Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ В ПЕРИОД ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕР, СВЯЗАННЫХ С КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ'

ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ В ПЕРИОД ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕР, СВЯЗАННЫХ С КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО- ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Н.В.

В статье приведены особенности технологического процесса дистанционного процесса в вузе в период ограничительных мер, когда в образовательном пространстве стали наиболее активно использоваться информационно-цифровые технологии. Разработан определённый алгоритм организации учебного процесса в онлайн формате. Показаны достоинства недостатки цифровых технологий, таких как Google Forms, ZOOM, KineMaster. Кроме того, приведены некоторые результаты опроса профессорско-преподавательского состава с целью определения возникающих технических и профессионально-практических трудностей в процессе реализации образовательного процесса в дистанционном формате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING TECHNOLOGY AT UNIVERSITY DURING THE PERIOD OF RESTRICTIVE MEASURES RELATED TO CORONAVIRUS INFECTION

The article presents the features of the technological process of distance learning at the university during the period of restrictive measures, when information and digital technologies were most actively used in the educational space. The specific algorithm for organizing the educational process in the online format has been developed. The advantages and disadvantages of digital technologies such as Google Forms, ZOOM, and KineMaster are shown. In addition, some results of the survey of the teaching staff are presented in order to determine the emerging technical and professional-practical difficulties in the process of implementing the educational process in a distance format.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ В ПЕРИОД ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕР, СВЯЗАННЫХ С КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ»

353-355.

3. Инновационные модели социально-педагогического взаимодействия / Н.А. Агеева, В.Н. Еременко, О.А. Снимщикова, И.С. Ворошилова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - C. 7-10.

4. Повышение мотивации к занятиям физической культурой среди студентов / В.Н. Еременко, Г.Е. Тюпенькова, В.А. Питкин, О.В. Синько, Л.Н. Хамзина // Современное педагогическое образование. - 2018. - № 35. - C. 59-62.

5. Влияние эпидемии на физическое и психическое состояние людей/ В.Н. Еременко, А.А. Левченко, О.В. Синько, Е.Н. Басов // "Филологические и социокультурные вопросы науки и образования" : сборник материалов V международной научно-практической очно-заочной конференции. -Краснодар, 2020. - C. 881-888.

6. Сопоставление выполнения студентами контрольных нормативов по физической культуре за период обучения в вузе/ Т.А. Леонова, Е.А. Мазуренко, Н.П. Федорова, И.С. // Ворошилова Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020.- № 12 (190). - С. 118-121.

REFERENCES

1. Eremenko, V.N., Sinko, O.V. and Fedorova, N.P. (2019), "The role of physical education in the life of young people", E-Scio, No. 6 (33), pp. 303-310.

2. Eremenko, V.N., Medvedeva, A.S. and Levchenko A.A. (2019), "The role of physical culture in human life", Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, Vol. 8, No. 3 (28), pp. 353-355.

3. Ageeva, N.A., Eremenko, V.N., Snimshchikova, O.A. and Voroshilov ,I.S. (2014), "Innovative models of social and pedagogical interaction", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (116), pp. 7-10.

4. Eremenko, V.N., Tyupenkova, G.E., Pitkin, V.A., Sinko, O.V. and Khamzina, L.N. (2018), "Increasing motivation for physical education among students", Journal of Modern Pedagogical Education, No. 35, pp. 59 -62.

5. Eremenko, V.N., Levchenko, A.A., Sinko, O.V. and Basov E.N. (2020), "The impact of the epidemic on the physical and mental state of people", "Philological and sociocultural issues of science and education", collection of materials of the V international scientific and practical part-time conference, Krasnodar, pp. 881-888.

6. Leonova, T.A., Mazurenko, E.A., Fedorova, N.P. and Voroshilova, I.S. (2020), "Comparison of students' fulfillment of control standards in physical culture during the period of study at the university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (190). pp.118 - 121.

