Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
Коноплева Т.В.
Медиаобразы органов власти (на примере Минюста России)
Коноплева Тамара Викторовна — аспирант, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассмотрен медиаобраз федерального органа исполнительной власти — Министерства юстиции России. На основе проведенного анализа публикаций в СМИ представлены основные тематические блоки с упоминанием Минюста России. Выявлены позитивные и негативные аспекты медиобраза Минюста России. На основе проведенного исследования автором делаются выводы о возможностях формирования более эффективного медиаобраза. Медиаобраз органа власти рассматривается автором как управленческий ресурс, способный усилить объем влияния на процесс принятия решений, воздействие на общественное мнение, обеспечить легитимацию принимаемых решений.
Ключевые слова
Образ власти, медиаобраз, информационная политика, индекс информационного благоприятствования.
Стабильность и результативность системы государственного управления во многом зависит от степени доверия граждан к государственным органам. Это доверие формируется под влиянием многих факторов, среди которых важное место занимают средства массовой информации. СМИ транслируют информацию о деятельности государственных органов, предоставляют трибуну для выражения критических и позитивных оценок их работы. Большинство граждан свои представления о некоторых государственных органах составляют исключительно из информации, которую они получают с экрана телевизора или из печатных изданий.
СМИ создают определенные медиаобразы власти, то есть некоторые комплексы представлений о государственных структурах, государственных должностных лицах. Эти медиаобразы влияют на имидж государственных структур, на степень доверия граждан к органам власти и к проводимой ими политике, на легитимацию принимаемых решений, действий, методов и принципов управления. В этой связи принципиально важным является изучение медиаобразов государственных органов. Решение этой исследовательской задачи позволяет не только понять, как средства массовой информации позиционируют ту или иную государственную структуру, но и что надо делать самим государственным органам для корректировки сложившихся медиаобразов.
Изучению образов власти, а также взаимодействию государственных органов власти со средствами массовой информации посвящены работы Е.Б. Шестопал, Г.В. Пушкаревой, Н.А. Денисовой, М.А. Романовой, С.И. Окс, О.Ф. Русаковой,
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
Е.Н. Богдан, А.Н. Всеволодовой, А.Г. Турантаевой, А.И. Егоровой и др. Ряд исследователей отмечает, что политический образ представляет собой отражение реальных характеристик объекта восприятия, с одной стороны, и проекцию ожиданий субъекта восприятия (граждан) — с другой.
Дефиниция «медиаобраз» раскрывается в ряде научных работ (О.Ф. Русаковой, Е.Н. Богдан, А.Н. Всеволодовой1). В нашем исследовании мы будем придерживаться определения О.Ф. Русаковой: медиаобраз — это структурный визуально-эмоциональный компонент виртуальной реальности, представляющий собой медийную модель объективного бытия, запечатленную в информационных носителях и общественном сознании2. Исследователь выделяет в его структуре два базовых элемента: фрагменты реальности и авторское сознание как отражение объективной и субъективной действительности.
Е.Б. Шестопал пишет, что в современной политике необходимым условием для реализации власти является и ее образ, который складывается в массовом политическом сознании3. К факторам, влияющим на процесс формирования образов власти, согласно Е.Б. Шестопал, относятся, с одной стороны, психологические особенности и характеристики самой власти, которые ей приписывают воспринимающие (сила, интерактивность, активность, идеологическая цельность). А с другой стороны — личностные особенности тех, кто воспринимает власть (потребности граждан, которые власть призвана удовлетворять, и, будучи неудовлетворенными, они могут формировать не только отношение к власти, но и образ самой власти).
А.Г. Турантаева и А. И. Егорова, исследуя процесс восприятия образа власти рядовыми гражданами России, выявили группы факторов, влияющих на восприятие власти гражданами: объектные компоненты, характеризующие саму власть, коммуникативные, основанные на смысловых, оценочных интерпретациях объекта восприятия, а также ситуативные и субъективные компоненты4.
1 Русакова О.Ф. Современная политическая философия. Екатеринбург, 2010; Богдан Е.Н. Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурно-функциональные характеристики: дис.... канд. филол. наук. М., 2007; ВсеволодоваА.Н. Медиаобраз городов России в федеральных печатных СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2013. № 2. С. 152-158.
2 Русакова О. Ф. Указ. соч.
3 Шестопал Е.Б. Образы российской власти: от Ельцина до Путина. М., 2008.
4 Турантаева А.Г., Егорова А.И. Образ власти в зеркале сознания рядовых граждан // Вестник СевероВосточного федерального университета имени М.К. Аммосова. 2007. Т. 4. № 4. С. 44-51.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
Для понимания процессов восприятия политических событий интерес представляют работы Г.В. Пушкаревой. Она отмечает, что восприятие политических событий требует определенных когнитивных усилий, позволяющих человеку распознать в информационном потоке соответствующие сообщения, понимать и интерпретировать их5. Являясь основным производителем массовой информации, СМИ «играют важную роль в формировании информационного поля, из которого черпается информация как лицами, принимающими политические решения, так и рядовыми гражданами, вырабатывающими на основе этой информации свое отношение к проводимому политическому курсу»6.
Роли СМИ в формировании представлений граждан об органах власти посвящены исследования А.Л. Коданиной, О.Н. Савиновой. А.Л. Коданина, исследуя технологии взаимодействия органов власти со СМИ, работу служб по связям с общественностью органов власти, раскрывает, как представлен образ Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе на страницах региональных качественных СМИ7. Как отмечает О.Н. Савинова, формируя информационную повестку дня, СМИ накладывают свой отпечаток на образ действительности, занимаются своего рода виртуализацией окружающего мира8.
С. И. Окс в своем исследовании определяет структуру образа государственного органа власти, который состоит из: образа руководителя ведомства, образа служащих, социального образа ведомства (строящегося на основе представлений различных социальных групп о его роли в политической, экономической, социальной и культурной жизни общества), имиджа государственных услуг, предоставляемых гражданам, внешней атрибутики (символика, знаки отличия), а также исторического прошлого ведомства9.
