Уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам (К) определялся по формуле:
где - фактическое количество баллов, полученных всеми участвующими в опросе учителями;
- максимально возможное количество баллов.
К < 0,45 - критический уровень;
0,46 < К < 0,65 - низкий уровень;
0.66.< К < 0,85 - допустимый уровень;
К > 0,86 - оптимальный уровень.
Полученные данные позволили вычислить коэффициент для каждой из школ:
- школа А К = 0,48
- школа Б К = 0,53
- школа В К = 0,49
что, к сожалению, соответствует низкому уровню для каждой из исследуемых школ. Очевидно, что руководству школ следует обратить серьезное внимание на разъяснение позитивных эффектов от внедряемых инноваций, спланировать работу по более активному вовлечению педагогов в процессы создания, освоения и закрепления новшеств.
Следует, однако, признать, что подобное анкетирование лишь в самом общем виде характеризует ситуацию в школах, поскольку вопросы анкеты отражают отношение педагогов к инновационной деятельности в целом, а не их позицию относительно конкретного нововведения и текущей ситуации в школе. Поэтому в целях получения более релевантных данных следует обращаться к анализу восприятия педагогами не инноваций «вообще», а к конкретному нововведению, непосредственно затрагивающего и волнующего тот или иной педагогический коллектив.
Выводы. Таким образом, проведенное исследование позволило определить структуру и выявить базовые характеристики инновационного поведения педагогов, определяющие основные направления формирования готовности педагогов к инновационной деятельности. Результаты исследования показали, что широко используемое в последние годы в научном дискурсе понятие «инновационное поведение» как фактор устойчивого развития педагогических систем следует рассматривать в контексте качественных характеристик организационного поведения, таких как базовые и инструментальные ценности, установки, нормы, отношения и др.
Литература:
1. Каменкова Е.И., Зинченко В.Ю., Галажинский Э.В. Психолого-педагогическое сопровождение реализации инновационных образовательных программ. - М.: Норма, 2011. - 237 с.
2. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Психология инновационного поведения - Томск: Томский государственный университет, 2009. - 240 с.
3. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики) / А.И. Пригожин. М.: Политиздат, 1989. - 271 с.
4. Соколова Г.Н., Кобяк О.В. Экономико-социологический словарь - Минск: Беларуская навука, 2013. - 616 с.
Педагогика
УДК:374
кандидат физико-математических наук, доцент Троешестова Дарья Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Ярдухина Светлана Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» (г. Чебоксары)
ТЕХНОЛОГИИ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ С МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТЬЮ
Аннотация. В статье рассматриваются современные технологии самообразования, способствующие развитию математической одарённости школьников. Выделяются факторы, способствующие развитию мотивов к самообразованию. Предлагается модель среды, формирующей индивидуальную образовательную траекторию, направленную на развитие логико-математического интеллекта ребенка. Анализируются существующие дистанционные технологии освоения дополнительных разделов математики, не включенных в школьную программу. Предлагается разработанный авторами онлайн-курс по подготовке к математическим олимпиадам.
Ключевые слова: образовательные технологии, самообразование, дистанционное обучение, компетентность, математическая одаренность.
An^tat^. The article deals with modern technologies of self-education, which contribute to the development of the mathematical endowment of schoolchildren. The factors that contribute to the development of motives for self-education are singled out. A model of the environment that forms an individual educational trajectory aimed at developing the logical-mathematical intellect of the child is proposed. The existing remote technologies for mastering additional sections of mathematics that are not included in the school curriculum are analyzed. An online course on preparation for mathematical Olympiads developed by the authors is offered.
Keywords: educational technologies, self-education, distance learning, competence, mathematical endowment.
Введение. Одним из приоритетных направлений работы современной системы образования является развитие системы сопровождения одаренных детей. В настоящее время все организации, как среднего общего, так и дополнительного образования ведут постоянную работу по улучшению качества работы с одаренными детьми, ищут новые подходы к построению их индивидуальных образовательных траекторий. Активно обсуждаются проблемы организации дополнительного образования детей, вовлечения их в олимпиадное движение, вопросы психолого-педагогического сопровождения их профессионального самоопределения [9-12].
Особую значимость приобрела проблема развития творческого мышления детей, направленного на
генерацию собственных оригинальных идей и решений. Умение самостоятельно конструировать собственные знания стало значимым и актуальным элементом компетентности не только работающих специалистов, но и учащейся молодежи. Именно поэтому новая парадигма российского образования строится на интеграции основного и дополнительного образования с самообразованием.
