Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ДИАЛОГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРАНТОВ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

ТЕХНОЛОГИЯ ДИАЛОГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРАНТОВ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ / ДИАЛОГОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубцова Марина Михайловна, Старчакова Ирина Викторовна

В статье рассматриваются вопросы реализации технологии диалогового взаимодействия в профессиональной подготовке студентов магистратуры в рамках изучения дисциплины «Современные средства педагогических измерений в географии». Суть технологии в создании педагогом ситуации учебного диалога с целью поиска и выработки единого подхода к решению проблемы. Одной из ведущих форм организации диалоговой деятельности является учебная дискуссия как равноправное субъект - субъектное взаимодействие, позволяющее студенту самореализоваться и раскрыть свой творческий потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубцова Марина Михайловна, Старчакова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF DIALOG INTERACTION IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF UNDERGRADUATES OF GEOGRAPHICAL ORIENTATION

The article deals with the implementation of the technology of dialog interaction in the professional training of master's students in the framework of the study of the discipline "Modern means of pedagogical measurements in geography". The essence of the technology is to create a situation of educational dialogue by the teacher in order to find and develop a unified approach to solving the problem. One of the leading forms of organization of dialogical activity is educational discussion as an equal subject - subject interaction that allows students to self-actualize and unleash their creative potential.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ДИАЛОГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРАНТОВ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

3. Дроботенко, Ю.Б., Назарова Н.А., Смагина И.Л., Панасенко Е.В. Мягкие навыки и универсальные компетенции: соотношение понятий, структура и оценка = Softskillsanduniversalcompetencies: relationshipofconcepts, structureandassessment // Сборник статей конференции International Scientific Conference "Eurasian Educational Space: Traditions, Reality and Perspectives", 2021 = SHS Web Conf. International Scientific Conference "Eurasian Educational Space: Traditions, Reality and Perspectives" Glazov, Russia, May 12, 2021. Volume 121,2021.

4. Измерение и оценка сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета: коллективная монография / под. науч. ред. д.п.н. И.Ю. Тархановой -Ярославль.: РИО ЯГПУ, 2018. - 383 с.

5. Казакова, Е.И., Тарханова И.Ю. Оценка универсальных компетенций студентов при освоении образовательных программ / Е.И. Казакова, И.Ю. Тарханова // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - № 5. - С. 127-135.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Дубцова Марина Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Забайкальский государственный университет» (г. Чита); кандидат педагогических наук, доцент Старчакова Ирина Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Забайкальский государственный университет» (г. Чита)

ТЕХНОЛОГИЯ ДИАЛОГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРАНТОВ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы реализации технологии диалогового взаимодействия в профессиональной подготовке студентов магистратуры в рамках изучения дисциплины «Современные средства педагогических измерений в географии». Суть технологии в создании педагогом ситуации учебного диалога с целью поиска и выработки единого подхода к решению проблемы. Одной из ведущих форм организации диалоговой деятельности является учебная дискуссия как равноправное субъект - субъектное взаимодействие, позволяющее студенту самореализоваться и раскрыть свой творческий потенциал.

Ключевые слова: учебный диалог, диалоговое взаимодействие, технология обучения, учебная дискуссия, процесс обучения, оценивание результатов обучения, профессиональная подготовка студентов.

Annotation. The article deals with the implementation of the technology of dialog interaction in the professional training of master's students in the framework of the study of the discipline "Modern means of pedagogical measurements in geography". The essence of the technology is to create a situation of educational dialogue by the teacher in order to find and develop a unified approach to solving the problem. One of the leading forms of organization of dialogical activity is educational discussion as an equal subject - subject interaction that allows students to self-actualize and unleash their creative potential.

Key words: educational dialogue, dialog interaction, learning technology, educational discussion, learning process, evaluation of learning outcomes, professional training of students.