Таким образом, в современной науке сложились определенные методологические подходы, позволяющие концептуализировать различные качества и свойства процессов формирования образов власти в массовом сознании. В основу данного исследования положены методологические принципы когнитивного подхода,
5 Пушкарева Г.В. Политические события глазами россиян: психологические механизмы восприятия и индивидуальной интерпретации // Полис. 2004. № 4. С. 93-102.
6 Пушкарева Г.В. Информационные технологии в принятии государственных решений: современные тенденции // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2009. № 2. С. 128-137.
7 Коданина А.Л. Технологии взаимодействия органов государственной власти со средствами массовой информации // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 2 (1). С. 256-262.
8 Савинова О.Н. Пресса на пороге перемен // Журналист. 2007. № 5. С. 26.
9 Окс С.И. Формирование положительного имиджа силовых структур в СМИ: технологии и обратная связь: дис.... канд. филол. наук. Воронеж, 2011.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
позволяющего выявить особенности восприятия гражданами политической информации, а также коммуникативного метода, раскрывающего специфику информационных потоков, создаваемых средствами массовой информации, и позволяющего использовать контент-анализ для получения конкретных информационных данных.
Развитие научного знания способствовало пониманию экспертным сообществом огромной роли медиаобразов в формировании доверия граждан к государству, что в свою очередь привело к появлению в органах государственной власти специальных подразделений, отвечающих за связи со средствами массовой информации и общественностью. Их основная задача — активно влиять на процесс формирования медиаобраза соответствующего органа власти с целью наиболее полного и позитивного представления его деятельности общественности. Активность таких подразделений ведет к тому, что современные медиаобразы создаются не только усилиями журналистов и комментаторов, но и специалистов в области связей с общественностью, стремящихся к позитивному позиционированию государственных структур.
В данной статье будет проанализирован медиаобраз Министерства юстиции России и предпринята попытка оценить вклад пресс-службы этого министерства в формирование этого медиаобраза.
Выбор данной государственной структуры в качестве объекта исследования определяется особым статусом Минюста России. Это ведомство осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, политических партий, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов и т. д. Минюст осуществляет свою деятельность в сфере государственного управления, результаты которой отражаются на качестве жизни всех граждан. Так, например, граждане ежедневно обращаются к услугам нотариусов, адвокатов, нуждаются в юридической консультации по тому или иному вопросу, а регулирование деятельности в сфере вышеперечисленных услуг осуществляется Минюстом России. В связи с этим представляется важным изучение его медиаобраза.
Кроме того, в Минюсте создан отдел общественных связей, который ведет не только работу по разъяснению законодательства, но и осуществляет функцию
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
формирования позитивного образа министерства в СМИ. Важно посмотреть, насколько эффективной может быть работа такого подразделения со средствами массовой информации, способно ли оно вносить реальный вклад в формирование медиаобраза.
Для изучения медиаобраза Минюста мы вынуждены были ограничиться печатными СМИ, что обусловлено в первую очередь доступностью публикаций в печатных СМИ, наличием интернет-версий изданий, а также доступом автора к информационно-аналитической системе «Новостной терминал ГЛАСС». Источниками исследования стали публикации в периодических печатных изданиях в период 20112013. Кроме того, были использованы еженедельные отчеты ООО «Медиалогия» в период с июня по октябрь 2013 года, содержащие анализ публикаций СМИ о деятельности Минюста России.
Исследование проводилось на основе контент-анализа публикаций в печатных СМИ. Сравнивались тон и особенности освещения Минюста России и Министра юстиции Российской Федерации А.В. Коновалова в публикациях, инициированных пресс-службой (пресс-релизы, интервью), и сообщения в печатных изданиях, инициированные редакциями СМИ и заинтересованными группами. Под заинтересованными группами в данном случае понимались профессиональные сообщества юристов (адвокатов, нотариусов), общественные объединения, некоммерческие организации, оппоненты, действия которых направлены на отстаивание и «проталкивание» тех или иных интересов и т. д.
Сравнительный анализ был проведен по следующим направлениям:
- оценка доброжелательности / агрессивности публикации, посвященной Минюсту России и министру юстиции;
- расположение публикации в издании (заметность публикации и объектов в ней, сопровождение фотографиями);
- анализ текстов на предмет выявления оценочных суждений, их эмоциональной окраски;
- количество публикаций о Минюсте и министре;
- источник инициирования публикации.
За период с июня по октябрь 2013 года с помощью системы «Медиалогия» выявлено 21 257 сообщений, в которых упоминалось Министерство юстиции Российской Федерации. В основном внимание СМИ заслуживали темы, связанные с деятельностью некоммерческих организаций (НКО), регистрацией политических партий, делом М. Ходорковского и П. Лебедева. Пик упоминаний в печатных СМИ
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
зафиксирован в связи с рядом отказов Минюста в регистрации политической партии «Народный альянс» и с именем А. Навального, а также в связи с приостановкой деятельности и ликвидацией региональной общественной организации «Голос» (ввиду того, что организация не подала заявление о включении в реестр НКО — иностранных агентов), и непосредственно с комментариями замдиректора ассоциации Г. Мельконьянца по этому поводу, местонахождением и условиями содержания в колонии участниц панк-группы PussyRiot. Также печатные СМИ писали о законодательных инициативах Минюста России.
Ежемесячно СМИ публикуют порядка 3500-4900 сообщений с упоминанием Минюста России, 160-750 сообщений — с упоминанием Министра юстиции. Ежемесячно наблюдается 5-6 пиков, когда заметны всплески сообщений с упоминанием Минюста по вышеуказанным темам. В большей степени публикации носят нейтральный характер, что объясняется значительным количеством публикаций, касающихся регистрации проектов нормативных правовых и приказов федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ). При этом, если сравнивать количество позитивных и негативных публикаций о Минюсте России, то превалируют негативные публикации. На наш взгляд, это объясняется рядом непопулярных решений Минюста (например, закон об «иностранных агентах», который, по мнению зарубежных печатных СМИ «душит гражданское общество в России»10), наличием активных информационных кампаний оппонентов ведомства и недостаточным количеством комментариев представителей Минюста России, отстаивающих позицию ведомства в информационном поле.
