Научная статья на тему 'Технологии взаимодействия органов государственной власти со средствами массовой информации (на примере работы пресс-службы аппарата полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе с редакцией «Российской газеты» в период с 2005-го по 2008 год)'

Технологии взаимодействия органов государственной власти со средствами массовой информации (на примере работы пресс-службы аппарата полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе с редакцией «Российской газеты» в период с 2005-го по 2008 год) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1019
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ / КОММУНИКАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ЛОЯЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЫЗОВ / ПАБЛИСИТИ / INFORMATION POLICY / POSITIONING / COMMUNICATION POLICY / LOYALTY / INFORMATION CHALLENGE / PUBLICITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коданина А. Л.

Анализируется специфика связей с общественностью в органах государственной власти и управления на примере аппарата полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе в период с 2005-го по 2008 год. Рассматриваются важнейшие коммуникационные технологии взаимодействия власти со средствами массовой информации на примере региональной вкладки «Российской газеты». Собран материал, иллюстрирующий принципы политико-коммуникационной работы органов государственной власти с прессой, сделаны важные выводы относительно особенностей позиционирования полномочного представителя Президента РФ в ПФО в региональном информационном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES FOR INTERACTION BETWEEN PUBLIC AUTHORITIES AND MASS MEDIA (case study: the work of the press relations service of the administration of the Plenipotentiary Representative of the President of the Russian Federation in the Volga Federal District with the editorial staff of the newspaper Rossiyskaya Gazeta in 2005-2008)

The article analyzes the specifics of the functioning of public relations in government authorities and state administration as exemplified by the work of the Presidential Plenipotentiary Representatives office in the Volga Federal District from 2005 to 2008. We consider the most important communication technologies for interaction between the authorities and the media illustrated by the example of the regional insert to Rossiyskaya Gazeta. Some interesting empirical data are presented to illustrate the principles of political communication of public authorities highlighting peculiarities of information work with the press. Some important conclusions are made regarding the specific features of the Volga Federal District Presidential Plenipotentiary Representatives positioning in the regional media scene.

Текст научной работы на тему «Технологии взаимодействия органов государственной власти со средствами массовой информации (на примере работы пресс-службы аппарата полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе с редакцией «Российской газеты» в период с 2005-го по 2008 год)»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОЛИТОЛОГИЯ РЕГИОНОВЕДЕНИЕ

УДК 32.019.51

ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (на примере работы пресс-службы аппарата полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе с редакцией «Российской газеты» в период с 2005-го по 2008 год)

© 2010 г. А.Л. Коданина

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского kodanina@volgaship. com

Поступила в редакцию 25.12.2009

Анализируется специфика связей с общественностью в органах государственной власти и управления на примере аппарата полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе в период с 2005-го по 2008 год. Рассматриваются важнейшие коммуникационные технологии взаимодействия власти со средствами массовой информации на примере региональной вкладки «Российской газеты». Собран материал, иллюстрирующий принципы политико-коммуникационной работы органов государственной власти с прессой, сделаны важные выводы относительно особенностей позиционирования полномочного представителя Президента РФ в ПФО в региональном информационном пространстве.

Ключевые слова: информационная политика, позиционирование, коммуникационная стратегия, лояльность, информационный вызов, паблисити.

Специфика функционирования пресс-службы в органах государственной власти во многом обусловлена особенностями функционирования института государственной службы в целом.

Участие связей с общественностью в государственном управлении можно охарактеризовать как содействие государству в разрешении объективных противоречий между плюрализмом политической сферы общества и целостностью государственной власти. Двойственная, противоречивая природа целей и задач пресс-центров, с одной стороны, заключается в том, чтобы проводить информационную политику с учетом интересов ведомства, с другой стороны - предоставлять ту информацию, которая соответствует интересам общества, выраженным через СМИ [1].