Контактная информация: linka-55-00@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.04.2021

УДК 378.12

ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ В ПЕРИОД ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕР, СВЯЗАННЫХ С КОРОНАВИРУСНОЙ

ИНФЕКЦИЕЙ

Наталья Владимировна Макарова, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Аннотация

В статье приведены особенности технологического процесса дистанционного процесса в вузе в период ограничительных мер, когда в образовательном пространстве стали наиболее активно использоваться информационно-цифровые технологии. Разработан определённый алгоритм организации учебного процесса в онлайн формате. Показаны достоинства недостатки цифровых технологий, таких как Google Forms, ZOOM, KineMaster. Кроме того, приведены некоторые результаты опроса профессорско-преподавательского состава с целью определения возникающих технических и профессионально-практических трудностей в процессе реализации образовательного процесса в дистанционном формате.

Ключевые слова: дистанционное обучение, информационно- цифровые технологии, пре-

подаватели, образовательный процесс.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p219-223

DISTANCE LEARNING TECHNOLOGY AT UNIVERSITY DURING THE PERIOD OF RESTRICTIVE MEASURES RELATED TO CORONAVIRUS INFECTION

Natalia Vladimirovna Makarova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Abstract

The article presents the features of the technological process of distance learning at the university during the period of restrictive measures, when information and digital technologies were most actively used in the educational space. The specific algorithm for organizing the educational process in the online format has been developed. The advantages and disadvantages of digital technologies such as Google Forms, ZOOM, and KineMaster are shown. In addition, some results of the survey of the teaching staff are presented in order to determine the emerging technical and professional-practical difficulties in the process of implementing the educational process in a distance format.

Keywords: distance learning, information and digital technologies, teachers, educational process.

ВВЕДЕНИЕ

Цифровая трансформация, вызванная распространением коронавирусной инфекции, затронула все сферы деятельности, в том числе физическую культуру, спорт и образование [1, 3]. В связи с эти возникла необходимость ограничения привычных условий жизнедеятельности весной 2020 г. Именно тогда остро встала необходимость использования цифровых технологий в жизни каждого человека и общества в целом. Спортивные, образовательные и научные организации, находящиеся в ведении Министерства спорта были вынуждены в экстренном порядке перейти на дистанционное обучение, сменив традиционные формы тренировочного и образовательного процессов [2, 4].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Весь период дистанционного обучения в Уральском государственном университете физической культуры (УралГУФК) был разделен на два этапа:

- период полного дистанционного обучения (с марта по июнь 2020);

- период частичного дистанционного обучения (с сентября 2020 года по 28 марта 2021 года);

Первый этап характеризовался:

- адаптацией субъектов образовательного процесса к новому формату обучения;

- определением преподавателями индивидуального «стиля» проведения дистанционных занятий;

- попытками адаптировать рабочие программы дисциплин кафедр к отсутствию очного взаимодействия преподавателя с обучающимися.

Второй этап объединял в себе традиционную очную форму обучения и дистанционную. В УралГУФК это коснулось поточных лекционных занятий у обучающихся дневной формы обучения.

Технологический процесс дистанционного обучения от разработки теоретических заданий по дисциплинам кафедр до оценки успеваемости студентов можно представить в виде следующего алгоритма, представленного на рисунке 1.

Преподаватель оценивал умения студентов самостоятельно анализировать образовательный контент и применять теоретические знания при решении практических задач. При этом оценивание показателей и критериев формирования компетенций осуществлялось согласно Регламента формирования оценочных средств и методических материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, утвер-

жденного в вузе. Основной вклад по реализации рабочих программ дисциплин в образовательном процессе вуза в период ограничительных мер внесли информационно-цифровые онлайн технологии, в основном, это касается использования корпоративной и

личной электронной почты для взаимных коммуникаций преподавателей и студентов.

Рисунок 1 - Технологический процесс дистанционного обучения

Кроме того, большое значение имел Портал электронно-образовательных ресурсов Tandem E-Learning, на котором были размещены задания для выполнения заданий с авторскими видео инструкциями. И хоть этот сервис имеет свои недостатки, в тот период он имел важное значение в поддержке коммуникации между преподавателями и обучающимися. Для выполнения требований сдачи зачетов преподавателями были организованы итоговые тестирования на платформе Google Forms. Студентам, успешно выполнившим теоретические задания, отправлялись ссылки для прохождения тестов. К основным преимуществам использования этой онлайн технологии можно отнести: простоту создания тестов; возможность включения вопросов с выбором как одного, так и нескольких вариантов ответов; открытых вопросов, в которых необходимо дать развернутый ответ на вопрос; вопросы на установление соответствия, возможность создания вопроса с рисунком.

