Научная статья на тему 'К проблеме диалогового взаимодействия преподавателя и студентов как средства личностно-профессионального развития будущего учителя начальных классов'

К проблеме диалогового взаимодействия преподавателя и студентов как средства личностно-профессионального развития будущего учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГ / ДИАЛОГОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / DIALOGUE / DIALOGUE INTERACTION / PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT / SUBJECT-SUBJECT RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильичева Валентина Александровна

В статье раскрываются особенности осуществления диалогового взаимодействия преподавателя и студентов, построенного на субъект-субъектных отношениях. В ходе исследования была реализована технология диалогового взаимодействия, которая включала следующие этапы: прогностический этап, начальный этап диалога, управление диалоговым общением, анализ диалогового общения. Проведенное диагностическое исследование доказало необходимость использования в процессе педагогического взаимодействия субъектного опыта студентов в решении учебно-профессиональных задач. Такое взаимодействие оказывает существенное влияние на личностно-профессиональное развитие будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF teacher-student DIALOGUE INTERACTION AS A MEANS of THE FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHER’s PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT

The article reveals the problem of teacher-student dialogue interaction which determines their subject-subject relations. Within the framework of the experiment the dialogue interaction technology was implemented and considered to have some stages: a forecasting stage, the initial stage of the dialogue, dialogue communication management, the analysis of dialogue interaction. The diagnostic study highlighted the need for using students’ subject experience in the process of pedagogical interaction while responding to educational and professional challenges. Such interaction has a significant impact on the future teachers’ personal and professional development.

Текст научной работы на тему «К проблеме диалогового взаимодействия преподавателя и студентов как средства личностно-профессионального развития будущего учителя начальных классов»

DOI 10.23859/1994-0637-2020-2-95-14 УДК 378.147

Ильичева Валентина Александровна

Кандидат педагогических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: valalil@yandex.ru

К ПРОБЛЕМЕ ДИАЛОГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВА ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация. В статье раскрываются особенности осуществления диалогового взаимодействия преподавателя и студентов, построенного на субъект-субъектных отношениях.

В ходе исследования была реализована технология диалогового взаимодействия, которая включала следующие этапы: прогностический этап, начальный этап диалога, управление диалоговым общением, анализ диалогового общения.

Проведенное диагностическое исследование доказало необходимость использования в процессе педагогического взаимодействия субъектного опыта студентов в решении учебно--профессиональных задач. Такое взаимодействие оказывает существенное влияние на личностно-профессиональное развитие будущих учителей.

Ключевые слова: диалог, диалоговое взаимодействие, личностно-профессиональ-ное развитие, субъект-субъектные отношения

© Ильичева В. А., 2020

Ilyicheva Valentina Aleksandrovna

PhD in Pedagogy, Associate Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: valalil@yandex.ru

TO THE PROBLEM OF TEACHER-STUDENT DIALOGUE INTERACTION AS A MEANS OF THE FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHER'S PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Abstract. The article reveals the problem of teacher-student dialogue interaction which determines their subject-subject relations.

Within the framework of the experiment the dialogue interaction technology was implemented and considered to have some stages: a forecasting stage, the initial stage of the dialogue, dialogue communication management, the analysis of dialogue interaction.

The diagnostic study highlighted the need for using students' subject experience in the process of pedagogical interaction while responding to educational and professional challenges. Such interaction has a significant impact on the future teachers' personal and professional development.

Keywords: dialogue, dialogue interaction, personal and professional development, subject-subject relations

Введение

Осуществление процессов гуманизации высшего образования требует создания реальных условий для личностного и профессионального развития будущих педагогов, обогащения их эмоционального и волевого потенциала. Личность педагога следует рассматривать как важный фактор, определяющий успешность организации образовательного процесса в школе. Переход студентов на новый уровень овладения

педагогической культурой, повышение их ответственности за свои действия, потребность в творческой самореализации и саморазвитии - основная идея гуманизации высшего образования, поскольку педагог сможет создать оптимальные условия для развития позитивных потенций своих учеников только в том случае, если сам будет открыт новому опыту, будет постоянно развиваться и получать удовлетворение от своего труда. Изменения, происходящие с личностью учителя начальных классов в процессе ее профессионального становления, несомненно, представляют собой важный аспект личностного и профессионального развития в процессе обучения в вузе.