Изложение основного материала статьи. Вовлечение школьника в серьезную творческую работу предполагает развитие у него умения системно ставить и решать различные задачи. Важным ресурсом для творческой деятельности обучающихся является свободное от основной образовательной деятельности время. Совсем недавно педагогика предполагала единственный способ самостоятельной деятельности в рамках той или ной дисциплины (предмета) в свободное время для школьников - это самостоятельная работа учащегося, которая рассматривалась как рациональный, педагогически управляемый процесс. Для организации самостоятельной работы обучающегося учитель ставит цели, проектирует или использует готовые задания по той или иной теме, определяет время выполнения и срок сдачи работы. Таким образом, самостоятельная работа контролируется педагогом на этапе постановки задач и оценивается им после сдачи работы.
В отличие от самостоятельной работы, самообразование предполагает самостоятельную постановку учащимся целей, соответствующих его познавательным потребностям. Самообразование может быть направлено как на повышение уровня предметных знаний, так и на приобретение и развитие гибких навыков: критическое мышление, эмоциональный интеллект, лидерство, управление временем и других. Таким образом, самообразование подразумевает наличие собственных целей, самостоятельное определение или компоновку содержания образовательных модулей, выбор средств и времени достижения поставленных целей.
Для того, чтобы ввести ребенка в мир проектирования своего образования, в образовательных организациях активно вводятся новые специалисты - тьюторы. В их задачи входит психолого-педагогическое сопровождение осмысления учащимся своих познавательных интересов, выявлении и реализации своего личностного потенциала. Под руководством тьютора современный учащийся может выбрать индивидуальные способы самообразования, что при правильной самоорганизации позволит ему добиться максимально эффективного творческого развития.
Особую потребность в самообразовании испытывают дети с высоким умственным потенциалом -интеллектуально одаренные и высокомотивированные на получение знаний.
Один из признанных подходов к образованию одарённых - индивидуализация обучения. Достичь этого можно с помощью технологий дополнительного образования. При проектировании программ или модулей дополнительного образования необходимо учитывать, что они должны:
- соответствовать познавательным потребностям этих детей: в них должны быть предусмотрены не входящие в общеобразовательную программу вопросы, темы и проблемы;
- предоставлять возможность углублённо изучить те разделы школьной программы, которые выбраны самим обучающимся;
- содержать материалы междисциплинарного характера;
- включать в себя задания творческого и исследовательского типов;
- включать в себя оценку результатов работы на основе формирующего контроля.
Одной из особенностей современного образования является его погруженность в процесс информатизации общества. Стремительное развитие интернет-технологий и использование их во всех сферах жизни сделало необходимым для учащихся владение навыками поиска нужной информации с использованием современных компьютерных средств и сетевых технологий. Владение этими навыками открывает перед учащимися широкие возможности дистанционного образования.
Дистанционные технологии широко используются в современном образовании, в том числе дополнительном математическое образовании [2].
Проблеме проектирования методической системы дистанционного обучения (СДО) математики в средней школе посвящены работы В. И. Снегуровой [5, 6], которая выделяет пять групп проблем, требующих разрешения в ходе проектирования и реализации СДО. К первой группе относятся содержательные проблемы, включающие выбор архитектуры дистанционного ресурса, отбор и структурирование теоретического материала, соответствующих заданий и методов решения, способов и форм представления информации. Далее выделяются психолого-педагогические, методические, организационные и методологические проблемы. Другие исследователи рассматривают вопросы дистанционного обучения по дополнительным разделам математики, включая решение олимпиадных задач, а также инструменты проведения олимпиад в дистанционном формате [3].
Несмотря на то, что в данной области многие вопросы получили разрешение, основная проблема ещё не решена.
На сегодняшний день существует несколько примеров удачного опыта использования дистанционного обучения углубленной математике сельских школьников в некоторых регионах [1, 4, 13]. Есть успешно реализуемые проекты дистанционного обучения олимпиадной математике (онлайн-школа «Фоксфорд», интернет-кружки и олимпиады «Меташкола» и др.). В открытом доступе в сети интернет выложены лекции ведущих педагогов - популяризаторов математики. Однако региональным центрам подготовки математически одарённых учащихся требуется специально спроектированная, качественная и доступная (бесплатная) информационно-образовательная среда для дистанционного обучения.
В данной работе мы предлагаем для обсуждения технологию создания элемента дистанционного обучения по теме «Раскраски и инварианты» в программе дополнительного образования по математике. Задачи на использование инварианта встречаются во всех возрастных группах, поэтому овладение приемами поиска инварианта является необходимым для подготовки к математическим соревнованиям.
Курс разработан в системе Moodle. В начале обучения ученики выбирают тему, с которой они начнут заниматься, и проходят тест входного контроля. Задачи внутри темы расположены по возрастанию сложности, сами разделы связаны нелинейно: четность, процессы и операции, остатки по модулю, перестановки, шахматная раскраска, другие виды раскрасок, разбиения на пары и группы. Теоретический материал с разобранными примерами чередуется с вопросами и задачами, предполагающими либо выбор ответа, либо ввод ответа. К каждому варианту ответа даются комментарии. В случае неправильного ответа ученику предлагается подсказка. Время и количество попыток не ограничиваются. В конце раздела
предлагаются задания для самостоятельного решения. Результаты ответов фиксируются в журнале оценок. Предусмотрена обратная связь.