Интересен опыт взаимодействия со средствами массовой информации пресс-службы аппарата полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе. Прежде всего отметим, что основными функцио-

нальными задачами этого структурного PR-подразделения могут быть названы следующие:

- предоставление СМИ сведений о деятельности полномочного представителя президента РФ, об издаваемых им актах, о заявлениях, выступлениях, встречах и других мероприятиях с его участием, а также с участием его заместителей;

- проведение постоянной и разовой аккредитации представителей СМИ для работы по освещению деятельности аппарата;

- организация пресс-конференций, интервью полномочного представителя президента РФ и его заместителей, встреч с представителями средств массовой информации;

- подготовка и распространение в СМИ видео-, фото- и аудиоматериалов, связанных с деятельностью полномочного представителя президента РФ;

- распространение заявлений и сообщений для СМИ;

- проведение брифингов по различным вопросам деятельности аппарата.

Решая функциональные задачи по взаимодействию со СМИ, пресс-служба аппарата полпреда опирается на ряд основополагающих принципов. Во-первых, принцип партнерского взаимодействия со СМИ, предполагающий предоставление достоверной исчерпывающей информации и оперативное реагирование на информационные запросы СМИ. Во-вторых, принцип невмешательства в информационную политику того или иного издания. В-третьих, принцип равноудаленности от региональных СМИ, проявляющийся в одинаково ровном и корректном отношении со всеми участниками информационного процесса Приволжского федерального округа.

Развитие рынка окружных СМИ идет в русле общероссийских тенденций. Будучи активным участником медиапроцесса, средства массовой информации, помимо информационной, просветительской, развлекательной функций, все чаще и охотнее берут на себя функции интерпретации и редактирования окружающей действительности. Формируя информационную повестку дня, СМИ накладывают свой отпечаток на образ действительности, занимаются своего рода виртуализацией окружающего мира [2]. В этих условиях достичь лояльности прессы по отношению к органам государственной власти весьма непросто.

Рассмотрим взаимодействие пресс-службы окружного полпреда с региональным представительством «Российской газеты».

Прежде всего отметим, что это издание, образованное в 1991 году и являющееся официальным печатным органом правительства РФ, имеет статус официального публикатора государственных документов. Этот статус определен Законом Российской Федерации № 5-ФЗ от 14 июня 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» [3], Указами Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» [4], а также от 13 августа 1998 года № 963 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» [5].

В статье 4 закона о порядке опубликования законов и актов сказано: «Официальным опубликованием Федерального Конституционного закона, Федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании Законодательства Российской Федерации». В связи с этим номер «Российской газеты» с опубликованным текстом государственного документа сам становится официальным документом [4].

В «Российской газете» публикуются следующие документы: федеральные конституционные законы, федеральные законы (в том числе кодексы), указы президента РФ, постановления и распоряжения правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств (в частности, приказы, инструкции, положения и т.д.). В газете также публикуются акты Федерального собрания РФ (парламента), решения Конституционного суда и другие акты.

Помимо опубликования официальных документов, «Российская газета» выполняет следующие функции:

- информационную (информирование читателя о работе правительства РФ);

- ориентационную (информирование об официальной политике правительства РФ, разъяснение, популяризация основных действий и мер);

- функцию интеграции (создание единого информационного пространства в пределах Российской Федерации, а также дружественных государств (Республика Беларусь);

- функцию продвижения (информационная поддержка начинаний и инициатив правительства РФ);

- просветительскую (издание специальных выпусков, рассказывающих о состоянии российской промышленности, проблемах бизнеса, топливно-энергетического комплекса и пр.);

- воспитательную (воспитание чувства гражданского долга у россиян, содействие формированию гражданского общества);

- имиджевую (создание благоприятного образа исполнительной власти в глазах граждан РФ).