Любая инициатива ведомства встречала неоднозначную оценку в СМИ. Например, Минюст России вынес на общественное обсуждение приказ, обязывающий осуществлять трансляцию судебных заседаний. Инициатива была вызвана необходимостью повышения прозрачности судов и принимаемых ими решений. В СМИ сразу же появились публикации, позитивно оценивающие данную инициативу. Так, в «Российской газете» появилась статья юриста В. Голенева, который отмечал, что «принятие пакета законопроектов, несомненно, усилит принципы гласности, состязательности процесса, равно как и увеличит уровень ответственности судей за то, что они делают во время судебных процессов». По его словам, «со всех точек зрения
10 Amnesty International: Закон об «иностранных агентах» душит гражданское общество в России //
Информационное агентство «Росбалт». 21.11.2013.
URL: http://www.rosbalt.ru/main/2013/11/21/1201494.html (21.11.2013).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
пакет законопроектов об обеспечении гласности судопроизводства подготовлен фундаментально; стоит отметить и высокий уровень юридической техники»11. Но ряд экспертов оценили нововведение как обстоятельство, мешающее ведению судебного процесса, о чем также написали и газеты. Сообщения на данную тему занимали первую, третью, шестую полосы, сопровождались крупными фотографиями, в том числе с изображением министра юстиции. Всего по данной инициативе было опубликовано 25 статей, в основном они носили нейтральный характер, Минюст упоминался в главной роли, экспрессивный заголовок имела одна статья («Увидимся, ваша честь», «Российская газета»). В целом обсуждение данной проблемы в СМИ вело к формированию вполне позитивного образа министерства.
Публикации, появляющиеся в медийном поле с упоминанием Минюста и его руководства, инициированы как самими СМИ, так и отделом общественных связей министерства. Работа отдела общественных связей Минюста России строится следующим образом: при разработке Минюстом проекта нормативного правового акта или приказа отдел общественных связей размещает на общественное обсуждение текст проекта, одновременно с этим на официальном сайте Минюста России размещается пресс-релиз, разъясняющий суть и направленность данной инициативы. Пресс-релиз также рассылается в информационные агентства. Например, об упомянутой выше инициативе Минюста по материалам пресс-релиза, составленного отделом общественных связей, вышло 25 публикаций в СМИ.
Еще одним примером эффективной работы отдела общественных связей Минюста стал опубликованный 14 ноября 2013 пресс-релиз об общественном обсуждении законопроекта, который расширяет перечень вещевого довольствия заключенных. В СМИ по данной теме вышло 55 сообщений СМИ. Тон публикаций — нейтральный и позитивный. СМИ отмечали, что Минюст намерен сделать условия пребывания в тюрьмах и колониях более комфортными. Публикации сопровождались фотографиями арестантов, занимали первую, третью, седьмую страницы, то есть были заметны. В целом можно сделать вывод, что СМИ лояльно восприняли инициативу Минюста, что позволяет сделать вывод, что его пресс-служба способна создавать информационные поводы, позитивно освещаемые СМИ.
11 Куликов В. Увидимся, ваша честь: Минюст предлагает прописать в законе правила трансляции судебных заседаний // Российская газета. № 6107 (131). 20.06.2013. URL: http://www.rg.ru/2013/06/20/translvaciYa.html (21.11.2013).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
По инициативе самих СМИ по тематике НКО о смене названия политической партии «Родная страна» на «Народный альянс» было зафиксировано 244 сообщения. Минюст в контексте данной темы упоминался в нейтральном и негативном ключе (186 и 58 соответственно), СМИ объясняли отказы в регистрации партии «Народный альянс следующим образом: «это Минюст палки в колеса вставляет»12. СМИ цитировали представителей незарегистрированной партии «Народный альянс»: «Минюст не имел законных оснований регистрировать изменения в наименовании «Родной страны»13, «такое грубое нарушение ведомство могло допустить только по отмашке властей»14. Публикации носили экспрессивный характер, сопровождались фотографиями, занимали первую, третью, шестую полосы.
В политике Минюста по работе со СМИ особое место занимает его официальный сайт, который призван быть основным источником информации для журналистов о деятельности ведомства. Отдел общественных связей, ответственный за данное направление деятельности, путем размещения соответствующих сообщений на сайте, «подсвечивает» прохождение и принятие законопроектов, инициированных Минюстом, а также другие направления его деятельности. Кроме того, отделом общественных связей осуществляется взаимодействие с представителями СМИ в форме ответов и комментариев министерства по тому или иному вопросу, задаваемому журналистами.
За период 2011-2013 в газетах и журналах было опубликовано шесть интервью с Министром юстиции Российской Федерации А.В. Коноваловым, инициированных отделом общественных связей Минюста России. Общее количество упоминаний министра за исследуемый период во всех категориях средств массовой информации с 1 января 2011 по 17 сентября 2013 — 20 904. Незначительное количество личных интервью объясняется особенностями проводимой информационной политики ведомства, которое относится к силовым структурам. Однако интерес, проявляемый СМИ к работе Минюста, требует, на наш взгляд, выведения в информационное поле «говорящих голов» от имени ведомства, начиная от уровня заместителей директоров профильных департаментов.
12 Бекбулатова Т., Городецкая Н., Горяшко С., Корченкова Н. У Алексея Навального увели название партии. «Родная страна» решила стать новым «Народным альянсом» // Коммерсантъ. № 219. 28.11.2013. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2354387?isSearch=True (28.11.2013).
13 Трифонова Е. Навальный отстаивает в суде «Народный альянс». На время процесса его партия не подлежит регистрации // Независимая газета. № 261 (6024). 02.12.2013. URL: http://www.ng.ru/politics/2013-12-02/1 navalny.html (02.12.2013).
