Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТ / ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Устинова Оксана Николаевна, Волкова Людмила Михайловна, Дасько Михаил Антонович, Голубев Александр Антонович, Даценко Андрей Алимжанович

Цифровизация прочно вошла в сферу высшего образования, переосмысливается процесс традиционного и дистанционного обучения, образовательная среда пополняется новыми цифровыми технологиями, эффективными средствами и ресурсами. Проанализированы форматы онлайн обучения, образовательные платформы, выявлен ряд проблем, которые требуют решения. Использование современной цифровой дидактики имеет практическое значение, так как делает процесс обучения привлекательным, повышая мотивацию студентов к познавательной активности, позволяя тем самым качественно формировать профессиональные компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Устинова Оксана Николаевна, Волкова Людмила Михайловна, Дасько Михаил Антонович, Голубев Александр Антонович, Даценко Андрей Алимжанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF EDUCATION IN MODERN CONDITIONS

Digitalization has firmly entered the field of higher education, the process of traditional and distance learning is being rethought, the educational environment is being replenished with new digital technologies, effective tools and resources. Online learning formats and educational platforms are analyzed, and a number of problems that need to be solved are identified. The use of modern digital didactics is of practical importance, as it makes the learning process attractive, increasing the motivation of students to cognitive activity, thereby allowing them to qualitatively form professional competencies.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

REFERENCES

1. Logvin, A.I. and Matveeva, I.S. (2020), "Influence of a sedentary lifestyle and working conditions of students on their physical health", Physical culture and sports in higher educational institutions: topical issues of theory and practice: collection of articles based on the materials of the national scientific-practical conference, Krasnodar, pp 547-552.

2. Pechersky, S.A., Yani, A.V. and Slavinsky, N.V. (2020), "Management of student youth motivation involved in physical culture and sports activities ", Physical culture and sports in higher educational institutions: topical issues of theory and practice: collection of articles based on the materials of the national scientific and practical conference, Krasnodar, pp 131-138.

3. Kharkovskaya, A.G. and Usenko, A.I. (2014) "The main directions of personal and social training of a person for labor activity", Bulletin of IMSIT, No. 3-4 (59-60), pp. 64-68.

4. Shutyaev, V.V. and Khomenko, R.V. (2006), "Strength training in physical education of students", Man. Sport. Medicine, No. 3 (58), pp. 143-145.

Контактная информация: usenko.a@edu.kubsau.ru.

Статья поступила в редакцию 19.03.2021

УДК 796.07

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Оксана Николаевна Устинова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Михаил Антонович Дасько, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Антонович Голубев, кандидат педагогических наук, Андрей Алимжанович Даценко, кандидат педагогических наук, Дмитрий Анатольевич Васильев, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Аннотация

Цифровизация прочно вошла в сферу высшего образования, переосмысливается процесс традиционного и дистанционного обучения, образовательная среда пополняется новыми цифровыми технологиями, эффективными средствами и ресурсами. Проанализированы форматы онлайн обучения, образовательные платформы, выявлен ряд проблем, которые требуют решения. Использование современной цифровой дидактики имеет практическое значение, так как делает процесс обучения привлекательным, повышая мотивацию студентов к познавательной активности, позволяя тем самым качественно формировать профессиональные компетенции.

Ключевые слова: цифровизация, онлайн-обучение, студент, технологии.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p433-436

DIGITALIZATION OF EDUCATION IN MODERN CONDITIONS

Oksana Nikolaevna Ustinova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great; Lyudmila Mikhailovna Volkova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Michael Antonovich Dasko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexander Antonovich Golubev, the candidate of pedagogical sciences, Andrey Alimzhanovich Datsenko, the candidate of pedagogical sciences, Dmitry Anatolyevich Vasilyev, the senior teacher, St. Petersburg State University of Civil

Aviation

Abstract

Digitalization has firmly entered the field of higher education, the process of traditional and distance learning is being rethought, the educational environment is being replenished with new digital technologies, effective tools and resources. Online learning formats and educational platforms are analyzed,

and a number of problems that need to be solved are identified. The use of modern digital didactics is of practical importance, as it makes the learning process attractive, increasing the motivation of students to cognitive activity, thereby allowing them to qualitatively form professional competencies.