Кроме того, в Google Forms есть возможность интеграции всех полученных ответов в сводную таблицу Microsoft Excel, это необходимо для того, чтобы исключить вероятность пропуска результатов студента в большом потоке обучающихся; - получения наглядных диаграмм с процентным распределение правильных и неправильных ответов, что, в конечном итоге, позволяет определить темы, недостаточно усвоенные обучающимися. Пожалуй, одной из самых основных цифровых технологий, используемых как в вузе, так и на спортивно-педагогических кафедрах являлась коммуникационная технология видеоконференций ZOOM. На платформе этого приложения вузом были организованы такие мероприятия, как ежегодная научно-методическая конференция «Оптимизация образовательного процесса в вузах физической культуры», и защита выпускных квалификационных работ, и прием вступительных экзаменов по специализации, проводимые в форме собеседования и, наконец, чтение лекций также осуществлялось по ZOOM.

Преимущества и недостатки использования ZOOM в образовательном пространстве вуза отражены в таблице 1.

Таблица 1 - Некоторые характеристики применения ZOOM

Преимущества Недостатки

Возможность соблюдения режима самоизоляции в период распространения коронавирусной инфекции 40 минутный лимит беспрерывного проведения видеоконференции

Проведение лекционных и даже практических (для ОЗО) занятий Платная расширенная версия

Возможность подключения презентации, в том числе содержащей видеоролики Слабый контроль за конспектированием лекций студентами

Предварительная подготовка и переработка мультиме- Слабая обратная связь с обучающимися

Преимущества Недостатки

дийных презентаций для учебных занятий

Способствует овладению цифровыми коммуникационными технологиями ППС, в том числе и предпенсионного и пенсионного возраста Случаи подключения сторонних людей и использования ненормативной лексики, высказываний в чате конференции, разжигающих различные конфликтные ситуации

Собственно, для переработки мультимедийных презентаций и обеспечения их наглядности в работе, а также повышения качества преподавания в целом использовалось мобильное приложение KineMaster. С помощью камеры мобильного телефона и этого приложения были записаны короткие видеоролики с демонстрацией особенностей технической подготовки спортсменов, включая отдельные ключевые периоды, фазы и момент движения.

Нами было проведено анкетирование 37 человек профессорско-преподавательского состава (I II 1С) по окончанию второго этапа дистанционного обучения с целью определения степени удовлетворенности различными аспектами процесса обучения в вузе за период реализации образовательных программам с применением дистанционных образовательных технологий, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. Анкетирование проводилось на платформе Google Forms. Анкета включала 18 вопросов закрытой формы с предложенными вариантами ответов. Респондентами стали заведующие кафедрами (11,8%), профессоры (11,8%), доценты (35,3%), старшие преподаватели (17,6%), и преподаватели (23,5%). Из общего количе -ства опрошенных 58,8% имеют ученую степень кандидата педагогических наук. Возраст респондентов составил от 25 до 35 лет (41,2%), от 35 до 65 лет (41,2%) и старше 65 лет (17,6%). Ниже приведены некоторые результаты.

Оценивая технологию дистанционного обучения в целом, преподаватели отметили ряд технических и профессиональных трудностей. Особенно это касалось первого этапа дистанционного обучения. Результаты проиллюстрированы на рисунках 1 и 2.

# Недостаточное знание ПК

# Сложно выставить материалы на сайт. Тандем

Ф Технические перебои в процессе

воспроизведения материала ф Проблем не было

# Другое:

Рисунок 1 - Распределение ответов ППС на вопрос, «С какими техническими проблемами вы столкнулись в

процессе дистанционного обучения»

Так 29,4% респондентов отметили, что недостаточно знают и владеют функциями персонального компьютера и испытывают в связи с этим технические затруднения. У 23,5% опрошенных преподавателей происходили технические перебои в процессе воспроизведения учебного материала, и у 17,6% возникали трудности в размещении материалов и заданий портале электронно-образовательных ресурсов.