14 Там же.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
Для рассмотрения образа руководителя органа власти рассмотрим тексты интервью в ряде СМИ, инициированных Минюстом, в аспекте оценочного отношения к деятельности Министра юстиции Российской Федерации А.В. Коновалова. Оценка доброжелательности / агрессивности редакции издания по отношению к руководителю ведомства позволит очертить контуры его медиаобраза. Проведем контент-анализ интервью А. В. Коновалова и статьи о его деятельности в качественных печатных СМИ — «Российской газете», журнале «Профиль» — из разных временных периодов, чтобы проследить наличие динамики, возможного изменения образа министра. Выбор этих изданий определяется тем, что «Российская газета» воспринимается общественностью как проправительственная, «рупор Кремля» и читают ее в основном юристы, правозащитники, представители властных структур, поскольку издание является официальным публикатором законодательных актов. Журнал «Профиль», содержащий аналитические статьи, обзоры, рейтинги в сфере политики, общества, финансов, охватывает аудиторию руководителей, бизнесменов.
Интервью министра в журнале «Профиль» № 23/20 от 20 июня 2011 опубликовано под заголовком «Россия "в законе"». На обложке издания расположено изображение А.В. Коновалова с эксцентричным заголовком «Закон что дышло», отдельно вынесен лид к интервью: «Министр юстиции Коновалов признает, что до торжества законности в России еще далеко». Текст интервью опубликован на восьмой странице издания в разделе «Главное» и занимает 2,5 полосы, иллюстрирован фотографией министра формата А-4. В качестве предисловия корреспондент вводит читателя в тему разговора, четко определяя позицию Минюста в медиапространстве — «Министерство юстиции — структура, которая не так на виду», «Александр Коновалов всегда подчеркивает, что он не политик, а чиновник, ревностно исполняющий закон»15. Действительно, для министра юстиции главной задачей является не медийное позиционирование, а профессиональная реализация. При этом министр не выходит за рамки полномочий ведомства, что подтверждается его тезисами в интервью: «я не политик, я не могу оценивать предвыборные перспективы той или иной партии», «мы ведем проверку сугубо с точки зрения закона и только в рамках полномочий Минюста»16. Этот фактор отражается, в том числе, и на проводимой информационной политике ведомства.
15 Россия «в законе» // Профиль. № 23/20. 20.06.2011. С. 9. URL: http://www.profile.ru/politics/item/60102-rossiva-v-zakone-60102 (02.04.2014).
16 Там же.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
Композиционно в начале беседы корреспондентом заданы вопросы о
регистрации политических партий, постепенно переходящие в диалог об оценке
ситуации с соблюдением законов в стране. Центральными темами интервью стали
реформа судебной системы, а также либерализация Уголовного кодекса РФ.
Кульминационным моментом в интервью стала личная оценка министром восприятия
гражданами закона и того, как законы соблюдаются. Отвечая на данные вопросы,
А.В. Коновалов подчеркивает, что «закон, к сожалению, по-прежнему не в почете и
воспринимается как нечто чуждое», «люди воспринимают закон как некую преграду,
которую нужно обходить»17. Далее русло диалога уходит в особенности и разделение
функций между Минюстом, Генеральной прокуратурой и Следственным комитетом,
расследование дел С. Магнитского, М. Ходорковского, возможность проведения
переаттестации сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). В
финале беседы задаются вопросы об отношении министра к использованию
чиновниками спецсигналов и «мигалок».
В ходе интервью А.В. Коновалов использует в своей речи четкие, логически
выстроенные фразы, умело встраивая в них профессиональную лексику, метафоры,
хотя при этом нередко присутствуют канцеляризмы: «ликвидным политическим
капиталом», «палитра наказаний», «неквалифицированная полемика и инсинуации»18.
В целом проведенный контент-анализ данного материала позволяет сделать
вывод, что в нем министр предстает перед читателем профессионалом, чиновником,
отвечающим за конкретную сферу деятельности, понимающим реалии
действительности. И хотя в журнале используются приемы, нацеленные на привлечение
внимания читателя: экспрессивный заголовок, помещенная на обложку журнала
фотография министра (изображение с поджатыми губами) и критические суждения
(«Министр юстиции Коновалов признает, что до торжества законности в России еще
далеко», «закон что дышло»19), тем не менее общий образ рисуется вполне позитивно.
Статья «Кто должен сидеть», опубликованная в «Российской газете» 17 января
2013, посвящена основным тезисам выступления А.В. Коновалова на
«Правительственном часе» в Государственной Думе, в котором он представил основные
достижения работы Минюста за 2012 год20. Статья практически не содержит аналитики,
17 Россия «в законе». С. 10.
18 Там же. С. 11.
19 Там же.
20 Шкель Т. Кто должен сидеть. Депутаты пообщались с министром юстиции Александром Коноваловым // Российская газета. № 5983 (7). 17.01.2013. URL: http://www.rg.ru/2013/01/17/ustizia.html (15.11.2013).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
а пересказывает слова министра в ходе выступления. Отмечаются достижения министерства, а также говорится о проблемах в пенитенциарной системе и учреждениях ФСИН России. Приводятся комментарии А.В. Коновалова относительно волнений в колониях и тюрьмах, но при этом отмечается, что ведомством было предпринято немало усилий, чтобы навести элементарный порядок в деятельности учреждений.
Статья расположена на второй полосе и занимает четверть полосы, сопровождена фотографией министра юстиции, довольно заметна на страницах издания. Заголовок публикации носит экспрессивный характер. Публикация инициирована изданием. Минюст и министр упоминаются в позитивном ключе, при этом оценка изданием самого факта выступления А. В. Коновалова нейтральна. Посредством публикации формируется образ министра как профессионала, чиновника, удовлетворяющего требованиям занимаемой должности в государственном аппарате. Статья имеет нейтральный тон повествования, подтверждая лояльность редакции газеты к исследуемому объекту.
