Научная статья на тему 'Технологии таможенного администрирования на современном этапе: проблемы и перспективы'

Технологии таможенного администрирования на современном этапе: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
287
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенные администрации / таможенное администрирование / технологии таможенного администрирования / электронный документооборот / цифровизация / customs administrations / customs management / customs management technologies / electronic document management / digitalization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.С. Теплякова

Рассмотрено текущее состояние, основные проблемы и перспективы развития отдельных технологий таможенного администрирования в Российской Федерации с учетом функционирования Евразийского экономического союза. Отмечено, что за последние несколько десятилетий таможенные органы концептуально изменили подходы к осуществлению деятельности, однако на современном этапе остается ряд проблем в ходе реализации технологий таможенного администрирования, несмотря на усилия по их устранению и минимизации негативных последствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technologies of Customs Management at the Present Stage: Problems and Prospects

The current state, main problems and prospects of development of certain technologies of customs management in the Russian Federation, taking into account the functioning of the Eurasian Economic Union, are considered. It is noted that over the past few decades, customs authorities have changed approaches to the implementation of activities, but at the present stage there are a number of problems in the implementation of customs administration technologies, despite efforts to eliminate them and minimize negative consequences.

Текст научной работы на тему «Технологии таможенного администрирования на современном этапе: проблемы и перспективы»

УДК 339.543

DOI 10.24412/1815-0683-2022-4-98-102 А. С. ТЕПЛЯКОВА*

Технологии таможенного администрирования на современном этапе: проблемы и перспективы

Рассмотрено текущее состояние, основные проблемы и перспективы развития отдельных технологий таможенного администрирования в Российской Федерации с учетом функционирования Евразийского экономического союза. Отмечено, что за последние несколько десятилетий таможенные органы концептуально изменили подходы к осуществлению деятельности, однако на современном этапе остается ряд проблем в ходе реализации технологий таможенного администрирования, несмотря на усилия по их устранению и минимизации негативных последствий.

Ключевые слова: таможенные администрации, таможенное администрирование, технологии таможенного администрирования, электронный документооборот, цифровизация.

ТЕПЛЯКОВА Анастасия Сергеевна -аспирант.

a.teplyakova@customs-academy.ru. TEPLYAKOVA A. S. - Postgraduate.

A. S. TEPLYAKOVA

Technologies of Customs Management

at the Present Stage: Problems and Prospects

The current state, main problems and prospects of development of certain technologies of customs management in the Russian Federation, taking into account the functioning of the Eurasian Economic Union, are considered. It is noted that over the past few decades, customs authorities have changed approaches to the implementation of activities, but at the present stage there are a number of problems in the implementation of customs administration technologies, despite efforts to eliminate them and minimize negative consequences.

Keywords: customs administrations, customs management, customs management technologies, electronic document management, digitalization.

Поддержание благосостояния и безопасности государства и проведения эффективного таможенного контроля на современном этапе

* Российская таможенная академия. 140015, Люберцы, Комсомольский пр-т, 4. Russian Customs Academy. 4, Komsomolsky Ave., Lyubertsy, 140015.

становится возможным только при наличии комплексной программы модернизации, основанной на информационных технологиях, способных анализировать массивы информации, а также при развитии передовых таможенных технических инструментов. Будущее таможенного администрирования связывается с изменениями внешнеэкономической среды и с изменениями в самой деятельности таможенных органов. Становится очевидным, что таможенные органы концептуально изменили подходы к осуществлению деятельности за последние несколько десятилетий. Отчасти это связано с развитием различного рода технологий, а также формированием и успешным функционированием Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз) и необходимостью в связи с этим пересматривать существующую архитектуру взаимодействия в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Большинство исследований в сфере таможенного дела в настоящее время направлены на повышение производительности (результативности) путем совершенствования технологий таможенного администрирования, к которым относят инструменты цифровизации и автоматизации таможенных операций в соответствии с лучшими мировыми практиками, информационные и иные технологии.

Основная официально определенная миссия таможенных органов Российской Федерации заключается в содействии развитию международной торговли, росту товарооборота, обеспечению национальной безопасности России и достижении высокого качества таможенного администрирования1.