Названные тенденции были отражены и обоснованы в концепциях высшего образования: антропологическом подходе (Б. Г. Ананьев, Б. М. Бим-Бад, И. Ф. Исаев, В. И. Слободчиков и др.); гуманистическом личностно-ориентированном подходе (Е. В. Бондаревская, И. А. Зимняя, Л. М. Митина, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.). В данных подходах отражена социокультурная парадигма, которая рассматривает личность в качестве активного субъекта, способного воздействовать на социальное развитие и задавать ему новые направления. В связи с этим приоритетную роль в социальном прогрессе начинает играть образование. Его первоочередной задачей становится развитие у человека качеств и способностей, которые позволили бы ему быть конкурентноспособным на рынке труда, компетентным, свободно владеющим своей профессией, готовым к постоянному профессиональному росту.

Таким образом, смыслообразующим фактором высшего образования становится формирование компетенций, учитывающих индивидуально-психологические особенности обучаемых, их потребности в самореализации. Формирование таких компетенций в образовательном пространстве вуза выдвигает на первое место не информированность студентов, а умение разрешать проблемы в профессиональной сфере, способность прослеживать условия происхождения знания. Студенты должны быть готовы самостоятельно определять сущность понятий, необходимых для решения поставленных учебно-профессиональных задач. Изменения в содержании, в способах осуществления деятельности, опыта проявления личной позиции реализуемы в процессе приобретения обучаемыми субъектного опыта в педагогическом взаимодействии.

Основная часть

В педагогической литературе понятие «взаимодействие» трактуется как фундаментальная категория, выступающая в качестве важного фактора объективации и способа функционирования целостного педагогического процесса; это социальное и педагогическое явление, взаимно сопряженная система действий, связанных причинной зависимостью, при которой поведение и действия одного субъекта выступают одновременно реакцией и стимулом на поведение другого.

Рассматривая педагогическое взаимодействие как средство личностно-профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов, следует подчеркнуть его сущностную характеристику. Как педагогический феномен оно является сложной, многоуровневой, самоорганизующейся системой и имеет взаимосвязанные подсистемы, таксономию целей, содержание и структуру, основные характери-

стики. Основой функционирования педагогического взаимодействия выступает содержание образования, являющееся средством развития личности. В процессе освоения содержания у студентов формируются интеллектуальные и информационные структуры, которые приводят их к творческому саморазвитию и позволяют активно участвовать в системе непрерывного образования. Это означает, что личностно-профессиональное развитие будущего учителя начальных классов должно определяться ведущими идеями и ценностями саморазвития, включать «многоплановые» виды деятельности (учебно-познавательную, научно-ориентированную, учебно-профессиональную, общественно-организационную и др.) в состав группового взаимодействия1. Все это может носить характер продуктивных отношений только при равноправной позиции всех участников образовательного процесса, каждый должен иметь возможность высказаться и быть услышанным. Следовательно, педагог должен уметь организовать диалоговое взаимодействие.

