Научная статья на тему 'Учебный диалог как механизм формирования профессиональной компетентности студентов вуза'

Учебный диалог как механизм формирования профессиональной компетентности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ / ДИАЛОГОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL DIALOGUE / DIALOGUE INTERACTION / EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалова Е.В.

В статье рассматривается необходимость совершенствования процесса обучения в вузе путем организации диалогового взаимодействия преподавателя и студентов, обосновывается роль учебного диалога в личностном профессиональном становлении будущего специалиста. Организация диалогового взаимодействия представлена как механизм осуществления совместной мыслительной деятельности преподавателя и студентов, как форма субъект-субъектного общения. Содержание диалогового взаимодействия определяется целями и характером учебно-познавательной деятельности, связано с развитием познавательного интереса у студентов и потребности в знаниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL DIALOGUE AS MECHANISM OF STUDENTS’ PROFESSIONAL COMPETENCE DEVELOPMENT IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

The article treats the necessity of improving the educational process in the system of higher education by means of creating dialogue interaction between the professors and students. The role of educational dialogue in the personal professional formation of a future specialist is substantiated. Creating dialogue interaction is presented as mechanism of professor-student joint cogitative activity, as mode of subject-subject communication. The content of dialogue interaction is determined by the aim and character of educational and cognitive activity, is connected with the development of students’ cognitive interest and educational needs.

Текст научной работы на тему «Учебный диалог как механизм формирования профессиональной компетентности студентов вуза»

УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Коновалова Е.В.

Набережночелнинский государственный педагогический университет, г. Набережные Челны, Россия

В статье рассматривается необходимость совершенствования процесса обучения в вузе путем организации диалогового взаимодействия преподавателя и студентов, обосновывается роль учебного диалога в личностном профессиональном становлении будущего специалиста. Организация диалогового взаимодействия представлена как механизм осуществления совместной мыслительной деятельности преподавателя и студентов, как форма субъект-субъектного общения. Содержание диалогового взаимодействия определяется целями и характером учебно-познавательной деятельности, связано с развитием познавательного интереса у студентов и потребности в знаниях.

Ключевые слова: учебный диалог; диалоговое взаимодействие; учебно-познавательная деятельность.

EDUCATIONAL DIALOGUE AS MECHANISM OF STUDENTS' PROFESSIONAL COMPETENCE DEVELOPMENT IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

Konovalova Ye. V.

Naberezhnye Chelny State Pedagogical University, Naberezhnye Chelny, Russia

The article treats the necessity of improving the educational process in the system of higher education by means of creating dialogue inter-

action between the professors and students. The role of educational dialogue in the personal professional formation of a future specialist is substantiated. Creating dialogue interaction is presented as mechanism, ofprofessor-student joint cogitative activity, as mode of subject-subject communication. The content of dialogue interaction is determined by the aim and character of educational and cognitive activity, is connected with the development of students 'cognitive interest and educational needs.

Keywords: educational dialogue; dialogue interaction; educational and cognitive activity.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (далее ФГОС ВО) определили необходимость решения задач образовательными учреждениями, связанных с формированием в процессе обучения такого уровня профессиональной компетентности, которое обеспечит конкурентоспособность бакалавров и магистров на рынке труда, даст возможность им ориентироваться в часто сменяющихся социально-экономических условиях.

Обучение студентов в вузе должно быть обусловлено не только характером будущей профессии, но и требованиями, предъявляемыми к будущим специалистам в условиях социально-экономических преобразований в стране. Профессиональная компетентность требует от студентов высокого уровня умений реализовать свои интеллектуальные возможности, использовать весь свой творческий потенциал, непрерывного повышения уровня педагогических знаний.

Весь образовательный процесс в учреждении высшего образования можно рассматривать как учебный диалог. Учебный диалог становится своеобразной формой общения, где в ходе взаимодействия и в условиях учебной ситуации происходит информационный обмен между субъектами обучения. Организация диалогового взаимодействия в учебно-познавательной деятельности исключают возможность противостояния преподавателя и студента, их единство в учебном диалоге способствует поддержанию и развитию интереса к предмету, желанию его углубленного изучения.

Учебный диалог ориентирован на развитие личности каждого студента и основан, прежде всего, на выявление особенностей

обучающегося, как субъекта, признание его субъективного опыта как самоценности, построение педагогического взаимодействия с опорой на его опыт, раскрытие индивидуального своеобразия его личности, его способностей, интересов и потребностей. В ходе диалогового взаимодействия педагог создает особые условия, предоставляющие каждому студенту определять траекторию индивидуального развития. Учебный диалог становится особой формой субъект-субъектного взаимодействия, побуждающей студентов к творческой деятельности, «запускающей» их мыслительные процессы. Педагог не просто сообщает научную информацию, но и выявляет интересы и субъективный опыт обучающихся.

Диалоговое взаимодействие входит в содержание поисковой деятельности студентов и связано с развитием познавательного интереса и потребности в знаниях. Содержание диалогового взаимодействия определяется логикой учебного процесса и вытекает из потребностей выполняемой ими учебно-познавательной деятельности. Организация учебно-познавательной деятельности несет в себе функцию управления ею. Для того чтобы управлять этим процессом, преподавателю необходимо осуществить четкую постановку учебной задачи, заранее предусмотреть характер познавательной деятельности студентов. Эффективность диалога как взаимодействия зависит от одинакового понимания ситуации общения, когда субъекты имеют общее «поле взаимодействия», C.B. Кудрявцева, Т.И. Руднева определяют его как «пространство общения, состоящее из ситуаций взаимной обращенности в мир друг друга, вызванное общим смыслом согласованного общения...» [1, с. 56].

