Научная статья на тему 'Технология адаптации личности государственного служащего к его профессиональной деятельности (профилактика стресса и коррекция его последствий)'

Технология адаптации личности государственного служащего к его профессиональной деятельности (профилактика стресса и коррекция его последствий) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

364
49
Поделиться

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Беклемищев Е. П., Касаткин В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Технология адаптации личности государственного служащего к его профессиональной деятельности (профилактика стресса и коррекция его последствий)»

чайных и т. п. ситуациях; эти данные незаменимы при оценке соответствия кандидатов на занятие вакантных государственных должностей на государственной службе, характеризующихся наличием таких ситуаций, общей психологической напряженностью труда;

• нынешнее участие (членство) в работе какой-либо общественной организации, партии (с согласия служащего), что расширяет представления о его целеустремлениях, мотивах, ценностных ориентациях и других свойствах;

• отношение к религии (с согласия служащего);

• полные данные о рождении с включением не только года, месяца, дня, но и времени рождения (часы, минуты), что позволит привлечь астрологические данные при изучении личности служащего и разработке оптимального варианта использования его потенциала в профессиональной деятельности.

Беклемищев Е. П., Касаткин В. В.

ТЕХНОЛОГИЯ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО К ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПРОФИЛАКТИКА СТРЕССА И КОРРЕКЦИЯ ЕГО ПОСЛЕДСТВИЙ)

Глобальные перемены, происходящие сегодня в российском обществе, обуславливают необходимость радикальной перестройки всей системы государственного управления. Меняются условия деятельности и характер решений, принимаемых госслужащим. Сегодня от работника управленческого звена требуется оперативное принятие решений с далеко идущими последствиями в быстро меняющейся и плохо прогнозируемой ситуации.

Госслужащему приходится управлять сложными неоднородными коллективами, контактировать с контингентами граждан, переживших тяжелые нервно-психические потрясения. Становятся неэффективными традиционные иерархические формы управления. Ситуация правовой неопределенности (издание противоречащих друг другу, параллельных и взаимоисключающих нормативно-правовых актов или же их полное отсутствие) стала типичной в работе чиновника. В общественном сознании происходит размывание традиционных морально-этических норм и ценностей, что ведет к потере личностных ценностей, убеждений и целей.

Все эти условия современного управленческого производственного процесса являются стрессовыми. При работе в подобных условиях растет нервно-психическое напряжение, что дезорганизует такие высшие психические функции, как внимание, память, логическое мышление, координацию движений и волю; в результате снижается производительность труда.

Длительное же пребывание в условиях хронического стресса ведет к нарушению нервно-эндокринной саморегуляции организма, что проявляется в начальный период симптомами хронического переутомления: слабость, бессонница, раздражительность, мышечное напряжение, снижение настроения. В дальнейшем появляются обратимые нарушения функций какого-либо органа или системы организма, что называется психосоматическим или функциональным заболеванием. Со временем формируются грубые, необратимые изменения структуры органа — органическое заболевание. Любое заболевание человека является дополнительным стрессовым фактором, затрудняющим выполнение им своих

Известия ТРТУ

Тематический выпуск

профессиональных обязанностей. Таким образом, замыкается патологически порочный круг: профессиональная дезадаптация — хроническое переутомление — функциональное заболевание — органическое заболевание — дезадаптация, в котором каждое предыдущее звено усиливает действие последующего.

Установлено, что заболеваемость сердечно-сосудистыми, эндокринными, обменными, опухолевыми заболеваниями и психическими расстройствами у работников управленческого звена значительно выше среднестатистических величин. По всей видимости, основная причина этого кроется в большом количестве стрессовых факторов, с которыми приходится сталкиваться управленцу в своей каждодневной деятельности. Не случайно классификация Всемирной организации здравоохранения относит управленческую деятельность к группе с повышенным риском для состояния здоровья.

