Научная статья на тему 'Роль медийных образов государственных органов в формировании доверия граждан к власти (на примере министерства образования и науки Республики Казахстан)'

Роль медийных образов государственных органов в формировании доверия граждан к власти (на примере министерства образования и науки Республики Казахстан) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
721
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗ / ПРЕСС-СЛУЖБА / ДОВЕРИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН / МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ / MEDIA IMAGE / PRESS SERVICE / CONFIDENCE / PUBLIC AUTHORITY / MINISTRY OF EDUCATION AND SCIENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Абжаппарова Айгуль Абдумуталиповна

Доверие общества к органам государственной власти является важным фактором легитимности власти. В современном обществе доверие формируется преимущественно на основе образов, формируемых СМИ. В статье с помощью контента-анализа и фрейм-анализа исследуется медиаобраз Министерства образования и науки Республики Казахстан; показывается, что СМИ создают весьма противоречивый образ данного государственного органа, что препятствует его позитивному восприятию гражданами страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of the Media Image of State Departments in the Formation of Public Confidence (On the example of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan)

Public confidence is an important factor of legitimacy. In modern society, this confidence is based mainly on the images generated by the media. The author uses content analysis and frame analysis to explore the media image of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan. The article shows that the media creates a very controversial image of the State body that prevents its positive perception by the citizens of Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Роль медийных образов государственных органов в формировании доверия граждан к власти (на примере министерства образования и науки Республики Казахстан)»

Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация в государственном управлении

Абжаппарова А.А.

Роль медийных образов государственных органов в формировании доверия граждан к власти (на примере Министерства образования и науки Республики Казахстан)

Абжаппарова Айгуль Абдумуталиповна — аспирант, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: aigul787@mail.ru SPIN-код РИНЦ: 9887-6336

Аннотация

Доверие общества к органам государственной власти является важным фактором легитимности власти. В современном обществе доверие формируется преимущественно на основе образов, формируемых СМИ. В статье с помощью контента-анализа и фрейм-анализа исследуется медиаобраз Министерства образования и науки Республики Казахстан; показывается, что СМИ создают весьма противоречивый образ данного государственного органа, что препятствует его позитивному восприятию гражданами страны.

Ключевые слова

Медиаобраз, пресс-служба, доверие, государственный орган, министерство образования и науки.

Доверие граждан к государственным органам и проводимой ими политике является важнейшим индикатором легитимности государственной власти. На эту зависимость указывают многие исследователи. Так, Д.В. Афанасьев отмечает, что доверие является ключевым показателем отношения общества к политике государства, необходимым условием жизнеспособности политической системы1. Л.Б. Москвин обращает внимание на то, что доверие является одним из специфических политических ресурсов развития политических процессов . Польский социолог П. Штомпка пишет, что доверие как социокультурный феномен становится необходимым условием жизнеспособности политической системы, важнейшим аспектом гражданского общества, поскольку «связанная сильными узами солидарная община граждан, принимающих участие в политике и лояльных к власти, не могла бы существовать без горизонтального доверия, каким граждане взаимно одаривают друг друга, а также вертикального доверия к публичным институтам»3. Е.В. Реутов, отмечает, что политическое доверие в ряде случаев перекрывает институциональные дефициты

1 Афанасьев Д.В. Общество и власть: поиск путей формирования взаимного доверия // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 5. С. 173-178.

2Москвин Л.Б. Власть и общество: проблема доверия // Власть. 2011. № 9. С. 7.

3 Штомпка П. Доверие — основа общества / пер. с польск. Н.В. Морозовой. М.: Логос, 2012. С. 60.

(например, несовершенство электоральных механизмов) и создает основу для массовой мобилизации на решение тех или иных задач, стоящих перед сообществом4.

Ученые обращают внимание не только на важность доверия к институтам власти, но и пытаются определить его концептуальное содержание. Одни авторы определяют его как показатель отношения масс к политикам, органам власти, политической системе, государству в целом5. Исследователи отмечают, что высокий уровень доверия населения к государственным служащим способствует также стабилизации социально-политической ситуации, улучшает взаимодействие государственных структур и гражданского общества, а также качество работы государственного аппарата и является основой для формирования особого климата доверия в обществе6. Другие говорят об обезличенном доверии в отношении официально установленных правил, норм и предписаний7, обращают внимание на то, что чрезмерное доверие к институтам государственной власти может привести к произволу властей, который является первым шагом на пути к усилению авторитаризма8.