В ходе учебного диалога происходит ознакомление каждого участника с теми знаниями, которые есть у других, с разными подходами по одному и тому же предмету обсуждения, сосуществование различных точек зрения по обсуждаемым вопросам, возможность критиковать другие мнения, побуждение участников к поиску группового соглашения в виде общего решения и др.

Диалог в учебной деятельности является важным элементом культуры, среды, способствующий формированию индивидуальности обучающегося, развитию его уникальной и духовно само-

определяющейся личности, осознающей свое призвание в выбранной сфере деятельности. Учебный диалог, по мнению М.В. Смирновой, «...не просто выявляет сущность человеческой личности. В условиях диалога обучаемый не усваивает готовые продукты культуры, ее результаты, а творчески перерабатывает их путем обнаружения личностного смысла, открытия для себя чего-то нового. В этом состоит суть развития внутренней культуры личности, механизма ее самореализации» [3, с. 17].

Диалог в учебно-образовательном процессе выступает как механизм осуществления совместной мыслительной деятельности субъектов с присущими им потребностями в самореализации и саморазвитии и строится на принципах проблемности обучения. По мнению И.П. Пидкасистого, в процессе применения проблемного обучения они имеют возможность учиться самостоятельно конструировать, формулировать проблему, участвовать в процессе поисков решения проблемы, у них возбуждается интерес к самостоятельной познавательной деятельности. [2, с. 35].

Учебный диалог может быть успешным лишь при условии правильного проведения. Диалог включает в себя информационную и личностную составляющие. Информационная составляющая включает в себя тему диалога, начальные теоретические знания по выбранной теме. Личностная составляющая включает стиль поведения, уровень профессионализма будущего педагога, коммуникативные способности, тип мышления, активность, заинтересованность и т.д. [3, с. 16]. Организуя учебную деятельность студентов, педагог сохраняет при этом руководство ею (ставит цели учебной деятельности, находит средства и контролирует результаты), т.е. лидерство педагога не исключает, а развивает активность студентов. Необходимо научить студента применять разные позиции педагога в учебном диалоге с учащимися, научить фиксировать в своей вербализации доминирующие позиции лидера, наблюдателя, советника и т.д. Введение учебного диалога не исключает руководящую роль педагога в процессе обучения. Овладение учебным диалогом на высоком уровне педагогического мастерства предполагают скрытые, косвенные формы педагогического воздействия,

при которых руководство педагога действиями студентов происходит не напрямую, а скрытно, в завуалированном виде.

Учебный диалог достигнет своих целей и можно считать его эффективным, если в процессе диалога будет соблюден регламент ролей, т.е. возможности студента в инициативном поведении, принятии лидерской роли, активном влиянии на ход диалога были бы сравнимы с возможностями преподавателя. Научить студента таким умениям и навыкам в процессе получения профессиональной подготовки в вузе, становится сегодня наиболее желательным и актуальным [5, с. 75].

В процессе вузовского обучения одним из основных видов практических занятий, где непосредственно происходит диалоговое взаимодействие, является семинар. Семинар - это контакт со студентами, установление доверительных отношений, продуктивное педагогическое общение, творческий диалог.

В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Процесс усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия. Именно диалог позволяет реализовать общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Эффективность диалога на семинарском занятии во многом зависит от степени подготовленности студентов, сформированное™ у них умений самообразования (выделять существенное при работе с текстом, конспектировать, делать выводы и др.), от степени развития культуры общения, культуры речи, культуры личности и поведения в целом.

Основой образования является самостоятельная работа студентов, работа с учебной литературой. Это систематическая, планомерная, целенаправленная работа, включающая в себя восприятие и осмысление учебного материала, изучение учебной литературы, переработка учебной информации, закрепление знаний, полученных путем решения задач, выполнение упражнений и различных заданий, подготовка выступлений, презентаций, рефератов, докладов, подготовка к практическим и семинарским занятиям и т.д. Форма активного диалога, характерная для практических, внеаудиторных

занятий, предполагает совместный выбор темы обсуждения, студенты самостоятельно выдвигают актуальные проблемы, связанные с изучаемой учебной темой, организуют их обсуждение, за которым следует рефлексия состоявшегося диалога. Данная форма предполагает творческое участие преподавателя и студента в процессе выбора тех или иных подходов, трактовок, увлеченность предметом, глубокое личное переживание обсуждаемых проблем активное высказывание и отстаивание аргументированной точки зрения.

Таким образом, обучение в вузе на современном этапе должно строиться на принципах диалогового взаимодействия по приобретению и овладению студентами системы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Диалог в образовательном процессе позволяет вызвать глубокий интерес к знаниям, к учебной деятельности, способствует приложению усилий для достижения поставленной цели, требует усиленной самостоятельной работы, как на аудиторных, так и внеаудиторных занятиях.

Список литературы

1. Кудрявцева C.B., Руднева Т.И. Взаимодействие субъектов образования и эффективность педагогической системы. Самара: Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2002. 213 с.

2. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. Учеб. пос. М. Педашг-е общество России, 2004.112 с.

3. Смирнова М.В. Развитие у студентов вузов культуры делового общения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004. 26 с.

4. Коновалова Е.В. Диалоговая культура студентов как средство формирования профессионального самосознания // В мире научных открытий. 2015. № 9 (69). С. 100-105.

5. Коновалова Е.В. Сущность диалога в учебно-познавательной деятельности студентов // В мире научных открытий. 2014. № 11.2 (59). С. 946-950.

6. Магсумов Т.А. Рефлексия современного урока истории по требованиям ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2016. № 40. С. 75-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.