Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ'

ТЕХНОЛОГИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
юридическая педагогика / гуманистический подход к воспитанию / педагогические системы / высшее юридическое образование / управление образовательными системами.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сангаджиев Б.В.

Педагогическая наука, объект которой лежит в социально-гуманитарной сфере, имеет свои особенности. Хотя процесс получения педагогического знания подчиняется общим закономерностям научного познания и использование в этом процессе точных, строгих методов исследования необходимо, характер и результаты педагогического исследования в значительной степени определяются влиянием установок ценностного практического сознания, как это всегда происходит в социально-гуманитарной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ»

оискусия

DOI: 10.24412/2224-9125-2022-3-77-82 САНГАДЖИЕВ Бадма Владимирович,

NIION: 2021-0079-3/22-023 доктор юридических наук, профессор,

MOSURED: 77/27-025-2022-03-023 заместитель заведующего кафедрой судебной власти,

правоохранительной и правозащитной деятельности юридического факультета РУДН, e-mail: svppd@yandex.ru

ТЕХНОЛОГИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ

Аннотация. Педагогическая наука, объект которой лежит в социально-гуманитарной сфере, имеет свои особенности. Хотя процесс получения педагогического знания подчиняется общим закономерностям научного познания и использование в этом процессе точных, строгих методов исследования необходимо, характер и результаты педагогического исследования в значительной степени определяются влиянием установок ценностного практического сознания, как это всегда происходит в социально-гуманитарной области.

Ключевые слова: юридическая педагогика, гуманистический подход к воспитанию, педагогические системы, высшее юридическое образование, управление образовательными системами.

SANGADZHIYEV Badma Vladimirovich,

doctor of jurisprudence, professor, assistant manager department of judicial authority, law-enforcement and human rights activities of law department of RUDN

THE TECHNOLOGIES OF LEGAL PEDAGOGICS IN RUSSIA

Annotation. The pedagogical science which object lies in the sotsikalno-humanitarian sphere has the features. Though process receiving pedagogical knowledge submits to the general regularities of scientific knowledge and use in this proktsess of exact, strict methods of research is necessary, character and results of pedagogical research substantially are defined by influence of installations of valuable praktikchesky consciousness as it always occurs in a social gumaknitarnoy of area.

Key words: legal pedagogics, humanistic approach to a vospiktaniye, pedagogical systems, the higher legal education, control of educational systems.

Отраслевая педагогика (наряду с общей, возрастной, социальной, коррекцион-ной, исправительно-трудовой, сравнительной и др.) является отраслью педагогики. Ее главная задача - выявление особенностей обучения и воспитания людей, работающих или намеревающихся работать в конкретных отраслях экономики и культуры: военная, спортивная, производственная, наконец, юридическая педагогика [8, с. 40]. Вообще, структура педагогики состоит из следующих взаимосвязанных компонентов: педагогических теорий, педагогических систем и педагогических технологий.

Педагогической теорией называют научное единство знаний, в котором факты, явления и связи между ними подводятся под общие законы и выводятся или объясняются ими. Из определений основных понятий видно, что в педагогике существуют разные подходы к их объяснению,

следовательно, педагогика - это совокупность различных педагогических взглядов и идей, которые могут согласовываться друг с другом, но могут и вступать в противоречие, как, например, авторитарный и гуманистический подходы к воспитанию. Педагогическая теория применительно к отраслевой педагогике выражается в единстве накопленных педагогикой педагогических знаний, взглядов и идей, которые можно применить к ее различным видам, в том числе к юридической педагогике.

Педагогическая система - совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. Структурные элементы педагогической системы - это субъекты и объекты, цели, содержание, формы, методы, средства воспитания и

обучения. Под педагогическими системами понимаются и различные учебно-воспитательные, образовательные учреждения, детские объединения и организации, в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые в процессе реализации целей образования и воспитания.

Педагогика не только изучает сложившиеся или складывающиеся педагогические системы, но и выводит общие закономерности, признаки и условия, определяющие их, что позволяет понять, является ли та или иная предлагаемая идея продуманной системой или просто набором слабо взаимосвязанных идей и рекомендаций. Педагогическая система применительно к юридической педагогике как виду отраслевой педагогики выражается в возможности использования совокупности взаимосвязанных профессиональных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности студента-юриста в процессе получения им высшего юридического образования в вузе.

Педагогические системы могут действовать в масштабах страны (общества), образовательного учреждения, в рамках учебного предмета, практики преподавателя. Широко известны авторские педагогические системы А.С. Макаренко, В.Н. Сороки-Росинского, М. Монтессори, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковского, В.Ф. Шаталова и др.