Отметим, что «Российская газета» отличается продуманной региональной политикой. Представительства издания работают в следующих городах и странах СНГ: Архангельске, Барнауле, Бишкеке, Благовещенске, Владивостоке, Владимире, Волгограде, Воронеже, Екатеринбурге, Иркутске, Казани, Калининграде, Кемерове, Краснодаре, Красноярске, Мурманске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске, Перми, Ростове-на-Дону, Самаре, Санкт-Петер-

бурге, Саратове, Ставрополе, Ташкенте, Тюмени, Уфе, Хабаровске, Челябинске, Южно-Сахалинске, Ярославле, Пекине (КНР).

Кроме того, газета имеет 32 корреспондентских пункта в зарубежных странах. Она печатается в 44 городах России, выпуски издания сопровождаются региональными вкладками, а также тематическими приложениями. Тираж «Российской газеты» - более 400 тысяч экземпляров [6].

Хочется отметить тематическое и жанровое разнообразие материалов, публикуемых в газете. Новости, репортажи, интервью, комментарии, очерки, зарисовки, даже памфлеты и фельетоны составляют жанровую основу журналистских текстов. Тематика материалов самая разнообразная: экономика, политика, культура, социум, спорт, криминал и пр. В газете представлены такие постоянные рубрики, как «Новости», «Главное», «Тема дня», «Государство», «Общество», «Политика», «Экономика», «Власть», «Бизнес», «Финансы», «В мире», «Происшествия», «Культура», «Спорт». Таким образом, информационная политика «Российской газеты» строится с учетом интересов и информационных потребностей не только политической и экономической элиты, но и самых широких слоев населения. Читательскую аудиторию издания составляют политики и экономисты, менеджеры, государственные служащие и общественные деятели, учителя и врачи, пенсионеры и студенты.

Приволжское региональное представительство «Российской газеты» в Нижнем Новгороде работает с 2000 года. В задачи региональной редакции входит подготовка материалов для полосы «Приволжье», которая выходит в рамках федерального выпуска на территории региона по вторникам, средам, четвергам и пятницам. У полосы есть четко отведенное, постоянное место в структуре газеты - до мая 2006 года страница «Приволжье» располагалась на 6-й полосе, а с мая 2006 - на 11-й (10-й) полосе.

В период с ноября 2005 по май 2008 года в «Российской газете» было опубликовано свыше 500 региональных вкладок «Приволжье», которые до апреля 2006 года выходили для жителей Нижегородской области, затем - для жителей Нижегородской и Кировской областей, немного позднее к читательской аудитории вкладки прибавилось население Республики Удмуртия и Республики Коми.

Структура выпуска «Приволжье» учитывает информационную политику издания в целом и включает в себя следующие рубрики: «Государ-

ство», «Политика», «Экономика», «Происшествия», «Общество», «Культура», «Спорт».

Кроме того, с октября 2006 года в составе «Российской газеты» для жителей Приволжского федерального округа выходит спецвыпуск «Экономика Приволжья», ориентированный на освещение экономических проблем округа. Об этом рассказывают его рубрики: «Инвестиции», «Жилье», «Бюджет», «Собственность», «Промышленность» и другие. Наряду с экономическими статьями и заметками, спецвыпуск отводит значительное место рекламным материалам.

«Экономика Приволжья» интегрирует экономическую проблематику всего округа и выходит для читателей республик Удмуртия, Татарстан, Марий Эл, Чувашия, Коми, Башкортостан, Мордовия, Нижегородской, Кировской, Самарской, Оренбургской, Ульяновской, Пензенской, Саратовской областей, Пермского края. Выпускается силами Приволжского регионального представительства ФГУ «Редакция «Российской газеты» в Нижнем Новгороде, Саратове, Самаре, Казани, Уфе. Сначала спецвыпуск (а это 4 полосы формата А2) выходил один раз в две недели, потом - еженедельно.

За указанный период времени на страницах общефедерального выпуска «Российской газеты» опубликовано 39 материалов, освещающих деятельность аппарата полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе и, в частности, А.В. Коновалова на посту полпреда. В рамках общероссийских выпусков газеты опубликовано 8 материалов о работе аппарата приволжского полпреда, из них 4 информационных заметки (в том числе расширенных), 2 отчета, одно интервью, предваряемое анонсом.