Для того, чтобы разорвать тот патологический круг дезадаптации — болезни, о котором было сказано ранее, необходимо провести комплекс мероприятий, направленных на лечение органических и функциональных заболеваний, коррекцию особенностей коммуникативных и характерологических свойств личности госслужащего, а также на повышение его профессиональных знаний и навыков в работе. При решении этой задачи необходимо взаимодействие сразу нескольких специалистов: психолога, психотерапевта, психиатра и врачей других клинических специальностей. Так сложилось, что в системе современной медицины отсутствует преемственность между названными выше специалистами, что приводит к снижению эффективности лечения, удлинению его сроков и повышению себестоимости. Государство несет колоссальные экономические потери, связанные со снижением производительности труда работника и повышением затрат на медицинское обслуживание. Таким образом, адаптация госслужащего к выполнению своих профессиональных обязанностей в современных условиях является не только актуальной, но и весьма сложной, многогранной проблемой.

Нами предлагается вопросник, позволяющий ориентировочно оценить физическое и нервно-психическое состояние обследуемого, решить помощь какого специалиста ему необходима для лечения последствий профессионального стресса и для уменьшения влияния факторов, выступающих в роли стрессоров. В вопросник заложено 4 группы вопросов, позволяющих выявить наличие:

1) органического заболевания;

2)функционального заболевания;

3) нервно-психического напряжения, депрессии;

4) нарушения коммуникативных свойств личности, несоответствие психологического типа личности характеру выполняемой работы, отсутствие навыков рационального планирования своего времени и организации рабочего процесса.

Фрагмент вопросника: Характерны ли для Вас нижеследующие утверждения? Дайте однозначный ответ: “Да” или “Нет”.

1. Во время физической нагрузки у меня появляются боли в области сердца и одышка, проходящие в покое.

2. У меня появляются длительные, колющие или давящие боли в области сердца после нервного перенапряжения.

3. Я часто долго не могу уснуть, утром не чувствую себя отдохнувшим.

4. Мне часто трудно решить, с чего начать рабочий день ...

При обработке заполненных бланков вопросника, если максимальное количество положительных ответов дается по 1 и 2 группе вопросов, то обследуемому необходима помощь врача и психотерапевта. Для решения проблем третьей группы необходимо обратиться к психотерапевту и психологу. Четвертая группа вопросов предполагает активную работу самого обследуемого, направленную на организацию оптимального режима труда и отдыха, повышение своих профессиональных знаний и умений, внедрение в свою профессиональную деятельность рекомендаций НОТ (научная организация труда) и методов современного менеджмента. Так же можно использовать консультативную помощь психолога, который поможет определить базовые характеристики личности (темперамент, психологический тип, эмоциональную стабильность, уровень коммуникабельности, мотивации, ценностные ориентиры, и др.), определить основную проблематику личности и наметить программу коррекции.

Созданный вопросник может быть использован врачом во время профилактического осмотра коллектива; психологом, работающим с коллективом или индивидуально; самим работником или психотерапевтом, к которому он обратился. Возможно создание на основе вопросника диагностического алгоритма с включением в него тестов, используемых в практической психологии. Вопросник может стать ключевым звеном в создании инструментария для диагностики госслужащих в рамках широкой программы мероприятий по профилактике стресса и лечению его последствий в повседневной управленческой деятельности на государственной службе.

Вагапова О. К., Медведев В. П.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА

В системе мер реализации экономической реформы особое значение придается повышению уровня работы с кадрами, постановке этой работы на прочный научный фундамент, использованию многолетнего опыта отечественных и зарубежных фирм.

Эффективному использованию «человеческих ресурсов» способствует правильно организованный отбор и подбор кадров. Основная идея отбора может быть сформулирована как стремление к максимальному соответствию знаний и способностей людей профессиональным требованиям. Способность человека выполнять конкретную работу обусловливается целым комплексом внутренних факторов, которые необходимо выявить, квалифицированно проанализировать, оценить и, наконец, обобщить в личностной характеристике претендента, на основе которой и делается вывод о возможности его зачисления на конкретное место. На большинстве предприятий и учреждений работа по подбору кадров и их расстановке значительно упрощена. Основным и, зачастую, единственным критерием считается профессиональная квалификация. С этим можно было бы согласиться, если бы данный термин понимался в широком смысле — как профессиональная подготовленность и квалификация в целом, а не узко, как синоним словосочетания «образование и практический опыт». Продуктивность труда не зависит только от того, чему человек научился и что умеет делать. Опыт показывает, что субъективные факторы оказывают решающее воздействие на производительность и надежность труда, именно поэтому необходимо учитывать степень психологической приемлемости работников для данной работы, определяемой как уровень соответствия между психологическим профилем кандидата и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.