Педагогическая технология - это понятие и стоящее за ним направление в педагогической науке, интенсивно развивающееся с 1950-х гг. Она занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебного и воспитательного процессов и является системой способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий. Педагогическая технология конкретизирует методики обучения и воспитания. В ее основе лежит идея управляемости учебно-воспитательным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего и воспитательного циклов.

Педагогическая технология применительно к юридической педагогике как виду отраслевой педагогики выражается в возможности конструирования в высшей школе оптимальных обучающих систем высшего юридического образования, проектированием учебного и воспитательного процессов в юридическом вузе или на юридическом факультете и является системой профессиональных средств, способов и приемов, последовательность применения и выполнения которых

обеспечивает решение задач юридического воспитания, юридического обучения и всестороннего правового развития личности будущего юриста.

Человек является высшей ступенью развития живых организмов на земле, существом духовным, творчески индивидуальным, субъектом общественно-исторической деятельности и культуры [9, с. 6]. В конце ХХ в. в мире значительно увеличились роль и влияние социальных и гуманитарных наук - юриспруденции, философии, политологии, социологии, истории, экономических и других наук.

Наука (греч. episteme, лат. scientia) - это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности. Наука как социальный институт есть сфера деятельности людей, в которой вырабатываются и систематизируются научные знания о явлениях природы и общества.

«Но разве есть специальная наука воспитания? Отвечать на этот вопрос положительно или отрицательно можно, только определив прежде, что мы разумеем вообще под словом «наука». Если мы возьмем это слово в его общенародном употреблении, тогда и процесс изучения всякого мастерства будет наукою; если же под именем науки мы будем разуметь объективное, более или менее полное и организованное изложение законов тех или иных явлений, относящихся к одному предмету или к предметам одного рода, то ясно, что в таком смысле предметами науки могут быть только те явления природы или явления души человеческой, или, наконец, математические отношения и формы, существующие также вне человеческого произвола.» [12, с. 8]

Предмет1 науки - это определенный круг вопросов, которые она изучает. Юридическая наука (юриспруденция) изучает право, различные аспекты правоприменительной деятельности, т.е. определенный круг общественных отношений, регулируемых правом. Наличие четко отграниченных от других, смежных дисциплин предмета свидетельствует о научной зрелости, относительной самостоятельности и потенциальной эффективности отрасли знаний и академической дисциплины [7, с. 5].

Метод2 науки - это способы изучения реальной действительности, общие исходные принципы, на которых базируется данная наука.

1 Предмет - это всякое материальное явление, то, на что направлена мысль.

2 Метод - это путь исследования, теория, учение, способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи, совокупность приемов или операций, технического или теоретического освоения (познания) действительности.

Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникновении и развитии, т.е. применения исторического подхода к его изучению. Известно, что новые научные результаты и ранее накопленные знания находятся в диалектическом взаимодействии. Лучшее и прогрессивное из старого переходит в новое, давая ему силу и действенность. Иногда забытое старое вновь возрождается на новой научной основе и живет как бы вторую жизнь, но в ином, более совершенном виде [5, с. 41].

К.Д. Ушинский вопрошал: «А почему же и не быть педагогическому факультету? Если в университетах существуют факультеты медицинские и даже камеральные и нет педагогических, то это показывает только, что человек до сих пор более дорожит здоровьем своего тела и своего кармана, чем своим нравственным здоровьем и более заботится о богатстве будущих поколений, чем о хорошем их воспитании. Общественное воспитание совсем не такое малое дело, чтобы не заслуживало особого факультета» [12, с. 30].

Педагогическая наука, объект которой лежит в социально-гуманитарной сфере, имеет свои особенности. Хотя процесс получения педагогического знания подчиняется общим закономерностям научного познания и использование в этом процессе точных, строгих методов исследования необходимо, характер и результаты педагогического исследования в значительной степени определяются влиянием установок ценностного практического сознания, как это всегда происходит в социально-гуманитарной области. Поэтому построить педагогическую науку, как верно указывает В.В. Краевский, полностью по образцу дисциплин естественно-научного цикла не удается. Предсказывать на основе педагогической теории - не то же самое, что предвидеть результаты каких-то процессов в природе, опираясь на знание закономерностей, которое дает, например, теоретическая физика [4, с. 11].