За период с ноября 2005 по май 2008 года журналистами Приволжского регионального представительства «Российской газеты» был подготовлен 31 журналистский материал, освещающий работу полпреда А.В. Коновалова и его аппарата, из них 3 отчета, 19 информационных заметок, 3 корреспонденции, 1 репортаж, 1 интервью, 1 поздравление, 1 «круглый стол» и 2 комментария. В дополнение к этому в рамках полосы «Приволжье» опубликовано 5 фотографий полпреда с подписью, которые служат примером самостоятельного жанрового решения задачи освещения работы А.В. Коновалова на посту полномочного представителя, а также 15 сообщений короткой строкой в рубрике «Официально».

Очевидно, что доминирующее положение среди обозначенных материалов занимают журналистские произведения малых информа-

ционных жанров, а именно информационные заметки. На втором месте - отчеты и корреспонденции. Практически не было репортажей, а также статей художественно-публицистической жанровой направленности, таких как очерки, зарисовки, эссе.

Размеры материалов, как правило, невелики - редко превышают одну четверть полосы, чаще - двенадцатая или четырнадцатая часть газетной площади полосы формата А2.

Несколько особняком стоит развернутое интервью А.В. Коновалова в рамках престижной федеральной рубрики «Деловой завтрак». Рассмотрим его подробнее.

Отметим, что рубрика «Деловой завтрак» является постоянной в газете и выходит в свет с января 2001 года. Ее гостями являются государственные и политические, а также общественные деятели, профессора и академики, актеры, экономисты, космонавты, менеджеры, спортсмены, финансисты, дипломаты, военные. Первый «Деловой завтрак» состоялся 6 января 2001 года. Периодичность выхода рубрики - непостоянная и может диктоваться ситуационными потребностями.

Способ подачи материала - поэтапный, ступенчатый, решающий комплексную задачу привлечения читательского внимания и вовлечения аудитории в подготовку материала. Первый этап: за несколько дней до встречи с гостем на страницах газеты публикуется анонс предстоящего «Завтрака» с просьбой к читателям задавать интересующие их вопросы, становясь соавторами готовящегося интервью. Спустя несколько дней после встречи дается отрывок из предстоящего материала с фотографией гостя, отрывок, как правило, содержит один из самых острых смысловых моментов разговора. Третий, финальный этап - собственно опубликование материала.

Анонс интервью с А.В. Коноваловым был опубликован в № 150 «Российской газеты» от 13 июля 2007 года под заголовком «Сытые не ссорятся». И центральной темой стали озабоченность людей межнациональными отношениями в регионе и актуальный вопрос: что делает власть для предотвращения межэтнических конфликтов. Отвечая на него, А.В. Коновалов заметил, что уровень межнационального напряжения зависит прежде всего от благосостояния народа, а также от уровня культуры и социальной справедливости в обществе. Соответственно и борьбу с межнациональными конфликтами нужно вести по обозначенным трем «фронтам». «В прошлом году в округе создан Общественный совет, одна из рабочих групп

которого целиком посвящена межнациональной и межконфессиональной проблематике, - отметил А.В. Коновалов. - В числе работ этого органа - разработанные его специалистами интернет-сайты, мусульманский и православный. Эти ресурсы нацелены на оптимизацию и укрепление межкультурного диалога» [7].

Полностью интервью с приволжским полпредом было опубликовано в № 154 «Российской газеты» от 19 июля 2007 года. Название материала - «Директор в стиле техно». Начало статьи размещено на первой полосе газеты, окончание заняло всю 9-ю полосу формата А2. В качестве иллюстрации использована большая (размером А4) выразительная фотография приволжского полпреда.

