Научная статья на тему 'Технологии управления автоматизацией корпоративного комплекса отечественной промышленности'

Технологии управления автоматизацией корпоративного комплекса отечественной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ / AUTOMATION / INFORMATION SYSTEMS AND TECHNOLOGIES / ADMINISTRATIVE DECISIONS / COMPETITIVENESS / COMPETITIVE POTENTIAL / MANAGEMENT OF COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов Михаил Александрович

В статье приведен анализ существующих информационных систем, призванных поддерживать различные типы принимаемых управленческих решений. Акцент сделан на сервис-ориентированные технологии внедрения ИТ-решений в отечественных корпорациях, а также на уровни процессов и категории при использовании сервис-ориентированной технологии внедрения ИТ-решений в практику корпорации. Под корпорацией автор понимает совокупность юридических и физических лиц, объединившихся для достижения какой-либо цели и образующих самостоятельный субъект права новое юридическое лицо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соколов Михаил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF MANAGEMENT OF THE DOMESTIC INDUSTRY CORPORATE COMPLEX AUTOMATION

The article describes the analysis of the existing information systems, urged to support various types of made administrative decisions. The emphasis is placed on service the focused technologies of introduction of IT solutions in a domestic corporations, and also on levels of processes and category when using service the focused technology of introduction of IT solutions in corporation practice. The author understands set of the legal entities and individuals who have united for achievement of any purpose and forming independent legal entity as corporation the new legal entity.

Текст научной работы на тему «Технологии управления автоматизацией корпоративного комплекса отечественной промышленности»

ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМАТИЗАЦИЕЙ КОРПОРАТИВНОГО КОМПЛЕКСА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Соколов Михаил Александрович

канд. экон. наук, доц. каф. Общего менеджмента и предпринимательства Московского государственного университета экономики, статистики и

информатики, РФ, г. Москва E-mail: sokolov.mikhail@maiLru

TECHNOLOGIES OF MANAGEMENT OF THE DOMESTIC INDUSTRY CORPORATE COMPLEX AUTOMATION

Sokolov Mikhail

Ph.D, Assoc. Department. General management and business of the Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics, Russia Moscow

АННОТАЦИЯ

В статье приведен анализ существующих информационных систем, призванных поддерживать различные типы принимаемых управленческих решений. Акцент сделан на сервис-ориентированные технологии внедрения ИТ-решений в отечественных корпорациях, а также на уровни процессов и категории при использовании сервис-ориентированной технологии внедрения ИТ-решений в практику корпорации. Под корпорацией автор понимает совокупность юридических и физических лиц, объединившихся для достижения какой-либо цели и образующих самостоятельный субъект права — новое юридическое лицо.

ABSTRACT

The article describes the analysis of the existing information systems, urged to support various types of made administrative decisions. The emphasis is placed on service — the focused technologies of introduction of IT solutions in a domestic corporations, and also on levels of processes and category when using service — the focused technology of introduction of IT solutions in corporation practice. The author understands set of the legal entities and individuals who have united for achievement of any purpose and forming independent legal entity as corporation — the new legal entity.

Ключевые слова: автоматизация; информационные системы и технологии; управленческие решения; конкурентоспособность; конкурентный потенциал; управление конкурентоспособностью.

Keywords: automation; information systems and technologies; administrative decisions; competitiveness; competitive potential; management of competitiveness.

При помощи современных информационных технологий управления можно описать любой бизнес-процесс, проводимый в рамках корпоративного объединения, и, автоматизировав его, обеспечить повышение общей производительности и рентабельности корпорации, скоординированность работы всех ее частей, сокращение издержек производства и обращения [1].

Для описания и поддержки различных типов решений и бизнес-процессов, существующих на различных уровнях современных отечественных корпораций промышленного сектора, на рынке информационные систем разработаны и предлагаются специализированные ИТ-решения (табл. 1).

Таблица 1.