По мнению К.Д. Ушинского, педагогика не может быть названа наукой, а только искусством, имеющим своей целью «не изучение того, что существует независимо от воли человека, но практическую деятельность, - будущее, а не настоящее и не прошедшее, которое также не зависит более от воли человека. Наука только изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет, и перед ним в будущем несется цель и идеал его творчества» [12, с. 10, 11].

Развивающаяся система педагогических наук складывается из совокупности педагогических отраслей и дисциплин. Ее главные разделы:

основы педагогики, дидактика - теория обучения, теория воспитания, управление образовательными системами. Рассмотрим систему педагогических наук более подробно.

Дошкольная педагогика, педагогика начальной школы, педагогика средней школы, педагогика высшей школы занимаются вопросами воспитания и обучения в зависимости от возраста. Воспитание и перевоспитание правонарушителей - цель педагогики исправительно-трудовых учреждений (пенитенциарная педагогика). Получили дальнейшее развитие такие педагогические отрасли, как музейная, театральная, инженерная, военная, спортивная, музыкальная, производственная педагогика. Свой предмет изучения имеют педагогика дополнительного и профессионально-технического образования. Есть педагогические дисциплины, развивающиеся как межпредметные, на основе межнаучной интеграции: социальная педагогика, философия воспитания и образования, история педагогики, сравнительная педагогика, социология образования. Частные методики (предметные дидактики) предназначены для исследования специфики применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов.

Народная педагогика - это исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, правилах поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках. Ее ценности способствуют формированию национального самосознания у подрастающего поколения, развитию у него понимания роли своей нации, этноса в мировой культуре.

Религиозная педагогика - направление, изучающее вопросы воспитания и обучения подрастающего поколения в традициях той или иной религии: христианства, ислама, иудаизма и др. К новым направлениям можно отнести такие, как гуманистическая педагогика, педагогика культуры, педагогика прав человека, педагогика ненасилия и др. Кроме того, в систему педагогических наук входят и традиционные, и новые направления в педагогике.

Гуманистическая педагогика - направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в конце 1950-х - начале 1960-х гг. в США как выражение идей гуманистической психологии. На Западе наиболее яркими ее представителями являются К. Роджерс, Р. Барт, Ч. Рат-боун и др. Основная тенденция этого педагогического направления - придать образованию лич-ностно-ориентированный характер, преодолеть авторитаризм в воспитании и обучении, сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным. Она решает

свои задачи путем создания эмоционально стимулирующей школьной учебной среды, поощрения инициативы учащихся, установления конструктивных межличностных отношений в классе; разработки образовательных программ, максимально развивающих потенциал и творческие способности учащихся; совместного обсуждения учителем и учащимися проблем познавательного процесса и способов его оценки, отказа от использования отметки как формы давления на обучаемых [1, с. 25].

Педагогика ненасилия - педагогика, утверждающая принцип ненасилия (т.е. признания ценности человека и его жизни, отрицания принуждения как способа решения политических, нравственных, экономических, межличностных проблем и конфликтов) в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения. Прогрессивная педагогика всегда следовала идеям гуманизма, последовательно выступала против физического и духовного принуждения личности.

Педагогика сотрудничества - направление, возникшее в отечественной педагогике в середине 1970-х гг. и возродившее прогрессивные гуманистические идеи. Ее основные положения: отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитанниками, учение без принуждения, идеи трудной цели, опоры, свободного выбора, опережения, самоанализа и самооценки, создания высокого интеллектуального фона в классе, личностного подхода.

По мнению К.Д. Ушинского, педагогика не может быть названа наукой в строгом смысле этого слова. Ей нельзя выучиться, как выучиваются математике, астрономии, анатомии и физиологии. Педагогика кроме знакомств с науками из области философии требует еще «умения приложить эти знания к делу: множества фактических сведений, не составляющих собственно науки, развития наблюдательности, в известном отношении навыка. Но, не будучи наукой, педагогика, как и медицина, представляет возможность изучения теоретического и практического. Нормальные школы, педагогические институты или заведения для приготовления педагогов необходимы так же, как и медицинские факультеты» [11, с. 160-172].

Педагогика в системе наук о человеке. Педагогика, в центре внимания которой находятся проблемы человека, относится к числу гуманитарных наук. Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено при рассмотрении ее связей с другими науками. Связь ее с философией наиболее длительная и органичная. Первоначально педагогика, как и другие науки, существовала в рамках философии, чьей задачей было осмысление места человека в мире.