Композиционно материал выстроен следующим образом: в качестве завязки (зачина) выступает вопрос о бездействии, а подчас и преступной халатности местной власти в регионах (милицейские «зачистки» в Благовещенске, уголовное дело тольяттинского мэра), развитие ключевой темы идет путем перехода к вопросу о взаимоотношениях приволжского полпреда с губернаторами, его возможностям повлиять на политическую ситуацию. Кульминационным моментом рассматриваемого материала, на наш взгляд, служит тема контроля полпреда за политической и экономической ситуацией в округе накануне президентских выборов РФ 2008 года, что является необходимой предпосылкой противостояния грязным политическим технологиям в округе и, в конечном счете, ключевым моментом в обеспечении явки населения на предвыборные участки. В финале беседы (развязка) задаются вопросы, касающиеся личности самого полпреда (развеиваются слухи о его тайном монашестве, говорится о положительном отношении полпреда к спорту, рассказывается о его хобби).

В ходе интервью А.В. Коновалов дает содержательные и развернутые ответы на вопросы о роли властных структур в обеспечении нормальной жизнедеятельности населения (ЖКХ, дороги), об актуальных проблемах транспортного комплекса (обмеление Волги в районе Го-родца угрожает сквозному судоходству по Волге), реализации в округе национальных проектов). По сути, отвечая на предложенные вопросы, А.В. Коновалов характеризует эффективность работы местной и окружной власти в решении проблем как простых жителей, так и ключевых предприятий округа, отвечающих за успешное функционирование экономического сектора ПФО. Таким образом, задача авторов -показать, как живет округ, насколько он готов к

выборной ситуации 2008 года - успешно решается.

Название материала - «Директор в стиле техно» - отсылает нас к персоналии самого полпреда Коновалова, который подчеркивает в интервью, что «крепких хозяйственников» на местах скоро сменят технократы, задача которых - не властвовать, а четко и в срок выполнять возложенные на них полномочия. Именно таким предстает сам А.В. Коновалов в рассматриваемом материале: собранным, немногословным, отвечающим четко по существу, исключительно в рамках своего профессионального статуса, предельно корректно и сдержанно, не переходя на фамильярность.

Таким образом, формируется следующий месседж: Александр Коновалов - чиновник нового образца, действующий исключительно в рамках обозначенных полномочий, не претендующий на первые политические роли в окружном политическом поле, но вместе с тем четко знающий и выполняющий свое дело, зорко следящий за ситуацией в отдельных регионах и округе в целом - то есть целиком и полностью удовлетворяющий требованиям к занимаемой им должности в государственном аппарате.

Отдельно хочется сказать о такой важной характеристике полпреда, как его язык. Со страниц «Российской газеты» перед нами предстает чиновник, мастерски владеющий ресурсами русского языка: лексическими, фразеологическими, грамматическими. Полпреда отличает грамотное, логически выверенное, четкое построение фразы. Причем фразы, освещающей ответ на вопрос четко по существу. Полпред почти не использует такие приемы, как риторические вопросы, тропы образной речи.

В его ответах суть обсуждаемого, проблема раскрывается максимально полно, А.В. Коновалов не избегает «неудобных» вопросов. Напротив, отвечает предельно конкретно на то, есть ли новости в скандальном уголовном деле толь-яттинского мэра, является ли он тайным монахом, каковы минусы системы назначения президентом глав регионов и к чему в перспективе это может привести и пр.

В то же время в этом интервью перед нами предстает живой человек, не чуждый иронии и самоиронии, а не ходульный персонаж («Приволжский округ, наверное, в стране на первом месте по числу «политических тяжеловесов» на душу населения. Причем эта самая «душа населения» - моя», «Даже «любимым чтением» долгие годы у меня были материалы прокурорских проверок и уголовные дела»). Полпред демонстрирует широкий лексический диапазон, зна-

ние русского фольклора («на переправе гужевой транспорт не меняют», «сказка про белого бычка может длиться годами», «нужна «дубинка», которая бы заставляла дрожать крупной дрожью любого недобросовестно чиновника, бюрократа или бизнесмена») [8].