Рассмотрим еще одно интервью А. В. Коновалова, которое он дал М. Барщевскому; вышло это интервью также в «Российской газете» 16 мая 2013 под заголовком «Давайте поспорим» и было приурочено к проведению Третьего Санкт-Петербургского международного юридического форума21. Интервью построено композиционно следующим образом: в качестве завязки выступает вопрос о традиционности проведения юридического форума, затем происходит переход к практической значимости форума для юридического сообщества, отличиям предстоящего форума от предыдущих, количеству стран-участниц, новациям, которые вводятся в законодательство. Очевидно, что журналист больше уделяет внимания второй теме интервью, интересуясь уровнем доверия граждан к судебной системе. На наш взгляд, кульминационный момент интервью наступает именно в данной части интервью. Обсуждаются вопросы независимости судов, тенденция к сужению юрисдикции суда присяжных. В обсуждении данных вопросов мнения М. Барщевского и А.В. Коновалова расходятся. Завершение беседы происходит оборванно.
Интервью с министром юстиции А.В. Коноваловым было проанонсировано в «Российской газете» накануне опубликования полной версии интервью — 15 мая 2013. Анонс был размещен на шестой полосе издания и сопровождался фотографией
21 Барщевский М. Давайте поспорим. Александр Коновалов рассказал о целях юридического форума // Российская газета. № 6079 (103). 16.05.2013. URL: http://www.rg.ru/2013/05/16/konovalov-poln.html (16.11.2013).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
министра с заголовком «Давайте поспорим» (носит нейтральный характер). В анонсе была опубликована часть интервью, содержащая информацию о предстоящем юридическом форуме. По нашему мнению, анонс повысил заметность публикации интервью и привлек внимание профессионального сообщества юристов.
Контент-анализ полной версии интервью позволяет сделать вывод, что А.В. Коновалову удалось, несмотря на полемичность диалога, сформировать у читателя образ человека «в тренде», заинтересованного в результате, не чуждого инновационных идей, при этом спокойного и уравновешенного человека.
В целом на основе проведенного анализа информационных источников о руководителе Минюста можно сделать вывод о том, что его медиаобраз не меняется со временем. В данных им интервью печатным изданиям его медиаобраз обладает такими чертами, как: профессиональность, работоспособность, добросовестность, честность, взвешенность, сдержанность, скромность. В целом в СМИ доминируют нейтральные публикации о его деятельности и работе возглавляемого им ведомства.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ),
использующего для оценки качества работы руководителей министерств особую
рейтинговую систему, в сентябре 2013 года общественность оценила деятельность
министра юстиции на «тройку» (2,99) (11-е место в рейтинге среди федеральных
министров и заместителей председателя Правительства РФ). В динамике в марте 2013
22
показатель качества составил 2,87, в июне 2013 года — 2,91 . И хотя показатель эффективности работы министра юстиции незначительно отличается от руководителей других министерств, но тот незначительный рост динамики по сравнению с мартом 2013, на наш взгляд, объясняется его возросшей медийной активностью в связи с обсуждением законодательных инициатив ведомства и снижением обсуждаемости проводимой политики в отношении некоммерческих организаций, их проверок и т. п.
На медиаобраз Минюста оказало большое влияние обсуждение тематики, связанной с принятием закона об НКО — иностранных агентах. Рассмотрим как данная тема была представлена в газете Правительства РФ — «Российской газете» — в сравнении с другими изданиями, которые популярны среди граждан: «Московский комсомолец» («МК»), «Аргументы и факты» («АиФ»), «Ведомости», а также информационными агентствами — ИА «Росбалт» и РИА «Новости».
22 Рейтинг работы российских министров // Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [Официальный сайт]. Пресс-выпуск № 2433. 17.10.2013. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114567 (17.10.2013).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
Проверки НКО трактуются в «МК» как «перетряска НКО», «ревизия», «репрессия против правозащитников», авторы статей «МК» предполагают, что от будущих изменений закона «начнет лихорадить весь некоммерческий сектор»23. Всего по данной проблематике в издании было опубликовано 25 статей, некоторые из них сопровождались эмоциональными высказываниями, карикатурами и были размещены на второй, третьей, седьмой полосах. Минюст в этих публикациях упоминался, скорее, в негативном ключе, в контексте проверок НКО. Все публикации были инициированы редакцией издания и создавали министерству непривлекательный образ контролера за НКО.
В «Российской газете» опубликованы комментарии экспертов, которые говорят о том, что регистрация в реестре НКО — иностранных агентов является обычной процедурой, не имеющей целью давления или дискриминации представителей НКО, а закон об НКО в России достаточно мягок по сравнению с подобным законом в США и служит цели сделать некоммерческие организации, осуществляющие политическую деятельность и финансируемые из-за рубежа, открытыми и прозрачными для гражданского контроля. Проверки НКО трактуются как плановые. Всего по тематике проверок НКО в «Российской газете» зафиксировано 87 публикаций. Все публикации инициированы изданием, носят преимущественно нейтральный характер, разъясняют цели проведения проверок, приводят статистические данные, пишут о проверках отдельных НКО. Статьи занимают вторую, третью, четвертую страницы, сопровождаются экспрессивными заголовками, при этом тексты статей носят в основном нейтральный тон. Можно сделать вывод, что публикация этих материалов в данной газете не нанесла ущерба имиджу Минюста.
Иностранные СМИ охарактеризовали закон об НКО — иностранных агентах в России «драконовским», как «сеть для отлова огромного количества активных групп гражданского общества», «притеснение НКО в России», «репрессии»24. В таком контексте образ министерства, ответственного за реализацию норм данного закона, конечно, выглядит негативным.
Определенные споры вызвало в СМИ утверждение министра юстиции о количестве НКО — иностранных агентов в России. Так, «АиФ» и «Ведомости»
23 Рожкова Н. Толкучка, «агенты» и камеры. Изменения в Закон об НКО пока обсуждаются // Московский комсомолец. № 26382. 12.11.2013. URL: http://www.mk.ru/moscow/article/2013/11/11/943584-tolkuchka-agentvi-i-kamervi.html (15.11.2013).