Введение. Современное профессиональное образование предполагает самостоятельное определение обучающимися своего образовательного маршрута, осознание и постановку цели собственного образования, нахождение способов ее достижения. Все это позволяет обучающимся самореализовываться в процессе их профессиональной подготовки. Вместе с тем, репродуктивный, монологичный характер обучения, предполагающий одностороннее воздействие педагога, оказывается сегодня неэффективным для самореализации образовательного потенциала будущих специалистов. При таком воздействии практически не происходит развития познавательной активности обучающихся, заложенных в них психологических, умственных и других особенностей, учебного творчества, будущих профессиональных качеств. В этой связи очевидным представляется реализация современных образовательных технологий, предполагающих активное взаимодействие субъектов образовательного процесса, в частности, технологии диалогового обучения в процессе профессиональной подготовки студентов.

Изложение основного материала статьи. Проблема диалогического взаимодействия в психолого-педагогической литературе рассматривается с различных позиций. Так, проблема моделирования диалогической ситуации и технологических элементов ситуации диалога рассматривается в исследовании О.В. Гасовой; вопросы диалогизации образовательного процесса, роли диалога в формировании компетентности студентов, функции учебного диалога рассмотрены в работах А.Ю. Чистобаевой, проблемы эвристического обучения на основе диалога исследовали А.Д. Король и А.В. Хуторской; формы диалогического обучения описываются в работах С.Б. Ступиной и др.

Не смотря на то, что идеи диалогизации обучения существуют еще со времен Сократа (сократическая беседа, которая ассоциировалась с подведением ученика к новым знаниям) [7, C. 2] и активно развивались и развиваются многими философами и педагогами, вопросы реализации диалогового взаимодействия в процессе профессиональной подготовки студентов вуза все еще недостаточно разработаны. А.Д. Король, говоря о диалогической природе человека, считает, что данный фактор недостаточно учтен в существующей системе образования и педагогических исследованиях. Согласно автору, «диалог чаще всего рассматривается с позиции ведущей роли учителя, тогда как для самореализации образовательного потенциала ученика необходима инициация вопрошающей деятельности ученика, а не учителя» [3, C. 13]. Поэтому актуальной представляется организация в ходе процесса профессионального обучения студентов учебного диалога именно с позиции межсубъектного диалогового взаимодействия самих обучающихся.

Диалог - информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание. Диалог может трактоваться как выбор сторонами совместного курса взаимодействия [4]. Технология диалогового взаимодействия - одна из технологий личностно-ориентированного образования, сущность которой состоит в создании педагогом на школьном уроке или учебном студенческом занятии ситуации диалога с целью подготовки обучающихся к поиску самостоятельного решения проблемы или близкой к жизненным реалиям ситуации в ходе межличностного диалогового взаимодействия обучающихся. Педагог же на протяжении занятия направляет эту деятельность и по завершению его подводит итог. В психолого-педагогической литературе подчеркивается, что данная технология способствует большей целенаправленности и эффективности процесса обучения, повышению интереса к изучаемому материалу, развитию творческого мышления обучающихся, их самореализации. Это происходит за счет приобретения обучающимися умений выстраивать диалог, слушать, формулировать вопросы оппоненту и ответы на его

вопросы, выделять главное, самостоятельно рассуждать, отстаивать и аргументировать собственную точку зрения, не навязывая ее участникам с иными убеждениями.

О.В. Гасова учебный диалог определяет как способ порождения противоречия, приводящий к поиску вариантов решения в условиях совместной диалогической деятельности. По мнению автора, технологическими элементами ситуации диалога являются:

- диагностика готовности обучающихся к диалогу, которая включает диагностику базовых знаний, опыта коммуникации, способности воспринимать точки зрения, отличные от собственного мнения; подготовительная работа педагога должна обеспечить активное участие в рассматриваемой деятельности как можно большего количества обучающихся;

- поиск проблем, благодаря решению которых изучаемый материал становится практически, личностно и мировоззренчески значимым для обучающихся, формируется его собственный смысл;

- переработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов;

- продумывание вариантов развития сюжетных линий диалога;

- проектирование способов взаимодействия участников диалога;

- гипотетическое выявление зон импровизации, то есть ситуаций диалога, для которого трудно заранее спрогнозировать поведение его участников [1, С. 11, 20, 23].