Одним из ключевых слов, позволяющих судить о личности полпреда, является лексема «добросовестность». Александр Владимирович неоднократно повторяет: главное - добросовестно выполнять свою работу, всецело отдавая свои профессиональные способности делу, которым занимаешься. Если этим принципом «директора в стиле техно» будут руководствоваться все политики, чиновники, бизнесмены, страна благополучно преодолеет все настоящие и будущие проблемы. Именно в этом заключается «секрет» процветания нации.

Необходимо отметить, что полпред Коновалов не позиционировал себя как самостоятельного ньюсмейкера на территории округа. Важным принципом информационной работы аппарата А.В. Коновалова на посту полпреда можно назвать принцип адекватной достаточности. То есть присутствие полпреда в окружном медиапространстве не было навязчивым, нарочитым, а было обусловлено необходимостью, целесообразностью.

Этот принцип последовательно воплощался не только в умеренном информационном присутствии на страницах издания, но и в принципах иллюстрирования газетных материалов. Отметим, что за рассматриваемый период на страницах «Российской газеты» опубликовано всего 18 фотографий полпреда, то есть его портретом иллюстрирован лишь каждый второй материал, размещенный на страницах издания. Тот факт, что стремление к личной известности, паблисити совершенно не характерно для А.В. Коновалова, целиком подтверждает тезис о позиционировании полпреда Коновалова исключительно как государственного служащего, а не публичной политической персоны. Именно поэтому полпред не любил «мелькать в кадре», отдавая предпочтение иллюстрации, отражающей суть сказанного в материале, а не собственному изображению.

Говоря о стилистико-эмоциональных особенностях журналистских текстов, отметим, что в подавляющем большинстве случаев материалы выдержаны в спокойной, сдержанной деловой тональности. Рациональные оценки предпочитаются оценкам эмоциональным, чужие оценки предпочитаются оценкам собственным, оценки через референт (то есть факты) предпочитаются оценкам через коннотации. Таким

образом, экспрессия в большинстве случаев нейтральная либо косвенная и достигается путем специального подбора фактических сведений, а не средств речевой выразительности. Такая речевая стратегия отражает нежелание адресанта навязывать адресату свою точку зрения, создает ощущение коммуникативной скромности журналиста, который лишь информирует читателя, не предлагая ему своего особого взгляда на действительность, оставляя возможность дать собственную оценку событиям и фактам.

В частности, в статье «Хорошие результаты при плохой погоде» (РГ № 174 от 10.08.2007 г.) рассказывается о рабочей встрече президента РФ В. Путина с полпредом в Приволжском федеральном округе А.В. Коноваловым. При этом видим, что уже название материала говорит о сдержанной положительной экспрессии материала, рассказывающего о социальноэкономической ситуации в Приволжье, изложенной полпредом президенту РФ в ходе рабочей встречи. Основными темами в ходе беседы стали развитие промышленности в Приволжье, строительство жилья и ход уборочных работ. По словам приволжского полпреда, «в целом показатели обнадеживающие», «средняя зарплата имеет положительную динамику роста», а строительный бум служит показателем позитивных «перемен, которые произошли в связи с реализацией национального проекта «Жилье» [9]. Вместе с тем дождливая погода не позволяет достаточно оптимистично оценивать ход сельхозуборки, - эта «ложка дегтя» и упомянута в названии материала.

Таким образом, видим, что статья представляет собой краткую, лаконичную «выжимку» из доклада полпреда, информирующую читателя о динамике промышленного роста в ПФО. Факты изложены предельно конкретно, лаконично, сдержанно. Личность автора в материале стерта, нивелирована, повествование ведется в спокойной интонации перечисления. Единственным маркером, отражающим авторскую позицию, может служить именно заголовок - «Хорошие результаты при плохой погоде», вносящий несколько ироническую тональность в целом в нейтральное повествование.

