232
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 2(6) 2015
УДК 37.032
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ - ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕКИ
Г. А. Кулюпина1), Л.М. Курганская2)
Белгородский государственный институт искусств и культуры 1)e-mail: [email protected] 2)e-mail: [email protected]
В настоящее время происходит утрата интереса к чтению. Т акая ситуация неминуемо сопряжена с большим социальным риском, так как чтение остается одним из главных способов освоения жизненно значимой информации. Без чтения невозможно приобщение личности к культуре, социализация ребенка. Одним из способов привлечения подростков к чтению является использование технологий развития критического мышления.
Ключевые слова: подросток, библиотека, чтение, технологии критического мышления.
В современных условиях чтение осознается как база интеллектуального развития, как источник приобретения и пополнения знаний, преодоления ограниченности индивидуального социального опыта. Чтение - важнейший способ приобщения к ценностям мировой культуры, средство подготовки к жизни в окружающей социальной реальности. Однако педагоги, библиотекари, социологи с сожалением констатируют, что в последние десятилетия в подростковой и молодежной среде меняется парадигма чтения. Чтение как таковое остается, но изменяется характер чтения, когда оно становится прагматичным, информационным и более поверхностным, когда преобладает деловое или управляемое чтение. Изменяется и мотивация чтения, когда развлекательное чтение преобладает над чтением, направленным на формирование когнитивных способностей, на развитие духовных и душевных качеств.
Современных подростков очень трудно привлечь к познавательной деятельности в чтении. Дети часто затрудняются в восприятии и усвоении учебного материала по всем предметам школьной программы1. Происходит это потому, что у школьников отмечается низкий уровень развития мышления, и прежде всего критического.
Критичность ума - это такое его свойство, когда человек умеет правильно оценивать мысли, свои и чужие, критически относиться к информации, когда он способен анализировать все выдвигаемые положения и выводы, а не принимать их на веру1 2.
Технологию «Развитие критического мышления» разработали в конце XX века в США исследователи Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит, Д. Халперн, С. Уолтер. В России по развитию данной технологии работают С.И. Заир-Бек, И.О. Загашев, М.В. Кларин, И.В. Муштавинская и другие. В этой технологии обобщены идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения3.
1 См.: Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб: Альянс «Дельта», 2003. 284 с.
2 Хаяперн Д. Психология критического мышления СПб., 2000. 126 с.
3 Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб., 2003. С.
67.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 2(6) 2015
233
Технология развития критического мышления для некоторых подростков может стать первым шагом для пробуждения интереса к чтению, что является наиглавнейшей задачей библиотеки.
Критически мыслящий подросток сможет наиболее эффективно взаимодействовать с информационным пространством, сможет оценить и найти противоречия в любой информации, которую он получает через СМИ и сеть Интернет, сможет аргументировать свою точку зрения, чего так не хватает нашим детям.
Формирование критического мышления - это создание базового отношения к себе
4
и миру, и этот процесс подразумевает осмысленную позицию .
В процессе чтения использование технологии развития критического мышления позволяет выявить такое свойство текста, как подтекст, которое поможет привести подростка к более глубоким выводам о прочитанном. Например, при чтении стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Воробей» внимание подростков следует обратить на такую фразу: «Моя собака медленно приближалась к нему (молодому воробью), как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой - и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти». Очень важно, чтобы ребенку открылся тот смысл, что скрывается в словосочетании камнем упал. Камнем на свою добычу падают хищные птицы - ястреб, сокол, очевидно, автор хотел подчеркнуть храбрость, стремительность и решимость маленькой птички, которую писатель называет героической птицей.
Только вдумчивое отношение к чтению способствует глубокому проникновению в текст, обеспечивает высокую степень понимания и самого текста, и основных идей и нравственных установок автора.
Любой вид работы, который применяется в технологии развития критического мышления, основывается на трех фазах: стадии вызова, стадии осмысления, стадии рефлексии. Это, как утверждают психологи, коррелирует с этапами человеческого восприятия: сначала мы должны настроиться на восприятие, потом вспомнить, что мы знаем по рассматриваемой теме, затем познакомиться с новой информацией и, наконец, сделать выводы о том, как можно применить полученные знания.