24 Weir F. Russia's growing NGO crackdown turns to environmental, cultural groups // The Christian Science Monitor. 10.06.2013. URL: www.csmonitor.com/World/Europe/2013/0610/Russia-s-growing-NG0-crackdown-turns-to-environmental-cultural-groups (15.09.2013).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
акцентировали внимание на отсутствии подтвержденных данных у министра о количестве НКО — иностранных агентах, в то время как «Российская газета» использовала в публикации цитаты министра и фактические цифры, отметив только, что это приблизительные оценки министра. Всего по данной тематике было зафиксировано 72 сообщения. Публикации носили нейтральный характер, не отличались экспрессивными заголовками, располагались на первой, второй, четвертой страницах. Фотографиями не сопровождались. Можно сделать вывод, что СМИ в целом лояльно отнеслись к заявлению министра о количестве НКО — иностранных агентов.
«Ведомости» реализацию закона об НКО на своих страницах называют борьбой с ними, использовавшими иностранное финансирование, их тотальной проверкой. Издание характеризует проверки НКО как «старт заочного соревнования по разоблачению иностранных агентов, от исхода которого зависит оценки деятельности силовых структур», а также сравнивает проверки НКО со сталинскими разоблачениями «врагов народа» и шпионов25. Также на страницах издания употребляется определение закона как «драконовского». Публикация занимает редакторскую колонку на первой полосе издания и продолжается на шестой странице, иллюстрация к статье отсутствует. Заголовок публикации носит экспрессивный характер и негативный тон изложения. Издание агрессивно настроено по отношению к Минюсту в контексте проверок НКО.
Пресс-службой Минюста по тематике некоммерческих организаций размещались сообщения через информационные агентства и официальный сайт о приостановлении деятельности организации «Голос» и ряде выигранных судебных разбирательств с НКО, не зарегистрировавшимися в реестре НКО — иностранных агентов (79 сообщений). Все СМИ цитируют сообщения пресс-службы Минюста информационным агентствам (РИА «Новости», «ИТАР-ТАСС», «Интерфакс»). Минюст в публикациях упоминается в нейтральном тоне. Публикации сопровождаются иллюстрациями, занимают заметное место в изданиях. СМИ негативно отнеслись к самому факту приостановки деятельности НКО «Голос», но Минюст в данном контексте цитировался нейтрально. Министр юстиции также отмечал, что в проверках НКО не было политического заказа, он выступал за обеспечение точечного контроля со стороны государственных органов за деятельностью НКО, в отношении которых имеются сведения, что они нарушают закон (ИА «Росбалт», РИА «Новости»). Публикации носили нейтральный характер, цитировали министра, фотографиями не
25 Гонка разоблачителей // Ведомости. № 74 (3336). 26.04.2013. С. 6.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
сопровождались. СМИ лояльно оценили высказывания А. В. Коновалова в отношении проверок НКО.
Подводя итоги, можно констатировать наличие существенных отличий в освещении тематики об НКО в изданиях, претендующих на статус независимых СМИ, «Российской газеты», а также информационных агентств, которые ссылаются на официальный источник и не претендуют на аналитичность. Интерес СМИ к Минюсту проявлялся по мере того, как его деятельность связывалась с резонансными событиями, такими как обсуждение проверок НКО — иностранных агентов. Интервью Министра и публикации с упоминанием ведомства, которые были инициированы службой по связям с общественностью Минюста, всегда имели позитивный контекст освещения.
Между тем, несмотря на муссированность со стороны прессы тематики об НКО —иностранных агентах, Минюст не уделял ей должного внимания. Отделом общественных связей не проводилась информационная кампания, направленная на защиту закона об НКО-иностранных агентах, на разъяснение его целей и адекватности принимаемых мер, характера проводимых проверок. Поэтому в информационном поле сообщения оппозиции и представителей НКО — иностранных агентов были агрессивнее и заметнее.
По данным «Медиалогии», за период с июня по октябрь 2013 года в рейтинге органов исполнительной власти по индексу информационного благоприятствования Минюст России снизил свои позиции с 7-ого места (июнь 2013) до 16-ого (октябрь 2013). Одна из причин этого связана с активным обсуждением в СМИ событий, которые в определенной мере негативно проецировались на Минюст. К таким событиям относились уже упоминаемое регулирование деятельности российских НКО и выявление среди них «иностранных агентов», а также регистрация политических партий, ряд законодательных инициатив Минюста в сфере пенитенциарной системы, адвокатуры и нотариата. И хотя большинство публикаций носило нейтральный характер по отношению к министерству, но среди ценностно окрашенных доминировали негативные материалы (примерное соотношение позитивных публикаций — 15%, негативных — 85%).
На основе исследования печатных СМИ позитивными характеристиками медиаобраза Минюста в печатных СМИ являются качества, которые проявились в участии министерства в совершенствовании законодательной базы, во внедрении им информационных технологий в процесс взаимодействия с населением и оказание государственных услуг, в повышении открытости и доступности юридических услуг. В
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
числе аспектов, негативно сказавшихся на медиаобразе Минюста, стали нашедшие отражение в печатных СМИ задержка министерством рассмотрения проектов нормативных правовых актов ведомств, условия содержания в тюрьмах и СИЗО, нарушение демократических основ развития государства, ситуация с регистрацией политических партий, закон об НКО — иностранных агентах, бюрократизм. В целом медиаобраз Минюста предстает проводящим политику в соответствии с курсом правящей элиты, по поручению которой принимаются законы, нередко ограничивающие права и свободы граждан. Печатные СМИ формируют образ ведомства, которое принимает противоречивые законы, давит на гражданское общество и ограничивает развитие демократии в России.