Описанная выше разработка является модулем дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Олимпиадная математика», реализуемой в рамках Малого физико-математического факультета Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова [7, 8]. Введение этого модуля в программу расширило представление учащихся о методах решения олимпиадных задач. Овладение методами поиска инварианта позволило детям видеть подходы к решению нестандартных задач. Выполнение заданий дистанционной части программы способствовало развитию у учащихся самостоятельности и потребности к самообразованию.
Задача создания необходимых методик и ресурсов, обеспечивающих эту возможность выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов, может быть решена только совместными усилиями педагогического сообщества, на уровне государства. Координатором может выступить Фонд «Талант и успех», уже делающий большие шаги в указанном направлении. Так, создана платформа для дистанционного обучения одаренных детей, проходящих отбор на профильные смены образовательного центра «Сириус», и для педагогов, проходящих повышение квалификации по программам центра.
Выводы. Ресурс может быть использован не только для самообразования одаренных школьников, а также и для самообразования педагогов дополнительного образования, ведущих подготовку детей к высокорейтинговым конкурсам и соревнованиям.
Литература:
1. Бекетова Н.Е. Сетевое взаимодействие: организационные и психолого-педагогические аспекты преподавания углубленной математики учащимся сельских школ с использованием дистанционных технологий. / Бекетова Н.Е., Серафимович И.В. // Современные технологии в науке и образовании - СТНО-2017: сборник трудов II Международной научно-технической и научно-методической конференции: в 8 т. Рязанский государственный радиотехнический университет. - 2017. - С. 200-202.
2. Кудашова Е.И. Формирование самостоятельности школьников при организации дистанционной физико-математической школы. / Кудашова Е.И., Давыдкин И.Б., Кречетова С.Ю. // Формирование и развитие самостоятельности студентов и школьников как стратегический образовательный приоритет в практико-ориентированном обучении: сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 151-153.
3. Малкин М.И. Информационные технологии и электронное обучение при подготовке к математическим олимпиадам. / Малкин М.И., Малкина Е.В., Швецов В.И. // Образовательные технологии и общество. - 2017. - Т. 20. - № 1. - С. 545-555.
4. Подаев М.В. Онлайн-платформа как инструмент педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в области математики. / Подаев М.В. // Continuum. Математика. Информатика. Образование. - 2017. -№ 4 (8). - С. 85-95.
5. Снегурова В.И. Проблемы и ограничения дистанционного обучения математике. / Снегурова В.И. // Вестник Новгородского гос. ун-та им. Ярослава Мудрого. - 2009. - № 53. - С. 57-60.
6. Снегурова В.И. Проектирование системы методического сопровождения сетевого учителя как подсистемы методической системы дистанционного обучения математике. / Снегурова В.И. // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2009. - № 10. - С. 68-75.
7. Троешестова Д.А. Малые факультеты вузов в индивидуальном образовательном маршруте одаренных детей. / Троешестова Д.А., Васильева Е.В. // Высшая школа России перед вызовами современности: перспективы развития: Материалы VII Международной учебно-методической конференции. - 2015. - С. 267-270.
8. Троешестова Д.А. Об опыте организации кружковой работы в системе «Малый физмат ЧГУ». / Троешестова Д.А., Ярдухина С.А., Ярдухин А.К. // Математика в образовании: сборник статей. - Чебоксары, 2015. - С. 45-51.
9. Троешестова Д.А. Роль сезонных школ вузов в развитии математической одаренностиучащихся учащихся младших классов. / Троешестова Д.А., Ярдухина С.А., Васильева Е.В. // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. - С. 327.
10. Троешестова Д.А. Семейные предметные олимпиады как форма сотворчества детей и взрослых. / Троешестова Д.А. // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 53-8. - С. 81-87.
11. Троешестова Д.А. Система педагогического сопровождения профессионального самоопределения одаренных школьников на базе регионального вуза. / Троешестова Д.А. // Совершенствование системы высшего образования: опыт и перспективы: Материалы VIII Международной учебно-методической конференции. - 2016. - С. 465-469.
12. Троешестова Д.А. Система профессиональной ориентации учащихся, привлечения и сопровождения талантливой молодёжи. / Троешестова Д.А., Васильева О.Н. // Высшее образование в России. - 2017. - № 7. -С. 125-131.
13. Фролов И.В. Web-технологии в работе центра поддержки физико-математического образования сельских школьников. / Фролов И.В. // Современные образовательные Web-технологии в системе школьной и профессиональной подготовки: сборник статей участников Международной научно-практической конференции. Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал. - 2017. - С. 276-280.