Keywords: digitalization, online-learning, student, technologies.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие цифровой экономики, образования, науки в настоящее время является одним из главных приоритетов политики России. Высшее образование стремительно «переходит в цифру». Вузы Санкт-Петербурга находятся в стадии активной модернизации образовательного процесса, поиска эффективных цифровых технологий, позволяющих подготовить выпускника к требованиям современного рынка труда. В условиях трансформации образования возникает много вопросов: как проводить занятия, чтобы реализовать компетентностный подход, какие площадки, технологии и приемы использовать для успешного усвоения дисциплины «Физическая культура» и формирования психофизической готовности к профессиональной деятельности. Дидактические свойства дистанционного обучения базируются на возможностях современных технологий, сетевых телекоммуникаций, на том, что позволяет реализовать различные способы передачи знаний, взаимодействия субъектов образовательного процесса [5].

Рассматривая учебный процесс, необходимо отметить, что вузы столкнулись с проблемой организации образовательной деятельности в условиях COVID-19, однако принятые решения позволили большинству вузов качественно обучать студентов, как в удаленном, так и традиционном формате.

Методы исследования. Анализ тенденций развития образования в вузе осуществлялся на основе обзора цифровых образовательных ресурсов. Исследование проводилось в 2019-2020 гг. Методы исследования: библиографический обзор, опрос, анкетирование, мониторинг, наблюдение, математические методы.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ цифрового образования в вузе свидетельствует, что искусственный интеллект лежит в фундаменте современного дистанционного обучения. Цифровизация ставит цель повысить качество профессиональной подготовки с применением цифровых технологий [4]. Этот вопрос широко обсуждается в профессиональном сообществе, изучаются перспективы развития и инновации, барьеры, угрозы [1-5]. В исследованиях отмечаются основные тренды развития рынка онлайн услуг высшего образования, предполагается множественный характер его видов и форм в ближайшем будущем. Проведенный опрос студентов показал высокий процент (97%) их заинтересованности в тех форматах онлайн обучения, где присутствует интерактивный контакт с преподавателем [1].

Многие авторы пишут о разнообразии цифровых образовательных платформ [3, 4]. Сегодня важным трендом цифрового образования становиться персонификация, где важно разрабатывать индивидуальные образовательные траектории, ответ на которые потребует творческого подхода, умения сравнивать, анализировать, отсеивать ненужное, ком-муницировать и т.д.

Были проанализированы форматы обучения: EdX, Coursera, Udacity, Udemy, General Assembly, BigThink, SkillSoft, CrossKnowledge, Pluralsight, Lynda.com, площадки YouTube, Grovo, Twitter, Axonify, Pathgather, Qstream, Edcast и др. Большую популярность получили проекты: Нетология, Национальная платформа открытого образования, Лекто-риум, Универсариум, «Юрайт-Академия», «Директ-Академия», Стэпик, ПостНаука и др. В условиях цифрового обучения интеграция проектов в учебный процесс позволяет обогащать содержание образования, вводить в лекции материал лучших преподавателей, а студенту дает возможность свободного доступа к знаниям и компетенциям [4]. В результате анализа цифровых образовательных платформ были выявлены самые популярные продукты. Zoom стал лидером в области современных средств видеосвязи (оперативная

организация аудио и видеоконференций, групповая работа до 100 человек, возможность опросов, чат, функция поднятия руки и др., можно присоединиться через веб-камеру на компьютере, телефоне или планшете). Mentimeter - создание опросов и голосование в режиме реального времени, можно использовать готовый пример или создать свою презентацию, получить мгновенную обратную связь от аудитории, доступен на мобильных устройствах, в электронной среде, позволяет просто сгенерировать QR код со ссылкой на быстрый опрос.

К популярным сервисам можно отнести BigBlueButton (ВВВ), iSpring, Microsoft Teams, Webinar.ru, Google Tabs и др. В обучении успешно используются WhatsApp, Viber, Skype и др.; сервисы ВКонтакте, Telegram, Facebook и др.; облачные сервисы Яндекс, Mail, Google, электронная почта.

Вышеперечисленное показывает многообразие цифровых систем взаимодействия, возможность выбора необходимой платформы, что ведет к повышению мотивации обучающихся и улучшению качества образования. Проведенный опрос показал, что студенты имеют большое желание заниматься в цифровых форматах и отмечают его преимущества: учеба проходит в комфортной обстановке; можно учиться в любом месте, где есть доступ к интернету (дом, работа, в путешествии); обучение дает возможность найти подработку; учебники в печатном формате не всегда успевают за ходом времен (цифровиза-ция позволяет своевременно находить материалы); освоение интернет-технологий, цифровых форматов; экономия затрат на аренду квартир, общежитий, транспорт; индивидуализация обучения - материал просматривается столько раз, сколько необходимо каждому; меньше затрат времени на дорогу в университет и обратно.