Учебный диалог реализует целый ряд взаимосвязанных функций. А.Ю. Чистобаева выделяет следующие функции: коммуникативную, поскольку в ходе диалога происходит общение субъектов образовательного процесса; методологическую, выступающую в качестве предмета обучения студентов; дидактическую за счет использования учебного диалога как средства обучения; воспитательную функцию, поскольку диалог содержит в себе воспитательные ресурсы, предполагая уважительное отношение к говорящему, в выражении согласия или несогласия с участниками диалога, в результате чего формируются диалогообразующие качества субъектов образовательного процесса [8, С. 36]. А.Д. Король в качестве педагогических функций учебного диалога называет нравственно-развивающую, интегрирующую, эмоционально ценностную, творческо-рефлексивную функции, которые являются предпосылками диалогизации образовательного процесса [3, С. 12, 13]. Кроме того, учебный диалог несет в себе функцию гуманизации процесса обучения, которая обеспечивает взаимопонимание, доверие, сотрудничество, сопереживание, взаимоуважение участников диалога.

Решение проблемы в ходе диалогического взаимодействия предполагает моделирование диалогической ситуации, которая наполняется определенным предметным содержанием. Выбор модели при этом зависит от целевой установки учебного занятия, его тематики, уровня подготовки обучающихся на данный период обучения (например, модель, направленная на формирование собственной педагогической позиции по тому или иному вопросу / модель, направленная на приобретение умений оценивания результатов обучения в нестандартной ситуации и др.). Способы решения проблемы в смоделированной диалогической ситуации дают ответ на вопрос о том, каким образом в диалогическом взаимодействии можно ее разрешить либо проанализировать ту или иную нестандартную ситуацию. Для организации диалогового взаимодействия педагогом могут быть использованы различные формы. Одной из ведущих форм организации учебной деятельности в современном образовательном процессе являются учебные дискуссии.

Дискуссия согласно словарю Д.Н. Ушакова - обсуждение спорного вопроса для выяснения разных точек зрения [6]. Для дискуссии характерен свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями относительно того или иного спорного вопроса, ситуации, проблемы. В ней сочетается взаимодополняющий диалог и столкновение различных точек зрения, позиций оппонентов. В профессиональном образовании дискуссии реализуются в случаях, когда обмен точками зрения, убеждениями приводит или может привести к изменению взглядов на профессиональную деятельность, утверждению собственных взглядов, согласованию позиций участников дискуссии и выработке единого подхода к решению проблем, ценностно-ориентирующей деятельности обучающихся, обмену имеющимся опытом. В качестве объекта обсуждения могут выступать как специально сформулированные проблемы, так и реальные случаи из профессиональной практики [5, С. 23].

Значение дискуссий заключается не только в решении учебно-профессиональной проблемы, но, прежде всего, в том, чтобы побудить ее участников поразмышлять над ней, пересмотреть собственные убеждения либо убедить другого в правильности собственной точки зрения, уточнить свою позицию, услышать мнение других участников, увидеть проблему со всех сторон. Дискуссия повышает интенсивность процесса обучения посредством активного включения обучающихся в решение учебно-профессиональных задач, позволяет им проявить свою компетентность.

С.Б. Ступина в технологии дискуссионного обучения выделяет следующие компоненты:

- мотивационный, который заключается в готовности и желании обучающихся принять участие в дискуссии;

- познавательный, включающий знания о предмете дискуссии;

- операционно-коммуникативный, предполагающий умение вести спор, отстаивать свою точку зрения;

- эмоционально-оценочный, подразумевающий эмоциональные переживания, мотивы, оценки, личностный смысл.

Другими формами публичного обсуждения, близкими по значению к дискуссии, являются, в частности, диспут как

специально подготовленный публичный спор на научную или общественно важную тему, в котором участвуют две или более стороны, отстаивающие свои позиции; дебаты как обмен мнениями по каким-либо вопросам; прения как спор, возникающий при обсуждении докладов, выступлений и др. [5, С. 25].