Сдержанная стилистика представленных в «Российской газете» материалов диктуется, во-первых, особенностями самого издания - спокойного, взвешенного, рассудительного, а во-вторых, особенностями позиционирования самого полпреда, обозначенными выше.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что, несмотря на относительно малое количест-

во публикаций, отражающих деятельность А.В. Коновалова на посту полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе (39 материалов в общефедеральном выпуске и 31 - в региональном за анализируемый период), каждый материал играет заметную роль в формировании регионального общественно-политического дискурса, отражая важное событие в жизни региона.

Вместе с тем информационное присутствие А.В. Коновалова на страницах издания отвечало принципу целесообразности и профессиональной необходимости, исключавшему доминирование полпреда в медиапространстве округа. Оперативно и адекватно реагируя на информационные вызовы округа, полпред не ставит задачи достижения личной известности. Он неоднократно подчеркивает свой статус государственного служащего, результаты работы которого измеряются конкретными делами, а не частотой упоминания в СМИ. Эта принципиальная позиция, положенная в основу медиаполитики окружной пресс-службы, наглядно воплотилась во взаимодействии с редакцией «Российской газеты».

Можно отметить следующие характеристики, положенные в основу формирования имиджа приволжского полпреда на страницах издания: работоспособность, обстоятельность, добросовестность, взвешенность, скромность, закрытость. Позиционирование полпреда велось исключительно на основе профессиональных характеристик, личная жизнь А.В. Коновалова осталась для общественности закрытой темой. Заметим, что материалы отличаются спокойной, взвешенной интонацией, отсутствием «жареных» фактов и эпизодов, могущих как-то скомпрометировать личность полпреда. Давая оценку работе полпреда, журналисты опираются на фактические сведения, характеризующие А.В. Коновалова как профессионала, а не на слухи и домыслы. Таким образом, решается задача объективного освещения деятельности А.В. Коновалова на посту приволжского полпреда. Это - важный результат взаимодействия пресс-службы округа с местной прессой.

Список литературы

1. Тарашвили Е. Связи с общественностью в государственных структурах. http://pr-club.com/techn_ 15.htm

2. Савинова О.Н. Пресса на пороге перемен // Журналист, № 5. 2007. С. 26.

3. Собрание Законодательства Российской Федерации. М.: Юрид. лит-ра, 1994. № 8. Ст. 1175.

4. Собрание Законодательства Российской Федерации. М.: Юрид. лит-ра, 1996. № 22. Ст. 5519.

5. Собрание Законодательства Российской Федерации. М.: Юрид. лит-ра, 1998. № 33. Ст. 7630.

6. Российская газета - сайт. О газете. http://www.rg.ru/about/index.html

7. Арсюхин Е. Сытые не ссорятся // Российская газета. 2007. № 150. С. 2.

8. Добрынина Е. Директор в стиле техно // Российская газета. 2007. № 154. С. 9.

9. Омельченко И. Хорошие результаты при плохой погоде // Российская газета. 2007. № 174. С. 3.

TECHNOLOGIES FOR INTERACTION BETWEEN PUBLIC AUTHORITIES

AND MASS MEDIA

(case study: the work of the press relations service of the administration of the Plenipotentiary Representative of the President of the Russian Federation in the Volga Federal District with the editorial staff of the newspaper “Rossiyskaya Gazeta” in 2005-2008)

A.L.Kodanina

The article analyzes the specifics of the functioning of public relations in government authorities and state administration as exemplified by the work of the Presidential Plenipotentiary Representative’s office in the Volga Federal District from 2005 to 2008. We consider the most important communication technologies for interaction between the authorities and the media illustrated by the example of the regional insert to Rossiyskaya Gazeta. Some interesting empirical data are presented to illustrate the principles of political communication of public authorities highlighting peculiarities of information work with the press. Some important conclusions are made regarding the specific features of the Volga Federal District Presidential Plenipotentiary Representative’s positioning in the regional media scene.

Keywords: information policy, positioning, communication policy, loyalty, information challenge, publicity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.