Доверие формируется на основе получаемой информации о деятельности государственного органа и зависит от того, насколько важной, целесообразной, понятной, необходимой представляется их работа населению, насколько благоприятным в массовом сознании является образ соответствующей государственной структуры. Вопрос распространения информации обладает важным значением для государственного управления. Одной из основных задач трансляции информации является построение системы коммуникации, обеспечивающей конструктивный диалог

4 Реутов Е.В. Роль доверия в легитимации власти // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия История. Политология. Электронный вестник. 2014. № 21. С. 173. URL: http://dspace.bsu.edu.ru/ispui/bitstream/123456789/11732/1/Reutov Roi doveriya.pdf (11.10.2015).

5 Глушко И.В. Роль социального доверия в организации политического дискурса // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2011. № 7-13. С. 65.

6 Мерсиянова И.В., Пахомова Е.И., Якимец В.Н. Доверие граждан к деятельности государственных служащих // Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 4. С. 99.

7 Вахтина М.А. Доверие к государству как фактор повышения его эффективности // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2011. № 3. С. 59; ЛевашовВ.К. Тревоги общества и доверие к государственным институтам // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. Электронный вестник. 2005. № 4. С. 28.

8 Козырева ПХ, Смирнов А.И. О границах политического доверия // Власть. 2014. № 5-10. С. 10; Левада ЮА. Механизмы и функции общественного доверия // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. Электронный вестник. 2001. № 3. С. 7-11.

властных структур и общества с целью придания легитимности и стабильности государственному строю9.

Проблема образов реальных политических объектов и их значение для формирования определенного отношения к ним неоднократно ставилась в научной литературе. Большая часть исследователей отталкивается от популярного тренда, что образ — это реальное10. Так, Г.В. Пушкарева отмечает, что «политические образы — это сложносоставные когнитивные структуры, включающие комплексы представлений об определенных политических акторах и объектах. Образы всегда конкретны, содержащиеся в них смысловые значения связаны со своим физическим, материальным носителем. Этот вид когнитивных структур позволяет человеку распознавать участников политических процессов, связывать с их деятельностью определенные ожидания, разделять их на своих и чужих, вступать с ними во взаимодействия и адекватно интерпретировать их поступки»11.

Специфика политических образов состоит в том, что в большинстве своем они формируются не столько на основе своего личного опыта, сколько на основе информации, транслируемой СМИ12. На это обращает внимание в частности А.В. Марущак. Она отмечает важную роль СМИ в формировании и эволюции общественного сознания. Она также подчеркивает, что спецификой СМИ является их способность прямо обратиться к общественности, минуя такие традиционные институты общества, как школа, семья, политические партии и организации. Другими словами, СМИ выступают в роли активного субъекта политической жизни13. Е.Н. Пашенцев отмечает, что СМИ играют важную роль в реализации конкретных моделей общественного развития14.

9 Григоренко Н.И., Минаева Л.В. Коммуникационная политика региональных законодательных органов власти // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. № 42. С. 209. URL: http://e-joumal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2014/vipusk 42. fevral 2014 g. /kommunikazionnii menedjment i strate gitcheskaja kommunikazija v gosudarstvennom upravlenii/grigorenkominaeva.pdf (15.09.2015).

10 Гравер А.А. Образ, имидж и бренд страны: понятие и направления исследования // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. Электронный вестник. 2012. № 19. С. 31.

11 Пушкарева Г.В.Homo politicus: человек политический. М.: Аргамак-медиа, 2014. С. 96-97.

12 Semetko H. A., Valkenburg P.M. Framing European Politics: A Content Analysis of Press and Television News // Journal of Communication. 2000. No 50(2). P. 93-109.

13 Марущак А.В. Политико-социальный образ России в американском медиапространстве // Журналистский ежегодник. 2012. № 1. С. 94.

14 Пашенцев Е.Н. «Левый поворот» и медиавойны в Латинской Америке // Государственное управление. Электронный вестник. 2015. № 51. С. 307. URL: http://e-

¡ournal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2015/vipusk 51. avgust 2015 g. /kommunikazionnii menedjment i strat egitcheskaja kommunikazija v gosudarstvennom upravlenii/pashentsev.pdf (15.09.2015).

Современные медиа превратились в мощнейшее средство воздействия на массовое сознание. Они способны формировать образы любых политических объектов. В научной литературе такие образы определяются как медийные, как «особый образ реальности, предъявляемый массовой аудитории медиа индустрией»15. Н.Л. Зелянская характеризует медиаобраз политического субъекта как совокупное представление о деятельности, взглядах, влиятельности, эффективности субъекта политической жизни, формирующееся в медиасреде как ответная коммуникативная реакция на его политическую активность16. Другие авторы рассматривают медиаобраз, как образ, создаваемый в сознании реципиентов информации при участии СМИ и других информационных институтов, который впоследствии отражает комплекс представлений участников информационного сообщества по конкретному вопросу17. Медиаобраз можно также изучать в качестве управленческого ресурса, который можно использовать, чтобы увеличить (или снизить) значимость политического объекта, усилить (или ослабить) объем его влияния на процесс принятия решений, а также обеспечить легитимацию принимаемых решений18.