Впоследствии, когда педагогика оформилась в самостоятельную науку, философия стала выполнять по отношению к ней методологическую функцию.

Методологическая функция философии в первую очередь проявляется в том, что ее мировоззренческое по своей природе знание дает ответы на вопросы о сущности человека, смысле его жизни, о взаимоотношениях человека с природой, культурой, другими людьми, без чего невозможно понимание педагогических феноменов, сущность которых составляет взаимодействие - человека с человеком, человека с миром и с самим собой.

Кроме того, от системы философских взглядов, которых придерживается педагог-исследователь, зависит направление научного поиска, то или иное понимание педагогических закономерностей. Поэтому философские взгляды лежат в основе любой педагогической концепции. Наконец, методологическая функция философии по отношению к педагогике проявляется и в том, что она разрабатывает систему закономерностей и способов научного познания, применяемых в педагогике [1, с. 23].

Психология, по выражению В.В. Краев-ского, - «непременный и постоянный спутник педагогики». Психологическое знание служит важным источником развития педагогической науки, его использование создает необходимые предпосылки для создания любой педагогической концепции. Психология позволяет педагогу понять сущность психических процессов, мотивы, цели и процессуальные характеристики деятельности учащихся, учитывать механизмы их индивидуально-личностного развития.

Педагогика тесно сотрудничает с филологией. Филологический анализ педагогических понятий, в том числе заимствованных из других языков, раскрывает их содержание, все множество их значений. Такое сотрудничество необходимо для исследований в рамках этнопедагогики, поскольку ее выводы часто основываются на изучении фольклора (сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок). Наконец, в педагогике нашли широкое применение идеи герменевтики (науки о способах интерпретации, перевода и объяснения смысла, содержания и значения произведений культуры и науки), возникшей как система методов понимания разного рода текстов.

Физиология дает описание механизмов протекания функций человеческого организма и отдельных его органов, их связь между собой, способов регуляции и приспособления к внешней среде. В рамках возрастной физиологии рассматриваются особенности жизнедеятельности человеческого организма на разных возрастных этапах, что особенно важно при организации

воспитания и обучения детей и взрослых разного возраста [1, с. 24]. Устанавливая оптимальную продолжительность занятия (лекции, семинара), чередование его частей, разрабатывая различные формы обучения и воспитания, ученые-педагоги опираются не только на выводы психологии, но и на результаты исследований в области физиологии. Особое значение для педагогики имеет физиология высшей нервной деятельности, без ее данных невозможна организация обучения. Отметим, кстати, что данные медицины используются главным образом в коррекционной педагогике, которая, опираясь на эти результаты, разрабатывает систему средств, компенсирующих имеющиеся дефекты, стимулирующих индивидуальное развитие детей и взрослых и облегчающих включение их в жизнь общества.

Социология - наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, общественных группах. В педагогике она позволяет учитывать тенденции развития образования, отдельных групп и слоев населения, закономерности социализации в различных общественных институтах, особенности возрастных и профессиональных субкультур. Наиболее тесно сотрудничает с социологией социальная педагогика.

Примером здесь может служить сотрудничество педагогики и социологии в работе с детьми-мигрантами. Выявление типологических особенностей таких детей, их классификация, определение адаптационных возможностей каждой группы и пр. - в первую очередь это задачи социологии. Поиск закономерностей, принципов и способов их обучения и воспитания (например, разработка технологий «включения» новичка-мигранта в жизнь класса) - дело педагогики.

Связь педагогики с экономическими науками послужила основанием для возникновения такой научной дисциплины, как экономика образования. Исследование специфики действия экономических законов в сфере образования на основе знания политэкономии, экономики труда, закономерностей финансирования чрезвычайно важно для успешного функционирования образовательной системы [6, с. 6-10].

Со статистикой, характеризующей количественные закономерности жизни общества в неразрывной связи с их качественным содержа-

нием, педагогика сотрудничает тогда, когда необходимо выявить общие связи и зависимости, закономерности и тенденции развития педагогических явлений, которые могут быть выражены количественно.

И, конечно, педагогика тесно сотрудничает с правоведением. Разработка, защита прав и четкое определение обязанностей субъектов образования - педагогов и обучающихся (воспитанников), - необходимое условие их плодотворного взаимодействия. В современном поликультурном обществе эта задача имеет особое значение, поскольку возрастные, мировоззренческие и культурные различия часто ведут если не к конфликтам, то к непониманию. Пока человек не научился самостоятельно регулировать свои отношения с теми, кто в чем-то отличается от него, необходимо правовое регулирование таких отношений [1, с. 25].