В большинстве исследований широко раскрыта проблема, позволяющая выявить ролевые позиции участников педагогического процесса в системе отношений «учитель - ученики». Однако в научных трудах не нашли должного обоснования вопросы, связанные с исследованием личностно-профессионального развития будущих учителей в условиях вузовской подготовки в зависимости от характера педагогического взаимодействия в системе отношений «преподаватель - студенты». Это обусловило необходимость обратиться к рассмотрению сущностной основы категории «взаимодействие» с разных концептуальных позиций: взаимодействие как непосредственное и опосредованное воздействие субъектов друг на друга, порождающее их взаимную обусловленность и связь (Ю. К. Бабанский, М. Н. Данилов, Л. И. Новикова и др.); как объективно существующая взаимосвязь педагогов и учащихся (И. Я. Лернер); как взаимосвязь деятельностей обучаемого и обучающихся (Х. И. Лийметс, М. И. Смирнов); как преднамеренный контакт педагога и воспитанников (И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов); как ненасильственное взаимное воздействие людей друг на друга без использования открытых и скрытых форм принуждения (А. Г. Козлова, В. Г. Маралов, В. А. Ситаров, Т. В. Сенько и др.)2.

Данные концепции характеризуют педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов в процессе обучения как личностно-равноправное и определяют ролевые позиции в выполняемой деятельности как субъектные.

Однако в реальной жизни условия, необходимые для субъектных отношений, далеко не всегда обеспечены качественным содержанием и соответствующими формами их осуществления. Не всегда в процессе обучения реализуется диалоговое взаимодействие (в силу как объективных причин (экономических, социокультурных и т. д.), так и субъективных (нежелание перестроить привычные способы общения, нравственная и практическая неготовность к иному типу отношений и т. д.)). Не до конца раскрыт вопрос о технологии учебного процесса в вузе, реализующего диалоговое взаимодействие преподавателя и студентов на основе отношений взаимопри-

1 Петровский В. А. Личность в психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.

2 Ильичева В. А. Влияние характера педагогического взаимодействия преподавателя и студентов на профессионально-личностное развитие будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук. - Череповец: [б. и.], 2000. - 198 с.

нятия. Следовательно, возникла необходимость в обосновании и реализации технологии диалогового взаимодействия, которая стимулировала бы будущих учителей к субъектным отношениям.

Актуальность в решении выделенных проблем обусловлена сложившимся противоречием между утвердившимся в педагогической практике новым типом профессиональной деятельности будущих учителей и реализуемой моделью высшего педагогического образования, ориентированной преимущественно на «знаниевую» парадигму, отличающуюся ограниченностью образовательных траекторий, разнообразных форм повышения образовательного уровня, возможностью выбора содержания.

Разрешение данных противоречий определило основные направления исследовательской работы:

1) выделение сущностных и структурно-функциональных характеристик развития личности на этапе вузовской подготовки и критериев, обусловливающих динамику в личностно-профессиональном развитии будущего учителя начальных классов;

2) выявление и апробация технологии, реализующей диалоговое взаимодействие преподавателя и студентов в процессе обучения;

3) разработка и осуществление диагностики личностных изменений студентов в ходе диалогового взаимодействия1.

При этом личностно-профессиональное развитие будущих педагогов предусматривало переосмысление содержания учебной деятельности, ее структуры и форм организации.

На основе анализа литературы было определено, что личностно-профессиональное развитие будущих педагогов непосредственно связано с процессом обучения и возможно при наличии взаимодействующих субъектов, когда студент является носителем активности, индивидуального, субъектного опыта, стремится к раскрытию и реализации своих внутренних потенциалов. Атрибутивное свойство субъекта, как отмечает М. С. Каган, - его уникальность, проявляющаяся в свободном выборе целей и средств деятельности2. Задача преподавателя при этом сводится к созданию соответствующих педагогических условий, помогающих студенту осознать потребность в самосовершенствовании.

С учетом вышеизложенного можно говорить о том, что в ходе исследования основными показателями, позволяющими определить уровни личностно-профессионального развития, явились:

- знание и понимание (теоретическое знание базисных понятий, способность знать и понимать);

- умение действовать и устанавливать причинно-следственные связи (практическое применение знаний к конкретным ситуациям);

- умение анализировать и отстаивать собственную точку зрения;

- способность к самооценке своих знаний.