Медийные образы органов государственной власти для граждан нередко становятся основным источником формирования собственных представлений о деятельности соответствующего государственного ведомства. Именно такие образы формируют у населения предрасположенность к тому или иному типу отношения к государству, либо в виде доверия и поддержки, либо в виде критической оценки, неодобрения и даже протестной активности.

В настоящей статье анализируется медийный образ Министерства образования и науки Республики Казахстан (МОН РК). Выбор данного объекта обусловлен, с одной стороны, большой значимостью практически для каждой семьи проблемы образования. В этой связи многие следят за тем, как решаются проблемы, как реагирует основной

15 Богдан Е.Н. Медиаобраз России как понятие теории журналистики // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2007. № 4. С. 123.

16 Зелянская Н.Л. Медиаобраз политика: интернет-сообщество как агент политической реальности // Политическая лингвистика. Электронный вестник. 2014. № 4. С. 121.

17 Всеволодова А.Н. Медиаобраз городов России в федеральных печатных СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2013. № 2. С. 153; Валуйская О.Р. Лингвистические способы создания медиаобраза российского политического лидера // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. Электронный вестник. 2013. № 2. С. 99-103. URL: http://cYberleninka.ru/article/n/lingvisticheskie-sposobY-sozdaniYa-mediaobraza-rossiYskogo-politichesko go -lidera-na-materiale-anglovazvchnvh-smi (19.10.2015).

18 Коноплева Т.В. Медиаобразы органов власти (на примере Минюста России) // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. № 43. С. 169. URL: http://e-

iournal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2014/vipusk 43. aprel 2014 g./kommunikazionnii menedjment i strategi tcheskaia kommunikazija v gosudarstvennom upravlenii/konopleva.pdf (15.09.2015).

регулятор в этой сфере на возникающие вопросы у населения. С другой стороны, в отношении к данному министерству, как в капле воды, отражается еще одна важная проблема — проблема легитимности власти и доверия граждан к проводимой государством политике. Задача, поставленная автором, — выявить содержание медийного образа МОН РК и показать, как конструируемый в средствах массовой информации образ министерства влияет на реальное отношение к политике, проводимой данным ведомством.

Для решения поставленной задачи был проведен контент-анализ медиаобраза министерства на основе методологии фрейм-анализа. При этом автор была вынуждена ограничиться печатными СМИ, что обусловлено в первую очередь доступностью публикаций в печатных СМИ, наличием интернет-версий архивов изданий. В Казахстане печатная пресса хоть и уступает по популярности телевидению, однако остается важным источником информации для населения. Согласно последним исследованиям, 22,9% жителей Казахстана получают информацию о текущих событиях через газеты и журналы. Если рассматривать уровень доверия населения Казахстана печатным СМИ, то республиканским газетам доверяют 40,8%, областным и / или городским газетам — 39,8%19.

Методом контент-анализа были изучены статьи, опубликованные в независимой республиканской газете «Караван», занимающей лидирующие позиции в рейтинге популярности и доверия населения за последние пять лет. Выбор данной газеты был определен не только высокими показателями доверия, но и тем, что газета «Караван» позиционируется как независимая. За период с 2010 по 2012 год здесь были опубликованы 107 статей, в которых рассматривались проблемы, либо непосредственно связанные с МОН РК, либо имеющие отношение к объекту его регулирования, то есть к вопросам развития науки и образования в стране.

Выделенные статьи изучались на основе методологии фрейм-анализа. Есть два основных направления в определении фреймов. В. Гамсон и А. Модильяни определяют фрейм как «центральную организующую идею или сюжетную линию, включающую полосу значимых разворачивающихся событий»20. В рамках второго подхода акцент

19 Медиа предпочтения казахстанцев. Результаты социологического исследования // Правовой медиацентр. 2014. URL: Ь11р:/Лтс.к7МЬПо1ека/ге5еагсМ1ет/2025-медиа-предпочтения-казахстанцев.Ыт1 (20.01.2015).

20 Gamson W. A., Modigliani A. The Changing Culture of Affirmative Action // Research in Political Sociology. 1987. No 3. P. 143.

делается на поле применения фреймов21. Упор на функциональные особенности являются более предпочтительным, поскольку он позволяет аналитикам отличать фреймы от рассуждений, утверждений и других когнитивных структур.

В данной работе в качестве основного фрейма был выбран образ министерства образования, но так как данный фрейм весьма обширен, он был разделен на четыре фрейма, которые характеризуют деятельность МОН РК и подконтрольных ему организаций:

1. МОН РК и дошкольное образование;

2. МОН РК и среднее образование;

3. МОН РК и высшее образование;

4. МОН РК и единое национальное тестирование.