Каждая дисциплина берет в качестве предмета своего изучения определенную сферу общественных отношений. Есть общественные отношения, которые приобретают комплексный характер, и для их изучения необходима также дисциплина комплексного характера. Но в каждой учебной дисциплине вырабатываются свои предмет и метод, цели и задачи, а в совокупности образуется целостная система понятий, позволяющая говорить об уникальности той или иной дисциплины в системе науки [2].

Итак, под предметом учебной дисциплины понимается круг вопросов, которые она изучает. Профессиональные методики и рекомендации, составляющие основу учебной дисциплины «Юридическая педагогика», призваны помочь будущему преподавателю высшей школы овладеть профессиональным мастерством преподавания юридических дисциплин: понять самому и уметь объяснить студентам ценность и значение прав и свобод человека и гражданина, закономерности их исторического развития, способы имплементации (применения) в праве разных государств, проблемы прав и свобод человека во всем их многообразии, универсальные механизмы их гарантий, а также экономические, социальные, политические, культурные и иные факторы, оказывающие влияние на права и свободы [3, с. 17].

Список литературы:

[1] Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007.

[2] Грудцына Л.Ю. Особенности конституционных гарантий реализации прав человека в России (на примере гражданского судопроизводства): Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

[3] Грудцына Л.Ю. Правовая природа и формы взаимодействия гражданского общества и государства // Законодательство и экономика. 2007. № 11.

'^mmmmmmmmmmmmiiimmmmmsmmmmm^

[4] Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2006.

[5] Кузин Ф.А. Диссертация: методика написания. Правила оформления. Порядок защиты: Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. 2-е изд., доп. М.: Ось-89, 2001.

[6] Лагуткин А.В., Грудцына Л.Ю. Гражданское общество в современной России: проблемы роста // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2013. № 2, 3 (121, 122).

[7] Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: Проспект, 2001.

[8] Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2006.

[9] Рудинский Ф.М. Права человека: Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во МГСА, 2003.

[10] Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы / Педагогические сочинения в 6-ти томах. Т. 1. М., 1988.

[11] Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 5. М., 1989.

[12] Философский словарь. М., 2004.

[1] Bory'tko N.M., Solovcova I.A., Bajbakov A.M. Pedagogika: Uchebnoe posobie dlya studentov vy'sshix uchebny'x zavedenij. M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2007.

[2] Grudcy'na L.Yu. Osobennosti konstitucionny'x garantij realizacii prav cheloveka v Rossii (na primere grazhdanskogo sudoproizvodstva): Diss. ... kand. yurid. nauk. M., 2004.

[3] Grudcy'na L.Yu. Pravovaya priroda i formy' vzaimodejstviya grazhdanskogo obshhestva i gosu-darstva // Zakonodatel'stvo i e'konomika. 2007. № 11.

[4] Kraevskij V.V. Obshhie osnovy' pedagogiki: Uchebnoe posobie dlya studentov vy'sshix uchebny'x zavedenij. 3-e izd., ster. M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2006.

[5] Kuzin F.A. Dissertaciya: metodika napisaniya. Pravila oformleniya. Poryadok zashhity': Prakticheskoe posobie dlya doktorantov, aspirantov i magistrantov. 2-e izd., dop. M.: Os'-89, 2001.

[6] Lagutkin A.V., Grudcy'na L.Yu. Grazhdanskoe obshhestvo v sovremennoj Rossii: problemy' rosta // Predstavitel'naya vlast' - XXI vek: zakonodatel'stvo, kommentarii, problemy'. 2013. № 2, 3 (121, 122).

[7] Marchenko M.N. Problemy' teorii gosudarstva i prava: Uchebnik. M.: Prospekt, 2001.

[8] Obshhaya i professional'naya pedagogika: Uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskix vuzov/Pod red. V.D. Simonenko. M.: Ventana-Graf, 2006.

[9] Rudinskij F.M. Prava cheloveka: Uchebno-metodicheskoe posobie. M.: Izd-vo MGSA, 2003.

[10 Ushinskij K.D. O pol'ze pedagogicheskoj literatury' / Pedagogicheskie sochineniya v 6-ti tomax. T. 1. M., 1988.

[11] Ushinskij K.D. Chelovek kak predmet vospitaniya. Opy't pedagogicheskoj antropologii / Sobranie sochinenij v 6-ti tomax. T. 5. M., 1989.

[12] Filosofskij slovar'. M., 2004.

Spisok literatury:

ymmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmi^^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.