Несмотря на значительные усилия со стороны государства и таможенных органов, направленные на развитие и совершенствование таможенного администрирования, проблемы, связанные с длительными сроками оформления грузов, сложностью процедур и операций, сопровождающихся множеством документов, все еще не устранены и приводят к росту затрат участников ВЭД, как временных, так и материальных. Деятельность таможенных администраций любой страны напрямую влияет на благосостояние государства и населения, поскольку рост издержек основных участников ВЭД, к которым относятся перевозчики, импортеры, экспортеры, прямо пропорционален объему расходов населения.

Администрирование в таможенной сфере, как и понятие административного управления, по мнению некоторых экспертов, является формой управления в виде исполнительной и распорядительной деятельности администраций (управлений) разных уровней. Такая деятельность характеризуется функциями, способами организаций, методами и технологией выполнения управленческих воздействий, операций на основе сочетания директивных и носящих рекомендательный характер соответствующих указаний руководства [3].

На современном этапе понятие «таможенное администрирование», несмотря на необходимость однозначного и определенного толкования всех процессов и явлений в сфере ВЭД для корректного построения долгосрочных планов развития, является неоднозначным и спорным в экономической теории. По большей части

1 Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р.

это следствие того, что данное «популярное» понятие не нашло отражения в нормативных правовых документах, составляющих право ЕАЭС и национальном законодательстве государств-членов [4].

Во многих исследованиях не просматривается различий между понятиями менеджмент, таможенное администрирование и администрирование таможенных платежей, все они представлены в общей системе. Взаимозаменяемость и более узкое по сущности представление данных понятий приводит к неоднозначности при определении методов воздействия и механизмов регулирования.

Таможенное администрирование на современном этапе и с учетом избранного вектора становления таможенной деятельности в РФ представляется деятельностью сферы услуг. Понятие таможенных услуг также является нормативно неопределенным и незакрепленным, существуют лишь авторские определения. Большинство исследователей пронимают таможенную услугу как результат деятельности таможенных органов, имеющей целью реализацию государственных функций и удовлетворение потребностей участников ВЭД. Исходя из этого, можно определить двойственный характер таможенной услуги, как и всей таможенной сферы [2].

Проанализировав авторские определения понятия «таможенная услуга» и множество аспектов сферы ВЭД, можно предположить, что таможенная услуга представляет собой вид государственной услуги, заключающейся в направленной административной деятельности таможенных органов, реализующих свои функции, которая выражается в определенных административных процедурах, осуществляемых должностными лицами таможенных органов по запросам иностранных ведомств, физических или юридических лиц, регламентированных нормативно-правовыми актами, или услуги, осуществляющейся по запросу физических или юридических лиц на коммерческой основе в сфере таможенного дела.

Таможенные органы России активно используют разного рода технологии и постоянно совершенствуют методы и инструменты, применяемые при оказании таможенных услуг, взаимодействуя с участниками ВЭД и реализуя возложенные на них государством функции с целью повысить эффективность и результативность деятельности.

Понятие «таможенные технологии» в сфере ВЭД некорректно рассматривать только как информационные технологии или передовые технологии. Большинство толковых словарей дают определение понятию «технологии» как совокупности способов, инструментов, методов и операций, применяемых для достижения поставленных целей. Исходя из этого, таможенные технологии подразумевают под собой совокупность методов, алгоритмов действий, инструментов и операций, направленных на удовлетворение интересов, с одной стороны, участников ВЭД, а с другой - государства, поддержание и осуществление функций и задач таможенных органов и обеспечение экономической безопасности государства и населения.

На современном этапе основой развития системы таможенного администрирования являются современные информационные и цифровые технологии,

а также технические приспособления и инструменты, которые создаются с целью нивелировать негативные последствия от недобросовестных действий в сфере ВЭД. Совершенствуются и видоизменяются на этом фоне организационно-методические основы, а также нормативно-правовые акты, регламентирующие все стороны взаимодействия и действия в рамках ВЭД, которые также являются своеобразным инструментом таможенных и других государственных органов, направленным на достижение целей таможенных органов и государства в целом, а соответственно, особыми таможенными технологиями.