Все эти фреймы отражают наиболее важные направления деятельности МОН РК, поэтому их выявление позволит сформировать целостный медийный образ данного государственного органа.

Первый фрейм «МОН РК и дошкольное образование» в газете «Караван» за период 2010-2012 годов представлен в 15 статьях. В целом можно выделить три проблемные темы, которые поднимались в газете:

а) Чиновники структур МОН РК замешаны в махинации по продаже участка земли, который изначально был выделен для строительства детского сада и игровой площадки (2 статьи).

б) Чиновники не выполняют свои должностные обязательства в сфере увеличения количества дошкольных организаций. В 10 публикациях поднималась проблема дефицита детских дошкольных учреждений и бездействия чиновников.

в) Большинство жителей Казахстана не могут финансово позволить себе отдать ребенка в хороший детский сад. Три статьи были посвящены проблеме дороговизны детских садов в различных регионах и городах Казахстана. Публикации затрагивали проблему создания необходимых финансово-экономических условий для решения проблем дефицита дошкольных организаций.

Проведенный анализ позволяет констатировать, что в газете «Караван» создавался образ министерства как структуры, уделяющей мало внимания проблеме дошкольного образовании. За период 2010-2012 годов в газете не было ни одной

21 Entman R.M. Framing: Toward Clarification of a Fractured Paradigm // Journal of Communication. 1993. No 43. P. 51-53.

статьи, которая описывала бы деятельность МОН РК в отношении дошкольного образования в позитивном свете.

Второй фрейм «МОН РК и среднее образование» в газете был представлен наиболее полно. За исследуемый период было опубликовано 50 статей и 8 интервью. В газете данный фрейм представлен следующими сюжетами:

а) организации, подконтрольные МОН РК следят за соблюдением государственных стандартов и гражданских обязательств в сфере среднего образования. Данной проблеме посвящены 20 статей;

б) политика МОН РК в разрешении школьных проблем является мало эффективной. В 23 статьях хоть и не затрагивалась деятельность департаментов образования, но описывались основные проблемы в школах, такие как: школьный рэкет, коррупция среди учителей, неисполнениеими должностных обязанностей и т. п.;

в) школьные учебники, одобренные МОН РК, не соответствуют государственным стандартам и содержат недостоверную и ложную информацию. Четыре статьи были посвящены критике экспертов, журналистов, официальных лиц о некачественных школьных учебниках, которые были одобрены министерством образования

г) МОН РК поощряет детское творчество. В 10 статьях описывалась деятельность различных организаций, связанных с министерством образования, в сфере поощрения и награждения талантливых детей.

Если рассматривать то, как освещались основные задачи ведомства в области развития общего среднего образования, можно отметить, что было опубликовано только девять статей о его работе в сфере охраны здоровья учащихся и педагогов. Однако ни одна из них не освещала деятельность министерства в реализации данной задачи в позитивном свете. Больше всего внимание было уделено проблеме реализации государственных общеобязательных стандартов среднего общего образования (20 статей), но только в каждой четвертой — в позитивном ключе. О деятельности МОН РК по повышению качества образования в школах было опубликовано 28 статей, девять из которых давали положительную оценку политике.

Таким образом, анализ данного фрейма показывает, что медийный образ министерства содержит в себе черты государственной структуры, уделяющей незначительное внимание проблеме среднего образовании, а именно проблеме школ. Среди 58 публикаций, посвященных школьному образованию, лишь 14 являются позитивными, но они мало влияют на положительное формирование медиаобраза

МОН РК, поскольку в них описываются незначительные события и мероприятия в сфере среднего образования или же их основными инициаторами выступают различные проправительственные организации.

Останавливаясь на фрейме «МОН РК и высшее образование», отметим, что в газете было опубликовано 18 статей и пять интервью. Образ министерства представлен следующими сюжетами:

а) МОН РК выдавал лицензии вузам, которые не соответствуют государственным стандартам образования («лицензии выдаются весьма сомнительным учебным заведениям, занимающимся больше не процессом обучения, а сбором денег с учащихся»22);

б) МОН РК следит за соблюдением государственных стандартов в высших учебных заведениях. Восемь статей посвящены непосредственно деятельности ведомства и его департаментов в сфере высшего образования. Правительство одобрило законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам государственной молодежной политики», разработанный в соответствии с поручением президента РК Нурсултана Назарбаева, данным на первом съезде «Жас Отан» — молодежного крыла партии «Нур Отан»;

в) представители вузов были обвинены во взяточничестве. Пять статей поднимают проблему коррупции и борьбы с ней. В частности, обсуждаются результаты социологического исследования, проведенного общественным фондом «Транспаренси Казахстан» при поддержке Центра ОБСЕ в Астане. Итоги его свидетельствуют о достаточно высоком коррупционном потенциале казахстанских вузов;

г) МОН РК поощряет деятельность вузов в установлении международных связей с институтами высшего образования других стран. Этому посвящена одна статья.