1 Ильичева В. А. Профессионально-личностное развитие будущего учителя начальных классов в условиях диалогового взаимодействия. - Череповец: ЧГУ, 2009. - 135 с.

2 Каган М. С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. - Москва: Политиздат, 1988. - 319 с.

Исследование готовности студентов к диалоговому взаимодействию осуществлялось на основе следующих показателей:

- мотивированность на установление субъект-субъектных отношений;

- умение анализировать проблему, обосновывать свою точку зрения, соотносить ее с мнением других;

- умение принимать эмоциональное состояние собеседника;

- умение регулировать себя в процессе взаимодействия с позиции соблюдения нравственных норм и правил1.

Сравнительный анализ полученных результатов позволил констатировать, что в целом преобладает средний уровень личностно-профессионального развития будущих учителей начальных классов. Следовательно, студенты имеют достаточно сформированную систему профессиональных знаний и умений, это позволяет им успешно решать учебно-педагогические задачи. Однако творческая активность их деятельности в целом носит воспроизводящий характер, но отличается наличием поиска отдельных элементов новых решений. Мыслительные процессы характеризуются способностью выбора из нескольких вариантов оптимального с обоснованием целесообразности его применения. На практике студенты демонстрируют достаточную степень проявления способности перестраиваться в ходе учебного процесса, ориентируясь на общие цели.

Полученные результаты позволили сделать вывод, что готовность студентов к осуществлению педагогического взаимодействия в системе «субъект-субъектных» отношений находится в пределах 49-54 %. Результаты между курсами различны (более высокие результаты продемонстрировали студенты старших курсов).

Выявлено, что интеллектуально-эмоциональные умения, способность к установлению отношений сотрудничества сформированы более чем у трети студентов на удовлетворительном уровне.

Полученные результаты явились основанием для реализации технологии диалогового взаимодействия в образовательном процессе вуза с позиции заявленной проблемы.

Способы организации диалогового взаимодействия базировались на следующих утверждениях:

1. Диалог может быть реализован только при наличии диалогических отношений, т. е. несовпадающих смысловых позициях по некоторому поводу.

2. Диалог - это такая форма субъект-субъектного взаимодействия, при которой различные смысловые позиции развиваются разными говорящими (внешний диалог) или одним говорящим (внутренний диалог). Следовательно, монолог можно характеризовать наличием одной смысловой позиции, даже если ее развивают несколько участников.

3. Условия диалога - наличие некоторых объективных суждений о предмете

2

диалога в единстве с оценочным суждением2.

1 Ильичева В. А. Влияние характера педагогического взаимодействия преподавателя и студентов на профессионально-личностное развитие будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук. - Череповец: [б. и.], 2000. - 198 с.

2 Там же.

Таким образом, было определено, что диалоговое взаимодействие в вузе - это логико-коммуникативный процесс, в ходе которого студенты вступают во взаимодействие посредством обсуждения своих смысловых позиций для решения профессиональных задач1. А учебный диалог - особая форма субъект-субъектного взаимодействия в учебно-познавательной деятельности, предполагающая столкновение взглядов, оценок, идей, позиций, активное эмоциональное общение, стремление к сотрудничеству в решении учебных и творческих задач.

Учебный процесс с использованием диалоговой технологии может быть организован на следующих уровнях:

- формального диалога (диалог как форма общения участников учебного процесса);

- содержательного диалога (представление в диалогической форме изучаемого содержания);

- личностно-смыслового диалога (диалог как способ установления ценностно-ориентационного единства).

Ориентирами для обсуждения проблем диалогичности преподавания могут служить следующие принципы:

- Принцип эрудированности и устремленности к поисковой деятельности. Для того чтобы диалоговое взаимодействие оказалось эффективным, преподавателю нужно быть достаточно эрудированным в своей области знаний и нацеленным на поисковую деятельность как самому, так и вместе со студентами.