Различные типы ИС поддерживают различные типы решений [2]

Типы решений Организационный уровень

Эксплуатационн ый Знания Тактический (Управленчески й) Стратегически й

Структур и- рованные Выписка и обработка счетов (Системы обработки транзакций — Transaction Processing Systems - TPS)

Частично структури рованные Электронное планировани е (Системы автоматизац ии производств а — Office Повышение эффективности производства, подготовка бюджета (Информацион ные системы Удобное размещение производства (Системы поддержки принятия решений —

Automation Systems — OAS) управления — Management Information Systems - MIS) Decision Support Systems — DSS)

Неструкт у- рирован-ные Разработка продукции (Системы управления знаниями — Knowledge Work System - KWS) Новая продукция, новые рынки (Исполнитель ные системы поддержки руководства — Executive Support Systems — ESS)

Таким образом, информационные технологии являются своеобразным «двигателем», «стержнем» развития современного корпоративного комплекса отечественной промышленности, в связи с чем, повышение его информатизации, автоматизации, уровня аппаратного и программного обеспечения заявлено приоритетнейшей задачей в программе национального развития Правительством Российской Федерации [3].

Однако отечественная промышленность на сегодняшний день переживает не самые лучшие времена, а оснащение предприятий современными технологиями управления, как известно, требует больших затрат [4].

Кроме вышеназванных трудностей, перед корпоративными объединениями отечественного промышленного комплекса почти всегда встает проблема внедрения ИС, выбора «правильной» технологии автоматизации бизнес-процессов, способной обеспечить и учесть все нижеследующие моменты [5]:

• Привязку бизнес-модели компании к конкретной информационной системе — как тот или иной бизнес-процесс будет автоматизирован конкретной системой [6];

• Выработку регламентирующих документов на период внедрения;

• Повышение квалификации персонала [7]:

о Разработку специализированных учебно-методических материалов;

o Анализ эффективности работы персонала с ИТ инфраструктурой и выработку рекомендаций по совершенствованию;

• Анализ эффективности использования ИТ инфраструктуры и выработку рекомендаций по совершенствованию;

• Анализ рисков ИТ инфраструктуы и выработку рекомендаций по совершенствованию;

• Контроллинг работы автоматизированных бизнес-процессов.

Одним из вариантов, является внедрение по принципу сервисной ориентации, обеспечивающее быструю или мгновенную корректировку информационной системы, с целью постоянной корреляции по отношению к бизнес-процессам [8].

Service Orient Architect Implementation — технология автоматизации корпоративного объединения отечественной промышленности, при котором предполагается, что компания — интегратор, привлекаемая для внедрения проекта автоматизации, вырабатывает проект-вектор (документ, указывающий общее направление развития информационной системы), производит базовое обучение сотрудников и развертывание бизнес-приложений, автоматизирует процессы первого уровня [9], а дальнейшие работы идут на основе специализированного договора SLA (Service Level Agreement), т. е. сервисного обслуживания с мгновенной реакцией на изменения (рис. 1).

Ведение дальнейших работ на основе специализированного договора 5LA

Рисунок 1 Сервис-ориентированная технология внедрения ИТ-решений в корпоративный комплекс отечественной промышленности [10]

В основе сервис-ориентированного внедрения лежит бизнес-матрица компании, которая позволяет классифицировать процессы в двух разрезах: категория и динамичность (табл. 2) [11].

Таблица 2.

Уровни процессов и категории при использовании сервис-ориентированной технологии внедрения ИТ-решений

Уровни процессов Категории

А Б С □

х Й о X г Б г т. X £ СЕ Активные 2 3 3 4

Стабильные 1 2 3 4

Консервативные | 2 2

Категория процесса определяется комбинацией показателей доходности процесса и степени его влияния на бизнес корпорации комплекса отечественной промышленности.

Выделяются 4 базовые категории [12]:

1. Категория А — процесс критически влияет на бизнес и приносит доход.

2. Категория В — процесс критически влияет на бизнес и не приносит доход.

3. Категория С — процесс критически не влияет на бизнес и приносит доход.

4. Категория Б — процесс критически не влияет на бизнес и не приносит доход.

Динамичность процесса рассматривается с точки зрения изменяемости его во времени.

Процессы могут быть [13]:

1. Консервативные — процессы, период изменяемости которых более 2 лет. К ним относятся технологические процессы, процессы, регулируемые законодательством и т. д.

2. Стабильные — процессы, период изменяемости которых около 1 года. Это работа с договорами, процессы, связанные с согласованием распорядительной документации и пр.

3. Активные — процессы, которые могут меняться практически ежемесячно или даже еженедельно. В эту группу обычно попадают некоторые ИЯ-процессы (например, поиск сотрудников), маркетинговые (например, организация семинара, выставки) и другие «творческие» процессы.