д) МОН РК способствует развитию науки путем выделения государственных стипендий талантливым, выдающимся выпускникам школ. Пять статей описывают работу министерства в сфере развития науки через поощрение молодых ученых и выпускников школ.

Кроме того, шесть публикаций затрагивали проблему деятельности МОН в сфере разработки и внедрения государственных стандартов профессионального образования (три статьи написаны в позитивном ключе, три — в негативном).

22Хашимов Ш. Как рождается поколение недорослей // Караван. 24.12.2010. URL: http://www.caravan.kz/ archive (18.10.2015).

Проблеме создания условий для повышения доступности профессионального образования было посвящено пять статей, и все они освещали деятельность ведомства в позитивном свете. Публикаций о проблемах поддержки негосударственного сектора профессионального образования было 10, из них восемь статей давали негативную, две — позитивную оценку. Организации и развитию социального партнерства и расширения международного сотрудничества было посвящено по одной статье.

Таким образом, деятельность министерства в сфере высшего образования представлена скорее в позитивном, чем негативном плане. МОН РК представлен как орган, который ответственно относится к развитию высшего образования в стране, стремится улучшить качество вузовского и послевузовского образования, поддерживает стремление молодежи получить высшее образование, а также содействует самостоятельной деятельности вузов в установлении международных связей. Однако такие свойства, как халатность и недобросовестное исполнение своих функций, факты коррупции, препятствуют формированию благожелательного отношения к министерству.

В результате анализа фрейма «МОН РК и единое национальное тестирование (ЕНТ)» выявлено, что в газете был создан образ министерства как органа, уделяющего основное внимание только проблеме качества проведения единого тестирования, но не заботящегося о тех проблемах, которые складываются вокруг ЕНТ. За период 20102012 годов появились 11 публикаций, и только в двух дана положительная оценка.

Подводя общие итоги контент-анализа медиафреймов МОН РК, можно отметить, что образ министерства, формируемый в СМИ за период 2010-2012 годов, носит скорее негативный характер. Сюжеты о халатном отношении к своим обязанностям, особенно в сфере дошкольного и среднего образования, препятствуют позитивному восприятию МОН. У читателя газеты складывается впечатление, что ведомство больше волнует соблюдение официальных стандартов и норм, нежели проблемы детей, молодежи, учителей и простых граждан.

У медийного образа МОН РК есть объективные основания. В феврале — марте 2014 года исследовательское агентство «Рейтинг^» провело экспертный опрос, нацеленный на получение наиболее достоверных оценок эффективности Правительства Республики Казахстан за конец 2013 года и начало 2014 года. Было проанкетировано 39 экспертов — представителей бизнеса, неправительственных организаций и аналитических сообществ. Эксперты отнесли деятельность МОН РК к ряду низкоэффективных. Постоянные реформы в области образования и науки стали основой

недовольства населения и не сказываются на качестве образования. Руководители департаментов, подконтрольных МОН РК, также указывают в числе своих проблем невысокое качество знаний учащихся, низкий уровень трудоустройства выпускников колледжей, высокую степень коррупции в вузах и низкое качество обучения, неэффективность научных исследований, плагиат при написании научных трудов23.

Критические суждения в адрес Министерства образования и науки РК высказывают также и государственные должностные лица. Например, вице-спикер мажилиса (нижней палаты) парламента Республики Казахстан Дарига Назарбаева, выступая на «Правительственном часе» 9 декабря 2013 года, которое транслировалось по республиканскому телеканалу «Астана», говорила: «УМинистерства образования и науки не простая судьба — с 2000 года в отрасли сменилось семь первых руководителей и каждый из них начинал свою деятельность с очередных крупномасштабных реформ, но ни одна из них так и не была доведена до конца. Огромные финансовые вливания в данную отрасль дали более чем скромный результат»24.

Причиной негативного образа МОН РК можно также назвать неэффективную деятельность пресс-службы ведомства. По данным контент-анализа газеты «Караван», в издании мало интервью или пресс-релизов, что указывает на малоэффективную работу пресс-службы МОН РК. Если пресс-служба своевременно не предоставляет полную информацию журналистам, те начинают искать другие источники, которые могут предвзято освещать события. Когда население недостаточно информировано о готовящихся и принимаемых решениях и действиях исполнительной власти, то в обществе возникают благоприятные условия для зарождения различных домыслов и устойчивых мифов, как правило, негативного свойства по отношению к власти. В такой ситуации в отношении населения к власти будет доминировать недоверие и подозрительность, а все действия власти, даже объективно направленные на удовлетворение интересов каждого человека и всего общества в целом, будут восприниматься в обществе неадекватно.