Педагогика
УДК 796.894
магистрант Тропин Максим Дмитриевич
Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск);
кандидат педагогических наук, доцент Кондратюк Татьяна Александровна
Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск);
доктор педагогических наук, доцент Кудрявцев Михаил Дмитриевич
Сибирский федеральный университет (г. Красноярск), Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск), Сибирский
государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева (г. Красноярск), Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск);
кандидат педагогических наук, доцент Филиппович Владимир Александрович
Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск)
ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСОВ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В статье описан опыт использования дыхательной гимнастики в практике физического образования на начальной ступени школы. Разработан комплекс дыхательных упражнений, который улучшает функциональные показатели респираторной системы детей 8-10 лет, что в конечном итоге способствует здоровьесбережению через укрепление дыхательной мускулатуры и всего организма в целом, и может быть использовано в современной практике физического образования.
Ключевые слова: дыхательная гимнастика, обучающийся, физическая культура, респираторная система, глубокое дыхание, мышечная деятельность, физическое образование, начальная ступень школы, проба Штанге, проба Генче.
Annotation. The article describes the experience of using respiratory gymnastics in the practice of physical education at the primary level of the school. A set of breathing exercises has been developed that improves the functional characteristics of the respiratory system of children 8-10 years old, which ultimately contributes to health conservation through strengthening the respiratory muscles and the whole organism as a whole, and can be used in modern physical education practice.
Keywords: breathing exercises, training, physical culture, respiratory system, deep breathing, muscular activity, physical education, elementary school level, Stange test, Genche test.
Введение. Актуальность исследования влияния дыхательной гимнастики на функциональные показатели респираторной системы детей 8-10 лет связана с тем, что в перечне детских болезней заболевания органов дыхания встречаются наиболее часто. По данным статистики заболевания дыхательной системы (ринит, ларингит, фарингит, бронхит и пневмония т. д.) даёт максимальное количество пропусков школьных занятий и непосещение дошкольных учреждений, что влечет за собой снижение качества образования [6].
В практике физкультурного образования использование комплексов дыхательных гимнастик в подготовительной части урока физической культуры является недостаточным. Еще меньше педагоги уделяют внимания организации здоровьесбережения средствами дыхательных упражнений во внеклассной работе.
При этом отклонения в здоровье, сформировавшиеся в детском возрасте, снижают возможности реализации человеком в будущем его важнейших социальных и биологических функций, что обосновывает педагогическую проблему поиска технологий здоровьесбережения в образовательном процессе современной школы средствами дыхательной гимнастики.
Школа, являясь организованной формой общественного воспитания, может стать базой для реализации самых современных и эффективных программ профилактики и оздоровления подрастающего поколения через дыхательную гимнастику, так как это не требует дополнительных финансовых вложений и является общедоступной формой оздоровления.
Здоровьесбережение в практике школьного образования способствует повышению качества физкультурного образования и образования в целом. Физкультурное образование - процесс и результат овладения специальными систематизированными знаниями о физических упражнениях, а так же способами их самостоятельного изучения и использования в жизни [5].
Важную роль физических упражнений в развитии дыхательного аппарата и лечения его заболеваний определяется тесная физиологическая и функциональная связь между мышечной деятельностью и дыханием. Каждое мышечное сокращение, вызывая изменения химизма мышц, рефлекторно и гуморально, возбуждает функцию дыхания.
Дыхание - наиглавнейшая физиологическая функция организма. У детей начальной ступени образования в сутки через легкие проходит до 15 тысяч литров воздуха, по весу это почти в 10 раз больше пищи и воды, поступающих в организм за тоже время. Если вдыхаемый воздух чрезмерно насыщен вредными примесями или болезнетворными организмами у детей развиваются различные заболевания, такие, как острые респираторные заболевания, воспаление слизистой оболочки различных отделов дыхательных путей: носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов [1].
Под влиянием возрастающей двигательной активности и систематических занятий физическими упражнениями увеличиваются резервные возможности дыхания - жизненная ёмкость лёгких, максимальная вентиляция, бронхиальная проходимость. Всё это является следствием навыка правильного дыхания и направлено на здоровьесбережение.
В методике физического воспитания младших школьников нашли широкое применение дыхательные гимнастики (Комо, Бутейко, звуковая гимнастика). Их роль в работе дыхательной мускулатуры и в устранении дискоординации мышечной деятельности основных и вспомогательных дыхательных мышц, возникающей из-за нарушения произвольной регуляции дыхания, доказана физиологами и медиками.
Дыхательная гимнастика направлена на глубокое дыхание, которое более эффективно для газообмена в легких, так как часть воздуха может поступать конвективным способом непосредственно в альвеолы.
Актуальность данной проблемы, обосновывает необходимость разработки комплекса дыхательной гимнастики, направленного на повышение функциональных показателей респираторной системы детей 8-10