Современные подростки не считают чтение художественной литературы одним из своих любимых развлечений. С одной стороны, Интернет и телевидение, которые предлагают широкий круг развлекательных программ, не требующих от зрителей или слушателей серьёзных раздумий, напряжения чувств, рождает ощущение «праздника жизни». С другой стороны, если судить по анкетированию, которое ежегодно проводится в библиотеках г. Старый Оскол (данные магистранта БГИИК Т.А. Пайметьевой), самое большое место в чтении подростков занимает массовая литература (фантастика, детективы, фэнтези и т. п.), которая уводит их от реалий окружающего мира. Поэтому уроки литературы в школе и библиотечные мероприятия, которые строятся на работе с книгой, вызывают у подростков затруднения. В библиотечных мероприятиях, как и на уроках, приходится не только читать текст, но и анализировать его, оценивать с разных точек зрения, часто создавать собственный текст (в библиотеке писать отзывы на книги, в школе - сочинения). Чтобы привлечь детей этого возраста к чтению, необходимо взаимодействие педагогов и библиотекарей, а также разработка различных методов, технологий поиска новых форм взаимодействия книги и подростка.
Загашев И.О., Гусева В.П. Чтение в библиотеке: стратегия «Чтения с остановками». М.: Чистые
пруды, 2010. С.5.
4
234
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 2(6) 2015
В библиотечной работе с художественными текстами будет интересна стратегия «Чтение с остановками», которая используется для пробуждения у детей интереса к чтению. Для реализации этой стратегии выбираются не очень большие произведения, примерно в 5-7 страниц.
Чтение с остановками - это методический приём по организации чтения текста, когда используются вопросы различных типов. Работает этот прием и при самостоятельном чтении, и при восприятии текста на слух.
Схема реализации данной стратегии такова: вступление, в котором библиотекарь говорит о своем знакомстве с тем или иным произведением либо рассказывает о биографии писателя. Обычно вступление длится не более 3-4 минут, причем необходимо помнить, что подростки запоминают те факты из биографии писателя, которые они смогут легко «перенести» на себя.
Следующий этап - обсуждение названия произведения. Он также должен быть не очень затянутым и занимать всего 2-3 минуты.
Затем следует чтение текста. Библиотекарь заранее намечает две-три остановки (все зависит от размера рассказа) и задает вопросы, которые также должны быть подготовлены заранее. Вопросы необходимо формулировать так, чтобы побуждать подростков к размышлению, к прогнозированию развития сюжета, например, «Как вы думаете, почему герой поступи именно так?», «Как, по-вашему, события будут развиваться дальше?», «Какие чувства вызвал у вас этот отрывок?» и под.
И. О. Загашев5 разработал свою систему вопросов, среди которых он выделяет несколько групп.
Простые вопросы - это вопросы, при ответе на которые нужно вспомнить и воспроизвести определённую информацию.
Уточняющие вопросы имеют своей целью дать человеку возможность осуществить обратную связь относительно того, что он только что сказал. Такие вопросы начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...», «Если я правильно понял, то...», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...».
Следующий тип вопросов - объясняющие, они начинаются со слова «Почему?». Их цель - установить причинно-следственные связи между предложениями, между частями текста, найти обоснование поступкам героев.
Если в вопросе есть частица «бы», элемент условности, предположения, прогноза, то перед нами творческие вопросы, например: «Что произошло бы с героем, если бы ...», «Как вы думаете, как будет развиваться ход событий далее?», «Предположите по заголовку, о чем повествуется в этом рассказе» и др.
Оценочные вопросы нацелены на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему это хорошо, а это плохо?», «Чем обычный урок отличается от библиотечного урока?» и т.д.
Установить взаимосвязь между теорией и практикой помогают практические вопросы, например: «Где вы в обычной жизни можете наблюдать трансформацию?»