Согласно рисунку 2, большинство (64,7%) ППС, отметили что проверяли и оценивали слишком большой объем выполненных работ студентов.

ф Неудобство пользования сайтом дистанционного обучения

# Подготовка большого объема материалов,заданий,тестов

# Проверка большого объема выполненных работ студентов

# Несвоевременное выполнение студентами домашних заданий

# Ограниченные возможности общения в он-лайн режиме (например, студе...

Рисунок 2 - Распределение ответов ППС на вопрос, «С какими трудностями вы столкнулись в процессе дистанционной работы»

Также 29,4% ППС ответили, что испытывали ограниченные возможности общения с обучающимися в онлайн режиме, в том числе невозможность контролировать самостоятельность выполнения заданий и слабую обратную связь с обучающимися.

На вопрос «Как вы адаптировались к новым условиям дистанционного обучения?» 23,5% ППС ответили «отлично», 47,1% - «хорошо», 29,4% - «удовлетворительно». Стоит ответить, что ни один из респондентов не ответил на этот вопрос «плохо».

ВЫВОДЫ

Таким образом, проведенное исследование показало, что профессорско-преподавательский состав спортивно-педагогических кафедр достаточно непросто адаптировался к технологиям дистанционного обучения. Особенно это коснулось периода полного дистанционного обучения и преподавателей старшей возрастной группы.

Однако, ограничительные меры и сам процесс дистанционного обучения способствовали повышению цифровой компетентности преподавателей, освоению новых онлайн технологий, разработке адаптированных к такому формату заданий, переработке учебных материалов и оценочных средств, что, в целом, на наш взгляд, впоследствии должно положительно сказаться на качестве всего образовательного процесса.

Анализ технологического процесса дистанционного обучения в вузе в условиях ограничительных мер показал, что арсенал средств и методов цифрового формата в образовательном пространстве будет в дальнейшем расширяться и дифференцироваться. Соответственно, это потребует постоянного обучения и совершенствования самих преподавателей и их умений, навыков и компетенций в электронно-образовательной среде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверина, Л.Ю. Анализ эффективности дистанционного обучения по «Элективным дисциплинам по физической культуре и спорту» в условиях предупреждения распространения корона-вирусной инфекции / Л.Ю. Аверина, Н.А. Банникова, Г.С. Кожанов // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2020. - № 6. - С. 21-23.

2. Макарова, Н.В. Методика тренировки высококвалифицированных легкоатлеток в годичном цикле подготовки после рождения ребенка : монография / Н.В. Макарова, Т.М. Мелихова. -Челябинск : УралГУФК, 2018. - 156 с.

3. Онищенко, А.Н. Содержание и организация дистанционного обучения на кафедре физической культуры и спорта вуза в условиях ограничения жизнедеятельности / А.Н. Онищенко, Д.Г. Шитов, Н.В. Ларин // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2021. - № 1. -С. 76-79.

4. О деятельности подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации : приказ Минобрнауки РФ от 8 мая 2020 г. № 648 // КонсультантПлюс : [сайт]. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_352166/ (дата обращения: 01.01.2021).

REFERENCES

1. Averina, L.Yr (2020), "Analysis of the effectiveness of distance learning in "Elective disciplines in physical culture and sports" in the context of preventing the spread of coronavirus infection", Physical culture: upbringing, education, training, No. 6, pp. 21-23.

2. Makarova, N.V. and Melikhova, T.M. (2018), Methods of training highly qualified athletes in the annual cycle of training after the birth of a child, UralGYFK, Chelyabinsk

3. Onishchenko, A.N., Shitov, D.G. and Larin, N.V. (2021), "Content and organization of distance learning at the Department of Physical Culture and Sports of the university in the conditions of life restriction", Physical culture: education, education, training, No. 1. pp. 76-79.

4. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2020), "On the activities of organizations subordinate to the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation in the context of the spread of a new coronavirus infection (COVID-19) in the Russian Federation", Order of the of May 8, 2020. No. 648, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_352166/.

Контактная информация: prim1207@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.