение народа, помогают

Библиографический список

сплотиться, объединяют этнос. Кроме того, народные сказки являются источником этнографического знания, в них зафиксированы особенности быта, культуры, промысла, народных представлений о тех или иных явлениях. Читая детям народные сказки, можно ненавязчиво внушить им истины необходимости всеобъемлющей любви и добра.

1. Донгак Ч.О. Роль тувинских бытовых сказок в воспитании младших школьников. Вопросы педагогики. 2020; № 12-2: 105-108.

2. Ламажаа Ч.К. Национальный характер тюркоязычных народов Евразии (алтайцев, тувинцев). Eвразийство: теоретический потенциал и практические приложения. 2014; № 7: 141-148.

3. Монгуш Ю.В. Тувинские сказки как средство нравственного воспитания младших школьников. Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы X Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием: в 4 ч. Новосибирск, 2022: 199-201.

4. Семке В.Я., Чухрова М.Г., Бохан НА, Куприянова И.Е., Рахмазова Л.Д. Психическое здоровье коренного населения Восточного региона России. Томск, Новосибирск: ООО «Дльфа Виста», 2009.

5. Чухрова М.Г., Aтаманова Г.И., Хомушку С.Д., Юдина С.Д., Чухров A.C Этнокультуральный подход к превенции алкогольного потребления у тувинцев. Профессиональное образование в современном мире. 2019; Т. 9, № 4: 334б-3355.

6. Тувинские народные сказки. Составитель З.Б. Самдан. Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирм, 1994.

7. Aракчаа О.К. Сравнительный анализ русских и тувинских сказок в культурологическом аспекте. Образование от «А» до «Я». 2015; Т. 3, № 3-3: 17-20.

8. Воронцова Г.Н. Концептуальная дихотомия добро - зло в тувинских народных сказках. Когнитивные исследования языка. 2021; № 3 (4б): 4б7-471.

9. Кичиков AW. О тувинской богатырской сказке «БОГДО ЧAнГAР ХAAНЕ». Ученые записки. Серия: Филология. 1973: 118-121.

10. Самдан З.Б. Мир тувинской сказки. Тувинские народные сказки. Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирм, 1994: 10-34.

11. Хомушку АО. Об основных персонажах в английских и тувинских народных сказках о животных. Лучшая студенческая статья 2017: сборник статей XI Международного научно-практического конкурса: в 3 частях. 2017: 157-1б0.

12. Бурыкин A.A. Буддийские мотивы в фольклоре (на материале калмыцких, тувинских и бурятских эпических произведений и богатырских сказок). Новые исследования Тувы. 2020; № 3: 14.

13. Бадарч Б., Саая О.М., Донгак A.C Слова монгольского происхождения в тувинских сказках. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 44б-449.

14. Воронцова ГН., Гасанов М.О. Этнолингвомаркёры в переводных текстах тувинских народных сказок: лингвокультурологический комментарий. Новые исследования Тувы. 2022; № 1: 104-114.

References

1. Dongak Ch.O. Rol' tuvinskih bytovyh skazok v vospitanii mladshih shkol'nikov. Voprosy pedagogiki. 2020; № 12-2: 105-108.

2. Lamazhaa Ch.K. Nacional'nyj harakter tyurkoyazychnyh narodov Evrazii (altajcev, tuvincev). Evrazijstvo: teoreticheskij potencial i prakticheskie pritozheniya. 2014; № 7: 141-148.

3. Mongush Yu.V. Tuvinskie skazki kak sredstvo nravstvennogo vospitaniya mladshih shkol'nikov. Molodezh'XXI veka: obrazovanie, nauka, innovacii: materialy X Vserossijskoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem: v 4 ch. Novosibirsk, 2022: 199-201.

4. Semke V.Ya., Chuhrova M.G., Bohan N.A., Kupriyanova I.E., Rahmazova L.D. Psihicheskoe zdorov'e korennogo naseleniya Vostochnogo regiona Rossii. Tomsk, Novosibirsk: OOO «Al'fa Vista», 2009.

5. Chuhrova M.G., Atamanova G.I., Homushku S.D., Yudina S.D., Chuhrov A.S. 'Etnokul'tural'nyj podhod k prevencii alkogol'nogo potrebleniya u tuvincev. Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2019; T. 9, № 4: 334б-3355.