- Принцип равноправия. Ни одна смысловая позиция не имеет права на запрещение другой. Эвристика не совместима с подавлением, угрозой или пренебрежением. Учебный диалог наиболее интенсивен, если студенты хотят взаимодействовать друг с другом, с преподавателем.

- Принцип цели диалога. Цель диалога - поиск истины и достижение взаимопонимания. Этот принцип отражает поисковую развивающую направленность преподавания. Стремление к взаимопониманию придает нравственную окраску деятельности по отысканию истины. Поиск истины и достижение взаимопонимания объединяют в себе индивидуальное и коллективное начала во всяком преподавании.

Принципы диалоговой технологии во многих отношениях значительно конкретнее, прагматичнее, и в то же время они могут способствовать более широкому и глубокому осознанию процесса преподавания.

Диалоговое взаимодействие в обучении, как подчеркивает Е. О. Галицких, ориентирует на принципиально новое качество образования, в котором ценностью является дар речи и труд самосознания, способность к выбору, действию, самоопределению. В диалоге рождается и обогащается опыт сочувствия, понимания, умение со-

2

гласовывать усилия и использовать интеллектуальные ресурсы всех и каждого .

Эффективное использование диалоговой технологии требует серьезной методической подготовки преподавателя в обучении студентов приемам ведения дискуссий и диспутов, формировании умений сдерживать свои эмоции, готовности принять

1 Галицких Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности. - Москва: Академический проект, 2004. - 240 с.

2 Там же.

взаимоисключающие точки зрения на проблему и найти коллегиальное решение с учетом доказательности и аргументированности позиций участников диалога, а также жизненного опыта будущих педагогов как источника проблем для обсуждения. Существенным в диалоговой технологии является запускаемый процесс постижения, понимания и прояснения смыслов, который происходит во внутреннем плане каждого из участников обсуждения и выражается в слове1. Диалог преподавателя со студентами о путях разрешения научных проблем направляет сознание участников на единый предмет обсуждения, который проясняется, структурируется, наполняется новыми фактами и аргументами, подвергается сомнению и экспериментальной проверке.

Диалоговое взаимодействие является средством для углубления и осмысления студентами значимых для каждого точек зрения, проблем и идей.

Реализация диалоговой технологии предполагала использование таких элементов, как:

1) выявление готовности студентов к диалогическому общению - определение уровня базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на самоизложение и восприятие иных точек зрения;

2) поиск вопросов и проблем, волнующих студентов, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала;

3) переработка учебного материала в систему проблемных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение коллизий;

4) продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога;

5) проектирование способов взаимодействия участников диалога, их возможных ролей и условий их принятия;

6) гипотетическое выявление зон импровизации, т. е. таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников;

7) оценка смысла и значения поступившей информации;

8) формулирование выводов о значимости и перспективности диалога2.

В диалоге с другими обучающимися студент осознает многообразие мнений, индивидуальных выборов, позиций. Сравнивая себя с другими, он постигает свою индивидуальность, отличительность. Будущий учитель осознает себя как субъект только с помощью другого субъекта, когда, вступая в диалог, он транслирует свою индивидуальность другому. В диалоговом взаимодействии с иным субъектом студент может корректировать свой выбор и влиять на выбор своего собеседника. Одним из основных требований обучения в диалоге является создание таких условий, при которых каждый студент чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным процесс овладения знаниями.

На основе данных выводов в ходе эксперимента была организована технология диалогового взаимодействия, которая предполагала ряд стадий:

- Прогностический этап. На данном этапе осуществлялось моделирование педагогом общения с группой, планировалось осуществление коммуникативной дея-

1 Сенько Ю. В. Диалог в обучении // Вестник высшей школы. - 1991. - № 5. - С. 35-40.

2 Ильичева В. А. Профессионально-личностное развитие будущего учителя начальных классов в условиях диалогового взаимодействия. - Череповец: ЧГУ, 2009. - 135 с.

тельности с учетом поставленных целей и задач; общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в аудитории.