Для реализации технологии диалогового взаимодействия весьма важным фактором является сформированность у участников диалога речевых умений и культуры речи. Поскольку у студентов магистратуры данные умения сформированы уже на достаточно высоком уровне, реализация рассматриваемой технологии при обучении на магистерской ступени представляется целесообразной. Учебная дисциплина «Современные средства педагогических измерений в географии», изучаемая на первом курсе студентами магистратуры педагогического направления (44.04.01) географической направленности, в современном образовании приобретает особую актуальность и значимость. Это связано с тем, что в системе образования на протяжении длительного времени существует противоречие между необходимостью объективного оценивания результатов обучения посредством реализации традиционных и современных средств педагогических измерений и отсутствием или слабым развитием адекватной системы оценивания данных результатов. В процессе профессиональной подготовки будущих учителей географии значимость курса состоит в овладении необходимыми компетенциями в области создания и применения современных средств педагогических измерений, а также в области современного оценивания результатов обучения с учетом специфики содержания образовательной области «география», умении педагогически грамотно и объективно оценивать эти результаты. Также в ходе изучения дисциплины студенту необходимо критически переосмысливать ценности традиционных подходов к оцениванию результатов обучения географии, уметь интегрировать их с современными подходами, строить собственные смыслы и находить ответы на спорные вопросы в области оценивания результатов обучения школьников, осуществлять оценивание с учетом нестандартных ситуаций и индивидуальных особенностей обучающихся, разрешать конфликты, касающиеся оценивания,

анализировать возникающие проблемы при оценивании результатов обучения и непосредственно сами результаты обучения, объяснять причины полученных результатов. Таким образом, в создании и применении средств педагогических измерений и оценивании на их основе результатов обучения на современном этапе остается много дискуссионных моментов. В этой связи нами при обучении магистрантов вышеназванному курсу активно используется технология диалогового взаимодействия. Чаще всего мы прибегаем к организации дискуссии как равноправному субъект - субъектному взаимодействию, позволяющему осуществлять поиск истины.

При формулировании проблемы обсуждения опираемся, прежде всего, на имеющийся у участников дискуссии практический опыт профессиональной деятельности (в частности, полученный при прохождении педагогической практики), теоретические знания по обозначенной проблеме, поскольку все высказывания необходимо подкреплять фактами. Важным также является владение географическими знаниями. Так, например, обсуждение проблемы качества тестовых заданий, применяемых в географическом образовании, проходит после изучения тем: «Показатели качества тестовых заданий», «Требования к проектированию тестовых заданий», «Специфика проектирования тестовых заданий по географии», где рассматриваются показатели их качества тестовых заданий, проводится анализ предлагаемых в печатных и электронных источниках тестовых заданий географического содержания в контексте соответствия требованиям к их проектированию.

Дискуссионные вопросы и проблемы обязательно должны содержать в себе противоречия и допускать различные толкования и оценки, быть тесно связанными с современной жизнью. Например, «Плюсы и минусы ЕГЭ по географии для российского школьника», «Нужны ли изменения в системе оценивания результатов обучения в современной школе? Почему?», «Целесообразность применения рейтинговой системы оценивания в школьном географическом образовании», «Должны ли происходить изменения в содержании и технологиях обучения географии в школе в результате введения ЕГЭ? Почему?», «Тестовые технологии оценивания результатов обучения: достоинства и недостатки», «Проблема объективности четырехбалльной шкалы оценивания результатов обучения школьников. Что бы Вы изменили в системе оценивания результатов обучения в школе?» и др. Для обсуждения может быть сформулировано утверждение, например, «Предложив одни и те же контрольно-измерительные материалы ЕГЭ в сельской и обычной городской школе, в лицее и гимназии, мы, конечно же, получим более высокий результат в гимназиях и лицеях. Согласны ли Вы с данным утверждением?».

В ряде случаев учебное занятие полностью строим в форме дискуссии (семинар - дискуссия), которое может содержать элементы деловой игры (например, «Экспертиза тестовых заданий по географии для промежуточного контроля»), где студенты «примеряют» на себя роль экспертов. Также часто используем в процессе обучения кратковременные дискуссии, включенные фрагментарно в ход занятия. В соответствии со спецификой темы в течение одного учебного занятия может быть использовано две - три кратковременные дискуссии, которые придают занятию диалоговую форму.