6. Tuvinskie narodnye skazki. Sostavitel' Z.B. Samdan. Novosibirsk: VO «Nauka», Sibirskaya izdatel'skaya firm, 1994.

7. Arakchaa O.K. Sravnitel'nyj analiz russkih i tuvinskih skazok v kul'turologicheskom aspekte. Obrazovanie ot "A" do "Ya". 2015; T. 3, № 3-3: 17-20.

8. Voroncova G.N. Konceptual'naya dihotomiya dobro - zlo v tuvinskih narodnyh skazkah. Kognitivnye issledovaniya yazyka. 2021; № 3 (4б): 4б7-471.

9. Kichikov A.Sh. O tuvinskoj bogatyrskoj skazke «BOGDA ChA^GAR HAANE». Uchenye zapiski. Seriya: Filologiya. 1973: 118-121.

10. Samdan Z.B. Mir tuvinskoj skazki. Tuvinskie narodnye skazki. Novosibirsk: VO «Nauka», Sibirskaya izdatel'skaya firm, 1994: 10-34.

11. Homushku A.O. Ob osnovnyh personazhah v anglijskih i tuvinskih narodnyh skazkah o zhivotnyh. Luchshaya studencheskaya stat'ya 2017: sbornik statej XI Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo konkursa: v 3 chastyah. 2017: 157-1б0.

12. Burykin A.A. Buddijskie motivy v fol'klore (na materiale kalmyckih, tuvinskih i buryatskih 'epicheskih proizvedenij i bogatyrskih skazok). Novye issledovaniya Tuvy. 2020; № 3: 14.

13. Badarch B., Saaya O.M., Dongak A.S. Slova mongol'skogo proishozhdeniya v tuvinskih skazkah. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 44б-449.

14. Voroncova G.N., Gasanov M.O. 'Etnolingvomarkery v perevodnyh tekstah tuvinskih narodnyh skazok: lingvokul'turologicheskij kommentarij. Novye issledovaniya Tuvy. 2022; № 1: 104-114.

Статья поступила в редакцию 30.10.22

УДК 378

Kobozeva I.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Mordovian State Pedagogical University (Saransk, Russia), E-mail: kobozeva_i@mail.ru

Militsina O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Mordovian State Pedagogical University (Saransk, Russia), E-mail: olga-curan@yandex.ru

Chinyakova N.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Mordovian State Pedagogical University (Saransk, Russia), E-mail: chinyakova-n@yandex.ru

EDUCATION TECHNOLOGY AS A CONDITION FOR MUSICAL AND EDUCATIONAL TRAINING FOR FUTURE TEACHERS AT A UNIVERSITY. The article reveals the key directions in the use of edutainment technology in the musical and educational training of future teachers at a university. Mastering modern methods and forms of musical and educational activities that ensure the integration of knowledge and skills, as well as obtaining practical experience, according to the authors, is possible if there is a specific holistic state of the subject (psychological attitude), which is identified in this way with readiness for educational work. The authors propose to carry out the formation of readiness for enlightenment in the perspective of using edutainment technology, which attracts digital content that combines educational and entertainment elements. The authors point out the need for a holistic view of interactivity as a characteristic of interaction, emphasizing that learning within the framework of edutainment technology should not be reduced only to information interaction, but also carry the exchange of activities, values, meanings.

Key words: edutainment, interactive learning, musical enlightenment, training of musical for university students.

И.С. Кобозева, д-р пед. наук, проф., Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск,

E-mail: kobozeva_i@mail.ru

О.В. Милицина, канд. пед. наук, доц., Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск,

E-mail: olga-curan@yandex.ru

Н.И. Чинякоеа, канд. пед. наук, доц., Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск,

E-mail: chinyakova-n@yandex.ru

ТЕХНОЛОГИЯ ЭДЬЮТЕЙНМЕНТА КАК УСЛОВИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье раскрываются ключевые направления в использовании технологии эдьютейнмента в музыкально-просветительской подготовке будущих педагогов в вузе. Овладение современными методами и формами музыкально-просветительской деятельности, а также получение практического опыта возможно, по мысли авторов, в случае наличия специфического целостного состояния субъекта - психологической установки, которая отождествляется в данном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.