Справедливости ради отметим, что в МОН РК стали осознавать степень важности работы со СМИ. С 2010 года началась активная деятельность Министерства

23 В Республике Казахстан составлен рейтинг качества работы министерств // Капитал [Центр деловой информации]. 05.08.2014. URL: http://kapital.kz/gosudarstvo/32231/v-rk-sostavlen-reiting-kachestva-rabotv-ministerstv.html (19.10.2015).

24 Мажилисмены раскритиковали Министерство образования за реформы, которые дают нулевой выхлоп // Телеканал «Астана» [Сайт]. URL: http://astanatv.kz/news/index/page/874/lang/ru.html (19.10.2015).

образования и науки Республики Казахстан по работе с медиапространством страны, предпринимаются усилия по разъяснению образовательной политики. По данным агентства «Рейтинг^», в мае — июне 2012 года МОН РК заняло третье место в списке ведущих транспарентных министерств и ведомств Республики Казахстан25.

Средства массовой информации являются эффективным инструментом влияния на общественное мнение и формирования образа государственных институтов. Как показало исследование, основными конструкторами медиаобраза Министерства образования и науки Республики Казахстан являются журналисты, которые подбирают информацию, исходя из своего видения целей общественного информирования и своих представлений о проблемных сторонах деятельности государственного ведомства. Однако конструируемые в медиапространстве образы органов власти могут вызывать противоречивое к себе отношение публики, поскольку в фокус внимания журналистов часто попадают события, вызывающие негативную реакцию населения. Таким образом, СМИ могут усиливать негативное восприятие органов государственной власти, что в конечном счет неизбежно сказывается на доверии к ним рядовых граждан.

Список литературы:

1. Афанасьев Д.В. Общество и власть: поиск путей формирования взаимного доверия // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 5. С. 173-178.

2. Богдан Е.Н. Медиаобраз России как понятие теории журналистики // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2007. № 4. С. 122-127.

3. В Республике Казахстан составлен рейтинг качества работы министерств // Капитал [Центр деловой информации]. 05.08.2014. URL: http://kapital.kz/gosudarstvo/32231/v-rk-sostavlen-rejting-kachestva-raboty-ministerstv.html (19.10.2015).

4. Валуйская О.Р. Лингвистические способы создания медиаобраза российского политического лидера // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2013. № 2. С. 99-103.

5. ВахтинаМ.А. Доверие к государству как фактор повышения его эффективности // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2011. № 3. С. 57-65.

25 Рейтинг транспарентности министерств и ведомств Казахстана // Исследовательское агентство «Рейтинг» [Сайт]. URL: http://agencvrating.kz/ministries-rating/ (20.01.2015).

6. Всеволодова А.Н. Медиаобраз городов России в федеральных печатных СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2013. № 2. С. 152-158.

7. Глушко И.В. Роль социального доверия в организации политического дискурса // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2011. № 7-13. С. 59-67.

8. ГраверА.А. Образ, имидж и бренд страны: понятие и направления исследования // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. Электронный вестник. 2012. № 19. С. 29-45.

9. Григоренко Н.И., Минаева Л.В. Коммуникационная политика региональных законодательных органов власти // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. № 42. С. 209-224. URL: http://e-

journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2014/vipusk 42. fevral_2014_g._/kommunikazionnii_m enediment_i_strategitcheskaia_kommunikaziia_v_gosudarstvennom_upravlenii/grigorenkomi naeva.pdf (15.09.2015).

10. Зелянская Н.Л. Медиаобраз политика: интернет-сообщество как агент политической реальности // Политическая лингвистика. Электронный вестник. 2014. № 4. С. 120-126.

11. Козырева П.Х., СмирновА.И. О границах политического доверия // Власть. 2014. № 5. С. 5-10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Коноплева Т.В. Медиаобразы органов власти (на примере Минюста России) // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. № 43. С. 153-172. URL: http://e-

iournal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2014/vipusk 43. aprel 2014 g./kommunikazionnii men ediment_i_strategitcheskaia_kommunikazii a_v_gosudarstvennom_upravlenii/konopleva.pdf (15.09.2015).

13. Левада Ю.А. Механизмы и функции общественного доверия // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001. № 3. С. 7-11.

14. Левашов В.К. Тревоги общества и доверие к государственным институтам // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2005. № 4. С. 28-35.

15. Мажилисмены раскритиковали Министерство образования за реформы, которые дают нулевой выхлоп // Телеканал «Астана» [Сайт]. URL: http://astanatv.kz/news/i ndex/p age/874/lang/ru.html (19.10.2015).