По расположению в ячейках матрицы бизнес-процессы могут не подлежать автоматизации в силу нецелесообразности (процессы четвертого уровня), подлежать автоматизации в первую очередь в рамках проектного договора (процессы первого уровня), подлежать перманентной автоматизации и актуализации с определенной периодичностью с использованием соглашения на сервисное обслуживание (процессы второго и третьего уровня) [8].

Сервис-ориентированная технология внедрения ИТ-решений является дорогой и трудоемкой, но ее эффективность покрывает все расходы и выводит компанию на качественно иной информационный уровень, позволяя тем самым быть конкурентоспособной в условиях динамично меняющихся условий внешней среды [7].

Таким образом, подводя итоги нашей работы, отметим, что внедрение информационных технологий во все экономико-образующие отрасли и крупнейшие корпоративные комплексы отечественной промышленности является важной государственной задачей, требующей пристального внимания и решения как со стороны органов власти, так и со стороны управляющих данными предприятиями на местах [6].

Эффективное управление, адекватный выбор процессов, которые необходимо автоматизировать с целью оптимизации работы корпоративного комплекса, а также привлечение высококвалифицированных специалистов, также является залогом успеха и процветания корпоративного образования в будущем. Здесь необходимо учитывать сложность структуры корпорации, степень специализации, наличие вертикальных, либо горизонтальных связей в

цепочке добыча — производство — реализация сырья и готовой продукции предприятия, а также многие другие факторы.

Процесс автоматизации и внедрения передовых технологий на крупные корпоративные объединения промышленности Российской Федерации — процесс сложный, многомерный и долговременный [10]. Возможно, он займет в своем осуществлении не одно десятилетие, но он необходим нашей стране, не только для того чтобы обеспечить стабильное развитие национальной экономики, но и конкурентоспособными выйти на международные рынки, с гордостью подтверждая не только статус крупнейшей ресурсно-сырьевой державы в мире, но и высокотехнологичной, индустриальной страны [11].

Список литературы:

1. Башкатова Ю.И. Управленческие решения. Учебное пособие. М., 2008.

2. Башкатова Ю.И., Бебрис А.О. Принятие эффективных управленческих решений в венчурных фирмах. Транспортное дело России. — 2013. — № 5. — С. 160—163.

3. Башкатова Ю.И. Контроллинг в управленческом консультировании. автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). М., 2007.

4. Леонтьева Л.С., Кузнецов В.И., Конотопов М.Н., Орехов С.А., Башкатова Ю.И., Морева Е.Л., Орлова Л.Н. Теория менеджмента. М., 2013.

5. Решетько Н.И. Стратегии развития предпринимательских структур информационного комплекса в условиях конкуренции. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). М., 2009

6. Решетько Н.И. Роль СЯМ-систем в разработке и реализации стратегии развития предприятия. Менеджмент в России и за рубежом. — 2007. — № 6. — С. 138—141.

7. Бебрис А.О., Решетько Н.И. Формирование механизмов развития предпринимательских структур в условиях конкуренции. Вестник Университета (Государственный университет управления). — 2011. — № 17. — С. 113—118.

8. Решетько Н.И. Проблемы повышения конкурентоспособности отечественного инфокоммуникационного комплекса. Инновации в науке.

— 2013. — № 28. — С. 172—175.

9. Соколов М.А. Возможности использования зарубежного опыта в российской практике слияний и поглощений. Вопросы экономических наук. — 2007. — № 5. — С. 199—201. Вопросы экономических наук. — 2007. — № 5. — С. 199—201.

10. Соколов М.А. Организационно-экономическая модель управления стоимостью российских компаний в условиях проводимых процедур по слияниям и поглощениям. Проблемы экономики. — 2007. — № 5. — С. 27—31.

11. Соколов М.А. Аналитическая модель комплексной оценки эффективности интеграционных трансформаций организаций за счет слияний и поглощений. Транспортное дело России. — 2010. — № 6. — С. 139—143.

12. Харламов О.И. Основные факторы эффективности применения интернет-технологий на предприятиях табачной отрасли. Интеграл. — 2011. — № 5.

— С. 102—103.

13. Харламов О.И. Интернет-магазин как инструмент повышения уровня продаж. Интеграл. — 2011. — № 6. — С. 124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.