Способствует развитию критического мышления подростков в процессе работы над текстом и использование библиотечными работниками такого приема, как инсерт. Детям предъявляется текст, который они в процессе чтения должны разметить с помощью специальных знаков, демонстрирующих уровень владения информацией: знали ли дети что-либо о предмете речи до момента чтения, чего не знали, в чем сомневаются, о чем хотели бы еще узнать. Таким образом, уже в процессе первичного чтения включаются
5 См.: Баранова В.Н. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Пример стратегии «чтение с остановками» при анализе художественного произведения. - 9 с. URL.: http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/6807.pdf
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 2(6) 2015
235
такие мыслительные операции, как анализ и классификация. Целесообразнее всего предлагать юным читателям тексты научно-популярных жанров, в которых содержатся интересные факты из жизни животных, растений, сведения об открытиях и пр. Это те жанры, которые достаточно популярны среди детей данной возрастной группы.
В качестве примера приведем один из текстов, который был предложен подросткам в детской библиотеке МКУК «Старооскольская ЦБС»:
О реках Белгородской области
С древних времен люди пытались найти хорошее место для заселения. Какое же место считать хорошим? Ведь люди живут даже там, где вечная мерзлота. Но вот в пустыне мало кто согласится жить. Почему? Все очень просто: там нет воды. Вода -это жизнь. Реки - это наше богатство. Они дарят нам эту жизнь.
Именно поэтому имя речки древнее, чем название населенного пункта. Люди стараются заселить те места, которые находятся рядом с водой. Поэтому они и дают имя воде (реке, озеру) в первую очередь.
По территории Белгородской области протекают три главные и самые большие реки - Северский Донец, Оскол, Ворскла. На их берегах расположены и крупные населенные пункты. На Северском Донце стоит наш Белгород. У берегов Ворсклы раскинулся город Грайворон. А у реки Оскол построили целых два города-брата: Старый Оскол и Новый Оскол.
Почему Донец именуют именно Северским, а не Северным? Оказывается, это название появилось еще в Древней Руси. По берегам Донца жило тогда славянское племя -северяне, а их княжество называлось Северским. Вот и Донец с тех давних пор называется Северским.
Работу с такими текстами можно продолжить, предложив подросткам в электронной версии текста произвести заливку определенными цветами, например, желтым цветом выделить ту информацию, которая ребенку уже была известна, красным -новые сведения и т.д. Выполнение подобного задания, во-первых, напоминает игру, что для подростка еще значимо, а во-вторых, в итоге вырисовывается цветная картинка, которая наглядно демонстрирует распределение информации по выделенным критериям (знаю - не знаю - сомневаюсь - хочу уточнить, узнать подробнее).
Планомерная, продуманная работа сотрудников библиотеки с подростками по выработке у них критического мышления не преминет принести положительные результаты: у ребенка улучшатся умения производить анализ и синтез информации, не принимать сведения на веру, а подвергать сомнению, пользоваться аргументами при обосновании своих взглядов и менять точку зрения с появлением новой информации
Чтение - это уникальный феномен культуры, основной источник знаний, важнейшая сторона духовной жизни общества. Читающие подростки отличаются от нечитающих более высоким интеллектом. Они имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью и способны быстро и адекватно решать возникающие ситуации.
Список литературы
1. Баранова В.Н. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Пример стратегии «чтение с остановками» при анализе художественного произведения, 9с., URL.: http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/6807.pdf
2. Загашев И.О., Гусева В.П. Чтение в библиотеке: стратегия «Чтения с остановками». - М.: Чистые пруды, 2010. - 31 с.
3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб., 2003. -192 с.
236
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 2(6) 2015
4. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развитии. - СПб : Альянс «Дельта», 2003. - 284 с.
5. Хаяперн Д. Психология критического мышления. - СПб., 2000 - 126 с.
technologies of development of critical thinking teenagers - users of library
G.A. Kulyupina1), L,M. Kurganskaya2)
Belgorod state institute of arts and culture e-mail: [email protected] e-mail: [email protected]
Now there is an easing of interest in reading. Such situation is interfaced to big social risk as reading represents the most important way of development of vitally significant information. Without reading integration of the personality into culture, society is inconceivable. To involve teenagers in reading, it is necessary to use various technologies, including from experience of teachers. In research use of technologies of development of critical thinking by means of reading and the letter is considered.
Keywords: teenager, library, reading, technologies of critical thinking.