Студенты отметили и ряд недостатков онлайн-обучения: ухудшение показателей здоровья, снижение двигательной активности; проблема идентификации при проверке знаний; сложности в самоорганизации; мало практических занятий с объяснениями; большая нагрузка по выполнению самостоятельных работ; недостаточный уровень циф-ровизации части преподавателей; мало «живого» контакта между студентами и преподавателем; проблемы технического характера (качество видео/звука, загрузка презентаций, зависимость от провайдеров и т.п.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ проблем обучения выявил активное обновление высшего образования, заметные изменения произошли в содержании образования, технологиях и информационных ресурсах. Проведенный анализ показал высокую Интернет-активность, интерес в области цифровизации, необходимость разумной синергии традиционной и цифровой дидактики в профессиональной подготовке будущих специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Астратова Г.В. Ключевые тенденции развития современного рынка он-лайн услуг высшего образования / Г.В. Астратова // Мир науки. Педагогика и психология, - 2020. - Т. 8., № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/33PDMN320.pdf (дата обращения: 11.02.2021).

2. Волкова Л.М. Организация образовательной деятельности при применении дистанционных образовательных технологий по программе физической культуры / Л.М. Волкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. - № 11 (189). - С. 89-91.

3. Коршунова О.В. Основные тенденции развития современной дидактики / О.В. Коршунова // Вестник Вятского государственного ун-та. - 2019. - № 2 (132). - С. 70-80.

4. Семенова Л.М. Динамика цифровой дидактики в условиях трансформации высшего образования / Л.М. Семенова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. -Часть 1. -Т. 8., № 3. -URL: https://mir-nauki.com/87PDMN320.html (дата обращения: 11.02.2021).

5. Чистяков В.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в системе дистанционного обучения (на примере вуза физической культуры) : дис. ... д-ра пед. наук / Чистяков Владимир Анатольевич. - Санкт-Петербург, 2004. - 416 с.

REFERENCES

1. Astratova G.V. (2020), "Key trends in the development of the modern market of online services of higher education", The world of science. Pedagogy and psychology, Vol. 8. No. 3, available at: https://mir-nauki.com/PDF/33PDMN320.pdf.

2. Volkova, L.M. (2020), "Organization of educational activities in the application of distance educational technologies for the program of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (189), pp. 89-91.

3. Korshunova, O.V. (2019), "Main trends in the development of modern didactics", Bulletin of the Vyatka State University, No, 2 (132), pp. 70-80.

4. Semenova, L.M. (2020), "Dynamics of digital didactics in the conditions of transformation of higher education", The world of science. Pedagogy and psychology, Part 1, Vol. 8, No. 3, available at: https://mir-nauki.com/87PDMN320.html.

5. Chistyakov V.A. (2004), Interaction of subjects of the educational process in the system of distance learning (on the example of a university ofphysical culture), dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: volkovam@bk.ru

Статья поступила в редакцию 27.02.2021

УДК 37.037.02

ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВЫХ НАВЫКОВ В ВЫПОЛНЕНИИ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Евгений Иосифович Федак, кандидат педагогических наук, доцент, Военного университет Министерства Обороны Российской Федерации, г. Москва; Александр Николаевич Ларин, старший преподаватель, Кирилл Сергеевич Рыжов, старший преподаватель, Кристина Сергеевна Кручинина, преподаватель, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации

Аннотация

В статье рассматривается особенность подготовки курсантов вузов Росгвардии базируемая на ведении непосредственной схватки с противником, когда военнослужащий не может применять огнестрельное оружие или имеет ограниченные возможности для его применения. Отмечается, что подготовка военнослужащих основывается скорее на защитных действиях, приемах обезвреживания включающих в себя всевозможные приемы защиты от противника без оружия, с оружием, с подручными средствами, приемы по снятию часового, броски, захваты, удушения, приемы связывания и конвоирования. Представлены количественные показатели по физическому развитию и физическим качествам. Обоснована возможность внедрения в образовательный процесс вузов Росгвардии разработанной программы по формированию устойчивых навыков в выполнении боевых приемов на основе методики физического самосовершенствования.

Ключевые слова: боевые приемы, методика физического самосовершенствования, физические качества, учебная деятельность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p436-440

FORMATION OF SUSTAINABLE SKILLS IN THE PERFORMANCE OF COMBATING METHODS IN THE COURSES OF UNIVERSITIES OF THE ROSGVARDIYA BASED ON THE METHODS OF PHYSICAL SELF-

IMPROVEMENT

Evgeny Iosifovich Fedak, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Military University of Ministry of Defense of Russian Federation; Aleksandr Nikolaevich Larin, the senior teacher, Kirill Sergeevich Ryzhov, the senior teacher, Kristina Sergeevna Kruchinina, the teacher, Perm Military Institute of the National Guard of the Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.