16. Марущак А.В. Политико-социальный образ России в американском медиапространстве // Журналистский ежегодник. 2012. № 1. С. 93-96.

17. Медиапредпочтения казахстанцев. Результаты социологического исследования // Правовой медиацентр [Сайт]. URL: http://lmc.kz/biЫioteka/research/item/2025-медиа-предпочтения-казахстанцев.Ыт! (20.01.2015).

18. Мерсиянова И.В., Пахомова Е.И., Якимец В.Н. Доверие граждан к деятельности государственных служащих // Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 4. С. 98-119.

19. Москвин Л.Б. Власть и общество: проблема доверия // Власть. 2011. № 9. С. 7-10.

20. Пашенцев Е.Н. «Левый поворот» и медиавойны в Латинской Америке // Государственное управление. Электронный вестник. 2015. № 51. С. 283-316. URL: http://e-

iournal. spa.msu.ru/uploads/vestnik/2015/vipusk 51. avgust_2015_g._/kommunikazionnii_ menedjment i strategitcheskaja kommunikazija v gosudarstvennom upravlenii/pashentsev. pdf (15.09.2015).

21. Пушкарева Г.В. Homo politicus: человек политический. М.: Аргамак-медиа, 2014.

22. Реутов Е.В. Роль доверия в легитимации власти // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия История. Политология. 2014. № 21. С. 172-176. URL: http://dspace.bsu.edu.ru/ispui/bitstream/123456789/11732/1/Reutov

Roi doveriya.pdf (11.10.2015).

23. Составлен рейтинг транспарентности министерств и ведомств Казахстана // Zakon.kz [Информационное агентство]. 27.06.2012. URL: http://www.zakon.kz/kazakhstan /4499230-sostavlen-reiiting-transparentnosti.html (15.09.2015).

24. Хашимов Ш. Как рождается поколение недорослей // Караван. 24.12.2010. URL: http://www.caravan.kz/archive (18.10.2015).

25. Штомпка П. Доверие — основа общества / пер. с польск. Н.В. Морозовой. М.: Логос, 2012.

26. Entman R.M. Framing: Toward Clarification of a Fractured Paradigm // Journal of Communication. 1993. No 43. P. 51-53.

27. Gamson W. A., Modigliani A. The Changing Culture of Affirmative Action // Research in political sociology. 1987. No 3. P. 137-177.

28. Semetko H. A., ValkenburgP.M. Framing European Politics: A Content Analysis of Press and Television News // Journal of Communication. 2000. No 50 (2). P. 93-109.

Abzhapparova A.A.

The Role of the Media Image of State Departments in the Formation of Public Confidence (On the example of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan)

Aigul A. Abzhapparova — graduate student, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: aigul787@mail.ru

Annotation

Public confidence is an important factor of legitimacy. In modern society, this confidence is based mainly on the images generated by the media. The author uses content analysis and frame analysis to explore the media image of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan. The article shows that the media creates a very controversial image of the State body that prevents its positive perception by the citizens of Kazakhstan.

Keywords

Media image, press service, confidence, public authority, Ministry of Education and Science.

References:

1. Afanas'ev D.V. Obshchestvo i vlast': poisk putei formirovaniia vzaimnogo doveriia. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz, 2014, 5, pp. 173-178.

2. Bogdan E.N. Mediaobraz Rossii kak poniatie teorii zhurnalistiki. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 10. Zhurnalistika, 2007, 4, pp. 122-127.

3. V Respublike Kazakhstan sostavlen reiting kachestva raboty ministerstv. Kapital [Tsentr delovoi informatsii]. 05.08.2014. URL: http://kapital.kz/gosudarstvo/32231/v-rk-sostavlen-rejting-kachestva-raboty-ministerstv.html (19.10.2015).

4. Valuiskaia O.R. Lingvisticheskie sposoby sozdaniia mediaobraza rossiiskogo politicheskogo lidera. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 2. Iazykoznanie, 2013, 2, pp. 99-103.

5. Vakhtina M.A. Doveriia k gosudarstvu kak faktor povysheniia ego effektivnosti. Journal of Institutional Studies (Zhurnal institutsional'nykh issledovanii), 2011, 3, pp. 57-65.

6. Vsevolodova A.N. Mediaobraz gorodov Rossii v federal'nykh pechatnykh SMI. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki, 2013, 2, pp. 152-158.

7. Glushko I.V. Rol' sotsial'nogo doveriia v organizatsii politicheskogo diskursa. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 7. Filosofiia. Sotsiologiia i sotsial'nye tekhnologii, 2011, 7-13, pp. 59-67.