Стоит отметить, что в настоящее время СМИ заостряют внимание в большей степени на негативных аспектах деятельности ФОИВ, зачастую представляя ведомства в невыгодном свете, подбирая к статьям острые комментарии ряда экспертов, а также лиц, заинтересованных в ином подходе к законодательным инициативам. В связи с изложенным отделу общественных связей Минюста может быть предложено активнее участвовать в формировании медиаобраза министерства, не отдавая инициативу в руки газет и заинтересованных групп. Необходимо привлекать к обсуждению законопроектов и проектов ведомственных приказов экспертное сообщество, лидеров мнений, организовав в информационном поле соответствующее освещение инициатив ведомства, активно участвовать в дискуссиях, взаимодействовать с порталами профессиональных сообществ, предоставлять общественности через СМИ комментарии разработчиков законопроектов, которые бы разъясняли значимость и важность принятия тех или иных поправок, влияя тем самым на процесс легитимации принятия решений.
В качестве рекомендации отделу общественных связей Минюста России также представляется возможным предложить улучшение медиаобраза за счет повышения количества нейтральных, разъясняющих суть инициатив Минюста России, публикаций, выхода в блогосферу, создание мобильных сервисов, а также использования всех каналов СМИ, подразумевающего системный охват каналов коммуникации с привлечением представителей руководства ведомства разного уровня, подготовка общественности к изменениям в правовой сфере на разных стадиях подготовки соответствующих проектов нормативных правовых актов. Подключение известных представителей юридического сообщества к информационным поводам, интервью, комментарии, статьи руководства ведомства и проявление активной позиции по
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
вопросам деятельности Минюста в информационной среде также послужили бы улучшению его медиаобраза.
Таким образом, медиаобраз — это управленческий ресурс, посредством которого можно повысить (или снизить) значимость политического объекта, усилить (или ослабить) объем его влияния на процесс принятия решений, а также обеспечить легитимацию принимаемых решений. Кроме того, медиаобраз можно использовать как инструмент воздействия на общественное мнение.
Список литературы:
1. Барщевский М. Давайте поспорим. Александр Коновалов рассказал о целях юридического форума // Российская газета. № 6079 (103). 16.05.2013. URL: http://www.rg.ru/2013/05/16/konovalov-poln.html (16.11.2013).
2. Бекбулатова Т., Городецкая Н., Горяшко С., Корченкова Н. У Алексея Навального увели название партии. «Родная страна» решила стать новым «Народным альянсом» // Коммерсантъ. № 219. 28.11.2013. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2354387?isSearch= True (28.11.2013).
3. Богдан Е.Н. Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурно-функциональные характеристики: дис.... канд. филол. наук. М., 2007.
4. Всеволодова А.Н. Медиаобраз городов России в федеральных печатных СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2013. № 2. С. 152-158.
5. Гонка разоблачителей // Ведомости. № 74 (3336). 26.04.2013. С. 6.
6. Коданина А.Л. Технологии взаимодействия органов государственной власти со средствами массовой информации // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 2 (1). С. 256-262.
7. Куликов В. Увидимся, ваша честь. Минюст предлагает прописать в законе правила трансляции судебных заседаний // Российская газета. № 6107 (131). 20.06.2013. URL: http://www.rg.ru/2013/06/20/translyaciya.html (21.11.2013).
8. Мослакова В. Запрет в почете. Репрессивные законы не вызывают у большинства россиян отторжения // Новые известия. 26.11.2013. URL: http://www.newizv.ru/politics/2013-11-26/193091-zapret-v-pochete.html (26.11.2013).
9. Окс С.И. Формирование положительного имиджа силовых структур в СМИ: технологии и обратная связь: дис.... канд. филол. наук. Воронеж, 2011.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
10. Пушкарева Г.В. Информационные технологии в принятии государственных решений: современные тенденции // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2009. № 2. С. 128-139.
11. Пушкарева Г.В. Политические события глазами россиян: психологические механизмы восприятия и индивидуальной интерпретации // Полис. 2004. № 4. С. 93-102.
12. Рейтинг работы российских министров // Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [Официальный сайт]. Пресс-выпуск № 2433. 17.10.2013. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114567 (17.10.2013).
13. Рожкова Н. Толкучка, «агенты» и камеры. Изменения в Закон об НКО пока обсуждаются // Московский комсомолец. № 26382. 12.11.2013. URL: http://www.mk.ru/moscow/article/2013/11/11/943584-tolkuchka-agentyi-i-kameryi.html (15.11.2013).
14. Россия «в законе» // Профиль. № 23/20. 20.06.2011. С. 8-12. URL: http://www.profile.ru/politics/item/60102-rossiya-v-zakone-60102 (02.04.2014).
15. Русакова О.Ф. Современная политическая философия. Екатеринбург, 2010.
16. Савинова О.Н. Пресса на пороге перемен // Журналист. 2007. № 5. С. 26.
17. Трифонова Е. Навальный отстаивает в суде «Народный альянс». На время процесса его партия не подлежит регистрации // Независимая газета. № 261 (6024). 02.12.2013. URL: http://www.ng.ru/politics/2013-12-02/1_navalny.html (02.12.2013).
18. Турантаева А.Г., Егорова А.И. Образ власти в зеркале сознания рядовых граждан // Вестник Северо-восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. 2007. Т. 4. № 4. С. 44-51.
19. Шестопал Е.Б. Образы российской власти: от Ельцина до Путина. М., 2008.
20. Шкель Т. Кто должен сидеть. Депутаты пообщались с министром юстиции Александром Коноваловым // Российская газета. № 5983 (7). 17.01.2013. URL: http://www.rg.ru/2013/01/17/ustizia.html (15.11.2013).
21. Amnesty International: Закон об «иностранных агентах» душит гражданское общество в России // Информационное агентство «Росбалт». 21.11.2013. URL: http://www.rosbalt.ru/main/2013/11/21/1201494.html (21.11.2013).
22. Weir F. Russia's growing NGO crackdown turns to environmental, cultural groups // The Christian Science Monitor. 10.06.2013. URL: www.csmonitor.com/World/Europe/2013/0610 /Russia-s-growing-NGO-crackdown-turns-to-environmental-cultural-groups (15.09.2013).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
Konopleva T.