Обсуждение организуем как парное (межличностный уровень) или групповое (мультидиалог). Поскольку парное взаимодействие является более сложным и требующим лучшей теоретической и практической подготовки, а также лучшего владения навыками ведения диалога, то, прежде всего, необходимо научить студентов работать в группах, а затем переходить к парному обсуждению. Общее руководство дискуссией чаще всего осуществляется преподавателем. Вместе с тем, при проведении групповой дискуссии на роль ведущего может быть назначен обучающийся, который наделяется полномочиями организовывать дискуссию, руководить ее ходом, фиксировать противоречия, следить за точностью использования участниками дефиниций, соблюдением правил ведения дискуссии, корректностью и аргументированностью суждений участников, осуществлять подведение итогов дискуссии, оценивать ее продуктивность, целесообразность предложений. Все это является весьма сложным видом учебной деятельности и одновременно бесценным опытом, который можно впоследствии перенести на будущую профессиональную деятельность. В ходе диалогового взаимодействия на учебных занятиях создается атмосфера, которая помогает студентам раскрыть свой творческий потенциал, обогатиться новыми мыслями и взглядами на рассматриваемые проблемы, происходит их личностное развитие.

Выводы. Внедрение в образовательный процесс технологии диалогового взаимодействия позволяет перейти от традиционной к личностно ориентированной модели обучения. Реализация технологии предполагает активное взаимодействие обучающихся с педагогом и друг другом в ходе решения учебно-профессиональных задач. При этом важнейшим средством взаимодействия субъектов образовательного процесса является учебный диалог, суть которого сводится к совместному поиску вариантов решения проблем и задач. Диалогичность обучения, обсуждение и сопоставление различных точек зрения способствуют лучшему освоению и глубокому осмыслению изучаемого материала. Весьма важным в реализации рассматриваемой технологии является степень сформированности у участников учебного диалога речевых умений и культуры речи. Владение студентами магистратуры на достаточно высоком уровне данными умениями позволяет рассматривать технологию диалогового взаимодействия как одну из наиболее целесообразных в обучении магистрантов. В этой связи в процессе профессиональной подготовки студентов магистратуры географической направленности активно применяется учебная дискуссия как одна из форм взаимодействия, представляющая собой публичное обсуждение спорного вопроса, проблемы, ситуации в контексте столкновения различных точек зрения, их сопоставления. При этом происходит развитие познавательной активности обучающихся, профессионально значимых качеств будущих учителей географии, повышается уровень их учебного творчества, поскольку учитываются их познавательные возможности и индивидуальные особенности.

Литература:

1. Гасова, О.В. Теоретико-методические аспекты формирования учебного диалога: монография / О.В. Гасова. -Минск: БНТУ, 2017. - 144 с.

2. Король, А.Д. Диалог в образовании: эвристический аспект: научное издание / А.Д. Король. - Москва: ЦДО «Эйдос»; Иваново: Издательский центр «Юнона», 2009. - 260 с.

3. Король, А.Д. Моделирование системы эвристического обучения на основе диалога: автореферат дисс.... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Король Андрей Дмитриевич. - Москва, 2009. - 38 с.

4. Новейший философский словарь онлайн; [Гл. науч. ред. и сост. Грицанов А. А.]. - Минск: Изд. В.М. Скакун, 1999. - 877 с. - URL: https://rus-new-philosophy.slovaronline.com/ (дата обращения 18.06.2022).

5. Ступина, С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие / С.Б. Ступина. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - 52 с.

6. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь русского языка онлайн / Д.Н. Ушаков. - Москва: Дом Славянской книги, 2008. - 959 с. - URL: https://ushakovdictionary.ru/ (дата обращения 17.06.2022).

7. Хуторской, А.В. Эволюция эвристического обучения, его принципы и методика / А.В. Хуторской // Вестник Института образования человека. - Москва, 2014. - № 2. - С. 2-10. - URL: http://eidos-institute.ru/journal/2014/200/ (дата обращения 24.06.2022).

8. Чистобаева, А.Ю. Диалогизация образовательного процесса как педагогическое условие успешного формирования компетенций в сфере профессионального общения выпускников педвуза / А.Ю. Чистобаева // Вестник педагогических инноваций. - 2020. - № 4(60). - С. 30-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.