8. Graver A.A. Obraz, imidzh i brend strany: poniatie i napravleniia issledovaniia. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiia. Sotsiologiia. Politologiia. Elektronnyi vestnik, 2012, 19, pp. 29-45.

9. Grigorenko N.I., Minaeva L.V. Kommunikatsionnaia politika regional'nykh zakonodatel'nykh organov vlasti. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik, 2014, 42, pp. 209-224. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2014/vipusk 42. fevral 2014 g. /kommunikazionnii menedjment i strate gitcheskaja kommunikazija v gosudarstvennom upravlenii/grigorenkominaeva.pdf (15.09.2015).

10. Zelianskaia N.L. Mediaobraz politika: internet-soobshchestvo kak agent politicheskoi real'nosti. Politicheskaia lingvistika. Elektronnyi vestnik, 2014, 4, pp. 120-126.

11. Kozyreva P.Kh., Smirnov A.I. O granitsakh politicheskogo doveriia. Vlast', 2014, 5, pp. 5-10.

12. Konopleva T.V. Mediaobrazy organov vlasti (na primere Miniusta Rossii). Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik, 2014, 43, pp. 153-172. URL: http://e-

iournal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2014/vipusk 43. aprel 2014 g./kommunikazionnii menedjment i strategi tcheskaja kommunikazija v gosudarstvennom upravlenii/konopleva.pdf (15.09.2015).

13. Levada Iu.A. Mekhanizmy i funktsii obshchestvennogo doveriia. Monitoring obshchestvennogo mneniia: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny, 2001, 3, pp. 7-11.

14. Levashov V.K. Trevogi obshchestva i doverie k gosudarstvennym institutam. Monitoring obshchestvennogo mneniia: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny, 2005, 4, pp. 28-35.

15. Mazhilismeny raskritikovali Ministerstvo obrazovaniia za reformy, kotorye daiut nulevoi vykhlop. Telekanal «Astana» [Sait]. URL: http://astanatv.kz/news/index/page/874/lang/ru.html (19.10.2015).

16. Marushchak A.V. Politiko-sotsial'nyi obraz Rossii v amerikanskom mediaprostranstve. Zhurnalistskii ezhegodnik, 2012, 1, pp. 93-96.

17. Mediapredpochteniia kazakhstantsev. Rezul'taty sotsiologicheskogo issledovaniia. Pravovoi mediatsentr [Sait]. URL: http://lmc.kz/biblioteka/research/item/2025-media-predpochteniia-kazakhstantsev.html (20.01.2015).

18. Mersiianova I.V., Pakhomova E.I., Iakimets V.N. Doverie grazhdan k deiatel'nosti gosudarstvennykh sluzhashchikh. Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniia, 2012, 4, pp. 98-119.

19. Moskvin L.B. Vlast' i obshchestva: problema doveriia. Vlast', 2011, 9, pp. 7-10.

20. Pashentsev E.N. "Levyi povorot" i mediavoiny v Latinskoi Amerike. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik, 2015, 51, pp. 283-316. URL: http://e-

iournal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2015/vipusk 51. avgust 2015 g. /kommunikazionnii menedjment i strat egitcheskaia kommunikazija v gosudarstvennom upravlenii/pashentsev.pdf (15.09.2015).

21. Pushkareva G.V. Homo politicus: chelovekpoliticheskii. Moscow: Argamak-media, 2014.

22. Reutov E.V. Rol' doveriia v legitimatsii vlasti. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia Istoriia. Politologiia, 2014, 21, pp. 172-176. URL: http://dspace.bsu.edu.ru/jspui/bitstream/1 23456789/11732/1/Reutov Roi doveriya.pdf (11.10.2015).

23. Sostavlen reiting transparentnosti ministerstv i vedomstv Kazakhstana. Zakon.kz [Informatsionnoe agentstvo]. 27.06.2012. URL: http://www.zakon.kz/kazakhstan/4499230-sostavlen-rejjting-transparentnosti.html (15.09.2015).

24. Khashimov Sh. Kak rozhdaetsia pokolenie nedoroslei. Karavan, 24.12.2010. URL: http://www.caravan.kz/archive (18.10.2015).

25. Shtompka P. Doverie — osnova obshchestva / per. s pol'sk. N.V. Morozovoi. Moscow: Logos, 2012.

26. Entman R.M. Framing: Toward Clarification of a Fractured Paradigm. Journal of Communication, 1993, 43, pp. 51-53

27. Gamson W. A., Modigliani A. The Changing Culture of Affirmative Action. Research in political sociology, 1987, 3, pp. 137-177.

28. Semetko H. A., Valkenburg P.M. Framing European Politics: A Content Analysis of Press and Television News. Journal of Communication, 2000, 50 (2), pp. 93-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.