Media Image of Authorities (on the Example of the Ministry of Justice of the Russian Federation)
Konopleva, Tamara — postgraduate student, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University. E-mail: [email protected]
Annotation
The article examines the media image of a federal executive authority — Ministry of Justice of the Russian Federation. The main topical blocks with reference to the Ministry of Justice of the Russian Federation are composed on basis of the analysis of media publications. The positive and negative aspects of the Russian Ministry of Justice media image have been revealed. Based on the research the author draws conclusions about the possibilities of a more effective media image management. Media image of authority is considered by the author as a management resource capable of enhancing the scope of influence on decision-making process and impact on public opinion, to ensure the legitimacy of decisions.
Key words
Authorities image, media authorities, information policy, Information favoured index.
References:
1. Barshhevskij M. Davajte posporim. Aleksandr Konovalov rasskazal o celjah juridicheskogo foruma. Rossijskaja gazeta, 6079 (103), 16.05.2013. URL: http://www.rg.ru/2013/05/16/konovalov-poln.html (16.11.2013).
2. Bekbulatova T., Gorodeckaja N., Gorjashko S., Korchenkova N. U Alekseja Naval'nogo uveli nazvanie partii. «Rodnaja strana» reshila stat' novym «Narodnym al'jansom». Kommersant', 219, 28.11.2013. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2354387?isSearch=True (28.11.2013).
3. Bogdan E.N. Mediaobraz Rossii kak sredstvo konsolidacii obshhestva: strukturno-funkcional'nye harakteristiki: dis.... kand. filol. nauk. Moscow, 2007.
4. Vsevolodova A.N. Mediaobraz gorodov Rossii v federal'nyh pechatnyh SMI. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki, 2013, 2, pp. 152-158.
5. Gonka razoblachitelej. Vedomosti, № 74 (3336), 26.04.2013, p. 6.
6. Kodanina A.L. Tehnologii vzaimodejstvija organov gosudarstvennoj vlasti so sredstvami massovoj informacii. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo, 2010, 2 (1), pp. 256-262.
7. Kulikov V. Uvidimsja, vasha chest'. Minjust predlagaet propisat' v zakone pravila transljacii sudebnyh zasedanij. Rossijskaja gazeta, 6107 (131), 20.06.2013. URL: http://www.rg.ru/2013/06/20/translyaciya.html (21.11.2013).
8. Moslakova V. Zapret v pochete. Repressivnye zakony ne vyzyvajut u bol'shinstva rossijan ottorzhenija. Novye izvestija, 26.11.2013. URL: http://www.newizv.ru/politics/2013-11-26/193091-zapret-v-pochete.html (26.11.2013).
9. Oks S.I. Formirovaniepolozhitel'nogo imidzha silovyh struktur v SMI: tehnologii i obratnaja svjaz': dis.... kand. filol. nauk. Voronezh, 2011.
10. Pushkareva G.V. Informacionnye tehnologii v prinjatii gosudarstvennyh reshenij: sovremennye tendencii. Problemnyj analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie, 2009, 2, pp. 128-139.
11. Pushkareva G.V. Politicheskie sobytija glazami rossijan: psihologicheskie mehanizmy vosprijatija i individual'noj interpretacii. Polis, 2004, 4, pp. 93-102.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
12. Rejting raboty rossijskih ministrov. Vserossijskij centr izuchenija obshhestvennogo mnenija (VCIOM): [Oficial'nyj sajt]. Press-vypusk № 2433. 17.10.2013. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114567 (17.10.2013).
13. Rozhkova N. Tolkuchka, «agenty» i kamery. Izmenenija v Zakon ob NKO poka obsuzhdajutsja. Moskovskij komsomolec, 26382, 12.11.2013. URL: http://www.mk.ru/moscow/article/2013/11/11/943584-tolkuchka-agentyi-i-kameryi.html (15.11.2013).
14. Rossija «v zakone». Profil ', 23/20, 20.06.2011, pp. 8-12. URL: http://www.profile.ru/politics/item/60102-rossiya-v-zakone-60102 (02.04.2014).
15. Rusakova O.F. Sovremennajapoliticheskajafilosofija. Ekaterinburg, 2010.
16. Savinova O.N. Pressa na poroge peremen. Zhurnalist, 2007, 5, p. 26.
17. Trifonova E. Naval'nyj otstaivaet v sude «Narodnyj al'jans». Na vremja processa ego partija ne podlezhit registracii. Nezavisimaja gazeta, № 261 (6024), 02.12.2013. URL: http://www.ng.ru/politics/2013-12-02/1_navalny.html (02.12.2013).
18. Turantaeva A.G., Egorova A.I. Obraz vlasti v zerkale soznanija rjadovyh grazhdan. Vestnik Severo-vostochnogo federal'nogo universiteta imeni M.K. Ammosova, 2007, T. 4, 4, pp. 44-51.
19. Shestopal E.B. Obrazy rossijskoj vlasti: ot El'cina do Putina. Moscow, 2008.
20. Shkel' T. Kto dolzhen sidet'. Deputaty poobshhalis' s ministrom justicii Aleksandrom Konovalovym. Rossijskaja gazeta, 5983 (7), 17.01.2013. URL: http://www.rg.ru/2013/01/17/ustizia.html (15.11.2013).
21. Amnesty International: Zakon ob «inostrannyh agentah» dushit grazhdanskoe obshhestvo v Rossii. Informacionnoe agentstvo «Rosbalt». 21.11.2013. URL: http://www.rosbalt.ru/main/2013/11/21/1201494.html (21.11.2013).
22. Weir F. Russia's growing NGO crackdown turns to environmental, cultural groups. The Christian Science Monitor, 10.06.2013. URL: www.csmonitor.com/World/Europe/2013/0610/Russia-s-growing-NGO-crackdown-turns-to-environmental-cultural-groups (15.09.2013).