Таможенные технологии - это не только определенный программный продукт или техника, но и совокупность нормативно-правовых и организационных документов, которые организовывают и регламентируют деятельность с ними (программными продуктами и техникой), а также программы подготовки кадров, в деятельности которых присутствуют данные инструменты. Отдельная таможенная технология представляет собой на современном этапе систему, состоящую из множества элементов, к развитию которой необходимо подходить комплексно.

Формирование и развитие систем таможенных технологий происходит в национальных границах, однако в условиях ЕАЭС, как и любого подобного межгосударственного союза, для дальнейшего успешного функционирования данных систем необходимо на высшем уровне согласовывать процессы и направления развития и устанавливать единый вектор развития применяемых технологий таможенного администрирования в сфере ВЭД. В современных условиях глобализации и дальнейшего развития международной экономической интеграции в рамках ЕАЭС согласованная политика деятельности является залогом экономической безопасности и гарантом экономического роста государств - членов Союза.

В случае если страна входит в региональный союз, то выполнение функции таможенных администраций осложняется. Особенность заключается в том, что государства, входящие в состав региональных экономических союзов, как правило, неоднородны по своему техническому оснащению, кадровой подготовленности и нормативному и методическому обеспечению. Актуальной проблемой при отсутствии внутренних таможенных границ, а порой и государственных, становится результативность и эффективность таможенного контроля, его соответствие провозглашаемым принципам.

Преобразование таможенного администрирования выражено в упрощении условий оформления таможенных грузов для добросовестного участника ВЭД, а также постепенном переходе на повсеместное и полное электронное, или «анонимное», обезличенное, взаимодействие. Чем более надежны участники ВЭД для таможенных органов, тем более быстро и безболезненно проводятся все таможенные операции.

Развитие таможенного администрирования напрямую связано с изменениями в сфере ВЭД и в самой деятельности таможенных органов. Основа изменений связана с развитием цифровых технологий. Полный электронный документооборот, информатизация, и как ее продолжение - цифровизация, открывают

новые возможности для упрощения, ускорения и удешевления процедур внешней торговли, а также надзора за подобной деятельностью. На нынешнем этапе для таможенных органов важно взаимодействие с налоговыми органами, которые в некоторых областях уже опережают [1].

В настоящее время некорректно утверждать о функционировании таможни России как «цифровой таможни», поскольку не до конца была сформирована «электронная таможня», что в первую очередь выражается в ненадлежащем качестве электронного документооборота между участниками ВЭД и таможней, а также иными органами исполнительной власти РФ. Планомерное и комплексное развитие технологий таможенного администрирования как единой системы способствует созданию безбумажной среды и осуществление полностью оперативного электронного и срочного взаимодействия, а также эффективному обеспечению экономической безопасности государства, снижению временных и материальных издержек всех участников ВЭД.

Все видоизменения таможенного администрирования, как в России, так и во всем остальном мире, происходят стремительно и в большинстве случаев скачкообразно. Резкий рост развития технологий в части программ и техники, сложное законодательство в области ВЭД, которое не успевает развиваться в темпе материальной части технологий таможенного администрирования, способствуют появлению многих проблем и вопросов, решать которые необходимо также быстро, чтобы не нанести значительный, в первую очередь экономический, урон государству и обществу.

Список литературы

1. Баландина Г. В., Синельников-Мурылев С. Г., Пономарев Ю. Ю., Точин А. В. Таможенное администрирование в России: направления совершенствования // Экономическая политика. 2018. № 3. С. 106-131.

2. Гупанова Ю. Е. Разработка концептуальных, методологических и методических основ управления качеством таможенных услуг: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2013.

3. Иващенко М. В. Администрирование в деятельности таможенных органов РФ: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 12.00.14. Ростов н/Д., 2011. 24 с.

4. Мильшина И. В. Понятие и содержание таможенного администрирования в Евразийском экономическом союзе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19, № 1. С. 97-100.

© Теплякова А. С., 2022 © Тер1уакоуа А. 8., 2022

Для цитирования:

Теплякова А. С. Технологии таможенного администрирования на современном этапе: проблемы и перспективы // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2022. № 4(101). С. 98-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.