- Начальный этап диалога. Важными элементами этого этапа являлись конкретизация спланированной модели общения; уточнение условий и структуры предстоящего общения; осуществление начальной стадии непосредственного общения.

- Управление диалоговым общением. Этот этап предполагал использование разнообразных психологических приемов общения: риторических вопросов, ярких примеров, ситуаций, размышлений, определения логики в изучении фактов, постановки проблемы и анализа способов ее решения, выражения собственной точки зрения в контексте других идей, совместного выстраивания различных мнений, выделения причинно-следственных связей, сравнения выводов о значимости и перспективности диалога и др. Эти приемы способствовали коллективному поиску, обеспечивали мотивацию изучения дисциплины и устанавливали соответствующую систему общения между преподавателем и студентами.

- Анализ диалогового общения. Выполнялся анализ использованной системы психологических и педагогических приемов общения, уточнялись возможные варианты общения в группе и, как следствие, прогнозировалось предстоящее общение с данными студентами в дальнейшем.

Выводы

Таким образом, технология диалогового взаимодействия была направлена на достаточно высокую познавательную и речевую активность студентов в обучении, свободу выбора в определении путей преобразования своей деятельности, приобретение опыта совместной работы в решении педагогических задач и освоении коммуникативных техник, имеющих первостепенное значение в обеспечении профессиональных функций будущих педагогов.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Галицких Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности. - Москва: Академический проект, 2004. - 240 с.

Ильичева В. А. Влияние характера педагогического взаимодействия преподавателя и студентов на профессионально-личностное развитие будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук. -Череповец: [б. и.], 2000. - 198 с.

Ильичева В. А. Профессионально-личностное развитие будущего учителя начальных классов в условиях диалогового взаимодействия. - Череповец: ЧГУ, 2009. - 135 с.

Каган М. С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. - Москва: Политиздат, 1988. - 319 с.

Петровский В. А. Личность в психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.

Сенько Ю. В. Диалог в обучении // Вестник высшей школы. - 1991. - № 5. - С. 35-40.

References

Galitskikh E. O. Dialog v obrazovanii kak sposob stanovleniia tolerantnosti [Dialogue in education as a means of tolerance formation]. Moscow: Akademicheskii proekt, 2004. 240 p.

Il'icheva V. A. Vliianie kharaktera pedagogicheskogo vzaimodeistviia prepodavatelia i studentov na prqfessional'no-lichnostnoc razvitie budushchego uchitelia [Influence of the teacher-student pe-

dagogical interaction type on the future teacher's professional and personal development: PhD thesis in Pedagogy]. Cherepovets, 2000. 198 p.

Il'icheva V. A. Professional'no-lichnostnoe razvitie budushchego uchitelia nachal'nykh klassov v usloviiakh dialogovogo vzaimodeistviia [Professional and personal development of the future primary school teacher in the context of dialogue interaction]. Cherepovets: ChGU, 2009. 135 p.

Kagan M. S. Mir obshcheniia. Problema mezhsub"ektnykh otnoshenii [The world of communication. The problem of intersubject relations]. Moscow: Politizdat, 1988. 319 p.

Petrovskii V. A. Lichnost' v psikhologii [Personality in psychology]. Rostov-on-Don: Feniks, 1996. 512 p.

Sen'ko Iu. V. Dialog v obuchenii [Dialogue in education]. Vestnik vysshei shkoly [Higher School Herald], 1991, no. 5, pp. 35-40.

Для цитирования: Ильичева В. А. К проблеме диалогового взаимодействия преподавателя и студентов как средства личностно-профессионального развития будущего учителя начальных классов // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2020. -№ 2 (95). - С. 168-176. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-2-95-14

For citation: Ilyicheva V. A. To the problem of teacher-student dialogue interaction as a means of the future primary school teacher's personal and professional development. Bulletin of the Cherepovets State University, 2020, no. 2 (95), pp. 168-176. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-2-9514

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.